Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Tour Unite 2600 км Балаклава - Воронеж 2020 (Александр Столяров). Глава 2

Вторая часть отчета о многодневной велосипедной байкпакинг гонке с самообеспечением Тур Юнайт, Крымский и Донской сегменты. Маршрут на 2600 километров по дорогам со всеми типами покрытий из Балаклавы в Ростов-на-Дону и дальше в Воронеж. В этой главе рассказ про путь из Ростова-на-Дону в Воронеж. Самым сложным оказалось преодоление ста километров бездорожья Цимлянских песков в сильную жару без источников воды. Но и остальные 1200 километров вдоль Дона были интересными!



Вступительная часть и рассказ про первую половину пути ЗДЕСЬ.

Между сегментами
Город выжирает время. Поиски гостиницы, заселение-выселение, и раз уж в цивилизации, то надо как-то помыться-постираться-покушать, а еще поспать нормально. Вообще-то, из-за задержек на первом сегменте и технического состояния велосипеда, мне представлялось, что почти наверняка я не успею доехать второй сегмент за то время, что у меня оставалось от отпуска. В норме я бы не стартовал на сегмент в таких условиях. Но ведь регистрировался на два сегмента, так что оставалось продолжать - и будь что будет. Тем не менее, время после финиша одного сегмента и до старта второго чуть менее ценно: есть же еще некая цель побыстрей проехать каждый сегмент по отдельности. Конечно, после всех катаклизмов никакой речи о “рекордах” и быть не могло, но всё же...

Главное: надо было заняться велосипедом - очень уж ему досталось на прошлом сегменте. А ведь впереди еще 1400 непростых километров, и не стоило удаляться от крупного города, пока не получу некую уверенность, что велосипед их проедет.
Первым делом надо было отмыть грязь, чтобы она не мешала диагностике. Мне представлялось, что это можно сделать на набережной, спустившись к воде. Но в центре Ростова все перегорожено, подхода к воде я не нашел. Самым доступным источником воды оказался питьевой фонтанчик. Продырявил крышку в полуторалитровой бутылки, сделав из нее брызгалку. Наполнял её струйкой фонтанчика, потом отходил к краю дороги и там сбивал грязь. Как ни странно, получилось довольно эффективно.
После отмывания, удалось сносно настроить трансмиссию. Тогда из вызывающих опасение проблем остались только треск в каретке и в рулевой. С этим я обратился в мастерскую, которая удобно расположена прямо над точкой старта-финиша сегментов. Надо сказать, мастерская оборудована по высшему разряду, я и в Питере в таких не бывал. Да и мастера мне показались хорошими. Правда, у меня и задачка оказалась несложной. Треск в каретке вылечился затягиванием чашек - как ни странно, подшипники были в идеальном состоянии. А треск в рулевой, причиной которого я считал разбитый нижний подшипник, мастер по звуку диагностировал как шатающееся кольцо на штоке вилки. Я ему поверил,  так оно и оказалось - убедился, когда менял вилку уже дома.



День 9. 21 июня 2021

В итоге на старт второго сегмента выехал в 14:14, светового времени оставалось уже меньше половины дня.



Выезд из Ростова оказался гораздо лучше въезда. Трек ведет среди дачных участков. Конечно, езда по пригородам неизбежна, но всё лучше по тихим грунтовкам, чем по шоссе. У петляния по дачам есть достоинства: чутка пообрывал ягод с ничейных вишен.



В целом дальше маршрут вьется среди каких-то ответвлений Дона, довольно необычно и интересно. Дорога часто идет по многочисленным глинистым колеям, которые в это время были уже по большей части засохшие (хотя в паре мест и пришлось потаскать велосипед).





В светлое время езда здесь довольно техничная, а вот ночью - сложней. После такого позднего старта я хотел проехать побольше, но после того, как два раза растянулся в колеях, решил, что пора заночевать. Остановился формально на берегу Дона, но реально - в кустах на неком удалении. Такая вот романтика.





Старт 14:14, стоп 23:06
Итого (за пол-дня): 87 км, 550 м набора высоты
Трек: www.strava.com/activities/5507704649


День 10. 22 июня 2021

Стартовал по первому свету, надеясь, что будет плодотворный день. На день пришлось много красивых грунтовых дорожек.







Увы, во многих местах грунтовые дорожки оказались размочены, так что первую половину дня пришлось снова как следует поносить велосипед на себе. Утомительно было то, что эти участки короткие, но частые. Только вроде начал уже нормально ехать, наслаждаться процессом, а тут бац - залип, опять таскать.
Самым тяжелым оказался участок полей длиной несколько километров, который был затоплен основательно. Судя по всему, это такое место, которое вообще редко просыхает. И земля там представляет собой низменный илистый чернозем, который засасывает ноги и налипает на них. К тому же, растительность там редкая, так что велосипед часто приходится именно нести, а не катить, чтобы ненароком не набрать на колеса этой липкой массы.
Во второй половине дня сменился тип почвы - стал примешиваться песок, так что ехалось уже хорошо. К тому же стали периодически открываться виды на Дон. А то ведь очень распространенная история, когда едешь вдоль массивного водного объекта, а при этом его практически не видишь, т.к. он где-то на неком удалении за деревьями.







По пути попадалось огромное количество зайцев, которые почему-то часто задумчиво смотрели в сторону и не замечали меня, пока не подъеду к ним совсем уж близко.



В сумерках подвернулось хорошее место для ночевки, так что я остановился, не стал экспериментировать с ездой по темноте.

Старт 4:20, стоп 20:53
Итого: 155 км, 770м набора высоты
Трек: www.strava.com/activities/5512304216


День 11. 23 июня 2021

С утра доехал оставшиеся 90 километров до начала Цимлянских песков. По мере приближения к ним, заметно возросла доля песка в грунтах. Встретился даже сосновый бор. Часть пути проходила по асфальту с небольшим, но все же напрягающим трафиком грузовиков. Увидел знак, запрещающий движение тяжеловозов днем в жару. Я даже понадеялся, что они и правда перестанут ездить - температура была под +37! Но нет, этот знак им, видимо, не указ.
При попытке намазаться солнцезащитным кремом, который вез в небольшой баночке, обнаружил, что от жары он разложился на отдельные фракции.



Про Цимлянские пески я заранее знал, что там 110 километров трудно проезжаемых песчаных дорог, а в первой половине - длинный “спецучасток” без дорог по барханам. Были предложены два варианта объезда, один из которых я планировал разведать: если бы там оказалось лучше, основной трек стал бы проходить там. Но главное в песках - это ограниченные возможности по пополнению воды. У меня были точки, где набирали воду участники масс-старта на этом сегменте в 2019 году, плюс точка предполагаемой скважины. В рекомендациях было написано взять минимум 4 литра воды. Я из осторожности взял 8 литров - заложился на то, что 2-3 источника воды могут оказаться недоступны, или дорога окажется еще сложней, чем предполагалось.

Жары я не очень опасался, т.к. уже несколько дней ехал при такой температуре, и мне было прекрасно. Даже не тянуло в тень, когда останавливался. Однако, в эти дни был легкий ветерок, и в степях его было совершенно достаточно для охлаждения (при достаточном количестве выпитой воды). Но в песках оказался свой микроклимат. Там барханы и растительность во многих местах создают ветровую тень. Т.е. воздух совершенно не движется, при этом сверху давит вся мощь солнца, а от песка поднимается раскаленный воздух. Он явно намного горячей 37 градусов. Я не взял датчик температуры - он не имеет никакого смысла в солнечные дни. Как ты его ни прячь на велосипеде - его все равно будет подогревать, и там могут быть совершенно любые показания, хоть +70. Так что измерить это все в цифрах не было возможно.
Отмечу, что по законам физики, при температуре воздуха выше температуры тела, невозможно охладиться за счет теплообмена. Нужно активное испарение воды, чтобы от тела ушел избыток энергии. А энергия как поступает от солнца, так и вырабатывается от физической активности. Поэтому вода становится критически необходима.

Первые 20 км по Цимлянским пескам ехалось относительно легко, а я ни в чем себе не отказывал и выпил за это время 1.5 литра жидкости. На 20-м километре - дом пастуха, воду качает насос. Он работал (надо учитывать, что мог и не работать), и я залил 1.5 литра воды в бутылку и литр в себя. Днем начал перегреваться, но остановки в тени и водохлебство решали проблему.


Дорога до первого пастуха выглядела в целом как-то так. Она по песку, но ехать можно.


Кое-где еще стояла вода от прошедших дождей, несмотря на песчаную почву.


Чьи следы? Известно, что тут водятся волки! Но вообще, предположительно внизу скорей следы собаки, а сверху - шакала.


Дом пастуха Филиппа.


Воду вез в бутылках по полтора литра.


Компанию составляет ктырь.


Вскоре после дома пастуха начинается “спецучасток”, то есть участок без дорог. Здесь все дороги постепенно растворяются в траве и кустах. Я попробовал разведать альтернативный трек, который довольно привлекательно выглядел дома по спутниковым снимкам - виделись полосы дорог. И в начале это даже частично соответствовало действительности - были или некие колеи, или плотная целина. А потом оказалось, что то, что со спутника выглядело как прокатанные дороги - на самом деле распаханные противопожарные полосы. Это взрыхленный песок, по которому тяжело даже идти. Проще ехать вдоль по целине. Небыстро, но возможно. При этом по пути встречаются заросли кустов, и распаханная полоса проходит как раз между ними, занимая собой единственную проходимую траекторию между зарослями.
Поэтому решил вернуться с разведочного трека на старый маршрут. К этому моменту треки разошлись уже на 1.5 километра. Но была надежда, что на старом треке будет получше, к тому же один из предыдущих участников писал, что забыл там камеру на бархане, так что был некий стимул туда выйти. Увы, камеру не нашел: прошло два года, а место приметное - самый высокий бархан в округе. Значит, кто-то по этим пескам ходит, раз камеру забрали. А вот двигаться на основном треке легче не стало - там больше зарослей.


Противопожарная колея. На спутниковом снимке очень даже похоже на дорогу!


По барханам.


Между барханами нырял в низинки с высокой травой.


После выхода из “спецучастка” есть колодец рядом с заброшенными бытовками, где два года назад можно было набрать воды. Но оказалось, что колодец сгнил: там и набрать нечем, но и на вид там на дне не нормальная вода, а какая-то тухлая гадость. Ну что ж, одна точка с водой не сработала. Я на нее не очень рассчитывал, у меня же запас.


Возле заброшенных бытовок.

Поскольку жара - серьезная проблема, я думал продолжить движение и пробраться через пески ночью. Но вскоре после заката вылетело какое-то невероятное количество гнуса, которое меня начало просто съедать заживо. Одеваться жарко и уехать не получается - поверхность не та. Я решил, что под таким давлением мне ночь не продержаться, срочно поставил палатку на вершине бархана и занырнул в неё. Судя по всему, зря: после меня в Песках побывали трое, которые на гнус особо не жаловались. Вероятно, у меня это было локальное бедствие, и дальше было бы лучше.

Старт 4:18, стоп 20:40
Итого: 134 км, 475м набора
Трек: www.strava.com/activities/5522531225


День 12. 24 июня 2021.

Самый тяжелый день за всю поездку.

В сумерках перед выходом из палатки морально приготовился к атаке кровососов: думал, полтора часа как-нибудь выдержу, а дальше их солнце разгонит. Но гнуса оказалось довольно мало. Ну и что это было вчера? Неужели попал в какой-то пролетающий рой? Очевидно, лучше бы я продолжал двигаться ночью.



В 5 утра подъехал к хутору Аксёнов. Это ключевая точка на маршруте: он расположен близко к середине пустыни, и предыдущие участники набирали тут в колодце воду. Но хозяин отговорил: вода желтая от навоза. Действительно, поле с навозом там прямо у колодца. Говорил, лучше набрать на следующем хуторе в скважине. Но тот хутор в стороне от маршрута, а у меня осталось еще 4.5 литра. Мне представлялось, что этого вероятно даже хватит до конца песков. Судя по карте, к этому моменту я уже преодолел самое бездорожье, и дальше ожидал более накатанных дорог. К тому же, на треке через 30 км была отмечена скважина, правда, с вопросительным знаком. Уже отъехав от Аксёнова, сообразил, что надо было на всякий случай набрать его грязной воды - хотя бы на голову поливать. С ней всё пошло бы иначе...

Аксёнов - какой-то отшельнический хутор. Поля заброшены, скота пара штук. За ним уже другие хутора, вокруг пасутся довольно большие стада, дороги накатаны. Ко мне подъехал пастух на мотоцикле. Надо сказать, в обычной сельской местности жители относятся к велосипедистам индифферентно. Другое дело - такие удаленные места. Там всем интересно, что за чудо тут у них появилось. Все-таки до меня тут два года на велосипеде никто не проезжал.
Поспрашивал у пастуха про скважины. Он подтвердил, что впереди есть рабочая, и его описание примерно соответствовало той точке, где она у меня была отмечена. То же подтвердил потом еще один встреченный разговорчивый мужик. Даже сказал, что там 2 скважины рядом. Но я все же начал экономить воду на всякий случай.

После участка с хуторами снова пошли безлюдные места. Мне почему-то представлялось, что к своим хуторам жители приезжают с той стороны, куда я теперь двигался. Но нет - очевидно, у них основная дорога приходит перпендикулярно маршруту, а вдоль Дона они не ездят.




Или противопожарка, или кусты.


Тут просто кусты.


Ноги все исколоты дикими злаками. Поначалу вытаскивал их из носков, потом утомился и просто терпел.

При одной из вынужденных остановок в кустах обнаружил, что часть кустов представляют собой черную смородину с крупными спелыми ягодами. Посомневался, она ли это: слишком уж заманчиво, вдруг это что-то ядовитое. Поразглядывал листья. Решил, что смородиновые (на самом деле, нет! они другие - я тот еще ботаник), понюхал и попробовал (пахнет и на вкус как смородина), в итоге ободрал несколько кустов. Вкусно, и при этом некая влага, еще и с углеводами. Дома уже узнал, что это дикая смородина репис. Повезло, съедобна!



К середине дня солнце раскочегарилось, и организм стал подходить опасно близко к перегреву. Почему-то стало хуже, чем в предыдущий день. То ли эффект перегрева накопился, то ли объективно сильней жарить стало. Но вполне вероятно, дело было в том, что начал экономить воду.
Добрался к точке, где должна была быть скважина. А там нет никаких ее признаков. Уже дома стало понятно, что, вероятно, на самом деле скважина была у каких-то рыбацких строений, которые трек обходит стороной, и к тому моменту я их уже проехал. Без дополнительной информации искать скважину уже не имело смысла (а связи не было). В результате у меня не сложилось с тремя потенциальными источниками воды подряд. И я остался с минимумом воды в послеполуденном пекле среди безлюдной пустыни.

Надо как-то двигаться дальше. Через 18 км маршрут выходит на берег водохранилища. Вода цветет, и известно, что из водохранилища нельзя пить, но я надеялся, что можно будет охладиться и отсидеться в воде. Так что двигался туда.
Это были самые тяжелые километры. Езда по песку или целине возможна, но энергозатратна. Можно двигаться 9-10 км/ч, но организм начинает перегреваться. К тому же периодически попадаются препятствия. В итоге получается такая схема: проехал 700 метров - дальше не едется, спрыгнул, восстановил дыхание, чуть прошел, можно пробовать ехать. Дотянул до тени, там падаю как попало, хоть на шишки, хоть колючки. Пара минут - начинает вырубать. Нельзя. Сажусь. Сидеть прохладней - меньше жара от земли. Но не могу просидеть до вечера, воды-то нет, а без нее перегреюсь. Встаю. В глазах темнеет. Пауза. В седло - и следующий рывок.



Периодически трек идет через свежие кусты - тут никто не ездит. Нет сил аккуратничать, так что я еду прямо сквозь ветки, пока это физически возможно. Удивительно, это прошло без серьезных последствий для велосипеда. Даже не оторвало тоненький проводок от динамовтулки. Но повредило гидролинию блокировки амортизационной вилки, так что она стала фактически нерабочей.

Еле дотянул до берега водохранилища, представляя, как окунусь в воду и буду в ней сидеть… Но вода - ядовитейшего зеленого цвета, и в ней в огромном количестве плавают дохлые рыбы! Я все-таки зашел в воду по щиколотку в надежде чуть охладиться. Вообще-то нельзя было этого делать: охлаждающий эффект сомнительный, а при этом можно было подцепить какую-то заразу, ноги иссечены ветками и исколоты семенами из колосков травы. Но я слишком рвался к этой воде, так что не смог устоять.





К счастью, к этому времени пик жары уже прошел, солнце уже не так жгло, рядом была тень, и от водохранилища слегка поддувал зловонный, но не очень горячий ветерок. При таких условиях значительно меньше расход воды, можно подождать вечера. Так что я выждал часа полтора, и выдвинулся дальше. К этому времени солнце еще и прикрыло облаками. Да и дороги дальше оказались уже дорогами, а не противопожарными полосами, и поверхность постепенно становилась все менее рыхлой. Если бы знал, можно было не выжидать там на берегу, а сразу ехать дальше.



Первый доступный источник жидкости - магазин в маленьком поселке Водяновский. Он чуть в стороне от дороги, и пришлось несколько раз спрашивать местных, чтобы найти продукты. Магазин представляет собой вагончик на краю участка. Закрыт на замок. Постучался в ворота рядом - вышла хозяйка, пояснила, что открывает, когда кто-то приходит - слишком мало посетителей, чтобы постоянно сидеть и ждать. Ассортимент небольшой, но мне много и не надо. Тут же у магазина поглотил 3 порции мороженого и 2 литра напитков. Настоящий пир! Выхлебанная вода никак не вышла. Видимо, тут же распределилась по организму, компенсируя обезвоживание. А ведь бытует миф, что организм не может усвоить больше чем какое-то там небольшое количество воды в час.

Вечерело, и я решил, что мне хватит приключений на этот день и в первых же подвернувшихся кустах устроился на ночевку.

Старт 3:56 Стоп 19:56
Итого: 82 км (минимальный километраж за всю поездку), набор высоты 200 м
Трек: www.strava.com/activities/5525210175


День 13. 25 июня 2021

После стрессов прошлого дня я решил перестраховаться и дать себе отлежаться подольше. Кто его знает, как организму надо восстанавливаться после длительного пребывания под нагрузкой недалеко от теплового удара. Так что проснулся вскоре после рассвета.

Организм все равно не полностью восстановился. Ехалось в этот день ощутимо тяжело. К тому же во время послеобеденной жары возникло ощущение близости перегрева. Не критичного, но всё же. А ведь это при достаточном количестве воды и при постоянном потоке воздуха! Судя по тому, что до Цимлянских песков мне жара не доставляла проблем, получается, что это результат каких-то тепловых повреждений, от которых я не восстановился. А может, дело в том, что до Песков температуры были до +34, т.е. очень жарко, но ниже температуры тела, а в этот день до +39 (это все по архивам), т.е. уже заметно выше.

Тяжесть от жары еще и совпала с тяжелым участком: 50 километров маршрута проходит по очень загруженной трассе, ведущей на Волгоград. К тому же, на ней были ремонты, суженное реверсивное движение и жар от свежего асфальта. Удивительно, как при этом выживают дорожные рабочие: ворочают лопатами раскаленный асфальт под раскаленным солнцем, да еще в спецодежде. В итоге проехал этот участок в основном по обочине.



На середине пути по трассе нашлась вялотекущая речка. Под мостом заводь глубиной по колено. Вода не то, чтобы чистая, но я все же погрузился в неё, чтобы охладиться. Зато выход на трассу был традиционно частично скомпенсирован обедом в кафе. После кафе наступила благодать. Не только благодаря набитому желудку, но и потому, что я свернул на небольшие дорожки, а весь трафик так и остался в этом аду на трассе.

Собственно, здесь и началась завершающая часть поездки - грунтовые дороги по преимущественно меловым холмам. Тут всё уже высохло, новых дождей не было, так что наконец-то можно было кататься, не таская велосипед. К тому же кататься по приятным местам и приятным дорогам. Почти 1800 километров приключений позади, осталось всего лишь 830!


Сухая глина.

Вскоре подвернулся брод через ручей/речку - фактически первое с Ростова место с чистой водой. Так что я позволил себе устроить небольшую стирку.
Среди первых меловых холмов встретил коллегу по Тур Юнайт. Артемий Березин ехал один сегмент - из Воронежа в Ростов навстречу мне. Как-то так совпало, но по этому сегменту 2 года никто не ездил - и тут вдруг мы выехали друг другу навстречу в один день! Очень круто, когда происходят такие встречи!



Случился тут и опасный момент. Периферическим зрением заметил, как что-то шевельнулось под колесами. Услышал звон в заднем колесе. Я чудом успел заблокировать тормозом заднее колесо, не пережав переднее (иначе бы упал). Несколько метров торможения юзом. Осмотр обнаружил толстенную ржавую проволоку, которая успела впиться в переключатель и попасть в спицы. С трудом удалось ее оттуда выпутать. Если бы не заблокированное колесо, я мог бы не только в очередной раз лишиться переключателя, но было бы вырвано и несколько спиц.



После заката еще довольно долго продолжал движение, но все же решил остановиться на ночевку перед крупным колейным спуском - лучше его проезжать засветло. Грунтовые дорожки по холмам приятные, но в темноте могут оказаться коварными. Можно разогнаться на спуске, а ниже окажутся более глубокие пересекающиеся колеи. Я ни разу не падал на них днём, но в темноте кувыркался раз десять за поездку, хотя и ехал небыстро. Здесь это усугублялось переставшей работать амортизационной вилкой. А еще надо постоянно поглядывать на навигатор, чтобы не пропустить поворот. Бывает, от основной дороги под острым углом отходит едва читаемая колея. На спуске пропустить легко, а цена ошибки на рельефе значительно выше, чем на равнине.



Старт 5:49 Стоп 22:07
Итого: 173 км, 1000 м набора высоты
Трек:www.strava.com/activities/5529365199


Дни 14+15. 26-27 июня 2021

На первую половину дня пришлись одни из самых хороших дорожек. Затвердевшие, в меру техничные грунтовки по меловым холмам. Не быстро, технично, но очень приятно. Однако, сразу после рассвета стало жарко: в 5 утра уже было +24, а уже в 9 началось откровенное пекло (+34 в тени). Я опять начал перегреваться. Действительно, что-то в организме поменялось после Песков!


Очередной рассвет в пути.




Идеальная дорожка по холмам.


Так тоже бывало.



Решил попробовать передвинуть сон на дневное время. Дотянул до часу дня, когда начинается пик жары, нашел тенёк, который продувался ветром и попробовал поспать просто на пенке, не ставя внутренник палатки. Но не получилось. Сначала набежали муравьи, пришлось передвигаться в другое место. Потом начались проблемы с желудком. Думал, что дело в перегреве, но позже выяснил, что во фляжке завелась какая-то “жизнь”. Все-таки к этому времени фляжка проехала 2 недели по жаре, без нормального отмывания. А заливал я в неё не только воду, а часто с таблеткой изотоника. Думаю, бактериям там было хорошо.

Эта напасть стала “последней каплей”. Если до этого реагировал на сложности достаточно спокойно, то теперь как-то разозлился. Захотелось все это уже закончить! Посмотрел, что до финиша осталось всего около 660 километров, и решил, что можно перестать экономить силы и ехать уже на полную, как обычно. В первом же магазине купил 3 бутылки колы по 1.5 литра. В целом, в этой поездке я избегал колы из-за нежелательных эффектов при длительном применении - покупал всего пару раз. Но в этой ситуации кола  - то, что надо. Она помогает при расстройстве желудка, дает питание (в жару, отравленный - еду особо не поешь), утоляет жажду, да еще и подкидывает кофеина.



Проблемный живот меня должен был бы замедлить, но благодаря злости плюс коле поехалось, наоборот, заметно быстрей. А может, дороги стали попроще - ведь стало больше асфальта и меньше рельефа. При этом на асфальте практически отсутствовал трафик - длинные безлюдные перегоны между деревнями. Попадалось много непуганой фауны: к вездесущим зайцам добавились косули, пару раз даже семействами. И даже девушка попалась. Странная. Что она делала одна в сумерках на пустынном шоссе в шести километрах от ближайшей деревни? На всякий случай прибавил скорости и объехал по противоположной стороне дороги :)







Хорошие дороги позволили ехать всю ночь, не теряя в скорости. С техничными колеями так бы не получилось.


Закат...


... ночь ...


... и рассвет

Ночь проехалась настолько легко, что утром я даже подумывал, что можно так ехать без сна и до следующего вечера. На работе выпросил дополнительный день к отпуску - все-таки было бы отстойно сливаться с маршрута из-за того, что не хватило всего одного дня. Первую половину дня продолжал движение.


Ближе к Воронежу Дон уже небольшой, трек пересекает его несколько раз по мостам.


Асфальт между Вешенской и Казанской.


По меловым холмам вдоль Дона.


Минеральный источник. Вода холодная, но гадкая. Даже на голову ее лить не очень хотелось. А ведь её, насколько я понимаю, пьют - кому-то нравится.


Но вскоре жара напомнила о себе, так что решил, что все-таки надо устроить сиесту в тени. Стал присматривать на карте место для отдыха. Трек в основном идет на некотором удалении от Дона, но иногда таки подходит к берегу. Приглядел одно из таких мест - лесок на обрыве. Представлялось, что там должна быть тень и ветерок от реки. Но на самом деле оказалось, что местное население использует этот берег как помойку. Да и ветра там почему-то не было.
В итоге устроился в тени большого дерева на холме. Представлялось, что если ветер будет хоть где-то, то там уж точно. Поставил внутренник палатки, чтобы никто летающий или ползающий не беспокоил. Уснул, поставив будильник на 3 часа сна. Но проснулся через полтора часа от лютой жары. Воздух абсолютно неподвижен, к тому же хоть внутренник почти полностью из сетки, но все равно задерживает воздух. В итоге подо мной буквально лужа из неиспаряющегося пота, и голова дурная от перегрева.



Так что пришлось спешно свернуть палатку и ехать дальше. Ехать по солнцу оказалось менее жарко, чем сидеть в безветренной тени, так что вскоре пришел в себя. А вскоре и жар стал постепенно спадать.
Но всплыла другая проблемка: на одном из седалищных бугров обнаружилась здоровенная шишка, сесть на которую просто нереально больно. Вырисовывалась перспектива ехать оставшиеся 300+ километров не садясь в седло. Но все же удалось подобрать положение, в котором можно сидеть: чуть опустил седло и сидел, чуть сдвинувшись вбок. Хорошо, что у меня седло с крупным вырезом посередине: в норме это гарантирует отсутствие давления куда не надо + вентиляцию, но если что, в этой выемке можно расположить опухлости или потертости. Эта шишка у меня вызывала опасения и после приезда, так что даже обратился к хирургу. Хирург диагностировал ее как межмышечную гематому и обещал, что сама пройдет. И правда прошла сама собой за 3 недели после финиша.

 



Из-за неудавшейся сиесты, по ощущениям мне надо было добавить часа полтора сна. Мне совсем уже надоело ставить палатку, так что подумывал о том, чтобы вздремнуть на пенке где-нибудь утром. Но уже в ночи маршрут завёл в какие-то колеи (местами заросшие) среди курганов, где я в темноте пару раз чуть не упал. Прикинул по карте, что это развлечение еще будет продолжаться достаточно долго, и решил ночевать где был.
Трава была уже мокрая от выпавшей росы, натянуло туч, и в прогнозе была вероятность дождя. Так что пришлось ставить палатку полностью, с тентом.



Старт 4:05 Стоп 0:38
Итого (за 2 дня): 485 км, 3300 м набора высоты
Треки: www.strava.com/activities/5537758652, www.strava.com/activities/5541098122


Дни 16+17. 28-29 июня 2021

Проспал. Вообще, мне это не свойственно. Независимо от усталости, я всегда реагирую на будильник. Бывает, по ощущениям решаю доспать и переставляю будильник на дополнительное время. Но тут я его вообще не услышал. Часы на руке в спальнике, приглушены. Может, я на этой руке еще и лежал… А может, все-таки усталось пересилила. В результате вместо полутора часов проспал четыре и проснулся уже из-за рассвета. Ну что ж, по крайней мере не зря палатку ставил, и теперь есть определенность, что эти 280 километров уже еду без продолжительного сна.

Посветлу удалось оглядеться вокруг. Оказывается, эти холмы с курганами над Доном - очень даже красивы. А в ночи фонарь выхватывает из мрака только пару колей в нескольких метрах впереди.
А вот спуски по мелу оказались непростыми. У меня стояла сзади покрышка с довольно слабым центральным протектором (Thunder Burt). Почему-то она нормально держала на засохшей глине, но на мелу иногда соскальзывала. В итоге один раз я даже кувыркнулся так, что слегка разодрал бедро.
Утром подвернулась возможность искупаться в Доне. Единственный раз за весь путь - в последний день, вот так вот. До этого или Дон был далеко в стороне, или не вовремя, или пляж слишком многолюдный. Переодел разодранные велошорты и отправил их на помойку, прикинув, что зашивать их бессмысленно. Надо сказать, что они были запасные/сменные, проехал в них всего 2 дня из двух недель, но почему-то гематома образовалась именно в это время. Вряд ли это совпадение, так что вот иллюстрация важности проверенной комбинации седло-плюс-”памперс”!




По меловым холмам.


Хорошая дорога на карте - но немного заросло.



Прогноз с вероятностью дождя вызывал опасения, тем более, что по горизонту ходили тучи с тёмными намерениями. Очень не хотелось опять попасть в налипающую глину - тогда я мог бы не успеть на финиш даже с дополнительным днём отпуска.
У города Лиски встретил парня на велосипеде с сумками по-байкпакерски. Подумал, что тоже едет Тур Юнайт, но нет, он в походике на 3 дня. Но про ТЮ слышал, пусть и без подробностей. Слухи о мероприятии расползаются. Он попал в дождь, хотя и умеренный, и в размокшую глину, которая наматывалась на колёса. Но мне повезло - обошлось без всего этого.

В сгущающихся сумерках прошел по тропам заповедника Дивногорье. Спуск с холма по лестнице, пришлось протискиваться мимо грустной молодежи. Может, молодежь была и не грустная, а сосредоточенная - все зачем-то увлеченно тыкались в телефона. Очень странное место они выбрали для этого.




Здесь в маршруте была точка "идти строго по треку". Это вот здесь.

В ночи и дальше пришлось пробираться по буеракам. Конечно, темнота тут сказалась на скорости, и виды прошли мимо меня, но надо было уже добираться до финиша, а не спать.

За 70 километров до финиша порвался тросик переключателя, который новый был поставлен в Керчи. Порвался довольно невовремя - в каких-то зарослях с лютыми комарами. Так что пришлось выезжать оттуда по косогорам на высокой передаче. На поле отдышался и подумал, не доехать ли так, без ремонта. Но решил все же поменять тросик - не так уж это долго.
Трек приближается к Воронежу по небольшим дорогам, перемежаясь грунтовками, а на окраинах города даже есть свежая велодорожка. Так что доехал с удовольствием - удивительно в сравнении с промежуточным финишем в Ростове через автомобильный ад.





На финише меня даже встречали (Михаил Брежнев и Андрей Воротников). Приятно и довольно непривычно. Обычно финиширую, выключаю навигатор, оглядываюсь вокруг - и появляется некое ощущение “попаданца” в неродной мир. Какие-то люди ходят вокруг. Обычные, чем-то своим занятые… Ведь даже при масс-старте финишируют все с большим интервалом, иногда в днях друг от друга, в одиночестве. А тут ощущение заезда получилось менее виртуальным. Михаил еще и накормил, предоставил душ и отвез на вокзал, так что мне не пришлось решать вопросы логистики.


Финишное фото в Воронеже.

Старт 5:37 Стоп 9:40
Итого (за день плюс ночь): 279 км, 2500 м набора высоты
Трек: www.strava.com/activities/5546248407


Итоги


Донской сегмент за 7 суток и 19.5 часов, и чуть меньше 16 суток на весь 2600-км путь от Балаклавы до Воронежа. Конечно, хотелось бы быстрей. Но я изначально планировал осторожный темп, т.к. впервые на такую длинную дистанцию. А главное - выпало запредельное количество напастей, так что я должен быть рад, что вообще удалось доехать, тем более, что было ограничение по длине отпуска. И конечно, в свете этого я считаю, что результат очень даже неплох.

Получил много нового опыта. В первую очередь, конечно, в преодолении глины. До старта предполагал, что залипание в глине - значит невозможность продолжать движение, и остается только ждать. Но оказалось, что даже в самой липучей глине, где велосипед приходится нести, проваливаясь в зыбь, все равно можно делать ощутимый дневной километраж (больше 80 километров). Но главное - прочувствовал, как ведёт себя организм при длительной нагрузке с ограниченным отдыхом. Можно пробовать увеличивать интенсивность - есть запас по восстановлению.

В плане маршрута очень понравился Донской сегмент Тур Юнайт- много хороших грунтовых дорожек, аккуратные въезды в города, за редким исключением мало трафика. Ну и главная изюминка - Цимлянские Пески. Там тяжело, но это интересное преодоление, которое хорошо дополняет сегмент.
Южный сегмент не так хорош. Запомнилась Бугазская коса. Скорей всего, понравилась бы дорога вдоль Азовского моря (но погода внесла коррективы). Но часть через Кубань довольно скучная, а ближе к Ростову вообще плохо.
Ну и липкий грунт - неизбежность региона. Он не добрый и не злой, но силён и непредсказуем как стихия.

Но главное чем доволен - масштабом преодолённого пространства. На карте смотрится впечатляюще. И все эти напасти на пути только увеличили это удовольствие: можно с полным правом говорить не “проехал”, а именно “преодолел”.

Добавить комментарий


Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте и потребовали большого труда. При этом без всякой коммерции. Если что-то пригодилось вам для подготовки вашего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой: это поможет сайту не теряться в интернете. Хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - спросите разрешения, и активная ссылка обязательна!