Часть 12. Coyhaique - Puyuhuapi по Carretera Austral | ||
Выбор маршрута севернее Coyhaique - Анды или пампа? | ||
День 54. 10 марта | 55 км | По грейдеру из Coyhaique через Villa Ortega. Ночевка на ничейной полянке. |
День 55. 11 марта | 53 км | По асфальтированной Carretera Austral через Villa Maniguales плюс объезд по грунтовке. Ночевка на отмели реки Picaflor. |
День 56. 12 марта | 60 км | По асфальтированной Carretera Austral через Villa Amengual. Ночевка на берегу реки под "лопухом" |
День 57. 13 марта | 40 км |
По грунтовой Carretera Austral через перевал Quelat и спуск к заливу Puyuhuapi. Ночевка в кемпинге на берегу залива. |
День 58. 14 марта | 21 км |
Полудневка. Городок Puyuhuapi. Ночевка в городском кемпинге. |
Фотографии в полный размер в альбоме вКонтакте, начиная отсюда |
Выбор маршрута севернее Coyhaique - Анды или пампа?
Начиная с города Coyhaique, у нас закончился жестко запланированный из дома маршрут, так как появились равноценные варианты, выбирать между которыми необходимо было уже по месту. Выбор же заключался в то, чтобы ехать дальше на север по Андам (западнее) или по пампе (восточнее).
Собственно, впервые выбор между горами и пампой возникает еще у города El Chalten, где Анды становятся широкими и по ним появляется дорога. Тогда мы сделали свой выбор в сторону Анд и пограничного перехода Dos Lagunas вместо пампы и пограничного перехода Rio Mayer (об этом я писала тут). В дальнейшем мы выбирали прежде всего маленькие дорожки без машин. Иногда таковым был восточный вариант, иногда западный, но решать было не сложно.
А вот севернее Coyhaique восточный и западный вариант стали уравновешивать друг друга по своим достоинствам. И выбор стал действительно трудным. Или мы остаемся в Андах с их очень комфортной, уютной природой, высокими лесами, бирюзовыми реками, снежными пиками над головой... Но зато едем по Карретере, большой дороге с ощутимым автомобильным движением. Или же мы уходим восточнее, в пампы, на прекрасные дикие грунтовки, в полное уединение... Но прощаемся с горами и снова боремся с суровыми ветрами. Ну как тут выберешь?! Особенно же было трудно было выбирать потому, что на самом деле мне безумно хотелось всего — и еще Анд, и еще пампы, да побольше! Но даже 3 месяца похода — совсем не "резиновые", и получить всего в том объеме, в котором хотелось, было невозможно…
Выйти на дорожки по восточному краю Анд можно было в нескольких точках, при этом нужно было пересекать границу с Аргентиной. Туда ведет несколько пограничных пунктов - paso Coyhaique Alto, paso Pampa Alta, paso Rio Frio, paso Las Pampas... Некоторые из них не обозначены среди официальных пограничных переходов Чили, так как не автомобильные, однако, они работают.

Схема вариантов маршрута, которую я сделала для себя перед походом. Внизу подписан город Coyhaique. Малиновым - вариант по Андам, Carretera Austral. Синим - варианты через пампу по маленьким дорожкам (и не совсем дорожкам).
В результате этот выбор (вместе с наступающим осознанием того, что наш велопоход по Южной Америке конечен) так и висел надо мною тенью последующие дни. Я не буду описывать все драмы, которые мы пережили по этому поводу - конечно, по вине меня, как самого увлеченного и слишком эмоционального участника. Перед каждой возможностью уйти восточнее, в пампу, я сомневалась до последнего… И все же каждый раз мы неостановимо сворачивали на запад, по Андам и по Карретере Аустраль…
Почему так? Да потому, что природа южных Анд насколько прекрасна и комфортна, что оторваться от нее просто невозможно! Как бы я ни любила пампу, как бы ни хотела снова уйти в дикие просторы - всякая борьба против притяжения Анд оказалась бесполезна. Ну а потом у нас вообще появилась новая мечта, успеть выполнить которую можно было, только проехав по Карретере...
Так и получилось, что мы проехали по Carretera Austral до самого ее северного конца, и именно этой дороге будут посвящены эта и последующие главы моего отчета.
День 54. 10 марта
55 км, набор высоты 1030 м, 5 часов 20 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +2, днем до 28 градусов, солнечно
Еще несколько дней назад прогноз обещал, что сегодня будет супер-жара. Но утро было прохладным, выезжали в +2. Семь километров после Coyhaique надо было проехать по трассе. Там шел ремонт, и все время была свободная от машин полоса, так что проехали комфортно. Но вообще машин из Coyhaique на север едет немало...

