Участники: Столяров Александр, Костюхина Екатерина, Столяров Виталий (1 год 9 месяцев)
Длительность: 15 дней, 1 - 15 января 2017.
Километраж: 603 км.
Набор высоты (по треку, считал Basecamp): ок. 10 тыс. м.
Диапазон высот: 0 - 1263 м.н.у.м.
Маршрут: Малага - Фуэнхирола - Ронда - Альхесирас - Тарифа - Кониль де ла Фронтера - Чиклана де ла Фронтера - Санлукар де Баррамеда - Севилья (Malaga - Fuengirola - Ronda - Algeciras - Tarifa - Conil de la Frontera - Chiclana de la Frontera - Sanlucar de Barrameda - Sevilla)
Куда поехать на новогодние праздники — всегда проблема для тех, кто не хочет терять драгоценные дни отпуска на что-либо кроме походов, а вокруг зима и темнота. Тем более, с маленьким ребенком, выбор направлений ограничен. На этот новый год мы решили освоить новую для себя страну, и отправились на юг Испании - в Андалусию.
Хотя велотуризм с ребенком по Андалусии оказался не очень прост, нам удалось проехать действительно интересный маршрут и увидеть очень многое. Мы потаскали велосипеды по горам и прокатились через прекрасные леса из пробкового дуба, увидели знаменитый город Ронда с величественным Новым мостом и несколько других "белых городов", сфотографировались на самой южной точке континентальной Европы в Тарифе и разглядывали берега Африки по ту сторону Гибралтарского пролива, наслаждались бескрайними пустынными пляжами Атлантического океана и тропинками по прибрежным сосновым лесам, а также проехали вдоль мощной реки Гвадалквивир от самого ее устья до города Севилья. А необычайно хорошая погода в этот раз позволила нам прожить 2 недели настоящего лета среди зимы.
А как ребенок?
Для перевозки ребенка в походе мы используем заднее велокресло плюс велоприцеп. Подробнее про использование того и другого в нашем опыте я писала в отдельном посте "Перевозка ребенка в велопоходе. Наш опыт".
Наше ходовое время в этом походе составляло примерно 3.5 - 4 часа в сутки, включая дневной сон. Распределялось это время очень непредсказуемо, например, иногда ребенка вообще не удавалось уложить на дневной сон.
Каждая посадка ребенка в кресло или прицеп сопровождалась у нас длительными уговорами, иногда по часу и больше, иначе ребенок вырывался и плакал. Мы всегда придерживаемся принципа - поход это развлечение для родителей, и совсем не повод для насилия над ребенком. Так что уговаривали, как могли, а силой ехать не заставляли.
Главной "темой" этого похода стали бесконечные требования, которые выдвигал нам малыш. Они возникли у нас как следствие развития речи. Что ребенок требовал? Дай это, дай то. Хочу в кресло, нет, в прицеп, нет, в кресло. Дай сисю - это вообще до бесконечности. Так как у меня нет глубокой уверенности в том, как ребенка надо воспитывать, плюс нам хотелось, чтобы ребенка поход радовал, а не мучил, то никаких воспитательных мер мы не применяли, и большинство требований выполняли. Но времени и сил это отнимало уйму!
Для иллюстрации нашей жизни в этом походе расскажу про одно наше утро, уж очень характерное. Это было наше последнее утро на берегу моря, в кемпинге. Саша пошел в душ, он давно уже хотел, а я мечтала выйти полюбоваться на море. Кажется, что может быть проще, когда до моря 100 метров! Взяла ребенка на руки и пошла на пляж. Сам-то он еще почти не умеет ходить в заданном направлении. А совочек забыла! Вышли на пляж, ребенок увидел песок и потребовал совок. Отнесла ребенка назад в кемпинг, взяла совок, притащила ребенка назад на пляж. Тут ребенок увидел воду и захотел гулять по воде. Я снова вернулась с ребенком на руках в кемпинг, одела ему сапоги, вернулись на пляж. Ребенок погулял минут 5-10 и закапризничал, теперь по неизвестной причине. Что делать, снова идем в кемпинг... Тут и Саша пришел из душа. А у меня сил на душ уже не осталось. Пусть всего 100 метров было от палатки до пляжа, но я-то сходила это расстояние 6 раз, с 13-ю килограммами на руках! Так за поход я всего один раз помылась, хотя всю вторую половину мы ночевали в кемпингах с бесплатными теплыми душами. Ну вообще не до того! Что-то подобное у нас происходило постоянно :)
Но, как бы то ни было, мы очень стараемся делать настоящие велопоходы, пусть и с ребенком!
