Часть 2. Tolhuin - Rio Grande по грунтам, Огненная Земля |
||
День 4. 19 января | 38 км | По грейдеру Tolhuin - lago Yehuin. Ночевка в лесу рядом с lago Yehuin |
День 5. 20 января | 61 км | По грейдеру lago Yehuin - Rio Grande. Ночевка в лесу не доезжая Rio Grande |
День 6. 21 января | 30 км | Город Rio Grande |
Фотографии в полный размер в альбоме вКонтакте, начиная отсюда |
Маршрутов для велосипедиста по Огненной Земле из Tolhuin в Rio Grande существует два. Основной - просто по трассе. Этот путь более короткий (80 километров), гладкий асфальт (да и обочина крепкая и гладкая), еще и более легкий в плане ветра - шоссе в Rio Grande идет на север, так что ветер на нем чаще боковой, чем встречный (попутным не бывает в эту сторону практически никогда).
Второй путь - по грейдерам мимо lago Yehuin. По-местному такие насыпные грунтовые дороги, выравниваемые трактором с плоским ковшом, называют ripio. Качество их бывает очень разным и зависит от того, когда в последний раз прошел грейдер. Путь через lago Yehuin более длинный (120 километров), с неровным покрытием, а еще в первой его части нужно продвинуться на 40 километров на запад, против господствующего ветра. Зато это маленькая уютная дорожка, и здесь почти нет машин. Поэтому решение, куда ехать, далось нам очень легко - отмучавшись 16 километров на противной трассе, на развилке мы с Сашей, не сговариваясь, повернули на грейдер :) И вскоре шум шоссе остался позади, а перед нами развернулись бескрайние, пустынные просторы.

Отъехав от шоссе, мы остановились на ночевку в ближайшем пятне леса. Это была первая из многих совершенно волшебных ночевок, которые мы пережили на Огненной Земле. Тепло, лес закрывает от ветра. Никаких насекомых, ни летающих, ни ползающих - здесь их вообще очень мало. Никого опасного тем более нет - ни змей, ни скорпионов, ни крупных пауков. Невероятно уютно и комфортно. Полнейшее уединение, только вечером гуанако пришла полюбопытствовать… Удивительные эти деревья вокруг! Здесь на равнине они не высокие, как были на склонах гор возле Ушуайи, а приземистые, часто наклонные, и листики у них помельче. Очень выносливые! А вообще никаких слов у меня нет, чтобы передать, как хорошо и нам, и нашему ребенку было в лесах Огненной Земли… Эти воспоминания останутся с нами на всю жизнь.



Лучи закатного солнца
День 4. 19 января
38 км, грейдер, набор высоты 549 м, 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: 14-19 градусов, переменная облачность, ветер западный умеренный (встречный)
Центральная часть острова Огненная Земля, в которой мы оказались, представляет собой слабо холмистую открытую местность (пампу) с большими вкраплениями леса. Возможно, раньше лесом здесь было покрыто все... К счастью, его осталось немало. Именно благодаря лесам здесь получается некий "облегченный", комфортный для велотуриста вариант пампы :) С одной стороны, вокруг захватывающие дух просторы. Без преувеличения скажу, что я была в полном восторге и счастье. Мы в последние годы в основном катались по миниатюрным горам и долинкам Европы или по нашей тесной Ленобласти, поэтому я уже забыла, что такое - настоящий простор. Вот чтобы его было много-много-много, смотри и катайся сколько хочешь! Но при этом на дороге через lago Yehuin регулярно есть, где спрятаться, чтобы отдохнуть и переночевать в тепле и тишине. А потом с новым энтузиазмом выбраться на продуваемые ветром пространства :) В отличие от тех абсолютно чистых памп, которые начинаются севернее...
Жилья на Огненной Земле почти нет - только разбросанные на большом расстоянии друг от друга фермы (по-местному они называются estancia). На эстанциях разводят скот, поэтому вдоль дороги как правило тянется забор. Но заборы здесь явно именно для того, чтобы скотина не разбегалась, а не от людей - без колючей проволоки. Поэтому такой забор ничуть не ограничивает в передвижениях - его легко может перелезть даже ребенок.
Здесь, на участке от Tolhuin к lago Yehuin, дорога была довольно хорошего качества. Машин почти не было. И если шоссе, на котором мы были вчера, врезалось в здешие пологие, неяркие пейзажи как совершенно чужеродный элемент, то грунтовка вливалась в простор почти естественно, повторяя до горизонта мягкие изгибы холмов...
Ветер нам весь день был встречным, так как мы ехали на запад, и сильнее, чем вчера. Все же ехать на скорости 7-8 км/ч у нас получалось. То есть это тогда, в начале похода, нам этот ветер казался сильным, а позже ветер, при котором можно весь день спокойно ехать, мы стали называть слабым :) Просто в первые дни на Огненной Земле погода нас пожалела и дала возможность постепенно привыкать к реалиям местного климата.

Дорога через пампу

Просторы! На просторах пасутся гуанако - это дикие родственники перуанских альпак.

Въезжаешь в лес - и мир сразу меняется. Зеленая травка, цветочки, ветра почти нет.

В лесу очень приятно делать привалы! Отдохнул - а потом можно с удовольствием снова вылезать на простор.

Проезжаем мимо одинокой эстанции

Холмы и леса. Прекрасные места! Однако, дорога совсем не такая ровная, как она смотрится на фотографии :) Много "стиральной доски".

Ну и я тут еду
С юга от дороги расположены два больших озера — lago Chepelmut и lago Yehuin. К lago Chepelmut открытого проезда нет, с дороги до него 3 километра, и оно видно только издалека. К lago Yehuin дорога подходит поближе, и есть подъезд - возле заброшенного отеля (S54°21'21,91" W67°47'22,92"). Но день был солнечный, теплый, вечер субботы, так что посетителей там было много. Потянулись они ближе к вечеру, нас на дороге объезжали очень старательно, так что не напрягали. Но от идеи переночевать на берегу нам пришлось отказаться — там стояла куча машин, доносились радостные вопли. Еще бы, таких теплых дней на Огненной Земле немного в году, народ отдыхает. Только нам после дня среди безлюдных просторов ночевать рядом с машинами не хотелось. Так что мы заночевали в лесу по другую сторону дороги, перебравшись через забор.

Вид на озеро Chepelmut. За первой полосой холмов на этой фотографии лежит уже знакомое нам lago Fagnano, а вторая полоса - это горы возле Ушуайи. Мы там ехали на восток, а теперь частично возвращаемся к западу.

Лезем на ночевку в лес через забор. Виталику это дело очень нравится :)

Мы в раю!

Разрушенные стволы служили прекрасной песочницей для ребенка...

... а по наклонным стволам он с удовольствием лазал. Леса Огненной Земли - лучшие леса для детей!
День 5. 20 января
61 км, грейдер, набор высоты 540 м, 5 часов в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: 10-15 градусов, переменная облачность, ветер умеренный северный (встречный)
Утром нам все равно пришлось съездить на lago Yehuin, потому что ребенок ночью описался. Извините за подробности, но таковы реалии семейного велопохода :)
Виталик был тепло одет, так что все впиталось в одежду, на спальник попало мало. Но эту одежду теперь надо было выстирать. В ледяной водичке lago Yehuin... Бедные мои руки! Хорошо хоть, погода была солнечная, чтобы все получившееся высушить. А нам с тех пор пришлось ввести ночью одну обязательную побудку по будильнику на выгул ребенка, чтобы больше такое не повторялось.

Виталик на lago Yehuin. Пока мама стирает, он кидает камушки, все правильно :)
Ветер в этот день был относительно слабым и переменных направлений, и мы ехали теперь не на запад, а на север. Так что можно было бы ехать быстро — но теперь нас тормозило покрытие на дороге. После lago Yehuin оно конкретно ухудшилось, много было «стиральной доски». Ну, мы поехали в этот поход совсем не ради километражей, так что спокойно тащились потихоньку. Ведь во всем остальном дорога нас радовала. Просто постарались проехать за день по максимуму, чтобы завтра гарантированно прибыть в Rio Grande. Ну а вокруг нас была все та же красота и просторы, про которые я уже писала вчера, и мы получали от них огромное удовольствие!

Саша работает мобильной сушилкой для детской одежды :)

Там, где влажно, даже в середине лета растет сочная зеленая травка и цветочки. А вся остальная пампа - высушенная редкая травка.

Цветочно-безветренный рай.

Местность иногда очень ровная, а иногда вся в мелких холмах.

В Аргентине километровые столбики стояли каждый километр, и Саша пытался научить Виталика цифрам. А Виталику очень нравился процесс ожидания столбиков, но совершенно не было интересно что-либо самому запоминать :)

Невозможно передать на маленькой фотографии, какой тут в реальности размах...

Везде паслись гуанако. Они подпускают довольно близко, но это дикие животные, так что не слишком. Они очень классные - ужасно любопытные и "разговорчивые"!


Виталик что-то кричал гуанако - и они нередко ему откликались :)

Над просторами

На ночевку мы остановились на самой окраине последнего леса перед Rio Grande, в 15 километрах от города. До того было лучше, но как-то все не складывалось... Лес на окраине был так себе, частично вырубленный и очень плотно заваленный коровьими лепешками. Но поскольку это ближайший к городу лес, народ из Rio Grande сюда ездит отдыхать. Чтобы помешать нарушению частной собственности, заборы здесь усиленные. С одной стороны вообще не перелезешь — сделано два ряда колючей проволоки. С другой стороны забор такой же колючий, но все-таки один. И все семьями лезут туда! Ну и мы полезли…
Долго ходили, искали место, где бы не пришлось ставить палатку на лепешку. Наконец нашли, на довольно открытом месте. Но ветра вечером и утром, к счастью, не было. А у нас в подарок был вид на просторы и стадо коров.

Кстати, для тех, кто хочет продолжить свой маршрут по Огненной Земле не по трассе, а по грунтам через paso Rio Bellavista (как мы), то можно вообще не заезжать в Rio Grande и срезать большую петлю по треку, представленному все тем же финном Taneli Roininen на сайте bikepacking.com в маршруте Fin del Mundo. Это удобно для взрослых велотуристов, у которых вещи только на себя и свободное ходовое время. А мы с ребенком предпочли сделать петлю, но в Rio Grande заехать, чтобы лишний раз пополнить наши запасы продовольствия.
День 6. 21 января
30 км (из них 8 бесполезных), покрытие разное, трек на Strava
Погода: 8-10 градусов, днем дождь, ветер умеренный северный (9-10 м/с по архиву rp5)

Утром к палатке подошла гуанако. На фотографии ее любопытная мордашка на длинной шее очень ловко сливается с кустами. Если бы она молчала, мы бы ее и в жизни не заметили, но эмоции не давали ей молчать :)
Утром мы медленно доползали остававшиеся 9 километров до трассы. Ветер был нам встречным — северным! Да, северный ветер на Огненной Земле тоже иногда бывает, и тут он был совсем не вовремя. Еще и дорога стала совсем уж стиральной доской.
Перед Rio Grande у меня был план — проехать 4 км по трассе назад, а там по грунтовке выйти на дикий берег океана и по нему уже доехать до города. Но к океану мы так и не вышли... Дорога, по которой я думала поехать, оказалась принадлежащей какому-то заводу, точнее газовой станции, и проехать там невозможно. Как оказалось, этим газовым разработкам или уж не знаю что там, принадлежит вообще обширный участок земли вдоль океана. Так что никакого проезда вдоль берега с юга от Rio Grande нет, хотя дороги там есть (видны на спутнике). При том, что это практически пустая земля. Да, территории в Аргентине огораживают ну очень масштабно...
Самое обидное, что по пути туда ветер был нам попутным, гнал с дикой скоростью. Я, еще не доезжая до этой газовой станции, уже поняла, что мы там не пройдем. Но Саша ни о чем не думал, улетел вперед, моих криков не слышал, а догнать его, когда он и так почти взлетал, я не могла… А вот возвращаться те же 4 километра получилось значительно дольше — из-за ставшего встречным ветра мы еле-еле тащились по обочине. Не всегда ездить по ветру приятно!
В результате, несмотря на нашу попытку, Атлантического океана мы так и не увидели. Если бы поехали в Rio Grande по трассе, тогда бы увидели, трасса местами подходит близко к берегу. И трасса на выезд Rio Grande тоже подходит. Но, спасибо, не надо, лучше мы обойдемся без океана, но поедем нормальными тихими дорогами!
Чтобы не тащиться огромным крюком по трассе (нам ее и так уже хватило!), в Rio Grande я хотела въехать по грунтовой срезке. Конечно же, эта грунтовка тоже оказалась на частной территории и перегорожена. Но так, по-простому :) Сумки снял, велосипеды и вещи перекинул, поехал дальше. Только вот для того, чтобы перелезть через забор, нам пришлось поднимать бедного Виталика, который только что заснул… Но ребенок перенес это героически. Пока перелезли, пошел (точнее, полетел горизонтально) холодный дождь... Ветер был встречно-боковым, мы ехали с большим трудом. Пять километров до города показались мне огромным расстоянием! Казалось, город не появится никогда, потому что его до последнего закрывали холмы. Еще вызывало опасения, что же нас ждет в конце этой дороги :) Но выбрались мы благополучно — в конце фермы с возмущенными хозяевами не обнаружилось, а ворота были такие удобные, что мы под ними даже смогли протащить велосипеды, не разгружая их. И эта грунтовка нам сократила огромный кусок противной трассы, так что спасибо ей.

Дождь, +9 и встречный ветер 10 м/с - это тяжело! Но на грунте в сто раз комфортнее, чем было на трассе.

Проникновение в Rio Grande
Сам город Rio Grande находится на северном берегу одноименной реки, а с южной стороны тянутся квадратами одноэтажные пригороды, больше похожие на трущобы — обшарпанные дома, разбитые грунтовые улицы, стаи собак. Правда, не факт, что жители его так уж бедны, может, это у них такое представление об обустройстве. По крайней мере у каждого двора есть машина. Но ни гостиниц, ни магазинов в этой части города нет.


Мост через rio Grande
На северном берегу уже нормальный город. Здесь много магазинов (в том числе туристических - в продаже есть походная одежда и снаряжение) и вообще есть все необходимое. Хотя приехали мы часа в три (но я была уже уставшая вхлам), еле успели до вечера переделать все дела. Нашли гостиницу (с приключениями), помылись. Покушали в кафе. Отнесли вещи в прачечную (lavaderia) - это такое прекрасное место, где за пару часов и скромную плату гора грязной мокрой одежды превращается в сухую и чистую (S53°47'22,52" W67°41'52,80"). Серьезным делом было посещение супермаркета — нам надо было закупить еды на 10 дней автонома. Залили емкости бензином для нашей горелки. А ночью Саше еще пришлось решать всякие вопросы на будущее в интернете...

Утром возникло еще одно дело — убирая нашу мульти-топливную горелку Primus, я заметила, что насос травит. Мы давно пользуемся такой горелкой, но предыдущая уже поизношена многими годами, и специально для этого похода Саша заказал новую такую же. А она всего через неделю использования вышла из строя! Против такой подставы никакой походный опыт не поможет! Но хорошо, что я заметила проблему вовремя, а то была бы у нас полная беда на автономном участке пути...
Саша пробежался по магазинам, но здесь в Аргентине продаются только горелки MSR, а запчастей для Primus не купишь. На крайний случай мы купили бы новую MSR, но это недешево и, главное, ужасно обидно - пришлось бы просто выбросить практически новую примусовскую. Помощь пришла в рыболовном магазине — совершенно бесплатно мужики, забыв про всех прочих покупателей, подобрали к нашему насосу подходящее резиновое колечко и впрессовали его туда. И с этим колечком горелка потом прекрасно проработала все три месяца нашего похода.
На этом мы закончили с делами в цивилизации и были готовы начать новый, автономный участок нашего путешествия на Огненной Земле.
Продолжение: Часть 3. Транс-Огненная Земля: Rio Grande - Cameron