Часть 14. Los Angeles - Chenqueco: равнинное Чили | ||
Наш маршрут по Араукании и чилийскому озерному краю | ||
На автобусе Puertto Montt - Los Angeles | ||
День 66. 22 марта | 46 км | Выезд из Los Angeles по шоссе. Дальше по грейдерам. Ночевка в сосновых лесопосадках. |
День 67. 23 марта | 47 км | По грейдерам и грунтовкам, далее по шоссе в сторону Анд. Ночевка в эвкалиптовых лесопосадках. |
День 68. 24 марта | 37 км | По шоссе до дер. Ralco. Далее по грейдеру вдоль реки Bio-Bio. Ночевка в кемпинге у водохранилища. |
Наш маршрут по Араукании и чилийскому озерному краю
Так получилось, что наш 3-месячный велопоход по Южной Америке состоял из трех отдельных частей. Первые два этапа мы двигались с крайнего юга на север, прервав велосипедный маршрут автобусом между городами Punta Arenas и Puerto Natales, так как там из дорог только трасса. А вот третий этап получился в другом месте и в другом направлении.
Не очень-то логично :) И мы вообще-то совсем не любители "автобусного велотуризма", предпочитаем непрерывные маршруты. Но объясню, почему мы решили сделать именно так - нам очень захотелось увидеть чилийский регион Араукания и вулканы! Если бы у нас было лишняя пара недель, то мы бы смогли приехать туда на своих колесах, не прерывая маршрута. Но этих пары недель у нас не было. Перенести обратные авиа-билеты было никак невозможно, а не покупать их заранее было крайне невыгодно по деньгам (и так билеты в Южную Америку, с велосипедами, на троих, с одной зарплаты - это немало). Поэтому мы были строго ограничены по времени. И по-быстрому "вломить" в велопоходе с ребенком нельзя, да и не нужно.
В результате своим ходом в Арауканию мы никак не попадали. А захотелось туда вдруг ужасно. И после длительных размышлений мы придумали хитрый план - сделать из оставшихся трех недель отдельный велопоход, добравшись до старта маршрута на автобусе, а финишем сделать аэропорт.
В качестве старта был выбран большой город Los Angeles (чилийский), где останавливаются все междугородние автобусы. Из Лос Анжелеса мы поднимались снова в Анды, которые в центральном Чили отходят от побережья, там катались по горам и вулканам, а далее своим ходом добирались до Аргентины. В качестве финиша был выбран аргентинский город San Martin de los Andes, откуда летают удобные самолеты в Буэнос-Айрес - и далее домой в Россию. Так мы попадали в места, о которых я мечтала, и при этом с минммумом "геморроя" в транспорте.
Третья часть нашего велопохода: Los Angeles - San Martin de los Andes, 922 км, 23 дня, преимущественно горные грунтовки.
Так как маршрут надо было подгонять под конкретное число дней, он проходит по горам и там много чего интересного, он получился очень извилистым.
На автобусе Puertto Montt - Los Angeles
Так как мой отчет ориентирован в том числе на помощь тем, кто поедет, распишу подробно, как мы ехали на транспорте. Кто просто читает, можно пролистнуть.
Итак, днем мы прибыли на автобусе из Hornopiren в город Puertto Montt. В Puerto Montt главный автобусный терминал один, все автобусы прибывают туда. Это очень упрощает жизнь :) Но внутри терминала - куча ларьков разных компаний.
Наша следующая цель — город Los Angeles. Туда идет немало сквозных междугородних рейсов. Все автобусы на междугородних рейсах — двухэтажные. Здесь в Чили это очень распространено. Есть разные модели этих автобусов, на межгород идут обычно cama (лежачий) или semi-cama (полу-лежачий). В автобусах cama сидение полностью откидывается, превращаясь в кровать, но стоит это дело немало. Так что мы выбрали semi-cama, комфорта более чем достаточно.
А вот к перевозке велосипедов на автобусе разные компании относятся по-разному. Мы купили билет у фирмы Tur Bus - кассирша утверждала (насколько Саша смог ее понять, не зная языка), что мы погрузимся. И не соврала :)
Рейс мы взяли ночной, а остаток дня провели в Пуэрто Монтт. Город большой, тесный, шумный, везде в центре чем-то торгуют, много всяких попрошаек (хотя не факт, что это говорит о повышенной криминогенности — просто здесь тепло и их не гоняют). Мы основном проводили время в Макдональдсе, где я занималась бесконечным процессом обдумывания будущего маршрута, ребенок играл на детской площадке, а Саша сторожил велосипеды на улице — детская площадка на втором этаже. Также посидели на набережной залива. В общем-то, набережная - единственное приятное место во всем городе.
В 10 часов вечера сели на автобус Puerto Montt - Conception. Велосипеды в багажник двухэтажного автобуса влезли прекрасно. Потребовалось только снять передние колеса и все. Непонятно, почему другие автобусные компании что-то имеют против велосипедов! Водителю нужно доплатить 4 тысячи песо за велосипед. Это не взятка, а такое правило — чтобы брать деньги за велы только тогда, когда они вошли. Весь остальной багаж (а его у нас очень много!) идет бесплатно.
Вдоль автобусного терминала выстроилось огромное количество автобусов разных фирм. А направление из Пуэрто Монтт в основном одно - на север.
Места для велосипедов в багажнике двухэтажного автобуса достаточно!
Автобус до Los Angeles идет 7.5 часов с остановками в Valdivia и Osorno. Водитель брал и выпускал пассажиров где угодно, но с велосипедами выходить или садиться удобно все-таки на более длительных, плановых остановках.
Прибыли в Los Angeles мы рано утром, так что ночь у нас получилась укороченная, но зато ребенок всю дорогу проспал и ранний подъем пережил безо всяких возражений. А мариновать ребенка 7 часов в автобусе бодрствующим было бы жестоко. Да мы и сами бы намучались. А ночью дорога прошла незаметно.
Время до рассвета мы скоротали в автобусном терминале Los Angeles, он открыт круглосуточно и даже есть какая-то кафешка.
День 66. 22 марта
46 км, 290 м набора высоты, трек на Strava
Погода: днем 24-26 градусов, солнечно, без ветра
Как только рассвело, мы выдвинулись в путь. Пять километров проехали по самому городу Los Angeles, ничем не примечательному, в основном по тротуарам, но был и кусочек велодорожки. За городом пришлось выйти на шоссе Q-61, ведущее в городок Santa Barbara. Не то чтобы это такое большое шоссе, но движение было очень интенсивное в обе стороны, причем ехало много фур и грузовиков. Несмотря на желтые знаки, предупреждающие водителей, что на дороге велосипедисты (и надо им уступать дорогу?), машины и фуры ни капельки не притормаживали и не пытались нас объехать. Так что пришлось нам ехать не по асфальту, а по обочине, состоящей из сыпучего грунта и камешков, а иногда и вовсе заросшей травой. Очень медленно, зато безопаснее. А вокруг нас тянулась с обоих сторон колючая проволока заборов, даже передохнуть негде.
Но я не зря зависала последний дни над маршрутом, все было продумано - вдоль неизбежного шоссе нам пришлось отмучиться всего 17 километров, а потом мы свернули на второстепенную грунтовку. Хотя сейчас я вижу по карте, что и этот кусок можно было избежать, надо было думать еще лучше :)
На грунтовке равнинное Чили сразу сразу же обернулось для нас другой стороной! Машин по этой второстепенной дорожке ехало мало, а те, что были, нормально нас объезжали - поведение водителей зависит от того, на какой ты дороге. Вокруг нас тянулись весьма симпатичные пасторальные пейзажи. И заборы, которые никуда не делись, тут уже не особо угнетали, ведь мимо нас не неслись машины.
По дороге мы хорошо отдохнули на реке Duqueco, которую пересекали по мосту (S37°33'15,80" W72°02'01,86"). Место активно используется местными для пикников, и довольно намусорено, чего мы не встречали в южной части Чили. Но это не помешало нам искупаться в речке и постирать одежку. Это давно было нужно, так как рек у нас предыдущие дни было сколько хочешь, но вот высушить мы ничего бы не смогли, так как было дождливо и очень влажно. А теперь мы на паромах и автобусах переместились на 600 километров ближе к экватору - и оказались в жарком лете.
Еще мы до отвала наелись ежевики - она здесь огромная. И полюбовались на проворных колибри, которые шныряли с дикой скоростью над цветами и лишь на секунду зависали на лету, чтобы просунуть язычок в венчик цветка. Виталику они очень понравились, и много месяцев спустя он периодически вспоминает чилийских "калибров" :)
В общем, я и не ожидала, но нам все очень понравилось.
Милая пастораль. И вездесущие желтые знаки "Осторожно, коровы!".
Поели ежевики :) Она там, за забором, но перелезть несложно.
Колибри над цветами. Я не разбираюсь в фотографии, а колибри летают очень быстро и категорически не приближаются к человеку. Так что это лучший кадр из тех, что мне удалось сделать :)
А вот так колибри ависают в воздухе, и добывают нектар, не останавливая полет.
Отсюда важная мораль, которую я втираю весь этот отчет - маршрут решает ВСЁ. Если бы мы так и ехали по шоссе, то наши впечатления об этих местах были бы ужасны - машины, заборы, уныние и жесть. Но придумав путь по второстепенным грунтовкам, мы увидели эти места в наилучшем свете и получили массу удовольствия.
Конечно, в целом равнинное Чили - не самое привлекательное место для велотуризма. Но дороги по Андам на этом участке нет, так что если ехать по Чили вдоль, то эти населенные равнины неизбежны. Радуясь жизни, я вспоминала прочитанные отчеты некоторых велотуристов-трансамериканщиков, которые ехали через равнинное Чили и мучились (или же тупо отматывали километры) на забитом машинами асфальте среди заборов. Но, даже просто глядя на карту, я вижу кучу вариантов, как можно проехать по центральному Чили - более медленно, зато радостно. Конечно, на 100% избежать загруженных шоссе здесь не получится в любом случае, но в основном ехать по тихим дорогам - реально. И хотя здесь не найдешь таких красот и диких природ, как в горах, в пасторали есть свои прелести.
На ночевку мы встали в лесопосадках пораньше, уставшие от жары. В этой части равнинного Чили есть коммерческие леса - и это дает прекрасные возможности для ночевки велотуристам! Конечно, заходить на ночевку приходится путем перекидывания велосипедов и вещей (в нашем случае еще и ребенка) через забор из колючей проволоки. Но если рядом нет домиков, то вероятность встретить хозяев минимальная.
Сажают тут два типа деревьев - сосну и эвкалипт. В этот раз мы выбрали сосновые лесопосадки, так как в них земля была более ровная. Поставили палатку на ковре из сосновых иголок. Было ну очень уютно! И хотя вечер был жарким, в лесу царила чудесная прохлада.
Наш уютный мирок, укрытый от внешнего мира и жары.
В сосновом лесу ребенку есть, чем играть - шишками!
Вечер долгий, Саша с Виталиком читают энциклопедию и смеются над названиями растений.
День 67. 23 марта
47 км, 670 м набора высоты, 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +6, днем 20-26 градусов, солнечно, без ветра
Мы встали до рассвета, позавтракали и выдвинулись в путь по утренней прохладе. Хотя днем жара, ночи прохладные, утром вот +6 было — очень приятно. Ехали дальше по всяким грейдерочкам. В основном весьма разбитым, но мы были довольны. Разве что с привалами сложно из-за заборов, а ехать долго без остановки мы все не любим.
Протащить ребенка через забор из колючей проволоки и не порвать одежду - дело непростое! Но у Саши уже навык :)
Каждый раз, когда Виталик садится в кресло, он чем-то прибарахляется. ВС этого привала коры эвкалипта с собой набрал :)
К третьему привалу вышли на шоссе. Все то же, по которому мы ехали вчера, но городок Santa Barbara уже остался позади, машин стало значительно меньше, а фуры и грузовики рассосались. Возле шоссе обнаружился ресторанчик, точнее, настоящий food bus – автобус, превращенный в пункт питания. Там нам тут же налили супа касуэла (casuela) из большого котла. Суп настолько сытный, что мы даже не смогли доесть по одной тарелке!
Кухня расположена внутри автобуса.
Касуэла - это кусок мяса, кусок вареной кукурузины, кусок тыквы и много чего еще, хорошо проваренного и приправленного авроматными травами. Идеально для велотуриста!
На ночь мы остановились рано, увидев прекрасные эвкалиптовые лесопосадки. На спутниковых снимках Bing эти лесопосадки видны после вырубки, но с тех пор успел вымахать полноценный лес. Эвкалипты растут очень быстро и возобновляются сами, за это их широко используют как в Южной Америке, так и на юге Европы. Но из-за своего бурного роста они высасывают всю влагу из почвы. Нас же прежде всего интересовал прекрасный воздух, который царит среди эвкалиптов! Ну и возможность пережить в тени основную жару. Температура в течение дня росла постепенно, и своего максимума достигалав в эти дни ближе к вечеру, в тени +25 и выше, а на солнце совсем жуть. Так что к вечеру тащиться по солнцепеку нам уже совсем не хотелось :)
Так вот у нас две ночевки в лесу получились - одна в соснах, другая в эвкалиптах. И обе чудо как хороши! Главное, всегда заранее иметь с собой запас воды, чтобы можно было заночевать в любом понравившемся месте.
Наслаждение лесной прохладой и эвкалиптовыми ароматами.
День 68. 24 марта
37 км, 745 м набора высоты, 3 часа 30 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +8, днем 18-25 градусов, солнечно, без ветра
Выехать удалось рано, вскоре после рассвета, по комфортному холодку. Машин в это воскресное утро на шоссе почти не было, ехать было нормально. А внизу тянулась речка Bio-Bio, на которой сделана серия ГЭС.
Добрались до поселка Ralco, там несколько супермаркетов, и мы закупились продуктами на 7 дней. Вообще-то в следующей деревне, Chenqueco, должен был быть магазин, но мы решили на всякий случай заранее, так как у нас впереди автономный участок. Ну а потом, конечно, зависли на детская площадке.
Главный пункт в любом поселке - это детская площадка :)
После Ralco дорога продолжает вдоль реки Bio-Bio, запруженной очередной плотиной. Асфальт заканчивается, дальше дорога продолжается как грейдер, который прыгает вверх-вниз по склону. Он весьма разбитый, с сыпучим покрытием и какой-то особо крупной «стиральной доской». Мы такой никогда не встречали :) Из-за этой стиральной доски на спуск приходилось ехать очень медленно, так как она совершенно не видна издалека, а видишь ее только когда уже вляпался. Затормозить с большим грузом на таком покрытии сложно, а удержать равновесие на серии крупных ям — еще сложнее. Так что вниз - только потихоньку. Ну а вверх потихоньку по причинам гравитации :) Так что скорость у нас была около 5 км/ч вверх и максимум 10 км/ч вниз. К тому же, к середине дня снова наступила сильная жара, что тоже не способствовало скорости.
Виды все время такие.
Остановились на ночевку опять пораньше, в 3 часа дня, увидев указатель на некий кемпинг, не обозначенный на картах. Жара потому что замучила. Оказалось приятное место — большая территория при сельском доме. На радость ребенку бродят коровы, куры, свиньи. В лесу на берегу сделаны столики со скамейками и выровнены места под палатку. Шикарный туалет, правда, без горячей воды. Можно сдать аккумуляторы на зарядку — у нас впереди автономный участок, полноценной зарядки у нас хватает на 10 дней работы навигатора.
С посещаемостью кемпинга у хозяев проблемы, местный народ приезжает только попикниковать на пляж. А в кемпинге заинтересованы прежде всего туристы, но здесь их практически не бывает - дорога тупиковая, популярных достопримечательностей нет. Но нам что, мы любим, когда людей нет.
Только вот, несмотря на жару, поплавать в водохранилище нам не удалось. Вода холодная! И просто рядом находиться холодно. Кое-как ополоснулись, стуча зубами, а ребенок и вовсе не полез. А потом опять у меня стирка. Хотя здесь сухо, за ночь вещи высохнуть все равно не успевают, надо сушить уже на ходу. А развесочные места на наших велосипедах ограничены. Поэтому стирать мне приходится всегда, когда есть возможность. И стираю я только взрослые вещи, а до детских (кроме трусов, конечно) у меня неделями руки не доходят.
Отдых в тени.
Берег водохранилища. Затопили тут все вместе с деревьями, поэтому дно небезопасно.
На этом я заканчиваю эту коротую главу. На следующий день мы продолжили подниматься вверх, а вскоре у нас начались настоящие приключения - на байкпакерском треке Monkey Puzzle Trail по пути к вулкану Lonquimay. Об этом читайте в следующей главе - "Часть 15. Monkey Puzzle Trail: подъемы, пыль и жара".
Комментарии