
Даты: 1 - 16 июня 2024 (16 дней).
Длина: 526 км
Набор высоты (пересчет по треку в Basecamp): 12,350 м (диапазон высот 450 - 1900 м.н.у.м.)
Маршрут: Приjeполье - пограничный пункт Jабука - Мост Тара Джурджевича - Жабляк - перевал Седло (Дурмитор) - каньон реки Пива (Комарница) - Никшич - Колашин - Беране - граница возле Биjело Полье
Скачать трек этого похода можно тут или посмотреть/скачать на nakarte. Трек отредактирован, вырезаны разведки и блуждания, ошибки навигатора.
Участники: папа Саша, мама Катя, Виталик (9 лет) на велосипеде 26 '', Костик (1.5 года) в велокресле Hamax
Таблица ходовых дней похода | |||
День |
Км |
Набор |
Маршрут |
1. 1 июня | 24км | 915м | Станция Приjeполье Теретна - Сељашница - пограничный пункт Jабука - палатка в сосновом лесу после границы |
2. 2 июня | 34км | 760м | По грунтам на юг от Jабуки - палатка в еловом лесу |
3. 3 июня | 35км | 500м | Мост Тара Джурджевича - по каньону реки Тара - домик в кемпинге "Eko Oasa" |
4. 4 июня | 20км | 1130м | Подъем из каньона Тары от Горнья Добриловина - палатка на плато |
5. 5 июня | 35км |
540м |
Грунтовки по плато - Жабляк - палатка на Crno Jezero |
6. 6 июня | 23км |
370м |
Жабляк - через горный массив Дурмитор - перевал Седло (1907 м) - палатка в Дурмиторе |
7. 7 июня | 42км |
920м |
Перевал Prijespa в Дурмиторе - спуск в каньон реки
Комарница/Пива - подъем - ночевка в домике |
8. 8 июня | 25км |
780м |
Подъема на хребет с запада от каньона Пивы - палатка в лесу |
9. 9 июня | 53км |
430м |
По грунту и асфальту вниз в Никшич - палатка в кемпинге в
Никшиче |
10. 10 июня | 38км |
1170м |
Никшич - подъем на карстовое плато - палатка на плато |
11. 11 июня | 28км |
820м |
По грунтовкам по карстовым плато - палатка на плато |
12. 12 июня | 39км |
620м |
Спуск с плато в Колашин - палатка у реки |
13. 13 июня | 20км |
970м |
Подъем на массив Бјеласица - палатка на озере Ševarina |
14. 14 июня | 46км |
480м |
Озеро Šiško - спуск в Беране - через хребет в Петньицу - палатка на реке Popča |
15. 15 июня | 22км |
910м |
Петньица - Бор - грунтовки по плато Пештер - палатка в еловом
лесу |
16. 16 июня | 40км |
540м |
Грунтовки по плато Пештер - финиш рядом с Биjело Полье на
границе Сербии |

Этот поход был посвящен знакомству со страной Черногория, где мы раньше никогда не были. Площадь Черногории очень маленькая, в три раза меньше Московской области. При этом внутри прячется огромное разнообразие. В Черногории есть и гористое морское побережье, и высокие горы (максимальная высота Черногории — гора Боботов Кук 2522 м), и карстовые плато на высотах 1-2 тысячи метров, и глубокие каньоны (каньон Тары - самый глубокий в Европе, еще и очень длинный), в общем - самые разные горы. Есть горные луга, при этом много различных лесов (прежде всего, сосновые и еловые).

