Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Велопоход по Внутренней Монголии. Май 2014. День 1

27 апреля 2014. День прилета.

В Пекин мы летели Аэрофлотом, с пересадкой в Москве. Для китайских направлений у Аэрофлота сейчас повышенно гуманные нормы провоза багажа – две сумки по 23 кг на человека, так что нам даже не пришлось заморачиваться с упихиванием вещей в велосипед.
Прилетели уже совсем ночью, быстро получили вещи и прошли границу, поставили колеса на велосипеды и пешком отправились досыпать в отель Airport Hotel неподалеку.


Начинать маршрут от самого Пекина мне не хотелось, поэтому в качестве стартовой точки я выбрала город Чжанцзякоу (Zhangjiakou) в 200-х километрах на северо-запад. Город большой, есть где закупиться, и соединен с Пекином трассой. Утром мы обратились к служащим отеля с просьбой организовать доставку нас и велосипедов, и через час нам подогнали микроавтобус, на котором с большим комфортом довезли до места. Стоило это в любом случае дешевле, чем еще один перелет, цены на такси в Китае меньше наших.
Вообще, в Китае очень развита сеть железных дорог, но вряд ли это подходит для велосипедистов - в поездах очень мало места для багажа. Да и Саша вспоминал Пекинский вокзал с содроганием, хоть он там бывал всего лишь с чемоданом. Так что идею покататься на китайском поезде мы отмели.

Высадились мы на вокзальной площади Чжанцзякоу. Там достаточно места для сбора велосипедов, неподалеку есть общественный туалет. Кроме того, прямо там же на площади обнаружился туристический магазин. Мы совершенно не планировали искать газ, но раз уж он сам шел в руки – купили. Жаль, с собой была только мультитопливная шумная горелка, но все равно газ намного удобнее бензина в смысле готовки в палатке. На последние несколько дней газа нам не хватило, и мы докупили на заправке по дороге немного бензинчику.

сбор велосипедов на привокзальной площади Чжанцзякоу
сбор велосипедов на привокзальной площади Чжанцзякоу

набережная в Чжанцзякоу (Zhangjiakou)
набережная в Чжанцзякоу

Город Чжанцзякоу (википедия), до середины 20-го века известный европейцам как Калган, исторически являлся главными северными воротами в Великой Китайской Стене. Здесь проходили караваны, особенно актуальной была торговля с русскими купцами – из Калгана караванный путь шел на Кяхту в Сибири, которая длительное время снабжала чаем и Россию, и страны Европы.  В качестве первого пункта нашей программы было посетить собственно эти ворота, но ничего увидеть не удалось – ремонт :)

великая китайская стена в Чжанцзякоу (Zhangjiakou)
здесь должны быть главные северные ворота Великой Китайской Стены

В оставшееся до вечера время мы как раз успели выбраться из города – так как он весьма большой, то и пригороды у него длинные. Места там, конечно, немного трущебистые, как оно и должно быть, но ничего напряжного в этом я не заметила. На ночевку мы остановились в удачно попавшемся по пути маленьком саду с цветущими вишнями, там было тихо, чисто и уединенно. 

пригороды Чжанцзякоу (Zhangjiakou)
вечер в пригородах Чжанцзякоу


наша первая стоянка в саду у дороги



День 1. 28 апреля 2014.
80.5 км, средняя скорость движения 10 км/ч, диапазон высот 919 – 1871 м, набор высоты 1709 м (из них 225 м без велосипедов)
Покрытие - 72 км асфальт, бетон, хороший грунт. 7 км малых дорог. 1.5 км пешком без велосипедов.
Погода - жарко, безветренно, безоблачно.
На треке – участок от noch1 до noch2.


Утром мы первым делом заехали в исторический укрепленный  город Ваньцюань (Wanquan), квадратный и окруженный стеной. Внутри живут, торгуют. Раз уж не удалось посмотреть на ворота в стене в Чжанцзякоу – посмотрели тут :)

ворота укрепленного города Ваньцюань (Wanquan)
парадные ворота в Ваньчуань

укрепленный горд Ваньцюань (Wanquan)
внутри укрепленного города Ваньцюань

Ваньцюань (Wanquan)
непарадный выезд из Ваньчуаня

стена в Ваньцюань (Wanquan)
видны слои стены

повозка с ослами в Ваньцюань (Wanquan)

После Ваньцюаня мы двинулись на запад под углом к небольшому горному хребту, не получившему названия на генштабе, незаметно набирая высоту. Дорожка была отличной - узкая асфальтовая, потом бетонная, и к концу грунтовая, а трафик был разве что из ослов да трехколесных грузовчиков.


дорога на запад от Чжанцзякоу


дорога на запад от Чжанцзякоу

деревня во внутренней монголии, китай
типичная деревенька по дороге

пейзаж во внутренней монголии, китай
пейзаж с сооружением непонятной нам функции. печь, что ли?

старая ива во внутренней монголии, китай
Очень Старая Ива


грунтовка во внутренней монголии, китай

В маленькой деревеньке Wayaocun основная дорога закончилась. Дальше в моих планах было пересечь хребет по малым дорогам, а главное, там же пересечь Великую Китайскую стену. Во-первых, вдали от больших дорог. А во-вторых, стену "заслужить" :)
После деревни мы поднимались по каменистой дорожке вдоль реки, потом «посусанили» по полям и наконец втащили велосипеды на небольшой перевальчик (около 1600 м), разделяющий две долины.

горы во во внутренней монголии, китай
дорога за деревней. впереди виден хребет, по которому проходит стена и на который мы так или иначе должны залезть.

На перевальчике между долинами мы торжественно пересекли Великую Китайскую стену. Этот момент требует длинного лирического отступления. На истину я совсем не претендую, так как изучение Стены целью велопохода не было, приведу свои дилетантские рассуждения.

Идее Великой Китайской Стены лет больше, чем христианству – строительство было начато аж в третьем веке до нашей эры. И в дальнейшем при каждом образовании объединенного Китайского государства, коих было много, стену начинали строить с новым энтузиазмом. Стена пролегала в зависимости от границ и возможностей нового государства, местами строилась на базе предыдущей, местами с нуля, кое-где ветвилась.
Схему расположения различных версий, покрашенную разными цветами в зависимости от временя постройки, можно посмотреть в википедии (ссылка).
Последнее официальное строительство стены приходится на эпоху Мин, 15-17 века. И ту грандиозную Великую Китайскую, которую мы все знаем по фотографиям, относят именно к этой эпохе. А менее глобальные сооружения, которые можно найти в Китае и Монголии - просто более старые версии стены.
Наш маршрут, судя по схемам, начинался именно в том районе, где проходит стена эпохи Мин. И действительно, мы ее видели у шоссе, совсем такую как на официальных фотографиях, когда ехали до Чжанцзякоу на микроавтобусе. Мы же хотели посмотреть стену в стороне от больших дорог. Удачно, на сервисе Panoramio к участку нашего интереса были точно и последовательно привязаны три фотографии стены «официального вида». Так что мы оправданно ожидали увидеть то же, что и туристы, только без них :)

Каково же было наше удивление, когда вместо многометровой стены эпохи Мин мы увидели просто валик камней! Причем валик, который очевидно ничем иным никогда и не был. Никаких следов огранки камней или фундамента обнаружить не удалось. То есть, стоило отъехать несколько десятков километров от шоссе и затащить велосипеды в гору – и там стена была уже такая, какая она есть. Кстати, несколько лет назад вал мог быть еще менее оформлен – под одним из камней мы нашли придавленный пакетик, значит, собираться камням в кучку не так давно помогали добровольцы.

Пока мы лезли без велосипедов на ближайшую вершину, у нас было время подумать над версиями о том, что стена историческая и современная – это совсем не обязательно синонимы. Никто не будет спорить с тем фактом, что исторически стена существовала. Но вопрос в том, в каком виде и в каких масштабах. Вполне возможно, в основном она была практичным валом из земли или камней – как раз таким, какой мы ее увидели.
Такой вал был достаточен для обозначения границы государства. И для того, чтобы временно приостановить противника, возможно тоже достаточен, если доработать его кольями и прочим - подобные длинные оборонительные сооружения в истории строились многими народами. Насчет "альтернативных" версий вроде "вдоль стены двигались караваны/войска" или "стена защищала от наступления песков" на данном участке согласиться никак не могу - от песка это слишком низкая защита и вообще до него далеко, а для каравана траектория не та - стена "прыгает" с вершины на вершину, и даже без груза и верблюдов мы еле залезли по градиенту. Вариант "стена служила для ориентирования" логичен, но относится не к стене, а лишь к расположенным вдоль нее каменным турам, которые действительно могли быть видны издалека. А в каменных турах для ориентирования ничего грандиозного и специфически китайского нет.

Ну а стена, какой ее рекламирует Китай, по которой могут идти несколько человек в ряд, высотой несколько метров, с башнями и лестницами, вьющаяся по крутым уступам - весьма вероятно является чисто современным воплощением вечной идеи. Что вполне логично, ведь китайцы всегда строили стену, вот и нынешнее государство этим занимается. И согласно своим немалым возможностям «реставрирует» валик камней до многометрового состояния. А все обсуждения на тему того, куда смотрели бойницы Стены и от чего она должна была защищать, при таком раскладе теряют всякий исторический смысл.