Дальше есть развилка. Основная асфальтированная дорога идет из Coyhaique в Puerto Aysen – второй по величине город региона. Поток машин сворачивает туда. А прямо идет грейдер через деревню Villa Ortega. Машины туда тоже сворачивают, но намного меньше. Carretera Austral формально продолжается по грейдеру, и мы тоже выбрали его. По дороге есть небольшой перевальчик, набирать высоты надо чуть меньше 400 метров.
Оценить состояние этой дороги не могу, так как там тоже шел ремонт. Дорогу расширяли и выравнивали градиент на перевал, причем очень масштабно. Приятного мало, через это все пробираться. Тем более, что солнышко уже раскочегарилось. В перевал ползти в +20 — это жарко! На привал вообще нигде не остановишься, все перерыто. И это нам повезло, что успели до основной жары.

Excavation profunda - копали тут глубоко!
Ровнять спуск к нашему приезду уже закончили, и мы надеялись, что легко скатимся по новенькому грейдеру. Но нет, он был обычный - рыхлый и с ямами. Совсем не скоростной. Интересно, будут ли после окончания стройки улучшать на дороге покрытие, или так оставят, в обычном состоянии…
Внизу находится деревня Villa Ortega. Есть небольшой магазинчик. У нас с собой и так все было, купили только свежих булок (pan). Весь этот жаркий день мы только этими булками и питались.
После Villa Ortega трафик на дороге почти исчезает. И дорога уже не "хайвей", а нормальный грейдерок. Места вокруг тянутся все такие же, как и вокруг Coyhaique - пастбища, перелески, над ними лесистые горы, а вершины чистые, местами со снежком. Симпатично. Но надо себе напоминать, что находишься в Андах, а не в каких-нибудь мелких европейских горах :)


Дорога из Villa Ortega в основном идет вдоль реки, и мы бы очень хотели к этой реке, потому что температура в тени (но без тени) поднялась уже до 28 градусов. Это полная жесть, когда акклиматизирован к прохладе! Мы с Сашей мечтали отдыхать и помыться, а Виталик очень хотел бы поплескаться... Но везде стояли заборы. Домиков вокруг вроде как немного, но расположены они очень регулярно. Мы с Сашей не паримся насчет перелезания заборов, но только таких, где хозяева далеко. А тут еще и таблички на заборах были везде развешаны - "не входить", "частная собственность". Сурово - обычно в Патагонии табличек все-таки не вешают.

Вот такие заборы преграждали любой подход к реке. И домики всегда были где-то не очень далеко.
Так и не нашли мы приемлемого подхода к этой реке. Видели пару "кемпингов" в чьих-то дворах, но они нас не привлекли, так как там палило солнце, и они тоже не у реки. А встали на ночевку в точке, указанной на iOverlander (S45°17'04,19" W72°13'30,07"). Я уже писала про сайт iOverlander.com, куда люди заносят всякие полезные координаты, включая пригодные для ночевки в палатке места, а потом эти координаты можно легко скачать в формате gpx и залить в навигатор. Мы к этому приложению относились скептически, так как большинство точек туда заносят автомобильные туристы, у которых совсем другие представления об уюте и приватности, чем у нас. Но в этот раз точка из iOverlander нам очень пригодилась, мы ехали и на нее рассчитывали.
Там с основной дороги сворачивает грунтовка, дальше она перегорожена воротами очередной частной собственности, но перед воротами остается небольшой кусочек ничейной земли. И на нем ровная полянка, скрытая от основной дороги. Внизу течет речка, так что мы с Сашей даже смогли помыться, спустившись с обрыва по-очереди. Ребенка туда было не спустить, но он не обиделся, а с удовольствием лазал по камням на полянке.

Уютная и, главное, ничейная полянка.

Виталик ночевкой доволен

Вот такие кусты были вокруг. Стручки постоянно лопались, издавая веселые звуки.
День 55. 11 марта
53 км, набор высоты 475 м, 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +5, днем 18-23 градуса, солнечно

За ночь на палатку выпал такой слой росы, что можно было писать на нем пальчиком :)
Утром мы скатились оставшиеся 4 км до шоссе, которое пришло кругом из Puerto Aysen. Дальше на север Carretera Austral так и пойдет в основном (хотя и не целиком) асфальтированной.
Машины, которые выезжали из Coyhaique, все видимо остались в Puerto Aysen, а здесь трафик оказался очень умеренным. Обочина хорошая.
Вскоре подъехали к городку Villa Maniguales. Как обычно, там все есть и все рядом — магазины, ресторанчики, детская площадка, заправка, большой парк... Людей мало, уютно, чисто, тихо, свободно. Здесь так и хочется зависать и бездельничать! И если раньше расстояния между городками были в несколько сотен километров, то в этой части Карретеры Аустраль городки встречаются почаще.

За Villa Maniguales есть возможность с афальта ненадолго уйти — параллельно шоссе, но по другому берегу речки, идет грунтовка. Мы свернули туда. Как обычно, сначала у нас обоих возникли большие сомнения в правильности своего выбора :) Грунтовки в Чили так привлекательно выглядят на спутниковых снимках и на фотографиях, но, черт возьми, какие же они раздолбанные на самом деле! Когда сворачиваешь с асфальта и начинаешь не ехать, а ползти, сначала морально нелегко. Но потом втягиваешься - и становится нормально, грунтовка начинает приносить радость, и уже не жалеешь.



Самая типичная местная ферма. Домики из листов железа, вокруг пасется скотина.

Было жарко, и мы регулярно делали привалы у реки. Но купаться даже ребенок не решался, слишком холодна вода, текущая с ледников.
С ночевкой на этой грунтовке у нас как-то не удалось. От того места, которое на фото выше, мы уехали, надеясь найти еще. Я высмотрела на спутниковых снимках лесистые места у реки дальше, но оказалось, что лес там совершенно изнасилованный — зачем-то обрублены ветки и часть деревьев, а потом брошены на земле. И все раскатано техникой. Не пройти, палатку не поставить, очень некрасиво и вообще меня такое обращение с лесом возмущает. Я не могу этого изменить, но уж точно не хотела на это смотреть. А тянулось это безобразие вплоть до нашего возвращения на Карретеру.

На спутниковых снимках лес как лес, а в реальности вот что там из-за людей творится.
Все это было печально, мы вышли на шоссе... Но неожиданно день закончился совершенно призовой ночевкой.
Мы ехали к точке, обозначенной на iOverlander, на берегу реки Picaflor рядом с шоссе (S44°55'31,90" W72°10'07,21"). Описание этого места было очень восторженным - "Gorgeous little camp spot beside the river, perfect for cycle tourers". Но в реальности, как это у нас нередко бывало, расхваленное место нас совершенно не устроило — шоссе совсем рядом, как следствие грязно и все обкакано, неуютно. Но я прошла подальше вдоль берега - и нашла чудесную отмель, полностью укрытую от прочего мира густым лесом. Туда мы и перетащили наши велосипеды.
Вообще поиск мест для ночевке в палатке на Карретере - это настоящее приключение само по себе, требующее изобретательности и терпения. Надо ведь придумать как уйти с шоссе, а леса тут практически непроходимые с велосипедом (да и без него тоже). Зачастую при этом надо перелезать с велосипедами через забор из колючей проволоки в таком месте, где его хозяин не услышит и не увидит. Но зато места можно найти такие, что просто ах! Уединенные, красивые, экзотические и необычные, невероятно уютные и комфортные для жизни... Да нигде в мире у нас таких мест для палатки не было, а ведь мы объездили уже немало!
Так и ночевка на отмели реки Picaflor (в переводе — Колибри) была найдена совсем не сразу, но стала настоящей жемчужиной в серии наших ночевок на Карретере. Первой, но не единственной.

Мы поставили палатку прямо в сказке!
День 56. 12 марта
60 км, 830 м набора высоты, 4 часа 15 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +4, днем 17-20 градусов, солнечно
Утром наша отмель и река стали еще более волшебными, все укутанные в туман. Приведу еще несколько фотографий из этого потрясающего места.

Будем завтракать в постели вот с таким видом!


Виталику тут было где и что копать!

Мой утренний чай

Вокруг практически непроходимый лес с завалами из бамбука.


Опять к нам прилетел любопытный chucao - дружок Карретеры.
Сегодня мы весь день едем по асфальтрованной Carretera Austral. Асфальт идеально гладкий. Машин на дороге больше, чем нам бы хотелось. Но не слишком много - сказывается то, что сезон уже подходит к концу. И в целом они не мешают, ведь дорога широкая и ровная, места хватает всем. Не слишком увлекательно с точки зрения меня, любителя грунтовок. Но зато очень расслабленно. Трудности пампы остались где-то в бесконечно далеком прошлом... Здесь в долине нет ни ветерка, нежно тепло и очень тихо.
С обоих сторон от долины, по которой идет дорога, стоят горы. Долина идет на высоте всего около 200-300 мнум, а горы возвышаются на полторы-две тысячи метров. Склоны почти отвесные, где-то заросшие непроходимым лесом, где-то чистые скалы. В вышине белеют снежники и ледники, а с них текут ручьи длиннющими водопадами. Здесь Анды не похожи ни на какие другие горы, это действительно уникальные места. Но, удивительное дело, мы совершенно уже привыкли к такому обрамлению нашей жизни :)
В середине дня проезжаем очередной маленький поселочек — Villa Amengual. Так же прекрасен, как и остальные. Нас интересует детская площадка, магазинчик с булками — и возможность добыть по большой тарелке сытного супа casuela в какой-то скрытой от посторонних глаз столовке.
Я начинаю понимать, почему здесь много велотуристов... Это все реально полный расслабон среди шикарных горных видов!




Детская площадка в Villa Amengual. Сзади видна церковь с традиционной облицовкой из крашеной дранки.


По спине у меня ползет интересный жучок - Chiasognathus grantii (рогач Гранта). У мужских особей очень длинные челюсти. Они нужны для выяснения, кто достоин любви, и для того, чтобы достойный мог во время любви крепко зафиксировать самку. А вот укусить человека этими челюстями жук не может.
Вечером нас ждало традиционное приключение — поиск места для ночевки. По дороге за Villa Amengual есть несколько кемпингов, но мы хотели проехать подальше. Потом мы искали место на реке Cisnes, на iOverlander там обозначено несколько точек. Но все эти точки были автодоступными, прямо под шоссе. Так что мы понадеялись, что сами себе придумаем лучше.
На спутниковых снимках я высмотрела отмель на маленькой речке, вдоль которой дальше шла наша дорога. И не ошиблась! Отмель автонедоступная, даже просто слезть туда было непросто. От дороги формально близко, но скрыто за перегибом. Там было несколько мест, где поставить палатку. А мы нашли себе вообще шикарное — под огромным «лопухом». Называется это растение Gunnera (Giant Rhubarb), растет в южных Андах повсеместно вдоль дорог. И листья этой Гуннеры настолько огромны, что в два раза выше палатки. Можно почувствовать себя лилипутом!

Вот это листья!

Плод Гуннеры целиком в кадр не влез :)

Довольный Виталик организовал себе песочницу прямо у входа в палатку.

А вот так наш уютный мирок выглядел со стороны. Берега рек - единственное естественное место, где здесь можно ночевать, потому что лес совершенно непроходим.
День 57. 13 марта
40 км, 639 м набора высоты, трек на Strava
Погода: утром +8, днем 11-12, пасмурно, иногда дождь
Возле города Puerto Cisnes Карретера Аустраль на какое-то время снова становится грунтовой — асфальт уходит к городу, а Карретера ведет через небольшой перевальчик высотой 600 м.н.у.м. - paso Quelat.
Это место - классика влажных Анд, с очень резко рельефными горами, поднимающимися от океана сразу вверх на несколько тысяч метров, с нетронутыми вальдивианскими джунглями и ледниками, белеющими где-то ну почти над головой. Не могу я это никак описать, фотографии лучше расскажут.

Ледник в облаках и его трудно рассмотреть на фото, но он там есть, огромный, прямо перед нами.

Мимо водопада


Однако, для нас впечатление от природы подпортило обилие машин на дороге. Наверное, их не стало больше, чем было на асфальте, только вот дорога тут грунтовая и очень узкая. А значит, каждую машину надо останавливаться и пропускать. При этом край дороги сыпучий и наклонный. Один раз Саша с Виталиком в велокресле даже упал, резко сдав вбок от быстро приближающейся фуры. В общем, труда и нервов эта дорога потребовала много. И это нам еще повезло, что было сыро, иначе бы тут ко всему прочему стояла пыль столбом. Не очень-то хочется портить этими подробностями прекрасные фотографии... но у меня правдивый отчет :)
С paso Quelat дорога спускается вниз, до самого нуля. Здесь рядом находится ледник Ventisquero Colgante, на который можно полюбоваться с пешего маршрута, но погода была густо облачная, и мы не стали останавливаться там, так как все равно вряд ли увидели бы ледник. А остановились мы немного дальше - на берегу океана, точнее, его длинного узкого залива. В camping Las Toninas. Потому что морем можно наслаждаться в любую погоду! К тому же, мы вообще хотели побольше контакта с морем. Хотя формально Carretera Austral идет все время где-то недалеко от океана, выходит она к нему всего два раза - здесь, у городка Puyuhuapi, и дальше у города Chaiten. Так что лучше не торопиться от океана уезжать :)

Хороший кемпинг. К месту под палатку прилагается навес. Он очень был кстати, так как шел дождь.

Виталик очень впечатлен океанским берегом. Хотя это всего лишь узкий залив, тут соленая вода и особые птицы, особые водоросли.

На берегу залива Puyuhuapi увидели грифа. Птицы эти питаются падалью, поэтому голова лысая. Но как же достойно выглядит!

Хорошо сидит!
День 58. 14 марта (полу-дневка)
21 км, трек на Strava
Сегодняшний день у нас незапланированно вышел очень коротким. Только проехали 20 километров вдоль залива. Там идет грейдер, который наверное скоро сделают асфальтом. Но он и сейчас широкий, поэтому удобный, а не как дорога через перевал Quelat.


Залив очень узкий, и все же это Тихий океан.
А потом мыдостигли городка Puyuhuapi на конце залива - и остались там. То есть сначала мы думали, что скоро уедем… Но не смогли :) Все маленькие городки здесь уютные, но Puyuhuapi совершенно прекрасен! Он крохотный, километр по длинной стороне. Прилепился к самому концу одноименного залива. С двух сторон окружен сочно зелеными горами. Такой милый, яркий, душевный!

Картинка на остановке хорошо отражает атмосферу этого места.
В городке есть несколько кемпингов. Так как климат здесь очень дождлив, то все места под палатку — в крытых помещениях или хотя бы под навесом. Понятное дело, на голой земле. Так как дождя не было, такие места нас не привлекли. Но нам удалось найти себе маленькую полянку под открытым небом в camping Adhonai. Море было через дорогу, по которой никто все равно не ездил.

Типичный местный "кемпинг" - ангар под палатки :)

Наша полянка в camping Adhonai
Остаток этого прекрасного, хотя и не велотуристического, дня прошел в прогулках по Puyuhuapi (детская площадка тут, конечно, есть!) и прочем пассивном отдыхе. И мы не пожалели! Это волшебное место. А у меня между делом день рождения, 35 лет, так что я заслужила :)

Вид на Puyuhuapi.

На главной площади большой цветник и позитивные мозайки.

Виталик очень доволен!

Рыбачьи лодки на берегу.

Старая лодочка.
И в довершение рассказа про Puyuhuapi вставлю две утренние фотографии. Виталику очень понравилось море, и все утро он провел один на берегу. Кидал камни в туманную воду или просто сидел и смотрел. Меня всегда радует, когда я вижу, как наш ребенок не просто бегает, а учится жить своей внутренней жизнью, наблюдает, думает, мечтает...


Виталик меня даже не видит, сидит сам, внимает окружающему миру и думает о чем-то своем...
Итак, в эти дни мы в полной мере ощутили особую атмосферу северной части Carretera Austral. Здесь все (ну почти все) так комфортно и так располагает к расслабленному велосипедному отдыху! И природа, и городки по пути, и сама дорога... Совершенно не хочется напрягаться и преодолевать, а хочется бездельничать. И уехать отсюда на иные пути по доброй воле оказалось просто невозможным - до тех пор, пока сами не закончатся эти несложные километры... Поэтому и следующая глава отчета будет посвящена все ей же, великой дороге Карретера Аустраль!