Даты: 9-11 февраля 2024 (3 дня, 2 ночи).
Длина: 184 км, равнина, преимущественно асфальтированные дороги
Скачать трек этого похода можно тут или посмотреть/скачать на nakarte.
Участники: папа Саша, мама Катя, Виталик (8 лет) на своем велосипеде 26 '', Костик (1 год 3 месяца) в велокресле Hamax
Раньше мы уже много занимались велопоходами с первым ребенком в велокресле (список отчетов тут), но этот велопоход стал нашим первым семейным велопоходом вчетвером. Теперь в велокресле ехал младший сын Костик (1 год 3 месяца), а старший Виталик (8 лет) ехал на своем собственном велосипеде 26''. Раскатки у меня с Виталиком не было практически никакой - до этого мы полтора года не катались на велосипедах совсем. А тут Костик подрос, Виталику как раз пришел из Германии велосипед. Поэтому мы проехали для пробы вместе сначала 10 км, потом 20 км, нам понравилось, и на следующие выходные тут же рванули в полноценный велопоход на три дня. Мы собирались проехать столько, сколько получится, а в результате проехали максимальный плановый маршрут на 184 км.
Попа и ноги у меня на второй день, конечно, сильно болели с полной непривычки, но на третий день стало легче :) А вот Виталик не заметил нагрузки и даже на привалах продолжал кататься кругами на велосипеде. Костику очень понравилось кататься в велокресле, он туда даже просился на ночевках. Для него велопоходный режим очень комофртный - то гуляет на привалах, то отдыхает в кресле и смотрит вокруг.
В этом велопоходе мы воспользовались официальным велосипедным маршрутом вдоль Дуная (который идет вдоль всего Дуная через несколько стран Европы), также этот участок маршрута относится к Eurovelo 6 (это веломаршрут с запада на восток вдоль нескольких рек Европы). В Сербии, этот маршрут пересекает страну поперек в ее северной части, следуя за течением Дуная. В этом походе мы проехали по его западному фрагменту между городами Нови Сад и Сомбор. В нашем следующем походе мы проехали тоже по северному берегу Дуная из Белграда в Нови Сад ("Вело ПВД Белград — Нови Сад с детьми (1 год и 8 лет), Сербия. Февраль 2024"), этот участок не по Eurovelo 6, но он более приятный, чем официальная версия. А чуть позже мы проехали также участок от деревни Дубовац возле границы с Румынией до Белграда ("Велопоход Делиблатские пески — Дубовац — Белград с детьми (1 год и 8 лет), Сербия. Март 2024").
Веломаршрут Нови Сад - Сомбор преимущественно идет по насыпям, которые сделаны вдоль Дуная для того, чтобы река не разливалась. На этом участке значительная часть насыпей имеет асфальтированную дорожку. Автомобильному транспорту по ней разрешено ездить только к немногочисленным поселениям и домикам вдоль Дуная, да в любом случае там особо некуда ехать. Так что машин там практически нет. А те, что изредка встречаются, все очень старательно пропускают велосипедистов. Если добавить к этому полное отсутствие рельефа, получается просто Идеальная Велодорожка!
В некоторых местах, правда, асфальтированной дорожки на насыпи нет. Иногда при этом есть хорошая грунтовая дорожка, но в некоторых местах дорожки плохие, просто накатанные по проседающей глине колеи. Такие места веломаршрут обходит по асфальтированным полевым дорогам, которые ничуть не хуже. Иногда есть равнозначный выбор - можно поехать по грунту по насыпи, можно по асфальту через поля. Всего в одном месте на этом веломаршруте есть небольшой выход на загруженное шоссе, между Челарево и Бачка Палатка, который при сухой погоде можно объехать по полям. Это делает маршрут абсолютно безопасным для детей.
В основном едешь или неподалеку от самого Дуная, или вдоль его стариц и затопляемых лесов. С другой стороны от насыпи тянутся или поля, или тоже лесопосадки. К реке можно выйти не в любой момент, но такие места встречаются регулярно. Это зависит также от уровня воды. Например, в январе 2024 вода в Дунае поднималась на несколько метров - через насыпь не перелилось, но весь лес между Дунаем и насыпью затопило. К середине февраля, когда мы поехали в поход, вода в значительной мере ушла, так как больше не было сильных осадков, но часть местности осталась еще затопленной.
Внешний вид лесопосадок частично подпортил ураган летом 2023, поломавший деревья на большой площади просто как спички. Часть этого сломанного леса уже вырубили. Ураган прошел на южной половине этого маршрута, со стороны Нови Сада.
Когда большой город Нови Сад с его обширными пригородами остается позади, начинаются очень уединенные места. Жилья в этой крайней северной части Сербии немного, в основном это маленькие поселки, разбросанные по равнине, а возле Дуная их еще меньше из-за опасности наводнений. Так что можно наслаждаться тишиной и покоем.
В лесах вдоль Дуная водятся животные, прежде всего это кабаны и шакалы, а в заповеднике Горнье Подунавлье есть благородные олени. Но мы лично никого из них не встретили. Только шакалов слышали - судя по вечерней перекличке, их много. Также там очень много птиц. Правда, в феврале они еще не полностью активны. Мы лично видели лебедей, уток, бакланов и каких-то хищных птиц типа небольших орлов, которых не успевала рассмотреть. В общем, ощущение дикой природы на берегах Дуная есть!
Мест, где можно комфортно поставить палатку, по пути множество. По крайней мере, ранней весной, когда травы еще нет. Периодически можно найти подходящие для ночевки места на берегу Дуная (но это зависит от уровня воды). Также можно приютиться с палаткой в перелесках или просто на лужочке возле насыпи на безлюдном участке. Но воду на ночевку нужно привезти с собой.
Естественных источников воды в этих местах нет. Вода из Дуная или каналов для питья совершенно не пригодна, а ручьев никаких там нет. Поэтому воду нужно или покупать, или просить налить в поселениях. Кроме поселков, по пути изредка встречаются небольшие хозяйства, у них тоже можно попросить. Ну а мы в пеших походах без источников воды привыкли расходовать воду экономно, так что нам оказалось достаточно взять восемь литров воды с собой из дома и потом купить одну шестилитровую бутылку на середине пути в Караджорджево. Продуктовые магазины есть в каждом поселке по пути.
Наш велопоход был на 184 километра, которые мы с детьми проехали за 3 дня. Но при необходимости можно закончить маршрут раньше, сделав финиш на одной из промежуточных станций железной дороги между Нови Садом и Сомбором. Удобнее всего для этого станция Богоjево, она прямо возле маршрута, где электричка долго стоит. Из Нови Сада до Богоjево 134 километра. Если, наоборот, дела пошли получше, то в районе Сомбора можно прибавить 30 аналогичных километров, если сделать петлю через Бездан.
Чтобы сделать маршрут еще немного длиннее, то можно начать его из пригородов Белграда по одному из берегов Дуная. Официальный веломаршрут идет через Сремски Карловци, там красиво и интересно, но не уединенно. А можно поехать по грунтовым дорожкам по насыпям по противоположному безлюдному берегу через Тител, Гардиновци и Ковиль (так мы тоже ездили: "Вело ПВД Белград — Нови Сад с детьми (1 год и 8 лет), Сербия. Февраль 2024")
Ну а если времени достаточно на большой поход, то целиком маршрут вдоль Дуная по Сербии составляет 665 километров. Лично мы из этого проезжали участок Голубац - Брза Паланка в велопоходе по Сербии в 2017 году, когда еще наш первый ребенок был малышом в велокресле. Но этот участок проходит по довольно нагруженному шоссе с неосвещенными туннелями, так что для самостоятельно едущих детей на велосипеде он нехорош.
День 1. 9 февраля.
55 км, время в движении ок 4 часов.
Хотя наш маршрут начинался в городе Нови Сад, с электрички удобнее было выйти на одну станцию раньше - в Петроварадине. Так получается меньше тащиться по городу со светофорами. От станции по тротуарам мы доехали три километра до моста через Дунай. А с моста сразу же вышли на велодорожку, которая тянется вдоль Дуная в Нови Саде. Если вы не были в крепости Петроварадин и в пешеходном центре города Нови Сад, рекомендую их посетить по пути, особенно второе. Но мы с ними уже были знакомы, так что в этом походе посещать эти места снова не стали.
Набережная в Нови Сад очень приятная. Хотя, наверное, в выходной день народу там будет многовато, а мы ехали в пятницу. В дальних районах есть парочка небольших детских площадок рядом с велодорожкой. Там мы сделали привал, заодно пообщались с одной грустной русской мамой.
Нови Сад без заметного перерыва перетекает в большой поселок Футог. Всего по "цивилизации" надо проехать около 16 километров, считая от моста.
Вид на крепость в Петроварадине.
Велодорожка мимо поселка Футог.
Церковь в Футоге, в типичном для Воеводины стиле.
За Футогом велодорожка идет уже по диким местам между Дунаем и полями в течение 18 километров.
Пляж Челарево - хорошее место для привала, хотя и замусоренное местами.
Между городом Бачка Паланка и поселком Челарево - сложный момент. Там насыпь прерывается. И проехать можно только по шоссе. Шоссе это очень неприятное, загруженное машинами и фурами, которые едут на пограничный пункт с Хорватией. Обочины нет. Проехать по шоссе необходимо всего 2.5 километра, потом можно снова свернуть на насыпь. Но все равно это очень неприятно и небезопасно с самостоятельно едущим ребенком, который еще не умеет двигаться в потоке машин и, тем более, фур.
Но есть способ обойти шоссе совсем полностью - по полям. Кататься по полям равнинной Сербии непросто, так как здесь не принято оставлять грунтовые дорожки между полями, распахивается все целиком, без каких-либо пробелов. Потом при полевых работах колеи снова накатывают прямо по распашке. Соответственно, зимой и весной эти дороги накатаны очень слабо, если вообще есть. Но проехать все-таки в этом месте можно, всего там 9 километров. Но только в сухую погоду! Иначе липкая глина, и все будет очень-очень плохо. У нас погода была сухая, так что по полевым дорогам мы полностью обошли шоссе и вылезли сразу на улицы Бачки Паланки.
Как-то примерно так, иногда хуже.
Костику все нравится.
Бачка Паланка - довольно крупный городок, совершенно ровный, с прямоугольной планировкой. Кататься по нему удобно - или улица почти без движения, или есть тротуар. В Бачке Паланке есть супермаркеты, где можно все купить, но основную еду мы сразу взяли с собой из дома. Зато нас заинтересовала пиццерия возле автовокзала. Пиццерии в городках и даже поселках Сербии очень распространены, и это отличный вариант перекусить в велопоходе. Пекут пиццы быстро, это вкусно и сытно! И с собой можно взять - хотя полежавшая пицца уже не настолько вкусная, но все равно это хороший перекус в пути.
Выехали из Бачки Паланки мы уже к вечеру. Тут начались сложности с Костиком - он начал неудержимо засыпать в кресле. У нас месяцев с девяти стабильно один дневной сон, но если ребенок вдруг заснет на второй, то ночного сна в обозримом будущем не жди - придется много часов сидеть с ним у палатки в темноте. Поэтому никак нельзя было разрешать ему уснуть. Мы останавливались каждые пару сотен метров, пытаясь малыша взбодрить, при этом время шло, темнело. В результате пришлось становиться на ночевку в первом же пригодном месте - небольшом перелеске с расчищенными под ульи полянками, когда домики Бачки Паланки остались позади. Пчелы еще были на зимовке, так что нас не побеспокоили.
Вообще там было очень комфортабельно, за ребенком следить не надо, полянка ровная, и вполне уютно. Но я потом жалела, что мы не смогли совсем немного доехать до Дуная. Но это утром мы обнаружили, что в 2.5 километрах дальше есть одна хорошая полянка на берегу, а знать этого заранее было невозможно, могло быть затоплено, или повалено, или вырублено. Бывает такое в велопоходах с детьми, что не можешь доехать до прекрасной ночевки всего несколько километров...
День 2. 10 февраля.
56 км, время в движении ок 4 часов
Костик настойчиво участвует во всем :)
В районе Караджорджево и Младеново есть два варианта пути. Можно ехать дальше по насыпи, но там грунтовая дорога. Насколько я вижу по спутниковому снимку - не лучшего качества, но точно проезжабельная. Идет красиво через леса. А можно проехать небольшим кругом по комфортабельным асфальтированным дорожкам. На этом участке мы выбрали второй вариант, поехали по асфальту. В Караджорджево магазин прямо у дороги, там мы зашли докупить недостающих продуктов, купили бутыль с водой и перекусили на лавочке возле статуи двух коней.
В Младеново вернулись на насыпь, там снова асфальт. Мне очень понравился участок к западу от Младеново - там насыпь идет прямо вдоль старицы Дуная. День был пасмурный, и ранне-весенние пейзажи радовали нас нежными пастельными полутонами бурого и серого.
На берегу большие, старые, разваливающиеся на куски ивы.
Огромные, метра по четыре высотой тростники.
Проехали мимо деревни Бачко Ново Село. Это последнее, и то небольшое, поселение возле Дуная по пути в Апатин, до которого 75 километров. Очень пустынные места. Мы любим тишину и уединение, так что нам это очень хорошо.
Типичный вид поселения в этой местности - прямоугольная планировка, большие каменные дома.
После Бачко Ново Село еще 15 километров по отличной асфальтированной дорожке по насыпи.
Изредка встречали стада овечек, которые очень радовали нашего Костика.
Для привала, свернули к берегу Дуная.
Абсолютно прекрасная дорога!
Лес еще во многом покрыт водой, а месяц назад вода стояла тут сплошным озером.
Пейзаж полей ранней весной в пасмурный день. На фото не ярко, а в жизни супер.
Потом веломаршрут с насыпи уходит, так как дальше не очень хорошие грунтовые дорожки. Зато есть прекрасная альтернатива - асфальтированная дорожка через поля без машин.
Когда мы ее проехали, снова приблизившись к Дунаю, уже наступил вечер. Дни в феврале еще короткие, в пять темно. Впрочем, светает хорошо, в половине седьмого. Можно было бы вставать утром раньше... Но со сном у нашего малыша все так сложно, что если он спит утром, мы не решаемся его трогать и пользуемся драгоценной возможностью отдыха.
В этот раз мне очень хотелось переночевать на берегу Дуная. Я высмотрела местечко на спутниковом снимке, которое выглядело как зеленая травянистая поляна в конце дорожки, по которой подвозили камни для укрепления берега (если берег - это граница государства, его защищают от подмывания). Место и правда оказалось полянкой с травой, только вот "трава" эта была метра два ростом и соответственной жесткости. Но ранней весной эта трава хотя бы была сухой, так что нам удалось ее примять и поломать старые сухие стебли, чтобы выделить место для нашей палатки. После этих процедур там стало более-менее просторно. В вот летом на такой "поляне" палатку не поставишь :)
Нашего малыша вечером мы выгуливали по рыбачьей тропке, которая тянется вдоль берега - в таком месте оставлять его без присмотра было нельзя, чтобы не свалился в речку. Еще был минус ночевки у реки - пыльно, так как еще пару недель назад все это было залито водой Дуная, и после отступления воды на всем остался слой глиняной пыли. В общем, супер комфортным это место было нельзя назвать, в отличие от предыдущего. Но зато тематично - на берегу Дуная, которому был посвящен наш поход.
Ночью шел небольшой дождь. Но утром солнце и ветер быстро все высушили. Мы вспоминали, какая сырость творилась в равнинной Сербии в декабре и январе - почва не просыхала неделями. А в феврале уже совсем другая история!
День 3. 11 февраля
73 км, время в движении ок 5 часов
Утром на реке было красиво - вчерашние облака уходили прочь, делая небо ярко-темно-синим.
В высоком глинистом берегу в этом месте очень удобно рыть норы бобрам, так что деревья вдоль берега все изгрызены, а в воду уходят мощнейшие тропы.
Бобровая тропа.
Следы бобра на мокрой глине.
Утром мы снова покинули берег с неровной грунтовкой и объехали этот участок по полевым асфальтированным дорогам.
Объезды насыпи ничуть не хуже, чем насыпь! И это все без машин!
Потом опять вернулись на насыпь.
Вдоль насыпи стоит очень много ульев. Это свидетельствует о том, как много здесь будет цветов летом!
Дальше веломаршрут в очередной раз уходит с берега и обходит его большущей петлей через Каравуково и Богоjево. А по насыпи там грунтовка, но очень даже комфортная. Мы проехали по ней. Пересекли по мосту большой судоходный канал Дунав-Тиса-Дунав. Мост через канал находится возле шлюза, но он открыт, спокойно можно проехать.
Очередной раз вышли к Дунаю.
С привала Костик выходит сам, чтобы размяться.
Канал Дунав-Тиса-Дунав.
Возле Богоjево пересекли железную дорогу в Хорватию. Богоjево было местом нашего планового финиша на электричку, так как там станция прямо возле велодорожки и электричка стоит долго, есть время погрузиться. Мы не думали, что в нашем первом велопоходе сможем уехать дальше :) Однако, оказалось, что мы едем неплохо, поэтому время еще оставалось - и мы двинулись дальше в сторону Сомбора. Этим хорош этот маршрут между Нови Садом и Сомбором - можно действовать по своим силам, так как есть возможность выйти к железной дороге в разных местах.
Очень хорошо, что время у нас оставалось! Потому что как раз к северу от Богоjево идет участок маршрута на 25 километров, который нам понравился больше всего - по заповеднику Горнье Подунавлье (Gornje Podunavlje). Вместе с заповедником Копачки Рит в Хорватии на другой стороне Дуная у впадения Дравы, это место - самые большие сохранившиеся лесисто-болотные угодья на берегах Дуная (которых когда-то было очень много, но их осушили). Это старицы Дуная и Дравы разной степени заросшести и затопляемые леса.
Хотя мы лично никаких животных не увидели, но там есть ощущение дикой природы действительно есть! Все вокруг перерыто кабанами, а в лес с насыпи уходят мощные кабаньи тропы. Чтобы эта братия не съела все вокруг, заповедник огорожен высоким и частым забором :) Еще мы видели много кучек овального помета благородного оленя - пишут, что он здесь водится, помет подтверждает. Ну, а вечером здесь устраивают между собой перекличку сербские и хорватские шакалы, их много на лесистых берегах Дуная.
По этим местам, частично в Сербии, частично в Хорватии, размечен велосипедный маршрут "Амазония Европы" (Amazon of Europe Bike Trail). С сербской стороны маршрут идет по насыпи вдоль Дуная или вдоль этой насыпи. После Богоjево мы сначала ехали по асфальтированной насыпи, она тянется 6 км до некого кемпинга. Дальше идет уже грунтовка хорошего качества, 9 км.
Как же там было хорошо ехать!
Парочка лебедей.
Баклан на ветке.
Такой вот заборчик, чтобы кабаны не разбегались.
Потом основной веломаршрут вдоль Дуная уходит от берега и идет по полевым дорогам параллельно ему. Дорожка вдоль насыпи при этом продолжается, и веломаршрут "Amazon of Europe" идет по ней. Но там дорожка уже неровная, разрытая кабанами. На широких колесах никаких сложностей там нет, но у нас Костик умудрился заснуть в велокресле именно на этом участке. А когда ребенок в велокресле спит, то как ни пытайся его зафиксировать, на ухабах все равно его раскачивает, и голова болтается. Так что нам было некомфортно ехать, лучше бы объехали по веломаршруту. Но мы ж не знали, что ребенок уснет. К счастью, спал он не очень долго.
Дорога перерыта кабанами полностью, но хотя бы вдоль нее можно проехать. По насыпи - еще хуже.
Голову малыша в велокресле всячески закрепили подушкой и кофтами.
Ура, проснулся, делаем привал под красивым деревом.
Путь по заповеднику Горнье Подунавлье закончился в городке Апатин на берегу Дуная. Там набережная - очень приятное место с широким видом на Дунай, который как раз напротив Апатина делает плавный поворот. Там же стоит новенький, но действительно красиво сделанный большой храм.
К северу от Апатина можно еще около 30 километров прокатиться по насыпям вдоль Дуная через городок Бездан. Но у нас время уже закончилось, так что мы повернули из Апатина прямиком в Сомбор по шоссе, там 15 километров. На шоссе есть машины, но немного, только те, кто едет именно в Апатин. Поэтому до Сомбора мы доскочили легко и быстро, еще и небольшой попутный ветерок помогал. А как только начинается город, начинается велодорожка. Как же много в Воеводине велодорожек, совершенно на европейском уровне!
Тут как раз стемнело и дождь полил. Мы поужинали в пиццерии в центре, повыгуливали немного малыша на главной площади и двинулись на вокзал.
Пересекаем Велики Бачки Канал, часть большой системы каналов региона Бачка.
Главная площадь Сомбора перед дождем.
Финишное сэлфи в Сомборе.
Заслужили!
Вечером из Сомбора как раз отправляется электричка в Нови Сад. Садиться на конечной станции очень удобно. Идет около трех часов. С велосипедами на электричке разрешено, плату за них берет кондуктор (на вокзале такой билет не купить), а садиться нужно в соответствующий вагон со специальным местом для велосипедов. Место небольшое, но туда вполне поместились наши три велосипеда плюс еще два.
Час пути наш годовасик ходил по вагонам, час спал и час отчаянно орал :) Дальше в сторону Белграда, в Нови Саде нужно сделать пересадку (сейчас электричка из Сомбора приходит на грузовую станцию в трех километрах от главной, но с велосипедами это не проблема). На Белградской электричке мы проехали две станции в сторону Белграда и вышли в Сремски Карловци, где на тот момент снимали домик.
Ждем электричку на вокзале Сомбора.
Нагулявшийся Костик дрыхнет у меня на руках.
Нам очень понравилась эта поездка, и через неделю мы снова поехали на велосипедах вдоль Дуная, теперь 110 километров от Белграда в Нови Сад. Отчет: "Вело ПВД Белград — Нови Сад с детьми (1 год и 8 лет), Сербия. Февраль 2024".