Нитка маршрута: Чжанцзякоу - Баян Цаган – Учуань – Шулинчжао - Ордос ( Zhangjiakou - Baiyinchagan - Wuchuan - Shulinzhao - Ordos)
Участники: Костюхина Екатерина (автор) и Столяров Александр
Километраж: 934 км
Ходовых дней: 13 (28 апреля – 10 мая 2014)
Трек маршрута - на gpsies . Напоминаю, что на сайте нажатие на меню "еще" и "google maps" откроет трек на карте и спутнике Google.
Маршрут также можно посмотреть наложенным на подробный генштаб тут.
Для далеких от географии людей словосочетание «Внутренняя Монголия» ассоциируется прежде всего с литературным образом некого «внутреннего мира», известного в России благодаря писателю Пелевину (хотя и не он его придумал). Однако же, Внутренняя Монголия существует и на карте, представляя собой автономный регион Китайской Народно-Демократической Республики прощадью целых 1,200,000 км. кв. и длиной около 3 тыс. км. Хотя в настоящем виде это территориальное образование сформировано в 20-м веке, само название историческое, и дано было еще в 17-м веке во время завоевания Китая манчжурами и империи Цин.
Мы (я и мой муж Саша) во Внутреннюю Монголию решили поехать без всяких литературных предпосылок и долгих размышлений - просто потому, что до майских праздников оставалось меньше месяца, а с визой и билетами в Пекин дело обстояло легко и недорого.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Выбор маршрута и о личном
План этого похода рождался у меня в настоящих муках. Дело в том, что эта поездка должна была стать первым большим велопоходом после шести с лишним месяцев тяжелой болезни, сильно повредившей мне и здоровье, и психику (об этом я написала отдельный личный пост здесь). Боль, страх, шок и неизвесность, которые мне пришлось пережить, жестко выдрессировали меня жить только сегодняшним днем и ни за что не возлагать претензий и желаний на день завтрашний. Но как планировать поход, если не веришь в завтрашний день?
У меня не было ни малейших представлений, как и сколько я смогу ехать в моей новой жизни после болезни. Мысль о том, чтобы взять и нарисовать себе не одну сотню километров маршрута, вызывала суеверный ужас. А вдруг мне снова станет хуже? Попытки что-либо обдумать раз за разом приводили лишь к тяжелым истерикам. Да и вообще, решение о походе стало конкретным лишь за несколько дней перед отъездом, когда я прошла необходимые медицинские обследования.
Кому-то, возможно, проблема «не могу рисовать маршрут, потому что не верю в будущее» покажется странной. Или покажется странным, что мы с Сашей все равно поехали. Но старалась я не зря - как только поход начал сбываться, ужас в моей душе начал отступать, и домой я вернулась вполне нормальным человеком, готовым жить дальше.
В связи с этим всем, трек для нашего маршрут был нарисован мной в основном в день перед вылетом. Как ни странно, получился он вполне логичным, для такого экпресс-планирования. Но, конечно, содержал очень много недоработок. У меня просто не хватило сил продумать все участки, и я проложила немало километров по очевидному асфальту там, где на самом деле можно было бы подумать получше и проложить более интересный грунтовый вариант. Также мы проезжали места, где очень хотелось покататься побольше, но без заранее заготовленных добавочных треков попытки это сделать получались весьма сомнительными, так как хороших карт по этим местам нет. Вполне возможно, мы проехали мимо некоторое количество достойных посещения мест. Но ничего не поделаешь, сделать лучше в имевшихся обстоятельствах было невозможно.
А общая идея маршрута была посмотреть местность во всем ее разнообразии, не отдавая предпочтения чему-то конкретному – я включила участки степей, полей, невысоких гор, пустыни, с различной населенностью.
Отчеты
Китай очень большой и очень разнообразный. По сути, каждый его регион – это отдельная страна, со своими особенностями, и делать какие-либо обобщения между ними можно разве что очень осторожно.
Наши велотуристы весьма активно посещают Китай, и в интернете можно найти о нем достаточно отчетов. Но локализация велопоходов довольно ограниченная – это прежде всего горный южный Китай, Тибет и окрестности пустыни Такла-Макан. Для общего образования я прочитала несколько отчетов по этим регионам, и могу сказать, что описанное там очень мало похоже на впечатления, сложившиеся у нас – слишком разные это места.
