- Просмотров: 3041
Мои впечатления о веломарафоне Вологда-Онего-Ладога 2012
Марафон Вологда-Онега-Ладога 1200 км проводится клубом Балтийская Звезда во второй раз по маршруту Вологда-Вытегра-Пудож-Медвежьегорск-Петрозавдоск-Питкяранта-Салми-Питкяранта-Сортавала-Лахденьпохья (маршрут по ссылке, там же на треке проставлены КП по номерам).
Временной лимит для прохождения дистанции - 90 часов.
Официальный сайт марафона - http://vol1200.ru/index.php/ru/
Для отчета использовано некоторое количество фотографий Димы Ефремова, остальные мои.
Я до последнего сомневалась, а надо ли мне вообще ехать на этот марафон, так как состояние моих коленей и связок совсем к этому не располагало. Связки я себе потянула зимой, когда отправилась в одиночный велопоход и для ночевки таскала велосипед и рюкзак по глубокому мокрому снегу. Колени - моя давняя проблема. С другой стороны, я человек уже привычный к подобным проблемам. И к терпению. В результате в последней момент я таки зарегистрировалась и купила билет. За это мне был выдан первый номер, что недвусмысленно намекало на идею приехать на финиш последней :) Для себя я решила, что пускай меня все спрашивают, почему это я так медленно еду - переживать не буду, а поеду так, как получается.
Приехали в Вологду мы на поезде за сутки до старта, и так мне куда больше понравилось, чем приезжать непосредственно к старту – есть время пообщаться и есть нормальная ночь перед стартом.
Перед марафоном мы поселились в общежитии в поселке Молочное под Вологдой.
Вечер мне особенно запомнился - народ сел в кружок, и стали обсуждать - зачем вообще катаемся, как катаемся. Удивительно, что собралось столько национальностей - Abraham Cohen (Israel), Els Vermeulen (UK), Ivo Miesen (Netherlands), Mikko Makipaa (Finland), периодически к нам присоединялись участники из Японии, Норвегии и Швеции. Люди все увлеченные, у каждого свой взгляд, своя философия. И эта увлеченность очень заразительна!
Утром выдвинулись на старт к музею в Семенково.
На старте пообщались, пофотографировались, и поехали. Вскоре практически все участники меня обогнали. Но я напомнила себе про свое решение ехать и не комплексовать, что я такой тормоз, и тихо покатила в своем темпе.
От первого дня, кроме общего позитивного ощущения от хорошей погоды и красоты летней вологодчины, мне запомнились только КП и что мы там ели. Все-таки наличие КП - очень большая помощь для запоминания местности на такой длинной дороге! Иначе ничего почти не вспомнить.
Вот, почти час времени пропал даром на втором КП (158-й км), в кафе - пришлось выстоять длиннющую очередь за едой, так что потом уже и есть не хотелось. Но все-таки правильно сделала, что выстояла - следующее питание было больше чем через 100 км и попроще. До третьего КП (263-й км) ехали с Катей Ушаковой, Колей Литвиновым, Артуром из Воркуты и Димой Ефремовым, развлекаясь болтовней и даже не пытаясь заниматься какими-то там сменами и сидениями на колесе.
На этом третьем КП произошел небольшой продовольственный конфликт - Кате и Коле не хватило тушенки и не досталось воды. Мне лично тушенки хватило, а воду мы с Димой набрали просто из речки. Нормальная вода была.
Оставив компаньонов дожидаться воды (причем они ее так и не дождались), мы поехали вдвоем с Димой Ефремовым.
Разнообразия в маршрут внес небольшой грунтовый участок после третьего КП, а то все был не самый приятный асфальт. В поселке был какой-то праздник, так что проехали мы его под развеселую музыку.
Вечер первого дня был очень красивым. Мы с Димой болтали и немало фотографировали - кататься ночью я не люблю, а люблю спать, поэтому бреветы для меня - единственная возможность увидеть белые ночи своими глазами. Дорога как раз шла вдоль Волго-Балтийского канала, так что нам повезло проводить закат, увидеть медленно плывующую по каналу баржу, а потом любоваться на туманы, поднимающиеся над небольшими речками, которые пересекала дорога.
К спальному КП на Саминском погосте (352-й км) мы приехали почти к двум часам ночи. Как рассказали потом волонтеры, с этим КП получилось много накладок и сложностей. А мы приехали последними... Сна в эту ночь у меня получился всего час - единственный оставшийся спальник был совсем тонким, и я сильно мерзла. Кроме того, утром пришлось выехать голодными - вся еда на КП закончилась.
Не без помощи кусочка припасенной колбаски, я докрутила до Пудожи (417-й км), где у нас тоже был КП. Там очень кстати встретила Диму (встречался он мне с завидной регулярностью!), который сказал, что на КП еда если и есть, то сомнительная. Мы ведь ехали в самом хвосте, и к нашему приезду почти ничего не оставалось... У меня как раз был момент, когда внутренние запасы начали заканчиваться и есть очень хотелось, но пока еще организм не был готов есть все что угодно. Так что мы пошли за нормальной едой в центр. Очень удачно в Пудоже проводилась ярмарка, и мы добыли прекраснейшего плова и закупились пирожками, которые грызли потом еще два дня. Мы были спасены от голода и получили удовольствие, но эта прогулка заняла у нас полтора часа.
В общем, по хорошему надо было подойти к вопросам питания с большей самостоятельностью, а не рассчитывать на волонтеров, но я и так немало везла с собой вещей... А когда уже едешь, соображать что и как запасти получается не очень... К счастью, потом дела у волонтеров наладились, и голодать больше не пришлось. Или это я стала менее капризна :)
После Пудожи мы, как и все, печально отбивали себе колени, связки, попы и руки на очень неприятном асфальте, поддерживая себя надеждами, что дальше будет лучше. Ехали вчетвером с Катей, Колей и Димой, не особо вместе, но постоянно пересекаясь.
И вот впереди, наконец, показалась Онега.
После длинного спуска (жаль, разгоняться на нем мне не хотелось из-за сомнительного асфальта), показалось и шестое КП (475-й км), в детском лагере. Там нас встретил Даня Жуков и накормил пельменями (правда, я была уже такая оголодавшая, что желудок вместил пельменей меньше, чем хотелось бы), напоил кофе, и порадовал рассказами об его недавней одиночной транс-России.
Дальше дорога продолжалась в том же духе. Часам к 7 я доехала до седьмого КП на реке Шойване (535-й км). Поела, посидела у костра, поехала дальше. Уже к ночи мы, опять вдвоем с Димой, зашли в магазин в Повенце. Правда, ничего особо съедобного купить там не удалось, зато посидели и отдохнули без комаров, пообщались с местным населением. Дальше все было как-то совсем сонно, мы тряслись до Медвежьегорска, потом по дороге на Великую Губу и думали "о ужас, столько спуска, это же завтра подниматься!".
На КП на берегу Онеги (632-й км) красота была сказочная, жаль, не было времени понаслаждаться. Поужинав, легли спать на пару часиков, и снова в путь.
Медвежьегорск я вспоминаю с ужасом! Город красивый, если кататься по нему как велотурист, но на моем стареньком шоссере, плохо приспособленным к горкам, это было мучительно. Так что я много шла просто пешком, чтобы не добивать и так выбитые плохим асфальтом колени. А так как у меня еще и тормоза на велосипеде были не очень, то пару горок пешком пришлось идти не только вверх, но и вниз.
На выезде из Медвежьегорска я зашла на заправку, купила заварного кофе - хоть что-то в этом городе хорошего!
Конечно, было очень радостно выехать наконец на прекрасный асфальт мурманской трассы. Трасса приятная для езды, обочина в основном размечена, достаточной ширины. Трафик на трассе был, но нельзя сказать, что сплошным потоком. Узкие разбитые дороги с крутыми горками и резкими поворотами, на мой взгляд, куда опаснее, пусть даже трафик там и меньше.
А места здесь очень красивые. Леса, скалы, озера - в общем, любимая Карелия. Хоть это и требует времени, я не ленилась иногда остановиться и что-нибудь сфотографировать - потом эти фотографии очень дороги, пусть ничего такого особенного на них и не снято, но зато сколько ярких воспоминаний.
Правда, на трассе обнаружилась другая проблема - стабильный ветер в лицо. Так как ехала я там в основном одна, справляться с ветром получалось у меня не очень хорошо. Тащилась со средней 18-19 км/ч - и все тут. Но что поделаешь, это и делает длинные дистанции сложными - условия никогда не складываются оптимально.
Незаметно докрутилось до Кондопоги, где силы подкрепил шашлычок с кофе, потом показался и Петрозаводск...
На КП в пос. Мелиоративном рядом с Петрозаводском (824-й км) из еды осталось только пюре, но зато там был Андрей Раевский, и он это пюре так увлекательно прорекламировал (" нас есть пюре картофельное, пюре из картошки и картофельное пюре - выбирай!"), что я даже вполне наелась. Андрей - волонтер высшего уровня, настроение умеет поднять всегда!
Хотела поспать немного, но плохо себя чувствовала, так что только повалялась, заснуть не могла. Да и времени было мало - хотелось закончить с трассой до сумерек. Пока лежала, слушала стоны несчастного немца Клауса - он приезжает на ВОЛ во второй раз, и в первый ему пришлось сойти через более чем тысячу километров из-за боли в спине. Теперь, очевидно, он решил докрутить во что бы то ни стало. Он несколько раз просил волонтеров разбудить его, но все откладывал подъем... Понимаю, сойти во второй раз ему было бы совсем обидно.
Как-то уже совсем сонно докрутила до КП на Крошнозере, где Сергей Тонковский и Дима Монахов накормили импровизированным супом из бомжпакетов и тушенки. Суп - это вообще лучшая еда для марафона, теплая и хорошо усваивается. А этот суп был не просто питателен, но и с заботой приготовлен. С морковкой! Очень вкусно и душевно.
После такого прекрасного супа я наконец смогла заснуть, и два часа сладко проспала. Я очень мечтала переставить будильник или как-нибудь "случайно" проспать, но "тише едешь - меньше спишь"... Спать с моими скоростями было некогда! А вот Катя, Коля и Дима, с которыми я тут опять встретилась, поехали дальше вообще без ночевки здесь. И попали под дождь, который я проспала в тепле. Жесть!
Вылезя с КП в теплое туманное утро четвертого дня, я таки оказалась в том, что любители веломарафонов называют "другое измерение". Когда пережил уже столько волн усталости, что от нее уже не плохо, а хорошо. Как будто немного разрушается оболочка собственного "я", и окружающий мир начинает восприниматься в разы ярче, чем обычно. Вот и в тот момент - за спиной почти тысяча километров дороги, но и впереди еще немало. Мне особо и не верилось, что я их проеду, тем более вовремя. Но это меня ну совсем не беспокоило! Просто вот дорога, еду вот потихоньку, иногда ложусь на асфальт помедитировать, а вокруг так красиво, что слезы из глаз... И одиночество на этой дороге было только в радость.
Меж тем вышло солнце и дорога пошла вниз, к Ладоге. Встретила Диму, который меня дожидался в кафе, и поехали вместе к Салми. Дорога на Салми, хоть и с хорошим асфальтом, но с крутым рельефом, мне она не понравилась. Все-таки мой велосипед к рельефу был совсем не приспособлен. Ехала еле-еле. Потом и вовсе случился форс-мажор – КП, который должен был быть в конце петли на Салми, перенесли. Но в треке и легенде это не было отражено, а меня предупредить забыли. Ребята сказали, что на дороге сделали указатель какой-то, но я его не видела, так как смотрела в навигатор. В результате я потратила минут 40 на поиски, накрутила лишних километров. Ужасные это ощущения, когда доезжаешь, умирая от голода, а тут тебе местные говорят, что никаких велосипедистов здесь не видели вообще...
Очень хотелось сесть и плакать, но я предпочла поехать в местное кафе за моральной поддержкой в виде вкусной солянки. За это время волонтеры меня отыскали, а потом отпоили молоком и всячески утешили, за что я очень благодарна. Жизнь снова наладилась!
На этом позитиве участок Салми-Питкяранта в обратном направлении я преодолела проще, чем ехала туда. А после Питкяранты вообще пошел праздник - начались очень любимые мною места северного Приладожья, по которым я не раз каталась как велотурист. Спать мне от этого даже расхотелось, и я вполне бодро покрутила к последнему КП на берегу Кирьявалахти (1150-й км).
На последнем КП я сытно поужинала, и вместе с таким же отстающим Артуром из Воркуты мы и докрутили оставшиеся 60 км до финиша в Лахденпохье. Дорога там тоже с крутыми горками, но в этот раз мне понравилась - хоть в подъемы я шла пешком, но зато вниз было весело и бодрило. Как и все, кто катался в Париже, я вспоминала тамошние горки перед финишем... Ну, тут все-таки горки были меньше!
Буквально на финише, уже в Лахденпохье, у меня совсем не вовремя сел навигатор. Из-за этого мы с Артуром очень долго искали, где же финиш, опрашивая немногочисленных ночных прохожих, не видели ли они велосипедистов. Но все же финиш мы нашли и гордо прибыли туда за 11 минут до лимита. Как я и хотела - чтобы такая длинная дорога закончилась именно тогда, когда ей пора было уже закончиться!
Итак, проехала я этот марафон настолько медленно, как только можно, зато все-таки проехала, согласно своим скромным возможностям, никто меня на колесе не тащил, и на финише была во вполне бодром виде. Никаких последствий для здоровья не было. В смысле, последствия были, но положительные - связки, которые болели к тому моменту уже несколько месяцев, от такой длительной нагрузки восстановились.
Маршрут был очень интересен, и позволил связать в единую линию Вологодчину, Заонежье, Петрозаводск и северное Приладожье - в каждом из этих мест я уже каталась, но по-отдельности. Было замечательно повидаться со старыми знакомыми и познакомиться с новыми интересными людьми. Так что эти длинные 4 дня я провела точно с пользой!
PS. огромное спасибо волонтерам за проделанное это все, моральную и физическую поддержку.
И пара фотографий товарищей на финишном банкете.