даты проведения: 22 июля - 4 августа 2012.
участники: Владимир Горбунов (VORON), Любовь Захарова (Lubania) и я.
пробег - 737 км. набор высоты - 9200 м.
трек на жпсиес - тут
официальный отчет - тут. По всем вопросам о маршруте следует обращаться к официальному отчету и его автору. А я здесь приведу только фотки со своего фотоаппарата с короткими подписями.
О маршруте:
Идеей этого похода было проехать Исландию поперек, преимущественно по грунтам. Маршрут предоставляет возможность полюбоваться на лавовые пустыни и многие другие интересности, которых по асфальту не достичь. На маршруте имеются сложности как естественного характера (лава и песок под колесами плюс многочисленные броды), так и являющиеся следствием высокой посещаемости Исландии туристами - трафик для не-насыпных грунтовых дорог весьма интенсивен, поэтому они в основном разбиты до стиральной доски и/или сыпучи. Во время нашего похода качество дорог можно уверенно назвать варьирующим от плохого до очень плохого :)
Ночевки по маршруту, кроме одной, осуществлялись в кэмпингах. На территории заповедников дикий ночлег запрещен.
Общие ощущения про страну:
Исландия оставила у меня неоднозначные впечатления. С одной стороны, места эти очень необычны, во многом уникальны, очень красивы и фотогеничны. Кроме того, маршрут порадовал своим разнообразием - в него вошли и лавовые пустыни всех мастей и областей, и бескрайние гравийные поля, и ледниковые речки, и настоящие "высокогорные" ландшафты. А внизу - море, виды на снежные вершины и домики среди зеленых полей.
Другие плюсы путешествия по Исландии – полная безопасность (вещи можно оставлять где угодно без присмотра), идеально отработанная инфраструктура (карты, схемы, таблички, разметка, везде все объяснят и помогут и пр.), английский знают все, любые надписи дублированы на английском, по всем дорогам ходят автобусы, легко подкинуться и эвакуироваться, расписания и возможность купить билет заранее есть в интернетах.
Но надо учитывать и минусы - Исландия закатана под туризм и, на мой взгляд, похожа на один большой парк, причем недешевый. Поэтому на большинстве дорог присутствовал ощутимый трафик, вокруг выдающихся объектов толпились люди и тп. На фотографиях я старалась поменьше включать окружающих туристов, но для истины нужно указать - они там часто были. Из-за этого всего, мое впечатление было таким - в Исландии можно и лосить, и огребать, и много как развлекаться, но все равно катание по Исландии похоже на пусть и на активный, но все-таки тур. Впрочем, по прошествии времени негативные моменты вполне себе забываются, а красоты и природные интересности в памяти остаются.
Общие ощущения про страну:
Исландия оставила у меня неоднозначные впечатления. С одной стороны, места эти очень необычны, во многом уникальны, очень красивы и фотогеничны. Кроме того, маршрут порадовал своим разнообразием - в него вошли и лавовые пустыни всех мастей и областей, и бескрайние гравийные поля, и ледниковые речки, и настоящие "высокогорные" ландшафты. А внизу - море, виды на снежные вершины и домики среди зеленых полей.
Другие плюсы путешествия по Исландии – полная безопасность (вещи можно оставлять где угодно без присмотра), идеально отработанная инфраструктура (карты, схемы, таблички, разметка, везде все объяснят и помогут и пр.), английский знают все, любые надписи дублированы на английском, по всем дорогам ходят автобусы, легко подкинуться и эвакуироваться, расписания и возможность купить билет заранее есть в интернетах.
Но надо учитывать и минусы - Исландия закатана под туризм и, на мой взгляд, похожа на один большой парк, причем недешевый. Поэтому на большинстве дорог присутствовал ощутимый трафик, вокруг выдающихся объектов толпились люди и тп. На фотографиях я старалась поменьше включать окружающих туристов, но для истины нужно указать - они там часто были. Из-за этого всего, мое впечатление было таким - в Исландии можно и лосить, и огребать, и много как развлекаться, но все равно катание по Исландии похоже на пусть и на активный, но все-таки тур. Впрочем, по прошествии времени негативные моменты вполне себе забываются, а красоты и природные интересности в памяти остаются.
день 0. дорога
Ехали мы непростым путем – сначала на водка-бусе ночь до Хельсинки (для тех, кто не в курсе - это такие шоп-туры в Финляндию на выходные, в СПб продаются в многих тур-агентствах, можно купить в одну сторону, и стоит это все раза в два дешевле рейсового автобуса), потом ждали самолет пол-дня в аэропорту Хельсинки, потом летели компанией Iceland air в Рейкьявик, потом с помощью двух бусов добирались от международного до местного аэропорта, потом летели на маленьком самолетике в Акюрейри. Прилетели мы туда вечером и остановились в городском кэмпинге в нескольких километрах от аэропорта.
