Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Вело ПВД Златибор - Шарган — Ужице по узкоколейной железной дороге с детьми (1 год и 9 лет), Сербия. Май 2024

Отчет о велосипедном походе выходного дня с детьми (1 год в велокресле и 9 лет на своем велосипеде) по горам Сербии. Сначала проехали по веломаршруту ZS-B1 из Златибора в Мокра Гора. Он грунтовый, сложный, но зато там очень красиво. Переночевали в палатке в безлюдных горах. Выехали к станции Шарган-Витаси исторической узкоколейной железной дороги в Боснию, посмотрели на туристический поезд. Проехали на велосипедах два участка этой дороги - заброшенный от Кремны и превращенный в велодорожку у города Ужице. Путь идет по скалистым ущельям, очень много туннелей. А уж какое удовольствие ехать на велосипеде по горам, но без перепадов высоты!




Даты: 11-12 мая 2024 (2 дня, 1 ночь).
Длина: 67 км, преимущественно грунтовые дороги

Набор высоты: 1050 м; сброс 1480 м
Скачать трек этого похода можно тут или посмотреть/скачать на nakarte. Наш трек начинается от нашего съемного дома под Чаетиной. Но на него можно выехать и с трассы у Чаетины, и из Златибора.
Участники: папа Саша, мама Катя, Виталик (9 лет) на велосипеде 26 '', Костик (1 год 6 месяцев) в велокресле Hamax

Первую часть пути мы проехали по официальному велосипедному маршруту ZS-B1 из Златибора в Мокра Гора и национальный парк Тара (до деревни Митровац). В буклете, посвященном веломаршрутам Златибора (скачать его можно здесь), ZS-B1 заявлен как лучший способ добраться из Златибора в Тару и обратно :) Указано, что технически сложных участков там нет, но потребуется высокий уровень физических способностей.
Велоаршрут ZS-B1 размечен указателями на местности, занесен на карту OSM. Общая длина 48 км, набора высоты 3600 м. Посмотреть и скачать трек  ZS-B1 можно на www.mapa.iz.rs. Мы в этот раз проехали половину этого маршрута, от Златибора до Мокра Гора.

Места там совершенно замечательные, это правда! Дикие и безлюдные. Луга, сосновые леса, просторы открываются во все стороны… Однако, сам маршрут непростой, в одном месте оказался проложен 1.3 километра по азимуту через лес, а в остальном идет логично, но только если для мтб налегке. С грузом там пробираться не быстро, дороги каменистые, уклоны крутые. Нам немало пришлось пройти пешком, особенно когда малыш спал в велокресле. Судя по Страве, никто там не ездит :) Ну а мы ко всему привычные и не спешили. Отчет о первой нашей поездке по этим местам: "Вело ПВД Златибор  - гора Виогор — Семегньево — Златибор с детьми (1 год и 9 лет), Сербия. Апрель 2024"


Указатель на веломаршрут  ZS-B1 возле источника Око. Такие указатели стоят везде на перекрестках.

Вторая часть этой велосипедной поездки была посвящена исторической узкоколейной железной дороге из Сербии в Боснию. Когда-то эта дорога шла из Белграда в Сараево, посмотреть ее ход удобно на карте www.openrailwaymap.org.

Сначала мы посетили станцию Шарган-Витаси (фото дальше в отчете), которая относится к участку, известному как «Шарганская восьмерка». Он проходит между станциями Шарган-Витаси, Голубичи и Мокра Гора. Этот участок восстановлен, и по нему два раза в день курсирует туристический поезд. Восьмерка потому, что в этом месте железная дорога делает полную восьмерку, проходя через множество туннелей, чтобы набрать высоту на небольшом расстоянии. На станции Голубичи на этом участке снимался известный фильм Эмира Кустурицы. Но на поезде мы не катались, в этом мало приятного с маленьким ребенком.

Потом мы проехали на велосипедах по двум участкам этой железной дороги, которые стали теперь дорогами - грунтовка 5.5 км между Кремной и Црвени Вир, а потом 11 км велодорожки по ущелью реки Детина от водохранилища Вршац до города Ужице.


Наше семейное фото в этом велопоходе.

Воду на первый день пути мы взяли с собой почти от дома, из источника Око - так спокойнее, а пьем мы по давней привычке скромно. Источников воды или ручьев в первый день пути мы не встретили, так как ехали по верхам. Уже позже я обнаружила, что на треке веломаршрута обозначен какой-то источник (izvor) в двухста метрах в стороне от маршрута возле горы Стаменича Вис, но ничего сказать про него не могу, мы не заезжали. Также правдоподобный источник воды обозначен в 600 метрах напрямую от нашей ночевки (от дороги это совсем уж далеко), но туда мы тоже не ходили. Во второй день мы пополнили запас воды в источнике по пути от станции Шарган-Витаси.

День 1. 11 мая 2024.


Утром мы собрали вещи и выехали на велосипедах из нашего съемного домика под Чаетиной. Сначала по нашей любимой грунтовой дорожке от источника Око над Златибором до поселка Богаз. Она идет вдоль ручья через покрытые лугами холмы, а потом забирается в горы с прекрасным сосновым лесом. Мы там уже ездили.


Наша привычная дорога из Златибора по лугам в горы.



Местные лошадки.



Спуск к ручью, впереди начинается сосновый лес.
На первом плане яркие желто-зеленые подушки молочая Euphorbia spinosa.

После маленького поселка Богаз можно продолжить кататься по сосновым лесам на склонах горы Виогор, ну а мы повернули вместе с веломаршрутом в сторону горы Савино Брдо, которая является частью целой цепи гор. Дорога там есть, но она сильно каменистая, так как катаются там квадроциклы и мотоциклы. Идет вверх-вниз по отдельным вершинкам, но пологие участки тоже есть. В основном лугами, а во все стороны открываются просторные виды. Жилья в этих местах практически нет, очень уединенно.








Прекрасный пейзаж. Слева видна лесистая гора Виогор.


Вид вниз на северные склоны горного массива Златибор.


На лугах цвели Ирисы Рейхенбаха (Iris reichenbachii). Этот вид Ириса встречается только на Балканах.
Очень крупные желтые цветы на коротких стеблях.


Один из подъемов.


Малыш спит в велокресле, пока папа его тащит. Со спящим вкручивать с усилием нельзя, тем более по бездорожью - велокресло слишком сильно раскачивается.


Возле горы Велики Вис веломаршрут уходит с дороги просто на склоны. Сначала идти не сложно по лугу, а потом, когда уже отойдешь, начинается продирание через лес. С велосипедом без груза это, может, не очень сложно, а с грузом из вещей и ребенка весьма тяжело. Это место, судя по всему, можно объехать по дорогам и мотоциклетным следам, обогнув Велики Вис - так дольше и больше перепадов высоты, но, думаю, проще. Не знаю, почему веломаршрут провели пешком через лес. Ну а мы в этот раз решили уж следовать маршруту.


Сначала идти легко.


А вот по кочкам тащить груженый велосипед тяжело.


Костику нравится, когда его тащат :)

С большим облегчением мы вышли на дорогу. Эта дорога ведет из Мокра Горы по склонам лесистой горы в никуда, заканчиваясь просто посреди луга. По фотографиям этого не видно, но дорога каменистая. Зато без сильных градиентов. И никого! Жилья там нет. А вокруг - сплошные сосновые леса! Аромат сосен, блики света... Сказочная дорожка!













На склонах с сосновым лесом ночевать негде, а мы свернули на отрог горы, где луга. Там и поставили палатку, с шикарными видами на окрестности. Теплый вечер, горы вокруг... Как я писала во вступлении, воду на ночевку мы на всякий случай взяли с собой из дома. Правдоподобный источник воды обозначен в 600 метрах напрямую и 100 метров вниз от нашей ночевки, но мы туда не ходили за ненадобностью.


Палатка возле дороги, но дорога эта практически не используемая.










Отрог продолжается вниз прекрасными лугами. Они очень манили, но усилием воли мы не стали туда спускаться, чтобы не пришлось начинать утро со ста метров набора высоты назад на дорогу :) Также по этим лугам можно спуститься к станции и деревне Мокра Гора, но это в наш план не входило.


Поздний вечер над горами Сербии и Боснии.

О цветах горной Сербии я пишу отдельно (по тэгу serbia-flowers), но добавлю фотографии тех цветов, которые мы с Виталиком обнаружили на этих лугах. Для нас это важная часть похода!

Особенно в тот вечер меня порадовала Неотинея Трёхзубчатая (Neotinea tridentata). Это был четвертый найденный мной вид диких орхидей в горной Сербии! Причем нашла его вовсе не я, а Виталик. Вот же глаз-алмаз! Цветочки ведь небольшие, прячутся в траве и с первого взгляда весьма похожи между собой. Но Виталик заметил, опознал как новый для нас вид, запомнил место и позвал потом меня! Этот вид отличается от прочих совершенно круглым соцветием, а не вертикальным, как у прочих местных орхидей. В остальном, так же прекрасен!







Рядом во множестве цвели ирисы Рейхенбаха (Iris reichenbachii). В закатном мягком свете они смотрятся шикарно!




Удалось сделать фото Ириса Рейхенбаха при свете закатного солнца.



Ну и много других замечательных цветов там было. Хорошее место для ночевки!


Ярко-синие звездочки Горечавка Мешочная (Gentiana utriculosa).


Яркие малиновые пятна Истод Большой (Polygala major).


Красные столбики Синяк Русский (Pontechium maculatum).



День 2. 12 мая 2024



Пасмурное дождливое утро.

Утром мы вернулись на дорогу по склонам, где ехали в предыдущий день, и по ней плавно скатились до более крупной дороги, которая обходит Шарганский тоннель автомобильной трассы в Боснию. После этого перекрестка веломаршрут из Златибора в парк Тара продолжается дальше в том же направлении и в том же духе, но здесь мы его покинули - на выходных времени доехать с детьми до Тары и вернуться у нас было недостаточно.

Так что мы свернули по маленькой дорожке и выехали прямо к станции Шарган-Витаси. Участок между станциями Шарган-Витаси и Мокра Гора восстановлен и известен как «Шарганская восьмерка», об этом я писала во вступлении к отчету. Как раз в этот момент к станции подвалил туристический поезд. Но поездка на нем в наши планы совсем не входила, так как с 1.5-летним малышом это удовольствие сильно ниже среднего. А вот просто посмотреть на станцию и на поезд было интересно. Ну а вечно голодных велотуристов особенно порадовали вкусные домашние пироги, которые продавала тетя на станции (только когда приходит поезд), причем один пирог она нам просто подарила.


Вид на участок узкоколейки перед станцией. А с дороги, по которой мы ехали, увидеть железную дорогу не удалось, хотя до нее было рядом.


Слева устройство для наливания воды в паровоз.


Как раз подъехал поезд и выгрузил туристов. На выходных народу много, поезд загружен плотно. Поездка идет туда-сюда от станции Мокра Гора, но при наличии мест можно сесть в поезд и на Шарган-Витаси.


Несколько паровозов стоят на станции, но сейчас, судя по всему, их не используют.


Это система для выгрузки угля из хранилища в паровоз на вагонетках. Круги, на которых дети сидят - для разворота.


Экспонат. Страшно представить, сколько он весит!

Станция Шарган-Витаси находится рядом с автомобильной трассой в Боснию. Грузового движения по ней нет, но машин было немало. Нам нужно было на восток, а чтобы обойти трассу, мы поехали по маленьким асфальтированным дорожкам, которые вьются вверх-вниз по склонам с разбросанными по ним домиками. По пути пополнили запасы воды в источнике.




Классическая пасторальная Сербия!

Следующим этапом нашего пути стал участок той же самой исторической узкоколейной железной дороги из Белграда в Вышеград, который находится между деревней Кремна на трассе и поселением Црвени Вир. Там рельсов уже нет, но сама дорога сохранилась. И там можно проехать на велосипеде. В отличие от участка дороги рядом с Ужице, этот участок мало известен. Однако, прекрасен! Очень приятная для езды на велосипеде дорога без наборов высоты (в горах Сербии это просто вау какой кайф!), с сохранившейся железнодорожной структурой - по насыпям или через прорубленные скалы, по мостам и туннелям. Среди лесов. Отмечу также, что несмотря на постоянные дожди, в туннелях было совершенно сухо, они не залиты водой, как это часто случается с заброшенными туннелями. Длина этого участка составляет 5.5 километров.




При постройке шоссе иногда прорубают проход в скалах, но он широкий. А когда проход узкий, это выглядит завораживающе!


Мост прекрасно сохранился!


Один из многочисленных туннелей.







Вокруг леса!

Возле поселения Црвени Вир полотно бывшей железной дороги выходит к шоссе. Само по себе оно продолжается к деревне Биоска, но так как рядом шоссе, по нему дороги нет, плюс не хватает моста. А потом железная дорога уходит под поверхность водохранилища Врутци.
Это все мы огибали по шоссе через деревню Биоска. Движение по нему минимальное, ехать очень приятно. Вокруг множество домиков, поля, перелески.


Вид со стороны на шоссе.




Потом с шоссе мы свернули, и по совсем маленькой, но все же асфальтированной дорожке скатились к дамбе водохранилища Врутци, образованном на речке Детина (Ђетиња). Поезд по дамбе разрешен.




Дамба огромная!


Водохранилище Врутци смотрится красиво, но это не озеро, а залитое водой ущелье. Подходов к нему нет, на берегу не посидишь и не искупаешься. В горной Сербии естественных озер, можно сказать, не встречается, только совсем маленькие.


Речка Детина сам по себе небольшая.

Последним этапом нашей поездки стал участок все той же самой узкоколейной железной дороги перед городом Ужице. Мы вышли на нее в том месте, где она "выныривает" из-под дамбы. Сначала дорога по бывшему железнодорожному полотну грунтовая, а перед Ужице, начиная со станции Стапари - превращена в 6.5 километров идеальной велодорожки. Там гладкий асфальт и туннели с освещением. Особенно классно ехать по ней в Ужице, с постоянным легким сбросом высоты. Просто летишь, по сравнению с обычными на дорогах горной Сербии карабканьями в гору вперемешку со сползаниями на тормозах :) Кроме того, река Детина здесь идет по глубокому ущелью, и бывшая железная дорога, а теперь велодорожка, позволяет полюбоваться на эти прекрасные места.


Грунтовая часть пути.














Над головой скалы.






Каньон Детине.



Рядом при этом проходит и нынешняя, действующая железная дорога, которая ведет из Белграда до Черногории. Можно посмотреть на нее со стороны.




Туннель действующей железной дороги.


Сначала туннель старой железки, а потом мост под новой железкой.


Наверху - величественная крепость. Но к ней надо подниматься отдельно, а мы проехали по туннелю под ней.


Наш поход мы завершили на действующей железнодорожной станции Ужице. С нее можно уехать на электричке и в Белград, и в сторону Златибора, куда было нужно нам.  Причем часть пути назад мы ехали вдоль той самой старой узкоколейки, и теперь посмотрели на те же места из окна поезда!
До самого Златибора и Чаетины на электричке не доедешь, железная дорога проходит на отдалении. Так что мы вышли на станции Бранешци, еще 7 километров и 300 метров набора высоты - и мы замкнули круг в нашем съемном домике под Чаетиной.


Ужице - большой город по местным меркам.


Велосипеды в электричку в Сербии помещаются легко.


Вид из окна электрички.



Tags:

You have no rights to post comments

Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!