
Километраж: 838 км
Сроки проведения: 9 - 21 сентября 2013 (12.5 ходовых дней)
Набор высоты (по gpsies и по треку): около 10 тыс. м., дневные наборы колебались от 200 до 1600 м,
Диапазон высот: от 356 до 2546 м.н.у.м.
Трек: ссылка
Участники: двое, Костюхина Екатерина (автор) и Александр Столяров
Наш первый поход в Казахстан состоялся в 2011 году, когда мы отправились в район Сары-Арки (Казахского Мелкосопочника). Эти места произвели на нас самое приятное впечатление, и в этом году мы решили снова поехать в Казахстан. Только теперь посмотреть не центральный, а восточный.
Нашему решению поспособствовали, во-первых, новости об отмене обязательной и срочной регистрации для россиян, а во-вторых, прочитанный на Велопути-2012 красивый и интересный отчет Дмитрия Гришина по Восточному Казахстану (ссылка). В целом, наши велотуристы сюда ездят, транспортная доступность хорошая. Но времени на поиск и анализ прочих имеющихся в сети отчетов по этой области у меня перед походом не было, так что и «обзор литературы» делать здесь не буду. С теми маршрутами, которые мне известны (отчет на велобийске и обсуждение на велоэнске), мой трек пересекся лишь на небольшом участке.
Так как в августе этого года мы с Сашей прокатились асфальтовый походик по Лапландии на 1200 км за неделю, а другие походы этого года (по зимней Иордании и по Замбии) потребовали большого напряжения, то мы сочли наш долг по сложности на этот год выполненным. Поэтому маршрут и стиль этого похода были подчинены единственной цели - пообщаться без напряга друг с другом и с окружающей природой.
Километраж в этом походе мы максимально понизили. Во-первых, выбором дорог – асфальтовые перегоны я по возможности исключила, а передвигались мы преимущественно по небольшим дорожкам, а иногда и не по дорожкам вовсе. Во-вторых, никуда не спешили ни в каком смысле. Всем, что видели по пути, старались впечатлиться полноценно, не экономя времени. Останавливались и подходили ко всему заинтересовавшему, все фотографировали и перекусывали во всяком красивом месте. И по будильнику принципиально не вставали.
Форма маршрута получилась соответствующая – я просто соединила на карте те места, которые мне хотелось посмотреть, не обращая внимания на то, что трек получился сплошь из петель :)
Перелет
Наиболее удобным для нас аэропортом оказался Усть-Каменогорск (он же Өскемен). Из Петербурга туда летает компания Air Astana, с пересадкой в Алма-Ате (или в Астане, по желанию), которая вызвала у нас симпатию своими ясными и конкретными правилами относительно провоза велосипедов. Платишь 50 евро за велосипед, регистрируешь его заранее и все. Подгонять велосипед ни под какие размеры не надо, нет никаких оговорок, что он может куда-то не влезть, и по 20 кг нормы багажа остаются свободными. Так получилось, что по пути назад мы заплатили еще и вдвое меньше, но это просто случайно повезло. Доставлены велосипеды были без каких-либо повреждений, грузчики в Казахстане работают куда аккуратнее наших.
Пересадка в Алма-Ате у нас была длинная в обе стороны. Но по пути туда особо выбраться в город не удалось – дорогу перекрыли по поводу прибытия президента. Однако, мы успели прекрасно поужинать в столовой неподалеку от аэропорта, на улице Майлина. В Алма-Ате вообще очень хорошо обстоит дело с общепитом, голодным остаться не придется. Столовые и кафешки везде, быстро, дешево, для меня так реально вкусно, и работают эти заведения почти или совсем круглосуточно. То же относится и к Усть-Каменогорску.

столовая в Алма-Ате
Спали мы аэропорту Алма-Аты на рядах кресел в зале прилета (там свободнее), подлокотников там не было . Там же есть магазинчик, где за эквивалент 10 рублей можно выпить чаю. Деньги мы обменяли просто в аэропорту, но вообще лучше это делать в городе, цены отличаются.
Аэропорт Усть-Каменогорска маленький. В период прибытия самолетов включают фонтан на площади и открывается какое-то кафе в зале вылета, а в остальное время никакой активности не происходит и совсем пусто. Из самолета выпускают пешком, потом надо подождать багаж на улице за особой загородкой. За загородку выпускают сходить в туалет в здание прилета. Минут за 20 багаж сгрузили в небольшой комнатке, после чего туда запустили для разбора вещей пассажиров.

ожидание багажа в аэропорту Усть-Каменогорска
Пояснение про миграционную политику
О том, что сейчас Казахстан не требует от россиян обязательной регистрации по месту проживания в течении 5 дней, я узнала с форумов. Долго рылась в интернете, но не смогла найти ни одного официального документа, это подтверждающего, только другие упоминания на форумах и новости из газет. На границе новых правил тоже нет! На миграционной карточке, которую вы подписываете, написано «обязательная регистрация, 5 дней». И только лично спросив у пограничника, вы сможете удостовериться – да, это правда, теперь человек из России имеет право приехать в Казахстан с палаткой и кататься там до 30 дней, не тратя время и нервы на регистрацию по фиктивному адресу. Ура!
Выезд из Усть-Каменогорска
До автовокзала мы доехали городским автобусом, который отправляется прямо от аэропорта. Не успели мы пройти и пол-пути от остановки до вокзала, как к нам подключился очень активный дядечка по имени Александр. Он таскал наш тяжелый рюкзак и оказывал всяческую помощь. Благодаря ему мы в скоростном режиме были выяснены все вопросы, куплены билеты на Самарское и бензин для горелки (заправка есть рядом с автовокзалом). Попытки Александра привлечь нам в помощь его невинную родню, к счастью, удалось остановить :) Сделав для нас все возможное, он распрощался и убежал, оставив по себе самое благоприятное впечатление.
Для велосипедов мы купили в автобус по отдельному билету, боялись, что в пазик не влезет, но в результате свободные места остались. Впрочем, все равно ничуть не разорились.
Кстати, сайт автовокзала Усть-Каменогорска сделан просто прекрасно (куда лучше, чем сайт питерского автовокзала) - имеется понятное расписание, есть поиск рейса по нужной остановке, указаны типы автобусов.
Есть возможность также использовать такси - от аэропорта или от автовокзала. Расценки на сегодняшний день - начиная с примерно 70 тенге (14.5 рублей) за километр. Но даже при покупке дополнительных мест на велосипед, автобус получается вдвое дешевле - нам билеты до Самарского обошлись в сумме в 4000 тенге (это около 840 рублей за примерно 140 км), а такси от 8000 тенге только начиналось. Да и вообще в автобусе намного приятнее.

погрузка в автобус на Самарское
Выезжая из города, мы порадовались, что не попытались выезжать своим ходом – движение было плотным в обе стороны, обочин нет вообще, асфальт холмистый. Велосипедисту делать на такой дороге нечего.
До самого Самарского мы не доехали – дорога длинная, начало темнеть, а искать ночевку совсем уж во тьме не хотелось. Так что по наступлении темноты попросили высадить нас чуть не доезжая Пантелеймоновки, там, где вдоль дороги была лесополоса. За нее и залезли, на заросшее сорняком поле. Лесополоса нас полностью от дороги скрыла.
Ходовые дни со ссылками на отчеты |
||
День 1. 9 сентября |
83 км | Кайындинский бор, спуск к Самарскому, по маленьким дорожкам на юг в Жанажол |
День 2. 10 сентября |
66 км | Прогулка по соленому болоту у озера Караоткель, азимут по нетронутым травам к реке Кулуджун, попытки добраться до Кулуджунских песков, дорога по дюнам, Казнаковская переправа |
День 3. 11 сентября | 109 км |
От Казнаковской переправы в Курчум по асфальту, по грунтам через степь вдоль Бухтарминского водохранилища до Аксуата |
День 4. 12 сентября |
84 км |
На восток вдоль озера Зайсан, цветные глины и такыры у горы Шакельмес, поселок Аманат |
День 5. 13 сентября |
40 км |
Гора Караберик, цветные глины у горы Кеин-Керши, озера и глиняные дюны урочища Кызылкак |
День 6. 14 сентября |
46 км |
Липкая глина в урочище Кызылкак, трудная дорога в Акший, начало подъема в горы через Жылытау |
День 7. 15 сентября |
63 км |
На север по каменному плато к Кыстау-Курчуму, грейдер через перевал в горах Шанды, поселок Маралиха |
День 8. 16 сентября |
32 км |
Подъем на Нарымский хребет |
День 9. 17 сентября |
23 км |
Подъем на перевал и гору Шубаршилик 2533 м, спуск в ущелье реки Верхней Теректы |
День 10. 18 сентября |
43 км |
Ночной снегопад, прогулка по ущелью Верхней Теректы, спуск с Нарымского хребта |
День 11. 19 сентября |
96 км |
Через Большенарымское и по грунтовой дороге вдоль Бухтарминского водохранилища |
День12. 20 сентября |
68 км |
Асфальт, поиски вариантов окончания маршрута и прогулка с велосипедами в горах за Тургусуном |
День 13. 21 сентября |
62 км |
Окончание маршрута на станции Новая Бухтарма |
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