Аэропорт Хельсинки сейчас – номер один по удобности в моем рейтинге. Потому что там есть где сидеть и можно поесть в кафе, но лучше купить готовых салатиков в супермаркете - цены вполне приличные.
день 1. 99 км, 1281 м набора. Akureyri-Reykjahlid (оз. Myvatn). в основном асфальт.
утром мы выехали из кэмпинга и увидели такую красоту. это залив моря в Акурейри. Акурейри, для справки, небольшой городок на берегу залива Ледовитого океана, на северном побережье Исландии.
почти сразу от залива мы начали подъем на небольшой перевал по старой грунтовой дороге. это была одна из немногих дорог хорошего качества на нашем маршруте - машинам тут большого смысла ехать нет, так что трафик минимальный и дорогу не разбивают.
по мере подъема нам открылся вид на город. на фото не очень хорошо видно, но можно рассмотреть - взлетно-посадочная сделана на насыпи посреди залива!
вокруг во множестве выпасались барашки. я их тогда первый раз увидела барашков и восхитилась, потом весь поход гоняла бедных животинок с фотоаппаратом :) а над барашками зависило облако, которое вскоре нас полило.
спуск с перевала был довольно бодрый, температура при этом сразу же подскочила на несколько градусов. а внизу - такая вот красивая извилистая речка.
эту речку мы пересекли по старинному мосту, проехали еще немного по грунту, потом выехали на асфальт и поехали вдоль таких вот гор. прекрасная иллюстрация высотной поясности :) чем ближе к северу - тем четче поясность. разница в сто метров высоты здесь очень существенна.
прямо у дороги обнаружился водопад Goðafoss - нам повезло, выглянуло солнышко, и выглядел он красиво. но народу там, конечно, немало.
вообще в этот день то светило солнце, тогда сразу становилось сильно тепло, то набегали облака. облака в Исландии могут находиться на любой высоте - могут быть где-то далеко в небе, могут висеть на сто метров от земли, а могут вообще по земле ползти (и хотя при этом формально дождя нет, а все равно мокро).
преодолев еще один перевальчик, мы выехали в холмистую тундру, где взгляд ничего не цепляло. сфотографировала вот домик с мыслью - ну и что они тут делают, как тут жить-то вообще?
по мере приближения к озеру Myvatn места стали веселее, так как появились следы вулканической деятельности. вот, вид на речку с голубой водой и вулкан (так как тут почти все горы - вулканы).
у самого озера черные-черные берега
вокруг озера торчат во множестве маленькие соплица, обгоревшие внутри. мне нравилось представлять, как это все когда-то фурычило, ух...
уже ближе к Рейклихлиду начались и вовсе лавовые поля. когда-то все тут было этой лавой залито, потом она остывала и трескалась. а потом заросла мхом...
на озере Myvatn гнездится куча всяких птиц. я попыталась этих птиц снять (там утки, лебеди и пр), но зума никак не хватило. чуть к птицам подходишь поближе, как они аккуратненько уплывают вдаль. смысл фото - их там много :)
на ночевку мы остановились в кэмпинге Reykjahlid на берегу озера Myvatn. здесь мы остались на дневку и налегке съездили к вулкану Krafla.
из палатки иногда можно было наблюдать утиные процессии - птицы здесь везде, а место их гнездовки огорожено
день 2. Reykjahlid-Krafla-Hverir-Reykjahlid. 32 км, 410 м подъема, погода мокрая.
утром мы выехали налегке в сторону Крафлы через такой вот перевальчик.
перед перевалом, рядом с Рейкьяхлидом, такие вот термальные станции - фотогеничные даже в пасмурную погоду
а по обе стороны дороги - такие вот красные горы. ходить по ним, наверное, опасно, можно куда-нибудь и провалиться. но мы не пробовали.
у подножия Крафлы - большая термальная станция
рядом с дорогой протекает дымящийся ручеек.
после станции нам пришлось залезть в неслабый подъем на саму Крафлу. с вещами мы бы тут сдохли, так что ничуть не пожалели, что поехали налегке. даже без вещей ехать было трудно, учитывая сильный встречный ветер. зато вниз он гнал с дикой скоростью.
с трудом забравшись на Крафлу, ничего хорошего мы не обнаружили. все в тумане! по этой тропинке, возможно, мило прогуляться в хорошую погоду, но в холодном облаке - довольно бесполезно.
в кратере озеро, которое в проекте должно быть голубое. но в тумане голубизну можно только фотошопом увидеть.
