Часть 7. Трудная дорога в El Chalten: болезнь и ветер |
||
День 28. 12 февраля | 43 км | По грунтовой дороге. Ночевка в сухом русле |
День 29. 13 февраля | 20 км |
По грунтовой дороге. Выход на трассу 40. Ночевка в отеле La Leona |
День 30. 14 февраля | 27 км |
Начало шоссе в El Chalten, очень сильный ветер. Ночевка в яме у дороги. |
День 31. 15 февраля | 27 км | Шоссе в El Chalten, очень сильный ветер. Ночевка под мостом. |
День 32. 16 февраля | 58 км |
Шоссе в El Chalten, окончание. Ночевка в отеле. |
День 28. 12 февраля
43 км, 870 м набора высоты, 4 часа 50 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: 17-21 градус, ясно, ветер "слабый"
Утром выяснилось, что я заболела. Причем сильно. Заболевание было явно вирусной природы и ударило по всем системам организма сразу и резко.
Об источнике инфекции я судить не могу. Инкубационный период у разных вирусов разный, так что я могла подхватить его как в пампе, так и раньше "в цивилизации". Обычно источником инфекций люди считают питьевую воду. У нас отношения с водой не совсем типичные — мы почти никогда ее не кипятим и не обрабатываем. Пришли к этому постепенно, и уверенно делаем так всей семьей уже не первый год в разных странах и условиях. В этом велопоходе мы обрабатывали воду только первые дни на Огненной Земле, а так уже почти месяц пили воду сырой из природных источников. Так что устойчивость к инфекциям, передающимся с водой, у нас вообще-то очень мощная :)
Точно так же, как из воды, можно подцепить инфекцию из пыли, которая в пампе везде в воздухе и вовсюда попадает, а в этой пыли есть и остатки кала, и остатки трупов животных. Да откуда угодно, в общем. Санитария в походе недостижима... Кроме того, если бы инфекция была в воде, заболели бы мы все вместе. А заболела только я (забегая вперед, остальные заразились уже от меня сильно позже).
Так что на сырую воду мы грешить не стали и продолжили пить ее дальше (и ничем больше не болели).
Но какова бы ни была причина, в это утро я была серьезно больна… А ведь впереди у нас такой интересный, но требовательный грунтовый участок! Но ничего не поделаешь. Возвращаться на трассу было далеко, а главное, противно, так что мы решили ехать вперед по плану. Это далеко не первый раз, когда мне приходится преодолевать плохое самочувствие. Но вот с температурой 39.5 (а именно такой она оказалась вечером, когда дошли руки до градусника) вкручивать на груженом велосипеде по горкам мне еще не приходилось! Зато теперь я знаю, что это вполне возможно.
Несмотря на то, что мое сознание "уплывало", а каждое движение было очень болезненным из-за ломоты в мышцах, плохое самочувствие никак не мешало мне воспринимать окружающую природу. Наоборот - помогало, обостряя восприятие. А окружающие прекрасные пейзажи давали силы! Вокруг была почти совсем пустыня, только с редкими кустиками травы. Я люблю пустыни :) Иногда показывались участки цветных глин, иногда возвышались черные камни... А уж какой невероятный вид открывался с высоты на Анды, переливающиеся бликами солнца среди облаков и ледников!
Виталик сегодня много проявлял желания идти самому, и мы ему не препятствовали. Где еще ребенку можно совершенно безопасно идти самому по дороге, как не на таких грунтовках! За весь день мы встретили здесь всего одну машину.
В общем, несмотря на мое довольно тяжелое состояние, это был совершенно прекрасный день на совершенно прекрасной (хотя и не легкой) дороге!
Ползу в горку
Заборов здесь не было, ворота все открыты.
