Отчеты Кати и Саши

Походы с ребенком, велопоходы

Велопоход "Вокруг Мологи". Август 2021. Катя

Отчет о сольном велопоходе вдоль всего течения реки Молога: через Устюжну, Пестово, Максатиху, Бежецк, Брейтово и Весьегонск. В одной поездке на шесть дней увидела любимую реку своего детства и возле ее истока, и возле впадения в Волгу, и много где между ними - насколько это возможно с велосипеда.

на велосипеде вдоль Мологи

Вступление про Мологу

Молога - прекрасная река. Она течет по местам, которые не раз подвергались оледенению, и вдоль своего русла собрала огромное количество песка. А песок - это сосновые боры! Много-много шикарных сосновых боров. Кроме того, на берегу Мологи я проводила лето в детстве, поэтому моя любовь к ней особенная. И здесь же провожу лето теперь, уже с сыном, поэтому мне удобно оставить ненадолго ребенка с мамой и поехать в поход именно в этих краях.

Русло Мологи представляет собой большую петлю. От истока Мологи (который считается по ее наиболее длинному притоку) до устья (где Молога впадает в более крупную реку Волга) - около 450 километров пути воды. Но при этом по прямой - всего около 140 километров!
Началом Мологи принято считать точку в четырех километрах к западу от деревни Ключевая, в районе Максатихи. Оно находится в болоте на Бежецкой возвышенности. Сделав заковыристую петлю среди холмов, раскиданных между Максатихой и Бежецком, Молога устремляется на север вдоль западного края Овинищенской возвышенности. Огибает ее в понижении местности возле Пестово и Устюжны, а потом отправляется на юг вдоль восточного края все той же Овинищенской возвышенности. И, наконец, после всех этих петель впадает в Волгу. Нижнее течение Мологи и ее устье теперь скрыто под водами Рыбинского водохранилища, раскинувшегося на месте древнего ледникового Молого-Шекснинского озера.

За возвышенности, с которых Молога течет и между которыми петляет, надо "благодарить" оледенения, особенно последнее Валдайское, после таяния которого остались огромные гряды песка и камней - ледниковые морены. Копни тут траву - и сразу видно сплошной гравий из камней, которые раздробил, притащил и оставил здесь ледник.
Вот что мне интересно. Абсолютная высота здешних возвышенностей совсем невелика. Например, высшая точка Овинищенской возвышенности - всего 267 м.н.у.м., а в целом ее высота около 200 м.н.у.м, при том, что урез воды на Рыбинском водохранилище находится примерно на 100 м.н.у.м. То есть возвышается эта Овинищенская возвышенность всего на сто метров! Однако, этих ста метров высоты достаточно, чтобы воды Мологи сделали такой огромный крюк на своем пути.
Но заставить речку петлять - это еще ладно... А ведь совсем рядом проходит граница бассейны Каспийского и Балтийского морей - такой же скромной высоты. Например, в Вышнем Волочке эта граница представляет собой полосочку суши с абсолютной высотой  160-170 м.н.у.м. (то есть всего на несколько десятков метров приподнятая над окружающей местностью) и около 6 км шириной. Эта полосочка разделяет бассейны Тверцы (притока Волги) и Цны (притока Мсты), то есть, Каспийского и Балтийского морей. Между этими морями - две тысячи километров по прямой, а путь воды во много раз длиннее. То есть вовсе не какой-нибудь мощный горный хребет, а всего лишь крошечный пригорок определяет, потечет вода через многие-многие сотни километров в Каспий или в Балтику!

Я не буду тут углубляться в бездонную тему происхождения Волги или древних водных путей (всяких каналов разного масштаба и времени происхождения, а также волоков, тут множество). Даже без "углубления" это все очень впечатляет, если просто задуматься над картой. А еще лучше "доходит", если посмотреть не просто на карту, но и на местность своими глазами! Я как бы давно знаю, что Валдай является водоразделом трех рек, и все такое... Теоретически знаю. Но вот реально задумалась о том, что представляют собой водоразделы на Русской равнине, только в этом походе!

Конечно, лучше всего изучать реку по воде. Однако, лодки у меня нет. Зато есть велосипед! Минус велосипеда - к реке выходишь только иногда. Но есть и плюс - видишь не только саму реку, но и то, что вокруг нее. Причем на холмы этих всех возвышенностей заезжаешь своими силами, чтобы прочувствовать - они же совсем крошечные! А такие реки разворачивают...

Мой маршрут "Вокруг Мологи"

Из-за формы Мологи велосипедный маршрут у меня получился круговой. Я начала ближе к низовьям, в Устюжне. Потом двигалась вверх по течению к Максатихе и Бежецку, где можно увидеть Мологу "возрастом" всего 10 километров. Потом пересекла поперек Бежецкую возвышенность - и вдоль реки Сить (притока Мологи) скатилась к берегу Рыбинского водохранилища, который раньше был берегом самых низовий Мологи. И снова вверх по течению вернулась к началу своего пути в Устюжне. Весь мой путь целиком проходил в рамках бассейна Мологи, и по пути я пересекла множество речек, которые впадают в Мологу и все вместе ее формируют.

В местах, где  я катаюсь многократно, мне интересно не только то, как я конкретно проехала в этом походе, но и то, как здесь можно проехать лучше всего. Тем более, что в маршрут я включаю разведки, которые по определению не всегда удачны, а некоторые знакомые места просвистела в этот раз мимо, чтобы время не терять.
Кроме того, в этот раз из-за проблемы с интернетом, который внезапно отказался работать в деревне, я не смогла полноценно подготовить маршрут, нарисовав его только по картам OSM и Генштаба, без доступа к спутниковым снимкам. Из-за этого в районе истока Мологи у меня были "приключения", которых можно было бы избежать при более качественной подготовке.
Поэтому в дополнение к реальному треку я выкладываю также оптимальный трек - как этот маршрут ехать лучше всего, по моему мнению сейчас. При этом в моем "оптимальном" маршруте есть места, которые я еще не изучила, так что в дальнейшем, если снова здесь проеду, то дополню его. Скачать этот трек можно здесь.

Так как маршрут круговой, начинать его можно в любом месте. Я сама стартовала из нашего дома в деревне Александрово-Марьино. Но точно также можно начать из Максатихи (поезда ежедневно), Пестово (поезд из Петербурга раз в неделю), Устюжны (автобусное сообщение с Петербургом) или, например, соединить с велопоходом вдоль Волги.

на велосипеде вдоль Мологи
Схема моего реального маршрута на велосипеде - малиновым цветом, схематично течение Мологи - синим. Также на карте хорошо виден рельеф - чем желтее цвет, тем там выше, диапазон тут колеблется от 100 до 300 м.н.у.м.


Реальный трек: 655 км, 6 ходовых дней, можно скачать здесь.
"Оптимальный" трек со всеми полезными точками по маршруту: 650 км
, можно посмотреть/скачать на nakarte или скачать здесь.

День 1. 9 августа.
66 км. Трек на Strava


В первый день я доехала от своего дома в Александрово-Марьино до Устюжны и двинулась вверх по течению вдоль южного берега Мологи по маленьким грунтовкам через сосновые леса. Целью этого дня было доразведать некоторые подробности, которые мне не удалось в предыдущие поездки. Ну а то, с чем вопросов не было, я наоборот в этот раз пропустила. По результатам этой разведки я написала статью про маршрут из Устюжны в Пестово.
Дополнительно описывать этот день здесь не буду. Переночевала в знакомом месте на берегу Мологи между деревнями Ярцево и Плёсо.

на велосипеде вдоль Мологи

День 2. 10 августа.
115 км. Трек на Strava


Утром доехала до Пестово. Наелась пирожков в ларьке за переездом, и на дорожку купила.
Дальше на юг (вверх по течению) вдоль Мологи до поселка Лесное можно двигаться двумя путями - по западному или восточному берегу. Я каталась и там, и там. По восточному берегу ведут в основном маленькие дорожки кругом через Ладожское и Борисовское. По западному берегу дорога идет в Лесное прямиком. Так как эта дорога короче, я решила поехать там, чтобы быстрее передвинуться к незнакомым еще местам, ведь отпустили меня всего на шесть дней, а планов много.
В Новгородской области дорога Пестово - Лесное представляет собой новенький асфальт, в Тверской уже грейдер. Прошлой осенью я ехала по этому грейдеру, и состояние было отличным. Однако, грейдер - это такой тип дороги, с которым никогда не знаешь, что тебя ждет! Очевидно, в прошлом году он был сразу после ремонта, а к этому году его конкретно разбили. Рыхлый песок, стиральная доска... Ехать было очень медленно и неприятно! Кроме того, еще и скучно ехать по такой широкой и такой плохой дороге.
А вот на восточном берегу дорога длиннее, но там дорожки маленькие, качество в основном отличное (небольшой только участок такого же грейдера). Я там как раз была за пару недель до этого похода. Поэтому в своем оптимальном треке вокруг Мологи я нарисовала именно тот вариант. Там и быстрее в результате, и приятнее, чем по прямому большому грейдеру. Описание и фотографии есть в отчете ("Одиночный велопоход вдоль Мологи между Устюжной, Пестово и Лесное. Август 2020"). В дальнейшем надеюсь еще разведать путь целиком по восточному берегу сразу к Максатихе.


Грейдер начинается при въезде в Тверскую область.

аллея путь в космос пестово
Красивая аллея "Путь в космос", посаженная в 1961 году.


Поселок Лесное я объехала по полевой дороге. Лучше там не ездить - много луж и навоза :) В Свищево перешла на другой грейдер. На вид он был совершенно такой же, но это уже не дорога между райцентрами, поэтому ездят там куда меньше. Поэтому и качество получше (но переменное), и ехать стало легче. После Медведково жилья почти нет - всего три деревни на 30 километров. В центре глуши - деревня Красный Городок. Почти нежилая. Вокруг много вырубок, но они все в стороне от дороги, на дороге только лежат штабелями бревна.

деревня Медведково
Красивые старые лиственницы в Медведково.


Кувшинки на озере Глухое рядом с дорогой.


Дорога за Медведково.


Ради интереса я свернула на петлю через деревню Заболотье (основная дорога идет мимо нее). Очень мне там понравилось! Неиспорченная деревня, с домами из темного дерева (им как минимум лет сто!). Наш деревенский дом в Александрово-Марьино родители в свое время решили обить вагонкой, потом ее покрасили. Вагонка - это, конечно, не пластиковый сайдинг. Но все равно мне намного больше нравится естественный темный цвет деревенских домов.

деревня Заболотье
Заболотье

деревенское кладбище Заболотье
Маленькое деревенское кладбище у Заболотья.


Наконец, дорога вывела меня снова к Мологе. Здесь уже совсем не глушь, вдоль реки выстроилось много деревень и дачных домиков. Густо населенные места так и тянутся вплоть до Максатихи.

Там, где дорога только выводит к Мологе, интересен берег. Не высокий песчаный, как обычно, а низменный. В сыром лиственном лесу очень буйно развился хмель. В этих широтах он способен выживать только в речных долинах, иначе холодно ему. Настоящий тропический лес получился! Вот уж не ожидала увидеть такое на Мологе!
Так как я понималась вверх по течению Мологи, берега в целом становились все ниже и ниже. Однако, сосновые боры на сухих песках периодически тут все еще встречаются.

хмель на берегу Мологи

хмель на берегу Мологи

хмель на берегу Мологи

деревянный дом в Костюшино
Красивый большой и полностью сохранный дом в Костюшино. Но вообще на берегу деревни уж очень дачные.


По пути сегодня я пересекла множество речек - притоков Мологи. Наиболее крупные - Меглинка и Сарагожа. Поменьше - Полонуха, Обретинка (Кременица), Кеза. Ну и всякие ручьи.  Речки эти стекают с Вышневолоцкой гряды на восточных окраинах огромной Валдайской возвышенности, и питают Мологу с запада. Вода очень прозрачная, без железа, на дне колышутся длинные травы.
Интересно, что Меглинка берет начало в озере Меглинское, которое с другой своей стороны искуственным каналом (река Канава) соединено с бассейном Мсты-Волхова-Невы. Уж не знаю, как в этом озере распределяется вода  - потечь ей в Балтийское море и в Каспийское :) В Меглинку попадает та вода, что отправится через Мологу и Волгу в Каспий. Остальные реки текут из обширных болот, раскинувшихся к востоку от озера Меглино. Болота эти находятся прямо на возвышенности, на высотах 190-200 м.н.у.м - на сто метров выше уровня Рыбинского водохранилища!

Меглинка в Пестово
Меглинка в Пестово.


Прозрачные воды речки Обретинка.

река Кеза
Река Кеза, остовы старого моста, вдалеке виден противоположный берег Мологи.


В месте впадения Кезы в Мологу я свернула к берегу в поисках ночевки. Это я хорошо сделала - попала на место древнего селища и захоронений. Здесь целая серия курганов, 1-2 метра высотой, стоящих рядом друг с другом, на высоком выступе берега между Кезой и Мологой. Место приметное! В этом районе известны и другие могильники, также на впадающих в Мологу речках. Но так как вокруг лес, то пока не уткнешься в них - не увидишь.
Уже дома я прочитала, что на Кезе была древняя стоянка, названная по своему местоположению Усть-Кеза. Ее датируют X-XII веками. Видны ямы - следы обширных раскопок в 1974 году. Были найдены погребения, много украшений . Подробно об Усть-Кезе можно прочитать и посмотреть фотографии некоторых найденных там предметов в статье Ю.В.Степановой "Курганный могильник Усть-Кеза в исследованиях археологической экспедиции Калининского Государственного Университета". Потому что просто курганы ничего не рассказывают...

древняя стоянка Усть-Кеза

устье Кезы
Вид на Мологу от крайнего кургана. Устье Кезы скрыто за ветками сосны.



Противоположный берег Мологи. Песок и сосновый бор имеются. Но высота коренного берега здесь уже как минимум вдвое меньше, чем в нижнем течении Мологи.


Здесь много полян на берегу в сосновом лесу. В этот вечер там никого не было, но вообще места здесь населенные. Поэтому, чтобы меня точно не побеспокоили отдыхающие и спокойно искупаться без одежды, я прошла с велосипедом вдоль берега за поворот Мологи. В августе вода в Мологе как правило немного отступает, так что для меня нашелся маленький кусочек сухого бережка, куда я и поставила свою палатку.
Молога здесь очень мелкая, дно каменистое, но вдоль берега песочек. Если сесть, то помыться вполне можно. Вода мутная - очевидно, выше по течению Мологу питают совсем не такие прозрачные речки, как те, мимо которых я ехала сегодня.



Вечером началась сильная гроза. Но почва, на которой стояла моя палатка, хорошо впитывала воду, так что лужи под палаткой не образовалось.

День 3. 11 августа.
97 км. Трек на Strava


Проехала утром еще немного вдоль берега по маленькой грунтовке через сосновый лес. Постепенно здесь разрастается борщевик - дошел уже сюда из поселка Труженик. Что доказывает, что борщевик может расти в принципе где угодно - в том числе и на песках среди сосен. Рядом с Устюжной я как могу борюсь с распространением борщевика (но сделать одна за короткий приезд могу немногое - только остановить расширение зарослей). А тут всем безразлично. Боль.

борщевик на берегу Мологи

Дальше есть красивое место в излучине реки (борщевик туда еще пока не добрался, колышутся травы). Здесь Молога делает особо крутые петли. Образовалось несколько стариц и обширные заливные луга. Через заливные луга открывается вид на большой храм Николо-Теребеньской пустыни. Красиво он стоит!

Молога


Понять, как это выглядит, можно только на спутниковом снимке (ну, или с квадрокоптера, которого у меня нет).


Николо-Теребеньская пустынь Труженик

Николо-Теребеньская пустынь Труженик

Объехав по грунтовке луга, я въехала в сам поселок Труженик. Село это древнее, в записях фигурирует с 15 века, исторические названия - Теребень и Слобода. А потом превратился в Труженик...
Поселок довольно большой, посередине стоит монастырь Николо-Теребенская пустынь с каменным храмом 18 века. Реставрация храма вроде идет, но очень неспешно. А вокруг пышным цветом колосится борщевик. Весь поселок им зарос. В советское время тут хорошо "потрудились", рассадив борщевик, а теперь местные жители считают, что это не их проблема. Потому что даже один небезразличный местный житель может сделать очень многое - если он есть (если вы не знаете, что делать с борщевиком, то заходите на сайт antiborschevik.info - там расписано всё, и абсолютно правильно). Грустное место, в общем.

Николо-Теребеньская пустынь Труженик

дом среди борщевика
Улица победы борщевика над деревней.

Дальше из Труженика в Максатиху ведет широкий грейдер вдоль берега Мологи. Вокруг в основном пески и сосновые леса на них. Местами дорога полностью из песка! Что вокруг есть, из того дорогу и отсыпали :) Самое песчаное место - между деревнями Коргово и Запорожье. Я ехала после дождя - и то было довольно вязко. А в сухую погоду здесь бы пришлось идти совсем пешком!

на велосипеде вдоль Мологи
Это тяжело!


А тут все отлично, потому что дорога идет не по песку (что видно по лиственному лесу вокруг).


В нескольких местах дорога совсем приближается к Мологе, и можно полюбоваться рекой. На берегах возле деревни Коргово и перед деревней Ручки видела хорошие места для ночевки на высоком берегу. А можно выехать на обширные заливные луга.

Молога

Молога

Молога

на велосипеде вдоль Мологи
Я люблю Мологу!

Возле самой Максатихи важный мост - через реку Волчина, которая там же рядом впадает в Мологу. Точнее, Молога и Волчина в месте слияния - это две практически одинаковые реки, так что нельзя сказать, что кто-то в кого-то впадают. Скорее объединяют свои равные усилия :). И по длине они похожи. Длина реки Волчина в Википедии указывается как 106 км, но это только от озера Волчино, а у него самый длинный приток еще километров 35-40 длиной. Молога от истока до места слияния с Волчиной - почти такая же, но все-таки немного длиннее. Поэтому она и считается главнее. Берет свое начало Волчина на той же Вышневолоцкой гряде, где и другие притоки этой части Мологи.

Волчина
Река Волчина.


Максатиха - большой поселок и железнодорожная станция. Сюда ходит несколько поездов из Москвы и Петербурга через Бологое. Меня в Максатихе больше всего порадовала отличная столовая. Это идеально для велотуриста - поесть горячей полноценной еды, не тратя время на ожидание. Сразу ехать легче, появляется энергия. Удивляет, что столовые у нас - это довольно редкое явление. Хотя нужное - народу там было достаточно.

столовая Максатиха
Счастье велотуриста!


В районе Максатихи, как я уже писала, Молога делает большую петлю. В дальней части этой петли расположен Бежецк. До него 50 с небольшим километров по прямой дороге. Неплохая дорога с умеренным движением. Но от той же Максатихи всего 20 километров по прямой на юг до официального истока Мологи. В эту сторону из Максатихи ведет дорога, которая пересекает Мологу в  "возрасте" десяти километров возле деревни Ключевая. То есть очень близко к ее истоку. Туда-то я и направилась!

Дорога в деревню Ключевая из Максатихи - большой грейдер. Он сделан в основном из песка, поэтому даже в мокром состоянии рыхлый. А что здесь в сухую погоду, и представлять не хочу. Зато он тупиковый, и движения по нему практически нет - это для меня самое важное. Не люблю кататься с машинами.

Здесь холмисто. В районе деревни Пальчиха я пересекла высоту 160 м.н.у.м. Вот эти холмы и заставляют Мологу делать такую петлю между Максатихой и Бежецком! Когда "срезаешь" петлю реки по суше, можно увидеть, что именно обходит река.



По пути проехала мимо некого источника. Судя по табличке, он был оборудован и освящен в 2008 году. Но за прошедшие 13 лет источник полностью сгнил. Лягушка поприветствовала меня громким плюхом в мутную и дурно пахнущую воду. А под крышей над источником слепили себе гнездо крупные осы - выглядело это очень страшно. Не знаю, названа деревня Ключевая в честь этого "источника" или еще чего другого, но местные жители больше ни про какие ключи не знают. Молога берет начало из обычного болота, куда стекает вода с окрестных холмов.





Наконец, я добралась до моста через юную Мологу. Здесь Молога совершенно не похожа на знакомую мне реку в высоких сосновых берегах. Медлительная, заросшая кубышками лесная речка... Подумать только, я с самого детства провожу каждое лето на берегах реки Мологи - и только в 37 лет увидела ее всю, проехав на велосипеде и возле ее истока, и возле устья! А большинство людей вообще никогда не ставят перед собой таких задач...

От моста до официального истока Мологи в болоте - примерно десять километров течения воды. Пробраться к истоку с этой дороги - трудная и малоприятная задача. Вокруг раскинулся труднопроходимый болотистый, буреломный и поврежденный вырубками лес. И хотя по прямой от дороги до истока всего километров пять, это мероприятие на целый день, и одежда нужна соответствующая. Возможно, можно подойти к истоку Мологи по лесовозным дорогам с запада. Это если это я вижу там дороги на спутниковых снимках, а не заросшие светлой ряской мелиоративные канавы... Но учитывая общую болотистость этих мест, это в любом случае должно быть непросто!
В общем, пеший поход на реальный исток Мологи был сейчас точно не для меня. А я и так была очень рада тому, что увидела столь "юную" Мологу!

Молога у истока


Торжественное фото у юной Мологи.

И в этот, такой важный для меня момент, можно сказать в самой цели моего похода, к мосту приехала машина. Единственная сегодня на этой дороге. Из нее вылезло двое полуголых отдыхающих и подошли ко мне. Я пыталась ждать, ведя светские беседы. Пыталась отвернуться и молча уткнуться в навигатор. Но отвязаться было невозможно - они не уезжали, курили одну сигарету за другой и разговаривали со мной, совершенно не обращая внимания, что я не проявляю никакого энтузиазма. Они ахали и охали, как же я одна, и как всегда рассказывали про ужасных диких животных. Доброжелательно, да. Но мне-то так хотелось спокойно полюбоваться на речку (и отпраздновать мое важное событие чаем с булочками), а не "общаться" с совершенно чужими мне людьми!

Это реальная проблема для меня в одиночных поездках на велосипеде - практически невозможно остаться гарантированно одной! Только ночью, забравшись в палатку в каком-нибудь укромном месте. Если ты велосипедист на дороге, то любой желающий может вылезти из машины и начать с тобой разговаривать. Эти люди, наверное, желают тебе добра, но им даже в голову не приходит узнать - а хочешь ли ты общаться? И это может произойти в любом, любом месте, куда физически может приехать машина. Даже вот так,
на пустой дороге в полной глуши!

Я так и не придумала, как можно не-грубо объяснить этим мужикам, которые формально не делали мне ничего плохого, что я бы хотела побыть здесь одна. Тем более, что на это можно получить логичный ответ, что дорога общественная, и они тоже имеют право стоять вот именно здесь...
Поэтому мне пришлось уехать. Я ехала и глотала слезы. Это было так обидно, я же так долго сюда добиралась! Однако, бойся своих желаний - я вернулась на этот мост и насладилась одиночеством. Просто позже :)


Большой грейдер ведет до деревни Ключевая. На карте Генштаба обозначено несколько дорог, ведущих оттуда в разные стороны. Мне, в общем-то, было все равно, по какой из них поехать, просто не хотелось возвращаться назад по тому же грейдеру. Как я писала в начале, спутниковых снимков у меня не было, чтобы посмотреть на это дело поподробнее.

