Эта глава посвящена первой части трека, где мы столкнулись с крутыми подъемами, пылью, палящим солнцем. А еще на нашем пути было много приключений - владения злобного индейца, голодные коровы и даже бульдозер-маньяк.
Часть 15. Monkey Puzzle Trail: подъемы, пыль и жара | ||
День 69. 25 марта | 32 км | Подъем по грейдеру вдоль водохранилища. Ночевка в общественном лесу перед дер. Chenqueco. |
День 70. 26 марта | 25 км | Дер. Chenqueco. Дер. Guallali. Брод через р. Chaquilvin. Тропа в обход владений индейца. Ночевка на пастбище. |
День 71. 27 марта | 23 км | Отбиваемся от коров. Пыльный перевал на границе с Арауканией. Дорога вдоль водохранилища Ralco. Ночевка в лесу |
День 72. 28 марта | 25 км | Туман у дер. Lolco. Дорога вдоль реки Lolco, разрытая бульдозером. Ночевка в лавового поля. |
Фотографии в полный размер в альбоме вКонтакте, начиная отсюда |
На предыдущем этапе нашего велопохода мы подъехали к подножиям Анд от чилийского города Los Angeles. В горах шоссе заканчивается, дальше подъем идет по грейдеру, а в деревне Chenqueco заканчивается и грейдер, остаются маленькие горные грунтовки. Из Chenqueco мы поехали по грунтовому маршруту Monkey Puzzle Trail (dirt touring Araucania), который выложен на сайте bikepacking.com. Трек и всю полезную (а также неполезную) информацию по маршруту мы взяли из его описания на сайте и комментариев других велотуристов.
День 69. 25 марта
32 км, 965 м набора высоты, 3 часа 45 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +9, днем 23-26 градусов, солнечно, без ветра
Весь этот день мы ехали по грейдеру вдоль запруженной плотиной реки Bio-Bio, постепенно поднимаясь и углубляясь в Анды. В абсолютном смысле мы поднялись всего-то на 200 метров за день, но вот промежуточный рельеф был серьезный, потому что дорога скачет по склонам вверх-вниз, так что набор высоты выходит почти на тысячу метров (за тридцать-то километров вдоль реки!). Дело шло очень медленно еще и из-за очень плохого качества дороги, которое не позволяло нормально скатываться вниз.
Кроме того, нас задержали проколы. Их было в этот день аж 2 штуки, один шипом, другой проволочкой. А так как за поход у нас случилось всего 4 прокола, покрышки Schwalbe Smart Sam с защитой работают! В данном случае, самое противное в проколах было то, что они отняли у нас драгоценнейшее прохладное утреннее время. Потому что как только солнце выглянуло из-за гор, началась снова безоблачная жара.
В общем, тяжелая была это работка, но нужная - нас ждали горы.
Утро над водохранилищем. В это время дня свежо, краски на фотографии приятные. А потом все будет залито беспощадном светом солнца.
Папа чинит прокол, ребенок лазает.
Но вообще эти места нам очень понравились. Потому что становилось все глуше и глуше, и население сменилось на индейское. Это видно по лицам, по одежде. Но и не только - мир совсем другой!
Здешним индейцам, как и всем, пришлось пройти через жестокие гонения и вытеснения со стороны государства и титульной нации. Это счастье, что они сумели сохраниться. Они очень хорошие хозяева земли. Живут, судя по всему, автономно, замкнуто. Земля принадлежит в основном не конкретным людям, а коммуннам, поэтому за ней все вместе следят, грамотно используют ресурсы. Деревни добротные, все как надо быть. Такое сейчас мало где в мире встретишь… Ну а ехать на велосипеде по таким местам просто завораживает. Действительно как в другой мир попал. Небогатый, но очень цельный и достойный.
Местное население к контактам с нами не стремилось, но и никакой неприязненности не было, все заняты своими делами. Поэтому фотографий людей, которые были иногда весьма колоритны, у меня нет — нас не беспокоили, и я тоже не хотела никого беспокоить фотографированием. Мы просто здоровались и ехали дальше.