Вид на озеро Argentino
Все время любовались на пики вдалеке
Необычные черные горы
На привале валяюсь без сил
Вид на озеро Viedma и реку La Leona
На ночевку мы остановились в сухом русле за небольшим холмиком, который достаточно прикрывал нас от юго-западного ветра, в 20 километрах от выхода на трассу. На этом силы полностью покинули меня. Хотя я приняла жаропонижающее, уснуть ночью не удалось, настолько было плохо. Особенно сильно зубы болели!
Спасибо этому гостеприимному руслу за приют. Виталик весь вечер катался с песчаной горки, пока мать валялась в полубессознательном состоянии в палатке.
День 29. 13 февраля
20 км, 2 часа 45 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +5, днем 18-22 градуса, ясно, ветер "слабый"
Утром поехали дальше. Дорога сначала скакала по небольшим холмикам, а потом началась более мягкая почва, и дорога (как и в начале) превратилась в сыпучую гребенку, весьма трудную для езды. Так что ползли мы медленно, но все-таки к середине дня 20 километров было позади, и мы вышли на все ту же трассу номер 40 возле одиноко стоящего отеля La Leona на одноименной речке.
Отель La Leona – место историческое, существует очень давно, а когда-то тут целый месяц жили овеянные легендами грабители банков Butch Cassidy и Sundance Kid. Теперь здесь есть ресторан и сувенирный магазинчик, где останавливаются за неимением другого все туристические автобусы, плюс небольшой отель.
Здесь мы и остались. Цена за отель немаленькая, но вполне себя окупала - просторный чистый (большая редкость в Патагонии!) номер, быстрый спутниковый интернет (совсем большая редкость в Патагонии!), рядом речка, интересная территория с животными.
Остаток дня я пролежала пластом, а Саша занимался ребенком.
Река La Leona и отельчик
Наш уютный домик
День 30. 14 февраля
27 км, без набора высоты, время в движении подсчету не поддается, трек на Strava
Погода: 20-21 градус, ясно, ветер "очень сильный"
Утром я была все так же слаба. Я бы попросила Сашу остаться в отеле еще на одну ночь, вот только поведение ребенка этому не способствовало.
Виталик капризничал и требовал чего-нибудь просто постоянно - то пойти на улицу, то вернуться с улицы (хотя мог бы делать это сам), какать, писать, вытирать сопли по кругу и еще сотни всяких требований без перебоя. Так как я выпала из родительских обязанностей, нагрузка на Сашу легла очень большая. Чтобы не беспокоить меня детскими криками, вчера Саша впахивал по полной программе. Сегодня было заметно, что он уже утомился. А оставленный хоть ненадолго на самообеспечение Виталик безостановочно ныл, выпиливая нам мозг своим унылым воем…
И ведь опять та же история, что у нас была и при ночевке в заброшенном полицейском участке (День 24)! Отель La Leona — очень увлекательное для ребенка место (начиная от большой реки рядом и заканчивая домашними животными), кучу чего можно делать, все время движуха вокруг, свобода передвижения. Но опять вместо того, чтобы радоваться жизни, наш мальчик выбрал противоположное — нытье, требования и выяснение отношений с родителями. А ведь на диких ночевках в природе у нас ни разу не было ничего подобного!
В общем, ребенок нас совершенно измучил, и это подтолкнуло меня подняться с кровати и отправиться дальше, несмотря на полное отсутствие сил.
Трасса до поворота на Чальтен идет с легким уклоном на восток. Этого было достаточно, чтобы мы неслись, не нажимая на педали, со скоростью за 35 км/ч. Честно говоря, мне не очень-то это понравилось. На тормоза жать глупо, а ехать прям страшно, все боялась - а вдруг какая-нибудь лямочка попадет в колесо или рюкзак разболтает….
Но когда мы повернули на запад на город El Chalten, катание закончилась. Какое там ехать, мы практически не могли идти!