Несмотря на маленькую площадь, для того, чтобы полноценно осмотреть всю Черногорию с велосипеда, понадобится извилистый маршрут тысячи на полторы километров точно. В рамках одного двухнедельного велопохода с детьми мы смогли посмотреть менее половины того, что в целом бы хотелось. А уж если по Черногории ходить пешком, то понадобится много месяцев походов, чтобы обойти все здешние горы. Так что совсем Черногория не маленькая!
В нашем маршруте на 500 километров мы успели посмотреть более высокогорную северную половину страны, не считая самого восточного уголка. В южную половину вообще не заезжали, так как там горы в целом ниже, и погода жарче, а у нас был июнь. Главное, что и времени на это не было. К морю мы даже не приближались, так как в сезон там не только жара, но и очень много машин от огромного наплыва отдыхающих. А вот в высокогорье именно в июне было самое лучшее время, тепло и очень зелено.
В целом, получившимся маршрутом этого похода я очень довольна! Он получился оптимальный по усилиям, разнообразный и гармоничный. В северной половине страны, которую мы успели объехать, мы посмотрели на основные красоты и на разные природные зоны. Дороги были разные, места разные.Так что могу рекомендовать этот маршрут для знакомства с Черногорией. Но это если вы любите не только кататься по асфальту, но и готовы попотеть на грунтовках. Мы ехали полу-кольцом от границы с Сербией, но точно также можно сделать старт и финиш в аэропорту Подгорицы. Если ехать без детей, тогда, конечно, можно позволить себе намного больше - прибавить есть где!
Асфальтированных дорог в Черногории много. Состояние асфальта, если он есть, то везде хорошее. Движение на второстепенных дорогах спокойное, водители объезжают, можно спокойно ехать с детьми. Плюс есть много таких дорог, где вообще практически нет машин. Однако, проложить по Черногории длинный маршрут так, чтобы он был весь по асфальту, но при этом не выходил на более крупные трассы с опасным для детей движением, не получается. Познакомиться с горными массивами с асфальта тем более не получится, асфальт ведет только через Дурмитор.
Поэтому я включила в наш маршрут много грунтовых дорог. Их состояние было разное, но в целом можно сказать, что грунтовые дороги в Черногории сложны для езды на велосипеде. Особенно, если нагружен вещами и детьми :) Хотя на спутниковых снимках и издалека на фотографиях они выглядят отлично. Под поверхностью дороги - неровная порода. А верхний слой крошится на подвижные камни разного размера.

На грунтовых дорогах значительную часть пути мы очень медленно двигались на скорости 1х1, а в подъемы нередко шли пешком. Некоторые спуски тоже приходилось идти пешком. Так что по грунту наша скорость была примерно в четыре! раза медленнее, чем по асфальту. Но именно участки грунтовых дорог нам больше всего понравились и запомнились, ведь там мы теснее всего взаимодействовали с горами и были совершенно одни среди гор. Так что мы ни капельки не пожалели об усилиях, которые потребовали от нас черногорские грунтовки. А за максимальным километражом или количеством "достопримечательностей" мы в походах не гоняемся!
Многие особенности Черногории определяются геологией. Большая часть местных гор сложена известняками. Известняки хорошо растворяются водой - и это формирует карстовый рельеф.
В Черногории очень пересеченная местность! Это карстовые плато, разбитые на куски очень глубокими ущельями, а над ними возвышаются еще более высокие и рельефные горные массивы. Типичный набор высоты при подъеме из долины на плато составляет примерно от 600 до 1000 метров. Вот просто за один раз! А таких подъемов за поход получается множество, их никак не избежать (ну только если ездить по большим трассам, которые проложены по ущельям - но этого мы не хотели).
Я очень старательно рисовала трек так, чтобы никаких лишних вверх-вниз у нас не было. Однако, все равно за 500 километров нам пришлось набрать 12 тысяч метров высоты (навигатор Garmin насчитал раза в два больше, но я стараюсь давать адекватные оценки). Поэтому кататься по Черногории трудоемко, и километры здесь не так важны, как метры набора высоты и покрытие дороги.

Другая особенность карстовой местности - очень мало естественных источников воды. Вроде бы горы-горы, но с них не течет ни малейшего ручейка! Ведь вся вода уходит сразу внутрь породы по карстовым каналам. На поверхность она выходит только в отдельных местах, где соответственно расположись слои породы или далеко внизу. А в остальных местах абсолютно сухо все.
А еще в Черногории мало родников, нет такой традиции. Обидно бывало смотреть, как где-то сочится вода - но родник не сделан, набрать невозможно.
Воду можно просить в домах, однако, в Черногории есть много совершенно пустынных мест, где нет жилья (особенно на карстовых плато) - это прекрасно, но попросить воды там негде. Поэтому с нашим небольшим километражом по 20-40 км в день мы часто могли набрать воду только раз в сутки, бывало и по полутора суток без воды. Наши емкости позволяли набрать 13 литров воды (три полторашки, одна шестилитровая бутылка и фляжки на раму) - это на троих больших людей и одного маленького. В Черногории нам очень пригождалась привычка пить умеренно даже при сильной жаре.
В качестве сезона для похода мы специально выбрали июнь. Минус июня - это полноценный летний месяц с жарой. К тому же, солнце в июне включается очень рано и стоит высоко, и период жары длится часов с 9 утра до 7 вечера. Если не придет циклон, конечно, но в нашем походе дождь был всего один. Тащить велосипеды под палящим солнцем непросто. Но мы справились, тепловых ударов не было.
Зато у июня есть огромный плюс - это время максимального расцвета природы. А это значит - огромное количество цветов и очень-очень яркая зеленая трава! Красота невероятная! Краски такие, что кажется, будто они нарисованные (но на самом деле так и было!). Ради этого можно и потерпеть жару :)

Кстати, первая половина июня в Черногории - это еще не совсем сезон. К июлю людей и машин появилось значительно больше! Так что откладывать поход на июль не стоит.
А вот в начале мая на высоких перевалах еще может быть снег, и выше полутора тысяч метров все еще совершенно бурое.
Гнуса в Черногории в июне практически нет. Иногда в лесу бывает много мух, которые не кусаются. И лишь очень изредка мы встречали участки леса с комарами. Это опять-таки связано с тем, что почти нет водоемов - комарам просто негде разводиться. Клещей в этом походе мы тоже не встречали, ну может пару штук только.
По теме велопоходов с детьми много писать не буду - это самая обычная часть нашей жизни, и за это лето у нас было еще два велопохода по неделе и много походов выходного дгня. Малыш Костик ехал в велокресле Hamax на Сашином велосипеде. С Костиком бывают всякие сложности, но в общем и целом он не против катания в велокресле даже по неровным дорогам. Проблема с Костиком в другом - в катастрофически плохом сне с интервалами по 15-40 минут, за которые очень сложно успеть заснуть самой. Так что в походе я, как и весь этот год, могла поспать часа 3-4, не больше. Это очень тяжело - ехать днем и не мочь поспать ночью. Но сделать было ничего нельзя, мы уж всё перепробовали (ребенок обследован, здоров, такие особенности, врачи ничем не смогли помочь).
Поэтому главным "тормозом" нашей группы была я. Хотя по сравнению с Сашей я везла мало - только большие велоштаны на багажнике, в основном набитые спальниками и одеждой. Беременность в 40 лет и ситуация со сном подточили мои силы. Но мне очень хочется походов, поэтому я старалась изо всех сил - и что-то даже получалось.
Еду, разное снаряжение по мелочи и часть одежды вез Саша в сумках Ortlieb, а палатку приматывал к рулю. Нашу развеску сумок вместе с велокреслом я описывала здесь.

Девятилетний Виталик крутил педали сам на велосипеде с колесами 26". Мы не вешали на него никакого груза, так как было много пеших подъемов, крутых, по камням - не хотелось бы, чтобы ребенок надрывался, затаскивая велосипед с грузом. Но зато Виталик налегке у нас никогда не уставал и никогда не унывал :) Так что никаких драматических подробностей про езду девятилетнего ребенка на велосипеде по сложным горам я написать не могу - походы Виталик любит, и ни разу за весь поход не устал и не был недоволен даже немножко.
День 1. 1 июня 2024
24 км, 915 м подъема, 150 м спуска, почти целиком асфальт
Станция Приjeполье Теретна - пограничный пункт Jабука - палатка в сосновом лесу после границы
Наш поход мы начали на железнодорожной станции Приjeполье Теретна. Это конечная станция для электричек по Сербии из Белграда. А мы подсели на последнюю треть пути электрички в районе Златибора. Возле станции, на трассе, есть супермаркеты и быстрое питание, там мы докупили недостающих продуктов и пообедали.

От Приjeполье Теретна до пограничного пункта Jабука с Черногорией всего 20 километров. Правда, очень небыстрых километров — по пути нужно подняться с 450 метров в долине реки Лим до 1250 метров высоты. Так что начали наш поход мы сразу же с 800-метрового подъема. Ну, а дальше в походе таких подъемов еще было мноооого :)
От станции до границы идет трасса, но по ней активное движение, много фур, к тому же гоняют — вообще не вариант с детьми. Но можно практически к самой границе подъехать другой дорогой. Она поднимается в гору сразу от станции через деревню Сељашница и дальше ведет в Jабуку. Дорога асфальтированная, но маленькая, машин там практически нет. В основном градиент там очень плавный, ехать комфортно, только ближе к концу есть крутые участки, где нам пришлось идти пешком. Промежуточных сбросов высоты по пути нет, чистый непрерывный подъем. В общем, очень хорошая дорога!
Местность по пути — классическая горная Сербия. На склонах много аккуратных домиков с маленькими садами и полями, между ними лиственные перелески. В Сербии нас очень радует, что даже такая глушь, как окрестности Приjeполья где-то у самой границы страны — а все такое обжитое, совсем не заброшенное! А вот когда мы поднялись на 1200 мнум, там уже пошли черногорские пейзажи с еловыми лесами. Красота!
Я волновалась насчет жары. Все-таки начало июня, а начинать подъем нужно с очень небольших высот. Но нам повезло - в этот день был бодрый ветерок. Так что было жарковато, но не слишком. По пути удачно встретили один источник, не обозначенный на карте, там пополнили запасы воды и набрали на будущую ночевку. А потом еще обнаружился работающий магазинчик в Jабуке, где купили лимонада.

Картинка на подъеме с аккуратным малинником

Вид назад на Приjeполье в долине Лима.



Пейзажи возле Jабуки.

Выехали из Приjeполья мы в 12 часов, а на границе в Jабуке со всеми нашими привалами были в 17. Пограничные пункты Сербии и Черногории рядом. Обе границы прошли быстро. Нас только спросили, куда мы едем — мы сказали в Жабляк, так как это известное туристическое место. Никаких документов типа страховки или брони жилья не спрашивали, у нас их и не было.
После пересечения границы мы сразу же опять ушли с трассы, которая отправилась в город Плевля, окруженный карьерами — там делать нам было совершенно нечего. Вместо этого свернули на маленькую дорожку, которая вела вдоль границы на юго-восток и далее на юг. В начале она была асфальтированная. Но без машин. И вела через прекрасный сосновый лес.


Первым ходовым днем довольны!
Чтобы не переутомляться, на ночевку мы остановились уже через три километра на поляне в этом самом прекрасном сосновом лесу. От границы там был всего лишь километр по прямой, но никакой погранзоны между Сербией и Черногорией нет с обеих сторон.
Место было просто отличное! Там такие чудесные ровные зеленые полянки среди сосен. На такой поляне и поставили палатку. Сосны — это уют, просторы для детской игры и возможность спрятаться от жаркого солнца утром. И пахнут сосны так приятно!
В этом лесу было довольно много мух, но они не кусались. Июньский летний лес без кусачего гнуса - это просто прекрасно!


Костику очень понравилось играть с шишками в молодых сосенках

Вот такой лес. Много будет земляники...
Первый день похода получился удачным. Мы со всем справились - поднялись на гору, прошли границу и доехали до отличного места для ночевки. Первый раз в жизни мы в Черногории — и сразу все так приятно!
День 2. 2 июня 2024
34 км, 760 м подъема, 760 м спуска, 2/3 грунтовые дороги, 1/3 асфальт.
По грунтам на юг от Jабуки - палатка в еловом лесу
Утром вышло солнце, стало жарко. Как хорошо, что рядом с нами была тень от сосен! И в дальнейшем, весь этот поход, тень на наших ночевках стала самым важным в выборе места :)
По моему плану, от границы в Jабуке мы направились на юго-запад к мосту Джурджевича, так как это единственный мост через реку Тара в этой части страны, к тому же, очень интересный сам по себе. А конкретные дороги на этом пути я выбрала так, чтобы были они по возможности маленькие (на трассу мы вышли только уже перед мостом, когда иначе никак).
Так весь этот день мы ехали в основном по грунтовым дорожкам. Только одно шоссе у нас в этот день было, P2, по нему мы проехали меньше 10 км. Там машины проезжали примерно раз в 5-10 минут. Грунтовые дороги, естественно, были без трафика.
Ехали мы через холмистую местность, лежащую на известняковой поверхности северной Черногории. Высота составляла примерно 1200 метров над уровнем моря. Никаких особенных перепадов высоты в этот день не было, только один раз нам нужно было пересечь верховья реки Ћеxотина, спустившись до 900 метров, а потом подняться. Но зато мелкого и местами весьма крутого промежуточного рельефа было полно! В результате, при езде по плато на одной и той же высоте, суммарный набор в этот день составил почти 800 метров за 34 километра. В сочетании с грунтовыми дорогами получилось напряженно! К вечеру мы чувствовали себя конкретно уставшими. Катание на велосипеде по Черногории — дело непростое! Особенно с двумя детьми, одного из которых надо везти, а другой едет сам, но налегке, чтобы не переутомлялся на этих подъемах.
Что касается природы, северная часть Черногории отличается более мягким климатом, не слишком холодно, не слишком жарко, достаточно влажно. Поэтому здесь много и густых лесов, и сочных лугов, ослепительно зеленых в июне. Очень красиво!




Долину речки Ћеxотина мы пересекали по шоссе. Это большая по местным меркам река длиной 125 км, потом она сливается с Дриной, но в этом месте Ћеxотина только берет начало, так что долина у нее всего 300 метров в глубину.
Там очень красиво - сначала смотришь на долину сверху, потом скатываешься вниз. Дальше шоссе продолжается по долине, ну а мы полезли наверх уже грунтами. Внизу как раз в середине дня мы очень удачно нашли место для купания в Ћеxотине. Это было супер кстати в солнечный жаркий денек. Реки, подходящие для купания, на Балканах встречаются нечасто (в принципе рек мало, они или в ущелье, или в непроходимых зарослях), и за весь поход по Черногории искупаться нам удалось всего четыре раза.



Спуск к Ћеxотине. На фотографии можно разглядеть крошечных Сашу и Виталика.

Место для купания очень удобное.

Виталик счастлив!

В северной Черногории есть довольно много темнохвойных елово-пихтовых лесов. Не так много как в тайге, конечно, но по южно-европейским меркам - много! На нашем пути мы проехали через несколько лесных массивов. Самый большой участок был 5 километров в районе вершинки с соответствующим названием Шумино Брдо, нам очень там понравилось. Плюс было много участков поменьше, где мы то въезжали в еловый лес, то выезжали.
Растут в этих лесах и ели (Ель Обыкновенная, Picea abies), и пихты (Пихта Белая, Abies alba). Со стороны они похожи и образуют единую массу, но различаются при более близком рассмотрении. У пихты иголочки плоские и тупые, а у ели колючие. Еще у ели шишки висят вниз и после созревания падают. А у пихты шишки растут вверх и никуда не падают, а распадаются осенью прямо на дереве. Мы шишек на пихтах вообще не увидели, наверное, в июне они были еще слишком мелкие. В этом смысле, ель нам нравится намного больше - шишки еловые классные :) Мне показалось, что пихта размножается намного быстрее, в подлеске пихтовой молоди намного больше, чем еловой, так что, возможно, в будущем пихта в Черногории вытеснит ель.
Светлохвойные сосновые леса, конечно, тоже отличные, но они очень широко распространены, от Заполярья до Гибралтара, и на западе, и на востоке. А вот темнохвойные породы встречаются в мире намного реже. Поэтому мы очень радуемся, когда удается в темнохвойные леса попасть!

Это Пихта Белая, Abies alba.

Мягкие, не колючие иголочки Пихты

Это Ель Обыкновенная, Picea abies.


Дорожка лесной мечты.

Лесной ручей.

В самой гуще темнохвойного леса - одни сухие стволы, ветки и палки


На привал после лесного участка остановились под огромнейшей елью. Идеальное место в жаркий день! И тень, и ветерок. А еще прикоснуться к такому огромному дереву само по себе вдохновляет и дает силы.






По пути нашли источник, на карте он не был обозначен (N43°11'09.3067" E19°22'26.1072"). Там набрали воды на ночевку. Дети там долго зависали :)

На ночевку в этот день нам удалось встать прямо в темнохвойном лесу - мы нашли хорошее местечко для палатки, немного не доезжая до трассы, ведущей к мосту Джурджевича. Я и Виталик об этом мечтали! Поставить палатку на мягком мху, среди этих великанов... А детям очень понравилось возиться с еловыми шишками, Виталик собрал для Костика целую кучу.
И стратегически это место для ночевки нам пришлось вовремя, так как впереди был спуск по большой трассе к мосту Джурджевича, а там или склон, или домики, переночевать можно только в кемпинге.



Вот такой красивый и пестренький Чёрный Слизень (Limax cinereoniger) приполз к нам в гости в этом лесу.
День 3. 3 июня 2024
35 км, 500 метров спуска и почти без подъемов (точные цифры не могу дать из-за влияния каньона и туннелей), асфальт
Мост Тара Джурджевича - по каньону реки Тара - кемпинг "Eko Oasa" в каньоне
Ночью натянуло туч, с утра пришлось собираться под дождем. Ребенка в велокресле под дождем мы одеваем в специальный чехол Hamax, но лицо остается открытым, а Костик не любит, когда по лицу хлещет водой. Проехали мы недалеко — выехали к трассе и увидели там ресторан, где готовят мясо. Дождь лил очень мощно, так что мы свернули в ресторан, самое буйство стихии там переждали, заодно вкусно поели.
Ну, в нашем походе жаловаться на осадки нам не приходилось - дождей было всего несколько небольших. Повезло, так как весь май на Балканах лило практически ежедневно, лишь в июне перестало (и потом весь июль и август была полная засуха).
Когда дождь стал немного тише, мы поехали дальше. Нам нужно было спуститься по большой трассе P5 к мосту Джурджевича через реку Тара. Тара глубоким каньоном разрезает поперек половину Черногории. Пересечь ее в западной половине страны можно только по мосту Джурджевича, это ключевое место. А следующее место, где Тару можно пересечь — это Мойковац,в центре страны, там у Тары разворот, и каньона нет.
Движение по трассе P5 есть, так как для машин это тоже единственный путь. Но в дождливый рабочий день в начале июня машины шли не сплошным потоком. И не гоняют. А вниз спускаться довольно быстро, так что этот участок по трассе мы проскочили более-менее комфортно. По пути открывались очень красивые виды на каньон Тары с облаками.



Мост Джурджевича через Тару - одна из главных достопримечательностей Черногории. Чудо инженерной мысли, спроектированное Миятом Трояновичем и построенное в 1937-1940 годах (Джурджевича Тара - это так место называется). Мост перекинут через огромный каньон, он арочный и сделан из железобетона. Железобетон - звучит тяжело, но на самом деле это очень тонкие, изящные конструкции. Длина моста 365 м, а самый большой пролет составляет 116 метров. Высота его над рекой — 172 метра. Огромный размер и при этом изящность создают впечатление настоящего волшебства. Мост как будто парит в воздухе!
Само место тоже потрясающей красоты — каньон Тары здесь около 500 метров глубиной, с огромными скалами, густыми лесами и ярко-голубой лентой реки. Мост идеально вписывается в этот пейзаж.
В общем, действительно круто, не зря сюда туристы едут. Уникальное, обязательное для посещения место в Черногории. Смотришь и пытаешься себе представить, как это вообще строили. С помощью огромнейших деревянных лесов, в интернете можно найти фотографии, но и по фотографиям невозможно вообразить. как же они держались на 170-метровой высоте...



Вид с моста на восток - там мы вскоре поедем по дороге по каньону.


Вид с моста на запад, на труднодоступную часть каньона, где нет никаких дорог.

А Костик все проспал, убаюканный дождем.
Рядом с мостом есть маленький магазинчик, сувениры, кемпинг. Место людное, но у нас шел дождь, так что бродило лишь немного людей в дождевиках. Но малыша там не выпустишь, места для этого нет совсем, так что мы полюбовались мостом - и дальше поехали.
От моста Джурджевича можно поехать сразу на Жабляк, куда мы собирались. Но подниматься туда нужно по трассе, 400 метров набора высоты — долго и муторно вместе с машинами. Тем более, со стороны Жабляка транспорта больше, чем где мы спускались, так как туристы ездят из Жабляка к мосту и обратно. Кроме того, таким путем мы бы только кратко посмотрели на каньон Тары и сразу из него уехали. А каньон Тары стоит более внимательного рассмотрения!
Каньон Тары является одним из самых крупных каньонов в Европе. В районе моста Джурджевича его глубина составляет около 500 метров, а выше или ниже по течению 1000 метров и больше. Общая длина каньона Тары получается около 85 км, если считать между Мойковацем и местом слияния с рекой Пива. Ниже слияния каньон продолжается дальше, просто река там уже называется Дрина. Именно на каньон Дрины любуются в Сербии в национальном парке, который называется Тара :)
От моста Джурджевича ниже по течению (на северо-запад) каньон Тары совершенно дикий, там нет никакой дороги. А вот выше по течению (на юго-восток) по каньону идет асфальтированная дорога. Туда мы и направились! Шоссе ведет до самого Мойковаца, туда нам было не надо, но мы по каньону проехали 20 километров.
Очень крутое место и отличная дорога! Позволяет сполна насладиться величественным каньоном. С одной стороны ввысь уходят скалы, с другой стороны шумит ярко-голубая Тара. По пути есть множество туннелей, но они все коротенькие, там не нужно включать свет, поэтому велосипедисту только в радость. Это такой кайф — прокатиться на велосипеде по горам - но без постоянных подъемов и спусков! Каньон Тары был единственной такой возможностью в нашем походе :) Машин на дороге было немного, не мешали.








Мест для ночевки в каньоне Тары особо нет. Есть поляна у дороги возле указателя на какую-то пещеру (пещеру мы не нашли, только скалолазные трассы, N43°01'44.3856" E19°23'44.5827"), еще внизу местечко возле какого-то сарая, но не факт, что там никто не придет. Еще в одном месте Саша спустился к реке по дорожке, но там все было разрыто. Никакой романтики, в общем.
Намного лучше оказалось остановиться на ночь цивилизованно - в кемпинге "Eko Oasa Tear of Europe". С комфортом! Совершенно прекрасный во всех отношениях кемпинг! После него все остальные казались нам ужасными... Очень красивое место, зеленое, безопасное для бегающих детей (и детей там было полно!). Там есть места для палатки, а мы, раз уж в цивилизации, то сняли домик. Вечером хозяйка накормила нас очень вкусным и сытным ужином.

А еще от кемпинга ведет тропа через лес к берегу Тары. И не просто к обрыву, а там галечная отмель, и можно очень комфортно посидеть у самой воды, а детям поиграть. Там мы смогли не спеша полюбоваться на Тару, ведь с дороги с маленьким ребенком это делать было совсем неудобно. Очень красивая река, потрясающе голубая, прозрачная вода!


Дикая орхидея у тропы (предполагаю, что это Пальчатокоренник Мешконосный (Dactylorhiza saccifera), писала про него здесь).





ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