Заводик по обработке орехов. Принадлежит местной коммуне Ореховая. И все тут такое - очень "местное".
Бычки, которые с интересом наблюдали за починкой колеса.
В траве у дороги копошились свинки.
А вот что касается пейзажей, они тут были совершенно "никакие" - просто поросшие низким лесом горы да унылое водохранилище внизу. Единственное, что выделяется над местностью — вулкан Callaqui (3164 м), огромный, покрытый льдом и снегом, слегка дымящийся. Дорога проходит непосредственно под ним, но с нее вулкана не видно, зато видно множество чистых ручьев, которые стекают с его склонов. Зато когда удаляешься от вулкана, то начинают регулярно открываться виды на его вершину.
Volcan Callaqui - первый вулкан, который мы увидели в этом очень вулканическом регионе!
Приют на ночь мы себе нашли перед деревней Chenqueco в общественном лесу, где местные собирают дрова. Утром мимо нас прошла очень серьезная индейская старушка с дровами, но никак на нас не прореагировала. Других посетителей не было.
День 70. 26 марта
25 км, 850 м набора высоты, трек на Strava
Погода: утром +7, днем 20-23 градуса, солнечно
Утром мы быстро скатились в деревню Chenqueco. Здесь большой грейдер заканчивается, а дальше только расходятся тупиковые дорожки по другим горным индейским деревням.
Здесь же - последний надолго магазин. Магазин хороший, основные необходимые велотуристу продукты там есть. Но мы на всякий случай все стратегическое везли с собой еще из Ralco, так что здесь купили только по мелочи. Вот что у нас уже закончилось, так это булки. Но в 10 утра panaderia (булочная) еще только открылась, и булок не было никаких. Остались мы без дневных бутербродиков...
Покупатели у магазина.
После Chenqueco начинается самая, наверно, сложная задача на всем Monkey Puzzle Trail – это преодолеть границу с Арауканией (а деревня относится к региону Bio-Bio). А для начала — пересечь текущую в глубоком ущелье речку Chaquilvin.
Способа есть два. Во-первых, внизу под Chenqueco через речку сделан пешеходный мост. От него поднимается дорога на перевал, по которому проходит граница районов. Трек Monkey Puzzle Trail проходит именно там. Во-вторых, можно поехать кругом, через деревню Guallali, там пересечь реку вброд и петлей выйти на ту же самую дорогу.
Трудность же заключается в том, что несколько лет назад участок земли за пешеходным мостом захватил себе индеец мапуче. Ну, типа эта земля раньше принадлежала его предкам. Мы ничего не имеем против индейцев, как раз наоборот очень сочувствуем, но этот мапуче огородил землю забором, сторожит ее и велосипедистов по дороге не пускает.
Обо всем этом мы прочли в комментариях к маршруту на bikepacking.com. При этом комментарии были на удивление путаными и противоречивыми. Я очень долго их изучала, и явно напрашивался вывод, что если мы пойдем прямо по пешеходному мосту, то уткнемся во владения индейца, а если поедем кругом через Guallali – то эти владения обойдем.
Круг через Guallali получается весьма немалый для груженых велотуристов в ребенком — 20 километров, причем между Chenqueco и Guallali надо набирать 300 метров высоты, из которых первые 200 весьма круто. И потом сбросить их назад, конечно. И все это надо было преодолевать, не зная наверняка, не придется ли возвращаться... Но все-таки мы решили поехать именно так, поверив соответствующим комментариям.
Развилка после Chenqueco. Налево дорога по другим индейским деревням, а нам направо в Guallali. Сначала вниз к притоку, а потом вверх на гору, которая видна на фото.
