В этом посте - Сашин рассказ про его участие в Tour Unite, велогонке со свободным стартом на 1000 километров, из Петрозаводска в Тверскую область, автономно и не по гладкому асфальту. В одиночестве, с тяжелой кишечной инфекцией, по очень непростым дорогам он преодолел эту дистанцию за 80 часов. Вот так выглядит действительно суровый мужской отдых, пока семья в отъезде!
Автор: Столяров Александр
Редактор: Костюхина Екатерина
Редактор: Костюхина Екатерина
Километраж: 1009 км
Время прохождения: 80 часов 11 минут
Официальный трек на карте: на сайте Gpsies.
Сашин трек можно посмотреть на Strava.
Группа мероприятия в контакте со всей информацией: vk.com/tourunite
Возможно, для кого-то это странно, но я стараюсь проводить максимум времени вместе с семьей. Разумеется, это включает и время на велосипеде, но сейчас мы катаемся исключительно в формате велотуризма с ребенком. Когда мне изредка случается остаться одному и поехать кататься, то делаю это максимально концентрированно по нагрузке. Оптимально подходят для этого бреветы на 600 км, т.к. они полностью используют 2 выходных дня (но не больше).
В этом августе семья уехала отдыхать в гости, и я решил проехать что-нибудь посерьезнее, взяв из семейного бюджета выходной (мои отгулы - великая ценность, и просто так мы их не разбазариваем). Сначала планировал ехать на частично грунтовый бревет в 1000 км от клуба Балтийская Звезда, но потом меня соблазнило мероприятие под названием “Тур Юнайт”. Та же тысяча километров, но в основном по третьестепенным дорогам без траффика, а уж покрытие - какое подвернется. Формат тоже правильный: без дурацкой бюрократии и без поддержки. Все честно: только ты и то, что увез на себе, дороги и окружающая реальность. Тур Юнайт включает “масс-старт” и “раздельный старт”. Первый к тому времени уже прошел, зато второй можно было ехать когда угодно.
Подготовка
Кому как, а подолгу мне удобнее ездить на руле-баране, еще и аэродинамика лучше. Поэтому на полу-грунтовый бревет Балтийской Звезды я изначально собирался ехать на шоссейнике, на который можно поставить 35мм покрышки. Но в Тур Юнайт подразумевался более сложный маршрут. Организаторами было заявлено следующее:
Асфальт различного качества - 51,2%
Грейдер - 32,8%
Грунт - 16%
За две недели до старта я попробовал промоделировать - подобрал 200-км маршрут с похожим на это соотношением покрытий и прокатился по нему на шоссере, в ночь между рабочими днями. Пока ехал по сухому, было все прекрасно, но на мокром начались внезапные “улетания” заднего колеса, но главное - грязь стала набиваться в шоссейные тормоза и шкрыпеть. Стало жалко и велик, и себя, так что стало понятно, что на Тур Юнайт надо ехать на байке, а не на шоссере. При этом общая средняя скорость у меня получилась за 20, что внушало некую (неоправданную) самоуверенность по поводу времени прохождения будущего маршрута.
Байк у меня вообще не рассчитан на сосредоточенные катания - он для грузового велотуризма. Рама короткая, рассчитанная на баран, но у меня установлен прямой руль. Так что пришлось перевернуть вынос (который еще и запредельно длинный — 135мм), плюс рога стояли длинные, так что по асфальту ехал, держась за концы рогов.
Ехать я подумывал “по-байкпакерски”, без багажника. Сумка подседельная у меня была, но объемов явно не хватало. А еще надо было решить вопрос питания (и питья) на ходу. Вопрос удалось закрыть благодаря Kiselev Bikepacking. Причем, часть сумочек мастер мне одолжил своих, т.к. я обратился уже поздно, и сшить было не успеть. После таких усилий по подбору сумок, ехать с багажником уже казалось неприличным, так что я старался рассовать вещи по имеющимся объемам. В итоге все же не влез, и пришлось брать рюкзак. В таком раскладе надо было таки ставить багажник и вешать велоштаны, спина бы сказала “спасибо”. Но, заглядывая вперед, можно было просто не брать еду (я ее набрал на 2+ дня хорошего аппетита, она заняла чуть не половину объема). Тогда можно было бы обойтись без рюкзака.
Очень удачным решением оказалось прикрепить флагодержатели один на вынос, а второй под седло. На эту идею меня натолкнул пост Kero Skjegg.
В плане наката перед велопробегом, в течение двух недель до старта мне удалось проехать 220 смешанных км плюс еще асфальтовых 300+90+60. До этого катался только в формате велотуризма с женой и ребенком. Этого маловато для выезда на полу-грунтовую тысячу, но все-таки сильно больше того, что в последние годы у меня получалось перед бреветами.
Планы и реальность
На основании тестового выезда, у меня получались такое ожидание: 200км/10ч * 5 плюс по часу на каждую сотню (на случай более сложных дорог и на мелкие затупы), плюс 2 ночевки по 5 часов. Итого 70. Это исходя из того, что реальные дороги будут более-менее соответствовать пробным.
План по езде был в расчете на 72 часа: поделил на 3 части, по 350 км, и предполагалось, что по окончании первой и второй части можно будет доспать столько, сколько времени останется до 25:30 (тут чуть больше суток т.к. езды 3 периода, а сна - 2). Эти прикидки имели запас в каждом пункте: 350 - это больше трети, 1.5 часа - это меньше, чем ожидаемая треть ночевки, 72 - это на 3 часа меньше бреветного лимита (75 часов - задача максимум).
На всякий случай, я купил билет на последний поезд, с которого мог попасть на следующий день на работу. Чтобы попасть на этот поезд, надо было вписаться в 85 часов. Это была задача минимум. Что было бы тоже неплохо, т.к. лучший результат на тот момент составлял 94+ часа.
В реальности все пошло не так еще до старта: в поездке в деревню к семье я подхватил кишечную инфекцию. Состояние за 2 дня до выезда заставляло задуматься об отмене мероприятия (и поехать бревет 600-км чуть позже). Но слишком уж долго я собирался именно на грунты, да и казалось, что все прошло. Оказалось, что казалось. Организм не восстановился, под нагрузкой проявилась тошнота и не давала есть почти всю поездку. А на длительных заездах на велике усвоение углеводов критично, тем более, что у меня жировых запасов мало, и ездить я на них не привык. Однако, тут пришлось. Ехалось медленно, пульсометр на руках показывал 105 (обычно на бреветах 130-150).
Кроме того, состояние дорог оказалось далеким от того, что представлялось. Заявленные 51% асфальта - это по большей части такой асфальт, что лучше бы там был грунт. 30% грейдеров - в начале (в Карелии и Ленобласти) были хорошие, но начиная с Новгородской уже суровые - не найти, где ехать без серьезной тряски, и местами вязнет даже широкое колесо. То, что было названо 16% грунта — лишь немного нормальных твердых дорог, но в основном песок и всякая «кака». А в последней трети почти весь грунт - сплошной песок. И пешки не 3 км, а 6 - продираться через траву по плечо. Брод один по пояс (похоже, его так разлило из-за погоды), остальное обходится, но можно и замочить ноги. В эквиваленте нормального асфальта я бы оценил эту дистанцию в 1200+ км.
Ехал на спущенных жирных покрышках. На последних 200 км вообще сдул до 0.6-0.8 бара - иначе смерть рукам, и на песке не ехало. Понятно, что когда на спущенных колесах я таки выкатывал на асфальт, накат был не очень.
Что касается погоды, дождя оказалось всего полчаса за всю поездку. Встречный ветер был, но далеко не постоянно.
Подробный отчет
Маршрут начинался в Петрозаводске, с хорошего асфальта, который долго шел с плавным набором высоты от Онеги (что не давало оценить фактически накат). Потом вышел на неплохую грунтовку, но с большими лужами, преимущественно легко объезжаемыми.
Дальше случился сломанный мост, который вынудил спешиться, и я решил достать заготовленную шаверму из Макдональдса. И вот тут-то понял, что что-то не так: несмотря на какой-никакой пробег, и на то, что я толком не завтракал, шаверма очень не хотела быть съеденной. Кое-как я ее победил, но ощущение тошноты с этого момента не покидало почти до финиша.
На второй половине пути до Пая пошли лесовозки довольно хорошего качества, с большими дренажными канавами. Местами рыхлые, но умеренно (для толстых покрышек). Вовремя подвернулся колодец у дороги - к этому моменту мне стал противен даже изотоник, так что залил колодезной воды и изотоник больше не использовал (через 2 дня пути высыпал весь заготовленный порошок). Здесь же попробовал поправить трущийся тормозной диск, но полностью не получилось, так и ехал дальше с колесом, которое останавливается через несколько оборотов свободного хода. Зато больше никаких проблем по технической части не было.
В поселке Пай завернул в магазин (ну кто бы ожидал, что мне понадобится магазин всего на сотом километре). Закупил кваса и колы. Эти пошли нормально. Кола очень спасала и дальше. “Кормушки” от Киселева по диаметру соответствуют литровой бутылке, и с некоторыми сложностями бутылку можно даже использовать на ходу (пол-литровую бутылку вообще удобно, но она слишком маленькая). Продавщица в магазине поинтересовалась, тоже ли я еду в Тверь, и сказала, что за пару дней до меня тут проезжали трое парней. Как потом выяснилось, это была группа, именующая себя “Тихоходы с Биофака” (их отчет можно посмотреть по ссылке). Я проехал мимо их стоянки утром в районе Алеховщины. Парни успешно проехали маршрут за 7 дней, что очень даже неплохо, учитывая, что у одного из них был одолженный у жены недо-велосипед из Декатлона.
Еще немного грейдеров - и дорога вывела из дремучих карельских лесов на перелески вдоль Свири. Появилось, на что любоваться. На плотине Свирской ГЭС очень утомил реверсивный светофор. Я не думал, что он такой долгий, и как хороший мальчик ждал зеленого. Надо было спокойно ехать на красный - никому бы не помешал.
После этого пошел длинный участок дороги, на которой я ожидал оживленного трафика, но он оказался довольно умеренным. Ночи уже не белые, и постепенно стало темнеть. Эту ночь я изначально планировал провести в седле и остановиться на сон на рассвете. На ночь в основном выпали грейдера хорошего качества, на которых легко можно было найти твердую и не трясучую полосу. Красота - полнолуние и умеренная облачность, совершенно пустые дороги. Чуть сбрызнуло дождем (единственный раз за поездку), но даже пожалел, что доставал куртку. Несмотря на тогдашнее физическое состояние, от этой ночи остались одни приятные воспоминания.
Под утро температура упала, спустились туманы, и у меня стали подмерзать колени. Как раз к этому времени я набрал свой минимальный плановый километраж (355км/21:30, 20:30 в движении), так что заслужил 4 часа на ночевку. И все выглядело так, что в бреветные 75 часов на 1000 км я вписываюсь с запасом, несмотря на отравление. Конечно, это требовало езды серьезно, по-рандоннерски: все время в седле, остановки только совсем по необходимости. Но я был уверен, что после пары часов сна смогу еще одни сутки провести в том же режиме.
Однако, с этого момента все окончательно посыпалось: через 40 минут сна приехали какие-то идиоты и начали топтаться вокруг, хотя лес был явно не грибной. В итоге, сон сорван, а время на сборы-разборы палатки уже потрачено. Немного еще повалялся, но пришлось собираться и двигать дальше.
В итоге, первая половина второго дня была очень тяжелой: к отравлению добавился еще и недосып, приходилось заставлять себя ехать хотя бы со скоростью трупа. Пару раз укладывался на траву подремать минут по 10. При этом, на этом участке самые лучшие дороги за весь маршрут: и грейдера в прекрасном состоянии, и асфальт в состоянии от очень хорошего до идеального. И довольно неплохие виды. Часть трека прошла по маршруту прошлогодней 600-ки. Причем тогда я здесь тоже ехал утром после бессонной ночи, но на шоссейнике, будучи в хорошей форме и радостно закидываясь сникерсами каждые 30-40 минут. Так что была возможность сравнить ощущения и скорости... как между трактором и самолетом.
В Тихвине предпринял наивную попытку найти энергетических гелей: их можно успешно запихивать даже в сопротивляющийся организм. Но облом: город большой, а ничего такого нет. Ближе к вечеру состояние организма как будто стало улучшаться, но началась Новгородская область, и дороги сразу стали отвратительными. К счастью, они были столь же отвратительны для автомобилистов, поэтому трафик не напрягал - машины ехали не сильно быстрей велосипедиста.
Участники “масс-старта” хвалили ларек с пирожками в Любытино. Так как мне стало получше, я возлагал на него надежды, но въехал в город уже в темноте, виляя между ям, и решил, что он уже закрыт (искать не стал).
После Любытино шел все такой же убитый асфальт, но на нем был интенсивный (и довольно быстрый) трафик. Так что по темноте заранее было не видно, как плавно маневрировать между выбоин, а вилять резко было нельзя из-за трафика. Решил встать на ночевку раньше, чтоб выехать, когда трафик подутихнет (в 3-м часу ночи). Добавил в этот день всего 200 километров, но было совсем уж тяжело, и думалось, что от перемены времени начала стоянки сумма не меняется.
Но тут черт меня дернул куснуть колбасы, которая проездила уже 2 дня. Съел совсем мелкий кусок, но этого хватило, чтоб "открылись чакры". Когда в 2 ночи на шатающихся ногах вернулся в палатку, понял, что сейчас ехать просто не смогу. Так что с перерывами продрых до рассвета.
Проснулся в неожиданно нормальном состоянии после примерно 4.5 часов сна суммарно. И с этого момента отравление действительно начало постепенно проходить. Посмотрел, что осталось 462км, 30 часов до лимита. С той средней скоростью, что у меня была на тот момент, теоретически вписывался в лимит с небольшим запасом. Так что захотелось попробовать додавить до финиша без сна. Забегая вперед - это была ошибка. Но я же не знал, что все сложные дороги сосредоточены в последней трети трека, и экстраполировать по средней было никак нельзя!
В рассветных сумерках дорога показалась вовсе не такой убитой, и трафик в начале шестого утра отсутствовал. И местность дальше стала радовать глаз, наступил сплошной праздник: красивые домики, подвесные мостики, речки, перелески, сосновые боры, и это все при прекрасной погоде - ехал и радовался. Аппетита еще почти не было, но в Боровичах удалось скушать пирожок, и он не попросился назад, что сразу добавило оптимизма! Было так хорошо, что состояние дорог большей части третьего дня я просто не помню.
Я знал, что на маршруте есть пеший участок длиной километра 3, поэтому, когда дорога вышла на поле, воспринял это как должное. Предшественники предупреждали о страшной псине в конце пешеходного участка. Следы в грязи действительно рисовали пусть не медведя, но очень крупное животное. Заготовил палку, был готов собаку больно бить. В итоге навстречу из деревни вышла толпа велотуристов с огромными рюкзаками-“штанами”, спросили про дорогу... участливо поинтересовались, зачем мне палка - от волков отбивался? Почувствовал себя идиотом. :) Говорят, нормальная там собака, они договорились. Я зашел в деревню, в мою сторону направилась какая-то шавка, но явно не та, что натоптала в грязи. Увидела у меня палку - развернулась и скрылась за горизонт со скоростью “Сапсана”.
Еще немного живописных дорог - и маршрут вышел на участок трассы, проходящей через Вышний Волочек. Очень жаль: такой красивый городок, уютные домики, и через все это идет поток транспорта Москва-Питер. Вне города у трассы широкие обочины - пусть не асфальтовые, но и я не на шоссейнике, так что, ничуть не переживая, ехал по обочине. В городке круглосуточный Макдональдс. Заглянул туда, подумывая о шаверме. Но там была очередь, и было непонятно, как желудок отнесется к шаверме. Так что двинул дальше.
Дальше трек вывел на “техничные” лесовозные колеи (кое-где я даже не рисковал ехать, опасаясь, что одну из набросанных там палок может закинуть в задний переключатель). Там же был брод. Прямо передо мной с той стороны подошли какие-то “черные копатели” в камуфляже с металлоискателем. Пошли на мою сторону. Опираясь на палку, продемонстрировали, что воды чуть ниже развилки. Максимально закатал велотрусы и пошел. Но на самом глубоком месте на дне оказались скользкие бревна, а вместо палки у меня в руках был велик, который надо держать над водой. Рухнул по пояс. Хорошо, что на бок не завалился - документы в рюкзаке были в двойном пакетике, но не в герме! “Памперс”, конечно, промок, но до ночи еще оставалось теплое время, и я даже не заметил, как он высох.
А потом вдруг еще один пеший участок - надо продраться через заросли травы и крапивы, чтобы пересечь трассу М11 в том месте, где она проходит по мосту над рекой. По отчетам я думал, что пеший участок один, поэтому второй был неожиданным. При этом он оказался заметно сложней: орды комаров и слепней и травяные заросли, где местами трек вообще не читался на местности, хотя всего днем раньше тут прошла команда нижегородцев.
Выбрался на дорогу, выехал на мост. Даже остановился перевести дух после сложного участка - это было первое место без гнуса за долгое время. Распаковал пакет с пряниками, которые 3 дня провозил с собой из Питера (вся портящаяся еда к этому моменту уже была выкинута). Удалось съесть 5 штук без особых усилий! Жизнь налаживается.
До Торжка было еще несколько разного состояния грунтовок, за это время стемнело.
В Торжке по улицам шлялась масса подвыпившей молодежи, был поздний вечер субботы. Эти могут быть опасней каких-то там медведей!
За городом остановился закинуть еще пряников и поразмыслить. Ухудшившие дороги плюс неожиданная пешка окончательно сделали задачу вложиться в бреветный лимит недостижимой, зато задача-минимум была практически достигнута (если не форс-мажор): оставалось 186 км и сутки времени. Так что я никуда не спешил и мог позволить себе сон. Но еще оставался настрой ехать без сна, да и искать в ночи место для стоянки и раскладывать там неудобную (больше с ней не поеду) палатку совершенно не хотелось. К тому же, был еще шанс успеть на последний Сапсан и перед работой поспать дома, после душа, а не в поезде, выезжающем в 2:30 ночи. Правда, после второго неожиданного пешего участка, были опасения нарваться на еще один, но уже в ночи... Решил “пока поедем, а дальше посмотрим”. К счастью, пешки больше не было.
Эта ночь была какой-то особенно холодной, подстывали колени (несмотря на двойные наколенники) и еще кой чего. Как назло, начался участок хорошего асфальта с затяжными спусками, где холодный туман здорово холодил все недостаточно утепленные части тела. Стал опасаться за здоровье. Изобретал конструкции для утепления из имеющихся материалов, и думал, как бы больше греться кручением, но при этом не грузить колени. При этом было понятно, что этот холод - надолго, и палатку ставить все равно смысла нет - убьет уйму времени, когда можно и так как-то доползти. Так потихоньку за ночь и добрался к пригородам Твери.
Ехавшие впереди нижегородцы до этого писали, что ночуют где-то в сосновом бору под Тверью. Была слабая надежда увидеть живьем тех, кто занимается тем же, что и я, пусть и в более расслабленном формате. Поэтому глядел по сторонам, прислушивался. Но не случилось, проехал мимо.
Тверь удивила закрытыми в воскресенье магазинами (купил колы в круглосуточном магазине, встав в очередь за двумя совсем пропитыми персонажами), и тем, что центр был перекрыт для какой-то велогонки. В Питере такого не дождешься, запрещают спортивные мероприятия, у которых история в несколько десятилетий.
После Твери пошли совсем тяжелые дороги. Точней, они совсем не сложные сами по себе - вполне проезжабельные на нормальных покрышках, но медленные и “энергоемкие”. Я все-таки такого не ожидал. К счастью, к этому моменту желудок у меня восстановился, так что я ехал уже на сникерсах, а не на собственных жирах (о наличии которых до поездки не подозревал). Выдаваемая мощность заметно увеличилась.
Но в результате всех сдвижек по времени (думал, доеду к 11, а дополз почти к 17), мозг, видимо, слишком переутомился: шли четвертые сутки, за которые у меня было суммарно около 5.5 часов беспокойного сна, а последние 36 часов без сна вообще. Когда-то давно, читая о бреветах, мне запала фраза "400 км - это путь в другой мир". Хотя я раньше несколько раз ездил и 400, и 600, никакого "другого мира" не замечал. Но в этот раз, похоже, довелось в нем побывать. На последнем участке, Тверь - Конаково, было ощущение, что все происходящее - не со мной, как будто кто-то другой рулит тельцем. И что финиш - это портал обратно в нормальный мир. Только надо тянуть побыстрей по треку, пока портал не закрылся. А еще временами было обидно: "Мне же просто надо немного доехать. Где дорога? Это не дорога! Это канава с рыхлым песком! Зачем они нарисовали эти дурацкие петли по пожарным канавам?".
Что удивительно, это состояние выключилось сразу, как только я выключил навигатор и огляделся вокруг на пялящийся на меня народ у парома.
Паром отправлялся через 20 минут, и это был последний, с которого я успевал двумя электричками добраться до “Сапсана” и поспать перед работой 6 часов дома в кровати. До последнего парома, позволяющего попасть на ночной поезд, было еще 5 часов, но с поезда идти работу идти было бы сложней, чем с «Сапсана».
Я вписался ровно посередине между задачей-максимум и задачей-минимум. 80:11 общее время, 62:17 в движении, улучшил “рекорд маршрута” на 14 часов. Получилось тяжело. Но вообще, если заранее представлять, что тебя ждет, и принимать решения исходя из этого, то никакой “жести” не будет. На нормальном велике все вполне проезжабельно, за исключением 6 км гарантированной пешки, ну и еще нескольких участков где, возможно, имеет смысл пройти пешком из соображений безопасности (если ты не матерый кантрийщик). При этом интересно, красиво, и вносит разнообразие. Т.е. вообще отличный маршрут. Рекомендую! До конца года еще можно проехать, попав в общую табличку.
У кого подготовка получше, может и в 75 часов вписаться. Думаю, и я могу вписаться, с учетом корректировок по планированию и по снаряжению (и со здоровым желудком!). Но не буду: главный вывод для меня в том, что не надо ставить себе цели на пределах возможностей, а то вот в этом состоянии "за гранью" можно принять опасные решения. А дома ждет любимая семья, и все остальное - пыль. Когда едешь один - можно и нужно выкладываться физически, но… по крайней мере, надо больше спать!
И комментарий от Кати:
Эта поездка выдалась для Саши крайне непростой. Кроме нездоровья, он еще и практически не тренировался перед поездкой, уделяя все свое время семье. Да, мы катаемся на велосипедах, но разница между походами с маленьким ребенком и целенаправленными тренировками — принципиальная! До пробега Саша выехал без семьи на хвосте всего три раза.
При этом он показал отличное время в сложившихся условиях.
Ну а с моей точки зрения, главное Сашино достижение заключается в том, что, с одной стороны, он проявил настоящую стойкость в тяжелых обстоятельствах, а с другой стороны, ему удалось соблюсти ту тонкую грань, где заканчивается сила характера и начинается безрассудство - вернулся домой живым и здоровым. Ведь на нем лежит ответственность за семью, и он не имеет права гнаться за целью любой ценой. Горжусь своим мужем! Впрочем, не только по поводу этого пробега :)
PS. Полный фото-альбом можно посмотреть на странице вКонтакте.
Потенциальные участники и прочие интересующиеся могут почитать еще и сашин подробный отзыв на это мероприятие, с впечатлениями о формате как таковом, дорогах и местности в посте "Велогонка Tour Unite 1000 км - общие впечатления"
Комментарии
Недавно обнаружил Ваш ресурс и поинтересовался у друзей.
Говорю, есть такие интересные ребята...))
По результатам выяснилось, что:
Лёша (Lafrag) давно изучает Ваши темы, а Макс (Астрофизик) как-то ехал вместе с Вами в электричке. Говорит, вы перебрались жить в Мск?..
Посмотрел несколько тем - отличные отчеты, - только недавно начал изучать, поэтому пишу здесь. Симпатизирую - как-будто сам ехал и сам писал - очень близко по восприятию, изложению и жизненной ситуации (ну, кроме работы - ее теперь практически нет :)) Ну и возраст уже сказывается.
Буду понемногу восстанавливать свои отчеты на новой площадке, после ухода с ВМ, и с удовольствием читать Вас:)
Всех благ, друзья!
Больше спасибо за добрые слова!
А мы живем в Петербурге, в Москву не перебирались :)