километраж: 1226 км
сроки проведения: 10 - 18 августа 2013
ходовых дней: 7 полных плюс 2 половинки
набор высоты: 9700 м (по треку в Basecamp)
покрытие: практически полностью асфальт
трек: на gpsies
Наш третий поход 2013 года мы запланировали немного не таким, как ездим обычно - поехали по асфальту, на тонких колесах. Предпосылок для выбора маршрута у нас было несколько. Во-первых, мы уже множество раз были в Финляндии - катались и по грунтовым дорожкам, так и в бреветной формате (на 200-300 км по асфальту), но все это были поездки на 2-3 дня и потому ограничивались южной частью страны. Назрело желание посмотреть, какова Финляндия в целом. Во-вторых, было желание попробовать увеличить километраж относительно нашего обычного походного, заменив покрышки на более тонкие. Благо, Финляндия для этого подходит как нельзя лучше, много хороших асфальтированных дорог. В-третьих, я давно мечтала понаблюдать, как природа меняется от привычной «средней полосы» к северу - не из окна поезда, а в реальной жизни.
На то, чтобы посмотреть среднюю и северную Финляндию мы выделили неделю отпуска. Вечером в пятницу выехали на поезде в Костомукшу, с прибытием в 16 часов в субботу. А назад добирались самолетом из Мурманска с вылетом в воскресенье вечером – по сравнению с поездом, это позволяло выиграть целый ходовой день.
Для поездки Саша взял недавно приобретенный велосипед Raleigh Clubman Classic 2013, я бы его назвала турингом с уклоном в сторону шоссейника. Я за неимением альтернатив поехала на своем туристическом найнере Salsa Fargo, только сменив покрышки на слики.
Со снаряжением мелочиться мы не стали. Взяли с собой палатку, кухню и одежду/спальники с расчетом на весь возможный в заполярье ассортимент погод. Плюс велочехлы для упаковки великов в самолет заняли пол-штанины одного из рюкзаков. Получился стандартный велотуристический набор.
Мы рассчитывали, что Саша возьмет больше груза, что позволит скомпенсировать разницу в накате из-за разных велосипедов. Однако, скомпенсировать разницу никак не удалось, и я хронически отставала. Кроме разной посадки и геометрии, мой велосипед страдал от проблем с задним переключателем, которые удалось решить только дома (с помощью сверла :)). Ветер еще мешал встречный. Может, еще какие-то причины было. Но у меня "не катило" - и все тут. Средняя движения составила 15-18 км/час - а я-то надеялась на большее по асфальту! Проехать запланированный маршрут мы в результате смогли, но без запаса времени.
PS. Список населенных пунктов по пути, где были магазины:
Ala-Vuokki, Taivalkoski, Posio, Rovaniemi, Kittila, Levi, Inari, Naatamo.
СПИСОК ДНЕЙ ПОХОДА
со статистикой и ссылками на соответствующие посты.
Километраж | Средняя скорость | Время движения | Набор высоты | Пункты по дороге | |
День1 | 77 км | Костомукша - пограничный переход Люття-Vartius - Alavuokki - ночевка на оз. Vuokkijarvi | |||
День2 | 154 км | 18.6 | 8:18 | 1500 м | Suomussalmi - Taivalkoski - ночевка на оз. Kortejarvi |
День3 | 178 км | 20.4 | 8:43 | 1157 м | Posio - дорога вдоль р. Kemijoki - ночевка рядом с Rovaniemi |
День4 | 173 км | 21.5 | 8:03 | 826 м | Rovaniemi – Kittila |
День5 | 142 км | 17.4 км/ч | 8:08 | 1075 м | Kittila - Levi - Kongas - Pokka - ночевка в районе нац. парка Lemmenjoki |
День6 | 157 км | 17.7 км/ч | 8:50 | 826 м | дорога 955 до Inari, дорога 971 |
День7 | 135 км | 17.1 км/ч | 7:54 | 1185 м | Sevettijarvi – Näätamo – Neiden – погран-переход Storskog-Борисоглебск |
День8 | 123 км | 15.6 км/ч | 7:53 | 1371 м | Никель – Заполярный – Печенга – Титовка – оз. Дикое |
День9 | 96 км | 14 км/ч | 1220 м | оз. Дикое – Кола - Мурмаши |
ДЕНЬ 1. 10 августа 2013. (неполный)
Костомукша - пограничный переход Люття-Vartius - Alavuokki - ночевка на берегу оз. Vuokkijarvi
77 км, набор высоты (здесь и далее по Basecamp) 620 м
погода солнечная, ветер средней силы, переменных направлений
В 16.30 субботы мы высадились из поезда в Костомукше. Светило солнце, и было прям-таки жарко. Ничто не намекало на то, что мы почти сутки ехали на север! Собрали велосипеды и без лишних проволочек двинулись в сторону границы.
Дорога к границе была приятная, хороший асфальт, трафик слабый. Но прямо сразу стало ясно - у меня не получается ехать с той скоростью, с которой я бы хотела, и Саша меня категорически обгоняет. Так как я не привыкла ориентироваться по вело-компьютеру, а всегда меряю свою скорость по Саше, то обнаруженный факт меня огорчил. Ведь получалось, что я постоянно ехала "слишком медленно"! Но ничего поделать с этим было нельзя. Пришлось мне крутить педали, печально глядя на сашину спину вдалеке, когда он забывал меня поджидать.
дорога Костомукша-Люття. видны хорошо залатанные ямки.
Границу перешли без приключений. В отличие от погран-переходов в районе Выборга, здесь велосипедисты явно не слишком частые гости, поэтому расспросов куда больше и вещи смотрят. Зато каждый желает счастливого пути, сплошной позитив :)
После границы мы сократили немного по дорожке 9127, а потом двинулись по маленькому шоссе 912 в сторону Suomussalmi. Места приятные - леса, плавные холмы, прямо у дороги расстилаются поля очень вкусной (и крупной, и сладкой одновременно!) черники.
Вечером долго ехали примерно вдоль озера Vuokkijarvi. Озеро это очень длинное и входит в состав целой системы озер, длиной много десятков километров. Масштабы, однако! На берегу этого озера и остановились, там, где оно поближе подходит к дороге. В этой части Финляндии остановиться у воды никакой проблемы не составляет, так как воды много, а населения - мало.
пейзажик
это один из вариантов ограничения передвижения оленей - в месте пересечения оградой шоссе сделана непроходимая для копыт решетка. а потом были более хитрые изобретения :)
первые просторы
поеданию черники отводилось немало времени
вечер
озеро Vuokkijarvi и мой велосипед
первая ночевка
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