Наш велопоезд на берегах Атлантики.
Наш маршрут
Когда мы покупали билеты, доступный вариант (с учетом 80-ти килограммов нашего груза) оставался только в Малагу через Москву Аэрофлотом, так что Малага и стала точкой нашего старта.
Из Малаги мы почти сразу двинулись в горы, в сторону города Ронда. Восточный берег Андалусии (Costa del Sol – Берег Солнца) к югу от Малаги плохо подходит для велотуризма, особенно с ребенком. Если ехать непосредственно вдоль моря, часть пути неизбежно придется проехать по весьма загруженным шоссе. Кроме того, там в целом скучно — тянется однообразная коттеджная застройка. Проехать чуть выше над морем невозможно, так как здесь горы подступают вплотную к морю, и перерезаны несколькими глубокими ущельями. Так что единственный способ объехать этот берег Солнца — подняться в горы почти на самый верх, выше тысячи метров. Здесь зимой иногда выпадает снег, но нам повезло с погодой, и мы не попали в горах даже в заморозки.
Перевалив горы и посетив знаменитый город Ронда, мы двинулись по диагонали к берегу в сторону города Тарифа, где находится самая южная точка континентальной Европы.
Из Тарифы мы поехали вдоль восточного побережья Андалусии, Costa del Luz (Берег Света), где проходит интересный веломаршрут. Веломаршрут этот весьма разнообразный — "тупо" шоссе в нем совсем немного, зато много набережных, велодорожек, дорожек по паркам, лесных тропинок и даже есть участки просто по пляжу. Выдающиеся места для велотуризма, рекомендую всем! Главное, не спешить :)
Изначально я планировала сделать круговой маршрут вокруг Малаги, чтобы финишировать прямо в аэропорт и не таскать лишний раз наш немалый груз и ребенка. Но по ходу оказалось, что рельеф и дороги куда труднее, чем мне думалось дома, так что маршрут мы вынуждены были укоротить и изменить, чтобы не терять в качестве. Вместо того, чтобы поворачивать назад к Малаге, мы продолжили ехать вдоль моря до устья реки Гвадалквивир, а оттуда по сельским дорогам вдоль реки доехали до города Севилья. Из Севильи идет прямой поезд до Малаги. Посадка в поезд на конечной станции оказалась простой, и я была рада, что мы не поехали своим ходом в Малагу, а максимально уделили внимание берегу Света. И посмотрели на Гвадалквивир — мощная все-таки река! Да и Севилью увидеть тоже было интересно.
Общие впечатления об Андалусии
Судя по рассказам других велотуристов, провинции Андалусии сильно различаются между собой, поэтому мой рассказ относится только к тем местам, где мы ехали - провинциям Малага и Кадис.
Дороги.
В этом походе двигались мы намного медленнее, чем я могла предположить дома. Основная причина — неожиданно плохое качество грунтовых дорог. В России ничего другого и не ожидаешь, а тут вроде Европа… Маленькие грунтовки очень каменистые, ну это еще понятно, а грунтовые дороги побольше почти все разбитые. Когда за спиной ребенок и велоприцеп, такие дороги серьезно замедляют, потому что не хочется трясти ребенка и доламывать прицеп.
Андалусский грейдер как он есть.
По Андалусии существует официальный веломаршрут — TransAndalus. Его можно посмотреть на одноименном сайте www.transandalus.org, он же местами нанесен на велосипедный OpenStreetMap. Но этот веломаршрут рассчитан прежде всего на горный велосипед без груза, где участники или едут с минимумом снаряжения летом, когда жара и дождей не бывает, или ночуют в отелях. При этом даже для велосипедиста налегке подразумевается, что местами ему придется нести велосипед на себе. Так что с гружеными велосипедами на этом прекрасном маршруте можно встрять по полной программе!
Но есть в маршруте и простые участки, которые можно использовать для грузового велотуризма без жертв. Иногда маршрут по тропе логичен, чтобы посетить красивое место или соединить между собой более простые участки. Немаловажно и то, что по TransAndalus, по крайней мере, всегда можно пройти. Составители его все проехали и проверили сами, что маршрут не перегорожен забором или каким-то другим препятствием.
Участок веломаршрута вдоль берегов Атлантики.
