Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Велогонка Tour Unite Воронеж-Конаково 2018 (Александр Столяров)

2018_07 Тур Юнайт Это отчет о многодневной велосипедной байкпакинг гонке Тур Юнайт (Tour Unite) 2018 года. Маршрут проходил преимущественно по грунтовым дорогам из Воронежа в Конаково, 1300 км. В этом году в общем старте приняли участие 16 человек. До финиша добрались только пятеро. Мне (и еще двоим) удалось проехать маршрут за 5 суток и 9 часов.


схема маршрута Тур Юнайт 2018 Воронеж - Конаково
Автор: Столяров Александр
Километраж: 1303 км
Время прохождения: 5 дней 9 часов
Трек можно посмотреть на Страве
Фотоальбом здесь
Официальный сайт мероприятия: tourunite.ru
Группа гонки вконтакте: vk.com/tourunite


Предыстория


Что такое Тур Юнайт для меня? Это прежде всего максимально концентрированное велосипедное «приключение». На бреветах тоже есть настрой на то, чтобы больше ехать, но они проходят только по шоссе, что и скучновато, и опасно. А здесь трек проложен по самым разным дорогам, по возможности грунтовым, хотя и не без асфальта. Как обычно делают в велопоходах. Но в велопоходах время в движении, как правило, бывает небольшим, с длительными привалами, приготовлением еды, ночевками. Особенно в велопоходах с ребенком, которыми я занимаюсь последние годы. Да и в так называемом «спортивном велотуризме» и время в движении, и километражи невелики. А вот Tour Unite (дурацкое название, ага!) позиционируется как гонка, а значит, можно (и нужно) ехать много и хорошо.

В прошлом году я проехал первый сегмент - 1000-километровый маршрут Петрозаводск-Конаково один, в режиме раздельного старта (на общий старт не попадал по датам). В этом году основным был предложен следующий сегмент — 1300 километров из Воронежа в Конаково. И в этот раз мне удалось поучаствовать в общем старте гонки.

Трек Воронеж-Конаково проходит через разные природные зоны. Рязань делит его на две части: с юга «чернозем», с севера «пески». В пределах этих половин типы грунта тоже варьируются. Добавляет разнообразия и то, что трек составляли разные люди, каждый со своим представлением о прекрасном.
На мой взгляд, маршрут Воронеж-Конаково значительно интересней, чем Петрозаводск-Конаково, но есть в нем и спорные моменты.
Хорошо, что асфальта в целом стало сильно меньше. Плохо, что возросла доля асфальта с напряженным трафиком.
Чернозем — очень спорная вещь. По нему прекрасно катится, когда он сухой, но когда мокрый - блокирует колеса, и велосипед надо нести на себе. Для масс-старта это не очень большая проблема — все в равных условиях. А для раздельного старта такая большая зависимость от погоды вносит лишний фактор случайности.
На маршруте Воронеж-Конаково довольно много «техничного» грунта: колеи, тропы, объезды луж, заросшие полевые дороги, насыпь железной дороги, тогда как в маршруте Петрозаводск-Конаково такого практически не было. В частности, в прошлом году везде можно было ехать ночью. В этом году во многих местах дороги оказались слишком сложными для ночной езды, по крайней мере, для меня - в свете фонаря плохо видны края колей, не видно, что творится за перегибом крупной ямы, за деревьями, между которых надо петлять, и т. п. В таких местах ночью ехать часто приходилось «наугад». По заросшим полевым колеям наугад приходилось ехать и днем - всегда быть наготове, чтобы выстегнуться, если наедешь на невидимый в траве край колеи или подбросит в невидимой яме.

Подготовка


Мой накат с начала этого года  получился довольно приличным, больше 6000 км. Но почти всё из них — это два длительных велопохода с ребенком. Особенность походов с ребенком — маленькое ходовое время и постоянные длинные привалы, что отучает от целенаправленной езды, организм привыкает к расслабленному режиму. Так что этот накат хорошо подготовил колени (накат — главное для их здоровья), но понизил скорость. Я заметил это на бреветах на фоне других участников, которых раньше чуть обгонял, а теперь наоборот немного отставал. Зато последний велопоход с ребенком у нас был по Южной Корее в мае, где было существенно жарче, чем на Тур Юнайте, так что от солнца я страдал явно меньше большинства других участников.

В плане снаряжения, я хотел устранить три основных неудобных момента, которые были у меня в прошлом году: прямой жесткий руль (из-за которого немели пальцы), подседельный баул (капризный к укладке) и сложную в установке палатку.

Руль-баран


Рама моего велосипеда (Salsa Fargo) изначально рассчитана на специализированный «баран». Когда я собирал велосипед 7 лет назад, баран на туристическом велосипеде был для меня чем-то слишком революционным, и я поставил обычный прямой мтб руль. Но на прошлом Тур Юнайт серьезно задумался о баране.
Действительно, баран вместо прямого руля — совсем не однозначный выбор. И с совместимостью компонентов есть сложности: шоссейные пистолеты требуется совместить с мтб трансмиссией, а производители почему-то стараются все сделать максимально несовместимым. Для меня совмещение компонентов осложнялось еще и тем, что велосипед использую совсем не только для езды быстро налегке, но и для велопоходов с ребенком, в том числе автономно, в горах, по грунтам и с прицепом. Для иллюстрации можно сказать, что в наших семейных велопоходах я довольно редко включаю спереди третью передачу (у нас трансмиссия 3х9) и едва ли не половину времени еду на маленькой звезде, а на Тур Юнайт я наоборот ни разу не включил первую передачу и ехал половину времени на второй звезде, а половину вообще на третьей. Так что «стандартный» для таких случаев вариант SRAM 2х10 мне не подходил по диапазону, и некоторые другие варианты тоже.

В итоге за пару недель до гонки я все-таки поставил руль Salsa Cowchipper, с гелевыми подкладками и мягкой обмоткой Cinelli CorkGel. Трансмиссию удалось оставить неизменной (3х9), поставив «пистолеты» Microshift R9 и переходник Shiftmate для переднего переключателя. Перед стартом мне удалось выехать в таком оборудовании всего один раз на 20 километров, и руль проявил себя неоднозначно: показалось слегка неудобно ехать и в верхнем, и в нижнем положении. Так что опасения у меня были. Однако, на гонке руль показал себя очень хорошо. Я реально использовал четыре разных хвата. В нижнем хвате очень удобно ехать по трясучему грунту: хорошо гасится вибрация, и руль очень надежно лежит в руках при ударах от наездов на крупные ямы. Я много ехал и держась за концы рогов, и даже за прямую часть сверху — когда хотел временно сильно сменить посадку. В общем, главная цель с помощью установки барана была достигнута: хотя в этом году «долбёжки» было больше, чем в прошлом году, онемения пальцев удалось избежать. Так что бараном я очень доволен.

руль баран Salsa Cowchipper и байкпакинг
Salsa Cowchipper и байкпакинг 

Сумка на багажник


По итогам прошлого года я решил больше не экспериментировать с подседельными баулами (уж очень муторно их упаковывать!), а поехать с багажником (подробней о байкпакинге). Была даже мысль взять рюкзак-«штаны» минимального объема, но с необходимым мне снаряжением они оказывались полупустыми, так что не стал. Это оказалось правильном - если прошлогодний Петрозаводск-Конаково со штанами можно было бы ехать так же, как с любыми другими сумками, то Воронеж-Конаково для штанов совсем не подходит из-за габаритов — очень много езды через заросли и среди деревьев.
Остановился на дешевенькой сумке на багажник белорусской фирмы «Турлан» Крок-15, плюс палатка, завернутая в пенку, сверху.
Сумка эта хороша тем, что притягивается к багажнику за верхнюю часть. Это позволяет и снять нагрузку с молний, и устранить болтанку: обычно сумки на багажник крепятся снизу, в результате сильно болтаются и даже норовят оторваться.
Палатку «однушку» завернул в тоненькую пенку от Пик-99, и убрал в чехол от двухместной палатки. У этого чехла есть молнияи вдоль, что позволяет удобно убирать внутрь. Переднюю часть чехла притянул в обхват за багажник для увеличения стабильности, а заднюю — к верху сумки. Это позволяло доставать вещи из задней части сумки без необходимости ослаблять фастексы. Дополнительно сбоку на багажник было удобно крепить сменную бутылку с водой или колой.
Такая конструкция показала себя намного более удобной, чем подседельный баул, хотя и есть некоторые моменты, которые можно улучшить.

задняя сумка Турлан Крок-15 на багажнике байкпакинг

Палатка


Палатку я купил Big Agness Fly Creek HV UL1, на замену Снаряжение Аскет, которую использовал в прошлом году. Эта палатка легче (полный вес 910 г против 1300 г), но главное — намного проще в установке. Правда, всё же она оказалась не настолько удобна, как я надеялся: на практике при возможности дождя приходилось втыкать 6 колышков (а хотелось бы обойтись без них!). К тому из-за сверх-легкости Fly Creek HV UL1 имеет очень тонкое дно, и есть риск его проткнуть. Вообще-то надо купить футпринт, но это плюс 86 г и лишние действия при установке.
Зато в этой палатке внутри можно сидеть, укрывшись от комаров. Конечно, тесновато по сравнению с обычными туристическими палатками, но несравнимо удобней, чем в одноместной полубочке. А уж по сравнению с бивиками, с которыми ездят Тур Юнайт очень многие, это совершенно другой уровень - полноценный маленький дом!

палатка Big Agness Fly Creek HV UL1

Еще один момент, который я поменял — покрышки. В прошлом году ехал на толстых сликах (Schwalbe Big Apple). Тогда они были не однозначным, но все же адекватным выбором. В этот раз поставил покрышки с небольшим протектором (Continental Race King). Совсем не уверен, что именно эта модель оптимальна, но протектор в этот раз был явно нужен.

В плане информационной подготовки, я несколько раз “прошелся” по треку, разглядывая карты и спутниковые снимки, чтобы составить представление о том, чего можно ожидать. Проставил точки в тех местах, где видно, что дорога или окрестности меняются (выходим на асфальт, грунтовку, лес, поля). На маршруте это немного развлекало, но главное - иногда помогало принимать решения, например, о времени ночевки.

Цели


В этом году я планировал проехать маршрут более расслабленно, чем в прошлом, но все же в “бреветном” режиме. А именно - иметь резерв сил и спать достаточно, чтобы не формировался “долг” перед организмом, но не тупить сверх необходимого.

Конкретных целей по времени (а тем более по месту среди других участников) не было, но было несколько ориентиров.
1. Поскольку старт был далеко от дома и на большую дистанцию, я сразу взял неделю отпуска. Старт был утром в субботу. Исходя из этого получалась задача-минимум - финишировать до вечера следующего воскресенья. 8.5 суток на 1300 км. Это, конечно, с огромным запасом, зато не надо было беспокоиться, что в случае трудностей придется сходить с маршрута из-за недостатка времени.
2. Если масштабировать мой результат прошлого года на 1300 км, то у меня получилось бы 104 часа. Прибавив 14 часов резерва, получался вечер среды. Это была программа-максимум. Так я мог бы поехать кататься на выходных (600км бревет с женой). Но маршрут в этом году оказался значительно сложней, чем в прошлом, так что всё растянулось.
3. Самым реалистичным был финиш в четверг вечером, о чем я заранее и предупредил семью. В таком случае я успевал вернуться из Конаково домой в Петербург, привезти себя в порядок, развесить снаряжение и успеть добраться до г.Волхова, чтобы в пятницу вечером встретиться там с женой. Так оно и получилось.

Отчет по дням


День 1


В 9 утра в субботу, переночевав в поезде, высадился в Воронеже. Точка старта — площадь со стелой. Живописненько, еще реплика корабля рядом стоит, можно полюбоваться. В воде плескалось какое-то животное — видимо, выдра. Но место открытое, и в 9 утра солнце пекло уже очень активно. На площади бродили поплавленные жарой участники предстоящего мероприятия, которые сообщили, что уже час тут загорают. Оставшееся время прошло сумбурно: мы катались в тень и обратно, разглядывали велики друг друга, выстраивались для предстартового фото… Некоторые участники обнаружили, что последние 100 км трека в навигаторе обрезается (о чем предупреждали в группе за пару дней до выезда). Это оказалось не очень большой проблемой: большинство всё равно не доехали до места, где трек обрывался, а те, кто доехал, были готовы.
Кстати, а у меня по дороге к старту обнаружилось, что идея прикрепить флягодержатель горизонтально на багажник не очень хороша — фляга оттуда сразу вываливалась. Поэтому пришлось перестанавливать держатель вертикально. Ну как же без важных изменений в последний момент!

Стартовый свисток Романа Важнова ровно в 11:00 стал даже некоторой неожиданностью. Первые километров 15 мы ехали все вместе за представителем местного велоклуба, который показал «улучшенный» (относительно трека) выезд из города, в матрасно-созерцательном режиме.


Практикуем циклокросс

Когда Воронеж остался позади, народ стал ускоряться и растягиваться. Я поначалу держался среди первых. Так быстро я ехать не планировал, но и вываливаться не очень хотелось. Сомнения разрешились просто: когда обернулся сфоткать едущих сзади, пропустил ямку, на которой у меня выбросило бутылку колы из сумочки (тогда еще не освоился, что надо её там затягивать от выпадания). Так что отстал и дальше поехал своим темпом.

В этот день дороги представляли собой в основном накатистые (пока сухие) грунтовки и асфальт. Многие участники жаловались, что слишком много асфальта, но на самом деле его было не столько много, сколько он был неприятный, с трафиком. В последующие дни этой проблемы уже не было. И шикарных грунтов в начале было достаточно. Авторы постарались, хорошо проложив маршрут в таком населенном районе.
Встречались в первый день и участки по заросшим колеям в полях по берегам рек, с риском наехать на что-то невидимое в траве или на край колеи, еще и крапива похлёстывала. Но все же даже там можно было ехать, да и не так много такого было.
День порадовал видами на Дон и на поля с подсолнечниками (для жителя Петербурга места непривычные). И никакого намёка на комаров или слепней!


Грунты и подсолнухи

дорога на Тур Юнайт по сухому чернозему у Воронежа
Чернозем очень милый, когда сухой



Пример загруженного шоссе.

пейзаж с излучиной реки Дон
На маршруте встречались "какие-то странные петли" у трека. Как правило, они были осмысленны. Вот в этом случае шикарный вид на излучину Дона. Нельзя было не остановиться и не полюбоваться. Кто этого не сделал - тот жалкий гонщик! :)

Хотя дороги были вроде бы накатистые, километры набирались совсем не быстро. Замедляли заросшие участки (пусть и немногочисленные) и какой-никакой рельеф. Еще сказывалась жара и то, что я в предыдущий вечер умудрился отравиться ватрушкой, купленной на вокзале. Конечно, я собирался ехать «ненапряжно», но представлялось, что моя ненапряжная скорость будет выше... На самом деле, грунты и условия на них бывают самые разные, поэтому загадывать определенную скорость в таких делах заранее нельзя. Хорошо, что никакого «лимита» по времени у меня нет! Поэтому чувствовал себя спокойно.

В 6 часов вечера, на 146 километре, остановился перекусить в кафе. Было уже непонятно, почему болит желудок — то ли от отравления, то ли от голода. Но шашлык дал ответ: стало лучше, и дальше уже только искал, чем набить живот, и побольше.

На треке была петля и небольшая радиалка в "самый маленький в России заповедник", местечко Галичья Гора в излучине Дона. Я туда попал уже в полной темноте, но, поскольку старался двигаться максимально по треку, все-таки прошел эти 130 метров в сторону, продираясь через кусты. Ничего интересного я не увидел, только посмотрел на огни и послушал пьяные вопли с музыкой гуляющей молодежи где-то внизу на другой стороне реки. Видимо, надо было ехать быстрей, чтобы попасть туда засветло.

Несмотря на намерение спать достаточно, я всё же планировал проводить в седле значительную часть каждой ночи, в зависимости от состояния дорог и по ощущениям организма. Первую ночь сначала подумывал проехать вообще без сна, дороги как раз позволяли, да и по температуре ночью было комфортней, чем дневная жара. Но через некоторое время все же начало клонить в сон. К тому же показалась перспективная полоса деревьев вдоль шоссе, до которой легко было дойти по скошенной траве. Так что решил не давить дальше, а остановиться вздремнуть.
Тут совершил серьезную глупость: дойдя до деревьев, погасил на велосипеде огни (чтоб не привлекать внимание проезжающих) и полез в лесок смотреть место под палатку, оставив навигатор на руле. Место нашлось почти сразу, но после нескольких поворотов я потерял направление. До края лесополосы было всего пара рядов деревьев с подлеском, но луч фонаря терялся в ветках, небо совершенно темное, и все направления казались одинаковыми. Пришлось подождать несколько минут, не дёргаясь (чтобы не усугублять ситуацию), пока по шоссе не проедет машина. Вот уж заблудился в трёх соснах!
Ночь была теплая, дождя в прогнозе не было, так что тент палатки можно было не ставить, а обойтись сеткой. Это сильно экономит время. Перед сном попробовал осмотреться на предмет клещей, но это оказалось довольно проблематично: весь покрыт чернозёмной пылью, в которой их легко не заметить.


Первая ночевка

Итог дня: 218 км

День 2


Проспал почти 3 часа, утром доел остатки шашлыка (прихваченные с собой из кафе) и выкатился в предрассветных сумерках. По утренней прохладе ехалось очень приятно, дорожки были все те же быстрые грунтовки и асфальт - в такое время совсем без траффика. Беспокоило только то, что жара неминуема, и не зря ли я так долго спал. Действительно, солнце ждать себя не заставило, и уже около 8 утра стало жарко.


Рассвет




Здесь тоже трек имел радиалку, к каким-то порогам. Место, похоже, популярное - все заставлено палатками.

старинная церковь
Подобных достопримечательностей было очень много.

Погода определила рацион питания на этом мероприятии. Если при питерской прохладе обычно можно взять еды на 2 дня, на ходу питаться сникерсами, а на на перекус возить какие-то бутерброды, то на солнцепёке шоколад плавится, а перекусы вообще тухнут. Так что получилось, что почти у каждого магазины была остановка на творожки-мороженое-йогурты (из еды с собой можно было взять только булки и пряники), а в кафе набрасывался сразу на несколько капитальных блюд. Даже не знаю, что делать в такую погоду в ненаселённой местности - вопрос требует проработки. Речь, конечно, про мероприятие в бреветном режиме, в походе-то можно варить всякое сушеное. Вот и в этот день, в первом же открытом магазине отпивался мороженным с йогуртом. А кафе найти в этот день не удалось. Говорят, оно было в районе Куликова Поля, но как-то я его пропустил.

велосипед байкпакинг на Тур Юнайт
Мой транспорт после заправки колой и прочим в магазине.

Ровные грунтовки постепенно сменились на довольно трясучие. Это усугублялось рельефом: приходилось скатываться с горок на большой скорости, влетая в ямы. Здесь впервые удалось как следует оценить новый руль. В нижнем положении рук на баране было несравнимо удобней и надёжней, чем на прямом МТБ руле. Но все же эти спуски здорово били по рукам, попе, ступням, да и коленям досталось. Начали посещать мысли - как проехать оставшиеся 900 километров, если после 400 уже все отбито и натерто? И хотя вообще-то известно, что на длинных мероприятиях организм может со временем восстановиться на ходу, но одно дело теоретические представления о будущем, а другое — ощущения здесь и сейчас... Возможно, это было самое тяжелов время на маршруте.

дорога на Тур Юнайт с колеями


Ну не фоткать же попу? Так вот, этот сникерс демонстрирует, что происходит с попой за пару дней на Тур Юнайте :)

Ближе к вечеру маршрут подошел к карьерам. Я знал, что они будут, и очень надеялся там искупаться, потому как на жаре был уже весь пропотевший и покрытый толстым слоем черной пыли. Но карьеры разочаровали. Во-первых, дороги перегружены потоком отдыхающих с карьеров, от пыли не продохнуть, и колеи разбиты. Во-вторых, к большинству карьеров нет протоптанного подхода, а весь народ отдыхает плотной толпой на одном большом водоеме. Поскольку плавок у меня не было, пришлось ехать дальше. Вскоре нашлось пустынное озерцо с гниловатым дном, в котором удалось искупаться. Несколько поспешил - дальше все-таки был доступный чистый и пустынный карьер.

Вечером, чтобы съесть хоть что-то существенное, купил в магазине банку сайры. Столовых принадлежностей никаких с собой не было, так что пришлось добывать её из банки пассатижами от мультитула Leatherman. Неудобно :)



Прогноз погоды, который я смотрел до поездки, обещал, что первые 2 дня будут сухие, а вот дальше обещали дожди. Дожди вообще не очень хорошо сказываются на состоянии грунтов, а чернозём могут привести в полностью непроезжаемое состояние. К вечеру второго дня стало заметно изменение в грунте: чернозем стал явно менее жирным, а значит - менее опасным в случае дождя. Тем не менее, был смысл постараться проехать подальше по сухому. По ночи добрался до очередного шоссе, но на шоссе вскоре начало клонить в сон, и я решил не сопротивляться. Место для палатки удалось найти не сразу: подходы в лес заросли борщевиком. В виду возможного дождя, пришлось ставить тент. В результате ночью спать было жарковато и душновато.

Весь этот день (и две ночи) ехал один и не видел никого из участников. Поскольку в первый день двое участников (Андрей Муравлёв и Дмитрий Клишин) активно устремлялись вперед, они должны были ехать впереди. Но их следов я не видел. С другой стороны, их езда мне показалась слишком агрессивной, так что не удивился бы, если бы им пришлось сбавить.

Итог дня: 252 км (всего 470 км)


День 3


Как и другие ночи, спал по ощущениям: если сработал будильник, а вставать тяжело - переставлял его еще на пол-часа вперёд. В итоге проспал больше 3 часов, и выбрался на дорогу опять в предрассветных сумерках. Маршрут пересекал трассу, на которой обнаружилась круглосуточное кафе. Уж не ожидал, тем более в 7:30 утра. Еда оказалась вкусной, и принесли быстро, так что взбодрился.

Прогноз не обманул, тучи стали сгущаться, и стали видны дожди в стороне. Поначалу они ходили кругами, по потом все же накрыло на часок. Вовремя подвернулась остановка: как ни готовься, а все равно в первый дождь на дистанции вещи всегда оказываются упакованы недостаточно хорошо, да и куртку неплохо бы надеть.

Между деревнями Глебово Городище и Покровка трек идет по полю, густо заросшему плотной вьющейся травой. Колея в ней теряется. Там, где идти пешком получается не сильно медленней, чем ехать, часто лучше идти пешком: это дает разнообразие по нагрузке и дает возможность чуть восстановиться побитым местам. Да и велосипед так сохранней. У двух участников масс-старта как раз вырывало переключатели, и писали, что от намотавшейся травы. Так что я шел пешком. Но на этом участке растительность была такая агрессивная, что наматывалась на переключатель даже когда велосипед просто катился.

по полю на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

Пока я был занят очисткой трансмиссии, уже в посёлке, меня догнали Роман Важнов и Илья Скороходов. Дальше этот эпизод повторялся: парни каждый день меня догоняли, я чуть добавлял темпа, мы сколько-то проезжали вместе, болтали, тусили в кафешках, объедали ягоды и т. п. Потом мне темп начинал казаться слишком напряжным, я отставал, но ночью где-то их объезжал, и на следующий день картина повторялась. У меня и у Ильи к этому времени практически перестали работать телефоны, так что эти встречи были для меня еще и единственной возможностью узнать у Романа новости про остальных участников.

Роман Важнов и Илья Скороходов

К вечеру въехал в Рязань. Собирался ужинать в Макдаке, но на въезда наткнулся на кафешку, где хозяин и постояльцы - мужики с Кавказа. Накормили вкусно быстро и недорого.
Рязань - переломный пункт, большой город, расположена на середине дистанции. Как потом узнал, Андрей Муравлёв и Дмитрий Клишин, которые ехали впереди, доехали до Рязани часа на 3 раньше, но сошли в ней. Гонка начала собирать свои первые “жертвы”. Да и среди последующих участников большинство не смогло миновать Рязань.
Мне было важно, что Рязань условно разделяет дистанцию на “чернозёмную” и “песчаную” части. Я успел проехать чернозем до дождей, и дальше можно было не бояться погоды. Впрочем, серьезно размок чернозем еще только через сутки.

Проехать саму Рязань было не быстро. Сначала трек шел по крупному шоссе с неприятным движением. Особенно мешался общественный транспорт. А в одном месте внезапно обнаружил прямо перед колесом канализационный люк, утопленный в яму с острым краем, глубиной сантиметров 10. В последний момент еле успел его перепрыгнуть, а то можно было бы пробить колесо и вылететь через руль на проезжей части. Потом шоссе закончилось, и пошла красивая историческая часть города, а после нее длинная приятная прогулочная зона с пляжем. После выезда из города попадаем на мост через Оку. В это время мост чинили, и правая сторона, на которую выводит трек, была перекрыта. По левой можно было бы пробраться по пешеходному тротуару, но уже было не перейти. Так что пришлось двигаться с трафиком по зауженной проезжей части. Хотя я и ограничивал скорость движения потока, но, как ни странно, никакой нервозности по этому поводу у водителей заметно не было.

дорога с лужами в Рязани на Тур Юнайт Воронеж - Конаково
Где-то в Рязани.

Последнее небольшое поле, пригородный поселок - и вот начинается Мещёра. В этом районе километров 500 маршрут идет почти полностью по песчаным дорожкам через леса. По смоченному песку ехалось без проблем. Но сразу набросились орды комаров и слепней! Именно из-за них катание по Мещёре летом - это удовольствие на любителя. От слепней на этих дорожках не удрать, они догоняют и грызут, а если остановиться, то набрасываются еще и комары. Отдышаться можно лишь в редких населенных пунктах.

песчаная дорога на Тур Юнайт Воронеж - Конаково
Первые пески после Рязани

Стемнело, спать еще не хотелось, ехалось довольно легко, так что подумывал проехать так половину ночи или больше. Все-таки половина дистанции пройдена, и сон можно начинать сокращать. Но начались большие грязные ямы со всякими палками, и по темноте стало ехать рискованно: приходилось скатываться в них на авось, часто подбрасывало на невидимых неровностях, начинало нести в сторону на грязи и т.п. Так что дотянул до участка соснового леса без подлеска, где гнуса поменьше, и заночевал. Довольный тем, что поменял палатку - можно было быстро запрыгнуть внутрь и кушать, чистить зубы, переодеться, будучи укрытым от воющих снаружи насекомых.

Итог дня: 217 км (всего 687 км)

День 4


В светлое время, да после небольших дождей, мещерские дорожки очень даже приятны. Местами по-настоящему красиво. Особенно там, где маршрут выходит на берега рек. Песок не вязнет, есть где порулить, при этом не трясёт - у меня даже начали восстанавливаться выбитые до этого суставы. Правда, скорость в “песчаные” дни заметно снизилась. Ну и мещерские слепни...
Опять встретившись с Романом и Ильёй, искупались в каком-то прудике. Вода странная, маслянистая, но стали явно чище, чем были. Прополоскали футболки и надели мокрые - тоже немного легче и немного меньше грязи.

дорога по Мещере на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

деревяный мост на дороге по Мещере дорога по Мещере на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

дорога по Мещере на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

деревня в Мещере на Тур Юнайт Воронеж - Конаково
Множество деревень с неасфальтированными песчаными улицами. И старинного вида домиками.

дорога по Мещере на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

Посёлок Радовицкий - центр огромной зоны торфоразработок. По виду очень похож на поселки Тёсово в Ленобласти. Но, в отличие от них, здесь не видно упадка - все чистенько, подремонтировано.
После выезда из поселка столкнулись с проблемой. Трек здесь прорисован довольно схематично. Похоже, что хотя трек и проверяли на местности, но выложили не фактический, а нарисованный по карте. Карты тут тоже довольно неточные, так что в реальности ехали на значительном удалении что от дороги на карте, что от трека. Вот и после посёлка должны были свернуть с асфальта на насыпь старой железной дороги. Но там, где сворачивал трек, был какой-то непролазный бурелом... Мы даже думали поехать в объезд, но неприметный отворот все же нашелся - на 100м раньше. Впрочем, сама насыпь тоже не самое приятное место для езды. Заросла травой, крапивой, кустами. При езде все это хлестало по открытым частям тела, периодически попадались ямы, и несколько раз пришлось перелезать на другую сторону полотна. Встретилось там и несколько других заросших участков, но покороче и попроще.

дом в поселке Радовицкий
Поселок Радовицкий

насыпь заброшенной железной дороги у поселка Радовицкий
Тропа по насыпи


Тут тоже проходит трек - как-то так между ёлочек.

Ближе к вечеру парни уехали вперёд (как потом выяснилось, вкрутили, убегая от слепней). А у меня наоборот настроения особого ехать не было, так что несколько раз останавливался на продуваемых участках. И вообще надеялся искупаться на водоеме, который видел впереди на карте.
В сумерках чистое небо внезапно затянуло тучами, и разразился затяжной ливень. Так что на купание я опоздал. После водоема маршрут вывел к дачному посёлку. Я обрадовался твердой дороге - у меня точка “начало асфальта” была проставлена только через 5 километров. Но оказалось, точка стояла правильно - маршрут быстро ушел с грейдера и нырнул на заросшую лесную дорогу с периодически встречающимися буреломами. В наступившей темноте по такой дороге не очень удобно пробираться, т.к. луч фонаря теряется в ветках и непросто найти обход поваленных деревьев.
Перед выходом на шоссе, у деревни Великий Край, набросились 2 здоровенных волкодава. Прикрывался великом, светил фонарем в глаза, а они старались обойти, и, когда заходили сбоку, совсем уж приближались с оскаленными пастями. Хозяин обнаружился не сразу и вообще не спешил отзывать собак, пока я на него не прикрикнул.

дорога на Тур Юнайт Воронеж - Конаково
Вокруг луж старательно набросаны бревна.

дорога на Тур Юнайт Воронеж - Конаково
После ливня

ночью в лесу на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

Дальше был довольно длинный участок по пустым шоссе. По асфальту легко и приятно ехать в ночи (в отличие от здешних сложных грунтов, по которым ночью не едется), и надо было бы ехать, но что-то я совсем разленился, и, увидев хороший лесок (без гнуса!) сдался и задрых. Как потом узнал, Роман и Илья поехали 15 км в сторону от трека, чтобы заночевать в сухой гостинице. Видимо, легкоходные тенты с бивиками доставляют неудобство под дождями. А у меня, с полноценной (хоть и ультралайт) палаткой, о гостинице даже мысли не было.

Итог дня: 197 км (всего 884 км)


День 5


На этот день выпал, пожалуй, лучший участок маршрута. Умеренно-песчаные дороги, на которых частенько надо активно рулить, но так, что это доставляет удовольствие, а не утомляет. Почти нет гнуса. Шикарнейшие виды на изгибы реки. А участок вдоль р. Киржач просто прекрасен. Множество подвесных мостиков. Кажется, столько, как в этот день, у меня ни разу за целый поход не выпадало. Все любят пешеходные подвесные мостики! Правда, посреди всей этой красоты попался-таки кусок гадкой заросшей дороги по болотам с запредельной концентрацией слепней.

У пересечения с трассой в г. Киржач (их там много, я запутался во всех этих подмосковных Киржачах) меня снова догнали Роман и Илья, и мы отобедали в столовой для дальнобоев. Народу много, но традиционно для таких мест была сытная еда, которую принесли быстро. Все-таки хорошая горячая еда меняет отношение к жизни, что бы там ни говорили о том, что ей тяжело усваиваться при физических нагрузках. Любой нормальный рандоннер знает, что прекрасно всё усваивается. И чем больше набить брюхо - тем прекрасней!

дорога по Мещере на Тур Юнайт Воронеж - Конаково
Порадовало, что у нас стали делать размеченные на местности маршруты. По крайней мере, в Москве нашлись энтузиасты, которые этим занимаются.
подвесной мост и старинная церковь

песчаная дорога через деревню дорога на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

церковь

дорога на Тур Юнайт Воронеж - Конаково
Красивый мостик, и весьма печальный участок (посреди хорошего) - колеи, покрытые зарослями крапивы, и полчища слепней. Осенью тут может быть и хорошо, но летом - ад.

река Киржач

дорога на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

Тут же узнал от Ромы новости: к этому времени сошло уже больше половины участников, и все они - даже не проехав Рязань. Это было реальным шоком. Маршрут, конечно, сильно сложней, чем Петрозаводск-Конаково в прошлом году, но при этом дороги заметно проще, чем в обычном походе в стиле русского велотуризма (бессмыссленного и беспощадного). Почти 100% едется (пусть часто и технично), нет ни одного брода. Казалось бы, если тяжело, так просто крути педали медленней! Какая еще “потеря мотивации”? Мещерские слепни, конечно, не дают расслабиться, ну так это Россия летом, куда же без слепней? Да и почти все сошедшие до слепнёвого царства не доехали. Поломок много. Но почему? Ведь в обычных велопоходах сходы крайне редки, хотя груза на велосипедах возят намного больше. Разве велосипеду есть разница - проехать 1300 км за одну неделю или две?
Даже возникло опасение, что кроме нас троих до финиша больше никто не доберется. В Романе и Илье я не сомневался - видно было, что с мотивацией у парней все в порядке.

Ближе к вечеру хороший участок закончился, и начались более сложные места: скользкая грязь, крупная щебенка, заросшие колеи, деревья поперёк дороги. С наступлением темноты попал на совсем расквашенный грязевой участок перед деревней Сорокино с большими лужами. Приходилось повертеть фарами, чтобы найти обход.

дорога на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

крупная щебенка на маршруте Тур Юнайт Воронеж - Конаково
Щебенка средней крупности на дороге

лужа, ночь, велосипед, Тур Юнайт

А потом меня настигла кара за снобизм насчет обилия поломок у других участников - список неисправностей у меня самого стал быстро пополняться. К этому моменту у меня фактически не работал телефон, выключились часы. Еще и подклинивала цепь — на старте нам выдали «спонсорскую» смазку SMG Lube, которая оказалась неприменимой к использованию (при температуре выше комнатной растекалась как вода, а ниже комнатной превращалась в свечку). Никогда нельзя рассчитывать на «сторонние силы», даже если это всего лишь смазка для цепи! Я и не рассчитывал, но свою просто забыл.
А к этому моменту, по выходу из грязевых ванн, обнаружилось, что спускает колесо. Я думал, что это “змеиный укус”, т.к. ехал с камерами на совсем низком давлении. Казалось бы - ерунда заклеить. Но колесо всё в глине, пол-одиннадцатого ночи, я в каком-то посёлке, а дальше шоссе в открытых полях и крупный город Александров. В такое время лучше не стоять со снятым колесом на виду - местное население может оказаться напряжней слепней. К счастью, спускало медленно, так что решил попробовать дотянуть до ночевки.

Вообще-то это была последняя ночь, и я всерьез подумывал уже не спать, а ехать на финиш. Но от дождей совсем размокли ступни, и надо было остановиться их высушить во избежание проблем. А это минут 40… Да тут еще прокол! Раз уж так, то можно и вздремнуть.

Вскоре в полях нашлись какие-то кучи земли, я проверил, что они не свежие, слегка заросшие, так что решил, что вряд ли посреди ночи они кому-то понадобятся, и вознамерился за ними укрыться. Но только нашел место, начал доставать платку, как внезапно по полю в моем направлении поехал какой-то Камаз. Пришлось сворачиваться. Присмотрел на карте следующее потенциальное место после городка. Думал, быстро его проскочу. Город же, асфальт... Но после центра трек начал петлять по грунтам в частном секторе. В одном месте ушел в какие-то заборы... Далеко не сразу нашел пролаз рядом с воротами. И это всё ехал, периодически подкачивая колесо. Остановился при первой возможности за городком среди редких деревьев над речкой. Место для шашлычников, и в нормальной ситуации там бы не остановился (шашлычники могут и в ночи приехать), но уже умаялся с этим Александровым, так что решил рискнуть и там остаться.

маршрут через город Александров

Место продувалось поднявшимся ветерком. Хорошо, сдувало гнус. Но и плохо - из-за свиста ветра долго не мог найти дырку на камере. Решил, что осталось не так много, и можно поставить запасную, к тому же скорей всего это пробой ободом, а значит, не обязательно искать причину прокола в покрышке. Но камеру накачать не удавалось. Долго не мог понять, в чем дело - травит камера или насос. Оказалось - и то, и другое. Бракованный ниппель не держал сам по себе, а у насоса стал подтекать вентиль.

Вот я и на грани схода! Недалеко от финиша. Прекрасные ощущения для полуночи после 5 ходовых дней! Другой запасной камеры нет (обычно беру с собой 2, но тут решил «полегкоходствовать»), насоса тоже запасного нет (в поход всегда беру 2). Есть переходник с автомобильного, можно утром доковылять до поселка и кого-то там искать… Когда люди проснутся. Ничего хорошего.
С трудом все же нахожу, где травит. Рядом со старой заплаткой, но, к счастью, так, что можно приклеить новую. Клей не засох (это я проверял, когда собирался), а вот заплатки оказались задубевшими. Хорошо, что не все. Не сразу, но удалось найти положение головки насоса, при котором получилось накачать колесо до небольшого, но приемлемого давления. 1.5 часа на прокол - запредельно. Авось больше ничего по этой части не произойдет.

После всех этих приключений, конечно, хотелось уже поскорей додавить до финиша, чтобы не висела неизвестность, выдержат ли колеса и что еще может сломаться. Но палатка уже установлена, да и ступни надо досушить, так что заставил себя заснуть на 1.5 часа.



Итог дня: 195 км (всего 1079 км)

День 6


Вчерашняя возня с камерой отняла большую часть ночи. Хоть и короткий был сон, а уже рассвет. Утром все воспринимается спокойней. Так что выезжал, думая уже не о колесах, а о том, где найти еду. Часть магазинов открывается в 8, часть в 9. Надежды вызывал магазин с надписью “24 часа”, но нет, обман.

Опять пошли красивые места с довольно неплохими дорожками и подвесными мостиками. Снова догнали Роман с Ильёй. Несмазанная цепь стала совсем часто затягиваться снизу на систему, так что у магазина всё же решил смазать чем есть - т.е. “спонсорской” смазкой. Надеялся, что все же с ней будет лучше, чем без нее. Пробую капать из разогретой в кармане масленки, но на цепи капли тут же превращаются в огарки свечи. Увидев это непотребство, Рома вмешался и нанес свой Смув. Спасибо - это реально помогло.

Вскоре после магазина на асфальте заметил, что заднее колесо какое-то совсем неровное - ощутимо подбрасывает при езде. Махнул парням ехать дальше, а сам решил, что надо подровнять. Хоть до финиша оставалось меньше 180 км, но при таком “яйце” колесо могло совсем разболтаться. Пощупал спицы - мне показалось, что на одном диаметре натяжение сильно меньше, чем на другом (повернутом на 90 градусов). Так что достал спицевой ключ, перевернул велосипед с серьезными намерениями. Но по факту обнаружилось только минимальное восьмерение на ободе, а толчки давала неровно севшая покрышка. Повезло.

дорога на Тур Юнайт Воронеж - Конаково

старинная церковь

подвесной пешеходный мост через реку

Теперь уже клонило в сон. Простыми методами вроде болтания головой не удавалось прогнать сон, а самый действенный метод - резко заснуть и проснуться - не работал, потому что не получалось заснуть стоя. Еще немного помучавшись, прикинул, что осталось всего 160 км по большей части беспроблемных дорог. Так что решил, что силы можно больше не экономить и пришло время для финишного спринта. К тому же, прилетела еще одна “торпеда” - отказал фотик, лишив меня дополнительного развлечения при езде.

Взвинчивание темпа сразу прогнало сон, да и вообще стало значительно веселей. Дороги и правда оставались преимущественно хорошие грейдера и асфальты, с небольшими вкраплениями заросших грунтовок. Это очень порадовало - в конце ведь хочется доехать побыстрей, а не ползти по каким-то песчаным канавам (как на финише сегмента Петрозаводск-Конаково).

По правилам, населенные пункты можно проезжать любым образом. Я все же старался всегда следовать треку, но в последнем городке - Кимрах - трек уводил под “кирпич” на улицы с односторонним движением. Так что пришлось от него отойти. Видимо, где-то там я и обошел Рому с Ильей.

Оставалось уже меньше 80 километров, ехал совсем уже на полной скорости. Вообще, это невероятные ощущения - когда 5 дней едешь, оставляя запас сил, и вот резерв больше не нужен, можно дать выход всему, что запасено. Кажется, что внутри разгорается ядерный реактор, вся эта энергия хлещет и хлещет, дороги летят под колесами. Ощущения, правда, субъективные - думаю, другие ехали побыстрей. Но моего кайфа это не отменяет. На последних километрах, правда, поток иссяк, и доезжал спокойно. Так что получается, что резерв получилось прикинуть достаточно точно.

1300 км Тур Юнайт Воронеж - Конаково

Вот я и на финише. Я понятия не имел, где находятся Рома и Илья, и был очень удивлён, когда вот только остановился, фоткал навигатор и велосипед на финише — и тут оборачиваюсь на звук и вижу, что уже не один. Парни тоже не сразу поверили, что я доехал только что — ведь и правда человек в здравом уме не поверит в такое совпадение! Почти 129 часов, всего пятеро участников «осталось в живых» из 16 стартовавших (11 человек к этому моменту уже сошли), и вот между первыми всего минута разницы, а до следующих - уже трое суток.

Доехали как раз вовремя: подошел паром, с которого впритык успели на электричку. Вообще-то они там не так часто ходят. Илья предложил найти пива по случаю финиша. Я не пью, но в такой ситуации даже начал сомневаться... Вопрос разрешился легко: рядом ничего не нашлось.

Итог дня: 234 км (всего 1303 км)


Итоги


Я в целом достиг своих задач: проехал достаточно хорошо, при этом сознательно имея резерв, и успел увидеться с женой в пятницу вечером. И даже приехал "первым", чего в задачах вообще не было. Но так получилось.

Очень доволен и внесенными изменениями в снаряжение: рулём-бараном вместо прямого, полноценной палаткой, сумкой на багажник вместо подседельного баула. Но есть и что улучшать: сумку+чехол сверху неплохо бы сделать в штатном виде. А ещё я много лет не могу подобрать себе правильное седло. Бывает, все нормально с тем, что есть (как на Тур Юнайте прошлого года). Но в этом году опять очень сильно натерло. Назрел переход на бескамерку для таких мероприятий. В этот раз это мне сэкономило бы больше полутора часов. Надо подумать про свет: возможно, при более ярких фарах можно было бы ехать даже по таким грунтам. Но больше света - значит больше энергии. Понадобится динамо-втулка. Пожалуй, на неё еще не созрел, т.к. в походах мы по темноте не ездим, а на бреветы существующего света достаточно, да и велик другой.

Есть повод пересмотреть баланс между легкостью и надежностью. Вторая запасная камера точно бы не помешала. Но брать ли второй насос, или это уже паранойя? У других участников были вылетевшие переключатели. Совсем не хочется возить запасной переключатель с собой, но получается, что это реальный риск? Возможно, не так плохи рамы с горизонтальными дропаутами - по крайней мере, не будет проблем сделать трансмиссию односкоростной.

Пожалуй, можно было бы ехать быстрей, все еще сохраняя резерв по силам... Но это очень сложно прочувствовать - где резерв, где уже просто лень, а где наоборот есть риск «упороться». Такие заезды у меня нечасто в жизни происходят. В прошлом году выложился по верхней границе возможностей, в этом году - ближе к нижней. Оба упали в копилку опыта. В следующий раз можно будет попробовать поймать “золотую середину”.


Tags:

Комментарии  

# eugene 01.08.2018 05:57
На счет подбора правильного седла, почему бы не попробовать брукс? тяжеловат?
# Саша 03.08.2018 11:23
В кожаный Брукс не верю как в концепцию - что после продавливания "под себя" седло становится лучше. Мне натирают мягкие ткани, а они себе ничего не продавят. А то, на чем надо сидеть (кости), мне проблем и не доставляет, и я совсем не хочу, чтобы они что-то там продавили и увеличили нагрузку на мягкое.
# eugene 01.08.2018 05:58
Отчет хорош! Обязательно ознакомлюсь и с другими.
# Дмитрий 23.08.2018 17:21
Может не в седле дело? У меня такая де проблема при высоком каденсе, особенно когда с рюкзаком еду. При каденсе пониже такого нет.
Или может с позицией что-то не то, например сидушка слишком высоко
# Саша 28.08.2018 06:15
Нет, от каденса не зависит.
От позиции, в принципе, зависеть может - я же его перествлял.

You have no rights to post comments

Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!