Участник: Костюхина Екатерина
Длительность: 7 дней
Расстояние: 850 км (из них примерно 600 км грунта, остальное асфальт)
Маршрут: Устюжна - Бабаево - Борисово-Судское - Пяжелка - Волоков Мост - Липин Бор - Белозерск - Суда - Николо-Раменье - Устюжна
Этим летом мы с мужем решили провести неделю отпуска по-отдельности. У Саши отпуск от работы. А у меня мама и сестра обещали последить за ребенком неделю.
Ребенок у нас отличный походный товарищ, но все же кататься/походничать с ребенком и без — это разные вещи. И по хорошему в жизни нужны обе. И точно так же, для мужчины кататься с женой и одному, в полную силу — это разные вещи.
Поэтому ребенок отпустил меня, а я отпустила мужа… С трудом - мы друг к другу очень привязаны. Но ведь главное — баланс!
Саша собрался на масс-старт Тур Юнайта. Чтобы и покататься по-мужски, и с народом при этом погоняться. Ну а я, раз такое дело, поехала в свой собственный велопоходик. В таком вот сольном велопоходе у меня не было вообще никакого желания и смысла куда-либо спешить. Поэтому я выбрала расслабленный режим по 100-140 км в день (дороги были в основном проезжабельные), не ограничивала себя ни в сне (10 часов - моя норма), ни в общении с природой. Утомительным был только один день, на который пришлось много разбитых рыхлых грейдеров.
Маршрут
Маршрут этого похода я составляла исключительно под свои личные нужды. Мы с сыном и моими родственниками летом живем в деревне Александрово-Марьино в окрестностях Устюжны. Так что стартовала и финишировала я именно там - тратить время и силы на дорогу на транспорте категорически не хотелось.
Я никогда не была на Белом озере, а это привлекательный объект на карте - так что решила двинуть туда. Времени у меня была неделя — как раз, чтобы объехать озеро вокруг. Круг получался при этом немалым. Хотя само Белое озеро всего 30 километров в диаметре, его северо-западные окрестности заболочены. Кроме того, с севера в озеро впадает река Ковжа, по которой проложен Волго-Балтийский водный путь, поэтому мостов через нее мало и только разводные — чтобы пропускать баржи. Самый ближайший к Белому озеру мост находится в деревне Анненский Мост в 50 километрах от берега, и объехать Белое озеро можно только через него.
Мой маршрут неизбежно включал длинные асфальтовые участки и даже несколько десятков километров по большим трассам. Но там, где были доступные для велосипеда альтернативы, я выбирала грунтовые дороги.
Надо заметить, что с грунтовыми дорогами в этих краях дела обстоят не очень хорошо. Во-первых, есть грейдера - большие отсыпанные гравием дороги, которые ведут в населенные пункты. Но они часто не очень комфортны - «стиральная доска» или сыпучее покрытие, пыль. Во-вторых, здесь есть сеть крупных лесовозных дорог. Их качество намного лучше, и машин там минимум (или вообще нет), так как эти дороги не привязаны к населенным пунктам. Прекрасные дорожки получаются для велосипеда!
А вот старые дороги, которые раньше соединяли между собой соседние деревни, стремительно зарастают. Изменилась жизнь — теперь никому не надо добираться из одной деревни в другую по делам хозяйства или родства, а надо только добраться из города на свою дачу. Поэтому в населенные пункты обычно остается только одна дорога, а все прочие не используются. Для того, чтобы неиспользуемая дорога потонула в болоте, затянулась кустами, завалило стволами, или все это вместе взятое, достаточно всего десятка лет. И если в окрестностях Петербурга или Москвы пользовательская карта OpenStreetMap обновляется регулярно, то в Вологодской области это не так. Поэтому многие дороги, обозначенные на карте OSM даже как крупные, на практике могут оказаться уже не дорогами. Такая вот особенность. Мне в этой поездке не хотелось таскать велосипед по болотам и кустам, так что я старалась выбирать более надежные, судя по спутниковым снимкам, дороги. Почти получилось :)
День 1. 4 августа 2020.
145 км, асфальт
Первый день я посвятила тому, чтобы просто заброситься на север по асфальту. Потому что надо было прийти в себя для начала. А то меня с утра перед выездом попросили вымыть полы во всем деревенском доме - это требует сил :) Попрощаться на целую неделю с ребенком, который отпускает меня, но сильно скучает, требует сил еще больше.
Пересекла Мологу по мосту в поселке имени Желябова (мост построен несколько лет назад), потом немного по вологодской трассе через речку Чагодоща до Лентьево (там хорошее кафе, пообедала) — и далее двинула по шоссе на Бабаево. Раньше все оно было бетонкой не очень хорошего качества (на широких покрышках не важно, а вот на шоссере там было не очень), но в этом году та часть дороги, которая относится к Бабаевскому району, была покрыта новым асфальтом. Движение на дороге есть, но умеренное.
Я по этой дороге ездила на велосипеде много раз, а на такси совсем уж часто - в Бабаево находится ближайшая к нам железнодорожная станция. Так что не люблю эту дорогу. Но альтернатив с юга ей нет, только если сильно забирать западнее или восточнее по Вологодской трассе и добираться к Бабаево через Чагоду или Кадуй.