зато рядом с Крафлой находится геоактивная зона, где мне гулять понравилось несмотря на туман
рядом с оранжевыми полями в зеленых пятнах - серные лужи. как было написано на поясняющих табличках, газы с водой смешиваются и получается серная кислота. а она разъедает окружающие породы - и получается эта вот серая грязь. в данном случае она была подсохшая.
по лавовым полям проложена тропка. все это теплое и дымит. хотя в нашем случае ветер тепло уносил довольно быстро, но приложившись к камням, вполне можно было бы греться.
это место мне очень понравилось, хотелось пофотографировать побольше - такие обалденные туманы! но мои товарищи бодро бежали вперед, так что я смогла только быстро пощелкать фотиком на бегу.
на выходе обнаружился ларек с вкусненькими сосисками. на фото Вова демонстрирует "Виза - путешествуй налегке". в Исландии карточкой платить можно даже в ларьках среди гор :)
по дороге назад мы заглянули на другую термальную зону, совсем у дороги, но еще более впечатляющую. там есть фумаролы, из которых и валит с громких шумом пар. в Исландии легко вообще представить, что под землей есть ад и там не очень уютно :) может, благодаря таким местам идея про подземные печки для грешников и возникла?
кроме того, там же есть множество разнообразных серных бурлящих и кипящих луж. где-то субстанция довольно жидкая, а где-то густая и пузыри пара выпочковываются из нее ме-е-едленно. вообще кипящая грязь принимает очень причудливые очертания, если смотреть на нее не в динамике, а на фото.
сфотографировала осадок серы на камнях. в качестве подтверждения, что тут действительно сера
вечером мы сходили в магазин и закупились на 7 дней автонома, так как дальше нам предстояло покинуть асфальт и двинуться по пустыне через страну.
день 3. 93 км, набор 500 м, Reikjahlid-Herdubreidalindir, в основном грунт
снова перебравшись через перевал, на этот раз с вещами, мы проехали последние 30 км по асфальту. вокруг все было весьма пустынно
иногда пейзаж разнообразили участки взломанной лавы. это все и дальнейшее относится к огромному лавовому полю Odaðahraun - уж точно самому большому в Европе, а может и вообще.
потом на повороте с предупреждающими знаками мы повернули на грунт
там же, у поворота, присели перекусить, спрятавшись от ветра за щитами. погода легко читается по физиономиям - холодно, ветрено и дождик.
вот схема нашего движения по грунтам в течение четырех дней - по пустыне вдоль реки Jokulsa a Fjollum, через аозис у подножия вулкана Herðubreið, к вулкану Askja, потом по руслу реки, а потом через перевал 1200 м вдоль края огромного ледника Vatnajokull.
сначала мы ехали по плоскому-плоскому полю. кроме Вовы, в кадре ниже присутствует гора - от нее мы отъехали уже 10 км, но больше там ничего не было.
но пустыня эта не абсолютно пустынная - несмотря на песок и холод, везде растут цветы! эта травка называется holurt (sea campion, Silene uniflora) - она тут весьма распространена
а эта, судя по всему, lambargas (moss campion, Silene acaulis)
иногда среди пустыни возникали зеленые горы, островки травы или озерца
потом мы спустились к реке Jokulsa a Fjollum и поехали вдоль нее, пересекая небольшие впадающие речушки
до вулкана Askja ходят автобусы и возят толпы туристов. за то, что автобус такой проходимый, стоит это удовольствие нехило - что-то порядка 3500 руб. за 130 км в одну сторону.
пол-дня мы ехали к вулкану Хердубрейд. на фото ниже он виднеется впереди. приближался, надо сказать, очень медленно!
местами на ровном гравии лежат камни - "вулканические бомбы"
так же, местами земля вспучена былыми вулканическими процессами
а вот так выглядит лавовая пустыня в классическом виде
через пустыню извивалась каменистая и мелкорельефистая дорожка
луч света в темном царстве
у подножия вулкана Herdubreid находится оазис Herdubreidalindir, благодаря текущим здесь ручьям. они дают жизнь всякой траве. и мошкам :) исландские мошки на вид совсем как наши и так же пристают, но почему-то не кусают.
основное растение в оазисе - Angelica arhangaelica (дягиль или дудник лекарственный). по виду он похож на маленький борщевик, но, в отличие от борщевика, всячески хорош и полезен, обладает лечебными и пряными свойствами.
в достаточно пустынном кэмпинге мы остановились на ночевку, у подножия вулкана. получилось довольно смешно - вечером мы стояли под горой, а ночью встала прогуляться - а горы-то и нет, как будто срезали. все из-за туманов.
утром гора кокетливо высунулась из-за облаков :)
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