день 8. 17 августа 2013.
Никель – Заполярный – Печенга – Титовка – оз. Дикое
123 км, средняя скорость 15.6 км/ч, время движения 7:53, набор высоты 1371 м
солнечно, ветер встречный средней силы
Утром седьмого дня мы подкатили к Никелю. Нас сначала встретило кладбище (причем тут, в Мурманской области, есть милая традиция выбрасывать старые облицовки могил на дорогу, так мимо них и едешь), потом улица не то что с разбитыми, а со снятыми фонарями. Улицы без фонарей в местности, где пол-года темнота – это страшно. Архитектура города несет в себе атмосферу былого торжества по поводу завоевания севера. Возможно, раньше городок был куда уютнее...
утро, вид на Никель неподалеку от нашей стоянки
Над городом возвышаются трубы. Дым из этих труб образует большое серое облако. В тот день оно неспешно текло в сторону Норвегии (и под ним мы как раз ночевали). Никельский комбинат вообще стоит того, чтобы сюда приехать. Впечатляет серьезно. И ужасает. А за городом тянутся выжженные химией горы, причем вдалеке они были выжжены не так давно и еще торчат зубки засохших деревьев… Кто-то выложил на холме надпись Hollywood, она как нельзя лучше подчеркивает атмосферу. Справа от дороги – необъятных размеров горы отвалов, так и тянутся до Заполярного и дальше...
Типичная картина вдоль дороги
на въезде в город
улица снятых фонарей
красивая советская архитектура. жаль, что содержание сейчас такое грустное
главная площадь
Никельский комбинат
большое темное облако плывет в сторону Норвегии.
На Никельский комбинат по крайне мере было познавательно посмотреть. А вот дальше начался ужас-ужас-ужас. Составляющих у него было много.
Самая основная – адский трафик на дороге! Всего два года назад мы уже катались по этой дороге, от Мурманска до Титовки и назад, и я совершенно не ожидала никакого подвоха. Несмотря на номер Е, тогда дорога была в целом весьма пустынна и уютна… Прекрасное, кажется, было бы место для завершения маршрута.
Но в этот раз все было по-другому. Прямо начиная от Никеля поток машин на дороге стал реально непрерывным. Ну, как где-нибудь на большом шоссе на выезде из Питера днем. И это были вовсе не норвежские аккуратные водители... Опасность мероприятия увеличивал рельеф, «слепые» горки/повороты, отсутствие обочин. Мне было реально страшно!
Мы все пытались вспомнить, как оно было тогда, в первый раз, сомневались - может, мы что-то в воспоминаниях перепутали, может, память стерла плохое и оставила хорошее... Потом мы вспомнили, как ехали тогда вдвоем и слушали, как в километре от дороги шумели на реке пороги. А потом ходили их искать... Воспоминания о том тихом дне прям душу разрывало, ведь мимо шел непрерывный поток машин, и грохот не утихал ни на минутку. Возможно, причиной была хорошая августовская погода и бурный рост грибов, так что все жители выбрались на природу. Но нам это все было ужасно.
Вторая составляющая – воздух. Практически до Титовки мы задыхались от вони и дыма. Губы оближешь – на языке металлическая пыль. Кроме заводов, вонь создавал ремонт дороги и свежий асфальт, припекаемый горячим солнышком.
Теоретически мы могли бы заняться автостопом, или попытаться загрузиться в никельскую маршрутку, или выяснить насчет времени следования большого автобуса… А потом сидеть сутки в Мурманске? После того как мы филигранно выкраивали время для этого похода, вот так взять и просидеть тупо сутки? Или остановиться где-то в тундре и пытаться уехать на транспорте на следующий день, но при этом не иметь никаких гарантий… В любом случае, мы так вымотались, что принять какое-либо адекватное решение было абсолютно невозможно. Поэтому единственной реальной перспективой, ведущей в Мурманск, было просто ехать дальше по этой адской дороге.
Я ругала себя почем зря: как же я могла ТАК ошибиться с планированием и завести маршрут сюда, в этот кошмар??? При этом обвинить-то себя было особо не в чем... В общем, я ехала и все сто километров обливалась слезами отчаяния и усталости. Грустная и позорная страница моей походной истории.
Не берусь сказать, как выглядит эта дорога в другие дни, погоду и сезоны, и всегда ли так дымят заводы... Мое дело - честно рассказать наш опыт, даже если он получился неудачным.
железная дорога на Никель. вдали видны огромные горы отвалов, они тянутся десятки километров
филиал копей царя Саурона в Заполярном
Заполярный. мы тут много фотографировали, потому что сюда я больше не приеду точно ни за что и никогда!
единственный человек на всю округу выехал не на вонючей машине, а на велосипеде. единственный!
ремонт дороги
В сторону от дороги - красота. разноцветная тундра, ослепительно голубые озера, небольшие горки... но радости это мне не доставляло.
Я бы тогда точно совсем сломалась, если бы вечером мы не нашли хорошего места для стоянки – на берегу озера, рядом с бывшей железной дорогой на Заозерск, в удалении от дороги (хотя шум и туда долетал). Красивое озеро и вкусный грибной суп немного восстановили мои душевные силы. К счастью, я успела заснуть до того, как на соседний пляжик приехала машина и завела тынц-тынц-тынц на все озеро (об этом мне Саша рассказал). Но хотя бы наше место было для машин недоступно. Окрестности Мурманска в эти выходные были набиты отдыхающими под завязку, и одним отдыхающим было абсолютно наплевать на других.
идем по разобранно железной дороги на Заозерск к озеру Дикому
стою на насыпи
Уставшая позирую с грибом. ну ни единого червячка! Ужин собрали за 5 минут, было вкусно. Я уже немного приободрилась, но вид все равно измученный
хорошее место для двух очень усталых велотуристов
день 9. 18 августа 2013. (неполный)
оз. Дикое – Кола - Мурмаши
96 км, средняя скорость 14 км/ч, набор высоты 1220 м
утром легкий дождик, днем солнечно, ветер встречный средней силы
Утром мы сходили прогуляться по насыпи под дождем. Очень не хотелось уходить из этого оазиса тишины на шоссе...
утренняя прогулка вдоль озера по разобранной железке
Там вдалеке наша палатка
такая была шикарная железка, с мостами, вырубленная в скале - и ее разобрали...
за этот знак мы не пошли.
Но потом все равно надо было ехать в Мурманск - на самолет. Восстановленных на озере сил у меня набралось достаточно для того, чтобы дожать дорогу до Мурмашей хотя бы без слез и соплей, а просто сжав зубы. Заводы там уже не дымили, но трафик еще возрос, а окрестности Мурманска на редкость мрачны и грязны даже в солнечную погоду. Только вдоль кладбищ не знаю сколько километров мы ехали, и присесть негде, разве что на остов могилки. Ну а ветер, конечно же, развернулся вместе с нами (как бы это ни казалось невероятным), так что и физических сил от нас потребовались немало. Хорошо, что времени было с достаточным запасом, и спешить нам не пришлось, приехали в аэропорт вовремя, к пяти часам вечера, этим ровненько завершив наши восьмые ходовые сутки.
ну вот как-то так было поутру. зачем-то я дождалась для фото момента, когда не было машин - получилось не соответствующим действительности. Но дальше моментов без машин уже и не было совсем. дождь перестал. а ветер усилился, и все в рыло... плюс рельеф.
окрестности Мурманска - ужасная муть. хотя поселения расположены на красивых высоких берегах Туломы, в них так грязно, и шумно, и вообще противно...
первый и единственный указатель на аэропорт стоит где-то уже в ж-пе. на трассе Е никакого указателя нет.
Нижне-Туломская ГЭС
вид на Мурманск от воды
на домике картинка для тех, кто уже почти отчаялся добраться до аэропорта среди застройки
аэропорт. уютный и с улыбчивым персоналом.
сборы на газоне
фотофакт финиша
На этом мне и придется закончить свой отчет. Очень жаль, что финальная нота получилась не очень-то позитивной. Как я писала раньше, для себя я считаю поход законченным на границе с Финляндией. Лапландия была прекрасна! А что касается "дороги домой", то честный рассказ все равно лучше, чем приукрашенный.
прощай, заполярье! фото из самолета.
- Просмотров: 1568
Комментарии
Спасибо!