Речка, от которой мы поднимаемся, видна внизу. И к моменту фотографи мы преодолели меньше половины подъема. Виталик, к счастью, поднимался в основном сам. Но не без возражений :)
Путь был нелегким, но вообще в том, чтобы посетить деревню Guallali, была своя романтика. Нам очень нравятся горные индейские деревни, они такие живые и самодостаточные по сравнению с деревнями России. А эта находится уже в самом тупике, среди гор - глушь. А еще в Guallali есть большой лес из араукарий. Там мы впервые увидели вживую эти потрясающие деревья!
Вид на деревню Guallali сверху.
Лес из араукарий в деревне.
С бродом через речку Chaquilvin никаких трудностей не возникло. Воды всего по колено. Потом, конечно, идет крутой подъем. Но всего 100 мтеров вверх, а дальше - в основном несложная и приятная дорожка по склонам долины.
Я переношу ценый груз - ребенка.
Саша перенесит мой велосипед, ничего даже не снимая.
С ребенком в велокресле по байк-пакерскому треку.
"Момент истины" наступает лишь в самом конце этой дорожки. И каковы же были наши чувства, когда через целый день пути нам преградило путь то самое владение мапуче! В доказательство воинственных намерений хозяина, забор был увешан плакатами о рекуперации земли...
Я была очень сердита на тех, кто советовал путь через Guallali в комментариях и утверждал, что он свободен! Ну и мапуче — тот еще гад. Потому что он перегородил вообще единственную дорогу (пусть она лишь относительно проезжая), которая соединяет большие группы деревень в горах. Чтобы попасть из одной в другую без этой дороги нужно спускаться вниз аж до самого Los Angeles! Местных он, наверное, выборочно пропускает... Но мы не стали и пытаться прорваться, так как до нас велотуристы уже это пробовали. Потом, когда мы уже выбрались в Арауканию, видели указатель на Guallali – он был замазан красной краской! Точно этот мапуче постарался… Чтобы никто не ездил.
Маленький намек еще на подъезде.
Дальше ходу нет.
Указатель на Guallali с другой стороны яростно замазан. Довольно жутко выглядит :) Вот оно, внимание к деталям!
Ну что делать, я с Виталиком остались в тени кустов, а Саша побежал искать как нам пройти. Ходил он долго, но все-таки нашел тропу в обход владений мапуче, пусть и в прямой видимости дома индейца. В целом там можно было идти, Виталик шел сам, а через трудные места Саша помог мне протащить велосипед. Индеец, который что-то там колотил у себя на крыше, на наше шествие никак не отреагировал. Просто стук ненадолго приостановился :)
По тропе мы вышли к дороге, которая начинается от пешеходного моста у Chenqueco. Она выглядела совершенно свободной! Проходит рядом с воротами индейца, но мимо них! Так я и не поняла, почему некоторые люди в комментариях на bikepacking.com предлагали круговой путь через брод в Guallali, а не прямой путь через мост в Chenqueco. Возможно, где-то рядом с пешеходным мостом огорожено еще что-то. Отдельно от хозяйства? - верится с трудом! А возможно, некоторые комментаторы были не совсем адекватны и зачем-то ломились к индейцу, вместо того чтобы просто пройти мимо... Тем не менее, я не могу с полной уверенностью утверждать, что прямой путь от Chenqueco свободен, так как мы по ней не шли.
Ну а у нас получилось экзотичное приключение, которое все-таки закончилось успехом :)
Для ночевки пришлось немного подняться вперед по дороге, и там наверху были пастбища, где можно поставить палатку. Дом мапуче был еще близко, но мы его только слышали, а подниматься еще выше сил у нас не было — денек вышел напряженный!
День 71. 27 марта
23 км, 895 м набора высоты, трек на Strava
Погода: утром +10, днем до +28, солнечно
На пастбище, где мы поставили палатку, паслось немало коров и лошадей. Но травы им там было явно маловато — видимо, этот мапуче еще и скотину свою мучает. Возможно, именно недостаточным питанием объясняется то, что произошло у нас утром.
Мы мирно собирали палатку, когда совершенно внезапно стадо решило, что мы выдаем что-то вкусное! И с диким топотом все лошади и коровы рванули к нам! Перед самой палаткой, чуть нас не снеся, животные все-таки остановились. Те еще ощущения - когда на тебя несется табун... Но если все животные убедились, что вкусного не выдают и постепенно разошлись, то одна корова никак не теряла надежды. Прогнать ее было невозможно. Так что Саша пихал ее в нос большой палкой все то время, которое я собирала вещи. Сколько раз мы ночевали на разнообразных пастбищах, а от коров отбиваться первый раз в жизни пришлось!
Когда мы собрались и двинулись на выход, корова проводила нас упрямым подозрительным взглядом.
Сегодня нас ждал подъем на небольшой перевал, по которому проходит граница регионов Био-Био и Араукания. Высота перевала 1250 мнум, с ночевки нам надо было набрать всего 200 метров. Но это оказалось нелегко! Главная сложность заключалась в дороге. Во-первых, она довольно крутая. Во-вторых, ужасающе пыльная - состоит из глубокого слоя мельчайшей пыли и камней, утопленных в этой пыли. Виталик шел сам, так как в кресле Саша бы его просто не затащил, скользко. Спуск был быстрее, но тоже в основном пешеходный, настолько скользкое покрытие и большой уклон. Но зато вокруг только хороший лес, никаких машин, заборов тоже не было - места приятные. И в первую половину дня было прохладно, градусов 10-12. Впрочем, когда тащишь груженый велосипед в горку, при любой температуре очень жарко :)
Всячески измученный San Sebastian пожелал нам хорошей дороги с перевала
Петля серпантина на спуск. Ехать здесь с живым грузом просто нельзя.
От каждого шага пыль поднимается клубами. Но ребенка это веселит.
После спуска с перевала идут особенно приятные места - леса, ручьи, поляны, никого нет, заборов тоже нет. Жаль, что ночевать нам там было рано. Потом одинокое хозяйство, за ним начинается уже более-менее проезжая дорога, идущая вдоль очередной огромной петли водохранилища Ralco. Конца и краю ему нет, уже пятый день мы его видим... Хотя никакого набора высоты тут не было вообще, вдоль водохранилища-то, рельефа меньше не стало, просто он стал мелким - все крутые подъемы и спуски. И все же часть этой дороги мы смогли проехать в седле, яростно вкручивая в подъемы и объезжая камни, что с нашими баулами (а Саша - с живым грузом) было очень технично. Но после долгой пешки ужасно хотелось на велосипедах покататься!
Дорогу пересекали многочисленные ручьи, к каждому надо было спускаться, а потом подниматься. Рядом гора почти две тысячи метров высотой, так что чистой текущей воды по пути много.
Следы не очень давнего обвала на небольшой вроде бы горке. Почвы тут, видимо, ненадежные.
Показался хвост водохранилища. Воды очень мало.
Маленький туннель
Вулкан Callaqui (3164 мнум) над водохранилищем
После моста через впадающую в водохранилище реку Bio-Bio мы вышли уже на более крупную дорожку, идущую кругом через поселки Lonquimay и Lolco, и поехали дальше над водохранилищем. Дорога была неплохим по качеству грейдером. Машин не было.
Но рельеф был бодрым как всегда — теперь вдоль склона нам надо было набрать 260 метров высоты, еще и с промежуточными сбросами. Проблема, впрочем, была не в подъеме, а в жаре. Солнце как раз вышло в зенит, установился штиль. В тени температура была 27-28 градусов, но тени на дороге не было. При более умеренной температуре большинство ступенек этого подъема я бы заехала в седле, а так шла пешком еле-еле. Короткие крутые спуски на зажатых тормозах были незаметны по сравнению с бесконечным втаскиванием тяжелого велосипеда вверх.
Как-то мы проморгали, что Виталик заснул. Со спящим ребенком протащились еще минут 40 (тут уж точно в основном пешком, так как спящим в кресле его сильно качает на подъемах), а потом решили, что происходящее все-таки слишком сурово. Прежде всего для меня с Сашей, потому что ребенок в кресле не тащит велосипед и нагревается меньше. Нашли небольшую тень у дороги, ребенка удалось выложить на пенку, не разбудив. И только мы собрались перевести дух, как ребенка укусила в глаз оса! Вот просто села на глаз, ужалила и улетела. Бедный Виталик! Так что вместо отдыха мы с Сашей утешали изо всех сил нашего мальчика и сами чуть не плакали от жалости. А потом надо было ехать дальше, чтобы найти место для ночевки.
Как только стало ровнее, вдоль дороги потянулись проволочные заборы хозяйства Fundo Lolco. Две последние ночи мы останавливались без заборов, а к хорошему очень быстро привыкаешь, так что лезть через колючку с велосипедами нам ужасно не хотелось. Но все равно пришлось. Вокруг был хороший лес, и нам удалось найти на склонах относительно пологое местечко для палатки. Там было уютно (не считая обычных опасений, что на нас наткнутся хозяева земли) и прохладно.
Трудный вышел день! Я умоталась на горках и жаре по полной программе, да и Саша утомился. Ребенок укус осы, к счастью, пережил благополучно, к вечеру опухлость спала, а глаз по словам Виталика уже не болел, а только чесался. Но тоже ведь ему пострадать пришлось. Да и на перевал по пыльной дороге он сегодня сам забирался.
В такие трудные походные дни самая жесть для меня — это когда вечером больше всего на свете хочется переделать все дела (поставить палатку, разложить вещи, приготовить ужин, его съесть — и лечь!!), а ребенок после напряженного дня требует общения и постоянного внимания. Надо быть спокойной, позитивной и не посылать его подальше, так как он ни в чем не виноват. А когда дела все время прерываешь, они мучительно растягиваются на часы...
Чтобы тебя вечером просто оставили в покое — недоступная роскошь в походе с ребенком. Поэтому мы стараемся сильно не уставать. Но всякое бывает.
День 72. 28 марта
25 км, 790 м набора высоты, трек на Strava
Погода: утром +5, днем до +28, солнечно
Утро было совершенно волшебным, прохладным и туманным. Мы скатились вниз к водохранилищу, в деревню Lolco. Там поля, пустая грунтовочка, пожелтевшие тополя совсем как у нас на югах, свечками - уже знакомые нам картины, но теперь все это было укутано густым туманом! Ну очень красиво! А то мы все время видим центральное Чили в ослепительном свете жаркого солнца...
Машу себе ручкой :) А внизу уже видно море тумана.
Виталика туман настраивал на философский лад :)
После деревни дорожка шла очень приятно вдоль реки Lolco слегка вверх почти без рельефа. Такое счастье здесь в горах редко бывает. Покрытие не было простым для велосипеда — камушки, скрытые слоем все той же вездесущей мельчайшей пыли толщиной в несколько сантиметров. Но мы получали огромное удовольствие от езды горизонтально, леса вокруг и утренней прохлады.
Саша собрал целый мешок сладких яблок, которые никто тут не ест.
Дайте два!
Наше счастье закончилось внезапно — дальше дорога была обработана бульдозером. И вскоре мы поняли, что это были не просто дорожные работы, а водитель бульдозера был настоящим маньяком!
Обычный рабочий просто прочищает дорогу. А этот срыл все вокруг, до чего мог дотянуться! Перемолол землю, траву и кусты в кашу - и смешал эту кашу с дорогой. Во-первых, выглядело это все очень уродливо. Во-вторых, дорога стала совершенно непроезжей для велосипеда. Даже машины (их проехало несколько за день) ползли там еле-еле на пузе. Катание закончилось, в общем…
А к этому времени еще и как раз вышло в зенит жаркое чилийское солнышко. Как всегда, на совершенно безоблачном небе. И мы шли пешком, утопая в рыхлой земле, мучаясь от жары и еще от обиды — ну зачем, зачем было делать ЭТО с когда-то уютной дорожкой?!! Даже на привал было негде сесть, ведь все пространство вдоль дороги было перекопано.
Еще запомнилась одна машина с туристами. Когда они проезжали мимо нас, открыли окно и уставились на нас совершенно рыбьими, бессмысленными взглядами. Ну а что, такой вот туризм на автомобиле - просто пассивное зрительное употребление. И нас они тоже употребили, не вылезая из ведра...
Вот такая дорога!
Пересечение ручья - самый ужас, так как там глубокая жидкая грязь... Если приглядеться, видно, что все вокруг очень широко взрыто.
Всего пройти нам пришлось около 7 километров. Совсем не мало! И вот он, бульдозер. Стоит в тенечке, водитель отдыхает внутри. И у него действительно не только ковш, но и плуг! Им-то он и вырывал с корнем несчастные кусты... Мы с Сашей в шоке уставились на этот агрегат. Вдруг из бульдозера вылез водитель и спрашивает такой - «проблемы?!». Не знаю, что он имел в виду (любому было бы очевидно, что благодаря ему у нас были очень большие проблемы последние несколько часов!!), но мы ничего отвечать не стали и предпочли побыстрее смотаться. Мало ли, нас распашет! И, возможно, нам очень повезло, что разрыто было всего 7 километров, а он продолжит убивать дорогу и дальше.
Адская машина среди результатов своей деятельности. Только сосны и не срыл...
Однако, попрощавшись с бульдозером, мы все равно не поехали. Потому что бульдозер обработал как раз весь ровный участок, а дальше начался крутой, если помножить его на рыхлую пыль, подъем. На который мы потащили велосипеды, конечно же, в основном пешком.
Ближе к вечеру жара стала совсем невыносимой. Мы были все черные от пота и пыли. Очень хотелось остановиться на привал и переждать жару, но это имело смысл делать у реки, чтобы хотя бы умыться. И ведь всю дорогу река была рядом, призывно журча… Но под крутым непреодолимым обрывом! В одно месте нам все-таки удалось спуститься вниз, но к воде там все равно было не подойти. Пришлось переть дальше...
Виталика по такой пыли мы везли только в кресле. Он, к счастью, отнесся к жаре и отсутствию привала философски, не жаловался. Иначе бы нам с Сашей совсем туго пришлось :)
Красивые деревья, но тени не дают!
Ребенок был в кресле, но все равно покрыт пылью.
Но судьба отблагодарила нас за упорство. Так как мы не останавливались, то ближе к вечеру удалось доползти до нашей первой вулканической цели - края огромнейшего застывшего лавового поля. И там, под сенью лавы, Саша отыскал нам полянку. С ручьями и водопадом. Виталик был совершенно счастлив, ведь он уже давно ждал встречи с вулканическими явлениями. А тут лавовое поле прямо рядом. Да и мы с Сашей были под большим впечатлением. И там мы смогли смыть с себя пыль, пот и постирать одежду, которая уже стояла колом. Вода из-под лавы была слишком холодной, чтобы в нее залезть, но ополоснуться в ней было можно.
Дорога подходит к краю лавового поля.
Палатка под валом из лавы. Такая ночевка - лучшая награда после нелегкого ходового (причем в основном в буквальном смысле) дня!
Ледяные ручьи.
Водопадик рядом с нашей поляной. Вода бьет прямо из-под лавы!
В водопаде плескалась бесстрашная птичка.
На этом "трудовая" часть Monkey Puzzle Trail для нас закончилась. Крутые подъемы, пыль и жара дались нам нелегко. Но это вовсе не были бессмысленные страдания :) Главное, что все дороги отвечали нашим ожиданиям - они были без машин, а вокруг были дикие лес и горы. Ради того, чтобы попадать в такие места, мы и поехали в этот поход. И мы вошли в прекрасную Арауканию по горам - так ведь намного интереснее. Ну а впереди нас ждали невероятные вулканические красоты!
Читайте о них в следующей главе отчета - "Monkey Puzzle Trail: на склонах вулкана Lonquimay"!