Внутренняя Монголия по сравнению с "большими" горами совсем не экзотична и для спортивных велопоходов слишком проста, поэтому туда никто особо и не ездит. По области нашего интереса отчетов я не нашла ни одного. Пожалуйста, если кому они известны, напишите, и я включу для порядка ссылку в этот текст.
Точнее, один отчет я все-таки нашла, но он старый и не о велопоходе, а принадлежит Пржевальскому (ссылка). Двигался Пржевальский примерно тем же маршрутом, что и мы – от Калгана к Баотоу, причем еще и в то же время года (по крайней мере, начинал). Текст довольно интересный, если исключить постоянные описания охоты (ведь в те времена не задумывались о том, насколько животный мир не вечен). Цитаты я буду приводить в отчете для сравнения наших впечатлений.
Карты
Из онлайн-карт по Китаю имеется по сути две – Google maps и Baidu maps. Гугл-карты вещь удобная, но вот незадача – для подготовки трека по Китаю они не пригодны, как и любые другие, на них базирующиеся. Потому что искажены по особому алгоритму и с реальностью расходятся метров на 400. Этот вопрос почему-то упускается в (многих) отчетах по Китаю, так что понять, что с картой что-то не так и что именно не так, потребовало у меня времени :) Зачем это нужно, учитывая что гугл-карты предназначены никак не для военного ориентирования, а только для потенциальных туристов – непонятно. Видимо, по тем же причинам, зачем искажали карты в Советском Союзе.
Карта Baidu подробнее гугловской, и она не имеет сдвига. Но и с ней работать нереально, так как сайт не позволяет импортировать/экспортировать трек. Кроме того, оформление карты оставляет желать лучшего - названия в ней идут только на китайском, а все маленькие дорожки нарисованы белым на белом фоне и видны лишь при большом приближении. Так что даже просто свериться с ней по поводу какой-нибудь мелкой дорожки – дело очень утомительное.
Хотя, конечно, в велопоездках по большим дорогам Китая в компании планшета и интернета проблемы это все не представляет.
По Китаю имеются также советские генштабовские карты, по ним удобно смотреть топографию, но дороги и поселения реальности практически совсем не соответствуют, ведь в Китае все время что-нибудь строят и перестраивают.
К счастью для велотуристов, спутниковые снимки по Китаю есть и алгоритму сдвига не подвержены. Именно их (в основном Google и местами Bing) я и использовала для рисования трека маршрута.
Для гармина мы скачали карту City Navigator (CN China NT 2012.20 ENG) с компенсацией сдвига координат. Конечно, требовать от нее наличия всех мелких дорожек не стоит (хотя многие есть!), но для такого типа карт она хорошо детализирована и при этом правдиво, есть топография, в городах проставлено много POI, а населенные пункты указаны все до самой маленькой деревеньки, причем с названиями. Не скажу, что она принесла нам принципиально много пользы, так как по очевидным местам трек у меня и так был, а в неочевидных местах дорожки и на карте отсутствовали. Но вообще хорошая карта, рекомендую.
Свобода передвижения
Одно из распространенных впечатлений о Китае, которые я читала – активность полиции в стиле «большой брат следит за тобой». Отнимают карты, просматривают фотографии по дороге и всякие такие ужасы. Но, насколько я понимаю, относится это прежде всего к Тибету и Уйгурскому округу, а монголы достаточно пассивны, все активисты сидят беспомощно во Внешней Монголии, и потому полицию мы даже не видели. Никаких официальных вопросов ни при въезде в страну через аэропорт Пекина, ни при выезде, ни в ней самой нам не задавали в принципе. При прохождении границы нужно заполнить миграционную карточку (в качестве адреса мы просто вписали туда адрес отеля, где ночевали после прилета), потом пограничник молча поставил штампы в паспорта и все. В Европу с визой въезжать часто куда муторнее.