Сначала я думала поехать на восток через деревню Клеймиха на Моркины горы. Однако, обозначенная на карте (и, кстати, отлично и ярко видимая на спутниковых снимках) дорога в реальности представляла собой заросшие колеи в поле. Возможно (хотя вряд ли), дальше в лесу дорога становилась лучше, но чтобы это узнать, сначала надо было полтора километра тащить велосипед по полю. Видимо, на момент спутникового снимка здесь вывозили лес, здесь была грязь - а грязь на спутниковых снимках часто выглядит нормальной дорогой. А потом лес вывозить перестали - и колеи бысто затянуло высокой травой.

Тогда я попробовала поехать на запад, через деревни Данилково и Кондуши. Дорога была обозначена и на карте Генштаба, и на OSM не как лесовозка, а как полноценная большая дорога по насыпи между деревнями. Карты не врали, явно так оно и было - но уже давно.

Как обычно, дело ухудшалось очень постепенно. Иначе разве бы я потащила добровольно велосипед через грязные лужи по колено, когда планировала в этом походе только нормально кататься по дорогам? Все дело в постепенности! Сначала была просто вязкая песчаная дорога, потом более заросшая, а потом пошли большие лужи... Откуда столько воды на дороге по высокой насыпи - для меня загадка. Откуда вообще тут везде СТОЛЬКО воды??? Зато мне теперь понятно, откуда брать воду Мологе - тут же сплошные болота!
Ну а закончилось это все хаткой, которую бобры соорудили прямо на конце дороги, уходящей под воду уже куда более глубокую... До следующей деревни Лодки оставалось всего 900 метров, но я не могла их преодолеть. Не лезть же вплавь с велосипедом через разлившийся из-за бобров ручей!
Причем если бы у меня был на телефоне заготовлен спутниковый снимок, я бы смогла увидеть, что эту плотину можно обойти по колеям. Тогда усилия по тасканию велосипеда хотя бы вывели меня на другую сторону. Я видела эти колеи, уходящие в сторону, но без спутниковых снимков и без связи откуда же мне было знать, что они ведут туда, куда мне нужно...






В результате, мне пришлось полностью возвращаться назад. Тащить велосипед по тем же лужам, потом грести по очень вязкой дороге до Ключевой, потом по грейдеру...
И через несколько часов существенных усилий я снова стояла на том же мосту через Мологу, на котором не успела постоять и полюбоваться в первый раз! Теперь - совершенно одна. Как говорится, бойтесь своих желаний, они могут исполниться :)



Так как наступала ночь, там же надо было и оставаться на ночевку.
Я попыталась прорваться к берегу Мологи, но уж очень тут болотисто и труднопроходимо. С одной стороны шли колеи вдоль берега на восток, но они уперлись в болото. Попробовала пойти по колеям в другую сторону, но тоже все закончилось водой и буреломом. Зато там я обнаружила еловые лесопосадки, где можно было отлично поставить палатку НЕ в болоте.



Как только я поставила палатку, грянул очередной ливень, наступила полная темнота. Дождь стучал по палатке, и шумел в ветвях, и журчал стекающими с деревьев потоками воды. Однако, даже сквозь оглушительный шум дождя я услышала, как кто-то крупный недалеко от палатки начал ломать сучья. На всякий случай я зажгла фонарик, чтобы животное случайно не наткнулось на мою палатку в кромешной темноте. Потоптавшись рядом, оно ушло бродить в другое место. И я спокойно уснула после трудного дня. Ведь здесь, среди леса, ко мне точно не придут люди!
Утром, по следам на дороге, я узнала, что в гости ко мне приходил крупный лось. Ничего не имею против! Животные в личное пространство не вторгаются. В отличие от людей...


День 4. 12 августа.
116 км. Трек на Strava


Утром по совсем размокшему песчаному грейдеру ехать было еще сложее. Тащилась назад, до поворота возле Максатихи, я долго и тяжело.


Вот это все очень рыхлое!

Грейдер вернул меня на шоссе в Бежецк, где я стояла вчера. Пусть я и не думала, что мне придется возвращаться тем же путем, главное - я увидела юную Мологу. Теперь можно было уже ехать в Бежецк - смотреть на Мологу уже немного ниже по течению. Ну и петли! Если не смотреть на карту, вообще не поймешь, о чем я пишу.

Дорога на Бежецк приятная, трафик умеренный. Частично отремонтирована, частично старый асфальт. Перед Бежецком я решила сделать петлю через деревню Михайлова Гора, чтобы посмотреть на Мологу оттуда. Деревня, согласно названию, находится на горе. Представляю, как красиво там было когда-то. Однако, теперь всякий вид из деревни закрывает стоящий стеной борщевик.

Михайлова Гора

С Михайловой Горы спускается небольшая грунтовка по полям. Там было довольно грязно, и много луж, так что ехать не просто. Однако, эта дорога подходит к самому краю коренного берега, и можно увидеть Мологу. Точнее, обширные низины и озера, по которым в районе Бежецка распределяет свои воды река. На берегу есть несколько древних курганов (теперь я их легко замечаю и ни с чем не перепутаю!), а также стоит над просторами полу-разрушенная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Бежицах.

Молога у Бежецка
Весной и в первой половине лета это все заливает водой. Но к концу августа остались лишь небольшие протоки и пятна чистой воды.



Курган, заросший деревьями.

церковь Успения Пресвятой Богородицы в Бежицах

церковь Успения Пресвятой Богородицы в Бежицах

Я попробовала еще покататься по полевым дорогам вокруг Бежецка, но без спутниковых снимков как-то вышло у меня не очень. Да и не понравилось. Полевые дороги жутко грязные, потому что там глина, и дожди прошли. И растущий между распаханными полями борщевик портил своим видом и отвратительным запахом мне все удовольствие.


Окрестности Бежецка запомнились мне такими :(

В Бежецке я пересекла Мологу по мосту. Один мой знакомый, который провел детство в Бежецке, жаловался, что река очень обмелела. Действительно, трудно в этом мелком, покрытом ряской болотном ручье узнать красавицу-Мологу. Однако, обмеление коснулось Мологи только здесь. Как человек, проведший детство на берегах Мологи возле Устюжны, могу сказать, что там воды в реке за 30 лет точно не стало меньше. Наоборот, таких крупных обмелений, которые я помню из детства, не было уже много лет.

Молога у Бежецка
Вид на Мологу с моста.

На выезде из Бежецка - мост через речку Остречина. Она выглядит куда в большей степени рекой, чем Молога на предыдущей фотографии (еще до впадения Остречины). Но длина ее совсем небольшая, поэтому она считается притоком.

Остречина
Остречина.

Сам город я смотреть не стала, не было сил. Тем более, что в районе моста в центре Бежецка просто ужасно много машин - здесь пересекается несколько дорог, и все едут через город. Наверное, тут есть и тихий исторический центр, но как-нибудь в другой раз! Сняла стресс вкусной шавермой на площади, купила продуктов в магазине и поехала прочь из города.

Теперь мой путь лежал прямо на восток, чтобы всего за день пути на велосипеде передвинуться от самых верховий Мологи - к самым ее низовьям, Рыбинскому водохранилищу, замыкая Моложский круг.
Из Бежецка мой маршрут сначала вел по шоссе на Сонково. Здесь дорога представляет собой то новый, то ужасно разбитый старый асфальт. Какие-то машины на нем встречались, но ползли не сильно быстрее, чем я, из-за ям.

дорога Бежецк - Сонково

В течение 60 с лишним километров пути от Бежецка до Воскресенского (где выходишь к реке Сить) естественных источников воды нет совсем. Так как здесь проходит возвышенность Бежецкий верх, и все ручьи отсюда только берут начало. Болот для этого дела тут хватает, но из них воду набирать не хочется - совсем гнилая на вид.
Именно Бежецкий верх, смыкающийся с Овинищенской возвышенностью, преграждает Мологе путь из Бежецка сразу на восток к Волге, заставляя ее делать петлю в сотню слишним километров на север. Проезжая по шоссе, я поднялась до высоты 213 м.н.у.м., а максимальная высота этой возвышенности составляет 240 м.н.у.м. Как я писала во вступлении, даже такая вот незначительная высота разворачивает целые большие реки на равнине.

Также болота Бежецкого Верха питают водой реку Сить - крупного притока когда-то низовьев Мологи, а теперь Рыбинского водохранилища. Начиная с Сонково, я ехала примерно вниз по течению постепенно набирающей воду Сити. Так как Сить является последним притоком Мологи перед впадением в Волгу, двигаться вдоль нее хорошо вписывалось в общую идею маршрута "Вокруг Мологи". Но в этот день я видела Сить только когда ее пересекла дорога, и будущая река представляла собой небольшой и очень гнилой ручеек.



В Сонково я не нашла ни единой колонки с водой или колодца - все теперь набирают из личных скважин. Попросила воды в одном из домов, увидев хозяйку рядом с калиткой. А потом остановилась на ночевку просто на зарастающем поле. К счастью, там не было борщевика. В таких местах, где вокруг на десятки километров тянутся только сырые лиственные леса да болота, бывшие поля - это единственное доступное место для палатки в летнее время. Поэтому если эти поля зарастают борщевиком, то с ночевками в велопоходе наступает полная беда - я такое проходила в Новгородской области.



Днем дождя опять не было, но стоило мне поставить палатку, как началась гроза и сильный дождь. Повезло.

День 5. 13 августа.
118 км. Трек на Strava


Из Сонково я ехала на восток примерно вдоль железной дороги через Пищалкино до Воскресенского и далее до Правдино. Дорога представляла собой разбитый старый асфальт среди болотистой местности и лиственных лесов. Хотела написать - "среди низменной местности"... Но осеклась - тут же, наоборот, возвышенность! Просто очень болотистая возвышенность :)

Места предельно медитативные. Ехать быстро не получается из-за ям. Зависит от их формы. Там, где они круглые, их проще объезжать. А там, где поперечные, не объедешь. Иногда проще ехать по обочине. Иногда обочина тоже в больших ямах. Зато движение на этих дорогах было совсем небольшое, а немногочисленные машины ехали медленно.
Мне очень нравятся такие места, где особо не на что смотреть, а можно просто катить на велосипеде на почти пустой дороге и тихо думать о своем. Постоянный мелкий дождь тоже способствовал задумчивому настроению.


Фотография, выражающая весь этот участок пути: разбитый асфальт, справа железная дорога, вокруг какое-то болото.


Асфальт весь состоит из ям и заплаток.

на велосипеде вдоль Мологи


Вот такие вокруг болотины.

Интересно, что именно в этих, ничем не примечательных с точки зрения велотуриста местах, я внезапно встретила целого живого велотуриста - он ехал в сторону Углича. Даже немного прокатились вместе. Удивительно! Кажется, я первый раз в своих сольных поездках встречаю "колллегу". То ли велотуристов совсем мало в России, то ли катаюсь я "не там" и "не тогда"...


Спасибо Антону Рубцову за фото.

За селом Воскресенское, дорога снова пересекает реку Сить, которая здесь уже настоящая река. Неподалеку в нее впадают притоки Болотея и Верекса, которые собирают воду с болот южных окраин Овинищенской возвышенности. Всю дороге меня удивляло, что я еду сотни километров на велосипеде - но не выезжаю за пределы бассейна Мологи. То есть всякая вода, которую я вижу текущей - вся она течет в Мологу!


Вид на Сить рядом с Воскресенское.

Возле деревни Правдино ушла дорога на Новый Некоуз - по ней можно выехать сразу к Волге. Но это в идею похода (да и в доступное мне время) не вписывалось. Я повернула на север к Брейтово, следуя за течением Сити. Дорога - все такой же довольно разбитый старый асфальт без трафика. Единственная разница - здесь больше рельефа. Холмы везде плавные, но Сить течет в довольно глубокой долине, и каждое впадающее в нее болотце - это спуск и подъем. Необычно для этих оооочень равниннных мест.

Именно в этих местах в 13-м веке состоялась знаменитая битва на Сити с татаро-монголами, которую считают последней крупной попыткой сопротивления наступлению Орды. Битва была очень крупная, русские потерпели полное поражение, но и татары дальше не пошли. Вот такие жуткие тут кипели события.
Предполагаемое место Ситской битвы (которая на самом деле растянулась очень далеко) - рядом с селом Покровское. Смотровая площадка находится на восточном берегу реки. С высокого коренного берега открывается обширный вид на петляющую Сить.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском.


Мост через Сить и храм Михаила Архангела в Семеновском.


Вид на Сить с моста.



панорама Ситской битвы
Река Сить красивая. Но долину постепенно затягивает все тот же борщевик. И освободиться от него будет не сильно проще, чем от татаро-монгольского ига.



Я не стала возвращаться назад на основную дорогу, поехала по восточному берегу Сити по грунтовке. Вроде как довольно крупная, полноценная грунтовка по насыпи. Но ехать было там не очень-то приятно. Глина здесь не липкая, но грязная и накапливает воду. Наверное, именно из-за этих глин, которые не дают воде просачиваться в почву, здесь так все такое болотистое. Поэтому в этом районе ездить по грунтовкам - совсем мало приятного, и в своем маршруте я выбирала только грейдера или сельский асфальт.



Вот и Брейтово - старинное село (история тут), когда-то стоявшее на берегу Мологи, а теперь на берегу Рыбинского водохранилища. Как и другие другие села и города на берегу водохранилища, Брейтово было во многом затоплено, часть зданий перенесена. Я была голодная, но не нашла здесь ни пирожков, ни кафе какого-нибудь, вообще ничего - обидно. Перекусила чем-то из магазина на скамеечке в сквере на берегу и поехала дальше.


Мост через разлившуюся Сить в месте ее впадения в Рыбинское водохранилище.



Я снова на берегах Мологи!

Начиная от Брейтово, теперь я снова двигалась вверх по течению Мологи, чтобы замкнуть свой Моложский круг. Теперь в Весьегонск. Дорога - неплохой асфальт, но машин куда больше, чем было на прочих дорогах сегодня и вчера. Видимо, в Брейтово заезжают все именно с запада.
Места вдоль дороги населенные, вокруг негостеприимные поля разной степени заросшести, а уже темнело. Пришлось становиться на ночевку в каком-то совершенно неромантичном перелеске. Тяжело сегодня ехалось.

День 6. 14 августа.
142 км. Трек на Strava


Утром я доехала оставшиеся 70 километров до Весьегонска по разнообразным дорогам. Вскоре основная дорога ушла на запад, дальше я поехала по хорошему (после дождя) грейдеру по приятным лесистым местам, а потом выехала на шоссе Красный Холм - Весьегонск. Ничего не фотографировала на пути и не запомнила. Старательно крутила педали, а встречный ветер мне мешал - сегодня у меня последний день похода, и вечером я обещала быть дома в Александрово-Марьино.

Весьегонск я искренне люблю. В этом походе мои прекрасные с ним отношения начались с ларька, полного пирожков, еще на въезде в город. Я выпила чаю и наелась жирненьких пирожков, что помогло мне полностью восстановить силы после борьбы с ветром. И вот с этого момента жизнь заиграла позитивными красками!





Весьегонск пострадал от разлива Волги очень сильно. Историческая часть города вся оказалась под водой. Это ужасно, но и в современном Весьегонске мне очень нравится! Тут так много берез! На берегу водохранилища - целый большой парк с березами. Очень красиво!

Весьегонск

Весьегонск

на велосипеде вдоль Мологи

Весьегонск
Наиболее старая часть города - северная. Здесь сохранились два храма над просторами Рыбинского водохранилища.


Весьегонск


Вдалеке виден противоположный коренной берег Мологи. Как раз где-то там я сидела и смотрела на Мологу в прошлом году в велопоходе Устюжна - Белое озеро!


Из Весьегонска я выезжала по дороге на Устюжну. Первые 10 километров она асфальтирована, дальше большой грейдер. Как раз здесь мне надо поворачивать, чтобы преохать дальше вдоль Мологи по маленьким дорожкам. Дороги мне все уже давно знакомы. Так как времени у меня было в обрез, то я ехала коротким, но приятным путем, не заезжая в Модно, которое находится в стороне в изгибах реки.

Вокруг снова стояли мои любимые сосновые боры. Я по ним уже соскучилась в сплошной болотистой лиственности! А теперь наконец вернулась к "большой" Мологе и  ее пескам. В сосновом воздухе так приятно дышать!
По возможности я подъезжала полюбоваться на Мологу, которая здесь подтоплена Рыбинским водохранилищем, но чем выше по течению, тем уже становится. Хорошие виды на Мологу открываются в деревне Слуды, перед деревней Бугры и возле деревни Матвеево.

на велосипеде вдоль Мологи
Возле деревни Слуды.


Дорога Слуды-Бугры.

Молога
Молога возле деревни Бугры. К концу лета (но не каждого) обнажается полоса песка под обрывом.

на велосипеде вдоль Мологи
Я и моя любимая Молога!



Лесная дорога между Ярославской и Вологодской областями.

на велосипеде вдоль Мологи
Последние приятные километры!
Прямо до моего деревенского дома еду по лесной дороге.

Дома в деревне Александрово-Марьино я была вовремя, уложившись в обещанные маме 6 дней на 655 километров. Очень довольная, что впервые в жизни с помощью велосипеда познакомилась с любимой рекой Мологой целиком!

Личные обстоятельства

Так случилось, что перед этим походом я практически не каталась на велосипеде почти целый год, с предыдущего велопохода "Tour Unite 1200 км Конаково-Сортавала 2020". Сначала у меня было много осенних пеших походов с ребенком, потом морозная зима, потом много весенних пеших походов с ребенком. Потом очень тяжело было начинать кататься. А когда я все-таки начала, то вскоре заболела какой-то странной бактериальной инфекцией и проболела месяц с лишним, что очень меня это вымотало, а велосипедная "форма" снова скатилась к нулю.

Этот велопоход стал моей (довольно отчаянной) попыткой вернуться к велосипеду. До него я два раза покаталась рядом с домом и съездила в одно ПВД. Но заставлять себя кататься понемногу через не-могу было слишком тяжело. Поэтому я решила сделать уж сразу поход, чтобы откататься несколько дней одним усилием и чтобы интересный маршрут помогал мне двигаться. Мама отпустила меня только на шесть дней, оставшись с ребенком.

Хотя формально мой километраж по 100+ километров в день получился приемлемым для велотуризма, дался он мне непросто. Так что в конце я вставлю сюда текст, который написала в этом походе. Он не имеет никакого отношения к маршруту, но зато честно описывает, как я ехала этот велопоход на самом деле :)

"НЕ КАТИТ!
Думаю, это ощущение знакомо всем, кто катается достаточно давно и старательно. Его описывают самыми разными словами. Но суть, наверное, у всех примерно одна.
Можно пыхтеть весь день и таким манером проезжать побольше. Можно себя беречь и проезжать поменьше… Вопрос совсем не в конкретном километраже (а то может показаться, что моя сотня в день - это нормально, но на самом деле я просто сильно старалась), а именно в самом явлении НЕ КАТИТ.

Когда велосипед кажется тяжелым, очень тяжелым. Ты нажимаешь на педаль, но он не устремляется вперед, а как умирающий делает маленький рывок и тут же останавливается во вмятинке на дороге. Ты снова с трудом сдвигаешь его вперед следующим нажатием педали... и повторяешь это унылое действие до потери пульса. Как будто колеса не круглые, а квадратные!
Когда мелкие препятствия по пути не преодолеваются сходу, а становятся отдельными событиями. И ты прямо чувствуешь, как время течет медленно, тягучее и вязкое, а силы наоборот утекают как вода, пока ты всего лишь обходишь с велосипедом грязную лужицу или взбираешься на песчаную горку.
Когда постоянно мечтаешь о том, чтобы остановиться. И этому очень «удачно» находится тысяча причин! Ведь как только ты останавливаешься, то тут же забываешь, что надо было сделать, а как только стартуешь, то вспоминаешь - и приходится останавливаться снова. Спасибо подсознанию за помощь :)
Когда все твои усилия никак не равняются их результату.

И все время пытаешься понять: ПОЧЕМУ НЕ КАТИТ? На это, кстати, тоже уходят силы :) То дорога плохая, то жарко, то мокро, то ветер встречный, то не поел воремя, то попу натерло... пока наконец не понимаешь, что объяснений стало слишком много, чтобы быть правдой.
Тогда начинаешь искать «объективные» причины в себе. Но они совершенно неуловимы!
Ну вот у меня… Можно ли считать, что перед походом я раскаталась, проехав около 400 км за две недели перед стартом? Или надо покататься еще - и тогда станет лучше? Я не знаю!
Может ли мой осенне-зимний 7-месячный перерыв в катании иметь такие долго-играющие последствия? Ну вряд ли, но именно из-за перерыва я не смогла отследить, когда меня накрыло глобальное «не катит».
А сколько могут длиться последствия долгого и вылеченного антибиотиками, но не особо тяжелого ОРЗ? Это бы все объяснило... Но как понять, что это именно оно, и что теперь?
Это все вопросы не от нечего делать, а очень даже практичные, потому что как иначе понять, чего можно ожидать от себя дальше? А понять это необходимо, чтобы хоть что-то планировать... Или нечего теперь рыпаться за пределы матрасного велотуризма? А вообще, что это за «теперь» такое??? Типа постарела на год, что ли? Больше-то ничего нового не произошло пока...

Однако, в этом походе мне, к счастью, все-таки выпала короткая возможность вспомнить, как на велосипеде можно кататься НОРМАЛЬНО. Как раз удачно на шестой последний день похода, когда мне надо было обязательно проехать 140 км (половина асфальт, половина песчаные грейдера и лесные грунты). Вдруг что-то поменялось. Я совсем не стала ехать быстрее, все та же средняя 15 км/ч. Но я стала ехать ПРОЩЕ!

Возможно, одной из причин была большая порция вкусных, жирных и сладких пирожков из Весьегонска. Но вообще-то я и так добываю пирожки везде, где можно :) Возможно, вдохновили дорожки в ароматном сосновом лесу вместо убитого асфальта среди кустов, но ведь и лесная дорога, и песчаный грейдер не быстры. В общем, причин хорошего я не знаю точно также, как и плохого. Но в этот день 140 км я проехала легко и приятно!

Как же я скучаю по такому вот катанию… И дело совсем не в «спорте» и не в «достигаторстве». Свобода движения - это жизнь!"

К счастью, оказалось, что хорошее самочувствие в последний день не было случайностью, а мои дела действительно сдвинулись с мертвой точки. И это дало мне возможность через несколько недель отправиться на маршрут Тур Юнайт Воронеж-Ростов 1350 км. И хотя там все сложилось совершенно не так, как ожидалось, в результате эти 1350 километров я проехала замечательно приятно и комфортно. И никакого гнусного "не катит" у меня в этом году больше не было совсем!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: Tour Unite 1350 км Воронеж-Ростов 2021 (Костюхина Екатерина)

Добавить комментарий


Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте и потребовали большого труда. При этом без всякой коммерции. Если что-то пригодилось вам для подготовки вашего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой: это поможет сайту не теряться в интернете. Хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - спросите разрешения, и активная ссылка обязательна!