
В третьей части нашего похода мы продолжили ехать на юг к Рованиеми по Лапландии, где стоят уже совершенно полноценные леса. Большая часть нашего пути прошла вдоль прекрасной реки Оунасйоки. Также мы совершили маленькое восхождение (то есть затаскивание велосипедов) на гору Юлляс высотой 719 м.н.у.м.
Содержание: |
|
День 10 | Enontekiö - Peltovuoma - Ketomella - ночевка на берегу Ounasjoki |
День 11 | Дорога 9583 - полудневка |
День 12 | Дорога 940 - Äkäslompolo - подъем на гору Ylläs (719 м) |
День 13 | Дорога Jauhojärventie (грейдер) - дорога 9391 - дорога Otusmaantie (грейдер) - ночевка на берегу Ounasjoki |
День 14 | Дорога Tainiontie (грейдер) - дорога Tolosentie (грейдер) - дорога 934 - ночевка у маленькой речки |
День 15 | Грунтовая лесная дорога - дорога Norvan länsitie (грейдер) - Rovaniemi |
ПЕРЕЙТИ К ВСТУПЛЕНИЮ И ЧАСТИ 1 | |
ПЕРЕЙТИ К ЧАСТИ 2 |
День 10. 28 августа.
Enontekiö - Peltovuoma - Ketomella - ночевка на берегу Ounasjoki
70 км, 4 часа 15 минут в движении
Погода: 10-15 градусов, переменная облачность, ветер юго-западный (в основном встречный)
В этот раз с утра мы спали, сколько влезет. Зато ребенок проснулся жизнерадостным, мы собрались без помех и вышли в те же 11 часов, что и в предыдущий день, хотя встали на час позже.

Теплое солнечное утро, радостно собираем лагерь
Через 9 км въехали в Энонтекио, большой город.

Все необходимое из еды у нас в общем-то было, надо было докупить по мелочи. Я осталась сторожить велики, Саша с Виталиком пошли в магазин. А магазины в Финляндии всегда огромные. Вышел Саша через 40 минут, с целым пакетом еды, включая куру-гриль. Она была теплой, а раз так, то зачем ждать, пока остынет. Остановились сразу на выезде из города, чтобы курицу съесть. Естественно, нарушение ходового режима (слишком маленький перегон между магазином и привалом) сразу усложнило следующую посадку Виталика в кресло. Вот так сразу несколько часов и улетело.
Честно сказать, меня такие моменты "затупов" сильно утомляют, хотя формально мы отдыхаем. Но исключить их нереально, есть всякие обстоятельства, а наличие ребенка не позволяет никаких быстрых маневров.
После Энонтекио мы ехали по довольно пуустынному шоссе 956, где ничего примечательного не было, а потом двинулись по еще более пустой дороге 957 вдоль цепи гор Паллас-Юллястунтури (Pallas-Yllästunturi). Эти горы - остатки древней горной цепи, сейчас их максимальная высота 807 м.н.у.м. По горам проложен пеший маршрут, наверняка там очень красиво, но с шоссе горы видны лишь иногда, на болотистых участках, так как на этой широте стоят уже совершенно полноценные леса и все заслоняют.

Когда Виталик проснулся с дневного сна, мы остановились на привал у столиков рядом с мостом через реку Оунасйоки. Очень уютное место, с видом на болото, а рядом река шумит.


Пересекаем Оунасйоки. Нагрузили Виталику кучку камней, и он с удовольствием сбрасывает их вниз
После моста дорога идет вдоль реки Оунасйоки, по шикарным сосновым лесам. С дороги реку практически не видно, но она рядом, легко можно подойти и полюбоваться.

На ночевку мы остановились на берегу, над красивым обрывом. Я была очень довольна - люблю большие реки! Тем более, Оунасйоки нам как родная - в нашем прошлом велопоходе по Лапландии мы ехали вдоль нее около 170 километров! Тогда мы проехали все ее нижнее течение до впадения в Кемийоки, а в этом походе проехали наоборот всю верхюю часть. Так что теперь целиком ее видели.
Вечер был теплый, комаров и мошек мы успешно отогнали спиралями, на ужин сварили густой грибной суп. Просто прекрасная ночевка!


Установка палатки, Виталик помогает втыкать дуги в колечки. И ведь спокойно можно ставиться в метре от обрыва - ребенок не подходит к обрыву безо всяких напоминаний. Ну просто кайф, с таким разумным малышом ездить!

И снова Виталик помогает, на этот раз смазывать цепь. И ведь на самом деле помогает, прокручивает цепь дальше по команде.

Наш будущий ужин

Семейное фото
День 11. 29 августа.
Дорога 9583 - полудневка
44 км, 3 часа 9 минут в движении
Погода: 9 градусов, дождь разной интенсивности весь день

Утренний вид на Оунасйоки
Утром мы поехали дальше вдоль Паллас-Юллястунтури, мимо озера Палласъярви. Места эти, должно быть, очень красивые, так как возле озера дорога подходит максимально близко к хребту и его пересекает, поднимаясь на сотню метров. На этой широте уже повсеместны ели "свечками", создающие совершенно особенный лапландский пейзаж, тогда как севернее их нет (сосны, однако, куда более устойчивы к холоду, чем ели). Но всю эту красоту нам портила погода. Горы были плотно затянуты туманом и лишь слегка угадывались. Хотелось фотографировать, но с каждым доставанием фотоаппарата он становился все мокрее, пока объектив таки не запотел изнутри.




Ко времени пробуждения Виталика с дневного сна дождь зарядил совсем уж капитально. Мы проголодались, но спрятаться было совершенно негде. Даже бутерброд под таким дождем не сделаешь - промокнет раньше, чем закончишь намазывать. Ставить палатку в жутко сыром еловом лесу, чтобы потом ее собирать снова под дождем, не хотелось. Стоя под дождем и раздумывая, доставать ли еду, мы с Сашей даже немного пособачились, что у нас в семье случается крайне редко. Сказывался 11-й день похода - пусть наше ходовое время и было небольшим, но зато с нами был маленький ребенок, а условия заполярья не самые комфортные, так что устать немудрено. Ну раз такое дело, я потребовала полу-дневку. На финиш мы прекрасно успевали, на следующий день обещали уже хорошую погоду. Все было логично, но я долго переваривала этот эпизод победы лени над километражом. Все-таки мы почти никогда не останавливаемся из-за себя, а не из-за (или ради) ребенка.
Поставили палатку на берегу маленького озерца. Место было совсем не подходящее для безделья - мох по колено, все насквозь пропитано водой, походить ребенку вообще негде. Но ничего не поделаешь, до сосновых лесов ехать голодными и мокрыми нам было слишком далеко. Так что остаток дня мы в основном "отдыхали" в палатке, если можно назвать отдыхом времяпровождение с активным двухлеткой в замкнутом пространстве :) К счастью, развлекать себя Виталик не требует, скакал по палатке или швырялся вещами час за часом, совершенно довольный жизнью. Ну, это же главное - чтобы ребенок был доволен! Да и у меня на самом деле мозг успел перезагрузиться.

Виталика сырость не смущает, он радостно собирает черничку, сидя в сыром мху. А вечером мы всю его одежду раскладываем на себе в спальниках, чтобы высушить ее к утру.

Озерцо

У фотика запотел изнутри объектив... Но все равно видно, чем занимается Виталик во время нашей полудневки :) И так - не один час!!
День 12. 30 августа.
Дорога 940 - Äkäslompolo - подъем на гору Ylläs (719 м)
53 км, 4 часа 23 минуты в движении
Погода: 10-12 градусов, солнечно, ветер 5-6 м/с юго-западный (встречный)

Виталик возлежит в ожидании завтрака
Хотя вчера в это совсем не верилось, утром нас встретило солнышко. Место нашей полудневки уже не казалось мрачным - приятный лес, красивое озеро. Я даже частично помылась, постирала свои вещи, но купаться не рискнула - дно болотистое.
Ехали мы с удовольствием, по пустой 3-степенной дороге. Вокруг снова потянулись сосновые леса, но уже полноценные, совсем как у нас. Попадалось довольно много оленей, здесь они куда менее пугливы, чем на севере, подпускают довольно близко.


Саша с Виталиком смотрят на оленей

Удирает!

Очень довольная я

Журавли на болоте. Кажется, первый раз в жизни вижу эту птицу не в небе!
К обеду доехали до К-маркета в Экясломполо (Äkäslompolo). Магазин огромный, мы долго по нему бродили.

У магазина - огромная статуя оленя.

В машинке в магазине Виталик нашел варежки. Эти он надевал с большим удовольствием!

Мы опять накупили свежих булок!
Следующим нашим приключением было забраться на гору Юлляс (719 м), которая расположена неподалеку от Экясломполо. Это было возможно благодаря хорошей погоде и наличию дороги на вершину, так как там расположен горнолыжный центр. Мы оставили вещи среди ожидающего сезона горнолыжного оборудования, и поехали налегке. Точнее, ехали наверх мы довольно мало, больше шли. Дорога очень крутая, в основном сыпучий грунт. Но тащить ребенка в велокресле намного легче, чем на ручках. Сам идти в гору Виталик отказался из-за сильного ветра.

В сторону горы идет отличная велодорожка (зимой - освещаемая лыжня), набирающая высоту.


Гора Юлляс вся раскатана горнолыжными трассами, это один из самых больших курортов в Финляндии.

На горе многочисленные подъемники, трассы, закрытая кафешка - и никого, только ветер. Вечно мы в несезон :)


Спрятали Виталика от ветра на веранде закрытого кафе. Так как ветра тут явно часто, веранда защищена толстым орг-стеклом.

Высоко забрались!

Соседние вершины, не укатанные горнолыжкой. Но нам на них не забраться - прыгать по камням в контактных ботинках, с ребенком на руках как-то совсем грустно.

На камнях - типичный для северных гор желтый map lichen. Такой же мы видели в прошлом году в походе по горам в Норвегии. Глядя на эти суровые камни, даже не верилось, что мы в Финляндии!

Вид с вершины Юлляса. Какая же плоская вся остальная Финляндия!
Вниз спускаться было намного быстрее, чем подниматься. Я часть дороги бежала бегом, не удавалось держать равновесие на таком уклоне. А вот Саша умеет, даже с ребенком за спиной он всю дорогу вниз проехал в седле.

Вечером мы прокатились по так называемой Ylläs scenic route. Эта дорога идет вокруг горы, не сбрасывая высоту. Но виды с нее открываются только если на саму гору и каменные россыпи, а вот вниз не видно ничего, все заслоняют леса. Зимой тут делается подсветка, то тут, то там поставлены прожекторы.



Здесь олени почти совсем не боятся людей
После увиденных просторов, нам не хотелось сбрасывать высоту и погружаться в леса. Так что мы искали место для стоянки до спуска. Но так просто места у дороги нет, везде уклон, и елки весь вид заслоняют. Мы бродили по отрогам горы час с лишним и в результате поставили палатку на отдельном каменистом пупыре с очень красивыми видами вокруг, но без какого-либо прикрытия лесами. Пока мы ходили, ветер не казался слишком сильным, но когда мы забрались в палатку, ощущения изменились. Дуло мощно! Саша натянул все оттяжки и утверждал, что палатке ничего не угрожает. Но шум от ветра был ужасный, и заснуть мне удалось только в середине ночи, когда я наконец привыкла. Лучше бы ставились внизу, а наверх поднялись полюбоваться. Но как-то мне к концу похода начинает очень хотеться красивых ночевок, даже ценой беспокойной ночи. Я уж молчу про то, как долго Саша перетаскивал на этот пупырь все наши вещи просто потому, что жена захотела красивой ночевки :)


Гуляем вокруг палатки.



День 13. 31 августа.
Дорога Jauhojärventie (грейдер) - дорога 9391 - дорога Otusmaantie (грейдер) - ночевка на берегу Ounasjoki
69 км, 4 часа 14 минут в движении
Погода: тепло, солнечно

Утром Виталик смотрит на гору. Эта гора очень напомнила нам гору Муэн, на которую мы забирались и с видом на которую ночевали в прошлогоднем походе по Норвегии. Там было южнее, зато 1400 м.н.у.м., а не 700.

Вот так Саша растянул палатку. Прекрасно выдержала ветер!

Спуск со стоянки занял немало времени. Прицеп приходится тащить отдельно...
Вытащившись наконец с нашего пупыря мы начали спуск вниз, в сплошные леса. Прощайте, горы!

В этот день мы ехали по небольшим дорожкам. Сначала проехали по хорошему грейдеру Jauhojärventie, потом немного по асфальту, а дальше снова по грейдеру, Otusmaantie. Этот был чисто лесовозного назначения, поэтому качество не очень-то хорошее. Просто на велосипеде ехать ровно, а вот колеса прицепа выступали за ровную колею и скакали по камням с убойным стуком. Не все дороги в Финляндии хорошие! Но это единственная дорога вдоль западного берега Оунасйоки на этом участке, а по восточному берегу идет достаточно загруженная двухзначная трасса.

Едем по Jauhojärventie, гора Юлляс еще долго маячит позади

Зимой здесь есть где покататься на лыжах

Otusmaantie в хорошем участке

Тепло, солнышко, варим обед. Я даже на 15 минут сняла теплые штаны, единственный раз за поход. Но потом солнце зашло, пришлось снова их одеть.

Участок дороги похуже

Почти осенний пейзаж
Вечером мы снова вернулись на берег Оунасйоки. Найти место для ночевки у реки было непросто, так как в этих местах вдоль всего берега довольно плотно идут домики, но все же удалось встать в хорошем лесу, где речка немного просвечивала сквозь деревья.

День 14. 1 сентября.
Дорога Tainiontie (грейдер) - дорога Tolosentie (грейдер) - дорога 934 - ночевка у маленькой речки
61 км, 4 часа 8 минут в движении
Погода: в основном дождь

Утренняя борьба с курткой :)

Утро на Оунасйоки. Камни на берегу ужасно скользкие!
Оставшиеся 7 км часть грейдера оказались очень неприятными - дорога была взрыта, усыпана крупными камнями и оставлена в таком виде до лучших времен. И никаких следов техники, которая бы дорогу чинила! Прицеп на камнях очень колбасило, мы тащились еле-еле. И, главное, страдания эти были бессмысленными - раньше тут явно был нормальный укатанный грейдер, когда-нибудь будет таким снова, а нам не повезло.

Да, дороги в Финляндии в сто раз лучше наших, но все равно не всегда хорошие...
К счастью, после пересечения перпендикулярной дороги грейдер пошел совершенно нормальный, его "ремонт" не коснулся. Этот участок (35 км от Lohiniva до Meltaus по восточному берегу Оунасйоки) нам понравился. Хорошая тихая дорога, бодрые холмы, а значит, и неплохие виды. Но к этому моменту дождь лил уже капитально, так что виды было не пофотографировать. А еще от грязи у меня закусывало цепь на переднем переключателе, так что нельзя было пользоваться маленькой передней звездочкой, и в горки я тащилась пешком. Но все равно эта дорога нам понравилась.



Виталику почти ничего не видно, настолько экран забрызган грязью.
Пришло время обеда, и мы очень надеялись найти хоть какое-то укрытие. Проехали большой перекресток с 79-й дорогой, но ничего, кроме закрытой заправки, там не было. Да, в средней и южной Финляндии никакой мелкий бизнес не выживает. Попадаются иногда подобные заведения, но все они закрыты. Пришлось сворачивать в лес и готовить, стоя под поливающим дождем.

Закрытая заправка

На фото не видно, что идет дождь. Но он идет еще как, так что стоим и мокнем. Почему-то, когда стоишь, дождь куда больше мешает жить, чем когда под ним едешь!
Я уже писала, что к концу похода у меня обостряется желание ночевать красиво, тогда как в начале совершенно все равно, где "падать". Вот и в наш последний вечер я мечтала заночевать на хорошей сухой полянке у воды. Чтобы красиво и не сыро, а то под дождем бродить по мокрой траве или мху ну совсем не хочется. Но найти в Финляндии подобную стоянку почти нереально - у воды или домики, или буераки. Однако, в этот вечер Финляндия преподнесла нам неожиданный подарок - именно такую идеальную полянку. Туда кто-то рыбу ловить приезжает, а мы наткнулись случайно. Бывает же!

День 15. 2 сентября.
Грунтовая лесная дорога - дорога Norvan länsitie (грейдер) - Rovaniemi
61 км, 4 часа 22 минуты в движении
Погода: тепло, солнечно

Утренний вид на нашу ночевку
Наш последний день похода снова был солнечный. Это очень ценно - высохнуть перед тем, как садиться в транспорт. Ну и вообще приятно.
Чтобы не повторять маршрут, где мы уже ездили, к Рованиеми мы поехали по лесной грунтовке. Сначала она была довольно плохого качества и шла через сплошные вырубки. Да, уже начиная с полярного круга, вырубок становится очень много, из-за чего катание по центральной Финляндии меня не привлекает. Но потом качество улучшилось, и вырубки в целом закончились, так что мы не пожалели, что туда поехали. По ней к самому городу и подобрались.

Дорога по вырубкам

Хорошая дорожка, хорошая погода - подарок на наш последний день похода

Виталик наедает черничку

Ну и как грузить ЭТО?!

Будешь спать? :)



Все берега уютного озера Норваярви утыканы домиками

Широченное шоссе на подъезде к Рованиеми
Ближе к городу уже начинаются велодорожки. В Финляндии это стабильно! Причем ведут они прямо куда надо, не путаются, не кончаются тупиками. Въехав в город, мотом мы помыли велосипеды из шланга ковромойки на пристани, потом поужинали пиццей и спокойно приехали на вокзал как раз к нашему поезду.

Место слияния Оунасйоки и Кемийоки в Рованиеми

Вот это сервис!

Лицо ребенка, которого вернули в цивилизацию после двух недель в тундрах и сейчас будут сажать в поезд :)
Поезд приходит из Кемийоки, но стоит в Рованиеми пол-часа, так что есть время нормально погрузиться. Для велосипедов у нас были заранее куплены отдельные билеты за 5 евро. А мы загрузились в личное супер-комфортабельное купе с двумя широкими полками, мягкими матрасами, идеальным бельем, умывальником, регулируемым кондиционером, розетками и бесплатным wi-fi. Как в шикарном отеле, только он тебя еще и везет! И куда дешевле, чем с великами самолетом. Мне очень понравилось.



Прицеп запихнули под нижнюю полку

А так ехали наши велосипеды
ПЕРЕЙТИ К ВСТУПЛЕНИЮ И ЧАСТИ 1 |
ПЕРЕЙТИ К ЧАСТИ 2 |