Содержание | ||
День 15. 14 мая | 70 | Звонец - Акулово - Неболчи - Водогон - Тальцы - ночевка на реке Колпина |
День 16. 15 мая | 80 | Петровское - Бугогощь - Пчевжа - Кириши - ночевка в лесополосе |
День 17. 16 мая | 68 | садоводства - Смердыня - Рамцы - Костуя - ночевка в лесу возле Шапки |
День 18. 17 мая | 66 | Тосно - Новолисино - Форносово - Павловск |
Вернуться к общей части отчета |
День 15. 14 мая. 70 км.
Утром мы вышли на дорогу, ведущую со станции Теребутинец. Но все равно во многом шли по ней пешком, так как дорога была очень рыхлой, и колеса проваливались. Вскоре, в деревне Звонец, мы вышли уже на другую дорогу, немного более крупную, и поехали в Неболчи. Там мы нормально ехали, хотя качество дороги чередовалось - то рыхлое, то нормальное, то смешанное.
Места вот там красивые - холмистые. Глядя на эту красоту, я даже простила вчерашнюю лесовозку (день 14). Если бы мы не пробрались по ней, то вряд ли бы оказались в этих краях, в стороне от основных направлений. А перлись бы по знакомой нам унылой дороге Любытино-Неболчи через частично вырубленный, частично заболоченный лес. Так что не зря мы терпели грязищу.
Это очень рыхлая дорога. Через несколько метров нам придется уже идти пешком - колеса увязают.
Дом в деревне Русовщина. Самая-самая классика здешнего архитектурного жанра. Три окна, веранда с узорчатыми рамами, кружевные белые занавески... Все мои детские летние каникулы проходили в деревне в Устюженском районе, и ровно такой же дом был у моей двоюродной бабушки, к которой мы ходили в гости...
Дорога вьется по холмам. Красота же!
Середина мая, а лес все еще стоит без листвы.
Виталик едет в чехле, так как солнце регулярно сменялось ливнями из мокрого снега. Фотография выглядит почти летней, но на самом деле на улице плюс один, и в основном так оно эти дни и было.
Нашли одинокий строчок. Рвать не стали.
Рядом в траве алели красные чашечки весеннего гриба саркосцифа. Уже хорошенько погрызенные лесными жителями.
Деревня Львово. Качество дороги заметно на фотографии - местами потверже, а местами зыбкая грязь.
Ближе к Неболчи дорога превращается из грейдера в асфальт. Дальше на Будогощь тоже продолжается снова грейдер. Машин очень мало. Рядом вьется речка Мда.
Вот такие цветные глины выступили на поверхность благодаря ручейку рядом с Неболчами. Подобные картины, только намного большим масштабом, мы когда-то видели в Восточном Казахстане (мой отчет). Ведь в степи нет деревьев и намного сильнее эрозия. А у нас все разноцветье спрятано под сенью лесов или травы.
Иногда Мда совсем рядом. Хорошая речка, в песчаных берегах, как и все в этих краях.
Очередная снежная туча на горизонте. И снова надо одеваться от воды, а потом раздеваться. Хотя на улице всего пять градусов тепла, нам жарко ехать в мембранных куртках, когда не льет.
Через 11 километров после Неболчи - развилка. На Будогощь ведет на удивление много дорог. Две основные дороги - одна с севера, другая с юга от железной дороги. Ту, которая с севера, тоже можно поехать двумя путями, через Заполье или через Тальцы. Я не возьмусь сказать, где лучше, а мы поехали просто по тому пути, по которому еще не ездили - через Тальцы.
Дорога была в хорошем состоянии - не слишком мокрая и не слишком сухая, так что катило очень комфортно. А вот в засуху или в сильный дождь там, возможно, будет очень рыхло. Трафик нулевой. Зато следов медведей - множество, и больших, и маленьких, разной давности. Медведи не дураки, зачем вдоль дороги по кустам ломиться, если можно по дороге идти :) Ну а мы очень желаем этому медвежьему семейству благополучия и избегания охотников (ух, как же я ненавижу этих убийц...).
После Тальцов дорога идет вдоль реки Колпинка. На ней мы и остались на ночь. С выбором места очень повезло - мы тыкнулись на удачу, а попали в красивейшее место с обрывами. Наверное, самая красивая речная ночевка на нашем пути получилась! Но велосипеды Саше пришлось потаскать, чтобы туда добраться :)
Мы в восторге от этого места!
День 16. 15 мая. 80 км.
Утром Виталик заканчивает полное перекапывание песчаной косы :)
Из речной долины таскали вещи на обрыв челноком.
С утра двинулись дальше в сторону Будогощи. Дорога все грейдер, среднего качества. Хорошие места, очень дикие. Нередко дорога подходит близко к реке Пчёвжа, куда впадает и полюбившаяся нам Колпинка. Все речки тут похожие, с хорошими высокими берегами.
Река Пчёвжа.
Сяду на пенек, съем пирожок.
Заросли бурых побегов хвоща полевого - частая картина в этих местах весной.
На этой дороге мы попрощались с Новгородской областью. Долго мы по ней катались и хорошо, но пора уже было домой...
Прощай, Новгородская область! Спасибо тебе за прекрасные две недели!
Ленинградская область встретила нас сразу возросшим трафиком. Чем ближе к Будогощи - тем больше на дороге машин. Первый грейдер с трафиком на нашем пути! Но дальше еще хуже. Дело в том, что из Будогощи дальше к Петербургу ведет ровно две дороги - очень загруженное шоссе в Кириши или тоже крупное шоссе в Чудово, которое потом вообще упирается в огромную трассу М-10. Связано это с тем, что нужно пересечь Волхов - очень широкую реку, мостов через которую всего несколько.
Так что альтернатив Киришам нет. Пришлось нам 30 километров пробираться по грунтовой обочине мрачного шоссе. Про то, чтобы ехать по асфальту, даже речи не шло - машин слишком много, с ребенком это совсем опасно. Обочина, к счастью, там нормальная, катит не хуже средненького грейдера. Но мимо нас сплошным потоком неслись машины. Ну никак не пойму, что не так с Ленинградской областью? В Новгородской на дорогах было спокойно, ну ехали люди иногда по своим делам. А у нас в Ленобласти автомобильный ад какой-то. Огромные садоводства - это понятно, но почему люди ездят на машинах туда-сюда, вместо того, чтобы отдыхать и гулять там, куда приехали?
Этот участок пути был бы совсем безрадостным, если бы не удивительная встреча: на ветке над дорогой я увидела сову!! Вообще первый раз в жизни, раньше только на картинках видела. Сова была совершенно спокойна, дала себя порассматривать и пофотографировать.
И как-то эта встреча расставила в душе акценты. Подумать только: по дороге мимо нее проезжали сотни машин. Но сову увидели только мы, тихие велосипедисты с ребенком, ползущие по обочине...
Сова смотрит на суету мира.
Вот так мы ехали.
Наконец, мы добрались до Киришей. Городок уютный, зеленый, с широкими тротуарами. Ехать там комфортно. Мечталось, правда, еще и зайти перекусить в быстрое питание... Но карантин, так что KFC работал только из окошка, к которому выстроилась огромная очередь машин - не вариант.
Потом пересекли по мосту Волхов. Там есть узкий, но все же тротуар. А над Волховом тем временем собиралась огромная, темно-синяя, дышащая льдом туча... Мы смотрели на нее с ужасом :)
Вид на железнодорожный мост через Волхов.
Мы успели пересечь мост и уйти с трассы на полевую дорогу. И тут на нас ливануло мощным душем из воды, перемешанной со льдом и снегом. Учитывая, что и так было всего плюс четыре на улице - очень холодно! А дело было уже совсем к вечеру, надо было искать ночевку... Довольно деморализующие условия! Но у нас очень надежный папа, поэтому пока мама тупо пищала от холода и просила дождь прекратиться, он побегал вокруг и нашел для семьи уютную и, главное, не залитую водой полянку в лесополосе. Дрожащими руками мы поставили палатку и загрузились внутрь. Бррр! Кажется, это был самый холодный момент всего похода!
А на берегу Волхова к югу от киришского моста не поночуешь - берега все обширно заболочены. Впрочем, берег Волхова вообще мало где негостеприимен. А наша ночевка была рядом с речкой Посолка, которая течет тут параллельно Волхову. Но подходы к ней были залиты водой, так что мы ее не увидели.
Заходим на ночевку в лесок.
День 17. 16 мая. 68 км.
Утром мы еще проехали по полям, частично прошли. Ключевым моментом этого участка был мост из труб через еще одну речку.
Хорошая дорожка, но была бы тупиковой, если бы не "мост".
Потом все равно пришлось выйти на обочину все той же трассы и проехать по ней еще 6 километров. Дальше направо уходит дорога на Посадников Остров (платформа 55-й км), и мы собирались сворачивать туда. Но оказалось, что автомобильное движение по ней точно такое же, как по самой трассе - все перлись в большие садоводства, расположенные в этих местах. Так что мы свернули позже, по отдельной дороге, которая вела только к части садоводств. Там машин было поменьше.
В самом садоводстве дороги просто ужасно разбитые - что круговая дорога, что внутренние дорожки. Это, наверное, неплохо в том смысле, что машины не гоняют... Но меня аж затошнило от тряски. Виталика в кресле тоже сильно трясло.
