Маршрут: Inari - Angeli - Karigasniemi - Karasjok - Lakselv - Alta - Kautokeino - Enontekiö - Äkäslompolo - Rovaniemi
Длительность: 15 дней, 19 августа - 2 сентября 2017.
Километраж: 950 км.
Набор высоты (по треку, считал Basecamp): ок. 9 тыс. м., весь маршрут плавные холмы
Трек похода можно посмотреть на сайте gpsies.
Участники: Столяров Александр, Костюхина Екатерина, Столяров Виталий (2 года 4 месяца)
В наш следующий велопоход с двухлетним сыном мы отправились в августе 2017. А лето - самое время ехать на север! За две недели мы проехали почти тысячу километров разных дорог по лесам и тундрам северной Финляндии и Норвегии, посетили берега Баренцева и Норвежского морей. Весь маршрут пролегал за полярным кругом.
Для нас с Сашей этот поход получился самым расслабленным из всех походов втроем. Малыш растет, и мы совершенствуемся в деле походов с ребенком, так что сейчас Виталик никаких особых трудностей нам не доставляет. Хотя маленьким вздорным мальчиком от этого быть не перестает :) И север, с одной стороны, требует терпения - даже летом холод, дождь и ветер (или тучи гнуса) происходят часто. С другой стороны, все это не несет никакой опасности.
Перевозка ребенка в велопоходе
В этот поход мы, как и раньше, взяли велоприцеп (Thule Chariot Cougar) плюс велокресло (Hamax Smiley). В велокресле ребенок ехал в хорошую погоду, так ему веселее и можно разговаривать по пути, а в прицепе спал свой дневной сон и сидел в плохую погоду. Подробнее про использование велоприцепа и велокресла в нашей жизни я писала в общем посте «Как мы везем ребенка в велопоходе». Этим летом мы уже вполне успешно укладывали спать ребенка в кресле (хотя в прицепе все равно удобнее), так что прицеп мы взяли в первую очередь для защиты ребенка от дождя и ветра. И не пожалели - благодаря прицепу мы могли продолжать движение даже в холодную и мокрую погоду и не беспокоиться о том, что ребенок замерзнет в пути.Наше ходовое время в этом походе составляло обычно 3.5-4.5 часа в день, из которых 1-2 часа приходилось на детский дневной сон, а остальное - перегоны по 40-60 минут с привалами между ними. Ребенка такой режим вполне устраивает, и нам хватает времени покрутить педали.
Маршрут велопохода
Этот поход был не первым нашим с Сашей походом по Скандинавии. Кроме многочисленых коротких поездок по южной Финлядии, в 2013 году мы проехали тысячу километров от погран-перехода у Костомукши до перехода у Киркенеса, посмотрев Лапландию по всей ее длине (отчет "Велопоход через Лапландию по асфальту"). А в 2016 году прошли 100-километровый маршрут по тундрам на юге Норвегии, уже с полуторагодовалым ребенком за спиной (отчет "Пеший поход по тундрам Норвегии с ребенком"). Сравнивая эти два похода, я четко поняла для себя, что на северную природу мне намного больше нравится смотреть в пешем, а не в велосипедном формате. Уж очень все мелькает, когда чешешь по асфальту! Но в этом году пойти пешком мы уже не могли, слишком тяжелым и прожорливым стал наш малыш (15 кг живого веса и взрослые порции по три раза в день!), так что поехали на велосипеде, по новому для нас маршруту.Маршрут я составляла так, чтобы он начинался и заканчивался в Финляндии. Дело в том, что для посещения шенгенских стран мы, как и большинство петербуржцев, пользуемся финскими мультивизами. А у финнов отсутствуют точные требования по въездам, зато они известны своей въедливостью. Так как в планах у нас есть очень интенсивное использование финской визы для посещения других стран, то мы решили сделать для финнов хоть один «идеальный» въезд.
При этом маршрут я постаралась завести максимально на север, потому что центральная Финляндия, по опыту предыдущего похода, не очень интересна для посещения. Минимальный рельеф, много вырубок - этого нам и в средней полосе России хватает. А на севере и природа необычная, и вырубок уже нет. А еще можно доехать на велосипедах до Норвегии, где море.
Конечно, если бы у нас не было необходимости въезжать и выезжать именно из Финляндии, мы бы заехали из Мурманска через Киркенес, чтобы побольше покататься именно вдоль моря. Но это как-нибудь в другой раз!
Дороги
Основная часть дорог на севере Скандинавии - это асфальтированные шоссе. Предсказать загруженность их трафиком сложно, зависит от сезона. Мы ехали в конце августа, и дороги были достаточно свободны, чтобы ехать по ним спокойно. Кроме того, на комфорт велосипедиста влияет рельеф. Мы ехали все время по плавным холмам, где дорога прямая, и велосипедистов видно издалека. Водители объезжали нас с хорошим запасом. Единственным неприятным загруженным участком было примерно 20 км трассы E6 с севера от большого города Альта.Несмотря на наличие хороших асфальтовых дорог, нам хотелось покататься и по грунтам. Совсем уж таскать велосипеды по тропам мы не можем, так как с нами ребенок и велоприцеп, но я постаралась собрать в наш маршрут как можно больше грунтовых, но проезжабельных участков. Их получилось около 300 км, то есть треть. Дорога Инари - Ангели - Каригасниеми во многом грунтовая, а также мы много ехали по грейдерам между Экясломполо и Рованиеми. А самым приключенческим участком на нашем маршруте была старая почтовая дорога Альта - Каутокейно, каменистая, разбитая, с глубокими лужами. Для людей с велоприцепом это, наверное, чересчур, но нам было интересно.
Как добирались
Туда мы добирались сначала ночным самолетом в Мурманск, а оттуда такси до Инари. Конечно, такси на триста с лишним километров стоит недешево. Но лететь в Ивало самолетом с двумя велосипедами, велокреслом и велоприцепом получается намного дороже, а ехать автобусом с малышом нам не хотелось. Проехать по дороге от Raja-Jooseppi до Инари своим ходом мы не успевали по времени, для этого пришлось бы отказаться от встречи с морем, так что как-нибудь в другой раз — места там довольно красивые. Назад мы добирались намного проще - ночным поездом из Рованиеми в Хельсинки, а оттуда Аллегро до Петербурга.
Список дней похода
Дата |
Км | Время в движении | Маршрут | |
Часть 1. На север к морю |
||||
День 1 | 19 августа | 58 | Inari - дорога 9553 |
|
День 2 | 20 августа | 74 | 4 часа 36 минут | Angeli - дорога 9704 - Karigasniemi - граница с Норвегией - ночевка на берегу р. Karasjohka |
День 3 | 21 августа | 61 | 4 часа 7 минут | Karasjok - дорога E6 - ночевка на озере у пос. Skoganvarre |
День 4 | 22 августа | 66 | 4 часа 21 минута | Дорога E6: Lakselv - ночевка на берегу фьорда Порсангер |
Часть 2. На юг по тундрам Финнмарка | ||||
День 5 | 23 августа | 85 | 5 часов 15 минут |
Дорога E6: Oldefjord - Skaidi - ночевка в тундре у реки |
День 6 | 24 августа | 77 | 5 часов 16 минут | Дорога E6 - Alta - дорога через Gargia - подъем на старую дорогу Alta-Kautokeino |
День 7 | 25 августа | 42 | 3 часа 49 минут | По старой дороге Alta-Kautokeino |
День 8 | 26 августа | 46 | 4 часа 22 минуты | Дальше по старой дороге Alta-Kautokeino |
День 9 | 27 августа | 83 | 4 часа 28 минут | Kautokeino - дорога 93 - граница с Финляндией - дорога 958 (93) - ночевка в лесу рядом с Enontekiö |
Часть 3. В лесистой Лапландии | ||||
День 10 | 28 августа | 70 | 4 часа 15 минут | Enontekiö - Peltovuoma - Ketomella - ночевка на берегу Ounasjoki |
День 11 | 29 августа | 44 | 3 часа 9 минут | Дорога 9583 - полудневка |
День 12 | 30 августа | 53 | 4 часа 23 минуты | Дорога 940 - Äkäslompolo - подъем на гору Ylläs (719 м) |
День 13 | 31 августа | 69 | 4 часа 14 минут | Дорога Jauhojärventie (грейдер) - дорога 9391 - дорога Otusmaantie (грейдер) - ночевка на берегу Ounasjoki |
День 14 | 1 сентября | 61 | 4 часа 8 минут | Дорога Tainiontie (грейдер) - дорога Tolosentie (грейдер) - дорога 934 - ночевка у маленькой речки |
День 15 | 2 сентября | 61 | 4 часа 22 минуты | Грунтовая лесная дорога - дорога Norvan länsitie (грейдер) - Rovaniemi |
День 1. 19 августа.
Inari - по дороге на Angeli
58 км
Дорога из аэропорта Мурманска до Инари была довольно муторной. По плану мы должны были высадиться с ночного перелета Петербург - Мурманск, сразу сесть в такси и мирно проспать до утра. Но в реальности пришла машина с каким-то совершенно идиотским задним креплением для велосипедов (хотя мы предупреждали!), и не меньше часа Саша с водителем пытались наши велосипеды туда прикрепить. В результате Виталик совсем измучался, так как не мог заснуть в стоящей машине, а я вся испереживалась за ребенка и за велосипеды. Спать после такого нервяка у Саши не получилось совсем, а у меня получилось плохо. Тем более, что кидает в машине довольно сильно. Хорошо хоть ребенок все-таки заснул и проспал основную часть дороги - ради этого мы и ехали ночью, так как к многочасовым заседаниям в автокресле наш Виталик не приучен.
В Инари шел дождь, Саша собbрал велосипеды под небольшим навесом у какого-то отельчика, я следила за бегающим вокруг Виталиком. Потом в отеле как раз открылась кухня, так что пообедали там пиццей. Две заказанные нами пиццы оказались такими большими, что мы потом целый день только их и ели. Дождь не прекращался, но мы ждать не хотели и бросились под него. От такой наглости дождь через полчаса закончился.
Саша собирает велосипеды, а Виталик делает что-то деструктивное :)
Совместное стартовое фото
Дорога 9553 на Ангели очень приятная, сначала узкий асфальт, потом приличный грейдер. Вокруг стоят шикарные сосновые леса. Совсем не такие, как наши в средней полосе, а низкорослые, просторные, как будто парк. Мне очень понравились!
Единственное, что удивило - это количество комаров. Я ожидала, что к концу августа их уже не будет, но этот год странный, ни одного заморозка не было, поэтому комары и мошки себя чувствовали прекрасно.
Вечером мы с Сашей мечтали, что ребенок заснет пораньше. И правда, часов в шесть Виталика внезапно начало срубать в велокресле. Мы тут же остановились на ночевку, но опоздали на минутку - ребенок успел формально заснуть, и эта несчастная минутка сна пошла в зачет как полноценный сон. Облом! До 11 часов вечера мы с Сашей лежали в полубессознательном состоянии в палатке, пока ребенок скакал по нашим телам... Между прыжками мы даже успевали посмотреть коротенькие сны :) Особенно замучанный был Саша - он не только не спал ночь, но за предыдущие выходные проехал 1000 км за 3.5 дня почти без сна и еды (сашин отчет по велогонке Tour Unite), а на неделе ночами занимался обслуживанием велосипедов перед походом.
Отдых с ребенком - он такой!
День 2. 20 августа.
Angeli - дорога 9704 - Karigasniemi - граница с Норвегией - ночевка на берегу р. Karasjohka
74 км, 4 часа 36 минут в движении
Всю ночь лил дождь. Виталик проснулся в 8-30, потом мы не спеша собирались.
Наша палатка в сосновом лесу.
Комаров за ночь под тентом собралось немало.
Окончания дождя мы так и не дождались, так что посадили Виталика в прицеп и поехали. От такого дела он почти тут же заснул.
Проехали маленький поселочек Ангели, дальше повернули к Каригасниеми по грейдеру вдоль реки Инарийоки. Дождь вскоре закончился. По дороге продолжались такие же прекрасные сосновые леса, иногда открывался вид на речку. Дул легкий попутный ветерок, он же отгонял комаров - ну просто сказка, а не погода!
Ребенку мы дали поспать полтора часа, потом разбудили, и до вечера сделали еще несколько перегонов по 40 - 60 минут. Машин почти не было, мы ехали рядом, болтали и веселились. А Виталик по пути развлекался, засовывая Саше в штаны камень, а потом спрашивая, где он.
Вот такой тут лес!
Папа и сын на привале.
Река Инарийоки
Я довольна вышедшим солнышком и легкими холмами
"А где камень?!" :)
К 18.15 мы добрались до Каригасниеми. Местный K-market по воскресеньям работает, но в расписании значится время до 18-00. Однако, магазин был открыт, и мы загрузились там целым мешком продуктов - впереди была более дорогая Норвегия. После магазина поужинали пиццей в отеле рядом.
За Каригасниеми мы пересекли границу Финляндии и Норвегии (не обозначенную ничем, кроме надписи Norge) и двинулись по дороге 92 в сторону города Карасйок вдоль одноименной реки. В Каригасниеми реки Инарийоки и Карасйоки как раз сливаются, давая начало реке Тана. Эх, неплохо было бы проехать вдоль Таны до моря, но как-нибудь в другой раз.
Вот и вся граница
Для ночевки мы нашли красивое место на высоком обрыве над рекой. Виталик сначала стал рваться вниз, к реке, но там не спуститься, заплакал. Мы уже морально готовились искать другое место, но все-таки с ребенком удалось договориться, что в обрыв он бросаться не будет. Что мне очень нравится с нашим ребенком после двух лет - вот мы обсудили вопрос обрыва, и все, можно спокойно ночевать с красивым видом, не боясь, что ребенок бросится вниз, когда мы отвернемся. Потом мы нашли неподалеку от палатки чернику (в этом году мелкую и кисловатую, но все же), и ребенок совсем утешился.
День 3. 21 августа.
Karasjok - дорога E6 - ночевка на озере у пос. Skoganvarre
61 км, 4 часа 7 минут в движении
Погода: 9 - 12 градусов, в основном пасмурно, ветер северо-западный умеренный (встречный)
Утренний вид из палатки.
Какие они красивые, северные реки!
С утра мы проехали два стандартных перегона минут по 40, потом сделали обед. После обеда Виталик наконец заснул на свой дневной сон, проспал 1.5 часа. После сна сделали еще три перегона.
Еще утром мы проехали городок Карасйок и там вышли на трассу E6. Мы не знали заранее, насколько загруженной окажется трасса, и боялись этого момента. Однако, оказалось очень даже ничего. Машин было совсем не много, а кто был, те обгоняли нас с большим запасом.
После Карасйока местность постепенно набрала высоту с 200 до 300 - 350 м.н.у.м. Вокруг потянулись плавные холмы с низкорослым березовым лесом. Изредка вид разнообразили болота или мелкие озера, но в остальном пейзаж был очень медитативный. И полная пустота вокруг, никакого жилья. Такие они, просторы плоскогорья Финнмарк! Но на велосипеде, да по шикарной асфальтированной дороге, эти просторы на самом деле не прочувствовать. Слишком легко пролетают километры. А вот вне дороги передвигаться здесь почти нереально, березовые заросли, все заболочено. Не случайно никаких пешеходных троп в этом районе нет.
В целом настроение у малыша в этот день было не такое хорошее, как вчера. И потому что холоднее стало, 9-12 градусов плюс ветер, и ехать в два ряда тут мы уже не могли, потому что трасса. Да я и сама устала - всю дорогу в лицо бил холодный встречный ветер, весь мозг выдуло! Ну, ничего не поделаешь.
Наш велопоезд едет сквозь ветер по E6
Вот такой пейзаж, десятки километров
Перекус в тундре. Погода по сути хорошая, дождя-то нет, но все равно нам после лета было довольно прохладно.
