Километраж: 91+92+96 км.
Набор высоты: 2500 м
трек можно посмотреть на gpsies
День 1 | 91 км | Ст. Кедрозеро – разв. Кавгора – дер. Ригосельга и др. – Тивдия – Гирвас – ночевка на оз. Пальеозеро |
День 2 | 92 км | мост через р. Семча – дер. Линдозеро – мост через р. Суна – мост через протоку озер Черанга и Мюрюс - дер. Фоминнаволок (оз. Ватчелское) – ночевка на оз. Вендюрское |
День 3 | 96 км | Пос. Нелгомозеро – ур. Речка – Чална - Петрозаводск |
ДЕНЬ 1
Ст. Кедрозеро – разв. Кавгора – дер. Ригосельга и др. – Тивдия – Гирвас – ночевка на оз. Пальеозеро
Расстояние 91 км, набор высоты 882 м.
Погода теплая, солнечная.
Приехали мы в Петрозаводск ночным поездом из СПб в пятницу, с интервалом в час пересели на электричку на Медвежьегорск и в начале одиннадцатого высадились на станции Кедрозеро.
станция Кедрозеро
Прямо от станции начинается усовершенствованная лесовозная дорога на северо-запад, идущая согласно карте генштаба. Собственно, все дороги в этих местах построены для лесовозных нужд. Внешняя приятность зависит от того, сколько лет дороге. Непосредственно вдоль магистральных дорог, по которым я прокладывала маршрут, вырубок не так уж много, в основном вокруг лес, разве что мелкий. Но на участке от Кедрозера вырубки идут сейчас активно, так что иногда мы проезжали лесовозы и вагончики рабочих.
Через 15 км после станции, возле озер Сяргозера, мы свернули на менее усовершенствованную (местами с камнями и лужами) и более пустынную дорогу на бывшую деревню Кавгора.
лужа по дороге на Кавгору
Деревня Кавгора находилась на возвышенности, с которой открывается вид на окрестности, была весьма обширной. Когда-то здесь была шатровая деревянная часовня, теперь она живет на Кижах (ссылка). Сейчас остались только луг с группами деревьев и несколько почти совсем разрушенных домов.
бывшая деревня Кавгора
разрушенный дом в бывшей деревне Кавгора
дорога от деревни Кавгора к деревне Ригосельга
Через 9 километров дорога вышла к целому кусту деревень – Ригосельга, Тимойгора, Ковкойсельга, Ояжа, Ерши, Владимирская. Эти деревни не заброшены, приезжают дачники. Конечно, каждый украшает дома согласно своим представлениям о прекрасном, но, главное, дома живут, сохраняются. Здесь мы свернули с основной дороги, чтобы проехать побольше деревень. В Ригосельге два ряда домов, расположенных с двух сторон низинки. Тимойгора находится на возвышенности, откуда открывается вид в сторону озера Сандал. Кавкойсельга тянется между двумя небольшими озерами, дорога идет по красивым лугам с выходами каменной породы и земляникой. Деревня Ерши расположена на берегу озера Сандал и примечательна сохранившейся и аккуратно подремонтированной часовней.
деревня Ригосельга
старый дом в деревне Ригосельга
дом в деревне Тимойгора. оттуда открывается обзор на пейзаж, но его сфотографировать помешала пристувучая собака и солнце в упор
деревня Ковкойсельга
дорога вдоль озера рядом с деревней Ковкойсельга
деревня Ерши на берегу озера Сандал
дом с декорированным балконом в деревне Ерши
дом в деревне Ерши
часовня в деревне Ерши
вид из часовни
После деревень мы выехали на магистральный грейдер и докатили по нему до поселка Тивдия. Здесь мы хотели посетить заброшенные мраморные разработки к северу от деревни, но я как-то не рассчитала, что от поселка вдоль реки пробраться нельзя – шлагбаумы рыбхозяйства и еще чего-то. Наверное, можно было попроситься туда понастойчивее, но мы как-то не сообразили, нужно было лучше информационно готовиться.
На деревню Белая гора с исторической церковью я планировала посмотреть от разработок, поэтому мы в нее изначально не заехали – а потом не захотелось возвращаться, так что посмотрели на нее только очень издалека.
Здесь же в Тивдии находится знаменитый среди водников порог (ссылка), даже установлены трибуны для зрителей. Летом порог выглядит довольно скромно.
река в пос. Тивдия - один из водосбросов из Пальеозера в озеро Сандал системы водоснабжения Кондопожской ГЭС
трибуна над порогом в поселке Тивдия
После Тивдии докатили 12 км до Гирваса по мурманской трассе. Асфальт хороший, обочины есть, совсем не напрягло. На перекрестке есть несколько кафе и магазинов, перекусили.
В Гирвасе прокатились по взлетно-посадочной полосе аэродрома, потом поехали осматривать водные достопримечательности – осушенный Поор-порог, плотину на реке Суна и ГЭС на Пионерном канале. Все эти достопримечательности возникли при строительстве Кондопожской ГЭС, когда реку Суна перегородили плотиной, а воду ее направили по Пионерному каналу через Пальеозеро в озеро Сандал. Попутно еще и поставили дополнительную Пальеозерскую ГЭС (ссылка на википедию)
Смотреть здесь полагается прежде всего на выбитое в камнях русло Суны, сухое из-за плотины. Место необычно еще и тем, что здесь когда-то был ну очень древний вулкан Гирвас (ссылка). Но так как был уже вечер и мне хотелось спать, мы не слишком внимательно все осматривали и не слишком впечатлились. И так полтора часа потребовалось только на то, чтобы просто вовсюда заехать и сходить посмотреть без велосипедов. Для полного впечатления тут нужно, думаю, хорошо информационно подготовиться и выделить несколько часов на то, чтобы пройти все русло в поисках потоков лавы и прочих вулканических признаков.
взлетно-посадочная полоса аэродрома в Гирвасе
поселок Гирвас
гирвасский котэ
плотина на реке Суна - глухая и полностью реку перегораживает. поэтому имеем сухое русло.
кран на плотине на реке Суна
сухое русло реки Суна
лесосплавный лоток в рядом с Поор-порогом
Пальеозерская ГЭС
русло водосброса Пальеозерской ГЭС и Пионерный канал. по этому каналу вода Суны направляется в Пальеозеро
Из Гирваса докатили по вполне пустынной старомурманке до подходящего места на берегу Пальеозера и поставили палатку. Красиво, разве что заходить купаться непросто – по озеру осуществлялся лесосплав, поэтому берег, и без того пологий и каменистый, завален топляками. Но я с удовольствием поплавала.
наша палатка на берегу озера Пальеозеро
ДЕНЬ 2.
Мост через р. Семча – дер. Линдозеро – мост через р. Суна – мост через протоку озер Черанга и Мюрюс - дер. Фоминнаволок (оз. Ватчелское) – ночевка на оз. Вендюрское.
Расстояние 92 км, набор высоты 1000 м.
Погода теплая, солнечная.
Утром мы свернули со старомурманки и поехали по усовершенствованной лесовозной дороге на деревню Линдозеро, 43 км. Теперь эта дорога на Линдозеро основная, вроде как подремонтированная на официальные средства в пользу жителей деревни. В честь этого по дороге стоит несколько указателей. Дорога без луж, но, как и все здесь, сделана на базе гати, так что местами то бревна выступают, то ямы, попу карельские дороги отбивают эффективно :)
Позже лесовозные направления расходятся в сторону, а дорога становится менее глобальной и поприятнее.
дорога на Линдозеро
мост через реку Семча рядом с порогами
река Семча
дорога на Линдозеро после ухода лесовозной дороги
указатель на Линдозеро
В Линдозере главная радость для велотуриста – старый деревянный мост через Суну, частично разрушенный, но по которому можно перейти с велосипедом. Наверное, из всей поездки это место нам показалось самым интересным. Мост аж 155 метров длиной, через довольно бурную речку. Теперь такие серьезные деревянные мосты, кажется, уже не делают. А старые разрушаются…
деревня Линдозеро
мост через реку Суна в Линдозеро
я в очередном заплыве
переходим мост
После моста идет постепенно расширяющаяся дорога на Юркостров, с нее мы свернули на дорожку между озерами Черанга и Мюрюс. Озера соединяются между собой протокой, место мне понравилось – красиво, видно оба озера. И вода в протоке не торфяная, вкусная.
протока между озерами Черанга и Мюрюс
мост через протоку
Дорога идет поначалу довольно заброшенная, потом постепенно расширяется. Мосты через ручьи все есть, по крайней мере, для велосипедистов.
Вскоре после мостика через р. Кужа начинаются очень приятные места и тянутся вплоть до озера Вендюрского. До того мы все ехали через низкий смешанный лес, а тут высокие песчаные холмы, рельеф, сосны, много озер. Дорога, конечно, местами с песком, но умеренно, даже в сухую погоду разве что в пару горок мне пришлось зайти пешком.
дорога вскоре после протоки
вдоль дороги много озер, в основном они видны так :)
По дороге мы ради интереса заехали в деревню Фоминнаволок – там в основном новые дачные домишки, нашли только один из старой жизни, заброшенный. Но приятно было посидеть в деревне на берегу озера Ватчелского и перекусить.
дорога на Фоминнаволок
берег озера Ватчелское в деревне Фоминнаволок
старый дом в деревне Фоминнаволок
дорога между Фоминнаволок и Нелгомезеро - холмы, сосны, песочек
На ночевку остановились неподалеку от дороги, на песчаном берегу озера Вендюрского.
наша палатка на берегу озера Вендюрское
озеро Вендюрское и деревня Вендеры
ДЕНЬ 3
Пос. Нелгомозеро – ур. Речка – Чална - Петрозаводск
Расстояние 96 км, набор высоты 647 м.
Погода теплая, солнечная.
Утром мы выехали на грейдер в районе пос. Нелгомозеро. Грейдер не очень приятный в сухую погоду – проезжающие машины поднимают тучи пыли. Хорошо, что совсем чуть-чуть по нему проехать надо было.
В Нелгомозере есть 2 магазина, но они оба открываются с 11, а мы там были сильно раньше, так что закупиться не удалось.
поселок Нелгомозеро
В поселке с грейдера мы ушли и поехали на юго-восток. Вскоре за поселком дорога пересекает речку Вилга. Там есть старый развалившийся мост, но рядом уже сделали для лесовозных нужд новый мост.
разрушенный мост через р. Вилга рядом с Нелгомозеро
новый мост
К счастью, новая лесовозная дорога быстро уходит в сторону, а дальше 30 с небольшим километров идет очень приятная для велотуриста малопроезжая дорожка. Она требует внимательности, местами камни-бревна или ветки над дорогой нависают, но за всю дорогу спешиваться нам пришлось разве что на иногда встречавшихся глубоких лужах. Редкое сочетание уединенности и заброшенности с возможностью проезда в седле, удовольствия получили массу.
дорога Нелгомозеро - Речка
мост через р. Липчага
Заехали посмотреть на бывшую деревню Речка. Там стоит указатель (что деревня Новая Речка, основана в 1950-каком-то году) и видно, что деревня была, луг с островками деревьев, сараюшки и ограды какие-то. Но следов домов мы не увидели. Может, не там смотрели.
Посидели там на камне, сварили суп из собранных по дороге лисичек с макаронами.
следы жизни в урочище Речка
варим лисичковый суп
Дальше дорога стала накатанной, по насыпи бывшей узкоколейки, очень ровненькая по сравнению с предыдущими дорогами на маршруте.
дорога по насыпи узкоколейки Речка - Чална
переходим ремонтируемый мост рядом с Чалной
В Петрозаводск мы, несмотря на долгий обед, приехали рано, к 5 часам. Въезд в город неприятный, около 20 километров пришлось ехать по загруженным шоссе (там со всех сторон, кажется, одни шоссе и микрорайоны), но в самом городе очень уютно. Никаких больше планов у нас не было, так что оставшиеся часы до вечернего поезда на СПб мы посвятили питанию и медитированию на набережной Онежского озера.
набережная Петрозаводска
уютно тут. везде парочки гуляют...
в ожидании поезда