Эта дорога никак не справляется с тем огромным количеством машин, которые по ней едут. Ямы большие и глубокие, не объедешь.
Еле живые, мы доползли до конца садоводства и по моей просьбе присели перекусить, отойдя в лесок в сторону от дороги. Садоводство и правда оказалось гадким - нас заметили проходящие мимо бабки и начали орать, что посещение лесов запрещено и чтобы мы выходили на дорогу. Коронавирус как будто дал моральное право одним людям докапываться до других. Но я так уже обозлилась от этого всего автомобильного ада, что сама начала на них орать куда громче, и они тут же отвалили. Но Виталика все равно успели напугать, сволочи такие.
Из садоводств мы наконец вышли на грейдер, ведущий в тупик. Сначала по нему было какое-то движение, потом мы проехали гнездо лесовозов, а дальше пошла идеальная грунтовка. Ровно посередине, на границе районов, эта дорога очень удачно прерывается полутора километрами не совсем дороги. Пройти их с велосипедом не составляет никакого труда, а вот сквозной трафик этот участок пресекает. С другой стороны дорога снова становится самого прекрасного вида.
Лесовозы тут сворачивают налево, а нам прямо.
Идеально!!
Болотистая красота.
Вот примерно такая пешка. Все лужи можно было спокойно обойти, при том, что вообще-то не было сухо.
И снова идеально. А Саша с Виталиком рассматривают медвежьи следы.
Далее дорога продолжается на запад к деревне Смердыня. Там можно свернуть на Трубников Бор и далее к Новгородской ветке железной дороги, но нам туда было не надо, мы там поход начинали. А прямо мы поехали до шоссе Любань - Шапки. Вся дорога была очень пустынна и вообще совершенно прекрасна, особенно после всего того, по чему мы пробирались через Ленобласть. Хорошо, что мы знали про эту дорогу и целенаправленно сюда стремились! Она определенно уравновешивает трудности дороги через Кириши.
Просто очень хорошая дорога.
Шоссе Любань - Шапки тоже нас порадовало. Как-то так оно идет косо, что машины туда не едут. При этом идеальный асфальт. Это было очень кстати, так как налетел очередной длительный дождь со снегом, а Виталик под стук капель быстро засыпает - и по асфальту его везти спящим намного удобнее, чем по грунту.
А еще по дороге есть красивый старинный парк бывшей усадьбы Попрудка и старая церковь возле деревни Пельгора.
Новая туча впереди. А слева видны красивые старые деревья бывшего парка.
Виталик уснул. Капающие на лицо мокрые снежинки его не смущают.
Церковь в Пельгоре.
На ночь мы остановились в лесу недалеко от поселка Шапки. Там рядом есть бывшие (а также действующие) песчаные карьеры, очень популярные летом у любителей пошашлычить и искупаться рядом со своей машиной. В этот раз машин там не было, погода не та, но само место очень открытое, а посещение лесов как бы запрещено... В общем, мы предпочли просто спрятаться с палаткой среди елей. Тем более, что еловый лес там знатный!
Еще и дождь со снегом очень вовремя перестал, чтобы мы смогли спокойно устроиться на ночь... А потом полил по новой - но мы уже были в уютном тепле палатки :)
Виталик разлегся на мягком ковре из сфагнума.
Шикарные елки!
Семейное фото у палатки: последняя, семнадцатая, ночевка этого похода!
Вечернее чтение. Хотя была еще совсем не ночь, тучи собрались над нами такие мощные, что стемнело. И опять зашуршали по палатке капли со льдинками...
День 18. 17 мая. 66 км.
(Для отчета я нарисовала трек не до нашего лично дома, а до вокзала Павловска)
Мама, я пошел! - радостный момент, когда ребенок утром одет и отправлен на улицу :)
Это последний день нашего похода "вокруг дома". Прямым ходом - домой. Ведь следующий день у Саши уже рабочий.
Честно скажу, ощущения были очень яркие и необычные! Мы проехали на велосипедах тысячу с лишним километров - и вот, как-то очень вдруг, хотя и по плану, дом оказался совсем рядом.
Когда заканчиваешь поход на какой-нибудь станции или у какого-нибудь аэропорта где-то далеко от дома, то конечно, тоже переживаешь завершение длинного маршрута. Но оно ощущается только как конец трека на навигаторе, что довольно абстрактно и сложно прочувствовать в деталях. А вот рядом с домом все места знакомые, закрепленные не просто в навигаторе, а во внутренней карте. И поэтому именно финиш домой позволяет распробовать на вкус неуловимую границу между "далеко" и "близко". Это очень увлекательно!
На шоссейных марафонах у нас не раз бывало, что проехал 200, 300, 400 или даже 600 километров за выходные - и возвращаешься после такого длинного пути домой. Но это другое - все слишком быстро, да и усталость к концу сильная, так что только торопишься скорее финишировать, и совсем не до того, чтобы неспеша смаковать расстояния.
В общем, у нас первый раз такой опыт с финишем похода домой - и он очень впечатляющий! Выезжать в большой велопоход прямо из дома - это весьма круто, но возвращаться - это прямо "вау"! Представляю, какие запредельные чувства были бы, если бы поход был длиннее... Но отпуск у нас ограничен, и мы должны были вернуться домой.
Это все эмоции, так что напишу теперь конкретнее про дороги.
Шоссе Шапки - Тосно неприятное, машин там много, но приемлемой альтернативы без огребания по лесам мы не знаем. В самом Тосно мы сразу свернули по боковой дорожке вдоль садоводств, а железную дорогу перелезли по пешеходному мосту возле платформы Тосно-2. Так город почти целиком минуешь.
На мост надо затащить велики, но оно того стоит.
Депо, вид с пешеходного моста.
Потом немного по обочине вдоль трассы, и сворачиваем на Еглизи. Машин на трассе очень много, хотя это всего лишь дорога из Тосно, а основной поток транспорта идет по объездной. Перебежать тут бывает непросто! Но нам повезло быстро дождаться пробела.
А дальше дорога через Еглизи в целом довольно спокойная, так как ее дублирует трасса А-120. В начале машин побольше, но все водители нас нормально объезжали, а потом вообще весьма тихо для асфальтовой дороги недалеко от Петербурга.
На большое шоссе выходим в Поги, и дальше весь путь идет уже по обочине (ненадолго прервавшись на велодорожку возле Форносово). Здесь обочина плохая, вязкая. Но ничего не поделаешь - поток машин на шоссе большой, с ребенком на асфальт вылезать рискованно. С шоссе сворачиваем в Аннолово, потом через плотину на реке Ижора, по садоводствам, по тротуарам... здесь все у нас уже выверено до идеала.
В целом могу сказать, что этот способ добраться до Петербурга получился очень даже неплох - учитывая реалии пригородов мегаполиса. Как и другой путь, через Радофинниково, по которому мы начинали наш поход (отчет: первая глава). Ну а из/в сам Павловск при желании можно доехать целиком велодорожками и тротуарами до/от Петербурга.
Коттеджные поселки растут в полях вокруг Павловска с каждым годом... Бесконечно унылые, окруженные мрачными, заросшими борщевиком полями. Сюда можно только приехать на машине и сидеть за своим высоким забором, не высовывая носа. Потому что высовывать нос в общем-то некуда.
На плотине через Ижору. Здесь мы делали первый привал этого велопохода, здесь же сделали и последний.
И еще одно фото возле замка Бип - мы уже почти дома.
В итоге, опыт "самоизоляционного" велопохода от дома до дома получился для нас оченьи очень интересным. Хотя при прочих равных мы отправились бы в совсем другой поход, на самолете, в горы, мы ни капельки не пожалели о том, что коронавирус изменил наши планы. Для нас ведь главное - чтобы был поход :) И он был.
И вообще, Новгородская область на майские праздники просто прекрасна! Свободно и просторно, много пустых безопасных дорог, замечательная природа, пока не вылетели комары, цветы везде. И птицы поют потрясающе! Погода, правда, в начале мая очень разнообразна, может быть и почти жара, а может и снег, и морозец, ну и, само собой разумеется, дожди. Но это разнообразие, на наш взгляд, только добавляет увлекательности походу.
Кстати, еще и финансовые расходы на поход просто никакие, если стартовать вот так, сразу на велосипедах из дома - только на скромную походную пищу. И отпуск экономится, когда не надо тратить времени на дорогу, можно максимально потратить его именно на поход. В этот раз к майским праздникам мы приплюсовали всего неделю отпуска и три дня отгула - и получили аж 18 полностью походно-ходовых дней!
И маршрут нам понравился, хороший и доступный для жителей Петербурга. Все я в отчете подробно описала, трек для скачивания - в общей части отчета. Если есть желание повторить в чем-то - пользуйтесь на здоровье, учитывая мои комментарии.
ЗЫ. На этом мы завершили огромный период нашей походной жизни - велопоходов с ребенком в велокресле и/или велоприцепе. За 3.5 года мы проехали с ним за спиной тысячи километров... Это было хорошо! Но вот Виталик вырос. И научился ходить сам пешком. И стало тоже очень хорошо, теперь по-другому. Так что наш следующий двухнедельный поход был уже пешеходным - по горам Кавказа ("Пеший поход по Кавказу с ребенком. Октябрь 2020").