Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Велопоход по Замбии. Май 2013. День 9

День 9. 7 мая 2013.
74 км, средняя скорость 10 км/ч, примерное время в пути 10ч20м, набор высоты 278 м (равнина).
покрытие: 49 км полевых и лесных дорог, 25 км троп
пункты по дороге: Мост через р.Mufukushi, пос. Chipepo (или Mpunde), брод через р. Mwastishi

Первую половину этого дня мы ехали все по той же дорожке, 45 километров – сначала она шла по лесу, потом потянулись поля. Песок встречался, но не в таких масштабах, как в предыдущий день.

Пофотографировали сегодня мигрирующих муравьев, которых видели каждый день.

мигрирующие муравьи в Африке
Цепочка муравьев очень заметная. Но за пару минут они все сматываются.

Попытка снять муравьев на дороге вблизи. они очень быстро двигаются!

Иногда идем

Иногда едем

Это наши пастухи лениво бродят или сидят на попе. А замбийские пастухи коров гоняют бегом!

Встретили целую толпу людей, собравшихся вокруг ямы. Спросили, чем они занимаются, они сначала все весело смеялись, потом ответили все же, что копают глину для строительства. Из человек 16 собственно копали только четверо, а остальные развлекались. Ну и что, если не очень эффективно – зато весело!

Потом эта дорога закончилась на Т-образном перекрестке с крупным грейдером от города Kabwe к реке Kafue. Народ в поселении на развилке (название неизвестно, то ли Chipepo, то ли Mpunde) был какой-то уж очень навязчивый, все доставали нас расспросами, куда мы едем. А так как ехали мы петлей, объяснить коротко было невозможно. Но местную "маршрутку" все-таки сфотографировали!

Самый распространенный вид общественного транспорт в этом районе - ox cart.

У женщин в мешках за спиной не груз, а дети! Только трудно поверить, что они там вообще живые! В отличие от нашего избалованного потомства, замбийские дети ведут себя очень тихо, кажется, начиная с младенчества. То есть детей везде вокруг множество, но их не слышно. Я, бывало, видела, что дети постарше обливались слезами (может, обидел кто или еще что-то), но они это делали тихо.

Рыбачья лодка у реки Mufukushi, которую мы пересекли по мосту по дороге. В такой лодке рыбак стоит, поддерживая себя шестом.

Следующей нашей целью было болото Луканга. Это болото я обнаружила на карте Замбии еще когда только думала, в какую страну нам вообще поехать. И оно меня, конечно, очень заинтересовало.
Lukanga swamp – это крупное болото округлой формы, диаметром 40-50 километров. В болоте есть «пруды» с открытой водой, но в основном оно заросло папирусом, так как средняя глубина составляет около полутора метров. Вокруг перманентно затопленных территорий есть область сезонно-затопляемых лугов.
Происхождение болота неизвестно. Ничего подобного в округе нет, так что есть даже мнение, что оно – результат падения метеорита. В интернете есть большие статьи как об этом, так и о противоположном. Но в любом случае место очень необычное!
Внутри болота есть несколько островков, которые остаются сухими даже в дождливый сезон, и там живут люди. Кроме того, в болоте есть плавающие островки, на которых рыбаки находят себе временные пристанища. Добыча рыбы – основное занятие живущих рядом с болотом людей.
В постоянно затопленную область не ведет никаких дорог или мостов. Поэтому, несмотря на центральное расположение болота Луканга, эта местность остается труднодоступной и мало подвластной правительству. Здесь регулярно возникают вспышки холеры. А в болоте водятся крокодилы, которые периодически съедают рыбаков, новостей о таких событиях в замбийских новостях немало.

Дома я долго разглядывала болото на спутниковых снимках. Выглядели эти снимки очень красиво и необычно, и мне было интересно – а как оно в жизни? Ведь никаких «наземных» фотографий этого места (кроме пары фото с рыбачьими лодками) нет. Так что эта холерная глушь выглядела в моих глазах местом очень романтичным. Но что можно сделать в формате велопохода, было не совсем понятно! Ведь у нас нет лодки, чтобы заплыть в болото! Так что мы решили попробовать проехать вдоль краешка заливных лугов в Вайю - деревню на самом берегу болота Луканга. Ну чтобы хоть как-то на это удивительное болото посмотреть!

Вот так выглядит болото Луканга на спутниковом снимке. Малиновая линия - наш трек.

Поэтому мы покинули большую дорогу и двинулись дальше по тропам. Тропы были как и прежде распрекрасными – мимо деревенек, то по лесам, то по лугам, то по полям. О близости великого болота напоминали только редкие пруды, где еще сохранилась вода.
Постепенно тропинка стала хиреть и превращаться в коровью вместо человеческой. Ехалось по разбитой копытами земле не быстро. А вокруг тем временем потянулись луга, которые заливает в дождливый сезон, но в наше время посещения они были сухими. На них мне наконец удалось увидеть, как в жизни выглядят точечки-островки, которыми покрыта эта часть болота на спутниковом снимке. Оказалось, это действительно островки, то есть термитники, поросшие пышными деревьями и пальмами, а между ними – трава.

Велосипедная тропка зигзагами вьется вокруг песчаной пешеходной

Путь преградило стадо коз

Маленький кусочек болота.

Дорога по заливным лугам. Видно, что деревья растут островками

Такой вот островок.

Маленький термитничек в траве. Ими все усеяно!

Не очень катящая дорожка!

Через некоторое время мы подъехали к основному приключению этого участка – реке Mwastishi. В ней вода осталась, примерно по колено. А еще совсем недавно она была по пояс. И все бы хорошо, но этот брод был не для людей, а для скота. Не обязательно иметь биологическое образование, чтобы понимать - больше заразы, чем на коровьей тропе, можно найти разве что в деревенском туалете. Ну а мое биологическое образование расцвечивает этот факт конкретикой :)
Но мы упрямые, полезли в воду. Саша предпочел в ботинках, я пошла босиком (не очень разумно!). Сейчас, по прошествии месяца, думаю, можно рассчитывать, что нам это дело прошло без последствий. Но вообще мероприятие было сомнительное. И не только с точки зрения заразы, но и с точки зрения змей, так как трава, и было не видно, на что наступаешь. Змеи в Замбии качественные, не то что у нас, на тот свет отправляют за пол-часа…
А с другой стороны, как же еще повзаимодействовать с болотом, как не побродить по воде? Мы сделали все, что смогли :) Эх, трудны экзотические болота для велотуризма…

Брод через р. Mwastishi. Вода скрыта травой.

Брод через р. Mwastishi

После брода мы проехали еще немного и на ночевку остановились, не дожидаясь темноты – были опасения, что ближе к Вайе будет много домиков (не подтвердившиеся). Поставив палатку, мы погуляли еще немного вокруг, но далеко уйти не удалось – по разбитой скотом земле даже пешком передвигаться было медленно и трудно. Ну, что делать, места с травой и источниками воды располагают к скотоводству...
К тому же, не успело солнце спуститься к горизонту, как вылетели комары. В отличие от миомбо, здесь их были реально тучи. Так что приготовление ужина на бензиновой горелке, которую надо ставить снаружи от палатки, было не простым. Я еще выдержала высовывания за пределы защитной сетки ради варки макарон, а на кипячение чая мы решили забить. Ведь каждый укус этих бодрых комариков повышал наши шансы свалиться с малярией.
Ночь прошла под непрерывный гул комаров.

Ночевка на окраине Lukanga swamp

Вечер над заливными лугами

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
К СПИСКУ ДНЕЙ

You have no rights to post comments

Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!