Вся местность, по которой я ехала от Устюжны к Бабаево, относится к обширной Молого-Шекснинской низменности. Когда-то тут было огромное озеро, образованное тающим ледником. Потом часть этой низменности в советское время была затоплена водой при образовании Рыбинского водохранилища, а часть осталась над водой. Здесь очень-очень ровно при высотах 100-120 м.н.у.м. С запада от шоссе тянется река Чагодоща - красивая речка, но я в этот раз к ней не подъезжала. В геологические времена она нанесла вокруг себя много песка - теперь на них сосновые боры. А к востоку от шоссе - огромные верховые болота, которые протянулись на десятки километров.
Я каталась только до Бабаево. Но в этот раз продолжу дальше!
Новое шоссе на Бабаево
Иногда открываются красивые виды на болота, уходящие за горизонт. Только они и разнообразят вид на этой дороге.
Геодезическая вышка на месте бывшей деревни Шиглино. Холм тут всего на пару десятков метров выше окружающе местности, но здесь до такой степени ровно, что это можно считать важной высотой.
В Бабаево купила йогуртов в магазине, съела их в городском парке и двинулась дальше - на Борисово-Судское. "Explorer mode on" - там я еще не бывала!
Так как река Чагодоща осталась позади, закончились и пески с сосновыми борами. Вместо них потянулись сплошные лиственные леса. Едешь в зеленом туннеле. По обочине, к сожалению, постепенно распространяется борщевик. Местность здесь ровно наклонена на восток, к большой реке Суда. В нее стремится множество речек с прозрачной вкусной водой. Берега их густо заросли высокой травой, в которой сидят и ждут тучи комаров.
Заброшенная церковь в деревне Пальцево - прямо у дороги.
Вечер после дождя.
Одна из речек
Я бы мечтала переночевать на берегу Суды, но дорога от нее далеко, а где поближе подходит - там сплошная населенка. А я одна рядом с населенкой не ночую, да и семьей мы это не любим. Так что остановилась на ночь просто на заброшенном поле. К счастью, до него борщевик еще не добрался, стоит трава, ароматная, с цветами.
Правда, сначала я была не очень довольна - трава при ближайшем рассмотрении оказалась настолько высокая и густая, что даже про промятой машиной колее я с трудом волокла велосипед, трава цеплялась за педали и наматывалась на переключатель. Еще и вымокла за десять метров вся с ног до головы.
Но когда я просто поставила палатку на это вот все, примяла - и оказалось очень даже уютненько спать. Можно было почувствовать себя дюймовочкой в высоких травах :)
День 2. 5 августа 2020.
117 км
Утром я быстро доехала до городка Борисово-Судское. Ничем он таким не примечателен кроме того, что стоит на Суде - красивая мощная река. Но рядом есть старинная усадьба Хвалевское 19-го века и парк при ней. Я не поленилась, туда съездила. Сам парк ныне мало чем отличается от просто леса, по которому проложены тропинки. Усадьба за забором. Рядом с усадьбой есть родник, можно набрать вкусной воды. Ну, главное, что усадеб в этих глухих краях было совсем не много, так что она стоит того, чтобы ее посетить.
Въезд в парк красиво оформлен.
Усадьба за забором, вход запрещен.
Суда, вид с моста
Дальше на север от Борисово-Судское около 20 километров ведет асфальтированная дорога, потом начинается грейдер. Там движения уже практически нет - только лесовозы. Постепенно дорожки разбегаются по деревням. Но все они заканчиваются тупиками - с одной стороны граница с Ленинградской областью, с другой стороны граница с Вытегорским районом. И через эти границы дальше на север через ненаселенные леса ведет только дорога лесовозного назначения, которая начинается от деревни Пяжелка.
На мое счастье, сейчас вырубка леса в том районе не велась, так что лесовозов на этой дороге не было. И вообще никого не было. После Пяжелки я не встретила ни одной машины и ни одного человека, так что никто не мешал мне наслаждаться природой и катанием.
А кататься было ах как хорошо! Здесь много естественных источников гравия, добывать недалеко и несложно, так что и дорожка была во многом отсыпана этим отличным материалом. Не липко, не вязко - идеально для велосипеда! Луж, конечно, очень много (последние недели были сильно дождливые), но все они проезжались в седле.
А какая красота вокруг! Я люблю леса, даже если они просто стоят вокруг зеленой стеной, но еще приятнее, когда в этих лесах есть на что посмотреть. А здесь есть!
На этом участке маршрута я подималась на восточный краешек Вепсской возвышенности. Чем дальше я двигалась на север, тем более выраженными становились холмы. Сначала чуть заметные, а потом уже по несколько десятков метров. Дорога их пересекала, и я качалась на этих волнах. При этом в каждом понижении - болота. Все разные и все очень красивые! Если, конечно, вы любите болота. Я очень люблю! Так что фотографий с это дороги у меня много - я постоянно останавливалась и все фотографировала. Когда мне позволял дождь :) А вырубок здесь, кстати, почти нет.
Вода темная!
Я в полном восторге от этой дороги!
Около границы с Вытегорским районом большой лесовозный грейдер завернул и ушел на запад, в сторону поселка Зубово и Белого озера. Но я-то хотела Белое озеро обогнуть. А дальше в нужную мне сторону продолжается дорога уже без отсыпки. И как раз местность меняется. Рельеф стал значительно резче, гряды выше и круче. Меняются почвы - меняется и растительность. Здесь стоят лиственные, во многом березовые леса. Несмотря на высоты, леса очень заболочены. Но это не сфагнумовые болота, как было до того, а черные трясины, поросшие белокрыльником. Такой тип лесов я еще в своих поездках не встречала, и было очень интересно.
Комаров там было ну оооочень много! Я крутила педали, не останавливаясь. А крутить педали было очень приятно и увлекательно! На дороге было множество луж, нависали кусты, при этом всем бодрый рельеф, коротенькие подъемы, крутые ускоряющие спуски - сплошное развлечение! Но я ехала осторожненько, не разгоняясь, так как не хотелось бы в этой полной глуши без людей и без связи случайно навернуться с велосипеда. Удовольствие удовольствием, а осторожность важнее.
Фотография ничего не передает, так как она статичная. А в реальности полное веселье.
Вот такие тут леса. Непроходимые!
Вечером я достигла развилки двух дорог. Можно было поехать прямо и в конечном итоге выйти на аналогичный прошлому, большой лесовозный грейдер. А можно было поехать налево, по новой дороге через относительно новые вырубки. Ну а у меня возникло желание попробовать выйти с этой дороги к карстовому озеру Лухтозеро. На карте была нарисована дорога туда, хотя на спутниковых снимках она выглядела заросшей. Но всего километров 12, вдруг пройду? - решила я, и поехала налево.
Ну а для начала остановилась на ночевку на озере Большое. Там автодоступная поляна, видная с дороги, на выходные туда наверняка приезжают рыбаки. Но в этот вечер место выглядело совершенно пустынным. Так что я поставила палатку просто у воды. И красиво, и очень хотелось смыть с себя грязь, которой щедро обливали меня сегодняшние лужи, и бесчисленные трупы прихлопнутых на себе комаров. Единственным способом это сделать было раздеться в палатке, выбежать из нее и сразу плюхнуться в воду, а после плавания снова влететь в палатку, обтекая водой, и поскорее закрыть сетку. Иначе облепят тут же новые сотни комаров! Такая вот летняя романтика :)
Некоторые читатели удивляются, как это я одна не боюсь в лесу. Не буду притворяться героем: я боюсь одиночества. Но не физического, а душевного. Можно быть очень одиноким со своими чувствами среди огромного города... А в лесу я не чувствую себя одиноко, ведь лес никогда не отвергает. Так что именно среди леса я в самом наилучшем комфорте и безопасности. Хоть с семьёй, хоть одна.
День 3. 6 августа 2020.
95 км
Утром я доехала до полей на месте бывшей деревни Ивачево. Здесь отходит дорога к озеру Куштозеро и далее, в теории, к исчезающим озерам Лухтозеро и Ундозеро. В этих местах неглубоко залегают известняки, которые легко размывает вода. В горах, где известняки оказались приподняты, мы имеем красивые ущелья и пещеры. Здесь же, на равнине, тот же карстовый процесс развивается под поверхностью земли: вода протачивает себе подземные каналы (поноры). Через эти поноры, в зависимости от сложившихся условий, уровень воды в местных озерах постоянно колеблется - вода то прибывает, то уходит. Вместе с рыбой. Как раз в этом году весной мы увидели карстовые озера в действии, в Боровичском районе - там вода "пришла" настолько, что затопило все вокруг (Велопоход по Новгородской области с ребенком в велокресле, майские 2020. Глава 5). Так что мне хотелось посмотреть на вытегорских родственников тех озер.
Но как только дорога к Куштозеру покидает поля, дорогой она быть перестает. Почва глинистая, все залито грязью, заросло осокой. Однако, я все равно решила попробовать, и поперлась туда с велосипедом. Сначала я увидела оставленную пассажирами Буханку. Это мне ничего не намекнуло :) Но когда через 600 метров я увидела брошенный теми же людьми вездеходик, во мне таки проснулся здравый смысл, я бросила велосипед и пошла на разведку к озеру налегке.
Разведка показала, что дорога до Куштозера с большим трудом проходима с велосипедом, а вот дальнешие обозначенные на карте OSM дороги заросли полностью и окончательно. Да, на спутниковых снимках 10-летней давности видны их очертания, но на местности они почти не читаются. Ломить с велосипедом 10 километров без дороги по заболоченному лесу - слишком тяжело для меня. Так что к Лухтозеру и Ундозеру с этой стороны пути нет... Возможно, есть с другой стороны, но вряд ли. А так туда ведет большая дорога, но для велотуризма в этом смысла нет - 40 км в одну сторону, чтобы потом обратно тем же путем.
Но озеро Куштозеро - тоже карстовое и тоже может исчезать. Я подошла туда, где должен быть берег. Там надували лодку трое рыбаков, чью буханку я видела. Это, кстати, были единственные люди, которых я встретила на этом участке пути. А вот воды было не видно - ушла! Но где-то вдалеке она все же была, и мужики надеялись порыбачить. Ну а я топать по этой траве, чтобы потрогать воду карстового озера, не захотела.
Вполне возможно, что и знаменитое Лухтозеро предстало бы передо мной примерно в таком же виде - густая трава выше человеческого роста и где-то за ней невидимая вода. Так что, можно сказать, поставила для себя "галочку" - по крайней мере одно карстовое озеро Вытегорского района я посетила. Велосипед по болоту немного потаскала. Ну и хватит на этом!
Дорога на Куштозеро: велосипед увязает в воде и глине, воды местами до колена.
До озера дорога еще читается. А вот дальше уже нет.
"Стою на асфальте я, в лыжи обутый, то ли лыжи не едут, то ли я ..." :)
Вытащившись назад из грязи, я вернулась на место бывшей деревни Ивачево. Деревень в этих лесах было очень мало и раньше. Ивачево и рядом Борисово - одни из немногих. Но теперь полностью заброшены. Поля зарастают, но пока еще видны. А сама деревня была на высоком холме. Так что это единственное место на всей дороге, где можно оглядеться. Спокойно посидеть среди луговой травы без нападения комаров. И вообще какое-то такое место было волшебное, произвело на меня большое впечатление. И печальное, конечно, как и любое место, где люди жили - а теперь ничего не осталось. О стоявших здесь когда-то домах теперь напоминают только красные пятна цветов иван-чая посреди лугов.
Здесь был дом, бревна уже сгнили, но еще остался иван-чай. Последний свидетель былой жизни...
Яркое разнотравье - клевер, нивяник, краснеющие к осени листики манжетки...
Вид сверху на Куштозеро. Видно, что вода все же там есть.
После Ивачево я ехала по новой лесовозной дороге. Здесь вырубок по пути было довольно много. Но уже несколько-летней давности. Сама дорога отсыпана все тем же гравием. Но рельеф здесь еще бодрее, хотя подъемы и не длинные, но иногда весьма крутые. Честно говоря, на некоторые горки я взбиралась пешком. А на спусках приходилось тормозить, зрение у меня плохое. Один раз решила, что хватит бояться - а внизу оказался ручей с набросанными бревнами. Еле удержалась в седле, проскакав по этим бревнам,и впредь была осторожнее.
Но хотя леса вокруг большого грейдера лучше, чем на этой новой дороге, я не пожалела, что поехала по ней. Потому что здесь много озер! В одном из них (озеро Нижнее Низовское) я искупалась.
Озеро это маленькое, но глубокое, возможно, образовавшееся на месте карстовой воронки. По краям его постепенно затягивает сплавина. Так классно идти по этой качающейся поверхности, парящей над водой, но благодаря корням травы достаточно прочной, чтобы выдерживать человека. По всему краю сплавина была оторочена пышной пеной белых зонтичных цветов. Цветы не простые, а очень ядовитые - это вёх (цикута). Вот такая смертельная красота.
Не трогая цветы, я плюхнулась прямо с качающегося края в темную болотную воду... Дна не достать! Долго плавала, любуясь на лес вокруг. А потом, подтянувшись, выбралась назад на сплавину. Возле озера не было гнуса, пригревало солнышко, и я долго так стояла, не одеваясь и чувствуя воздух кожей. Вот это свобода, быть самой по себе среди природы, когда никто не видит! Купание в этом озере было одним из самых ярких и счастливых воспоминаний моего маленького похода.
Дорога вывела меня на большой грейдер, такой же хороший и пустой, как и его аналог в Бабаевском районе. И с огромным удовольствием я покатила дальше. Ну а вскоре болота и озера сменились песчаными холмами с сосновыми лесами, так что и без навигатора было понятно, что я приближаюсь к большой реке - Ковжа. В деревне Волоков Мост мой уединенный путь через белозерские леса закончился.
Грейдер не всегда был таким празднично ровным, но в целом ничего.
В целом, могу сказать, что дорога между Пяжелкой и Волоковым Мостом была самым лучшим участком всего моего маршрута. Уединение, вокруг леса красивые и разнообразные, болота, озера и при этом отличные для велосипеда дороги, катить по которым одно сплошное удовольствие. Если вы разделяете мои взгляды на прекрасное, очень рекомендую эти места!
За деревней Волоков Мост я выехала к важному месту на моем пути - Волго-Балтийскому водному пути. С одной стороны, течет река Вытегра, которая впадает в Онегу, которая соединяется Свирью с Ладогой, которая соединяется Невой с Балтийским морем. С другой стороны, течет река Ковжа, которая впадает в Белое озеро, которое соединяется Шексной с Волгой. Когда-то между ними был волок, как и следует из названия деревни. Но уже в начале 19-го века между Вытегрой и Ковжей был прорыт канал (Мариинский канал). Также в Мариинскую систему входили каналы, прорытые вдоль берегов больших озер (Белого, Онеги и Ладоги) - они защищали корабли от штормов. Ну а потом здесь пролег уже крупный Волго-Балтийский канал. Таким образом, эти места всегда, и особенно до возникновения железных дорог, были очень важны в истории как один из ключевых транспортных путей в регионе. Хотя основные современные и исторические гидротехнические сооружения остались вне моего маршрута, историческая атмосфера очень чувствовалась!
Волго-Балтийский канал
Баржа на канале.
Баржа проходит через разведенный Волоков мост.
Неспеша полюбовавшись на канал и на проходящую баржу, я двинулась по грейдеру вдоль канала в сторону деревни Анненский Мост. Состояние дороги было отличное, ехать было очень приятно. И деревни здесь старинные, красивые!
Название деревнень Верхний, Средний и Нижний Рубеж не случайно, ведь именно здесь проходил важнейший рубеж между Вытегрой и Ковжей.
Но вот идея переночевать на берегу реки Ковжи мне не удалась - там вдоль берега строят какой-то трубопровод, все перерыто. Так что на Ковжу я посмотрела только сверху, а поставила палатку просто в еловом лесу, немного не доезжая до Анненского Моста.
День 4. 7 августа 2020.
97 км
В деревне Анненский Мост я пересекла Волго-Балтийский водный путь по понтонному разводному мосту, такому же, как Волоков Мост. Как я уже писала, этот мост - ближайший к Белому озеру. Также зашла здесь в магазин.
Мост через Волго-Балтийский канал.
Старое русло Ковжи рядом с деревней. С 19-го века воду здесь не раз перенаправляли разными путями. Теперь основной поток воды Ковжи идет максимально прямо в Волго-Балтийский канал, а старое русло Ковжи (тоже, кстати, модифицированное) осталось в стороне, зарастает тиной.
За Анненским Мостом на восток можно ехать двумя путями (не считая трассы) - южнее по лесам или севернее вдоль озера Ковжского. Я выбрала проехать мимо озера. С одной стороны, озеро - это интересно. С другой, озера привлекают дачников и отдыхающих, так что места не уединенные и довольно "попсовые".
Хорошее место для привала на берегу озера Ковжское. Но купаться я не стала, рядом деревня, мне дискомфортно.
А вот дальнейший мой путь оказался неизбежно связан с трассой А-119. Это основная дорога от Вытегры на восток. Движение по трассе умеренное (ну, для трассы), асфальт новый идеальный, я легко могла бы топить по нему 25 км/ч и за несколько часов уже оказаться на Белом озере, от Ковжинского там всего-то километров 85.
Но только вот смысла в этом не было. Я уже каталась по этой трассе девять лет назад на шоссейной 1200-ке (отчет). И двумя единственными воспоминанием всего 350-километрового ходового дня от Вологды до Вытегры был плохой асфальт и баржа на канале. Ничего больше я не увидела с этой трассы! А теперь асфальт хороший, и баржу я уже видела… нечего вспомнить же будет! И я стала искать обходные пути.
Объезды трассы оказались требующими сильной мотивации. Старые дорожки, гордо обозначенные на карте OSM, стремительно зарастают, мосты обваливаются и вообще сплошные сложности и тупики. По которым продираешся как дурак, когда мог бы лететь по асфальту :) Но я продиралась, где это было возможно. И не зря, конечно - увидела много интересных мест.
Часть старой дороги после Ковжинского озера.
Водное препятствие! Надо снять велоштаны, перебродить и по-отдельности затащить велосипед и вещи.
Красивая речка Кема и разрушенный мост в деревню Игнатово. Надеялась прокатиться по другой стороне, но не удалось. А чинить мост никто не будет, если в деревню есть другой подъезд, с трассы.
Деревня Игнатово.
На старом карьере можно заглянуть под землю.
Раковинка аммонита, с вмятинками на месте внутренних камер. Тут было море!
Еще кусочек старой дороги. Подумать только, а ведь когда-то тут пролегал основной путь в Вытегру!
Самой лучшей моей находкой на старых дорогах оказалась деревня Алёшино (Вашкинский район). Я заехала туда в поисках дороги, потом пришлось вернуться. Но само место уникальное! Я не знаю, кто владельцы этих пяти домов, но они сохранили их облик таким, каким он был в 19-м веке. Дома обиты только некрашеными досками, сохранена хозяйственная часть, нет заборов, нет палисадников (это относительно нововведение, которое теперь уже кажется историческим). Смотришь на деревенскую улицу - и как будто попадаешь в прошлое! Могли бы подать на грант Юнеско, однако.
Ну а вишенкой моих приключений на поприще поисков объездов трассы стала 25-километровая старая лесовозная дорога, начинающаяся от деревни Трифоново. На спутниковых снимках она выглядела надежно. Я даже Саше позвонила и попросила посмотреть, что там на снимках, и он подтвердил мои впечатления. Но когда я доехала 8 км до начала этой дорроги, глазам предстала глиняная каша с набросанными досками… Да, она шла по насыпи, но состояние было совсем не таким, как я ожидала. Вернуться назад было бы намного проще, конечно. Но неохота. И я поперлась туда.
Ах, какая эмоциональная это оказалась дорожка! Сначала я километра три то еле ехала, то шла по глине и лужам… А потом внезапно вместо глины пошла хорошая песчаная отсыпка, я обрадовалась и поехала… А потом снова глина. И снова песочек. И много-много луж. Эмоциональные качели!
Ну а потом, ровно на серединке, мой путь преградил разрушенный мост через небольшую речку Лупсарка. Я смутилась… и полезла в воду. Оказалось по пояс. Обрадовалась. Брод летом не проблема!
Вот за что я преданно люблю велоштаны и не хочу байкпакинг - снял рюкзак, повесил на спину и спокойно идёшь по пояс в воде, балансируя на брёвнах разрушенного моста. Второй ходкой - пустой велосипед. И не надо носить кучу сумочек, рискуя уронить. А вместе с сумочками мне велосипед было бы не поднять, я ж слабая женщина :)
Часть дороги, отсыпанная песком. Глину я не сфотографировала.
Дорожка позеленела. Сижу, отдыхаю.
Разрушенный мост.
Река по пояс, но по понятным причинам нижняя часть на фото не вошла. С велоштанами так удобно, что я даже могу пофоткаться :)
Затащившись на насыпь на противоположном берегу, я поняла, что это мой подарок судьбы на этот вечер. Такое красивое и совершенно уединённое место! Никаких следов машин и людей сюда не вело. Так что, хотя у меня оставалось и время, и силы еще покататься, я осталась там. Поставила палатку прямо на бывшей дороге. Купалась, грелась на вечернем солнышке... Как же это всё-таки приятно, купаться в лесном одиночестве! А потом всю ночь речка мне пела песни… Плескались бобры. И спалось чудесно.
Подумать только, а ведь все это я могла пропустить, поехав по трассе!! Нет, даже думать об этом не хочу :)
День 5. 8 августа 2020.
117 км
Утром я радостно доехала оставшиеся 10 километров по заброшенной дороге до уже используемой. Сначала шла совсем зеленая, только кусты там порубили (поэтому ехать надо было осторожно, чтобы не поломать переключатель). Ну а потом уже появились следы людей.
Зеленая дорога, уходящая в туманную даль.
Я очень довольна!
По трассе А-119 пришлось проехать еще 11 километров, и я попрощалась с ней окончательно, свернув на грейдер, ведущий в город Липин Бор. Вскоре после поворота очень интересное место - сероводородный источник в деревне Вашки. Запах чувствуется и на дороге, но к источнику надо немного свернуть. Из источника течет сказочный ручеек с абсолютно прозрачной и о-о-очень холодной водой с бодрящим серным ароматом. Умыться там очень приятно!
Вода прозрачнейшая! Но руку держать трудно, сводит пальцы.
Вот так выглядит сам источник. Когда-то, видимо, его вода использовалась.
Городок Липин Бор примечателен тем, что находится прямо на берегу Белого озера. Есть небольшой городской пляж, где в этот выходной день толпился народ, и заброшенный причал, куда люди почти не заходили. Купив себе в магазине мешок йогуртов, я села за прикрытием стеночки, закрывавшей меня от холодного ветра, и пообедала, слушая шум волн.
Вот я и добралась до Белого озера! Мой путь занял 500 километров и 4.5 дня. А иначе не было бы так радостно и интересно встретиться с ним. Как говорил один мой знакомый, который давно уже не катается на велосипеде - "озеро надо заслужить!". И это очень верная фраза.
Белое озеро предстало передо мной скорее серым. Вода бурая, так как волны поднимают муть.
Городской пляж.
Из Липин Бор в Белозерск вдоль берега Белого озера ведет большой грейдер. Само озеро при этом видно всего пару раз, когда пересекаешь впадающие в него речки, в остальном оно остается за опоясывающим его каналом и лесом.
По пути нужно снова пересечь Волго-Балтийский водный путь, теперь через подпертую плотинами и потому широкую реку Шексна. Переправа осуществляется паромом (Крохинская переправа), который ходит по расписанию каждый час. Я как-то не следила за временем, пока общалась с озером в Липином Бору, поэтому по грейдеру пришлось хорошенько ускориться, чтобы не сидеть лишний час на берегу. А ускориться было трудно, уж очень неровная дорога! Я реально "бешено неслась" там на средней скорости 20 км/ч, подпрыгивая на больших ямах, как несчастный мячик.
По фото и не скажешь, что дорога тут "так себе".
По пути, две старинные церкви в деревне Ухтома - каменная и деревянная.
В ровное время (начиная с 8.00 и заканчивая в 20.00) Крохинский паром выходит с Белозерского берега, и сразу после выгрузки загружается и следует назад.
С парома видна вдалеке знаменитая церковь Рождества Христова - единственное, что осталось от затопленного Шекснинским водохранилищем села Крохино. Волонтеры пытаются предотвратить ее дальнейшее разрушение.
Вскоре еще одна переправа - Крохинский мост через Белозерский канал. Тот самый канал, который в 19-м веке входил в Мариинскую систему водных путей и позволял кораблям миновать бурные воды Белого озера. Этот участок как раз соединяет Белое Озеро с Шексной. Теперь, конечно, никакие грузовые корабли тут не ходят, но мост, судя по всему, все еще работает разводным.
Меня эти старинные каналы потрясают!
На другом берегу противный грейдер продолжился, только тут еще был и трафик. Машины поднимали тучи пыли. К счастью, перед Белозерском начался асфальт.
Трактор с сеном еле виден в дорожной пыли, которая не успевает оседать.
Эти дороги так меня утомили, что в Белозерск я въезжала, крутя педали одной ногой - вторая разболелась. По самому Белозерску тоже кататься непросто, улицы все в ямах. Это правильно - чтобы машины не гоняли, но на тот момент мне было тяжко.
Белозерск - город очень интересный с исторической и архитектурной точки зрения. Здесь сохранилось много старой деревянной и каменной архитектуры, как домов, так и зданий торгового назначения, и конечно много церквей. Также сохранились валы от кремля. И вообще здесь очень уютно все сделано, погулять по Белозерску очень приятно. Это подтверждало большое количество туристов. Я провела в Белозерске пару часов, с большим удовольствием, как раз нога болеть за это время перестала. Но, конечно, подробно город не изучала, это в сюжет моего сольного велопохода не вписывалось. И в отчете не буду много расписывать.
Небольшие церкви - самые классные. Полный креативный отрыв! Жаль, что такая красота в развалинах...
Пример старинной деревянной архитектуры - дом купца Поздынина (начало 20-го века). Купеческих домов здесь много!
От Белозерского кремля сохранился земляной вал. Теперь там сделаны симпатичные деревянные дорожки.
Центральный собор как обычно очень строгий и пафосный
Вид на Белозерск с крепостных валов
Чайки облюбовали крышу. Сразу видно - город рядом с озером!
Набережная Белозерского канала сделана очень уютно. А по каналу активное движение. Вот буксир вывозит баржу с металлоломом.
После Белозерска я еще немного проехала вдоль Белого озера через деревни Маэкса и Куность. Дороги продолжали быть неприятными грейдерами, еще и трафик в этот выходной вечер был большой (а пара машин валялась в кювете, что свидетельствовало о состоянии водителей). Поэтому впечатления никакого у меня не осталось. Я с трудом дотащилась до начала лесовозного грейдера, ведущего на север, набрала в бутылку воды на реке Мондома и загрузилась с палаткой ночевать просто в лес. О ночевке у воды речи не было, везде народ. Да и в лес через прорытые вдоль дороги канавы свернуть было непросто.
Это был единственный вечер за поход, когда я реально устала. Как-то так вышло, что все самые плохие дороги собрались в этот один день. 80 километров сыпучих, пыльных, разбитых грейдеров за день - это действительно утомительно!
Начало нормальной дороги.
День 6. 9 августа 2020.
140 км
Утром я двинулась дальше по лесовозной дороге, ведущей на юг в сторону Череповца. Там уложен один ряд бетонки, но чаще было удобнее ехать по грунту, чем по кривым бетонным плитам. Всего длина этой дороги 60 километров. Жилье появляется только в конце, а так все леса вокруг. Дорога эта пересекает небольшую возвышенность - Андогскую гряду. Однако, она оказалась внешне совсем не похожа на окраины Вепсской возвышенности, которые я пересекала в 50-ти километрах западнее. Холмы на Андогской гряде здесь очень плавные, и если не смотреть на показания навигатора, то даже и не поймешь, что находишься относительно высоко (высоты были до 240 м.н.у.м., тогда как Белое озеро находится на сотне).
Редкий случай, когда видно рельеф.
Продолжение уже без бетонки.
Лесовозная дорога в конечном итоге выводит на большой грейдер с многочисленными деревнями. Так как грейдер ведет прямо к большому городу Череповец, а был вечер воскресенья, трафик там был немалый. Каждая машина поднимала тучу пыли. Состояние дороги очевидно какое. И жарко еще. Потом начался асфальт на Кадуй, а я с него ушла на параллельный грейдер, который сначала был хорошим, а потом стал плохим, но в конце тоже сменился асфальтом. В целом, это все малоприятные места, которые к тому же зарастают борщевиком. Понятно, что когда-нибудь ничего кроме борщевика в принципе не останется, но в Вытегорском районе так хорошо было без него! Но вариантов нет - если ехать восточнее, хватанешь еще больше трассы и Череповца, а западнее я как раз начинала свой круговой маршрут.
Пыльный отдых в автобусной остановке.
В конечном итоге я вышла на трассу А-120. По идее, можно было сократить через деревню Шулма, но я тыкнулась по дорожке согласно карте и указателю, но уперлась в тупик, потом в еще один, тогда мне это надоело, и я погнала тупо в объезд. Вечером нет никакого желания заниматься поисками дороги! Трасса была отвратная, движение очень напряженное, и много фур, в отличие от трассы на Вытегру. В любом случае трасса неизбежна, чтобы пересечь мост через Суду. Я ехала в основном по обочине.
Ну а после моста наконец с облегчением свернула на тихую свеже-асфальтированную дорожку в поселок Суда. Наевшись у магазина йогуртов, двинулась прочь от цивилизации. И нашла себе прекрасное место для ночевки на очень мягком мху перед деревней Дора. Очень довольная, что в этот вечер удалось оставить весь этот Череповец стабильно позади!
День 7. 10 августа 2020.
138 км.
Сегодня у меня последний день похода. Со стоянки пришлось выходить под проливным дождем, но вскоре он закончился. А маршрут на сегодня - петля параллельно трассе в зоне между разлившимися при образовании Рыбинского водохранилища Мологой и Шексной. Здесь я вернулась в Молого-Шекснинскую низменность, и на моем пути чередовались болота и песчаные холмы с сосновым бором.
Начала день я с заброшенной 9-километровой дороги между деревней Дора и Дуброво. Как и большинство дорог, которые ведут между деревнями, а не к деревне от трассы, эта дорога заброшена. Ведет она среди болот и постепенно в них тонет, хотя когда-то явно была на насыпи. Волшебное место! Меня всегда вдохновляют такие дороги между болот. Как между миров...
Сфотографировать это сложно, но болота с двух сторон.
Улыбаюсь тому, кто идет по луже. Проехать часто невозможно - не настолько глубоко, сколько топко.
Это дорога.
Такие вот шикарные заводи - это сбоку от дороги.
На подъездах к деревне Дуброво дорога выбралась на пески. Потом деревня Коротово большая, там даже связь есть. От нее ведет бетонка в деревню Николо-Раменье. Дальше уже следует небольшая дорожка через сосновые леса, которая должна быть просто супер, если мокрая, но в сухом виде довольно вязкая. А где не вязкая, там стиральная доска. В общем, это все было небыстро, но в целом очень даже неплохо.
Бетонка в Николо-Раменье: почувствуй себя поездом. Меня такие вот регулярные встряхи напрягают больше, чем хаотичные.
На хорошем участке дороги через лес.
Попыталась сфотографировать дорогу на плохом участке. Она одновременно сыпучая и разбитая. А волны стиральной доски подчеркивает черная посыпка камушками.
Наконец я вышла к своей цели - берегу Рыбинского водохранилища. Сначала дорога подходит поближе к берегу в деревне Бор, а потом и вовсе идет прямо вдоль берега возле деревни Харламовская. Когда-то в низине там вилась мелкими петлями в своей долине Молога, но потом все это было затоплено, и вода подступила к песчаным холмам, постепенно их подмывая. Вот и получилась характерные песчаные обрывы с соснами, стоящими прямо над водой.
Конечно, это очень курортные места. Базы отдыха, отдыхающие на машинах на берегу. Но все равно здесь классно. Яркий момент маршрута!
Первый взгляд на Рыбинское водохранилище в деревне Бор.
Берег возле деревни Харламовская. Можно проехать на велосипеде прямо вдоль обрыва.
На этих песках бетонка очень кстати.
От прежних извилин Мологи теперь видны только поросшие травой отмели. А с другой стороны я не раз уже каталась на велосипеде.
После Рыбинского водохранилища, остаток моего пути прошел в эмоциональном настрое "хочу уже добраться до дома, чтобы не поздно, успеть помыться и уложить ребенка спать самой". Чтобы попасть домой, мне надо было на мост через Мологу в Желябова. Но при этом хотелось бы максимально объехать трассу А-120 - единственную дорогу, которая туда ведет.
В деревне Миндюкино меня ждал тупичок - я хотела выехать на трассу по короткой дороге, нарисованной на карте, а они оказалась заросшей за километр до выхода. Я побоялась, что надолго застряну в кустах и болотие и поехала в объезд. Шесть километров, блин. Как же быстро карты устаревают! А до чего же мне было неохота заниматься блужданиями и поисками, когда дело уже к вечеру!
Следующая попытка объехать трассу по старой дороге от реки Шалочь к деревне Ванское была более успешна. Вдоль Мологи там строятся сплошной полосой гламурные дачи за огромными заборами. Дорога мимо них уверенно есть. Но там рыхлые пески. Дождя здесь явно не было давно, так что даже на покрышках 29х2.1 ехать мне было непросто. Кульминация рыхлых песков была в самом Ванском, там мне много пришлось идти вообще пешком.
Ну как же так, мне осталось всего 35 километров до дома, а я волочу велосипед пешком по песку через чужую деревню! Зато меня это эмоционально притормозило :) Пришлось хорошо вдохнуть, выдохнуть, повторить - и расслабиться, перестать спешить.
Еще кусочек трассы я объехала по лесной дороге до деревни Лентьево, там тоже был то песок, то огромные лужи, но в целом красивая дорожка. Ну а после Лентьево уже без вариантов - по трассе через Чагодощу, через мост в Желябова и домой. Все успела, и времени осталось более чем достаточно.
Мама вернулась!
В целом, поход прошел именно так, как я хотела. Очень спокойно. Никаких продолжительных препятствий на своем маршруте я не встретила. На Белое озеро посмотрела. Ну а самым замечательным, как я уже писала, оказался участок по лесам к востоку от Белого озера - хорошие дороги, уединение, красивые леса, болота, озера и вообще полный восторг.
Другие отчеты:
Велопоход на 2.5 дня по окрестностям Устюжны (Устюжна - Усть-Кировское - Пестово - Ладожское - Борисовское - Лесное - Пестово - Быково - Даниловское - Устюжна): здесь
Отчет о следующем моем сольном велопоходе по маршруту Тур Юнайт Конаково-Сортавала 1200 км можно прочитать здесь.
Комментарии