
13. 13 июня | 20км |
970м |
Подъем на массив Бјеласица - палатка на озере Ševarina |
14. 14 июня | 46км |
480м |
Озеро Šiško - спуск в Беране - через хребет в Петньицу - палатка на реке Popča |
15. 15 июня | 22км |
910м |
Петньица - Бор - грунтовки по плато Пештер - палатка в еловом
лесу |
16. 16 июня | 40км |
540м |
Грунтовки по плато Пештер - финиш рядом с Биjело Полье на границе Сербии |
День 13. 13 июня 2024
20 км, 970 м подъема, 440 м спуска, разные дороги
Подъем на массив Бјеласица - палатка на озере Ševarina
Утром мы вернулись на шоссе и продолжили подниматься уже по нему. Ведь сто метров от города мы вчера уже набрали, пока искали место для ночевки, и не хотелось их сбрасывать назад, чтобы вернуться к первоначальному грунтовому плану из Колашина.
Это шоссе оказалось единственным реально неприятным за наш поход. Потому что машин там было весьма много! И грузовики тоже были. Качество дороги было не очень, так что все ехали там медленно, нас объезжали, совсем не опасно. Но все равно нам было очень неприятно ехать среди машин.
Причем я не очень поняла, почему машин-то столько. Это не какая-то трасса, трасса идет в обход горного массива в 15 километрах севернее. А всего в восьми километров с юга в таком же направлении идет более крупное и удобное шоссе. То есть, три дороги в одном направлении - и столько машин на самой маленькой из них? Не всегда можно угадать по карте, какая будет ситуация на шоссе...
К счастью, нам по этому шоссе было было всего пять километров. Но нам показалось, что все 20, так как при этом шел интенсивный набор высоты (еще 350 метров вверх до поворота с уклоном около 10%). И опять очень жарко. Так что тащились мы там ооочень утомительно! Впрочем, по шоссе мы все же ехали, а по грунтовке бы больше шли пешком, так что на самом деле шоссе нам сэкономило около половины ходового дня по времени.
Наконец, достигли туннеля, в который ушел легковой транспорт. А мы повернули на горнолыжный курорт Враньяк. Там новенькое шоссе. Курорт находится в состоянии очень активного строительства - туда-то и ехали грузовики. Возле строящегося большого отеля широкий новый асфальт резко заканчивается, и начинается неровная узкая грунтовка. Хотя на картах дорога обозначена одинаковой что до, что после. Мы видели пару машин туристов, которые туда заехали и были в шоке, ползли там медленнее нас.
Чуть выше - ресторан и домики на сдачу типа таких, в которых мы ночевали несколько дней назад. Там было совершенно пусто, никого. Странное место - кто сюда поедет, по такой-то дороге? Но мы нашли там тетеньку-работницу и попросили приготовить нам яичницу и салат, чтобы перекусить. Ведь нам нужен был очень качественный привал после утомительного подъема - за утро мы набрали с 1100 до 1750 метров высоты, причем отдыхать вдоль шоссе было абсолютно негде. Устали жестко! Тетенька все приготовила, было вкусно, отдохнули!

Обед сфотографировать забыли - набросились и съели! Но вот это место.
Еще 150 метров набора в основном пешком - и мы выбрались на верха горного массива Бјеласица (Bjelasica). Это крупный горный массив, который лежит между городами Колашин (в долине знакомой нам уже реки Тара, которая там еще маленькая) и Беране (в долине не менее знакомой нам реки Лим). Высшая точка массива - гора Crna Glava (2139 м). По геологической природе этот массив вулканического происхождения, так что своими плавными линиями он сильно отличается от всех прочих, известняковых, горных массивов Черногории. Мне очень хотелось познакомиться с ним тоже.
Было бы очень круто прокатиться по массиву Бјеласица прямо линии вершин выше двух тысяч метров, там есть какая-то дорожка - тогда бы мы забрались еще выше, чем перевал Седло 1907 м в Дурмиторе и смогли поднять максимальную высоту похода до двух тысяч. Но вот день был очень ветреный! Внизу в ущелье это абсолютно не чувствовалось, там была жара и безветрие, а вот как только мы поднялись - так дуть начало очень мощно. Поэтому по гребню мы бы не смогли проехать, да и просто пройти на таком ветру там было бы очень затруднительно.
К счастью, есть другой вариант - дорога с запада от гребня, на высотах около 1800 метров. И так получалось, что гребень как раз прикрывал эту дорогу от ветра. Так что по этой дороге по склонам мы отлично поехали. Самым сложным было выйти на нее через маленький участок, который не был прикрыт от ветра - мы еле пробились там! Очень помогли щиты, которые там были установлены для горнолыжной трассы. Но между щитами нас почти сбивало с ног!

По дороге под хребтом мы двинулись на север. На юг по этим горам из этой же точки тоже можно поехать и, например, сделать петлю через Андриjевицу. Такой у меня был план на случай, если у нас будет оставаться лишнее время. Очень хотелось бы попасть и туда тоже! Но никакого лишнего времени у нас не получилось, как бы мы ни старались каждый день - уж очень трудоемки для велосипеда грунтовые дороги в Черногории. Поэтому теперь мы должны были поворачивать назад к Сербии, то есть, на север.
Дорога очень красивая. Вьется по зеленым лугам. Наверху скалы, вниз плавными волнами уходят лесистые предгорья. Идеально. Качество дороги варьирует - местами прямо большие камни, где затруднительно проехать на велосипеде, а местами отличная. Проблем с водой там нет, потому что нет карстовых процессов, и вдоль склона регулярно попадаются ручьи. И вообще места влажные.




Вид назад.




Вышки стоят на вершине Zekova Glava 2122 м.

Внезапно очень каменистый участок. Виталик справляется, рулит!

Кусочек пути через лес. Приятно!


Мы ехали дугой - это вид назад на все, что мы проехали.
Так как по строению горы Бјеласица совершенно другие, чем Дурмитор, то здесь другие почва и влажность - и растительность здесь очень отличается от той, что растет на соседних известняковых горах аналогичной высоты. Правда, возможности изучать эти растения в походе у меня особо не было.
Больше всего из июньских цветов на Бјеласице меня заинтересовала Ветреница Нарциссоцветковая (Anemonastrum, или Anemone, narcissiflorum). Она довольно похожа на всем известную Ветреницу Дубравную, массовый весенний лесной цветок - такие же белые цветы и перистые листья. Но куда крупнее. Это редкое горное растение, которое встречается только на высокогорьях Европы. Но на Бјеласице ее много. Я видела в интернете фотографии массового цветения, когда многие луга на Бјеласице были этой Ветреницей покрыты очень густо, тоже в июне. В этом году цветов было поменьше, но все же мне удалось их увидеть. Сделала там еще несколько интересных мне находок, но не буду уж описывать.


Велотуристы часто совмещают посещение массива Бјеласица с Биоградским озером, которое находится у него подножий с запада. Но единственный выход с Биоградского озера - на большую трассу из Сербии. Там мы ехать не хотели.
Вместо этого я решила посмотреть на какое-нибудь другое озеро массива Бјеласица. А они тут есть! С востока от хребта их сразу несколько - небольших, но красивых. Для посещения в этом велопоходе я выбрала Шишко озеро. Туда как раз можно спуститься с хребта. Грустно было уходить с дороги по хребту, классно было там ехать на такой высоте. Но дорога по массиву на север спускается в Мойковац (причем не сразу в него, а сначала выходит на все ту же большую трассу из Сербии), и нам туда было совершенно не надо - мы хотели ехать по более маленьким дорожкам.
Спуск в сторону Шишко озера ооочень крутой и каменистый. Сбросить надо с 1900 до 1650 метров. Первые сто метров сброса я прошла целиком пешком, ну не могла ехать там на велосипеде! Дальше уже попроще.


Виталик справляется, едет! То есть, прыгает по камням вниз. А мне на это страшно даже смотреть.
После этого крутого спуска дорога выходит к какому-то типа кемпингу, проспонсированному Евросоюзом. Тут грянул ливень, и мы очень удачно спрятались там на веранде. Вместе с нами там пряталась еще пара велотуристов нашего возраста. Краем глаза я наблюдала за ними и думала о том, что могли бы быть такими же свободными... Но вместо этого нарожали двоих детей :) Мы поспрашивали, как они едут, и оказалось, что мы двигались по горам Черногории гораздо быстрее и жизнерадостнее, чем эти люди, свободные груза, кроме своих личных вещей, и занимающиеся только собой. В такие моменты приходит гордость собой :) Но во все остальные моменты я чувствую себя старой жирной развалиной (вторые два пункта - как раз результат второго ребенка), которой и являюсь теперь...
Мы все хотели бы остаться в этом кемпинге на ночевку, но никаких следов жизни или хотя бы телефона обнаружить там не удалось. Так что когда дождь стих, мы двинулись дальше - в сторону озера. Точнее, озер там даже два - Ševarina и немного дальше Šiško. Мы говорили этим велотуристам, что рядом знаменитое озеро, но они были такие задолбанные после вдвое меньшего набора, чем у нас в этот день, что даже не захотели на озеро смотреть.
Дорога уходит вниз, а к озеру Ševarina нужно пройти траверсом склона по небольшой тропинке. Она комфортная для велосипеда, даже местами можно ехать в седле. Озеро на две трети заросшее травой, но очень симпатичное. На полянке рядом с ним мы и остановились на ночевку. Возле озера Šiško куда красивее, но туда подходит дорога, оно весьма известное. А на маленьком озере Ševarina мы были в полном уединении! Это важнее.
Кстати, на полянке, которую мы выбрали, травы не было - мы очень стараемся ничего не портить и не топтать в природе! И за детьми в этом плане тщательно следим.



Какое же все вокруг зеленое!

Вечерний свет солнца и зелень деревьев...


После заката.
День 14. 14 июня 2024
46 км, 480 м подъема, 1350 м спуска, разные дороги
Озеро Šiško - спуск в Беране - через хребет в Петньицу - палатка на реке Popča
К утру начался дождь. Выходили мы под сплошным ливнем, но сидеть и ждать несколько часов мы не хотели. Съездили к тому самому знаменитому озеру Шишко (Šiško jezero). Оно небольшое, а главная его красота в том, что оно находится в обрамлении гор Бјеласицы. Но под дождем оценить этого мы никак не могли. Постояли немного у озера, продолжая вымокать, Виталик покатался на какой-то плавучей платформе, ну и поехали дальше. Когда в велопоходе едешь куда-то специально, в реальности вовсе не факт, что сможешь этим местом насладиться. Зато мы по полной программе насладились озером Ševarina!


Теперь нас ждал большой спуск вниз. Озеро Šiško находится на 1700 метрах высоты, а нам нужно было спуститься аж до 700 метров в Беране. Тысячу метров, таким трудом набранных вчера, сегодня уже взять и спустить. В Черногории только так!
До тысячи метров спуск идет по грунтовой дороге. Дорога идет очень красиво через еловые леса. Спуск вполне комфортный, постепенный. Но я мало там фотографировала, потому что дождь. А вообще отличное место, с еловыми лесами.


Очень удачно нашлась беседка рядом с родником, где мы могли передохнуть не под дождем.
Грунтовка вывела нас на то самое шоссе, по которому мы день назад мучились, когда поднимались. Однако, когда мы по нему поехали на спуск, машины уже совсем не напрягали. И казалось, что их не так уж и много.

Эту пропиленную дорогой скалу все фотографируют :)
Ниже было место, где мы зависли надолго. Там шоссе проходит мимо мощной скалы известняка, в которой есть множество маленьких пещер. Ну как пещер - это, скорее, гроты. Но Виталик страстно желает любых пещер. И маленькие гроты для него такой же восторг, как настоящая пещера. Все обязательно надо обследовать!
Саша пещеры совсем не любит, так что он остался с Костиком ждать внизу (к счастью, была подходящая полянка), а я полезла с Виталиком к подножию скалы к этимм пещерам. Ну так себе удовольствие, лезть было тяжело, склон крутой. Но чего только не сделаешь ради интереса ребенка!
Конечно, Виталик хотел бы осмотреть ВСЕ пещеры, что заняло бы еще час-другой - их полно и в этой скале, и в соседних тоже имеются. А нас ждали Саша и Костик, так что в какой-то момент мне пришлось сказать строгое "хватит!". Но все равно Виталик был очень доволен :)





По шоссе мы скатились в город Беране (Berane). Он находится на берегах реки Лим, на высоте всего 700 метров. Той самой реки, с берегов которой мы начинали наш поход в Приjеполье в Сербии, ниже по течению. До центра городка можно доехать по отличной велодорожке вдоль реки.


В центре есть пешеходная улица, парк. На пешеходной улице мы пообедали в пиццерии. Потом я в парке ждала с детьми, пока Саша закупит продукты в магазине. По пути набрали воды в мусульманском источнике. И покинули город. Как всегда, в городе мы совершенно забыли про фотографирование - слишком большое там напряжение. Так что никакой иллюстрации нет.
Теперь у нас оставалось 2.5 дня для того, чтобы добраться до границы с Сербией возле Бијело Поље. С одной стороны, нам хотелось целиком использовать эти драгоценные дни Сашиного отпуска именно на катание по Черногории. С другой стороны, хотелось избежать спешки и прочих стрессов, приехать на финиш спокойно. Исходя из этого мы и выбрали наш дальнейший маршрут. А потом еще редактировали его на ходу. Четкий план в настолько разнообразной и сложной местности, с детьми - это невозможно. А секрет того, как мы приезжаем на финиш ровно в необходимое время - это гибкое планирование маршрута.
Из Беране мы двинулись в деревню Петньица. Туда ведет небольшое шоссе, перепрыгивающее через хребетик с набором и сбросом 200 метров высоты. Места тут вдруг пошли очень населенные, необычно для Черногории. Склоны гор лесистые, а вот наверху, на более плоских местах, повсюду разбросаны домики. А живут в этой части Черногории мусульмане - так же, как и с другой стороны от границы, в Сербии.
Ночевать по пути было негде, но мы высмотрели на карте место, которое обещало быть хорошим (нет жилья рядом, спускается вниз дорожка) - берег реки Popča за Петньицей. И ехали целенаправленно туда. Не ошиблись! Оказалась прекрасная поляна на берегу реки в ущелье за деревней, скрытая от каких-либо домов и дороги. Идеально, супер комфорт!

Деревня Петньица.

Вот в это ущелье мы едем.



Костику купаться не хочется :)


День 15. 15 июня 2024
22 км, 910 м подъема, 340 м спуска, половина грунта
Петньица - Бор - грунтовки по плато Пештер - палатка в еловом лесу
Наша ночевка на берегу реки Попча была прекрасна всем, супер комфортная и уютная. Но здесь у меня случилась еще и другая огромная-преогромная радость - именно там я встретила Офрис. Офрис (Ophrys) — это род орхидей, которые привлекают опылителей не нектаром, а любовным обманом. Цветок Офрис очень похож на самку пчелы или шмеля. В цветке присутствуют все ключевые признаки, по которым самец определяет самку, даже в гиперпрофированном виде - общая форма, яркие пятна. Цветы пушистые, совсем как самка - это тоже важно для правильной посадки. С двумя выростами, которые как нежные руки готовы обнять одинокого пчёла… Плюс выделяют особый запах, который издает и готовая к отношениям самка (человеку его не почувствовать).
Крайне, крайне привлекательно! Я вот человек, вовсе не пчела, но и на мой взгляд ужасно привлекательно! Представляю, что же чувствует самец пчелы, увидев такую красоту среди травы! Конечно, самец садится на цветок, счастливый, и пытается его любить. Любовь не идет…. Но в процессе попыток к самцу прилипает пыльцевой комок. На следующем цветке этот комок прилипнет к пестику, дав жизнь огромному количеству семян Офрис (у Орхидей количество семян с одного растения колеблется от 15 тысяч до миллиона). Цветы Офрис чрезвычайно разнообразны, так как после любовной неудачи самец запоминает конкретный цветок (точно так же, как запоминает отказавшую самку) и больше на него не садится. Зато он садится на другой!
Коварный обман! Но какой же элегантный! И весьма рискованный — пропадет тот вид насекомых, под которых конкретный вид Офрис строго рассчитан, и перекрестное опыление станет невозможным. Зато пока схема работает, пыльцевые комки доставляются прямиком туда, куда надо, и не нужно расходовать ресурсы на всякий там нектар.
Из этого рассказа можно догадаться, как же я хотела увидеть Офрис своими глазами! По карте iNaturalist я посмотрела, что в Сербии Офрис есть — но совсем далеко от того места, где мы жили. А вот в Черногории Офрис встречается почаще... Только на это у меня и оставалась надежда. И весь наш поход я искала глазами это растение. Что весьма трудно, ведь цветы у Офрис — размером ровно с пчелу, то есть маленькие. День шел за днем, мы встретили много прекрасных орхидей, но вот Офрис так нам и не встречалась…
И вот, утром на этой ночевке я «пошла в кустик». Присела в траву — и тут прямо перед своим носом увидела Офрис! Не самый романтичный момент :) Но мне было все равно. Сначала я испытала шок (я же уже даже не надеялась, поход шел к концу!). Потом расплакалась от радости. Так долго искала — и все-таки нашла! Причем, кажется, мне повезло встретить практически последнее цветущее растение в этом году, так как время цветения уже подходило к концу. Побежала за Виталиком, и мы вместе долго любовались на Офрис... Такой удивительный цветок! Прекрасный и коварный. Уфф, не хочу писать еще много разных восторженных слов, но это было просто огромное счастье!



Ну что ж, насладились цветами, а потом - двигаемся дальше. Если ночевал внизу - впереди подъем. Из ущелья реки Попча наверх ведет асфальтированная дорога. Набрать по ней надо с 800 до 1200 метров. Дорога хорошая. Но как же там палило солнце... К счастью, вокруг лес, были возможности сделать привал и передохнуть от сковородки. А еще по пути была пара родников - пей, сколько хочешь. Много родников - особенность именно мусульманских областей на Балканах, тогда как в остальной Черногории родники практически отсутствуют.


Вид вниз на ущелье реки Попча и место нашей ночевки.

Саша изо всех сил вкручивает в горку.

Над окружающим пейзажем царил очень красивый горный массив Комови, до которого от Петньицы было сорок километров. Это фотография на зуме.

Асфальтированная дорога привела нас в деревню Бор на высоте 1200 метров. Дальше расходятся грунтовые дороги.

Теперь мы оказались в местах, которые называются Pešterski pašnjaci, то есть, Пештерские Пастбища. Пештер (Pešter) - это большое и весьма ровное (в целом) карстовое плато, лежащее на высотах примерно 1100-1600 метров. Плоская часть плато составляет 40 км в длину - это очень много для местных плато, которые обычно разбиты ущельями или поднятиями на куда меньшие фрагменты. Граница разрезает Пештер так, что две трети плато оказываются в Сербии, одна треть в Черногории. В Сербии это район к югу от города Сjеница. По всему ему мы не катались, но немного с ним познакомились в весеннем велопоходе по юго-западной Сербии.
В Черногории на плато Пештер местность представляет собой луга с домиками и еловые леса вперемешку на довольно плавных холмах. Природа здесь очень сочная! Совсем не похоже на обычные Черногорские каменистые, засушливые и безлесые карстовые плато (но напоминает местность в районе Плевли, где мы начинали наш поход (день 2)).
По этим холмам проложена целая сеть велосипедных и пешеходных маршрутов по грунтовым дорогам от проекта Katun Roads (www.katunroads.me). Стоят указатели, стенды с картами - ну просто красота! Глава про эти места подробно у них на сайте здесь, там же есть карта всех маршрутов, но они занесены и на OSM.

Вот по этим маршрутам в оставшиеся у нас два дня похода мы и прокатались, с финишем на трассе через границу с Сербией. Ехали мы не самым коротким путем, а подобрали из обилия вариантов длину своего трека так, чтобы нам комфортно покататься эти дни - не слишком мало и не слишком много. Там прекрасно везде, кататься - одно удовольствие! Такие хорошие маленькие грунтовые дорожки редко встретишь в Черногории (да и в горах Сербии тоже).
Но фотографий на плато Пештер я сделала маловато. Странно! Наверное, потому, что это такие места, где целиком погружаешься в процесс езды на велосипеде :) Просто живешь, крутишь педали, смотришь вокруг...

Вид сверху на деревню Бор.

Заборчики для скотины, не от людей, и только местами.



Мы очень довольны!
На ночевку мы остановились в еловом лесу. Еловый лес - это всегда прекрасно!


В еловом лесу всегда есть, чем играть - полно шишек и палок!

Еловый лес не очень красив на фотографиях, но в жизни нам очень нравится.
Напишу еще, что у нас были проблемы с поиском воды. На подъем мы ехали вдоль регулярных источников воды, но поленились набирать там. А как только поднялись, так (естественно) вся вода пропала. На карте были обозначены источники на плато, и мы надеялись на них. Но один был непригодным для людей. А другой оказался обозначен в абстрактном месте в лесу. Но на самом деле там был источник, только в 300 метрах. И он был нормальным (трубочка с емкостью для коров). Пришлось побегать, поискать. А потом отпихать от источника коров :) Но все же воду мы в нем добыли. На моем треке точка есть.
День 16. 16 июня 2024
40 км, 540 м подъема, 1330 м спуска, половина грунта
Грунтовки по плато Пештер - финиш в Gubavač возле границы с Сербией
Последний день похода. Продолжили двигаться по плато Пештер в сторону нашего финиша. Возле границы с Сербией нас должен был встретить наш знакомый водитель, поэтому финиш у нас был просто на трассе как можно ближе к границе. Но рядом, если повернуть по другому варианту размеченного веломаршрута, есть железнодорожная станция Бијело Поље. Там ходит и поезд, и электрички, оттуда можно уехать и на побережье Черногории, и в Белград.
Весь день нас радовали отличные грунтовые дорожки и красота плато Пештер. Луга, леса - все зеленое, сочное!







Деревенька Vrh.
В одном месте мы свернули с размеченного маршрута, чтобы заглянуть в обозначенные на карте пещеру возле деревни Vrh. Там мы поехали не по маршруту, и был один плохой кусок дороги, но потом вышли на нормальную. А пещера (то есть, большой грот) оказалась оккупирована коровами и вся завалена полужидким навозом. Виталик-то бы пошел исследовать ее хоть по колено в навозе, но Саша не пустил :)
Вообще здесь, конечно, есть очень много пещер. Но на карту спелеологи их не заносят, оставляют эту информацию для себя, так что нам их не найти. И большинство из них посетить можно только с оборудованием. Эта история, конечно, абсолютно не про велопоход с детьми :)
Мы пропустили в нашем походе известное ущелье - Радманово (Radmanska klisura) возле Петньицы, где есть большая и красивая пещера, доступная для посещения. Но я поленились туда маршрут вести, так как опасалась, что нужна будет длительная пешая прогулка для ее осмотра. А у нас же малыш - одному из нас гулять с жаждущим исследований Виталиком, другому ждать с Костиком... Наверное, зря не поехали, но маршрут составлялся по ходу, надо было долго гуглить...
Рядом еще есть одно ущелье - реки Бистрица (Bistrica). В этом ущелье в тот момент вовсю шла стройка большого туристического объекта - оборудованной пещеры и канатную дорогу к ней. Но я прочитала, что пока еще все в ремонте, так что нам туда было не надо.
От Vrh мы прокатлись по дорожке по склонам через лес, а потом поехали на спуск по большому грейдеру - в долину реки Бистрица.


Большое впечатляющее растение Наперстянка Крупноцветковая (Digitalis grandiflora)


Выглядит пугающе :)

В лени леса как фонарики - ярко-малиновые крупные цветы Горицвета.

По долине Бистрицы уже идет широкий новенький асфальт без трафика. Вокруг пастораль, везде домики, поля. У нас оставался лишний час времени перед встречей с водителем, и мы мечтали провести его у реки. Жара внизу была мощная! Но подход никак было не найти. Как я уже писала, нас очень удивляло в Черногории то, что люди, живущие рядом с рекой, вообще к реке не подходят. Никакого желания искупаться или просто посмотреть на воду у людей. Поэтому реки обычно окружены непроходимыми зарослями безо всяких тропинок через них.
Но нам все же удалось найти проход там, где грунтовая дорога подходила совсем близко к реке, там прорвались через траву. И приятно ппосидели наш лишний час на берегу в прохладе. Но всего час - настолько ровно удалось рассчитать время, чтобы максимально посвятить весь Сашин отпуск походу.




А это мы уже вечером пересекаем большую реку Лим. Ту же самую, с берегов которой мы начинали наш поход, и в походе один раз с ней встречались.
В деревне Gubavač закончился наш поход. Мы вышли на трассу и уехали в наш съемный домик в Сербии со знакомым водителем.
Все выводы у меня уже были в начали отчета. Немного лишь повторю.
Черногория - прекрасная страна для велопоходов. Очень много дикой природы. Очень красивые и разнообразные места. Получившимся у меня маршрутом по Черногории я полностью довольна. Он действительно дал нам возможность познакомиться с северной Черногорией во всем ее природном разнообразии - насколько нам позволило время в велопоходе с детьми. За две недели мы проехали 526 км, из которых половина была по сложным грунтовым горным дорогам. Много чего еще хотелось, но мы и так использовали имеющееся у нас время максимально. Не ленились!
Также я довольна тем, что мы поехали в наш велопоход именно в июне. Да, жара нас припекала еще как. Тащить под палящим солнцем очень груженые велосипеды по камням в гору - тяжело. Но зато июнь - это время максимально ярких зеленых красок и невероятно пышного цветения горных лугов. Такая красота стоит любых усилий. Поэтому для меня июнь - лучшее время для знакомства с Черногорией.
Ну а всего через две недели Саша снова вернулся в Черногорию, но уже один, чтобы поучаствовать в велосипедной байкпакинговой гонке Montenegro Mountain Madness. И проехал 730 километров (частично по тем же дорогам) менее чем за 4 суток. Во многом на организацию этой поездки нас вдохновила встреча с участниками гонки Trans Balkan Race, которая произошла у нас в этом походе. Стиль Сашиного заезда был совершенно другим, чем этот семейный поход, и отчет о нем можно прочитать здесь: "Велогонка Montenegro Mountain Madness 2024 (Александр Столяров) ".
ВЕРНУТЬСЯ В НАЧАЛО