67.8 км, из них 5.5 км пешком без велосипедов , средняя скорость движения 10 км/ч, диапазон высот 1009 – 1185 м, набор высоты 590 м
Покрытие – асфальт кроме 5.1 км по песчаной дороге
Погода – жарко, без осадков, ветер в первой половине дня умеренный попутный, ко второй половине дня сильный не-попутный
На треке – участок от noch11 до noch12.
Утром мы въехали в большой город Шулинчжао (Shulinzhao). В самом городе комфортно как и в других, и мы довольно долго сидели в тенечке в парке, глядя на жизнь вокруг.
улица в Шулинчжао
мусорщиков много, а вот мусорку поди найди
центральная площадь Шулинчжао
я нашла себе маленького льва
пруд и парк в Шулинчажао
А вот выезжать из Шулинчжао уже не так приятно, так как на юге города расположена огромная угольная электростанция Dalate (Dalad) power station. И к ней стекаются тысячи углевозных фур. Реально тысячи! Одни едут с севера, из угольных карьеров в горах Инь Шань, другие едут с юга, с карьеров на плато Ордос. Масштабы впечатляющие. Хотя для Китая это далеко не самая большая угольная электростанция. Много есть таких же и еще больше (ссылка). Самую большую угольную электростанцию в мире - Tuoketuo - мы объехали стороной, она расположена в Хух-Хото (ссылка). Кроме этого списка, есть еще и масса неофициальных, где тоже жгут уголь. Добывают, везут, жгут, добывают, везут, жгут – Китай страна суровая и достойный продолжатель идеалов СССР. Более длинное и литературное описание этой темы на английском языке можно почитать, например, по ссылке.
Лично для нас, основным неприятным моментом на выезде из города были надменные водители на больших черных ведрах. Мы так привыкли к вежливости и равенству на дорогах за предыдущие дни, что было реально обидно. А причина понятна. Через город вместе с потоками угля идут серьезные потоки капитала, и те, кто сидит на этих потоках - короли жизни. А тут какие-то велосипедисты мешаются...
Кроме того, нас донимала вернувшаяся в полной мере жара, а лицо залеплял пух с деревьев. Странно, вроде все время был этот пух и совсем не мешал, но тут он почему-то плотно прилипал у меня к коже и вызывал неприятный зуд. У Саши этого не было.
К счастью, ехать по шоссе пришлось всего 11 км, и потом мы свернули на грейдерок, где стало куда приятнее, несмотря на его убитость.
углевозные фуры едут к месту выгрузки угля на Dalate power plant. там даже указатель есть - "release area called Nigeria". интересующиеся могут порассматривать на гугл-спутнике - ссылка.
Следующей нашей целью была пустыня Кубучи (Kubuqi). На генштабе и в сочинениях Пржевальского она обозначена как пески Кузупчи. Это длинная (около 200 км) и узкая (10-30 км) полоса песков, протянувшаяся между рекой Хуанхэ и плато Ордос. Конечно, по сравнению с огромнейшими песчаными пустынями западнее, пустыня Кубучи совсем-совсем маленькая. Но я решила, что для нас сойдет :) Мы подъехали к ней практически у ее конца, где ширина составляет 15 км, и в планах было пересечь ее по одной из асфальтированных дорог.
Вообще, если поставить себе такую цель, пустыню здесь реально пересечь и без дороги за один день. Но это если пешком, без велосипедов. И строго при условии благоприятной погоды. Но с велосипедами это невозможно. Насчет фэт-байка не знаю :)
Но мы все-таки не совсем обманщики и немного велы по песку потаскали – как раз для этих целей нашлась 5-километровая дорожка по песку, логично сокращающая петлю шоссе.
Дорожка по песку началась от некого туристического центра с канатной дорогой и огромным юрто-образным сооружением, но туристов там как-то не было, видели всего пару экскурсантов на авто. Что не удивительно - всего в 7 километрах есть другой туристический центр, причем куда больший. Судя по фотографиями с панорамио, там есть всё! И катание с высокой дюны с подъемником, и экскурсии на верблюдах и джипах, и прогулки по оборудованным дорожкам. Куча всяких украшений и масштабные статуи из песка. Жилье в «настоящих» юртах и большой отель среди дюн. Более того, проложены канатная дорога и даже мини-железная дорога. Ну, это место можно легко обнаружить в google earth на восточном конце полоски песка по россыпи фоток и поразглядывать. У китайцев вообще все, видимо, по максимуму – они распахивают все, что можно распахать, добывают из земли все, что только можно добыть, и туристических центров так много, сколько только можно построить, и там есть все, что только можно придумать.
въезд в основной туристический центр пустыни Кубучи
шлагбаум на грейдере вдоль пустыни - благодаря ему тут нет фур
дорога через лесопосадки
канатная дорога
пример дюн в этой части пустыни.
местами песок пытаются закрепить сетями из веток
зеленеющий колышек в пустыне :)
залезать на дюну проще на четвереньках, втыкая все лапки в песок
фотосессия на дюнах
видели всего одну круглоголовку. может, из-за плохой экологии их нет, хотя должны бы быть.
Пробирались по песчаной дороге мы долго. Было жарко, Саша как-то нормально выдерживал, а я совсем дохла. Регулярно отсиживались в тени, но мне это мало помогало. Тень здесь была - от лесопосадок, которыми покрыта значительная часть пустыни с северной стороны. Для закрепления песка используют тополь. Судя по тому, что даже просто воткнутые в глубокий песок колышки тополя пускают корни и бодро зеленеют, воды тут тополю хватает, главное - воткнуть его. Еще мы довольно много лазали по дюнам, так как не знали, что дальше дюны будут куда лучше, и времени потратили больше, чем надо бы.
Выйдя на шоссе, которое пересекает пустыню поперек, мы немного проехали и решили еще погулять, а именно добраться до реки, обозначенной на карте примерно параллельной шоссе. Линию реки я дома забыла прорисовать, так что пошли мы наугад. Оказалось до нее 1.7 километра по прямой, мы набродили в сумме 5 с половиной.
Из-за погоды времени на медитации и вдумчивое фотографирование у нас не было, пришлось двигаться в максимальном темпе. Составил он 3.4 км/час.
Здесь дюны были уже полноценные, высотой до пары десятков метров, из чистейшего сыпучего песка. Зрелище, конечно, очень впечатляющее. Я уже не один год мечтала попасть в настоящую песчаную пустыню, и вот наконец удалось. Оно того стоило. А самый восторг был, когда за одной из высоких дюн мы вдруг увидели внизу реку. Мы были уверены, что все должно быть сухим, но нет – река была вполне живая, а трава - зеленая. А по другую сторону снова поднимались и тянулись до горизонта огромные дюны. Удивительно было, как этот оазис сохраняется среди песка, возвышающегося с обеих сторон на сотню метров высоты, и остается зеленым даже в самые засушливые месяцы.
с балансом белого и оттенком на фотографиях угадать сложно, вроде было примерно так по цвету. но это примерно, а в жизни красивее.
везде бегало много черных жуков чернотелок. в Израиле такие же бегают. кусаются, между прочим.
река среди дюн
хотелось бы так посидеть подольше, но погода не позволила
в ботинки песок насыпается, но не высыпается, поэтому для ног места в ботинке с каждым шагом все меньше. постоянно надо высыпать песок. по пустыне проще было бы ходить в сандалиях!
А вот что пишет про эти места Пржевальский: «Неприятное, подавляющее впечатление производят эти оголенные желтые холмы, когда заберешься в их середину, откуда не видно ничего, кроме неба и песка, где нет ни растения, ни животного, за исключением лишь желто-серых ящериц, которые, бродя по рыхлой почве, изукрасили ее различными узорами своих следов. Тяжело становится человеку в этом, в полном смысле, песчаном море, лишенном всякой жизни: не слышно здесь никаких звуков, ни даже трещания кузнечика, кругом тишина могильная...
Недаром же местные монголы сложили несколько легенд про эти ужасные пески. Они говорят, что здесь было главное место подвигов двух героев - Гэсэр-хана и Чингисхана, что, сражаясь с китайцами, эти богатыри убили множество людей, трупы которых по воле божьей засыпаны были песком, принесенным ветром из пустыни. До сих пор еще, говорили нам с суеверным страхом монголы, в песках Кузупчи даже днем можно слышать стоны, крики и тому подобные звуки, которые производят души покойников. До сих пор еще ветер, сдувающий песок, иногда оголяет различные драгоценные вещи, как, например, серебряные сосуды, которые стоят совершенно наружу, но взять их невозможно, так как подобного смельчака тотчас же постигнет смерть.
Другое предание гласит, что Чингисхан, теснимый своими врагами, поставил пески Кузупчи как ограду с одной стороны, а реку Хуан-хэ заворотил с прежнего ее направления к северу и таким образом оградил себя от нападения.»
Нам пустыня показалась очень красивой, но это действительно не очень-то безопасное и комфортное место. По мере нашей прогулки стал усиливаться ветер. Очертания дюн перестали быть четкими, вершины задымились песком. К концу прогулки каждая дюна с подветренной стороны осыпала нас целым душем из песка, а дышать и смотреть стало конкретно трудно. Было видно, как песчаные облака продвигаются по ветру на север, к Хуанхэ и городу Баотоу. И страшно было даже вообразить, что здесь творится, когда ветер действительно сильный, типа того, что мы пережили за несколько дней до того.
погода активно портится
как только дело запахло песчаной бурей, жучки прекратили бегать в поисках питания и заниматься любовью, а начали рыть себе индивидуальные норки, и быстро все исчезли. эффективный способ предсказывать погоду получается!
нужно спешить
песчаная буря. фотография очень отконтрастирована, так как в жизни все было в пелене песка. объектив песком забило...
После того, как мы добрались до велосипедов и двинулись по шоссе, стало совсем туго. Потому что по этому довольно узкому, второстепенному шоссе шел почти сплошной трафик углевозных фур. Причем водители тут может и рады были бы нас объезжать, но у них физически не было места для маневров. От встречно-бокового ветра нам было трудно ехать прямо, обочина песчаная, глаз было не открыть из-за хлещущего в лицо песка, рядом почти впритирку проходили фуры. А из пустыни надо было выбираться, потому что палатку в дюнах не укрепить против ветра, да и засыпало бы нас.
В общем, вылезли из песков Кузупчи мы уже к сумеркам, еле живые от усталости, и встали на ночевку в небольшой впадинке с мелкой растительностью чуть дальше границы чистых дюн. Там хоть как-то можно было закрепиться.
Всю ночь по палатке бил песок. А я была очень рада, что выбрала для посещения самую маленькую пустыню. Песчаная пустыня - место красивое, но уж очень экстремальное.
В качестве морали – для более продолжительного общения с песком абсолютно необходимо иметь очки, закрывающие глаза от песка. Жаль, для меня с моими -9 этот вопрос требует сложной логистики. Вопрос с дыханием по сравнению с глазами уже вторичен, да и решается проще.
наша ночевка над просторами пустыни Кубучи
Перейти к: |
||
Вступление |
||
День 0 и 1 |
80 км | город Ванцюань, горы на запад от Чжанцзякоу и Великая Китайская Стена, жара |
День 2 |
90 км | степи в районе озер Ангули-Нур и Цаган-Нур, жара |
День 3 |
75 км | город Баян-Цаган и вулканическая зона Wulan Hada |
День 4 |
61км | на запад вдоль Инь-Шаня, похолодание и метель |
День 5 |
64 км | на запад вдоль Инь-Шаня, холод |
День 6 |
31 км | сильный ветер и метель, вынужденная полудневка |
День 7 |
103 км | на запад вдоль Инь-Шаня и на юг к хребту Дациньшань, погода налаживается |
День 8 |
46 км | по ущельям через хребет Дациньшань, отдых |
День 9 |
90 км | долина Хэтао и река Хуанхэ |
День 10 |
80 км | на запад по дамбам вдоль Хуанхэ вопреки проколам |
День 11 | 68 км | город Шулинчжао и пески Кузупчи, песчаная буря |
День 12 |
65 км | на юг по плато Ордос |
День 13 |
66 км | город Ордос |
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ |