Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Велопоход через Лапландию. Август 2013. День 7

день 7. 16 августа 2013.
Sevettijarvi – Näätamo – Neiden – погран-переход Storskog-Борисоглебск
135 км, средняя скорость 17.1 км/ч, время движения 7:54, набор высоты 1185 м
солнечно, ветер встречный средней силы


В первую половину дня мы еще немного ехали по Финляндии, проехали Sevettijarvi – столицу саамов-скольтов.




наша дорога утром, все также вьется мимо озер





на большинстве указателей фигурирует слово "poro" - олень. на ферме, очевидно, предлагается кэмпинг, оленье мясо и рыбалка. и таких по дороге немало.


речка, впадающая в озеро с неоригинальным названием Jänisjärvi. Оно же озеро Заячье, объясняет мне гугл-транслейт.


само Янисъярви украшено широкими россыпями камней


названия на двух языках - на финском и на скольт-саамском.


креативные птички на въезде в Jääjärvi. это были уж точно последние заполярные цветочки на нашем пути. в населенном пункте с говорящим названием Ледяное Озеро :)


Вскоре оказались в Наатамо - на границе Финляндии с Норвегией. Там в последний раз зашли в магазин и пообедали очень вкусной курой-гриль, глядя, как вокруг заправки разгуливают олени. Сама финско-норвежская граница представляла собой оленью загородку, чтобы финские олени в Норвегию не убежали. И все. После пересечения границы ни одного оленя мы как-то не видели.


курочка-гриль в Наатамо. я крайне ею довольна!


сидишь, кушаешь курочку-гриль, мимо олени бродят


олени так забавно складывают ножки, когда ложатся. тушка-то толстенькая, а ножки тоненькие



граница Финляндии и Норвегии

В общем-то, на Наатамо основную часть нашего похода я считаю законченной. Из Финляндии мы выехали. А дальнейшие наши впечатления сильно отличались от финских, и не в лучшую сторону. Я напишу отчет до конца как есть, но пускай оставшаяся часть называется «дорогой домой»... Чтобы я не очень себя ругала за недостаточно правильно запланированный маршрут.

Пересекая границу с Норвегией, мы вообще-то не ожидали увидеть никаких изменений. Однако, они были. Основные изменения касались интенсивности трафика. Даже на трехзначной дороге, по которой мы въехали в Норвегию,  вскоре образовалось нехилое движение. Откуда?! А уж когда мы вышли на трассу Е6, нам стало конкретно худо (хотя если бы мы знали, как будет дальше, мы бы этой дорогой наслаждались). Я ожидала, что на тупичке Европы трасса Е6, несмотря на свой номер, будет достаточно пустынной. Ну куда там людям ехать? Норвежская часть, обслуживаемая этой дорогой, очень невелика. Фактически, единственный город тут – Киркенес. А дальше Россия уже.
Но трафик был, и сплошным потоком… Причем на всем протяжении! Даже на небольших отвилках в тупиковые фьорды движение тоже было. Мы так и не поняли, почему.
Качество же дороги оказалось хуже, чем мы уже привыкли. И практически не было велодорожек рядом с населенкой, в отличие от Финляндии.
Дорога вдоль фьордов была к тому же очень рельефна. И если сначала в нас сохранялась какая-то бодрость духа, то ко второй половине дня она начала стремительно падать. Ехать по узкой холмистой дороге в постоянном потоке машин – тяжело, а после относительно тихой Финляндии – тем более тяжело. Хорошо еще, что норвежские водители все-таки аккуратны и вежливы, в отличие от российских. Но их было так неожиданно много!

Единственным позитивным моментом посещения Норвегии было посмотреть на фьорд, выдающийся в материк из большого залива Варангер-фьорд. И поставить некую важную точку - мы доехали до моря. Дорога значительную часть вилась непосредственно вдоль воды. Пейзажи были довольно красивыми, хотя нам и трудновато было их воспринять в потоке машин.


река Njavdanjohka


маленький водопадик Skoltefossen в Нейдене


так выглядело жилье в этой части Норвегии. куда менее мило, чем в Финляндии


первый взгляд на хвостик Северного Ледовитого


море


дорога идет вдоль моря. если бы еще она была все время такой пустой, как я подгадала для фотографии, место было бы совершенно прекрасным. но она такой не была.




в заливе много лодочек, причем они довольно далеко от берега. единственно предположение, почему так далеко - это что хозяева пользуются ими в отлив.


торжественное финишное фото. докатились до высоты ноль :)

в этой части Норвегии палатку дикарем поставить нельзя, знаки эти везде


что-то такое военное - незамкнутый бетонный многоугольник


последний взгляд на море. это третий фьорд, который мы видели. Вдали виден Киркенес. Собственно, все фьорды тут такие и есть, узкие и образующие целую сетку.
Фьорд, который мы пересекали вторым, был весьма интересен - уходил вглубь материка по глубокой впадине рельефа, высотой метров 100 или больше. Но сфотографировать этот каньон дорожная ситуация никак не позволяла.


На границе с Россией мы долго думали, как нам поступить дальше. Можно было остаться ночевать в Норвегии и прокатиться за оставшееся до ночи время радиалку до основного моря. А можно было пересекать границу и пытаться выехать для ночевки за пределы погранзоны в России. Были разные мысли, но мысли эти были в полной путанице в связи с реальной усталостью. Не знаю, соображал ли Саша, но я точно уже совсем нет. Так как к Норвегии у меня уже успели возникнуть негативные чувства, мы решили все же ехать в Россию. Ну, как потом оказалось - если бы остались в Норвегии, своим ходом до Мурманска бы никак не доехали.

После пересечения границы до конца погранзоны удалось немного отдохнуть. Хорошая дорога, вдоль озера, тихо. А вот при выезде из погранзоны мы узнали, что прямую дорогу сейчас ремонтируют и проехать можно только через Никель, прибавив 20 км. Пришлось ехать в Никель. Хороший асфальт закончился, пошел очень крупно-зернистый. Скорость по такой трясучке была совсем низкой. Справа от нас тянулся забор из колючей проволоки с контрольно-следовой и камерами. Слева от нас, за несчастным озерцом, поднимался в небо густой дым из заводских труб Никеля. Воняло. Мы не догадались набрать воды заранее, так что пришлось выбирать между более и менее, но все равно вонючими ручейками.
Проехать Никель в этот день уставшие мы не могли никак, поэтому на ночевку остановились, как только колючка чуть ушла в сторону, всего в трех с небольшим километрах от границы с Норвегией. Ну и от этой колючки, которая пошла примерно вдоль озера, метрах в пятиста. Мда, такой приграничной ночевки у нас еще не было. И такой вонючей тоже.


дорожка от Норвежской границы - короткий отдых от трафика.


на том берегу Норвегия


дорога к Никелю вдоль колючки


везде камеры и все такое


ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Добавить комментарий


Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте и потребовали большого труда. При этом без всякой коммерции. Если что-то пригодилось вам для подготовки вашего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой: это поможет сайту не теряться в интернете. Хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - спросите разрешения, и активная ссылка обязательна!