Мы уже месяц провели в Южной Америке, но с таким сильным ветром столкнулись впервые. Раньше мы всегда могли хотя бы идти, но в этот раз - реально никак. Так что этот ветер по моей условной классификации относился к категории «очень сильный». Все дело в том, что более-менее стабильно дующие с запада ветра изменяются Андами. Там, где образуется "труба" (в данном случае, ею служило озеро Viedma, вдоль которого идет дорога), ветер усиливается в разы, нередко достигая ста и более километров в час.
К сожалению, точные цифры на тот момент я как всегда назвать не могу. Измерителя силы ветра у нас не было, а архивы погоды есть только по крупным населенным пунктам. Которые оттуда далеко и, естественно, расположены в стороне от потока ветра.
Ветер в Патагонии везде, а такие знаки стоят в особо выдающихся местах.
Но куда денешься? До ближайшей потенциальной точки ночевки (кучи гравия, обозначенной на iOverlander, S49°39'51,40" W71°55'49,55") от поворота оставалось 5 километров, а так все вокруг было совершенно гладко, не спрячешься. Поэтому эти пять километров было совершенно необходимо пройти.
И мы шли... Это было похоже на затаскивание велосипеда на предельно крутую гору, только вот горы никакой не было. Значительную часть времени мы вообще не могли сдвинуть велосипеды с места и просто стояли, прилагая все усилия, чтобы удержаться на месте. В секунды затишья делали рывок в несколько шагов. Потом снова налетало. Эти пять километров заняли у нас несколько часов тяжелейшей работы.
Для меня процесс осложнялся тем, что кроме ломтика булки, который я съела на завтрак в отеле, я ничего не могла есть уже третий день. Организм не принимал. Но в таких условиях не до расслабона, так что от Саши я не отставала. Вспоминала, как пару лет назад Саша проехал по маршрут Тур Юнайта 1000 км разных дорог за 80 часов примерно в таком же состоянии, как я теперь (отчет). Тогда мы заболели аналогичным вирусом просто в доме в Вологодской области. Я очень переживала тогда за бедного Сашу, а теперь наступил мой черед не сдаваться в аналогичной ситуации :)
Когда мы дошли до точки, там обнаружилась небольшая горка гравия, за которой, конечно же, было накакано, а также ямка в глине, где валялась только старая бумажка. Минимальное укрытие от ветра, достаточное для того, чтобы палатка не сломалась, эти укрытия давали. Ямка показалась нам уютнее, чем горка, и мы поставили палатку там. Но это была большая ошибка. Как только мы взбили поверхность глины ногами, как она начала жутко пылить. Пыль здесь везде, только вот из ямы она никуда не улетала, а вихрем кружилась внутри. Мы сами и наши вещи густо покрылись этой пылью, она летела в глаза, набивалась в нос. Но переезжать сил уже не было... Это была самая ужасающая ночевка за все наши три месяца в Южной Америке! Особенно для меня, которой к тому же было слишком плохо, чтобы вообще уснуть в эту ночь.
А весь вечер мимо нас, скрючившихся и задыхающихся от пыли в этой отвратительной яме, ехали машины и туристические автобусы... Мы представляли себе, будто экскурсоводы в автобусах говорят своим клиентам: "Посмотрите на этих жалких велосипедистов! Наша тур-фирма привезет вас сегодня в комфортабельный отель. А они так и будут ночевать в яме!".
Кстати, намекну про возможные (и весьма вероятные!) последствия обеда или ночевки в подобном месте у крупной дороги. Из-за сильных ветров мест, где физически возможно перекусить или переночевать, очень немного. И это те же самые места, где проезжающие на автомобилях туристы будут какать. Ну неприятно же им какать на ветру! Так как проезжает туристов немало, а разлагается в сухом климате накаканное очень долго, то какашки реально лежат. В любом пригодном для отдыха месте.
И если мимо проезжает кто-то с поносом или рвотой, то поноситься он будет тоже там.
Я со своей рвотой и поносом, которые продолжались всю ночь, старалась уходить подальше туда, где отдыхать или ночевать никто бы не стал, все старательно зарывала совочком... Но и это в рамках возможностей больного человека среди холодной ветреной ночи. А если заболевший человек вылезет из автомобиля, он вообще ни секунды не подумает о том, что эти яма и холмик - важнейшие укрытия для велосипедистов. И покакает или потошнится прямо там. И все это (содержащее огромную дозу инфекции) смешается с пылью, а пыль попадет и в еду, и в рот, и вообще вовсюда тому, кто здесь будет обедать или ночевать.
Так что подхватить инфекцию возле дороги в Патагонии проще простого. Это еще одна важнейшая причина, по которой мы старались держаться подальше от шоссе с автомобильным потоком. Но в данном случае другой дороги не было. И источником инфеции была я сама.
День 31. 15 февраля
27 км, без набора высоты, время в движении подсчету не поддается, трек на Strava
Погода: ясно, ветер "очень сильный", к вечеру слабее
Утром мы постарались собраться побыстрее, и вышли еще до ветра. Но успели проехать только несколько километров, как ветер вдруг включился. Реально вдруг! Как будто кто-то нажал тумблер на небе, и вентилятор заработал. Да уж, пытаться обмануть ранним подъемом ветер, который не давал никаких обещаний, просто бессмысленно...
Мы прошли еще пару километров, но вскоре сила ветра достигла такой силы, что идти стало невозможно. Ну вот совсем, ни шагу не сделать! И мы сели просто на землю (ни единого кустика нигде!), среди ветра и под палящим солнцем. Солнце своим безжалостными лучами мучило нас намного сильнее ветра, но без солнца на таком ветру мы бы замерзли.
Мы просидели так часа два. Ветер не стихал. И становилось ясно, что ситуация безвыходная. Мы не можем идти, нам негде спрятаться, нам нечего пить. Ведь воду в отеле мы набрали только на два дня и ночь, надеясь, что уж за это время сможем преодолеть 30 километров по шоссе до следующей речки. Но это Патагония, тут другие километры...
Очень, очень неохотно мы стали склоняться к тому, чтобы попробовать поймать машину. Многие велосипедисты в Патагонии так делают. Но для меня и для Саши, людей очень не любящих машины и вообще некоммуникабельных, просить себя подвезти было совершенно последним, отвратительным средством. Но у нас ребенок, мы должны... И мы перебрались на обочину. Но во Вселенную при этом посылали совсем другие сигналы - мы хотим двигаться сами, мы не хотим ехать на "ведре"! И рвать наш самостоятельный маршрут из-за погодных условий мы тоже не хотим, потому что это разрушает саму логику велопохода.
И Вселенная наши сигналы услышала - за следующие два часа не остановилась ни одна машина. Хотя мы вроде как старались их остановить. Неудивительно - они тут гонят на скорости за сотню. Впрочем, пикапов, которые физически могли бы взять нас, наши велосипеды и гору вещей, проехало всего десяток, и те тоже быстро. Направление туристическое, тут ездят совсем другие машины.
Пока мы с Сашей пытаемся поймать машину, Виталик просто лежит между велосипедами на обочине трассы. И ведь вполне умиротворен и ни на что не жалуется!
Тем временем наступил вечер. И мы обнаружили, что ветер стал слабее. Мы смогли идти, а потом даже медленно ехать. И до ночи успели преодолеть 18 километров, которые оставались до реки Cangrejo – первого места по дороге после вчерашней ямы, где можно было спрятать от ветра палатку, а заодно источника воды.
Мест для ночевки у моста через реку Cangrejo (S49°35'28,50" W72°15'52,20") несколько. С одной стороны есть съезд для машин и гравийная площадка - мечта кемпера. С другой стороны есть крошечная полянка у реки, куда не доходят какающие и дающая частичное прикрытие - мы поставили нашу палатку там. В случае дождя можно спрятаться прямо под опорами моста, но там совсем уж пыльно. Ну и чуть дальше на iOverlander обозначена кирпичная конура, где любят ночевать велотуристы, но мы туда даже заглядывать не стали, настолько по-бомжатски она выглядела. Уж лучше под мостом!
Виталик был доволен местом, с удовольствием играл с песком и водой. Да и нам приятно, наконец можно было умыться. И туристам из автобусов нас было не видно ("Посмотрите на этих жалких велосипедистов, я видел их вчера почти в том же месте!").
День 32. 16 февраля
59 км, без набора высоты, время в движении подсчету не поддается, трек на Strava
Погода: 20-27 градусов, ветер от "умеренного" до "очень сильного", к вечеру дождь
Утром мы попытались поставить будильник на пораньше, но это была первая ночь за несколько дней, когда у меня получилось уснуть, и я просто не смогла заставить себя подняться раньше. Поэтому встали мы как обычно. Все повторилось как вчера - мы проехали спокойно 40 минут (до половины десятого утра), и ветер включился резко, за несколько минут. И мы снова пошли...
Но потом стало легче - мы постепенно сходили с основной «магистрали» ветра над озером Viedma, и ветер стал менее стабильным. Иногда мы шли, но чем дальше, тем больше могли держаться в седле, а иногда почти нормально ехать. Потом Виталик заснул, мы ехали и ехали...
На обеденный привал остановились у моста через реку rio de las Vueltas (S49°24'15.33" W72°45'16.12"). Кстати, за 40 км по дороге между rio Cangrejo и rio de las Vueltas мы видели еще несколько мест, не обозначенных на iOverlander, где можно было бы так или иначе спрятаться с палаткой — то овражек, то ямка, то сухое русло. Их можно рассмотреть на спутниковых снимках. С точки зрения людей, которые едут на велосипеде, эти места попадались регулярно. Но пешком против "очень сильного" ветра между двумя такими точками можно идти целый день…
От моста через Rio de las Vueltas до города El Chalten - всего 13 километров. Я чувствовала себя совсем измученной (хотя это был первый день, когда я смогла хотя бы немного чего-то съесть после четырех дней рвоты), но расстояние казалось крошечным, а погода манила умеренным ветром. И мы решили дожать.
Но только мы выехали, как ветер вдруг включился снова. Здесь, совершенно среди гор, он уже не был ровно западным, но бешено рвался во всех направлениях. Иногда резко пропадал, потом неожиданно ударял очень сильным порывом. По грунтовой дороге мы бы, наверное, смогли частично ехать в таких условиях, но на шоссе с несущимися мимо машинами это было слишком опасно. И мы снова шли пешком. Какие же это были медленные километры! Впереди нас огромная гора Fitz Roy собирала вокруг себя тучи, и как только мы вошли под их сень, ветер стал бросать в нас еще и дождь. Не то чтобы это было проблемой по сравнению со всем остальным, но общую картину дополнило...
Гора Fitz Roy где-то там, в черном небе над нами. Ее не видно, но она очень хорошо чувствуется.
Но все-таки мы дошли до города. Саша нашел нам отель, мы загрузились туда. И тут накрыло Виталика! Ребенок заразился от меня. Рвота и понос у нашего бедного мальчика продолжались всю ночь. Я была не в состоянии проснуться, заботу о ребенке взял на себя Саша. Я не представляю, что бы мы делали, если бы это все происходило ночью в палатке, а у нас осталось пол-пачки влажных салфеток на все...
Кроме того, погодное безумие в ночи достигло апогея. Ветер еще усилился, лил дождь. В такую погоду в пампе мы бы просто не смогли поставить палатку, потому что все возможные укрытия от ветра залило водой.
Но мы были в безопасности. Нам просто невероятно повезло. Усилия, которые мы (и особенно больная я) приложили сегодня, чтобы все-таки добраться до Чальтена, казались мне самой полным безумием... Но оказалось, что мы старались не зря и успели в нужное место в нужное время!