Официально в Китай запрещено ввозить многие продукты питания, и правила там выглядят строгими, и таможня в аэропорту Пекина все сумки просвечивает. Но смотрят они краем глаза и, по моему впечатлению, среагируют разве что на целый чемодан яблок или мяса. Мы везли с собой немало продуктов, но распихали их на всякий случай небольшими порциями по сумкам – никаких вопросов у таможни не возникло.
За весь поход мы не столкнулись ни с какими-либо "заборными" препятствиями на пути. Военных территорий не видели. Практически единственное препятствие, которое надо иметь в виду – платные трассы. Их много, официально по ним запрещено кататься на велосипеде (мы не пробовали), и по всей длине они обнесены заборами. Так что, рисуя маршрут, надо обратить внимание, чтобы в месте планируемого пересечения трассы был лаз или мост, то же относится к железным дорогам.
Питание и вода
В отчетах по Китаю можно прочитать про трудности с покупкой продуктов и грустные истории про что-нибудь вроде того, как люди пытались купить сахар - а попробуй на вид отличи в магазине сахар от удобрений. Но мы вообще никакой трудности не заметили, а ровно наоборот. Конечно, на вкус и цвет товарища нет, но опишу свои впечатления.
С собой мы взяли то, что любим – сушеное мясо на ужины и гречку со сгущенкой на завтраки. Макароны на ужины покупали на месте. Прекрасные макароны, тонкие варятся минут за 5, толстые чуть дольше (но они и чуть вкуснее). Выбор продуктов в разных магазинах разный, но голодным точно не останешься. В большинстве магазинов мы видели сосиски различных калибров, продаются по одной или пачкой – вполне съедобные. Несколько раз видели рыбные консервы. Это была или стандартная рыба в томате, или рыба в масле с какими-то копчеными бобами – вкус специфический, но мне очень понравилось. Тушенку видели, купили одну банку – она была довольно своеобразная, сладковатая, но мы съели с удовольствием. Также купили один раз ветчину в банке – мне не понравилась, а Саша съел и был доволен. Не раз покупали копченые куриные голени с вакуумной упаковке, они есть в большинстве магазинов – отличная вкусная еда хоть на перекус, хоть на ужин. Для гурманов предлагаются также бледные куриные лапки в аналогичной упаковке, их мы не пробовали :)
Особая тема – всякие местные «ништячки». Их имеется большой выбор, разный в разных магазинах. Это рулетики, шашлычки, морепродукты всякие, как остренькие, так и нет. Для человека, одуревшего от унылого ассортимента русских небольших супермаркетов – просто рай. Причем многие "ништячки" были не только вкусными, но и весьма питательными.
Еще повсеместно продавались прекрасные лапши быстрого приготовления. Качество с тем, что у нас продается – не сравнить! После китайских во рту не остается химического тошнотного вкуса, живот не болит. Я потом даже стала добавлять оставшиеся от лапши соусы себе в макароны с мясом на ужин, получалось очень вкусно.
Из сладкого в магазинах – печенье всегда было. А вот конфет или шоколадок практически не встретишь. Ничего, что бы могло заменить сгущенку, типа джема или шоколадного крема, мы тоже не видели – хорошо, что с собой была.
Попыток купить сахар или рис мы не предпринимали, так что о них ничего сказать не могу.
Несколько сложнее дело обстояло с самими магазинами. Их можно встретить в городах и у крупных дорог, а вот в деревнях и на проселочных дорогах они редки. То есть встречаются иногда, но как-то бессистемно. Но раз в один-два дня магазин нам обычно попадался.
Май в этом регионе – как раз конец сухого сезона. Это значит, что естественные водоемы в основном пересохшие. Первый раз нам случилось умыться только на девятый день похода :) В целом за поход мы три раза набирали воду из речек, один раз нашли поливалку на поле с хорошей водой (это редкость, обычно льется что-то плохо пахнущее), и два раза топили снег. А так воду покупали в магазинах, она всегда есть, как и сладкие напитки. Мы всегда везли с собой воду на день плюс ночевку, на случай, если магазина не встретится. Местные набирают воду из водокачек, мы ими пользоваться не пытались – шланги какие-то, непонятно.
В городах и на больших перекрестках можно встретить кафе. Мы воспользовались кафе один раз, объяснились не сразу, но поели в результате сытно. Тем, кто планирует движение по крупным дорогам и хочет много питаться готовой едой, разумным будет подготовить себе тематический словарик, так как заказать что-то жестами по китайскому меню непросто :) Еда в В.М. совсем не острая. Порции большие.
Также в крупных городах можно найти уличные лотки с теми же "вкусняшками", что и на фото выше, только свежими и теплыми.
Местное население
Население в В.М. состоит из китайцев и монголов. Китайцев сильно больше. Везде в регионах, где происходит соприкосновение скотоводчества и земледелия, скотоводы оказываются в притесненном положении, и В.М. в этом смысле не исключение. Поэтому монголы, которые занимаются скотоводством, живут сейчас преимущественно в непригодных для масштабного земледелия местах, у них более традиционный и непритязательный уклад жизни. А в сельскохозяйственных районах и городах население практически целиком китайское.
Несмотря на достаточно высокую населенность местности (хотя для Китая она низкая), катание на велосипеде по В.М. вполне себе уединенное. Основной плюс местного населения – ненавязчивость. Местные любопытны, и все проезжающие мимо сворачивали себе головы, на нас глядя. Но это не сопровождалось никакими допросами и приставаниями. А если люди смотрят, но не мешают, то и проблемы нет. Когда заходишь в магазин, никто не подходит к велосипедам даже близко. Могут подойти поглазеть, только когда ты рядом с имуществом. Глазеют молча и ничего не трогают. И еще плюс – люди здесь заняты работой и без дела не слоняются. Поэтому никаких проблем с ночевками в плане местного населения у нас не возникло. Бывало, останавливались неподалеку от деревни, и при этом мимо никто не бродил.
Практически никакой коммуникации с местным населением у нас не было. Потому что это почти невозможно! Людям здесь, видимо, просто физически не может прийти в голову, что кто-то может не знать китайского языка, так как Китай - центр мира. В тех редких случаях, когда мы с кем-то «разговаривали», эти люди упорно что-то втирали нам на китайском, пытались даже иероглифы на песке рисовать, но ни в какую не использовали «язык жестов». Разве что продавцы в магазинах бывали попонятливее. Этот опыт сильно отличается от того, какой у нас был в Лаосе и Вьетнаме, где мы отлично общались с местными посредством улыбок и жестов.
А вот как описывает местное население господин Пржевальский: «Как назло, приходилось часто идти по местности с густым китайским населением, всякие затруднения еще более увеличивались. Обыкновенно при нашем проходе через деревню поднималась большая суматоха: все старые и малые выбегали на улицу, лезли на заборы или на крыши и смотрели на нас с тупым любопытством. Собаки лаяли целым кагалом и бросались драться к нашему Фаусту; испуганные лошади брыкались, коровы мычали, свиньи визжали, куры с криком уходили куда попало словом, творился страшный шум и хаос. Пропустив верблюдов, один из нас оставался, чтобы расспросить дорогу. Тут походили к нему китайцы, но вместо прямого ответа на вопрос они начинали осматривать и щупать седло или сапоги, удивляться оружию, расспрашивать, куда мы, откуда, зачем и т.д. Рассказ же о дороге отлагался в сторону, и только в лучших случаях китаец указывал рукой направление пути. При множестве пересекающихся дорог между деревнями такое указание, конечно, не могло служить достаточным руководством, так что мы шли наугад до другой деревни, где повторялась та же самая история». Мы, видимо, были не столь впечатляющими гостями :)
Водители во В.М. очень уважительно относятся к велосипедистам, объезжают по возможности по встречке, могут даже встречный автомобиль прижать. Исключение – товарищи на больших «жыпах», которые водятся в местах скопления капитала, мнят себя королями и ведут себя как козлы. Мы такое одно только место проезжали.
Собак в деревнях мало, преимущественно это мелкие шавочки, лают редко, что вместе с ненавязчивостью населения делает проезд на велосипеде через местные деревни совершенно комфортным. Не сравнить с Россией.
Ночевки
Как я написала выше, никаких проблем с ночевкой со стороны местного населения у нас не было. Куда важнее было укрыться от ветра. Основная помощь в этом деле – овраги, встречающиеся в холмистой местности, они удобны для постановки палатки и хорошо укрывают от непогоды. Также, даже в распаханной на поля местности встречаются лесопосадки, в таком случае важно было встать так, чтобы утром не приехал пахать под ухо трактор, в мае местные этим очень активно занимаются. В целом, километров за пять-десять поиска хорошее место для стоянки нам всегда удавалось найти.
Погода
Погода – наверное, основной фактор трудности, с которым мы столкнулись. Она кидалась из крайности в крайность. Часть дней солнце палило нещадно, и мы умирали от жары. А были дни, когда температура почти не поднималась выше нуля, дул сильный ветер, хлестала метель. Причем от высоты это не очень-то зависело. Ветер здесь начинается довольно быстро и непредсказуемо, и может быть достаточно сильным для того, чтобы даже идти было невозможно. Подробнее погода будет описана в отчете.
А вот как описывает местную погоду господин Пржевальский: «Прошел май, лучший из весенних месяцев, но далеко не таковым был он в здешних местах. Постоянные ветры, преимущественно северо-западные и юго-западные, продолжали господствовать с такой же силой, как и в апреле; утренние морозы стояли до половины описываемого месяца, а 24 и 25-го числа были еще порядочные метели. Рядом с холодами выпадали, хотя и редко, сильные жары, дававшие чувствовать, что мы находились под 41 северной широты». Очень достоверно.
Мусор
В отчетах по горному Китаю пишут, что в Китае много мусора. В целом, соглашусь – мусора больше, чем в России. Но это не повсеместно. Деревни в активных сельскохозяйственных зонах и поселения вдоль крупных дорог действительно мусором завалены крепко. А вот в мало-населенных районах в деревнях мусор закапывают, а вдоль дороги не разбрасывают, так что там ничто эстетику не нарушает.
Причина замусоренности – не столько поведение местного населения, сколько попросту отсутствие системы вывоза мусора. Мусор убирается только в достаточно крупных городах. Но и там – ходит много мусорщиков, но найти собственно мусорный бачок не просто. Нам иногда приходилось возить с собой внушительный мусорный пакет до следующего города на маршруте, ведь мы покупали воду в бутылках, да и местные продукты оставляли после себя кучу упаковки, полиэтилен тут не экономят. Поэтому города мы не пропускали :)
Кстати, еще одна особенность – местные совершенно не стесняются отправлять свои нужды хоть прямо перед твоим носом. Более того, не раз мужики принимались писать, нас увидев. Не знаю даже, почему. Может, стресс снимали :) К тому же, в деревнях туалеты для «по-большому» здесь располагают не где-нибудь, а прямо у дороги. Оформлено это в виде ямы для кала и низенькой стеночки – такой, чтобы попа была прикрыта, но можно было гадить и при этом высматривать, кто едет по дороге :) Эти вылупленные на нас из сортира глаза меня регулярно шокировали!
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ДНЯМ
Перейти к: |
||
Вступление |
||
День 0 и 1 |
80 км | город Ванцюань, горы на запад от Чжанцзякоу и Великая Китайская Стена, жара |
День 2 |
90 км | степи в районе озер Ангули-Нур и Цаган-Нур, жара |
День 3 |
75 км | город Баян-Цаган и вулканическая зона Wulan Hada |
День 4 |
61км | на запад вдоль Инь-Шаня, похолодание и метель |
День 5 |
64 км | на запад вдоль Инь-Шаня, холод |
День 6 |
31 км | сильный ветер и метель, вынужденная полудневка |
День 7 |
103 км | на запад вдоль Инь-Шаня и на юг к хребту Дациньшань, погода налаживается |
День 8 |
46 км | по ущельям через хребет Дациньшань, отдых |
День 9 |
90 км | долина Хэтао и река Хуанхэ |
День 10 |
80 км | на запад по дамбам вдоль Хуанхэ вопреки проколам |
День 11 | 68 км | город Шулинчжао и пески Кузупчи, песчаная буря |
День 12 |
65 км | на юг по плато Ордос |
День 13 |
66 км | город Ордос |
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ |