Скачать полный трек можно здесь (13 мб).
Вступительная часть:- Выбор маршрута- Цели - Подготовка - Особенности дорог на маршруте |
||||||
Список ходовых дней:13 - 28 июня 2021, 2625 км |
||||||
Дни | Участок пути | Км | Набор высоты | Начало движения | Окончание движения | Ссылка на трек |
Балаклава - Ростов-на-Дону | ||||||
День1 | Балаклава - Бахчисарай - окрестности Симферополя |
138км | 3460 м | 10:30 | 1:50 | www.strava.com/activities/5468217590 |
День2 | Подъем на Караби -Морское - Судак - Меганом | 118км | 3000 м | 5:03 | 23:18 | www.strava.com/activities/5472069601 |
День3 | Щебетовка - Феодосия - Владиславовка | 87км | 1200 м | 3:55 | 20:40 | www.strava.com/activities/5478385402 |
День4 | Калиновка - (поломка переключателя и поездка в Керчь на электричке) - вдоль Казантипского залива | 105км | 450 м | 4:51 | 22:05 | www.strava.com/activities/5478416731 www.strava.com/activities/5488186284 |
День5 | Через затопленную Керчь - Крымский мост - Тамань | 104км | 907 м | 8:55 | 0:52 | www.strava.com/activities/5488186584 |
День6 | Бугазская коса - Гладковская | 115км | 943 м | 6:13 | 20:00 | www.strava.com/activities/5491146353 |
День7 | Крымск - Славянск-на-Кубани - Каневская | 272км | 599 м | 2:14 | 23:32 | www.strava.com/activities/5498144185 |
День8 | Ейск - Ростов-на-Дону | 290км | 687 м | 4:26 | 0:02 | www.strava.com/activities/5503466921 |
Ростов-на-Дону - Воронеж | ||||||
День9 | (веломастерская в Ростове) - Новочеркасск - Мелиховская | 87км | 550 м | 14:14 | 23:06 | www.strava.com/activities/5507704649 |
День10 | Коныгин - Савельев - Правда | 115км | 770 м | 4:20 | 20:53 | www.strava.com/activities/5512304216 |
День11 | Цимлянск - Нижнегнутов - Цимлянские пески (начало пути) | 134км | 475 м | 4:18 | 20:40 | www.strava.com/activities/5522531225 |
День12 | Жара в Цимлянских песках | 82км | 200 м | 3:56 | 19:56 | www.strava.com/activities/5525210175 |
День13 | Суровикино - Калач-на-Дону - Трехостровская | 173км | 1000 м | 5:49 | 22:07 | www.strava.com/activities/5529365199 |
Дни14-15 | Сиротинская - Вешенская - Казанская - Богучар - Старая Калитва - Нижний Калабут | 486км | 3300 м | 4:05 14:15 |
11:55 0:38 |
www.strava.com/activities/5537758652 www.strava.com/activities/5541098122 |
День16-17 | Белогорье - Лиски - Дивногорье - Воронеж | 279км | 2570 м | 5:37 | 9:36 | www.strava.com/activities/5546248407 |
Выбор маршрута
Не буду в очередной раз писать, что такое Тур Юнайт. Кто еще не знает - можно почитать на сайте мероприятия.Уже, можно сказать, по традиции раз в год я выбираюсь в скоростной поход отдельно от семьи. До сих пор это были окологрунтовые заезды на длину до 1300 км, и хотелось попробовать дистанцию побольше. Зимой мы сделали, наконец, обзорную карту наших походов, и стало видно, что белое пятно на ней просто просится быть “закрашенным” треком южной части Тур Юнайта. К тому же, хотелось прокатиться по степям приазовья - это места, куда редко ездят в походы. И как раз скоростной формат больше подходит к этой местности, т.к. там на большом протяжении мало что меняется. Так что решил ехать 2 сегмента ТЮ - 2600 км от Балаклавы до Воронежа.
По времени года, на юг логично было бы ехать осенью. Но осень также и оптимальное время для семейных походов. К тому же, осенью ночи длиннее дня, а ночью по грунтам ехать некомфортно, скорость снижается. Так что выбор пал на вторую половину июня. Самые короткие ночи и (в среднем!) еще не самые жаркие дни. Это важно: для северного человека риск перегрева - серьезный фактор.
Долго колебался с выбором направления движения. Преимущественное направление ветра на большей части маршрута - северо-восточное, 60% вероятность, средняя сила - 3-4 м/c. А в степях ветер - это очень существенно. Т.е. логично стартовать из Воронежа. Но финиш в Крыму - это сложности с обратными билетами, поездов мало, а время финиша заранее неизвестно. А Воронеж - крупная узловая станция, через которую проходит множество поездов. Решил все же, что фактор логистики для меня более важен. Увы, в реальности оказалось более сурово, чем обещала статистика: в степях было почти 100% встречного ветра, и сильного - 7-11 м/с (по архивам метеостанций).
Цели
Надо пояснить пару моментов, главный из которых: у некоторых людей вызывает недоумение - зачем идти по раскисшей глине, когда параллельно есть асфальт? А потому, что участие во всех грунтовых гонках с самообеспечением подразумевает преодоление маршрута именно по треку! Иначе грунтовые заезды были бы лишены смысла: ради скорости все бы выходили на шоссе. Ведь никто не удивляется, что, играя в шахматы, все “ограничивают” себя, и переставляют коня буквой Г, даже когда удобней было бы двинуть его по диагонали. Можно признать поражение и дальше двигать фигурки как угодно. Именно это и означает сход с трека: ты признаешь поражение и выходишь из игры. Это такой же слив, как сесть на поезд домой к мамочке. DNF - маршрут не пройден. И не важно, как хорошо ты ехал до этого.
Основная цель скоростного (не “туристического”) прохождения байкпакинговых гонок - бросить вызов своим границам, проехать так быстро, как ты можешь. Конечно, человек только сам может определить, проехал ли он так быстро как мог, или халявил. И если сошел, то насколько достойны были причины. Есть очевидные случаи. На одной стороне спектра - сломанная рама или нога. Это форс-мажор. На другой стороне… несоответствие реальности ожиданиям, “потеря удовольствия”. Пошел дождик - и слился, как капризная гимназистка. И где-то между этими полюсами - сложные проблемы с велосипедом (ехать можно, но очень проблематично) или скользкие моменты по здоровью (например, обычно проблему больных коленей можно решить, поменяв высоту седла или просто их отогреть, но может быть и действительно опасное состояние). Сойти всегда легко, и потом, сидя в уютном вагоне, размышлять про “я и так хорошо покатался, дальше не интересно”, “это неправильные пчелы, не больно-то и хотелось”. Но, если постараться не врать себе, то можно увидеть правду.
А еще говорят, что нельзя судить с дивана о том, как поступать человеку, который находится в <подставить красочную картину адских обстоятельств>. Так вот, как раз будучи упоротым среди этих самых обстоятельств, легко принять решение, о котором будешь (тайно) жалеть (и набрасываться на тех, кто скажет тебе что-то отличное от “молодец”). Поэтому и существуют известные рекомендации типа “никогда не сходи ночью”.
Но у меня есть более надежный рецепт: субъективные факторы вида “мне это нравится/ это не нравится” актуальны только тогда, когда принимаю решение куда-то ехать. А во время заезда на суждение влияет “шум” от датчиков организма, которые кричат, как ему некомфортно. Но ведь это пройдет и забудется! Существуют объективные критерии. Например, есть ли физическая возможность продолжать движение? А можно ли что-то сделать, чтобы можно было продолжать? Есть ли объективный риск для здоровья? Когда следуешь объективным, определенным на холодную голову критериям, нет соблазна свернуть на асфальт, когда трек идет по раскисшей глине: слив на асфальт просто не рассматривается. А раз нет опции, то не надо и напрягать силу воли, чтобы от нее отказаться. Жизнь проста, когда знаешь, как поступать правильно.
Мой предыдущий Тур Юнайт на 1240 км дал противоречивые результаты. С одной стороны, довольно ограниченное количество сна (суммарно 7 часов на 4.5 суток) было, по состоянию нервной системы (сонливость, адекватность суждений), не только достаточно, но и даже с запасом. С другой стороны, взятый темп в целом был такой, что я не совсем успевал восстанавливаться. Мышцы продолжали выдавать адекватную мощность, но организм начал давать системные сбои (хотя все и восстановилось в течение суток).
А теперь заезд на 2600 км - вдвое длиннее, чем были мои предыдущие. Такого опыта у меня еще не было. Поэтому основной задачей было прочувствовать нижнюю границу по интенсивности движения - ехать в скоростном режиме, но все же так, чтобы темп восстановления организма гарантированно был не ниже темпа “износа”. В будущих длинных поездках от этой базы уже можно будет пробовать “отталкиваться”, наращивая интенсивность.
В итоге погода подкинула серьезных замедляющих факторов. Сначала Крым затопило двухмесячной нормой осадков, ввели ЧС, и на несколько дней грунты раскисли так, что велосипед пришлось нести на себе. Потом движение против сильного ветра, потом - невероятная жара в Цимлянских песках. В результате нормально ехать получилось только на 12й день. Ну что ж, это даже хорошо, что всё это выпало на один заезд, а не на несколько разных. Надеюсь, в следующей скоростной поездке обойдется без такого. Ну а в этой, не смотря на все приключения, мне все же удалось проехать маршрут, и, как мне представляется, довольно неплохо.
В целом я надеялся проехать эти 2600 километров за 13 суток. Считаю, что это было вполне реалистично: из 16 дней получившихся по факту, три вполне можно списать на невезуху с погодой. Ну а если гнать сосредоточенно и повезет с погодой, то и 11 дней представляются вполне возможными. Особенно если стартовать из Воронежа - очень высока вероятность получить попутный ветер на большей части маршрута.
Подготовка
Начиная с прошлого года наши семейные походы из велосипедных стали пешими - ребенок вырос из велокресла. Так что накат на велосипеде у меня был очень ограничен. На подготовку у меня были отведены 3.5 недели между финишем семейного пешего похода по Осетии и стартом на ТЮ. За это время надо было, с одной стороны, максимально интенсивно потренироваться на велосипеде, а с другой - не переутомиться. В итоге в рабочие дни выехал несколько раз по 40 километров, а на выходных проехал два асфальтовых бревета по 400 км. Казалось, что этого наката будет маловато, но в результате погода вынудила много ходить пешком с велосипедом в руках по раскисшей глине, и недавний пеший поход по горам с большим рюкзаком внезапно оказался полезен!Ограниченное время сказалось и на сборах. Последняя неделя перед выездом прошла в постоянном ощущении цейтнота. Даже удивительно, что успел собраться и ничего не забыть. И составил список снаряжения. Он будет отдельной статьей.
Особенности дорог
Маршрут можно условно разделить на такие части:- Горный Крым. Около 300 километров с серьезным набором высоты и большим количеством пеших участков. При хорошей погоде предполагается самым сложным участком. Участники писали про новую обувь, которая была изношена на преодоление этой части. Я ничего тяжелого не заметил. Конечно, медленно, но перенапрягаться не пришлось, и обувь целая.
- Керченский полуостров и Тамань. Умеренный рельеф, грунты часто глинистые. Тут у меня случился потоп, залипание в глине, сломанный переключатель.
- Остаток Краснодарского края и до Ростова. Почти полностью асфальт, вероятно против СВ ветра. Мне выпало 100% сильного встречного ветра.
- От Ростова до Цимлянских песков. Черноземные грунты без особого рельефа. В целом, неплохо, но мне еще попадались непросохшие участки с “залипанием”
- Цимлянские пески. Уникальная “изюминка”. Сложная в преодолении пустыня. Я там едва не получил тепловой удар.
- От Цимлянских песков до Воронежа вдоль Дона. Небольшие, но довольно изрезанные холмики, так что натекает неплохой набор высоты. Чернозем, глина и мел, периодически асфальт. Мне эти грунты выпали сухими, так что отлично покатался.
Но над всем над этим доминируют особенности грунта. Тур Юнайт по возможности проходит по грунтовым дорогам. А везде южней примерно Рязани грунт чаще всего липкий в мокрую погоду, и проложить в этом регионе грунтовый маршрут без липких грунтов в целом невозможно. Липкий грунт наматывается на колеса, зачастую полностью их блокируя. Велосипед от налипшей глины становится очень тяжелым, так что лучше заранее его поднимать и нести над глиной. Появляется риск сломать переключатель.
Тем не менее, этот “злой” грунт неоднороден. В разных местах он просыхает с разной скоростью, липнет с разной интенсивностью, варьируется и возможность катить велосипед по траве рядом с дорогой. Поэтому после дождя получается так, что где-то можно проехать нормально, где-то - с риском вырвать переключатель. Где-то можно катить велосипед пешком, а где-то приходится нести его на себе, проваливаясь по колено в илистую зыбучую субстанцию. И посреди всего этого, тяжелые (но стабильно тяжелые!) Цимлянские пески вносят существенное разнообразие.
Там под глиной колесо и вилка велосипеда.
Балаклава - Ростов-на-Дону: отчет по дням
День 1.13 июня 2021.
Поезд приходит в Севастополь в 9 утра. Маршрут начинается с набережной Балаклавы, до которой еще надо добраться. Это не оптимальные условия - часть светового дня уходит до старта. Но и не самые плохие. Мне не хотелось ехать 15 км по загруженным дорогам до старта, так что позволил себе “помажорить” и взять такси. Все продукты были взяты с собой из дома, так что оставалось только собрать велосипед и развесить сумочки. Полюбовался набережной и стартовал в 10:30.Стартовое фото на набережной Балаклавы.
Ко времени старта, прогноз погоды обещал 2 сухих и умеренно-жарких (+25) дня, после которых - пара дней сильных дождей. Основное опасение было в том, что дождь размочит глины и сделает движение невозможным. Почему-то у меня было такое представление, что глины - в основном в горной части Крыма, а на Керченском полуострове этой опасности уже почти нет. Ну а про Краснодарский край и далее до Ростова писали, что “там только асфальт и пески”. Это все не соответствует действительности, тем не менее, у меня была наивная надежда, что, если за 2 дня успею пройти горную часть, то есть шансы, что большая часть глин останется позади. Ну и вообще была надежда, что авось повезет и дождь пройдет или не там, или не размочит грунты в достаточной мере. Надежда не оправдалась.
Сразу от старта трек без всяких прелюдий начинает довольно резко набирать 300 метров высоты к руинам форта. Частично пешком. Сразу дает прочувствовать, что ты в горном Крыму. Надо сказать, что Крым - горы небольшие, но изрезанные и довольно красивые. Маршрут по ним в основном представляет собой подъемы до 200-500 метров со сбросами почти до нуля, плюс посередине одна гора на 1200 метров.
С утра натянуло довольно плотного тумана, который снизу выглядел, как плотная облачность. Я даже насторожился: не пришли ли это дожди раньше срока. Но, когда я поднялся сотни на полторы метров, туман оказался ниже, и стало ясно, что это именно туман. Ощущалась температура. Хотя по местным меркам +25 - это и не жара вовсе, солнце и отсутствие акклиматизации давали о себе знать. Угроза перегрева ограничивала усилия, а потом, к вечеру, стало слегка мутить и отшибло аппетит. В следующие дни такого уже не было.
Поскольку до поездки толком не обкатал велосипед, в первый день не раз останавливался что-то подрегулировать. То сумки, то тормоза, то давление в покрышках, и т.д. Я-то думал, что сейчас все отрегулирую и буду с этим ехать еще 2 недели… Как бы не так!
В этой части трек проходит через популярные места: Тепе-Кермен, Чуфут-Кале, Бахчисарай. Тут довольно хорошо… зимой. В феврале мы как раз были здесь в семейном походе ("Пеший поход по южному Крыму с ребенком (5 лет). Февраль - март 2021") и на Тепе-Кермен провели целый день, лазая по пещерам совершенно одни. А летом тут шатается огромное количество народу (фотографировать их не хотелось). Толпы напрягают, особенно на спусках. Да и посещение достопримечательностей не особо сочетается со скоростной ездой на ТЮ.
В Бахчисарае надеялся покушать в кафешке. Но, ошалев от проталкивания через толпы туристов, желание пообедать в кафешке уже потерял - хотелось побыстрей оттуда уехать. Пока сообразил, что можно купить в ларьке выпечки, все эти ларьки остались позади… Так и выехал из Бахчисарая голодным.
Вскоре после этого приближаемся к Симферополю. Беглый взгляд на карту может вызвать опасение, что трек довольно долго идет по пригородам крупного города. Но это не так: маршрут элегантно вьется вдоль живописных обрывов и по пригоркам, и только ненадолго погружается в “населенку” уже ближе к трассе.
На трассе нашлась забегаловка, где удалось добыть шаверму. Сойдет в качестве кафешки на сегодняшний день. Пока ужинал, включил связь, и узнал, что Виталик в поезде сломал палец, и их с Катей поход пришлось отменить. Я уже начал размышлять, что надо мне все бросать и возвращаться домой, но разговор с Катей убедил, что смысла в этом нет: ребенку мне не помочь, а отпуск так будет потерян. Уж не знаю, что мне больше подпортило аппетит - жара или новости, но шаверму я съел едва на половину.
Вскоре начинается плавный набор на Караби - к “высшей точке Тур Юнайта”. Сначала он идет по широкому грейдеру, дальше дорожка мельчает.
Поскольку это первый для меня скоростной выезд на 2500+ километров, я планировал умеренный темп и регулярный отдых, в т.ч. сон каждую ночь хотя бы 1.5 часа. А останавливаться спать наиболее эффективно, поймав момент, когда достаточно сильно клонит в сон: тогда и засыпание мгновенное, и максимум результата от минимума сна. Но в эту ночь спать совершенно не хотелось, так что я ехал и ехал. Но в 2 часа ночи решил все же остановиться: светло становится в 4 часа, и логично все же спать по темноте, т.к. на грунтах в темноте едется сложней, тем более в горах.
Остановился, где был: примерно на середине подъема, за парой деревьев рядом с дорогой.
Итого: 139 км и 3460 м набора высоты.
Старт 10:30, стоп 1:50
Трек: https://www.strava.com/activities/5468217590
День 2. 14 июня 2021.
Все же недостаток усталости сказался: провалялся до рассвета, а заснуть так и не удалось. Не то, чтобы остановка была зря: все таки это отдых. Валяться с закрытыми глазами частично “засчитывается” организмом как сон. Но все же время потрачено не эффективно.По задумке составителей трека, предполагается сложный пеший подъем на Караби с востока, а в награждение - плавный скоростной спуск по яйлам. Я же ехал в противоположную сторону, и у меня был плавный медленный подъем. Ну что ж, по крайней мере, в основном в седле, к тому же можно было достаточно ощутить местность на яйлах. Все-таки место довольно необычное и благородное: без буйства растительности и масс отдыхающих. К тому же, ощущались “предварительные ласки” грядущего циклона: заволокло туманом, и даже немного похлестало “горизонтальным дождем”. Довольно по-норвежски.
На верхах было довольно много размокших участков с лужами, оставшимися от дождей, которые прошли уже давно. К счастью, грунты на верхах “добрые”: ехал по мокрому и ничего особо не налипало.
“Высшая точка ТЮ” - просто некое место на яйле. К тому же, в облаке ничего толком и не видно вокруг. Да и по горным меркам, 1200 мнум - это ничто. Мелькнула мысль “ну что, теперь-то только вниз”. Ну да, некий спуск когда-то будет.
Пешик в тумане.
Очень грязно, но не липнет.
На высшей точке маршрута.
Основная часть спуска с Караби запомнилась эпизодом. Пробую ехать в седле, а уклон все увеличивается. Прижимаю тормоза, пытаясь ограничить скорость. Ручки вжаты в руль, но скорость продолжает нарастать. Механические тормоза коварны: нет автоподвода колодок, так что надо следить и по мере их износа регулярно подкручивать. Ну что ж, умудрился оттормозиться по-горнолыжному, развернув велосипед поперек склона. Сыпучий склон тут помог: колеса зарылись в грунт, подняв кучу пыли, но велосипед остановился. По затвердевшей глине такой номер бы не прошел. Подтянул колодки, сделал выводы, что надо бы чаще проверять тормоза. Но, конечно, история потом повторилась еще пару раз, пусть и не на таких крутых спусках. Если еще учесть затекающие от торможения ладони… В горах все же лучше ездить с гидравликой.
Вид назад на спуск, на котором оттормаживался.
Из-за постоянных спусков-подъемов маршрута по всяким мотоциклетным тропам, к цивилизации я выбрался только в 4 часа вечера в поселок Морское. Там наконец-то удалось покушать в кафе. Обед из трех крупных блюд прекрасно поместился, даже задумался о добавке. Но решил, что хватит прохлаждаться, да и предстоящий подъем бы плохо сочетался с оттопыренным пузом. Этот подъем оказался одним из самых неприятных моментов за весь Крым. 250 метров набора по оживлённому узкому шоссе с водителями разной степени (не)адекватности, да еще на солнцепеке. Ну а потом - снова живописные грунтовки по холмам.
А мне направо! Так ведет трек.
Красиво!
В Судаке большая генуэзская крепость - вероятно, интересная. Но запомнился он не этим, а набережной. Дело было вечером, набережная набита гуляющим народом, ехать невозможно (теоретически иногда возможно, но вообще-то не надо так делать среди расслабленных туристов и детей!). Да еще какая-то бесконечная. Огребалово на ровном месте, бессмысленное и беспощадное. Если бы знал заранее, объехал бы по верху - в населенных пунктах следовать треку не обязательно.
Однако, действительно “бессмысленный и беспощадный” участок маршрута - вскоре после Судака. Это петля на мыс Меганом. Если посмотреть здесь на трек, можно увидеть, что от дороги свисает некая папиллома с целью “посетить маяк” и затем вернуться на ту же дорогу. Ну да ладно, у нас игра такая - движемся по заданному треку. Вообще, я надеялся пройти Меганом засветло, т.к. писали о каких-то сложностях с поиском тропы. Но в любом случае надо было сделать это как можно раньше: уже утром обещали дождь, до дождя мог подняться сильный ветер, а там дорога на маяк по гребню. Идти по ней в сильный ветер, да еще с велосипедом - реально опасно. Разогнавшийся над морем и уплотнившийся мысом поток воздуха вполне может скинуть. Но преодоление набережной Судака внесло коррективы, так что к Меганому подбирался уже в сумерках.
Перед основным подъемом встретил мужика с мотороллером, который приехал наблюдать закат. Он поинтересовался, что же я здесь делаю, т.к. для желающих попасть к маяку с другой стороны есть нормальная дорога, а здесь резкий склон, а потом стремная тропа. Успокоил его, что обратно я таки поеду по дороге. Склон оказался действительно резким. Затащил велосипед с трудом, с перерывами на перевести дыхание. Но тропу найти оказалось не сложно, хотя добрался до нее уже когда совсем стемнело. На мысу некий маяк. Мигает. Какие-то развалины. Возможно, отсюда открывается некий вид, когда не ночь.
Тропа и маяк впереди (нет, это не глаза кота).
Тут настала пора задуматься, когда останавливаться на сон. С одной стороны, утром обещают дождь, после которого езда может закончиться из-за глин. С другой стороны, это означает движение всю ночь, и потом где-то спать утром. А ночью и так ехать медленней, а тут еще на треке какие-то отметки о сложных спусках. При этом там несколько километров по гальке Лисьей бухты, потом довольно большой перегон по шоссе. Это все не размокает. Так что решил таки искать ночевку.
Нормальное место под палатку все не подворачивалось, так что в итоге остановился просто в поле, отойдя от дороги (небольшой грунтовки) в сторону метров на 50.
Итого: 118 км, 3000 м набора
Старт 5:03, стоп 23:18
Трек: https://www.strava.com/activities/5472069601
День 3. 15 июня 2021.
Дождь пошел не под утро, как обещали, а около 2 часов ночи. Я ночевал рядом с ветряками, которые периодически поблескивают габаритными огнями, это маскировало вспышки молний. Впрочем, пока вылилось воды не очень много.Вздремнул пару часов и поднялся еще в темноте. И вовремя: размокли еще только совсем низменные места, так что еще можно было вполне нормально ехать. В сумерках проехал через территорию некоего алкозавода. Трек ведет прямо за шлагбаум. Из-за шлагбаума на меня смотрела пара упитанных собак. Был уверен, что предстоят разборки: псины будут “защищать территорию”. Но нет, собаки оказались благовоспитанными и пропустили меня по дорожке. Вероятно, дело в том, что на территории расположен винный магазин, так что собак научили не набрасываться на потенциальных клиентов.
Наконец, выбрался к Лисьей Бухте. Тут действительно тропа идет по резким склонам. Усугублялось это тем, что тут как раз “та самая”, липучая глина, которая таки успела размокнуть. К счастью, ехать тут и так не предполагалось, так что глина налипала только на ноги. А еще, основной трек обходит резко по верху, и там по скользкому клею тащить было бы совсем не удобно. Но стоит и точка “можно по берегу”. Как ни странно, не смотря на бурлящие тучи, море было абсолютно спокойным, так что благополучно обошел мысок по прибрежным камням.
Участок по тропе.
Участок по берегу.
Море совершенно спокойно.
В начале основной части бухты позволил себе искупаться: решил, что после двух дней на жаре я более соленый от пота, чем вода в море. Вовремя. Едва успел подсохнуть, как пришлось надевать мембрану, т.к. начался уже серьезный ливень.
Лисья Бухта - известный нудистский пляж. Те, кто проезжал по треку ТЮ до меня, упоминали о “толкать велосипед перед по гальке перед любвеобильными нудистами”. Но было 4-5 часов утра, и когда я добрался до мест гнездования этих нудистов, ливень хлестал уже так, что видимость была ограничена, и потоки воды частично пробивали облегченную мембрану на моей куртке. Собравшаяся на холмах вода образовала временные ручьи и даже реки, которые неслись между палаток. В паре мест поток был настолько плотным, что мне даже пришлось поискать, где лучше его пересекать так, чтобы не сбило с ног. Видел и пару поломанных палаток, которых то ли смыло, то ли сдуло. Но ни одного обитателя лагеря не заметил.
Вообще, место мне понравилось: хоть и пешком по гальке, но красиво и осмысленно вдоль берега. Возможно, в хорошую погоду с толпой народу впечатления были бы другие.
Потоки воды и дождя.
На выходе из бухты - уже несколько обустроенных кафе с навесами и автоподъезд. Под одним из навесов пряталось несколько человек. Даже не знаю, что они тут делали в такую рань. Может, это были обитатели тех поверженных палаток? Я пораздумывал: не переждать ли мне тоже под навесом. Впереди предстоял грунтовый подъем до шоссе, на нем можно было залипнуть. Но решил, что все, что на мне могло вымокнуть, уже вымокло, так что нет смысла терять время. Как ни странно, на этом грунтовом участке оказалась “добрая” глина, так что я его благополучно проехал, спешиться пришлось только там, где сильный градиент.
Шоссе тоже порадовало. Траффик небольшой, а продолжающийся ливень отмыл грязь с велосипеда, так что в Коктебель въехал уже чистеньким.
В Коктебеле обнаружилось неплохое работающее кафе, с навесами. Впереди грунтовые холмы до Феодосии. Спешить уже не было совершенно никакого смысла - что могло размокнуть, то уже размокло. Так что я спокойно и основательно позавтракал, в этот раз даже с добавкой. В магазине закупился в основном шоколадками, предполагая, что дождь будет продолжаться. Но в реальности дождь закончился уже на выезде из города, а скоро и тучи подрастянуло, и стало нажаривать солнце. Так что шоколадки начали плавиться. Зато и глина начала подсыхать.
Перспектива подсыхающих глин радовала, но сидеть и ждать, конечно, тоже не хотелось. Тем более, что где-то она подсыхает за пару часов, где-то за сутки, а где-то в низинах и несколько недель могут лужи стоять. А дальше в прогнозе все равно фигурировали дожди. Так что я целенаправленно двигался вперед в меру возможности. В основном удалось катить велосипед по траве вдоль дороги, но местами пришлось и пронести. А на склонах и на вершинках уже наполовину подсохло, так что местами даже удавалось ехать. И почти никого там не встретил, несмотря на массы отдыхающих внизу у моря.
Слой глины на колесе.
Феодосия встретила траншеей с водой. Траншея была вместо улицы, по которой проложен трек, так что пришлось слегка объехать. А воду вычерпывал экскаватор. Вот такое занятие у экскаваторщика на этот день: зачерпнул из траншеи, развернулся, вылил на улицу, повторил. Снизу подъезжали машины, смотрели на это дело и разворачивались. Ковш довольно объемный. Ну и дальше этот поток течет через весь город. Внизу тоже некоторые улицы были залиты водой. Я думал, это потоп. Еще не знал ведь, что настоящий потоп предстоит через 2 дня.
По Феодосии маршрут делает очередную бессмысленную петлю. Хоть в населенных пунктах это формально не обязательно, я таки поехал на нее. Ожидал увидеть очередные развалины, но был удивлен: вид на бухту какой-то невероятный. Из чистой морской воды торчат затонувшие корабли, в том числе крупные. Среди всего этого носятся моторки, дети в воду прыгают. Какой-то такой позитивный пост-апокалипсис. Древние развалины тоже имеются.
После Феодосии и до северного берега Керченского полуострова обещали асфальты и отсыпанные грейдеры, так что я ожидал, что таскание велосипеда на сегодня закончено. Но не тут-то было! Сразу же за городом случилось, возможно, самое бессмысленное и беспощадное приключение этого заезда. Бессмысленное - потому что представляет собой грунтовую “срезку” небольшого изгиба шоссе длиной в километр. А беспощадное - потому что там самая злобная глина, смешанная с каким-то “плодородием” с полей, и все это густо залито водой. В итоге образуется какая-то зыбучая субстанция. Наступаешь - и не знаешь, на сколько глубоко ногу засосет. Местами было по колено. Достать ногу тоже проблематично. Участки травы, где можно велик хотя бы катить - весьма эпизодические. Да и там тоже эта субстанция налипает на колеса. Мне казалось, что этот километр я преодолевал часа два. Как ни странно, но приборы показывают, что “всего” 25 минут… и еще 12 минут ушло на то, чтобы очистить велосипед до состояния, которое бы позволяло ехать по асфальту. Но я рано радовался выходу на асфальт. Через пару километров снова раскисший участок маршрута, где 4 километра прошел за 1.5 часа.
Дорога через поля, залитая глиной, смешанной с черноземом.
Ноги проваливаются. И оно липкое.
Колеса не крутятся.
Но дальше оказалось еще веселей. На въезде на гравийную дорогу встретил местных жителей. Жители утверждали, что гравийку размыло рекой - ямища глубиной 2 метра. Им в деревню не попасть. А дальше за деревней - зыбучие глины, которые не пройти, несколько километров затягивает в грязь по колено. Я даже задумался. Если это вот непреодолимое препятствие, размыв, то можно и по шоссе объехать. Даже спросил организаторов. Но ждать ответа не хотелось, да и решил, что со слов местных жителей судить о непреодолимости нельзя. Они как правило впечатлительные… И действительно: размыв гравийки вполне можно преодолеть, а залитая водой грунтовка дальше не так уж страшна. По колено в зыбучей глине только местами, а в основном можно даже нормально идти. Даже проще, чем на подмытых участках до этого.
В поселке Владиславовка обзавелся гигантской шавермой, которую поедал уже в палатке, остановившись на ночевку на закате.
Этот первый дождливый день показал, что даже когда глина раскисает и значительную часть пути приходится с трудом нести велосипед на себе, всё равно при должном упорстве можно получить существенный километраж. Уж всяко лучше, чем тупо пережидать на море аки тюлень!
Итого: 87 км, 1200 м набора
Старт 3:55, стоп 20:40
Трек: https://www.strava.com/activities/5478385402
День 4. 16 июня 2021
Это день, когда от меня зависело, будет ли день следующий. Т.е. вот все, что было на следующий день, включая попадание в зону ЧС - этого могло бы не быть, если бы можно было заглянуть в будущее и поступить иначе.Ночью решил поспать подольше, т.к. во-первых, предыдущие недосыпал до плановых 3 часов, а главное: было некуда спешить, т.к. глины уже промокли, а на следующий день обещали короткий дождь, после чего все должно было сохнуть.
Мне предстоял небольшой пробег по грейдеру, после чего преимущественно грунтовые дорожки по берегу Азовского моря. Выпавший мне утром грунт представлял собой нечто, похожее на нежирный чернозем. Это “нечто” оказалось коварней глины. Оно было в меру липким и довольно податливым. В результате оно налипало на колеса, но при этом излишки легко снимались вилкой и багажником, так что вращение не блокировалось. Трансмиссия покрывалась грязью, но совершенно свободно крутилась. В большинстве мест поэтому можно было ехать.
В возможности ехать как раз и был подвох. Я осознавал, что есть опасность, но трансмиссия работала совершенно нормально, и в таких условиях сложно аргументировать себе, что надо идти со скоростью 5 км/ч вместо того, чтобы ехать на 12 км/ч. У меня было представление, что если ролики переключателя начнет клинить, то я это почувствую до того, как его затянет в спицы. Специально крутил ровно и без усилия, чтобы не пропустить.
Но все оказалось не так. Первым сигналом был звон, который я принял за очередной камешек, который прилип к колесу и щелкнул по раме. Крутить я прекратил примерно в тот же момент по другим причинам, хотя никаких изменений в усилии не почувствовал. Оказалось, что звон был не от камешка, а от переключателя.
Надо сказать, что, конечно, переключатель у меня в спицах не впервые, но всегда он или оставался вообще целым, или обходилось гнутой рамкой. Ну а запасных “петухов” у меня с собой аж два. На первый взгляд, и сейчас должно было обойтись. Но по факту рамка переключателя оказалась не только гнутой, то и сломавшейся. Дома у меня лежит запасной переключатель, и даже подумывал его взять с собой именно перед этим заездом. Но не взял - решил, что это как-то слишком, от всех проблем не застрахуешься.
Приехали. Позади 370 километров, впереди больше 2200, 6 утра четвертого дня заезда (а отпуск на 16 дней), и я уже не могу продолжать движение. Известно, что делают в таких случаях: укорачивают цепь и велосипед делают односкоростным. Надо заметить: если дропауты в раме не горизонтальные, то это в любом случае не то же самое, что настоящий “сингл-спид”, его можно использовать только на то, чтобы “дотянуть”. Так что речь могла идти только о том, чтобы доехать до ближайшего веломагазина.
Меня эта напасть раньше как-то обходила стороной, и из, того, что читал у других, представлялось, что надо просто подобрать такую передачу, на которой цепь удастся максимально натянуть без натяжения в дропауте. У меня это не складывалось: перебрал все передачи, и везде получалось, что звенья стыкуются где-то на середине. В результате получилось так, что по ровненькому можно аккуратно крутить, но в любой момент цепь утягивает на более крупную звезду, и цепь блокируется. Надо останавливаться, отпускать эксцентрик, колесо при этом натяжением выдергивает из дропаута. После этого надо поставить цепь на правильную звезду, поставить колесо и затянуть эксцентрик. В итоге оказалось, что ехать в режиме самоката эффективней, чем пытаться подкручивать. Уже потом мне в комментариях набросали несколько народных конструкций ограничителей цепи, которые позволили бы как-то ехать.
Ну а я прикинул: по треку магазин в Керчи, до него 115 км грунта и рельефов. С таким состоянием велосипеда мне их за разумное время не преодолеть. К счастью, неподалеку проходит железная дорога. До ближайшей станции по карте получалось 7 километров. Вообще пешеходное расстояние. Была и связь, из чего я выяснил, что у меня есть возможность съездить в Керчь, попробовать починиться и вернуться на ту же точку сегодня же вечером. Правила позволяют сойти с трека и вернуться на него в той же точке, в т.ч. в таких случаях. Феодосия была ближе, и веломагазин там крупней, но туда расписание электричек не складывалось.
Попробовал двинуться к этой станции, немного вернулся назад, но оказалось, что дороги, нарисованной на карте, на местности не читается. Тогда прикинул, что мне даже лучше будет поехать вперед: до станции туда 15 километров, но половина из них - по треку, так что когда вернусь на трек после ремонта, то окажусь ближе к финишу.
15 километров в режиме самоката - это отдельное развлечение. И самое интересное даже не на грунтах, а по дороге в населенке, под взглядами местного населения. Точней, это мне представлялось, что будут удивленные взгляды. А вот и нет: полная индифферентность!
Конечно, отдельно надо отметить веломагазин в Керчи. Их несколько, но тот, что выбрал я, оказался своеобразненьким. С одной стороны, переключатель там нашелся. В этом есть преимущество трансмиссии 3x9: хоть это была и Acera, но ехать-то на ней можно, а вот попробуй в местечковых магазинах купи GRX… С другой стороны, я решил: а пусть они мне все поставят, а я зато успею хорошенько покушать до обратной электрички. Уж не знаю, в чем дело: в квалификации или в эмоциональном состоянии парней (почему-то только когда вернулся, заметил, что они оба бухие), но операция прошла не без недостатков. Цепь нормально не становилась на звезды, да еще и затрагивалась снизу на систему. Пытались объяснить сей феномен “новая цепь старые звезды”, а когда я показал, что ролик становится между звезд, т.е. износ тут ни при чем, начались разговоры в стиле “приехал тут из Питера грамотей какой-то”. Я посмотрел на то, как они пытаются настроить, энергично крутя регулировку по несколько оборотов в разные стороны, и понял, что ловить тут больше нечего, лучше самому исправить.
На вокзале оставалось время до электрички, так что в спокойной обстановке удалось довести трансмиссию до приемлемого состояния. А вот затягивать на звезду системы перестало только когда из цепи вымыло смазку, и я смазал своей. Почему? Неужели они сняли заводскую и смазали какой-то дрянью? Вряд ли. А еще, поставленный ими тросик не доехал до конца поездки. Я не очень представляю, что можно было сделать, чтобы тросик быстро порвался, так что спишем это на случайность (или плохой тросик).
Новый переключатель
В 6 часов вечера выехал обратно на трек. Прошло почти 12 часов от поломки до продолжения движения. По прогнозу, сегодня обещали очень много дождя, но уже после полуночи. И у меня была некая надежда проскочить оставшиеся 115 километров до Керчи этой ночью до дождей. Пока я ездил на починку, грунты подсохли, и ехалось по ним уже довольно быстро. К тому же, были и участки асфальта.
Но уже в 9 часов начался апокалипсис: все заволокло свинцовыми тучами, молнии начали сверкать по всему горизонту, как из пулемета. А я еду по открытой степи… неуютно. Так что как только нашел укрытое место среди скал в бухте, сразу там остановился. Ожидая разгул стихии, походил по округе, вдумчиво выбирая конкретное место: поближе к скалам, чтобы укрывали от ветра и работали громоотводами, при этом так, чтобы не оказаться там, где образуется поток воды с холмов, и не слишком близко к морю на случай усиления волн. Как только спрятался в палатку, на нее со всей силой обрушился небесный поток.
Так вот: если бы я взял с собой запасной переключатель, то вполне комфортно успел бы проехать Керчь этим же днем по подсыхающим глинам. Ну или если бы повезло не сломать.
Итого: 105 км, 450 м набора
Старт 4:51, стоп 22:05
Трек: https://www.strava.com/activities/5478416731, https://www.strava.com/activities/5488186284
День 5. 17 июня 2021
У меня сверхлегкая палатка (Big Agnes Fly Creek). Ее тонюсенький внешний тент при желании можно засунуть в карман джерси. К тому же она уже не новая. Были опасения, как она выдержит то, что на нее обрушилось. Звук ударов был как от крупных градин, но это были капли. Общая сила потока ощутимо придавливала палатку к земле. И все это под непрерывную “дискотеку” из молний. Если верить сообщениям в новостях, за эти несколько часов вылилась двухмесячная норма осадков. Это удивительно, но палатка не просто выдержала, а даже не протекла. Конечно, в целом внутри было влажненько, но я не видел, чтобы хоть каплю с потолка сшибло. Вероятно, помогло то, что стены очень наклонные - влага по ним хорошо стекала.Ожидалось, что дождь утром прекратится. По опыту предыдущих дней не было совершенно никакого смысла спешить: была надежда, что утром глина начнет постепенно подсыхать хотя бы на склонах. Так что я спал сколько мог и выдвинулся почти в 9 утра, когда дождь перестал.
Утро после апокалипсиса.
Надежда на подсыхание не оправдалась: видимо, вылилось слишком уж много, так что даже склоны не подсохли до вечера. До пригородов Керчи оставалось 40 километров. Вчера мне не хватило пары часов, чтобы их проехать в комфортном темпе. Сегодня на их преодоление ушло 10 часов тяжелой пахоты. Проехать удалось только несколько спусков по густой траве параллельно дороге. Все остальное - пешком, часто проваливаясь в зыбучую глину с велосипедом на весу.
Особенно запомнился первый участок - оставшиеся 16 км вдоль берега Генеральских пляжей. Дорога на карте носит имя “Рокада”. Видимо, в норме это означает ее следование параллельно морю. Но в тех обстоятельствах это читалось как Рок Ада. В очередной раз вытаскивая ногу из недр земли, вдруг подумал, что по-английски это было бы Doom of The Hell.
По пути попадались граждане отдыхающие с автотранспортом. Большинство располагалось на пляжах, и явно никуда не спешили. Конечно, самые умные уехали еще вчера. Но на пляжах тоже умные. А вот не-умные сидели в своих ведрах посреди “Рока Ада” и грустно провожали меня взглядом. Я-то хотя бы шёл, а их вёдра лежали на пузе, и трактора ждать было не скоро: были места, где завяз бы и он. Поначалу попадались только большие черные джипы, но ближе к выходу с участка встретилась и пара наивных “пузотерок”. Водитель одной из них попросил моей помощи в спасении: передать весточку на “большую землю”, вызвать к нему МЧС. Я решил, что у МЧС есть более важные задачи, чем вытаскивать чье-то ведро, а их жизни ничего не угрожает: люди здоровые, в состоянии пройти пешочком оставшиеся 3 километра до ближайшей деревни. Поделился телефоном эвакуаторщиков и предложил ловить связь с вершины холма. Увы, дорога от этой деревни была не для меня: трек требовал от меня гулять по глинам до вечера.
Эти остановились еще до того, как сели на пузо. Пытаются разведать дорогу.
Бедный ежик в шоке, просто бредет по дороге.
Это была маленькая речка.
Дорога уходит в мутные воды разлившегося Чокракского озера.
Финальным аккордом стала прогулка по кладбищенской помойке. Чем хороша помойка: просто трава была бы слишком жиденькой и не спасала от налипания глины, а кучи отработанных могильных декораций позволяли по ним хотя бы идти. И вот иду я по этой помойке вдоль зыбучей дороги, а на меня смотрят с могильных плит улыбающиеся лица покойников. Видимо, родственники выбирали фотографии, где умершие выглядят пободрей и позитивней. Но мне, после целого дня утопания в матушке-сырой-земле, воспринималось, что это они надо мной смеются. А по-настоящему смеялись дети на въезде в деревню - настолько вымазать себя и велосипед в глине специально бы не получилось. Дети вообще более откровенны, а взрослые все изображали индифферентность.
На въезде в Керчь попытался отмыть велик на автомойке. Удивленный обслуживающий персонал сказал мне, что это невозможно, т.к. нет света. Почему взгляды были удивленными, я понял, только когда въехал поглубже в Керчь… Поглубже в прямом смысле. Похоже, я был единственным в округе, кто еще не знал, что у них режим ЧС, пол-города затоплено и электричества нет нигде. Все еще пребывая в неведении, я радовался первым лужам во всю дорогу: ура, велосипед станет чище. Подозрения начали закрадываться, когда лужа стала занимать не только всю ширину, но и всю видимую длину улицы, а вода стала подбираться ко втулкам.
Вскоре увидел впереди островок, выступающий из воды. Ура, земля! На островке стояли люди и что-то снимали на телефоны. Выехал на него, огляделся. Оказывается, я на мосту. Мост, видимо, через реку, но не так-то просто различить где номинально река, а где не река, когда вода течет везде вокруг. Где-то впереди из озера торчат признаки парка. По боковым улицам едут пожарные, военные грузовики, погружаясь по… Стоп, а я там пройду вообще? Обращаю внимание что туда, куда уходит трек, не едут даже военные. Из обрывков разговоров становится ясно, что там только на лодке. Дело серьезное, надо пытаться обойти по улицам повыше.
Из подводной части города выезжает только спец-техника.
Выбрался вверх из зоны затопления, закупился в магазине при свечах. Да, при отсутствии света они используют не какие-то бездуховные диодные фонарики, а настоящие “олдскульные” свечи! Я-то весь день надеялся, что вот догребу до Керчи и там как следует поем в кафешке... Но теперь стало понятно, что это мне уже не светит.
А вот дальше по карте ясный путь объезда не вырисовывался: там железная дорога, река, с которой это все несет, дальше деревни, соединенные грунтовками - и это по какой-то большой петле. Подошел с вопросом к гаишникам. Те предположили, что можно пройти по главной улице, и если держаться по правому тротуару, там будет воды не выше, чем по колено. Ну ок, попробуем. Ну не то, чтобы это соответствовало действительности, но по крайней мере редко доходило до развилки, и периодически выпадали возвышения, где можно было передохнуть. А передыхать надо было, т.к. через эти глубокие места велосипед приходилось нести - не хотел окунать в воду втулки.
Большинство из немногочисленных встреченных граждан были в подпитии. Вероятно, у трезвых просто хватало ума не лезть в поток. В конце концов, из матюгальников доносились призывы оставаться дома, а кому необходимо добраться до вокзала или еще куда - воспользоваться развозкой от Росгвардии. Но один из встречных объяснил, что вот он водку тут хлещет, т.к. боится простудится от блуждания по воде. Ну ладно, пожелал ему не утонуть от такой профилактики.
Увидел шлюз, из которого хлестал сильный поток воды. Стоп, это не шлюз, это… ворота стадиона! Вот же сбоку двери того самого веломагазина, в котором я еще вчера ставил новый переключатель. Как все за день-то поменялось! Но поток надо как-то пересекать. Казалось, логичное место - у самого стадиона, там мельче всего. Но тут на моих глазах трое человек, держась друг за друга, попробовали это сделать. Их сбило с ног и снесло потоком. К счастью, ниже было еще не настолько глубоко, так что смогли выбраться. Оказавшийся рядом парень с велосипедом предложил, что лучше выбраться на дорогу и проехать по ней. И он поехал! Аккуратно балансируя, он медленно ехал и ехал, даже когда колёса полностью скрылись под поверхностью. Но я не такой трюкач, да и ехать еще далеко, хотелось бы оставить втулки сухими. Так что мой путь - и дальше пешком с великом над водой.
На фотографии кажется, что мелко. Но людей реально сбило и потащило потоком.
Парень пытается ехать. Но мне втулки дороже, так что лучше пешком с великом на весу.
И вот иду я, глубина не выше развилки, ничто не предвещает, кроме ощущения нестабильной почвы под ногами. И вдруг нога не находит под собой опоры - и я уже плыву, велосипед плывет рядом, нас начинает сносить течением вниз по улице. Хватаю велик, в несколько гребков возвращаюсь туда, где есть дно, и отступаю на возвышенность перевести дух. В целом, повезло: у велика оказалась положительная плавучесть. Большая часть вещей в гермах плюс колеса - видимо, этого достаточно. А вот деньги-документы-телефон - в кармане, укрытом от дождя, но не от погружения, плюс в паре пакетиков. Судорожно достаю эти пакетики и заглядываю. Вроде, не затекло, но нормально мокрыми руками не проверить.
Естественно, в эти моменты было совсем не до фотографирования, иначе можно было утопить фотоаппарат, а то и весь велосипед с вещами.
Уже смеркалось, ощутимо похолодало, я полностью промок, запасной одежды нет, меня начало трясти от холода. К тому же было неизвестно, в каком состоянии спальник после купания. Тут я увидел гостиницу, и, должен признаться, даже поддался соблазну и сделал несколько шагов в ее сторону. Остановило то, при очередном шаге снова возникло ощущение вымываемой потоком земли. Так что взял себя в руки и решил пробиваться дальше по маршруту. Все-таки лето, в палатке должен отогреться. А на самом деле гостиница наверняка или не работала из-за отсутствия света, или была забита эвакуированными из зоны полного затопления.
Оставшиеся километры потопа прошел уже без приключений: от глубины по пояс постепенно вышел до “просто луж”. Керчь - маленький городок, но на его преодоление ушло около двух часов.
Хотел поставить палатку при первой возможности, но сразу за городом было только открытое поле, а дальше - трасса и Крымский мост. Это был очень печальный кусок: хоть и асфальт, но из-за встречного ветра ехал 17 км/ч. К тому же, из-за охлаждения водой разболелись колени. Для профилактики выпил противовоспалительного. Иногда останавливался пройтись пешком, чтобы их не убить. Холодно!
После моста тоже какие-то сплошные промзоны. В итоге остановился уже около часа ночи, поставил палатку на берегу Черного моря на открытом месте напротив какого-то поселка. Самый насыщенный событиями день за весь заезд!
Крымский мост.
Итого:104 км, 907 м набора
Старт 8:55, стоп 0:52
Трек: https://www.strava.com/activities/5488186584
День 6. 18 июня 2021
Про участок от Крымского моста до Ростова писали, что там только асфальт и песок. В основном это действительно так, но периодически все равно попадается зыбучая глина. По крайней мере, после такого объема осадков, который выпал и на Краснодарский край тоже. Так что прямо со старта дня меня ждали первый “спецучасток” - 4 километра, который преодолевал полтора часа.
Среди зыбучих глин. Здесь еще можно катить велосипед пешком, а дальше зеленый островок заканчивается - и велосипед только на весу.
Ну хотя бы эта грязь лечебная!
В качестве утешения - Бугазская коса. Пожалуй, это место, которое мне больше всего понравилось на маршруте! Это узкая полоска земли длиной 13 километров между здоровенным лиманом и Черным морем. Там песчаная дорога среди барханов. По ней не очень хорошо едется, зато в средней части - несколько километров полного уединения в таком вот необычном месте. Пользуясь случаем, искупался. Песок - удивительная штука. Где дорога пониже, там она была затоплена, местами глубоко. А где повыше - там он уже полностью просох и был вполне себе рыхлый!
Вот только любование окрестностями по сторонам подпортил момент, когда в спицы переднего колеса намотало здоровенную змею! К счастью, обошлось без последствий: как только остановился, змея выпуталась и удрала в кусты. Не знаю, кто больше испугался.
Это дорога по Бугазской косе.
Это другая змея, дохлая.
После Бугазской косы обещанных идеально ровных асфальтов тоже не наступило. Маршрут проходит через окрестности Крымска, а это отроги уже Кавказских гор, так что на остаток дня выпало рельефа. К счастью, почти без залипаний в глине. Почти.
Были тут и залипания, и большие лужи, и брод. Но немного.
На ночевку встал рано, на закате. Как-то так получилось: надо было созвониться с семьей, а связь появилась уже в сумерках, а тут же и хорошее место для ночевки. Решил, что раз уже темнеет, то я ничего не выиграю от того, что заночую позже: по темноте придется ехать столько же, только еще могу потратить время на поиски ночевки. Дожди закончились, так что, начиная с этой ночевки, ставил уже только внутреннюю часть палатки, без тента.
Итого: 115 км, набор 943 м
Старт 6:13, стоп 20:00
Трек: https://www.strava.com/activities/5491146353
День 7. 19 июня 2021
Благодаря ранней остановке, проснулся в час ночи уже полностью выспавшимся. День наконец-то получился ходовой. Утром пришлось занести велосипед на весу в подъем по непросохшей глине, а в остальном - твердое покрытие. По большей части уже асфальт, с небольшим количеством грунта, который, будучи сухим, был твердый как асфальт и довольно ровный.
Дорога для утренней зарядки с велосипедом на руках.
Удобно вздермнуть 10 минут, чтобы сбросить утреннюю сонливость.
Началась жара. Пока до +34. И встречный ветер 7-11 м/c. К жаре я уже акклиматизирован, да к тому же ветер охлаждает. Но вот ехать ветер не дает: хотя день и по плоскому асфальту, а средняя скорость - 16 км/ч! В штиль ожидал бы около 23 км/ч… Неприятно, конечно, так медленно двигаться по асфальту. Но все-таки это только время: пока на велосипеде получается ехать, все проблемы решаются парой щелчков переключателя.
Ветер проиллюстрировать можно только с помощью листьев. Они в одну сторону, а мне ровно в другую.
Вчерашние дорожки вдоль лиманов мне очень понравились, но глубже в материк уже нет. Может, дело в количестве асфальта. Хотя на грейдере случился неприятный эпизод: камень из-под встречной газели на приличной скорости влетел мне в глаз. Хорошо, что защитные очки были, и они выдержали. В деревнях дети матерятся, собаки не на привязи, бегут, лают. Кто его знает, что у них там на уме. С другой стороны, земля вся ухожена, дороги в приличном состоянии, и остановки все как новенькие. Гораздо лучше, чем дальше в Ростовской области. На фоне всех этих асфальтовых дорог особенно порадовал участок по деревенькам вдоль канала. Красиво, спокойно и уютненько.
А еще, в поселке Элитный, мужик в магазине подарил бутылку лимонада и отсыпал конфет. Сказал, он так всех проезжающих велосипедистов одаривает. Уж не знаю, как много через него проезжает... Не то, чтобы мне были нужны подарки, но сам факт приятен.
В двух местах удалось понаблюдать работу полевой авиации. В наших краях такого не встречается. Пара кукурузников базируется просто на поле, садятся, подъезжает трактор, насыпает в самолет что-то сверху, после чего тот сразу разворачивается и взлетает. Делает круг над соседним полем - и обратно. Весь полет - несколько минут.
По пути много каналов.
Типичная местная деревня.
Тематичное объявление. Был бы я суеверен, обязательно бы обратился.
Кукурузник в работе.
На ночевку удачно подвернулась густая лесополоса рядом с дорогой. В спокойном созерцательном походе с ночевкой в степях могут быть сложности: надо ведь найти одновременно приятное и незаметное со стороны место. А в скоростном походе подойдут любые кусты, да и лишние десятки километров не принципиальны.
Итого: 272 км, набор 599 м
Старт 2:14, стоп 23:32
Трек: https://www.strava.com/activities/5498144185
День 8. 20 июня 2021
Утро, ночевал в полосе слева.
Вероятно, самый отстойный день за весь заезд. Я в целом ничего не имею против асфальта, когда он без трафика. Но продолжающийся и сильный встречный ветер все-таки сильно влиял на ощущения. Да и не весь асфальт без трафика.
Борец Труда. Впрочем, был и Сладкий Лиман.
Особенно разочаровал участок у Ейска. В далекое (советское еще) детство в первый раз на море родители меня свозили как раз в Ейск. Не то, чтобы у меня какие-то романтические ассоциации, но все же интересным представлялось заглянуть в городок. Но трек не заходит в город. Может, я бы все равно туда заглянул, но еще километров за 40 начался сильный трафик, который меня так утомил, что думал уже только о том, чтобы побыстрей выйти с этого гадкого участка. Да и жара добавляла ощущений. Увы, предстоял еще серьезный кусок по грохочущей трассе. Хорошо хоть на трассе нашлась кафешка, в которой пришел в себя. К морю тут трек тоже по сути не выходит. Весь вид на море - с обочины трассы вдалеке видно нечто серое, в котором болтаются здоровенные пароходы.
Дорога возле Ейска.
Небольшой участок грунта и второстепенных асфальтовых дорожек позволил отдохнуть перед главным автомобильным адом за всю поездку. Вестники ада были видны издалека, когда на горизонте заметил вереницу машин отдыхающих, которые выворачивали с пляжей на ту дорогу, по которой мне надо было ехать. Был вечер воскресенья, так что я попал как раз на исход отдохнувших граждан. А дорога - узкая и… не то, чтобы колейная, а просто представляет собой в профиле некое корыто, так что по краю асфальта ехать проблематично - он наклонный в сторону машин, а обочины часто нет. И местные водители спешат домой, и пролетают почти в притирку. В общем, это не та картинка, которая рисуется в воображении при упоминании Тур Юнайта. Надеюсь, в будущем весь участок от Ростова будет проложен иначе.
На финальных 30 километрах случился практически нервный срыв. Маршрут тут проходит по огромной трассе. Трасса настолько огромная, что у нее имеется широченная асфальтовая полоса в качестве обочины, так что объективно там ехать спокойно и безопасно. Но субъективно… Меня и так раздражают проезжающие рядом машины, а за этот день они меня совсем уж утомили, так что и тут они сильно давили на мозг, хотя и проносились на безопасном удалении. К тому же, я рассчитывал доехать к 10-11 часам вечера и спокойно устроиться в гостинице. А к этому моменту стало понятно, что доберусь я за полночь, и надо будет где-то бегать в поисках ночевки. А еще на трассе начались какие-то безумные развязки. В общем, во мне всё уже вопило “Что я делаю в этом аду? Я не хочу тут ехать!”, еле выдавливал из себя продолжение движения вперёд.
Решил остановиться для перезагрузки. Скушал вкусняшку, написал парочку дурацких комментариев во “вконташечку”. А потом постарался вкрутить побыстрей и орать матом на всю округу. Благо, что никто вокруг не слышал - людей нет, одни вёдра пролетают. Вспоминал все известные мне нехорошие слова, сплетал их в бессмысленные сочетания и отправлял в черноту ночи. Я в жизни фактически не использую ненормативную лексику, так что подобное необычное развлечение помогло переключить поток сознания на креативные рельсы. Вскоре мне это надоело, но доехал уже в нормальном (хоть и несколько злобном) состоянии.
Ростов встретил расслабленной атмосферой ночи после выпускного. Центр города был наполнен любвеобильной молодежью. Возникли опасения в заполненности гостиниц, но проблем с номерами не возникло, заселился в гостиницу. Видать, молодежь не того возрастного сегмента.
Финишное фото в ночи.
Итого: 290км, набор 687
Старт 4:26, стоп 0:02
Трек: https://www.strava.com/activities/5503466921
Итого со всеми напастями Южный сегмент Тур Юнайта (Балаклава - Ростов-на-Дону) преодолен за 7.5 суток. В общем-то неплохо, но предпочел бы без напастей и за 4.5.
ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТЧЕТА