Содержание | ||
День 9. 8 мая | 60 км |
Мамоновщина - Вотолино - Острешно - Истошно - ночевка у озера Велье |
День 10. 9 мая | 60 км |
вдоль западного берега озера Велье - Ивантеево - Валдай - ночевка у безымянного ручья |
День 11. 10 мая | 80 км | Ужин - Угловка - Боровичи - ночевка на реке Каменка |
Вернуться к общей части отчета |
День 9. 8 мая. 60 км.
Утром мы с Виталиком долго рассматривали обитателей нашего озерца, которые собрались в нагретой теплым солнышком воде. Видели много улиток, жуков, большое впечатление на Виталика произвел водяной скорпион (мало опасное животное, несмотря на грозное название). А вот головастиков не было - в этом году лягушек мало.
Водяной скорпион имеет "хвостик" сзади. Но не чтобы жалить, а чтобы дышать!
Сегодня нам предстоял очень приятный участок пути по грунтовым дорожкам мимо деревни Мамоновщина и Вотолино. Эта дорожка идет вдоль границы Новгородской области, и здесь места очень глухие. Настолько, что на дороге было куда больше свежих следов животных (кабанов, лосей и медвежьих), чем следов машин (всего один).
Кстати, здесь можно не поворачивать на Мамоновщину и выехать в Тверскую область, на озеро Селигер - это распространенный маршрут у велотуристов. Но мы, во-первых, хотели ограничиться именно Новгородской областью (и ее-то далеко не всю успели объехать за две недели!), а во-вторых, совсем не рвались к запопсованному Селигеру. И правильно делали.
А вот наш темп по сравнению с предыдущими днями на этой дороге замедлился: появился рельеф! До этого мы все ехали по Приильменской низменности, очень ровной. А теперь, на востоке Новгородской области - забрались на краешек Валдайской возвышенности. И тут пошли ощутимые с непривычки холмы. Впрочем, если учесть, что только ребенок плюс его кресло на сашином велосипеде весили 25 килограмм, то дело не только в непривычке - груз серьезный!
Дорога Молвотицы - Мамоновщина.
228 метров - это серьезная высота, после того как много дней выше сотни не бывал :)
После Мамоновщины пошла совсем небольшая грунтовка. По ней мы выехали из Марёвского района и въехали в Демянский.
Идеальная дорога для велотуриста выглядит так!
Следы на дороге.
Виталик примеряется к медвежьей лапе. Этот медведь был явно некрупным!
Бобровых плотин и хаток по пути множество. Именно бобры - законодатели мод местных лесов!
Бывшая деревня Палагино - заброшенный дом и вездесущая лесозаготовка.
Даже не представляю историю этого здания, стоящего сейчас в бывшем Палагино среди полей с борщевиком.
Деревня Соболево. Дорожка песчаная - хорошо, что она не полностью сухая, а то бы пошли тут пешком!
Птицы возвращаются с юга домой!
Ближе к Вотолино места становятся более населенными. Перед ним - заброшенный асфальтовый завод, где Саша объяснял ребенку, как делается асфальт.
Само Вотолино очень интересное - здесь много старых кирпичных домов. Очень красивые!
Кирпичный домик плюс очень традиционная веранда.
Из Вотолино мы поехали по дороге, которая то грунтовке, то старая бетонка, на Истошно. Отличная дорожка!
На выезде из Вотолино.
В этом районе много озер. Но не уверена, что в них можно купаться и даже набрать воды - все берега подболоченные, заросшие травой. Так что только смотреть.
Лесная бетонка.
Ползуны - это про нас!
После пересечения шоссе из Демянска, мы двинулись по грейдеру вдоль западного края озера Велье. Но здесь уже начался Валдайский национальный парк - и все стоянки у озера Велье оказались платные. Мы не против платных стоянок, если там при этом убирают мусор, но звонить куда-либо в условиях запрета на посещение лесов не решились. А ну как все равно нельзя, а себя выдадим. Тем более, что мы не отдыхать на озере приехали, а просто поспать в палатке и крутить педали дальше. Так что мы тихо поставили палатку просто в лесу, укрывшись от свидетелей, среди елок. И не оставляя после себя никаких следов, конечно.
День 10. 9 мая. 60 км
Утром мы двинулись дальше по грейдеру вдоль западного края озера Велье по направлению к городу Валдай. Надо сказать, это оказался худший по качеству грейдер на всем нашем прошедшем пути! Хотя, конечно, бывают куда хуже, а тут мы ехали нормально, но неприятно.
Машин сначала было мало, но потом пошли поселки, и движение на дороге усилилось. И это я пишу про тот момент, когда Москва была во многом закрыта карантином. А в обычные времена да летом тут наверное совсем печально, ямы, машины и пыль. Так что это был тот случай, когда я была рада тому, что начался асфальт (если не ошибаюсь, это произошло где-то в районе Ивантеево). Мы хотя бы поехали по нему быстро.
Поселки вокруг очень "современные": в основном железные заборы и уродливые современные "коттеджи" за ними. Есть и мажорные, где заборы из камня, но это ничего не меняет. Очевидно, озеро Велье очень популярно как место для дач, и новое строительство в Валдайском парке не запрещено. Так что после глуши, где мы были до этого - конкретно неприятно.
С другой стороны, на этой дороге вдоль Велье можно всласть любоваться на валдайские елки. Здесь, на Валдайской возвышенности, очень много елок. Так как вырубок в парке нет, елки огромные, зеленые, разлапистые! Очень красивые! А ведь мы девять дней ехали почти исключительно по лиственным или в основном лиственным лесам. Так что в этом смысле были в полной мере подготовлены к тому, чтобы оценить елки Валдая! Хотя, по идее, елки не только вдоль этой дороги растут, а вообще тут везде. Так что в целом когда-либо возвращаться на эту дорогу у нас нет никакого желания. Но это вопрос личных предпочтений, конечно, она очень популярна среди велотуристов.
Плюс дороги вдоль Велье
Минус дороги вдоль Велье.
День был очень теплый, и мы (на десятый-то день пути!) очень мечтали искупаться. Но хотя мы сначала ехали вдоль большого озера, а потом вдоль многих небольших, места для купания нам найти не удалось. Берега озер как-то очень негостеприимны, подболочены, все или в кустах, или в домиках... Я даже задумалась: люди тут строят себе так активно дачи - озера потому что рядом. Но по факту, кроме тех, кто себе сделал дом на берегу с личной набережной (что противозаконно), остальные на эти озера только смотрят. Общественно-доступных мест для купания мы не видели. Единственное, где удалось подойти к озеру, была поляна в деревне Короцко. Но там прямо у дороги, и, конечно, в этом уникальном месте сидели другие отдыхающие, а у нас купальников нет.
Озеро Короцкое
Через город Валдай мы проехали насквозь. Только заглянули по пути на береговую улицу, откуда красиво смотрится Иверский монастарь, расположенный на полуострове в озере Валдай как раз напротив города.
Иверский монастырь, фото на большом зуме.
После Валдая наш путь лежат снова по шоссе, дальше на север. Но в этот вечер мы далеко уезжать не стали, уж очень утомительный был день. И когда увидели заросшую дорожку в хороший лес, пошли по ней и остались на ночь на берегу разлившегося бобриного затопления. Автомобильного подъезда туда нет, все перекопано. Мусора и кострищ тоже нет. Удивительно тихое и уютное место совсем недалеко от "большой населенки". Только следы военных укрытий видны, видимо, со времен второй мировой.
Так что мы поставили палатку среди валдайских елей возле разлившейся воды и прекрасно отдохнули после жары, населенки и загруженных дорог в замечательном лесу.
Идем по заваленной стволами дороге. Въезд перекопан. И хорошо!
Засохший из-за подтопления лес.
День 11. 10 мая. 80 км
Фото нашей стоянки утром: как всегда, никаких следов после себя не оставляем. В Валдайском национальном парке мы ночевали дикарями с чистой совестью!
Утром мы покатили дальше на велосипедах по асфальту на север. Движение было куда меньше, чем вчера, когда мы приближались к городу Валдай с юга, так что ехать было комфортно. Возможно, это связано с тем, что это не единственная дорога на Валдай с севера, а есть еще крупное одно шоссе восточнее. Ну а как повлиял карантин, этого уж не знаю.
Проехали озера Ужин и Голова. Рядом с ними, чуть в стороне (но не пропустишь), расположен родник Текунок. Он освящен, сделана часовня и купальня, мы к этому равнодушны. Но я очень советую не проезжать его мимо, а залить там водой все имеющиеся емкости! Вода очень вкусная! Наверное, самая вкусная из всех рек, ручьев и источников, которые мне приходилось пробовать за последние месяцы. И даже проболтавшись у нас в бутылках еще сутки, она сохраняла свою необычную свежесть.
Озеро Голова
Часовня, купальня и все такое.
Доехали до развилки - направо на Окуловку, налево на Угловку. На Окуловку дорога еще долго продолжается через Валдайский парк, это сначала грейдер, позже асфальт. Мы там уже были. Поэтому повернули по основной дороге - на Угловку. Идеальный асфальт. Машин было совсем немного, и ехали мы легко. Вокруг глаз радовали все те же прекрасные валдайские елки. И жилья тут мало, а если есть, то совсем не такое как вдоль озеро Велье, так что ехать было действительно приятно.
Въезжаем в Окуловский район.
Хотя из Валдайского парка мы выехали, нас продолжали радовать типично валдайские пейзажи. Таких вот запруженных бобрами ручьев с засохшими стволами мы видели очень много!
Стена елок, выстроившаяся вдоль заливных лугов.
В Угловке мы пересекли платную трассу на Москву. Она была почти пустая, как и бесплатная в Валдае. Карантин же. Самое лучшее мы выбрали время для велопохода с ребенком в этом направлении!
Дальше из Угловки шоссе ведут в Окуловку и на Боровичи. Изначально мы собирались ехать на Окуловку, а оттуда в Любытино. Малую Вишеру, которая была официально закрыта для посещения, мы объезжали в любом случае. Не потому, что сильно боялись быть остановленными, а потому что не хотелось нервировать своим свободным видом и без того нервированных людей, у многих из которых возникли проблемы из-за внезапных карантинных мер.
Но в результате решили поехать вообще в Боровичи, немного удлиннив наш маршрут назад к Петербургу. Планы в этом походе мы так и придумывали на ходу, подстраиваясь под остающееся у нас время отпуска.
Шоссе на Боровичи было немного более загруженным, чем предыдущее, но тоже очень даже ничего. По нему мы легко и быстро докрутили педали до самих Боровичей.
Теперь уже Боровичский район. Двигаться по асфальту быстро!
Количество идеально асфальтированных дорог в Новгородской области потрясло нас. Ведь еще совсем недавно дороги Новгородчины были одними из самых разбитых. А теперь тут идеальное место для шоссейных бреветов. Жаль, от Петербурга сюда далековато.
Боровичи - довольно большой городок с развитой промышленностью. Въезд в город с юга, со стороны комбината огнеупоров, весьма напряженный. Движение сильное, в том числе тяжелой техники, тротуара нет. При первой возможности (которая появилась далеко не сразу) мы ушли на маленькие улочки. Которые прыгают по очень крутым горкам :)
А вот в центре город очень уютный, много старых домов, река Мста вьется. В другое время мы бы обязательно зашли куда-нибудь покушать (после 10 дней готовки на горелке с минимумом посещения магазинов очень тянет разнообразить питание!), тем более места знаем, но в этот раз честно проехали город мимо, даже не глядя, работают кафешки или нет.
Достопримечательность Боровичей - стальной арочный мост Белелюбского через Мсту. Был спроектирован и построен в самом начале 20-го века, став потом образцом мосто-строения. Сейчас он чисто пешеходный.
Стальное кружево - и функционально, и красиво!
Выехали из города мы очень правильно, через гаражи и дальше по второстепенному шоссе. Только что был в городе - и сразу уже в полях на пустой дороге.
Выезд через гаражи.
Прекрасная дорожка!
На ночь мы остановились недалеко за Боровичами, на речке Каменка, вдоль которой шла наша дорога. Спуститься туда непросто - крутой обрыв. Но Саша был готов потаскать велосипеды ради уединенной (это для него самое важное) и красивой (это для меня самое важное) ночевки с семьей. Спускаешься вниз - и как будто оказываешься в отдельном мире, от всего отгороженном высокими холмами. Речка журчит, цветы - просто рай! Еще помылись тут наконец-то, вещи постирали, а то все или было холодно, или не было удобной воды рядом.
Ну а нам, наверное, больше всего эта речка запомнилась огромным количество улиток. Столько улиток мы не видели нигде! Едва поставили палатку, как улитки начали ползать по ней. На все вещи тут же заползали улитки. И даже внутри палатки мы нашли одну улитку, несмотря на то, что все вещи и одежда в стандартном порядке осматривалась нами от клещей (нашли одного на пакете с едой). А утром, упаковывая палатку, мне пришлось снять с нее целых тридцать улиток! И несколько слизней.
Река Каменка.
Ветреница лютиковая.
Счастливый песко-копатель.
Улитки оккупировали верхнюю дугу палатки!
Если улитку посадить на руку, она будет щекотать кожу своим ртом-скребочком.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