Также остается только гадать, кто и зачем потратил силы и время на то, чтобы точно и логично привязать в гугле фотографии «официальной стены» обычного туриста туда, где этого туриста и близко не бывало (исходя из других фотографий его альбома). Явно этим занимался не сам турист, так как подобная привязка требовала знания местности. Могу предположить только одну цель – кто-то старался, чтобы у человека, который вдруг будет изучать местность по картам гугл и фотографиям панорамио, создалось мнение, что стена там в горах такая же высокая и широкая, как и возле шоссе. Ну, у меня именно такое впечатление ведь и сложилось, по спутнику высоту стены не определишь. Вот такие дела, ничему нельзя верить :)

Добавлю еще, что сейчас к этому участку проложена бетонированная дорога с севера (на спутник она еще не попала, так что я о ней не знала), и вдалеке мы видели работающие над стеной краны. Так что место становится уже не труднодоступным и, возможно, если приехать сюда через некоторое время, можно будет и там найти стену много метров высотой и шириной.

великая китайская стена, внутренняя монголия
Великая Китайская стена, настоящая

великая китайская стена, внутренняя монголия


фотофакт обертки, найденной нами под камнями

цветок, внутренняя монголия, китай
местная флора

горы во внутренней монголии, китай
вид на хребет

горы во внутренней монголии, китай
оттуда мы пришли. это жесткий фотошоп - все в дымке от жары. справа видна дорожка, по которой мы ехали, она уходит в ущелье и вдалеке можно разглядеть деревеньку Wayaocun.

овцы во внутренней монголии, китай
пришли овцы

великая китайская стена и овца во внутренней монголии
овца, пересекающая Великую Китайскую Стену

На север от нас открывалась красивая полукруглая долина, окруженная гребнем гор – по плану, мы должны были затащить велики на гребень из нее. Долго всматривались, пытаясь увидеть следы дороги, которая нас бы вывела наверх, не увидели. Однако, когда стали искать ее с низу, сразу нашли.
По дороге наверх нас ждала еще одна находка – два вделанных в толщу скалы бетонных бункера впечатляющих размеров. Входы наполовину завалены, возможно, для маскировки, но пройти можно. Внутри – гулкая пустота. Было как-то даже страшновато – залезли в военный китайский объект :)

долина во внутренней монголии, китай
вид на долину, из которой нам надо подняться наверх у ветряков уже с велосипедами


дорога наверх из долины

бункер во внутренней монголии, китай
вход в бункер

бункер во внутренней монголии, китай

бункер во внутренней монголии, китай
истлевшая дверь

бункер во внутренней монголии, китай
внутри одного из двух бункеров

горы во внутренней монголии, китай

Выбравшись наверх из долины, мы оказались на холмистом плато, покрытом бесчисленным количеством ветровых генераторов. На одной фотографии их количество не передать, так как расположены они довольно редко, но эти поля тянутся на десятки километров во всех направлениях. Что же, ветровые генераторы – дело хорошее!

ветровые генераторы во внутренней монголии, китай
едем под сенью ветровых генераторов

ветровые генераторы и деревня во внутренней монголии, китай
типичный пейзаж

До вечера мы ехали по прекрасным дорогам на юг. В основном дороги были бетонированные. Дома я не могла предположить такого варианта, так что светлые дороги без обочины приняла за грейдера. А на самом деле – гладенький бетон, очень приятно по нему едется. Как велотурист я не люблю асфальт в виде трасс, ведь трассы видоизменяют местность не в самую приятную сторону. А вот если дорожка узкая и без трафика, то ничего не имею против ее бетонированности :)
И по сторонам все радовало глаз - холмы, небольшие лесопосадки, поля с маленькими наделами, деревушки.
На ночевку мы встали под обрывчиком на берегу почти высохшей речки. Умыться там было нельзя, но лягушек – целый хор!

бетонированная дорога во внутренней монголии, китай
прекрасная бетоночка. интересно, что количество зелени, которое мы наблюдали во время похода, все время менялось - где-то деревья зеленели уже вовсю, а где-то еще была совсем ранняя весна.

весна во внутренней монголии, китай
долина реки, весенний пейзаж


наша вторая ночевка, в долине реки


вечер, готовка ужина. горелку поставили на камень, иначе загорается трава вокруг. хотя днем была жара, на фото я уже вполне закутанная - с заходом солнца температура тут же опустилась до нескольких градусов выше нуля

Перейти к:


Вступление


День 0 и 1
80 км город Ванцюань, горы на запад от Чжанцзякоу и Великая Китайская Стена, жара
День 2
90 км степи в районе озер Ангули-Нур и Цаган-Нур, жара
День 3
75 км город Баян-Цаган и вулканическая зона Wulan Hada
День 4
61км на запад вдоль Инь-Шаня, похолодание и метель
День 5
64 км на запад вдоль Инь-Шаня, холод
День 6
31 км сильный ветер и метель, вынужденная полудневка
День 7
103 км на запад вдоль Инь-Шаня и на юг к хребту Дациньшань, погода налаживается
День 8
46 км по ущельям через хребет Дациньшань, отдых
День 9
90 км долина Хэтао и река Хуанхэ
День 10
80 км на запад по дамбам вдоль Хуанхэ вопреки проколам
День 11 68 км город Шулинчжао и пески Кузупчи, песчаная буря
День 12
65 км на юг по плато Ордос
День 13
66 км город Ордос
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ



You have no rights to post comments

Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!