километраж: 480 км, 7 ходовых дней.
участники: Костюхина Екатерина, Столяров Александр
нитка маршрута: Няндома – Каргополь – Кучепалда (нежил.) – Солза – Совза (нежил.); Чужга (нежил.) – Вожега – Харовск

В этот поход мы собирались в тяжелых личных обстоятельствах (я еще находилась в предыдущем, разваливающемсмя браке), еще и между двумя моим веломарафонами на 1000+ километров.
Выбрали для себя архангельский поезд, так как на него одного оставались билеты за неделю до выезда. В маршрут было наспех включено много всего заброшенного: местечко Совза с заброшенной колонией, бывший ядерный арсенал рядом с Няндомой, заброшенная деревня Кучепалда вокруг высохшего озера и бывшая железная дорога от Совзы. Подумать о маршруте более подробно времени у меня не было.
К сожалению, выбранные время года и погода оказались весьма неудачными - нас донимали как необычайная жара того лета, так и обилие гнуса. Что-то одно из этого проблемы не составляет, когда можно или наслаждаться теплом, или одеться от гнуса, но вот комбинация жара плюс гнус - это серьезная сложность. Лучше туда осенью ехать! Однако, места эти своеобразно интересные и заслуживают небольшого фото-отчетика.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА |
день 1. Няндома - заброшенный ядерный арсенал - Няндома - шоссе Р2 в сторону Каргополя. день 2. Каргополь - ур. Красная Ляга - дер. Кучепалда. день 3. Кучепалда - назад к бетонке Р-2 - срезка через лес - грейдер на Кречетово до дер. Дуброво день 4. Кречетово - Солза - Совза - берег оз. Воже день 5. Свидь - Чужга - Протасовская. день 6. Протасовская - группа деревень рядом с оз. Святое - Куршиевская и Огибалово - Бухара и Огарковская - р. Вожега рядом с дер. Надпорожье день 7. Надпорожье - Вожега - Харовск |
ДЕНЬ 1.
Няндома - заброшенный ядерный арсенал - Няндома - шоссе Р2 в сторону Каргополя. 97 км, в основном асфальт.
Архангельский поезд приходит в Няндому рано утром. Сонные, мы высадились, собрали велосипеды и двинули на восток по шоссе Р2 в сторону местоположения бывшего ядерного арсенала. Буквально сразу после выезда из города с шоссе направо отворачивает асфальтовая дорога, которая выходит на бетонку, соединяющую военный городок Каргополь-2 и заброшенный ядерный арсенал.

платформа в Няндоме

бетонка к арсеналу. не то чтоб в идеальном состоянии, но выглядит очень внушительно.

мозаика по дороге
Подъезжая к бывшему Няндомскому ядерному арсеналу, мы первым делом мы завернули в место, указанное в викимапии как "телефонка - большой бункер" (N61°38'30,00" E40°20'29,00"). Побродили там - ничего существенного не нашли. Может, плохо искали, так как следы того что там что-то было, явственные.
Следующей точкой была вертолетная площадка (N61°38'46,00" E40°21'30,00") - она действительно обнаружилась. Покатались по ней туда-сюда, это просто небольшое пространство, выложенное бетонными плитами. Потом проехали мимо того, что раньше было местом квартирования батальона, а теперь - няндомский детский дом (N61°38'39,25" E40°22'15,70"). Все обнесено забором. Потом зарулили к некому цеху (N61°39'08,20" E40°22'42,06"), который на википамии не обозначен. Здание сильно разрушено, однако, на стенах сохранились таблички с номерами рабочих мест.

катаюсь по вертолетной площадке

цех, вид снаружи

цех, вид внутри


еще что-то такое
Основным же пунктом нашего интереса был большой бункер в точке N61°38'59,34" E40°23'18,64". Не знаю, насколько он там единственный, но место весьма масштабное. У него несколько выходов, есть где побродить. Расположено это все на двух этажах, а третий, нижний, затоплен. Имеются широкие коридоры и просторные залы с остатками узкоколейных рельс на полу. Тут можно гулять по темным коридорам, осмотреть всякие таблички и системы, послушать как капли падают. Или, по желанию, попинать что-нибудь железное - эхо тут громкое!

вход в основной бункер сейчас в таком вот виде

Сейчас пойдем в темноту.


зал

капельки воды в воздухе

уходящие в темноту рельсы

везде вода

не стой под грузом

шахта, идущая сразу через два этажа - возможно, для подъемного крана

лестница наверх

фрагмент системы вентиляции

просто бочка в луже

таблица сигналов "обвал"

потолок

рычаги для регулировки всего

Полазав вволю по бункерам, мы поставили палатку и залегли немного поспать, так как после поезда и раннего подъема ехать никуда не хотелось. А проснувшись и собравшись, вернулись назад в Няндому. Это обычный провинциальный городок, но ехали мы через него километров 6, даже устали.
Выехав наконец из Няндомы, покатили по шоссе Р2 в сторону Каргополя. Асфальт на 2011 год для Архангельской области был в прекрасном состоянии, а трафик незначителен. Сначала местность была более холмистая и с полями, встречались деревеньки, а потом вдоль дороги пошел сплошной лес почти без просветов.
На ночевку мы остановились, немного не доезжая Каргополя, в поле - там гнуса было поменьше. Воды набрали еще днем, заранее, так как по опыту я уже знала, что летом в Архангельской области могут быть большие проблемы с водой.

Няндома

выезд из Няндомы

палатка в поле
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА |
день 1. Няндома - заброшенный ядерный арсенал - Няндома - шоссе Р2 в сторону Каргополя. день 2. Каргополь - ур. Красная Ляга - дер. Кучепалда. день 3. Кучепалда - назад к бетонке Р-2 - срезка через лес - грейдер на Кречетово до дер. Дуброво день 4. Кречетово - Солза - Совза - берег оз. Воже день 5. Свидь - Чужга - Протасовская. день 6. Протасовская - группа деревень рядом с оз. Святое - Куршиевская и Огибалово - Бухара и Огарковская - р. Вожега рядом с дер. Надпорожье день 7. Надпорожье - Вожега - Харовск |