Вид на лося. Оленей-то тут хватает, а вот лося первый раз видим
Ближе к морю поднимаются горки повыше, до тысячи метров высотой. Но мы едем между ними
Потом дорога пошла вниз. Ниже 150 м.н.у.м. низкорослый березняк сменился отличным сосновым лесом, и надо было бы там встать на ночевку, но удачный момент мы проморгали, и скатились еще ниже, на 100 м.н.у.м, где пошел снова березовый лес, но уже повыше и вдобавок с высоченной травой. А тут как раз полил дождь, и в такую погоду вставать среди высокой мокрой травы было бы очень противно. Вот за это не люблю спуски - не успел глазом моргнуть, как оказываешься там, куда совсем не хотел доезжать! Пока мы думали, оказались уже возле большого озера, и вдоль дороги потянулась сплошная населенка, поселок Скуганварре (Skoganvarre). А впереди нас ждала длиннющая военная территория, где ночевать запрещено.
Все выглядело печально, но нам повезло, нашли место на холме над озером. Ну вот, столько ехали по совершенно пустынным местам, а заночевали практически в поселке! Но хотя бы вид с холмика был неплохой.
Вид от нашей палатки
День 4. 22 августа.
Дорога E6: Lakselv - ночевка на берегу Порсангер фьорда
66 км, 4 часа 21 минута в движении
Погода: переменная облачность, несколько коротких дождей, 9-14 градусов
Утренний вид на озеро
Виталик с энтузиазмом лазил по экскаваторам неподалеку от нашей ночевки. У него и свой есть, такой же желтый, но немного поменьше :)
С утра нас радовало солнышко, но воздух был холодный. Мы ехали вдоль красивых озер с горами вокруг. Это военная зона, где ночевать запрещено, но у нас сложилось впечатление, что никто особо тут не сторожит - к озеру уходило немало колей, накатанных явно туристами.
Красивые обрывы над рекой Лаксельва, уже у самого моря
Ребенок заснул еще утром, но через час его пришлось разбудить - доехали до магазина в городке Лаксельв. Накупили булок и съели все прямо у магазина. На холоде булки с горячим чаем идут просто замечательно! Пришлось идти в магазин за второй порцией.
Перекусываем у магазина, обдуваемые свежим морским ветерком
После Лаксельва наша дорога вышла на берег залива Порсангер (Porsangerfjorden), который относится к Баренцевому морю. Особенно он красив в самом начале. Был отлив, а дно там из шикарного песка. Еще и солнышко светило. Я мечтала побродить по этому песочку, но сразу после магазина привал делать было как-то неправильно. Пока соображала, песчаная часть закончилась, плюс дождь пошел. Жизнь - боль! А Саша вот ни о чем не переживает, только говорит "лишь бы мои дети не плакали!" :) Потом, правда, дождь закончился, мы вс-таки погуляли вдоль берега (уже не песчаного, зато с водорослями), и я утешилась.
Песчаное дно залива в его дальней части.
Саша и Виталик бродят вдоль моря под дождем
Водоросли Порсангер фьорда
Такие вот узоры плетут черви, фильтруя через себя разноцветный песок
Вода здесь очень прозрачная!
Остаток дня так и ехали вдоль фьорда, сделали еще три перегона. На одной из остановок я забыла на земле палатку, Саше пришлось возвращаться, пока мы с Виталиком гуляли.
Места здесь интересные. Вроде бы совсем север, 70 с лишним градусов северной широты. При этом стоят леса, хоть и низкорослые. И не только вдоль кромки моря, но и на возвышенностях до 100-200 м.н.у.м. А на полуострове Рыбачьем, который в целом даже чуть южнее, но на 300 км восточнее, в основном голая тундра. Удивительно!
Пейзаж с оленем
Поселок в уютной бухте.
Тут растят картошку, и она даже частично цветет! А в Вологодской области картошка даже не зацвела в этом году...
Вот такие тут развесистые березовые леса.
Места здесь не пустынные, много дачек и домиков, так как красиво и тепло. Но и для ночевки вполне можно найти уголок. Мы нашли сразу, как захотели - на берегу небольшого заливчика, в уютной бухточке с личным ручейком.
Показываю Виталику панцирь камчатского краба. Виталик смотрит с опаской. Когда-то эти крабы были завезены в северные моря и размножились.
Вечером к нам пришли в гости овечки, Виталик был в восторге
ПЕРЕЙТИ К ЧАСТИ 2 |
Комментарии
а что ты называешь грейдером? обычную грунтовку?