А вот асфальтовые дороги здесь идеального качества. Водители очень вежливые и в целом не спешат. Совсем не ожидала такого от испанцев! Велосипедистов много, водители к ним готовы, повсеместно стоят знаки про соблюдение дистанции к велосипедисту. Благодаря этому мы чувствовали себя на шоссе достаточно спокойно. Но интенсивность трафика в целом на дорогах оказалась больше, чем я предполагала дома. Какие бы ни были водители, все равно по дорогам вместе с машинами мне ездить с ребенком неприятно, так что мы старались избежать их всегда, когда возможно. Но из-за из-за повсеместных заборов и очень малого количества нормальных грунтовых дорог нарисовать здесь доступный маршрут без шоссе вряд ли возможно.
Рельеф.
Вторая причина нашей медленной скорости — рельеф. Горы здесь невелики по абсолютной высоте, но попотеть требуют. Структура рельефа здесь — отдельные возвышения, от которых звездообразно расходятся глубокие ущелья, а внутри этой общей формы вершинки разбросаны хаотично. Поэтому здешние дороги не идут по долинам, как в обычных "больших" горах, а «прыгают» с одной горки на другую через локальные понижения. Там, где мы ехали, 200 метров было минимальным сбросом-набором для любого «шага», а часто встречался перепад в 400 — 500 метров. Градиент дорог при этом не очень гуманный. А у нас груза много! Мне очень часто приходилось спешиваться и тащить велосипед в руках.
Заборы.
Наверное, самое запоминающееся явление в андалусских провинциях Малага и Кадис — это повсеместные заборы из колючей проволоки! Никогда в жизни я не видела столько заборов!
Огорожена практически вся земля. Даже каменистые склоны, где ничего не растет и никто не пасется, все равно огорожены. Дом может лежать в развалинах, но забор всегда будет стоять в идеальном состоянии. И заборы эти вовсе не от скотины (скотина читать не умеет, а заборы еще и увешаны табличками), а потому что Частная Собственность. При этом плотность населения на самом деле очень небольшая! А вот в других провинциях Андалусии, судя по рассказам других велотуристов, такого повального увлечения заборами нет.
Конечно, заборы создают серьезные неудобства. Особенно, когда едешь с малышом. На асфальтированных дорогах нам нередко было вообще негде сесть перекусить и выпустить ребенка - на дороге машины, вдоль дороги забор. С ночевками еще сложнее.
Оказаться за забором обычно можно лишь в одном случае — если через ферму пролегает какой-нибудь размеченный маршрут, и хозяева не имеют права его перегораживать. По такому маршруту можно оказаться внутри забора, не перелезая через него. Ну или чудом :) Незагороженные участки мы также встречали в национальных парках и на побережье.
Ночевки.
Насчет того, можно ли ночевать в Испании дикарем с палаткой, существуют разные мнения и доказательства. Меня убедили доказательства, что в целом нельзя, но вдаваться в этот вопрос подробнее не буду, потому что это не важно. Ведь однозначно, что нельзя ночевать в природных парках (по крайней мере, без предварительного одобрения) и на частной территории. А найти на нашем маршруте кусочек земли, к которому не относилось бы ни то, ни другое, было практически невозможно!
Конечно, при желании можно запланировать маршрут исключительно через кемпинги и отели, чтобы ни о чем не беспокоиться, но этот метод для нашей медленной, непредсказуемой и нетерпеливой «группы» никак не подходил.
Так что лично нам ничего не оставалось, как игнорировать все запреты и тихо делать свое дело. Мы не чувствовали никакого глубокого чувства вины за нарушение частной собственности или ночевку в природном парке, так как мы никого не беспокоили и не оставляли после себя следов.
Что удивительно - несмотря на все это обилие заборов, нам раз за разом удавалось вовремя найти себе место для ночевки. Все-таки места здесь много, людей мало, и атмосфера какая-то свободная - а значит, всегда есть возможность как-то просочиться!
На пути из Малаги в Ронду и далее в Альхесирас (300 км и 9 ночей) мы ночевали в палатке все ночи, кроме дня прилета в Фуэнхироле (там был кемпинг только для автомобилей) и еще одной ночи, когда мы предпочли переночевать в домике внутри замка, который очень понравился ребенку. Кемпинги на этом участке тоже теоретически есть (целых 3 — у Ронды, у Химены-де-ла-Либар и в Химене-де-ла-Фронтера, плюс еще один сезонный у Парауты), но мы их проезжали днем.
Заходим на ночевку в районе города Альхесирас.
А вот на побережье Costa del Luz, где мы ехали от Гибралтара до устья Гвадалквивира, мы все 4 ночи ночевали в кемпингах. Их там довольно много, и большинство открыто зимой, так что можно реально ими пользоваться. Хотя все эти кемпинги рассчитаны исключительно под автодома, зимой они практически пустые, так что мы чувствовали себя уютно. Цены умеренные — в среднем 15 евро за все, включая безлимитный горячий душ. В предыдущем велопоходе по Альпам, где большая часть кемпингов была сильно дороже и теснее, мы научились ценить такие условия.
На этом побережье регулярно попадаются и места, где можно переночевать с видом на море бесплатно и уединенно. Собственно, везде, где берег без застройки. Но мы как-то или проезжали эти участки днем, или у нас не было воды для ночевки.
Единственное место, где точно не стоит ночевать дикарем — берег моря между Гибралтаром и Тарифой, в природном парке Эстречо. Это по сути погранзона, так что побережье здесь очень внимательно наблюдается полицией, а спрятаться негде.
Все точки кемпингов я проставила дома перед походом и максимально перепроверила, чтобы ни в коем случае не было такого, что мы приехали из последних сил, а точка стоит неправильно.
Совсем не уверена, что мой способ оптимален, но я искала кемпинги так. Сначала открывала сайт ru.camping.info и находила кемпинги на карте. Там кемпингов указано довольно много (хоть и не 100%), и можно сразу открыть сайт кемпинга, еще иногда есть фотографии. Но нет верной информации о времени работы. Так как мы ехали зимой, нам этот вопрос был актуален.
Выяснять время работы кемпингов — занятие очень муторное, так как владельцы считают эту информацию не интересной, и на большинстве сайтов кемпингов приходится долго выискивать, открыт ли он зимой. Чаще это можно найти на страничке с ценами, а иногда вообще никак не найти. В этом смысле мне очень пригодился сайт spaincamping.com, где можно посмотреть время работы многих кемпингов, как мне показалось, соответствующее действительности.
А вообще сайтов с кемпингами Испании много, например, guiacampingfecc.com, camping-spain.net, europe-camping-guide.com/, campingsonline.com. Мне они не пригодились.
Погода.
Нам в этом году невероятно повезло, и все две недели погода была теплая, солнечная, без осадков. Ночной заморозок был всего один раз.
В целом на юге Испании погода часто бывает солнечной даже в зимнее время. Но не надо забывать, что если уж тут идут дожди, то делают они это мощно. А в горах вполне реально выпадает снег.
Вода.
К вопросу воды в этих местах надо относиться внимательно, так как источников воды мало. Натуральные источники есть, но довольно непредсказуемы. В населенных пунктах набрать воду обычно негде, питьевые фонтанчики редки, а общественные источники у дорог встречаются редко, причем там, где и так что-то течет. Я не люблю покупать воду в бутылках, так что мы все-таки где-нибудь ее набирали, просто делали это достаточно заранее. На побережье мы ночевали в кемпингах, так что набирали воду там.
Содержание отчета по дням
Со ссылками на соответсвующие посты.
День 0. 31 декабря | 30 км |
Малага - Фуэнхирола по набережным берега Солнца |
День 1. 1 января |
25 км | Поднимаемся в горы меж гольфовых полей и плантаций пробкового дуба |
День 2. 2 января | 30 км | Едем в парк Сьерра де лас Ньевес |
День 3. 3 января | 27 км | Подъем по грунтовой дороге через парк Сьерра де лас Ньевес |
День 4. 4 января | 28 км | Высшая точка маршрута (1250 м.н.у.м) и спуск к городу Ронда |
День 5. 5 января | 33 км | Ронда - Бенаохан - Кортес-де-ла-Фронтера по асфальту |
День 6. 6 января | 42 км | В окрестностях Эль Кольменара (полезных 26 км) |
День 7. 7 января | 38 км | По асфальту мимо Химена де ла Фронтера, грунтовый маршртут вдоль железной дороги и подъем по тропе в Кастильо де Кастеллар |
День 8. 8 января | 47 км | До города Альхесирас и мимо него |
День 9. 9 января | 34 км | По грунтам вдоль берегов Гибралтарского пролива до Тарифы |
День 10. 10 января | 31 км | Вдоль берега Света на запад, с песчаной тропой через сосновый лес и большими дюнами |
День 11. 11 января | 46 км | Дальше на запад вдоль берега Света через Барбате и Кониль де ла Фронтера |
День 12. 12 января | 73 км | Объезжаем Кадис |
День 13. 13 января | 52 км | Вдоль моря до устья Гвадалквивира и дальше вверх по реке |
День 14. 14 января | 57 км | Вдоль Гвадалквивира до Севильи |
День 15. 15 января | 12 км + 20 км | Осмотр Севильи, поезд до Малаги и посадка в самолет |
▶ ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ |