Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Часть 3. Rio Grande - Cameron: транс-Огненная Земля. Велопоход по Чили и Аргентине с ребенком в велокресле

Одним из самых понравившихся нам этапов велопохода в Южной Америке стало пересечение на велосипедах острова Огненная Земля - 200 километров от Атлантического океана до Тихого, по грунтовым дорогам через пустынные пампы против господствующих западных ветров. Уединение, простор, полная автономность. И много-много ветра. Частично в седле, частично с велосипедами пешком. Это было круто!

Велопоход по Огненной Земле


Часть 3. Rio Grande - Cameron: транс-Огненная Земля
Варианты маршрутов для велосипедистов на Огненной Земле
День 7. 22 января
20 км
Выезд из Rio Grande. Ночевка в палатке у rio Candelaria
День 8. 23 января 46 км
Где-то на безымянных просторах Огненной Земли
День 9. 24 января 29 км
Пограничный пункт Аргентина - Чили paso Rio Bellavista
День 10. 25 января 38 км
Где-то на безымянных просторах Огненной Земли
День 11. 26 января
30 км
Мимо rio Russfin и золотой драги
День 12. 27 января (начало)
20 км
Поселок Cameron
Фотографии в полный размер в альбоме вКонтакте, начиная отсюда

Варианты маршрутов для велосипедистов на Огненной Земле

Если между Tolhuin и Rio Grande вариантов проезда всего два - один по асфальту, второй по грунту (об этом я писала в предыдущей части), то после Rio Grande, в центральной и северной части Огненной Земли, маршрут велопохода можно проложить несколькими путями. При этом обязательно нужно преодолеть два препятствия — государственную границу и пролив Магеллана. Каждое из них преодолевается всего двумя способами.

Граница между Чили и Аргентиной разрезает пополам всю Огненную Землю, так что южная часть острова принадлежит Аргентине, а северная — Чили. Пограничных переходов между Аргентиной и Чили на Огненной Земле всего два:
  • Paso San Sebastian - на трассе номер 3 севернее Rio Grande (координаты S53°19'11,71" W68°36'22,57"). Он работает в течение всего года и круглосуточно. Основной поток автомобильного трафика едет именно туда.
  • Paso Rio Bellavista - на грунтовой дороге в центре острова (координаты S53°59'59,31" W68°36'24,91"). Он работает только в летнее, дневное время. Еще недавно этот переход подразумевал брод через реку, но сейчас через rio Bellavista построили мост. Однако, этот переход границы все равно остается очень «камерным» и с минимальным автомобильным трафиком. Когда мы ехали, на пике сезона, его пересекало всего около десятка машин за целый день, если не меньше. Подарок для велотуриста!
Судя по спутниковым снимкам, есть еще погран-застава на северо-востоке острова, но в списке официальных погран-переходов она отсутствует, велотуристы там не проезжают, и мне тоже ничего про нее не известно.

Для того, чтобы переправиться через пролив Магеллана с острова Огненная Земля на материк Южной Америки, нужно воспользоваться паромом. Их два:
  • Паром Bahia Azul - Punta Delgada - на востоке острова, через самое узкое место пролива. Это основной паром, он ходит часто, и туда едет весь авто-транспорт по трассе номер 3.
  • Паром Porvenir - Punta Arenas - на западе острова, ходит 1-2 раза в день кроме понедельников (расписание можно посмотреть тут), плыть часа полтора.

Эти точки можно связать между собой по-разному. Для любителей асфальта и машин, есть трасса номер 3, которая идет через paso San Sebastian и пересекает пролив на востоке. Наиболее часто используемый велотуристами вариант — доехать по трассе номер 3 до paso San Sebastian, но потом все-таки свернуть на грейдера к Porvenir.
Для тех, кто хочет ехать по тихим дорогам, оптимальный вариант — от Rio Grande через paso Rio Bellavista и в Porvenir. Этот путь идет целиком по грейдерам, минуя трассу. Мы выбрали именно его.
Кроме этих дорог, на острове есть еще несколько нетупиковых грунтовок общественного пользования, обозначенных на картах, через которые можно проложить более извилистые маршруты. Это для тех, кому хочется побольше времени провести именно на Огненной Земле и для тех, кто едет в формате туда-обратно разными путями. Но по статистике Strava никто там не катается. Меня саму эти все дороги ужасно манили, и не сомневаюсь, что там очень интересно и красиво...  Но мы с ребенком предпочли поехать приятным, но все-таки кратчайшим из приятных путей, плюс на нем мы максимально ехали вдоль океана - а это особенно интересно нашему ребенку.
Ну, а еще на Огненной Земле есть много дорожек не-общественного пользования, которые видны на спутниковых снимках - они подразумевают перелезания через заборы и возможные встречи с возмущенными хозяевами или охраной, это только на свой страх и риск :)

То же самое, конечно, относится и к тем, кто едет с севера на юг. А главные вопросы, которые необходимо учесть велотуристу — это направление ветра и точки пополнения продовольствия. Ветер на Огненной Земле почти всегда западный и часто сильный, поэтому всякое продвижение на запад может вылиться в тяжелую борьбу с ветром. А пополнить запасы продовольствия можно только в ключевых точках - Rio Grande, Porvenir, с восточной стороны Cerro Sombrero, плюс на трассе есть несколько кафешек и, возможно, ларьков - не ездили, не знаю. В случае каких-то непреодолимых обстоятельств (у каждого свои представления о том, что это такое) везде остается возможность обратиться к фермерам. Фермы встречаются нечасто, но довольно регулярно.

маршрут велопохода Огненная Земля
Наш маршрут из Rio Grande в Porvenir

Итак, для того, чтобы попасть из Rio Grande в Porvenir по грунтам, сначала нам необходимо было пересечь весь остров Огненная Земля, от Атлантического океана до Тихого. Это 200 километров практически ровно на запад. Против ветра. Вторая часть — 160-километровая петля вокруг залива bahia Inutil. На пути встречаются редкие estancia и маленький поселок Cameron, но магазинов нет. Речки, к счастью, регулярно есть, хоть и не прозрачные.
Рассчитать время при движении на запад очень сложно — в зависимости от силы ветра, принципиально меняется и скорость, вплоть до невозможности двигаться. Мы на этот участок выделили себе 10 дней, соответственно покупали еду (с запасом еще плюс пара дней, конечно). И угадали как раз ровно :) Покупать с собой можно было далеко не все — на территорию Чили официально запрещено ввозить многие продукты (подробнее об этом я расскажу ниже). Но сухое мясо, заготовленное еще дома, мы с собой взяли - оно прекрасно идет к макаронам и вообще ничего не весит. Остальная диета состояла из макарон, картофельного пюре, различных сухих завтраков, нескольких банок рыбных консервов, сыра на первую часть пути. И, конечно, большого количества шоколадок с печеньками - мы с Сашей сладкоежки :)

День 7. 22 января (половинка)

20.5 км, трек на Strava
Погода: 13-14 градусов, без осадков, 14-17 м/с западного ветра


Покидая Rio Grande, мы испытывали разные чувства. С одной стороны, мы чувствовали бурный энтузиазм. У нас впереди автономка! Мы будем совершенно сами по себе целых 10 дней! Причем автономка это не какая-то специально надуманная в обход жилья, а самая настоящая. Еще и в действительно суровых, вызывающих условиях. В наших велопоходах с ребенком таких увлекательных велотуристических задач еще не было!
С другой стороны, прогноз погоды вызывал опасения, совершенно оправданные - а сможем ли мы выполнить задуманное, причем не через силу, а спокойно, не мучая ребенка? Если предыдущие дни погода нас баловала, то теперь нас ждал уже полноценный ветер. Например, на первый день в прогнозе было 14-17 м/с западного ветра (из архива rp5). В более понятных цифрах, это 50-60 километров в час! Причем именно встречных. И дальше плюс-минус в том же духе.
Мы кое-как (виляя и пережидая особо мощные порывы) доползли до заправки на выезде из города. Там последний раз насладились благами цивилизации - и нырнули в буйство стихии. Перед нами до бесконечности простирались пологие, совершенно голые холмы. И ветрам неистовых пятидесятых здесь не препятствовало уже ничто.

Как рассказывать про ветра Патагонии, я даже не знаю. Но надо рассказывать, ведь этого не видно по фотографиям. Ветер - он прозрачный. Но какой же мощный!
У нас с собой не было прибора для измерения ветра (а зря, он был бы очень кстати в пампе!), поэтому о конкретных значениях силы ветра мы смотрели по прогнозам, плюс пост-фактум их можно посмотреть по архивам метеостанций, но расположены они очень редко. Но даже с конкретными цифрами представить себе реальный ветер сложно - только если уже знаешь на своей шкуре, что они обозначают.
Мы потом выработали для себя практическую классификацию ветра, которой я буду пользоваться в отчете за неимением другой информации.
  • Штиль в этих широтах бывает, но очень редко. Мы попали в штиль только однажды, на третьей неделе похода, и это было ужасно - сразу установилась жара +30.
  • Слабый ветер - который существенно не мешает ехать на велосипеде.
  • Умеренный ветер - который сильно замедляет езду на велосипеде, но все же ехать можно. В цифрах это примерно соответствует 10-13 м/с.
  • Сильный ветер - когда ехать в седле очень затруднительно или невозможно, зато можно нормально идти. Это приблизительно 15-20 м/с.
  • Очень сильный ветер - это когда идти почти или совсем невозможно.

Приведенные цифры у меня - очень примерные. Во-первых, многое зависит от направления. Например, при более слабом ветре будет проще ехать с боковым ветром, чем с встречным. А при более сильном ветре, наоборот, зачастую можно выгребать, когда он ровно встречный, тогда как при том же боковом велосипед уже не удержать. Во-вторых, эти цифры не учитывают порывы. Несмотря на весьма ровную местность, ветер на Огненной Земле был на удивление резко порывистый, а велосипедисту прежде всего мешает ехать не базовая сила ветра, а дергающие порывы.

На Огненной Земле у нас бывали разные ветра - от "слабого" до "сильного". А вот вероятность столнуться с "очень сильным" ветром на Огненной Земле, как мне кажется, невысока. Зато мы столкнулись с таким севернее - там, где ветер локально компрессируется Андами.

Мы попытались заснять на видео несколько эпизодов на этом участке нашего путешествия. Примерно так у нас все было основную часть времени. Но передает ли видео хоть что-то - мне судить трудно :) Разве что шум ветра - ветер действительно оглушительно шумел у нас в ушах все то время, что мы находились на открытом пространстве.



На тот момент, когда мы покинули Rio Grande, архив погоды указывает цифры 17 м/с. Ну, мы как бы двигались... В основном шли пешком, пихая велосипеды вперед. А воздушные массы неслись мимо нас в противоположном направлении. Саше было сложнее, чем мне - на его велосипеде велокресло, которое само по себе создает парусность.
Пережить такое - это, конечно, очень впечатляющий опыт. Да, мы с Сашей в своих взрослых велопоходах несколько раз попадали в ветра такие же сильные и при этом куда более суровые (например, зимой в Иордании). Но никогда еще нам не случалось бодаться с ветром столь постоянным и в столь лишенных укрытий условиях! Тем более с ребенком в велокресле. Что приятно, ветер при всей своей силе был довольно теплым (10-14 градусов), так что проблем с холодом ни мы, ни ребенок не испытывали.

Мы прошли 2 километра к тому моменту, когда Виталик проснулся с дневного сна. На наше счастье, тут же нашлось малюсенькое углубление под дорогой там, где ее пересекала труба для пересохшего ручья. Там мы и просидели минут 40 (как раз этот эпизод идет первым на видосике).
Неподалеку от того места, где мы сидели, была какая-то ферма. Люди из проезжающей мимо машины посоветовали нам проситься туда. Это было бы очень разумно, но нам совсем не хотелось ни вести с кем-либо переговоры, ни ночевать среди людей. Мы любим быть сами по себе, среди природы. Поэтому мы решили рискнуть и пройти еще "немного" - 3.5 километра до моста через речку, который я нашла на спутниковых снимках. Пока мы заседали, ветер "стих", уменьшившись до 13 м/с. При таком ветре часть пути можно было даже ехать, так что эти 3.5 километра мы преодолели за время чуть меньше часа.

велопоход с ребенком, Огненная Земля
Просто устоять - и то задачка не из легких! Но Виталика происходящее веселит :)

Мост оказался очень даже неплохим. Во-первых, сама река в углублении, перпендикулярном направлению ветра. Во-вторых, как-то нас прикрывал мост и насыпь. Место уютное, вид на холмы. У Виталика было отличное настроение - он лазал наверх на дорогу (в сопровождении одного из нас - надо было следить, чтобы ребенка не сдуло вниз внезапным порывом), катался с насыпи как с горки, рвал траву и бросал в речку (а мы боялись, что он сам сейчас туда улетит) и обследовал окрестности. Пять часов так игрался, насилу его загнали в палатку к вечеру! И совсем не пожалели, что не стали проситься на эстанцию. На природе нам лучше!

дорога, Огненная Земля
Берег rio Candelaria - наш приют на эту ночь.

ночевка в палатке под мостом, Огненная Земля
Уютное местечко среди пампы

вода в реке на Огненной Земле
Такая вот вода в речках на Огненной Земле :) На берегах часто лежат чьи-нибудь полуразложившиеся трупики, так как разлагается в этом климате все очень медленно, а животных много. Но какого-то особого неприятного вкуса у воды нет, так что когда используешь ее на чай, получается вполне обычный.


Неподалеку от нас пасся за забором огромнейший бык. Мы были рады, что он за забором :) Потому что здешние быки могут нападать на велосипедистов. И не зря ведь его держат отдельно от стада. А бык подошел к нашей стоянке, насколько ему позволял забор, и улегся на ночевку там... Такая вот у нас была компания!

День 8. 23 января
46 км, грейдер, 628 м набора высоты, 4 часа 45 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: 14-17 градусов, кратковременные дожди, ветер 8-12 м/с северный


С утра пошел дождик, на улице +4, так что о раннем выезде речи не было, хотя в смысле ветра с утра было довольно тихо. К тому времени, как мы вышли, дождь перестал, и потеплело до +10. Но как раз и ветер начался!
Сегодня ветер, правда, был "умеренный" - всего 8-12 м/с, причем боковой, с велосипедов нас не сбрасывал. Зато покрытие на дороге становилось чем дальше, тем хуже (потому что чем дальше, тем реже на дороге бывает грейдер), часто была «стиральная доска» и сыпуха. Плюс небольшой, но все-таки рельеф. Мы в итоге ехали на средней скорости 9 км/ч. Периодически нас поливало дождем, но мы даже куртки не одевали — капли высыхали на ветру тут же.

Укрытий от ветра на этом участке пути от Rio Grande практически никаких не было. Один раз мы отдыхали просто за перегибом рельефа. Другой раз повезло встретить железный сарайчик для стрижки овец. Там было не особо чисто, зато тихо. А ветер так яростно гудел о стены, что казался даже сильнее, чем был в реальности. Координаты сарая (почему-то их больше нигде нет) S53°55'38,12" W68°06'35,09". В суровую погоду он может очень помочь, внутри можно поставить палатку.


Такой сарай в пампе может стать настоящим спасением.

А вокруг были все те же невероятные безлюдные просторы. Мы уже не один день смотрим на пампу — и мне не то что не надоедает, а, наоборот, восприятие настраивается на сдержанность красок и форм, становясь ярче. Забираешься на холм — и впереди открывается новая перспектива следующих холмов. Совершенно таких же - и все-таки каждый раз особенных. Поэтому, несмотря на то, что ехать на велосипеде нам было медленно и весьма трудоемко, я получала огромное удовольствие.

велопоход по Огненной Земле
Фермы тут нечасто, и они как правило далеко в стороне от дороги. Машины очень редки, ну может несколько штук за день проехало. Так что уединения ничто не нарушает.

велопоход по пампе на Огненной Земле
Дорога в холмах. Имено такие пейзажи я люблю больше всего на свете...

велопоход по пампе на Огненной Земле

пейзаж в пампе на Огненной Земле
Такой простор, и ничего лишнего! Но прятаться от ветра здесь негде...

знак осторожно гуанако на Огненной Земле
Гуанако везде! Как и эти веселенькие желтые знаки.

гуанако и коровы на Огненной Земле
Дикие гуанако прекрасно соседствуют с домашними коровами. Но, в отличие от коров, у них есть свобода передвижения - заборы они перепрыгивают.

дорога на Огненной Земле
Попыталась сфотографировать покрытие на дороге.

знак подъем на Огненной Земле
На знаке машина взлетает в гору с ветерком

велопоход по Огненной Земле
Велосипедисту с 17-килограммовым ребеночком и прочим грузом не так легко подняться в горку, при боковом-то ветре :)


В районе большой реки rio Menendez (на карте она называется rio Turba, это рядом с estancia Aurelia) наконец-то появляются леса - один большой лес рядом с дорогой до реки, другой после. Там можно и отдохнуть, и заночевать. Очень хороша и сама река – мощная, прорезающая себе путь в холмах. Такой дикий пейзаж! О людях напоминают лишь полоски заборчиков, но они не особо нарушают красоту. А пока мы любовались на реку, на холме стояла одинокая гуанако и громко выражала, что она о нашем присутствии думает :)

пейзаж на Огненной Земле
Потрясающая река! Конечно, очень хотелось бы поставить на ее берегу палатку. Но на реке ветер.

На ночевку мы остались в лесу за рекой, в 15 километрах от аргентинского пограничного пункта paso Rio Bellavista. Конечно, хотелось проехать сегодня побольше, раз ветер умеренный. Но больше до границы лесов нет. Да и держать ребенка в кресле слишком долго мы не хотим, и так сегодня 5 часов в седле (правда, из них один час он проспал).
Так наш совершенно прекрасный день в пампе завершился в совершенно прекрасном лесу. Да уж, никак я не думала, что на суровой Огненной Земле так хорошо! Хотя при этом действительно сурово :)

ночевка в палатке на Огненной Земле
Палатка в сказочном лесу. Чей-то скелетик лежит. Они на Огненной Земле везде - ну совсем как в сказках про бабу Ягу :)

ребенок в велопоходе по Огненной Земле
Сказочная песочница.

День 9. 24 января
29 км, 455 м набора высоты, 4 часа 10 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: 10-14 градусов, без осадков, ветер западный 14-21 м/с


На утро мы поставили будильник и даже заставили себя продрать глаза пораньше (хотя вечером ребенок никак не соглашался уснуть вовремя). Но все равно к 9 часам, когда мы вышли на дорогу, ветер уже успел разойтись. По Rio Grande (которое осталось на 60 километров восточнее, но рельефа там нет) на середину этого дня значится сила ветра 21 м/c, то есть 75 км/ч. С утра и вечером он немного поменьше, 14-16 м/с. Дорога наша шла на юго-запад, так что ветер этот получался нам встречно-боковым.
Главной задачей сегодняшнего дня было пересечь границу с Чили. А там сразу начинается большая зона леса. До нее оставалось 19 километров. И весь день у нас была интрига — осилим или нет?!

С утра какое-то расстояние мы еще проехали на скорости 7-8 км/ч. Но потом уже пошли, конечно. Шли со скоростью 4-5 км/ч, часто останавливаясь, чтобы переждать особо суровые порывы. И таким манером медленно, но верно продвигались вперед.
Позволю себе немного пофилософствовать :) На мой взгляд, главное в том, чтобы успешно переть против ветра — это не уделять ему лишних эмоций. На Огненной Земле это как раз-таки совсем не сложно. Ведь мы не подвергались погодному катаклизму, подобный ветер здесь — это совершенно нормальное и заранее известное явление. Да, идти против ветра медленно, да, физически тяжело. Но при этом никакого стресса мы не испытывали! Самое главное, что наш ребенок в кресле относился к ветру, как и мы — безо всякой драмы. Ну, тут еще надо учесть, что стояло лето, и мы не мерзли. В холодный сезон история с ребенком была бы, очевидно, другой.

велопоход по Огненной Земле
Иногда было настолько ровно и голо, что на привал приходилось вставать вот так, спрятавшись за микроскопическим перегибом. Впереди виден лес, но на самом деле он от дороги далеко.

Самая жесть сегодяшнего дня началась за несколько километров до аргентинской границы. Там мы шли совсем уж с огромным трудом, а ветер поднимал с дороги камушки и бил ими в лицо. «Неприятно» - вот было все, что сказал по этому поводу Виталик. Мы натянули шапку ему на глаза, опустили себе пониже козырьки шлемов и поперли дальше. Ну и дошли.


Аргентинская граница уже близко! А глядя на эту фотографию, даже не представить, каких усилий нам тогда требовалось, чтобы просто идти, а воздух несся мимо на скорости 75 км/ч.


Зато на аргентинской границе мы наконец-то отдохнули от ветра, усевшись за прикрытием здания. Виталик играл с местным мальчиком, вот мальчику повезло - он тут единственный ребенок среди взрослых. А поток посетителей, мягко говоря, небольшой - за все время там проехала только одна машина. Так что приезд Виталика был для него подарочком :) Нас никто с границы не гнал, даже предлагали остаться ночевать. Для этого есть специальная комната! Но так как улучшения погоды не предвиделось, а у нас с собой было счетное количество продуктов, мы решили в этот день пройти еще, до Чили.


Мы в райской тишине


Дети носились слишком быстро, чтобы их сфотографировать :)

пограничный пункт Аргентины paso Rio Bellavista
Внутри аргентинского погран-пункта.


После пересечения границы унас ждал сюрприз - через пограничную реку rio Bellavista сделан мост. А раньше тут был брод! Видимо, совсем недавно, на спутниковых снимках моста еще нет. Ну жалко, мы бы предпочли брод :)
От реки до чилийского пограничного пункта еще 1.6 километров. Мы их протопали тоже пешком - и с чувством оправданной гордости пересекли границу. Ура, мы в Чили!

граница Чили и Аргентины paso rio Bellavista
Саша входит в Чили.

На территорию Чили запрещен ввоз многих продуктов питания. Самый строгий запрет - на свежие овощи, фрукты, семена, мясо. Несколько менее строгий - на обработанные молочные и мясные продукты. С ними есть много нюансов, которые наверняка на разных пограничных пунктах трактуют по-разному. С большей вероятностью пропустят продукты в закрытой заводской упаковке и полностью термически обработанные, готовые к употреблению. Точно разрешены на ввоз макароны и сладости (которые составляли основу нашей диеты), а также консервированная рыба.

На границе таможенник очень старательно расспрашивал Сашу, нет ли у нас свежих овощей и фруктов, это же подписываешь в таможенной декларации. Но такого у нас и не было. Но было сушеное мясо из России, мюсли и орехи. Мы эти продукты упаковали незаметно, оставив в основной едовой сумке разрешенное. Так как просвечивающего аппарата на paso Rio Bellavista нет, а все вещи у велотуриста перетрясти все равно невозможно, никто их и не заметил. Так что провезти при необходимости немного запрещенной еды через чилийскую границу возможно. Но немного! А совесть за контрабанду нас ни капельки не мучила, потому что это какие-то совершенно идиотские правила, которые ориентированы скорее на глобальные вопросы импорта, чем на продукты личного употребления. Ну какой вред чилийской природе могут нанести крупицы нашего вываренного мяса или орехи в аргентинской упаковке, которые поступают в Аргентину из тех же источников, что и в Чили?
А вообще мы у пограничников вызвали большой энтузиазм, Виталика фотографировали :)


Виталик "звездит" на границе Чили :)

Почти сразу за чилийским пограничным пунктом начинается 10-километровый участок леса. Там деревья прикрывали ветер, и мы наконец на велосипедах поехали. На ночевку остановились в конце этого леса. Там растут не только обычные для равнин Огненной Земли низенькие деревья, но и зоны высоких, как в горах. Может, потому что горы здесь недалеко. А, может, добыча леса как-то повлияла на распределение видов. Эти высокие деревья очень ярко смотрятся на спутниковых снимках. Среди них мы и поставили палатку, под одним особенно мощным. Прекрасное завершение трудового дня! Сегодня мы благополучно пережили ветер в 21 м/с, преодолели (слово "проехали" тут не подходит :)) 29 километров и пересекли границу с Чили без потерь в продуктах. Но пока у нас все еще нет никаких гарантий, что мы сможем пересечь Огненную Землю против западных ветров.


Дорога через лес - можно ехать!

ночевка в палатке на Огненной Земле
Саша осматривает нашу стоянку с высоты :)

читаю ребенку книжку в походе
В походе мы читаем про природу - и рассматриваем природу вокруг!




На стоянке

День 10. 25 января
38 километров, ровно, 4 часа движения по велокомпу, трек на Strava
Погода: 7-10 градусов, ветер западный "умеренный", без осадков


Хороший велопоходный день на Огненной Земле. Ветер сегодня из категории «умеренный» - пешком с велосипедами идти не пришлось (только в несколько подъемов), все в седле. Был по пути один 10-километровый участок, где дорога шла ровно на север, и сбоку ее прикрывала обочина — там мы просто летели на неимоверной скорости 20-22 км/ч. 10 километров за полчаса, вот это халява! Но потом дорога повернула к западу, и мы снова поползли. Но по сравнению со вчерашним пешеходным днем и это было очень расслабленно :)

Качество дороги на этом участке возле границы Чили очень хорошее — плотный, гладкий трамбованный грунт. А машин не ездит, так что разбивать некому.
Местность вокруг все такая же приятная. Где-то ровно как стол, где-то холмы. Много перелесков. Сегодня возможность передохнуть в тишине нам особенно полезна, так как на улице весь день всего 7-10 градусов, отдыхать на ветру холодновато. Виталик в кресле у нас тепло одет, на холод не жалуется. Со скуки ребенок тоже совершенно не страдает. Я не знаю, о чем он думает, глядя на бесконечные плавные холмы… Судя по почти всегда прекрасному настроению, пампа его умиротворяет. Меня тоже.

Наверное, если бы мы проводили на Огненной Земле в западном направлении стандартный 2-недельный поход, впечатлений было бы маловато. Эти места не назовешь разнообразными, тем более что двигаемся мы очень медленно. Но мы не торопимся, и можем спокойно наслаждаться этими сдержанными формами и красками.
Ну, ветер этот… Знаю, что некоторые велотуристы при таком ветре, как сегодня, не смогли бы ехать или воспринимали его тяжело психологически. Собственно, первый раз в жизни я услышала про существование острова Огненная Земля от велотуриста, здорового мужика, который поехал этим же путем - и не проехал, поймал машину и дальше вообще всю пампу пропустил, потому что ветер. Читала я и отчеты/смотрела видео с какими-то драмами и "пинанием велосипеда" (но спасибо авторам за честность). Так что меня саму удивляло, что у нас все спокойно. И никакой драмы. Еда у нас есть, ребенок доволен, ночуем вовремя и уютно, двигаемся вперед медленно, но по графику, вокруг красота и уединение — нам очень, очень нравится на Огненной Земле!
И еще. Мы поехали по Южной Америке в направлении с юга за север (что значит пересекать остров с востока на запад) потому, что так у нас сложилось по срокам. Но я совершенно не жалею, что мы едем именно так, и ветер нам в лицо! Мне нравится это ощущение мощного движения атмосферы, которое мы бы почти не чувствовали, если бы оно было у нас за спиной и из него вычиталась бы наша собственная скорость. И нравится, что мы вынуждены ехать медленно. Эта природа — не для спешки. А вечером у нас опять ночевка в волшебном лесу...


Первая развилка после чилийской границы. До
Porvenir, конечной точки нашего путешествия на Огненной Земле - 232 километра.


Маленький аэродром.


Машин на дороге нет, и при желании Виталик гуляет сам.

пейзаж с гуанако на Огненной Земле

ночевка в палатке на Огненной Земле


Готовлю ужин


Переплетение стволов дает огромный простор для детского воображения :)

День 11. 26 января
30 километров, ровно, 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: 10-11 градусов, ветер западный "умеренный", пасмурно, иногда дождь


Перед пересечением реки Russfin идет очень ровный участок пути. Через первый час пути (а мы стараемся делать привалы с частотой раз в 50-60 минут) не было никакого другого пригодного для ночевки места, кроме пологой ямы, где добывали гравий. Пришлось там уютиться. А вообще мне там очень понравилось, чистая равнина - это же еще круче, чем холмы!

велопоход по Огненной Земле
Дорога на запад - как медитация. Очень прямо, очень ровно. Очень, очень медленно. Полное погружение!



Второй привал мы сделали уже рядом с мостом через реку Russfin. В речке я постирала что-то из одежды. А вот купаться в реках Огненной Земли мало реально. Во-первых, сами речки мелкие, дно глинистое — больше измажешься, чем вымоешься. Во-вторых, холодно вот так просто на ветру, даже и без купания. Набрали в речке воды, а обед сготовили в ближайшем перелеске. Удивительные эти контрасты — в открытой пампе холодрыга, трава сухая, а в лесу теплынь, сочная трава, цветы.
Кстати, рядом с рекой Russfin есть нечто вроде зоны обслуживания рабочих — вокруг много вырубок и что-то добывают (не знаю уж, нефть или газ). На указателе значится отель и питание. Возможно, там и правда могут накормить. Но это от дороги 700 метров (а все метры нам так тяжело давались!), чилийских денег у нас не было, а особенно не было желания контактировать с людьми, так что мы туда заезжать не стали.

набираем воду в реке на Огненной Земле
У моста через rio Russfin


В лесу жаркое лето!


После моста дорога идет вдоль реки Russfin. Это очень красивые места — с одной стороны тянется красивая широкая долина с вьющейся речкой и огромными стадами гуанако, с другой стороны подступает лес.
Но из-за этого здесь встречаются любители попикниковать на машинах. Мы одних видели — прямо за знаком высокой пожароопасности они разожгли костер. Не могу промолчать по этому поводу. Если вы собираетесь в Патагонию, не будьте гадами, не жгите костры! И не надо оправдываться никакими «а я всегда жгу и все контролирую» и «а вот местные жгут и ничего». Жгут не местные, жгут только приезжие. Страшно себе представить, какая катастрофа случится, если по вине какого-нибудь такого туриста сгорят эти прекрасные леса. Ведь летом в пампе все абсолютно сухое, а из-за силы ветра остров сгорит раньше, чем пожарные службы успеют об этом узнать.

А еще на реке Russfin есть потрясающая достопримечательность - золотая драга начала 20-го века! Да, Огненную Землю в свое время не миновала золотая лихорадка, бурная, но довольно короткая - запасы золота быстро истощились. Сегодня эта драга среди дикого, сурового пейзажа и воя холодного ветра с дождем (хотя в нашем походе стояло самое-самое лето) производит очень яркое впечатление. Вспоминаются рассказы Джека Лондона про другой конец Земли, но со столь же жестоким климатом.

золотая драга на Огненной Земле (draga aurifera, Tierra del Fuego)
Когда-то эта драга плавала по реке на понтонах и зачерпывала для фильтрации песок.

золотая драга на Огненной Земле (draga aurifera, Tierra del Fuego)
На Виталика золотая драга произвела огромное впечатление. Мы его специально подняли с дневного сна, чтобы ее посмотреть, но он ни капельки не жаловался.
И про летящий мимо дождь мы все забыли.


Дорога вдоль rio Russfin

rio Russfin
Долина rio Russfin




На ночевку мы остановились дальше, в одном из перелесков, среди переплетения стволов. Волшебство и сказка. Ну, как всегда :) Но это была наша последняя ночевка в лесах Огненной Земли - дальше на север лесов уже нет.

ночевка в палатке на Огненной Земле

День 12. 27 января (начало)
всего 48 км, ровно, 4 часа 15 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: 9-12 градусов, ветер западный "умеренный", небольшие дожди


Утром до поселка Cameron на берегу Тихого океана оставалось всего 20 километров. Ветер был умеренный, всего около 10 м/с встречных, и мы нормально ехали на велосипедах. Когда движешься к определенной цели, и вот она близко, одновременно становится и легче, и труднее. Легче, потому что вот уже почти приехал. А тяжелее, потому что в размеренное движение вносится напряжение, и километры против ветра начинают тянуться ужасно медленно :) Океан мы увидели еще километров за 15, но приближался он очень неохотно. Но, конечно, никуда не делся :)



Cameron, Tierra del Fuego
Въезжаем по маленькой дорожке в Cameron. Заборы перелезать не пришлось - на этой дороге несколько ворот, но все не запертые.


Cameron — компактный поселочек в бухте на берегу океана. Это важный местный центр, но магазина тут нет. Есть какой-то ларек, но выглядел он нежилым. Хотя, может, если походить по домам, продавец и найдется. А может, и нет. Поэтому мы на него в любом случае не рассчитывали.

Cameron, Tierra del Fuego

Cameron, Tierra del Fuego

supermercado, Cameron, Tierra del Fuego
"Супермаркет" без признаков жизни.

Мы выбрались на пляж, перед нами расстилался Тихий океан. На душе был праздник — у нас получилось! Мы пересекли Огненную Землю против ветра! Вместе с ребенком. Хотя иногда нам не верилось, что это вообще возможно. А мы не только это сделали, нам всем еще и очень, очень понравилось.

Велопоход по Огненной Земле
Торжественное фото на берегу Тихого океана.

Впрочем, расслабляться было рано. Cameron - это только середина автономного участка, а впереди у нас было еще 160 километров грунтовых дорог, теперь уже совсем чистой пампы и, конечно, неистовых ветров пятидесятых.

Продолжение: Часть 4. На берегах Бесполезного Залива: Cameron - Porvenir

Поиск по сайту

Большой велопоход по Чили и Аргентине:



Показать все записи по этому походу


Итоги похода. Наш маршрут и подборка фотографий.
Как мы везли вещи и ребенка. Практическая информация.

Подробный отчет по дням:
Часть 1. Ushuaia - Tolhuin, Огненная Земля: начало похода
Часть 2. Tolhuin - Rio Grande по грунтам, Огненная Земля
Часть 3. Rio Grande - Cameron: транс-Огненная Земля
Часть 4. Cameron - Porvenir: на берегах Бесполезного Залива
Часть 5. Парк Torres del Paine: среди машин и пыли
Часть 6. В диких пампах Аргентины: счастье на просторах
Часть 7. Трудная дорога в El Chalten: болезнь и ветер

Часть 8. El Chalten - Villa O`Higgins: граница Двух Озер
Часть 9. Villa O`Higgins - Cochrane: лучшее место на Carretera Austral
Часть 10. Своим путем под плато Meseta del Lago Buenos Aires
Часть 11. Puerto Ibañez - Coyhaique: в объезд по грунтовкам
Часть 12. Coyhaique - Puyuhuapi по Carretera Austral
Часть 13. Puyuhuapi - Caleta Gonzalo по Carretera Austral
Часть 14.
Los Angeles - Chenqueco: равнинное Чили
Часть 15. Monkey Puzzle Trail: подъемы, пыль и жара
Часть 16. Monkey Puzzle Trail: на склонах вулкана Lonquimay
Часть 17. Вокруг вулкана Llaima, Араукания

Часть 18. На грунтовках горной Араукании: сельская жизнь и озера
Часть 19. Вулкан Villarica и чилийское семиозерье Siete Lagos
Часть 20. Paso Carririñe: последние дни в диких лесах Анд


Если наш отчет пригодился вам — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на него, это поможет сайту не теряться в интернете.
Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!
Связаться с нами: почта hotaru111@yandex.ru, вКонтакте, Телеграм