ф
Часть 4. Cameron - Porvenir: на берегах Бесполезного Залива | ||
День 12. 27 января (продолжение) | 23 км | Поселок Cameron. Вдоль Бесполезного залива на северо-восток. Ночевка в холмах на берегу океана. |
День 13. 28 января | 40 км | Parque Pinguino Rei (закрытый). Автобусная остановка на перекрестке. Ночевка в яме на берегу океана. |
День 14. 29 января | 30 км | Через равнину на восточном крае Бесполезного залива. Ночевка в холмах. |
День 15. 30 января | 43 км | По холмам вдоль берега. Ночевка в овраге на берегу океана. |
День 16. 31 января | 22 км | Прибытие в город Porvenir |
Фотографии в полный размер в альбоме вКонтакте, начиная отсюда |
Bahia Inutil, или Бесполезный залив получил свое название в 19-м веке, с легкой руки экипажа все того же знаменитого корабля Beagle, который был отправлен в экспедицию с целью нарисовать карту береговой линии Южной Америки, и на котором в качестве натуралиста плыл Чарльз Дарвин. Залив представляет собой широкое тупиковое ответвление от пролива Магеллана, мелкое, окруженное пологими холмами, абсолютно лишенное каких-либо укрытий от ветра. Так что корабль не стал там и задерживаться, а залив нанесли на английскую карту как Useless Bay.
Меня Бесполезный залив привлек сразу, когда я впервые открыла карту этого региона и задумалась о будущем маршруте нашего похода. Как я уже рассказывала, в то время, когда я планировала этот поход, страдала от серьезного нервного срыва. Поэтому само название Бесполезного залива показалось мне очень родным. Это залив для меня, подумала я! Такой же бесполезный. Да и по-испански название Байя Инутиль звучит чем-то очень далеким и романтичным. Так что я сразу почувствовала к этому заливу бурную симпатию - и желание познакомиться.
С тех пор прошло еще два месяца подготовки, длинные перелеты и 10 дней пути по Огненной Земли — и вот мы стоим на берегу bahia Inutil уже не в мечтах, а в реальности. Ветер, конечно же, дует сильно. Сыплет мелкий дождь. На пологий берег катятся бесконечной чередой мелкие барашки. Над водой нависает свинцового цвета низкое небо. Именно таким я и мечтала увидеть мой любимый залив!
Следующие три с половиной дня нашего путешествия мы провели на его берегах. И Бесполезный залив меня не разочаровал. Никакого дурацкого позитива. Все серьезно - и совершенно прекрасно.
День 12. 27 января (продолжение)
23 км, трек на Strava
Первая встреча с Бесполезным заливом в поселке Cameron
Попрощавшись с поселком Cameron, мы двинулись вдоль берега залива. Дорога огибает его вокруг — сначала идет 30 километров на северо-восток, а потом поворачивает и снова забирает на запад. К четвертой части отчета, думаю, все читатели запомнили - ветер на Огненной Земле и в Патагонии дует практически всегда с запада на восток и как правило с силой 10-15 м/с. А если вы две предыдущие части отчета не читали, то советую прочитать (ссылки: вторая и третья) - они логически связаны с этой.
Конечно, мы надеялись, что эти 30 километров к востоку пролетим по ветру как птицы. Однако, ничего подобного не получилось. Первым делом наш пыл охладил прокол. Менять камеру Саше пришлось все на том же ревущем ветру под дождем. Вот как дырку в таких условиях найти?!
А потом нас никуда особо не несло из-за качества дороги — в основном это была сыпучая, каменистая гребенка с мелким рельефом. Машин на ней после Cameron не прибавилось, просто вот такой дорогу тут сделали. Конечно, если бы ветер был нам встречным, мы бы по ней гребли вообще полу-пешком. Но когда такой грейдер под колесами, то и с попутным ветром на груженом велосипеде все равно ползешь. Впрочем, и ветер не такой уж был и попутный, а больше боковой. В общем, полета не случилось. В этом походе ехали на нормальной скорости мы очень, очень редко :)
Саша пытается найти дырку в камере среди дождя и рева ветра, в крошечной ямке у дороги.
Указатель на эстанцию с романтическим названием. Естественно, вся земля вокруг залива принадлежит кому-то, так что любые передвижения с дороги - только через забор.
Подобные этим камни описывал в своей книге «Путешествие на корабле Бигль» Чарльз Дарвин — их принесли айсберги. Очевидно, когда-то волны Бесполезного залива докатывались до этих холмов.
К вечеру мы начали волноваться — а как же мы тут будем ночевать? Никаких лесов на берегу bahia Inutil ныне нет, вместо этого густые низенькие кусты, и никаких оврагов или иных укрытий. Но нам все-таки удалось найти уходящую к берегу пологую ложбинку, где по центру не было кустов и которую слегка прикрывало прибрежными холмами. Этих холмов плюс кусты хватило, чтобы нашу палатку не слишком колбасило ветром.
Правда, место под палатку нам пришлось долго очищать от коровьего и прочего навоза. Все пространства вне кустов были покрыты им плотненько. Полностью навоз с земли не очистишь, конечно, но хотелось хотя бы на большие лепешки палатку не ставить, а то они налипают. Таковы реалии велопохода в Патагонии - не для брезгливых :) Навоз везде, на нем сидишь, на нем ставишь палатку, среди него готовишь, он есть в воде, а в воздухе пыль с частицами навоза... Но мне, честно говоря, это вообще по барабану. В тех степях нашего полушария, где идет активное животноводство, все точно так же.
Сын помогает отцу разгребать коровий навоз. Совместная походная деятельность!
Палатка расположена не просто так, а очень стратегически по отношению к ветру.
Вечером сходили с Виталиком погулять на берег океана. Там такие шикарные поляны с видом на волны… Но в этих широтах поляны с видом — не лучшее место для ночевки. Потому что даже если палатка очень прочная, и ее ветром не порвет, все равно находиться на открытом пространстве холодно и ужасно шумно.
Мальчик бежит к океану, не остановить!
Холодные и суровые берега Бесполезного залива. Такие пейзажи можно встретить и в нашем северном полушарии за полярным кругом. Но никакие северные ветра не сравнятся по силе и упорству с ветрами пятидесятых широт южного полушария!
День 13. 28 января
40 км, 3 часа 55 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: 9-12 градусов, без осадков, ветер от "умеренного" до сильного
Утром мы продолжили ехать на северо-восток вдоль Бесполезного залива, постепенно приближаясь к его концу.
Такой вот пологой дугой заканчивается Бесполезный залив. Раньше, судя по всему, уровень суши был ниже, и он соединялся с bahia San Sebastian на другой стороне. А теперь между ними просто ровная низменность.
В 25-ти километрах восточнее Cameron есть достопримечательность — парк Pinguino Rei, где за денежку (немалую) можно полюбоваться на пингвинов, приплывающих на берег Bahia Inutil разводить потомство. Как и многое другое в Чили, по понедельникам парк закрыт. Так сложилось, что именно в понедельник мы туда и приехали. Ну что делать… Постояли у ворот с надписью «не настаивайте, чтобы вас пустили», но никакой жизни внутри зданий не было слышно, настаивать мы не хотели и лезть через забор тоже. Так что никаких пингвинов в этом походе мы не увидели. Обидно, но не трагедия. Велопоход — это совсем не тур по достопримечательностям. Тем более, что большинство местных животных мы и так увидели в пути. Но вот пингвинов - нет, так как в нашем маршруте катания вдоль самого берега океана было совсем мало.
Отмечу важный момент рядом с парком - при движении в Porvenir здесь в маленькой речушке (S53°28'12,19" W69°18'05,40") надо набрать воды. После речушки неподалеку еще есть ручеек (но более мутный), а следующий - только через 60 километров, из которых 40 против ветра.
Бутылки 1.5 литра на раму, несколько фляжек и на второй день - еще бурдюк Ortlieb для воды на руль.
К обеду мы дотряслись по ветру до известного среди велотуристов места — автобусной остановки на перекрестке, где с дорогой между Cameron и Porvenir сливается дорога с paso San Sebastian (S53°21'06,43" W69°15'25,92").
Сама остановка сделана добротно, с заботой о людях. Но люди ее не ценят и гадят прямо внутри. Уверена, что это делают именно автомобилисты, так как для велосипедистов это очень важное место отдыха и ночевки. Ну а что, неприятно же на ветру гадить, едешь себе на машине, страдаешь — а тут остановка, как же не опорожниться. Мы совершенно спокойно относимся к калу скотины, но человеческая грязь - это совсем другое. Велосипедисты в этой остановке прибирают, видно, что вычищают какашки, но все равно пахнет.
Но мы не могли не воспользоваться этой остановкой, чтобы сготовить себе обед — никаких других мест, где это физически можно сделать, в округе нет. На пол ничего не ставили и не садились. Так что в любом случае спасибо этому месту. А вот ночевать там, как многие велотуристы делают, не было ни малейшего желания.
Пока мы готовили обед, приехало еще трое велосипедистов - одинокая тетя с ортлибами и парочка, экипированная в стиле байк-пакинга. Ехали они в противоположном нашему направлении, на восток. Особенно меня впечатлила тетя, которая уселась прямо на грязный пол в шортиках (а мы были закутаны по уши) и принялась что-то строчить в телефончике (а мы только вошли, как сразу стали готовить кушать). Очень сурово :) Наверное, она давно была в походе, и ей было уже все равно на холод, грязь и пищу...
Одинокая автобусная остановка. А вокруг полнейшая гладь и рев ветра.
Стены исписаны велотуристами. Многие из авторов этих надписей катаются годами, так что мне со нашим трехмесячным походом как-то прямо неудобно было :)
Высовываешь нос - а там Ветер!
Ну а мы обогнули залив, и теперь нам снова предстояло пробиваться на запад, против ветра. Остановка помогла нам переждать особо ветреную середину дня, и когда мы вышли, уже стало возможным двигаться на запад в седле, а не пешком. Но все равно очень непросто. Цифр на этот день у меня нет, так как все метеостанции далеко, но по ощущениям были стандартные 11-15 м/с встречного.
Самый сложный вопрос был — где же нам ночевать. Мы спросили у байкпакеров, видели ли они по дороге пригодные места для ночевки, но они сказали, что ночевать вот совершенно негде более 15 километров. Но мы им не очень поверили :) По отчетам я заметила - зачастую велотуристы, которые сюда приезжают, не считают нужным проявлять творчество в поиске ночевки. Большинство предпочитает ночевать в каком-нибудь известном месте, где обычно ужасно грязно (следствие известности) и неуютно, а не искать возможности самостоятельно на местности, среди природы. Поэтому и не замечают подходящих мест по пути. А они есть! Просто надо поискать.
Дорога по ровной пампе.
Лошади хорошо - упирается в землю всеми четырьмя копытами. Но вообще в подобном овражке можно было бы установить палатку. Не слишком романтично, но в сто раз романтичнее, чем в закаканной людьми автобусной остановке и ей подобных местах.
Так как Виталик раскапризничался, место для ночевки нам пришлось искать уже довольно вскоре, через два 5-километровых перегона. И оно нашлось. Причем не просто, а отличное - на берегу океана! Там когда-то добывали гальку и осталась яма, в двухста метрах от дороги. Конечно, эта яма не скрывала ветер полностью, но подобного укрытия уже достаточно, чтобы палатку не слишком колбасило и можно было более-менее комфортно существовать.
Эта ночевка нам всем очень понравилась. Виталик был в восторге — мы ходили смотреть с ним на волны (он их очень любит, может долго стоять и любоваться), собирали водоросли (что он только с ними не делал!), копался в гальке. Я была страшно довольна тем, что мы ночуем на самом берегу моего любимого залива. Ну и в водорослях рылась, и на волны смотрела с тем же энтузиазмом, что и ребенок :)
Иногда в заборах имеются вот такие проволочные ворота, которые можно открыть и не перебрасывать велосипеды через верх. Главное - потом сделать как было. Что совсем не просто :)
В Бесполезном заливе водорослей много!
Дары моря
Виталик с энтузиазмом лопает воздушные камеры выброшенных на берег водорослей
Водоросли в роли машинки :)
А вот так наш мальчик выглядел к вечеру - весь в пылище!
День 14. 29 января
30 км, 4 часа 10 минут в движении по велокомпу (реальности не соответствует из-за пешки), трек на Strava
Погода: 8-10 градусов, без осадков, ветер от "умеренного" до сильного
Сегодня нас ждал 25-километровый участок пути на запад по очень ровной пампе там, где когда-то был морской пролив. В прогнозе на утро обещали 11 м/с западного ветра с порывами до 19 м/с, но по ощущению было как минимум базовых 13.
С укрытиями тут совсем было плохо. Вокруг или трава, или очень коротенькие кустики. Никаких русел или оврагов. Дорога идет ровно на запад, ветер дует ровно вдоль нее, так что даже ложиться вдоль обочины смысла нет. Придорожных канав тоже нет. Единственное, очень относительное спасение — это трубы под дорогой, они изредка встречались поглубже, и там можно было приютиться в ямке.
Холмы на горизонте кажутся не такими уж далекими. Но расстояния в пампе обманчивы. К тому же, мы едем не к ним, а вдоль них. И ветер тоже дует вдоль них.
Это дерево, когда-то посаженное и выросшее под прикрытием строения, а теперь оставшееся на ветру, отражает суть происходящего с нами.
Совершенно ровная дорога на запад. Масштаб 1.2 километра в сантиметре.
Виталик с утра недоволен. Тут вокруг действительно очень пусто. Нет его любимого развлечения - километровых столбов. В Чили, в отличие от Аргентины, они только раз в 5 километров, а это с нашим темпом всего несколько раз в день. Почти нет гуанако, так как нет источников пресной воды. Поговорить с родителями невозможно — даже в метре друг от друга мы вынуждены реально орать, чтобы услышать хоть что-то из-за шума ветра в ушах. И вообще родители изо всех сил давят на педали, чтобы побыстрее преодолеть этот равнинный участок — до вечера мы просто обязаны добраться туда, где к берегу подходят холмы. И нам поднывание ребенка, мягко говоря, не помогает. То есть меня оно как раз совершенно лишает сил!
Находим крошечную ямку у трубы, кормим ребенка всем, что осталось у нас вкусного. А осталось у нас совсем немного, ведь идет девятый день полного автонома!
Мы фотографировали большинство наших привалов, потому что каждый раз найти пригодное для остановки местечко было большой удачей.
Вот все, что осталось от нашего хлеба. Леплю из него шарики с творожной массой :)
Покормленный и получивший общения Виталик засыпает, и нам с Сашей остается чистое вкручивание. Только эта дорога и этот ветер. Саша едет первым, я за ним стараюсь изо всех сил, до одышки, выжимать скорость в 7 км/ч. Руки немеют от того, что руль приходится держать, не расслабляясь, ведь при каждом порыве ветра он норовит вырваться. Но пока ребенок спокойно спит, можно заглянуть в себя. И услышать тихую, но очень уверенную радость от происходящего. Я люблю походы! И я совершенно точно хочу быть здесь и сейчас, в этом мире таком, какой он есть. Вместе с этим ветром.
Если вы едете на велосипеде на запад на 53-й широте южного полушария, то вот так выглядит полная жесть.
Через час спокойствие заканчивается. Скоро ребенок проснется, а нам совсем, совсем негде его выпустить. А еще мы проголодались, энергии тратим много, сухих перекусов у нас почти не осталось, надо приготовить обед.
Но вот, ура, снова маленькая ямка у трубы, и мы забиваемся туда. Кипятим воду, разводим картофельное пюре. Судорожно пытаемся его съесть, ведь через пять минут на таком ветру пюре уже холодное и не такое вкусное. А ребенок именно в этот момент слегка порезался, увидел капельку крови и требует максимального, безотлагательного участия… Пытаемся есть и утешать одновременно :) Но, конечно, доедать приходится уже холодное. Потом нужно накормить ребенка тем же холодным пюре. Но он ест и не жалуется - в автономке капризы вокруг еды быстро проходят :)
Если эта пыльная тесная ямка - долгожданное, уютнейшее местечко для нас, то можно представить, как оно снаружи.
После сна и обеда у Виталика настроение наладилось. Но мы с Сашей уже не вкручиваем... Ветер усилился, так что теперь мы пихаем велосипеды вперед пешком. И все-таки продвигаемся вперед. Равнину надо обязательно преодолеть!
Саша вваливает изо всех сил на скорости 4 км/ч. А ведь муж у меня очень крепкий!
Чилийские фламинго в маленьком озерце. Как хорошо было бы поставить палатку на берегу и на них любоваться... Но укрытий на берегу нет.
В ограды ворот эстанций часто вставляют такие вот колеса. От ветра прозрачные заборчики скрывают мало, но для привала нам этого достаточно.
Виталик нашел болт. И кладет болт на этот ветер :) Ну и на эти все заборы, которые мы почти каждый вечер перелезаем с велосипедами.
Ребенок закутан как только можно. Но варежки надевать отказывался - ему нравится чувствовать ветер руками.
И все-таки мы успели преодолеть эти 25 километров равнины до вечера, не слишком утомив ребенка. А дальше к берегу подходят холмы - среди них мы и спрятались. Пусть холмы там очень пологие, и ветер прикрывают совсем чуть-чуть, но этого чуть-чуть уже достаточно, чтобы могли вырасти кустики повыше, а холмов плюс кустиков достаточно нам, чтобы не срывало палатку. А еще у нас со стоянки шикарный вид на высохшее соленое озеро и океан вдалеке! Прекрасное завершение непростого ходового дня!
Очень красивое, просторное место! Ради такой дикой природы совсем не трудно потерпеть ветер! Ведь ветер - ее составная часть. Палатка, как всегда, стоит очень стратегически по отношению к ветру, с учетом формы холмов и кустов.
Темные тучи над Бесполезным Заливом и соленым озером.
Озеро совершенно сухое.
А воду для готовки и питья мы везем с собой уже почти два дня, потому что источников воды на восточном краю байя Инутиль совсем нет. То есть на карте имеются русла и даже озера, но все это в середине лета сухое, как на фото выше. Расстояние всего 60 километров, но из них 40 против ветра, что легко может вылиться в два дня пути даже для взрослых велотуристов. Но если не лениться и продолжать идти, то и не больше двух дней, какой бы ни был ветер. На пути через Огненную Землю это самый длинный водно-автономный участок, так что подолгу воду тут возить не требуется.
День 15. 30 января
43 км, 585 м набора высоты, 4 часа 40 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: 9-11 градусов, без осадков, ветер слабый
Сегодня наша дорога наконец вернулась на берег Бесполезного Залива. Так как здесь холмы, то мест для ночевки в оврагах, перпендикулярных ветру, предостаточно. Также есть источники воды. Часть стекающих с холмов ручьев была высохшей, часть очень грязной, но мы нашли и совершенно нормальный по меркам Огненной Земли ручеек с прозрачной водой и только легким привкусом тины (координаты S53°23'17,46" W69°56'23,68").
Саша набирает воду в ручейке. Вокруг все такое зелененькое! Потому что холмы рядом, и с них поступает вода.
Ветер с утра был сильный, как и раньше, но потом слегка поутих. Мы катили с большим удовольствием, наслаждаясь возможностью ехать на велосипеде, близостью моря и холмистым пейзажем. И Виталику здесь было очень интересно.
Ура, вот и океан!
Обеденный привал возле рыбачьих хижин. Ребенок доволен!
Чтобы мы не разгонялись, дорогу перед нами взрыл грейдер. К счастью, не всю.
Камни в отлив все в ракушках.
Там, где появились ручьи, появились и гуанако.
В конце пути Бесполезный Залив уже по сути заканчивается и переходит в Магелланов пролив. Точнее, целую сеть проливов - здесь настоящий лабиринт из островов и полуостровов. Я, кажется, могу разглядывать их на карте вечно :) Невероятное ощущение дикой природы! А впереди уже виднелись горы континента Южной Америки, укутанные облаками и дождями.
На фотографии на ближнем плане - оконечность острова Dawson, а дальше виден самый южный полуостров континента - Brunswick peninsula.
Дождь над океаном. Видно, как много в воде водорослей - это важная кормовая база для многих животных. А мы видели здесь дельфинов.
Чтобы завтра гарантированно успеть в Porvenir, мы доехали до последнего места у океана, прежде чем дорога его покидает, и заночевали там. На зеленой полянке с журчащим ручейком в глубоком овраге. Место это мы присмотрели среди точек с сайта iOverlander.com, куда заносят полезные координаты в том числе велотуристы. Наши представления о прекрасном как правило сильно далеки от представлений авторов всех этих точек, но в данном случае место оказалось действительно очень приятным. Впрочем, мы бы нашли его и безо всякой точки, овраг на карте очевиден.
Наш лагерь на берегу Магелланова пролива. На океан с полянки мы смотрели сверху и ходили к нему гулять. На самом берегу, по понятным причинам, палатку ставить не стали - сдует.
Ребенок играет в трактор
В Магеллановом проливе растут другие водоросли, чем в мелком, тупиковом Бесполезном Заливе.
День 16. 31 января (полу-ходовой)
22 км, трек на Strava
Погода: 5-9 градусов, дожди, ветер слабый
Ночью шел дождь, продолжался и с утра. А мы едем в Porvenir. Дорога в конце отходит от моря, срезая мыс и перелезая через небольшую гряду холмов. Предыдущие дни при свете солнца пампа выглядела ярко и празднично, а вот под дождем холмы смотрелись весьма мрачно. Еще и дорога такая разбитая, что в подъемы мы шли пешком. Но ветра по местным меркам не было - такое очень редко, но случается.
В город Porvenir мы прибыли к 11 утра. Удивительным образом, в условиях с кучей неизвестных мы точно рассчитали время нашего автономного путешествия из Rio Grande - 10 ходовых дней. Еды хватило, с рассчетным запасом в пару дней на случай ЧП. Ура, у нас получилось! Хотя это было объективно не просто, но все прошло по плану, с большим удовольствием, без срывов и драм.
Городок небольшой, очень уютный, все необходимое есть. Саша обменял деньги на чилийские в банке (S53°17'49,20" W70°22'09,91"), потом зашли в булочную (panaderia) за булкой с сыром и поехали на причал Bahia Chilota в пяти километрах от города — паром через Магелланов пролив отправляется оттуда. Паромный терминал очень цивильный, с залом ожидания и туалетом. Билеты покупаются не быстро, по паспортам, так что приезжать лучше с небольшим запасом. Напомню, что актуальное расписание паромов Porvenir - Punta Arenas можно посмотреть здесь. Неподалеку от причала есть хорошая детская площадка, и на ней время до парома пролетело незаметно.
Въезжаем в Порвенир.
Детская площадка в форме парома.
Виталик с энтузиазмом ждет отплытия.
Паром большой, есть много палуб, по которым можно гулять. Есть и крытый зал, но там было слишком жарко для нас. Еще есть бар с бутербродами, чаем и мороженым, можно перекусить. Ветра почти не было, океан в Магеллановом проливе был спокоен, и паром совсем не качало. Идет паром 1.5 часа. Такое плавание - настоящее удовольствие!
Паром отправляется!
В воде дельфины.
Можно показать ребенку работу экипажа.
Торжественное фото на фоне Огненной Земли. Mission completed!
Маяк у входа в бухту Чилота
Прощай, Огненная Земля!
На этом мы попрощались с островом Огненная Земля. Я с грустью смотрела, как он уходит все дальше, превращаясь в темную полосу на горизонте. На Огненной Земле мы провели 16 дней. А впереди у нас было еще 2.5 месяца велопохода по Южной Америке. Конечно же, нас ждало еще очень-очень много всего по-разному прекрасного и интересного. Но и тяжелого, неприятного - пусть сильно меньше, но все-таки тоже ждало.
Так получилось, что из всего нашего большого похода именно воспоминания о путешествии по грунтовым дорогам Огненной Земли остались для меня самыми радостными, светлыми и чистыми. Очень душевными и романтичными. Здесь мы нашли максимум прекрасной, дикой природы. И минимум цивилизации и дорог с машинами, которые неизбежно вклиниваются в любой длительный велосипедный поход. Да и для нашей маленькой группы именно это время оказалось на редкость благополучным. Ребенок был почти все время в мирном и жизнерадостном настроении. У нас с Сашей были совершенно конкретные цели - дорога, которая нам однозначно нравится, и движение по ней упорно, но в рамках комфорта ребенка. Никаких сложных раздумий и сомнений! И ветер нам совсем не помешал. Здесь на Огненной Земле он ни разу не был слишком сильным, всегда позволял хотя бы идти. И даже когда из-за ветра мы шли совсем медленно и трудно, все равно шли мы по приятной грунтовой дороге среди красоты, и наша жизнь была прекрасна.
Продолжение: Часть 5. Парк Torres del Paine: среди машин и пыли
Комментарии
Если бы мы ехали взрослым составом, то выезжали бы с началом утренних сумерек, и тогда нам бы удалось иногда выигрывать относительно спокойные час-полтора. Но с ребенком как-то у нас это не получалось :)