Общая инфа |
Предыстория |
Снаряжение |
Подготовка |
Цели |
Отчет |
Итоги |
Общая инфа
Расстояние: 1210 кмОбщее время прохождения: 4 суток 2 часа 46 минут (98 часов 46 минут)
Время в движении: 74 часа 48 минут
Время остановок: 23 часа 58 минут (из них 7 часов сон)
Таблица с участками пути между ночевками (первая ночь без сна):
Участок пути | Километраж | Набор высоты | Средняя скорость | Время в движении | Общее время | Время сна после участка (общее время на стоянке) |
Конаково - Будогощь | 598 км | 2945 м | 19.9 км/ч |
30:00 | 34:20 | 4:00 (5:30) |
Будогощь - Сосново | 286 км | 1137 м | 15.6 км/ч | 18:19 | 22:30 |
1:00 (1:25) |
Сосново - Хийтола | 184 км | 1724 м | 11.4 км/ч |
16:06 | 19:53 |
1:45 (2:30) |
Хийтола - Сортавала | 141 км | 1562 м | 13.7 км/ч |
10:20 | 12:38 |
финиш |
Предыстория
Уже стало некой традицией, что один раз в год я выезжаю прокатиться на несколько дней максимально быстро, не ограничивая себя ночевками и привалами. Раньше проезжал два раза Тур Юнайт (Петрозаводск-Конаково 2017 и Воронеж-Конаково 2018), в прошлом году — скоростной велопоходик Брест-Луга. У всех этих заездов расстояние было около 1000 - 1300 км, с разной долей грунта: где-то половина, где-то больше. В этом году собирался во Францию на байкпакинговую гонку FrenchDivide (2200 км с пересечением горных хребтов). Но увы: кто-то съел недостаточно прожаренную летучую мышь — и границы закрылись. Зато в России летом карантин обнулили, а масс-старт Тур Юнайт перенесли на удобное для меня время в конце августа.
У организаторов Тур Юнайта есть идея устроить маршрут поперек всей России с полуострова Рыбачий до самого юга. Первоначальный план предполагал маршрут через Петрозаводск, поэтому там начинался первый исторический сегмент. Но многим участок от Петрозаводска до Неболчи показался скучный, и был предложен этот маршрут - через Карельский перешеек со стыковкой в Сортавала.
Конечно, Карельский хорош, да и близость к Петербургу обуславливает то, что там много проверенных дорожек. Мне, как жителю Питера, было бы интересней прокатиться где-то подальше, а не «мимо дома»… Но да ладно, движуха — веселей.
Снаряжение
Основные моменты по снаряжению:
- Велосипед на Salsa Fargo 2011 года. Руль баран (Cowchipper 46cm), аммо вилка, трансмиссия 3x9 ХТ (с манетками Microshift), тормоза TRP Spyre, покрышки 29х2.2 RaceKing + ThunderBurt
- Сумки: кормушка, бензобак, внутрирамка, и еще сверху на багажник
- Палатка: Big Agness Fly Creek HV UL1
- Пенка: тонкая 170г. ПИК-99
- Спальник: 500г пуховый Сплав
- Без горелки и прочего — еда всухомятку или в кафе
- Одежды с запасом на холодней и мокрей того, что в прогнозе. Плюс светоотражающий жилет.
Вот список доработок:
- Амортизационная вилка. 7 лет ей не пользовался, а теперь решил снова попробовать. Думаю, что она оправдана. И гасит тряску на «стиральных досках», и прощает некоторые ошибки при езде, что особенно актуально ночью, когда легко пропустить неровность.
- Лежак. Когда-то попробовал, не пошло, теперь решил еще раз. И для аэродинамики, и для того, чтобы беречь руки. В итоге проводил на нем довольно много времени.
- Бескамерка. Да, я консервативен. Кажется, почти все на них уже давно перешли, но я только сейчас «созрел». Конечно, для подобных мероприятий надо было давно это сделать. Камеры - это и потери времени в случае прокола, и некоторые потери мощности при качении. Кстати, один раз колесо потеряло давление. Так что скорей всего был прокол, который заделал герметик.
- Динамо-втулка и фара (SON 28 + Edelux II). Тоже давно подумывал, но не было уверенности, что это оправданно для 1200 км — можно и мешочек батареек прихватить. В целом, удобно — позволяет не планировать и не экономить аккумуляторы. Но при езде по сложным грунтам на низкой скорости ее не достаточно, особенно когда приходится останавливаться перед лужами и искать обход. Так что в дополнение — китайский фонарик на аккумуляторах 18650, прикрепленный на шлем. Еще один неочевидный нюанс: чтобы ночью сфотографировать, нужно останавливаться (иначе смазывает). Раньше (до покупки динамки) я ездил с двумя фарами и при фотографировании временно максимально увеличивал яркость. А в этот раз получается так, что основная фара при остановке как раз почти переставала светить.
- Колёса. Решился собрать пару облегченных колес для скоростных заездов без существенного груза. Эта парочка весит на килограмм с лишним легче моих туристических.
- Внутрирамная сумка. В этом году наконец-то сделал под заказ на свою раму!
- Контактные линзы длительного ношения. В линзах я, во-первых, вижу существенно лучше, чем в очках, а во-вторых, при езде в низкой посадке в них надо намного меньше задирать голову! Возможно, людям с хорошим зрением этого не понять, но это очень серьезно влияет на езду. Ну а линзы, которые надо снимать на ночь, в такой поездке не практичны и негигиеничны.
- Парафиновая смазка (Smoove). Давно подумывал, т. к. черная цепь, которая пачкает все вокруг, утомила. Не решался, т. к. пишут про какую-то процедуру перевода на парафин с очисткой цепи, да еще после нанесения надо несколько часов ждать… В этом году решил не париться, и просто дать заводской смазке вымыться естественным образом, так что как начнет скрипеть — тогда и наношу смув в первый раз, ну и можно сразу ехать. В целом такой подход работает.
- Ложка! Вроде бы ерунда, но раньше не брал, так что приходилось разъедать консервы подручными средствами — пассатижами, монтажками, веточками. Очень актуально для следующего пункта.
- Холодец. Что есть, когда не нашел работающую забегаловку, а есть только сетевой магазин? Катино открытие этого лета, которое неплохо помогло на поездке в этом году.
- При таких коротких снах тратится много времени на установку и сбор палатки (относительно времени сна). За границей в байкпакинговых гонках, как правило, ездят с бивачными мешками, которые разворачивают сразу со спальником и пенкой внутри. У меня нет подобного опыта, но, судя по отчетам, даже самые «всепогодные» бивики недостаточно защищают от дождя, так что участники или ищут какое-то укрытие для ночевки, или возят с собой еще и тент. Глядя на это, представляется, что палатка — более адекватное решение. Но все же надо будет опробовать самому. В этот же раз можно было вообще не брать ничего для ночевки, и спать просто на солнышке днём… Это, конечно, если бы можно было верить прогнозу погоды на несколько дней вперед.
- В этот раз просчитался с объемом сумок. Мой комплект на задний багажник (сумка Крок-15 + сверху палатка, завернутая в пенку) — проверен временем, и показал себя довольно удобным. Но в этот раз из-за лежака под рулём, не получилось поставить ролл спереди, что уменьшило суммарный объем. Правда, вещей тоже стало меньше, так что, примерив, мне представилось, что объемов хватает с неким запасом. Но по мере заезда вещи начинают располагаться менее оптимально, в итоге оказалось, что объема сумки — впритык, что привело к неудобству и трате времени на «ковырялово». Вот казалось бы, давно известная истина, что объемов сумок должно быть с запасом, и я ее прекрасно знал, а все равно просчитался...
- У Шимано есть педали с «увеличенной площадью» контакта. Не известно, увеличивает ли это эффективность педалирования, но известно, что это «увеличенная площадь» представляет собой выступающие части, которые сильно увеличивают травматичность, когда об эту педаль ударяешься. Когда случается таскание велосипеда, я о педали бьюсь частенько, обычно это больно не очень критично. Но в этот раз умудрился травмироваться довольно серьезно, так что это повлияло на поездку, да и после поездки хромал еще неделю.
Подготовка
Я не считаю себя каким-либо спортсменом и не занимаюсь целенаправленными тренировками. За редким исключением, все выезды — это просто покататься, в основном с семьей. Из наката в этом году — 2-недельный велопоход по Новгородской области ребенком в велокресле на майские, несколько разных заездов на 200 - 400 км (шоссе и грунты, бреветы или одиночно), несколько поездок от станции до деревни и обратно (90 км в одну сторону). Еще обычно раз в неделю я выбираюсь немного побегать по паркам - на 10-20 километров.
Последние поездки проводил на том же велосипеде, на котором собирался ехать Тур Юнайт — для обкатки. В т.ч. два бревета 200-300 км проехал на нём, хотя у меня есть и шоссейник. Результат удивил: по асфальту на байке уверенно держал 30 км/ч. Так что я надеялся, что уж по грунту-то он точно будет хорошо идти.
Цели
В первую очередь, хотелось увеличить свой темп. Относительно Воронеж-Конаково 2018 года было ощущение, что можно и увеличить скорость в движении, и уменьшить время остановок, и ночевок. План-максимум был уложиться в бреветный лимит 90 часов, план-минимум — уложиться до вечера четверга (со стартом утром в воскресенье).
На 4-5 дней теоретически можно ограничиться совсем небольшим количеством сна — в пределах 1.5 часов в день. Но у меня не было такого опыта, и я не хотел рисковать. Кроме того, не было уверенности в том, как именно (где) спать, так что на всякий случай взял с собой палатку. А установка и сборка «лагеря» с палаткой — существенные «накладные расходы» по времени, ради 1.5 часов сна их совсем не хотелось нести. Поэтому планировал первую ночь без сна и удлиненный сон во вторую ночь.
Это хорошо сочеталось с особенностью этого маршрута: 60-километровый участок от Будогощи до Киришей и дальше до поворота на грейдер имеет очень интенсивное движение, и в норме там надо ехать по обочине. Но если встать на ночевку засветло перед этим участком, на 580-м километре маршрута, то можно выехать в 1-2 часа ночи и проехать там фактически без машин! Так что я надеялся добраться туда за полтора суток без сна. Поставил там несколько точек потенциальной ночевки. Это и была единственная конкретика в моем плане, остальное — только прикидки.
Тут надо пояснить, что многие участники и сочувствующие Тур Юнайту считают, что быстро ехать — это не правильно, т. к. пропускаешь достопримечательности и вообще «ничего не видишь». Может, это и актуально для новичков, в первый раз выбравшихся в поход, или для тех, у кого по семейным обстоятельствам этот выезд — увы, единственный поход в году. Но я провожу в среднем 80 дней в году в походах с семьёй, где всё достаточно размеренно и созерцательно.
И вообще, наслаждаться природой и смотреть вокруг езда на велосипеде никак не мешает. А вот разглядывать какие-то там "достопримы" в одно рыло меня не интересует, это лучше разделять со своими близкими.
Так что на те 5 дней, которые я еду один, цель — это максимально быстро преодолевать пространство!
Отчет
Конаково — столица Тур Юнайта. Насколько я понимаю, весь глобальный трек начал строиться, отталкиваясь от популярного среди московских покатушечников маршрута Тверь-Конаково. К тому же, это примерно середина полной дистанции от Рыбачьего до самого юга.
В этом году здесь устроили стартовый лагерь, в который приехали организаторы из Москвы и велосипедисты, которые не собирались ехать дистанцию, но прокатились до Твери в рамках поддержки мероприятия. Порадовало его расположение: авто-недоступные поляны, к которым надо пробираться по тропе с буреломами.
Я поучаствовал в посиделках, но не увлекаясь. Главная задача на этот вечер была улечься пораньше и максимально выспаться перед стартом. В 9 вечера поставил палатку на краю большой поляны подальше от основного костра и вообще всех палаток. Залез в спальник, но тут стало понятно, что ошибся. Градус веселья у костра возрос, так что стали ощутимо доноситься разговоры. Но главное — уже в темноте стала подъезжать еще одна порция отдыхающих, шарашить фонарями по поляне и устанавливать палатки уже довольно близко к моей. Больше того, довольно близко стали разжигать еще один костер! «Пора валить» - подумал я и переместился на пару сотен метров в глухой лес. Больше меня никто не беспокоил, так что финальный этап подготовки был успешно завершен 10-часовым сном.
На старте у пристани в Конаково собралась ощутимая толпа велосипедистов - 29 участников плюс «сочувствующие», которые планировали ехать до Твери. Ощущение «настоящей» гонки: перекличка, фотографирование, предстартовый брифинг. Не хватало только раздачи спутниковых трекеров. Увы, большинство участников не сочли нужным отписываться о своём прохождении, и тем, кто следил за мероприятием, приходилось гадать, кто же где едет.
Стартовый выстрел из бутылки с шампанским для многих оказался неожиданным. Отъехав уже на несколько метров, оглянулся и увидел, что некоторые еще только собираются ехать. Были и те, кто в горку пошли чинно-благородно пешком.
Предполагал, что, как обычно, будут спортсмены, которые со старта улетят вперед и только сильно позже или замедлятся, или сойдут. Однако, оказалось, что впереди меня никого нет. Только один участник (Александр Овчинников) держался моего темпа, и неподалеку маячила группа из четверых, которая постепенно отставала. В целом, такой расклад и получился на первую часть заезда.
От старта до Юрьево-Девичье ведет бетонная «взлетная полоса», которая позволяет задать темп. Дальше — грейдер, который представляли как «демо-версию» того, что предстоит на дистанции. Но на самом деле это довольно ровная дорога, которая позволяла не особо потерять в скорости. Был там и значительный участок свежего «телепортирующего» асфальта. В 2017 году асфальта этого еще не было, к тому же участок по пожарным канавам в прежнем треке заменили на грейдер. На 22-м километре на треке посреди лесной дороги стоит точка «брод». Но на самом деле немного правей можно обойти по неплохому пешеходному мостику.
Пожалуй, самая красивая часть этого участка — дорога по просторам вдоль Волги. За редким исключением заросших колей, дороги все ровные и не рыхлые, так что 84 километра до Твери довольно легко доехалось за 3:44.
По дороге разговорились с Александром Овчинниковым. Честно говоря, сначала я думал, что это один из тех самых «спортсменов», который через некоторые время выдохнется. Но стало понятно, что у него нет необоснованных амбиций, не склонен к нытью, едет без надрыва. Вообще, без видимых усилий держал ходовой темп выше моего, так что ехали вровень мы за счет того, что я двигался более планомерно, без остановок. И даже с навигацией у Александра было отлично: пару раз я чуть не улетел не туда, но был вовремя остановлен. Так что я порадовался тому, что появился новый сильный участник. Хотя Александр приехал на Tour Unite первый раз и в подобных мероприятиях не участвовал, он прочитал довольно много материалов до гонки, даже велосипед (Salsa Cutthroat) специально под неё купил, и вообще на велосипеде не новичок. Александр изначально явно не собирался тошнить по 150 км в день.
В Твери я не планировал заходить в кафешку, посмотрел на ларьки с шавермой с мыслью съесть ее на ходу, но было жарко, а оттуда доносились довольно тяжелые запахи, так что обошелся пополнением запасов воды и колы, прихватил только пару бананов. Продавец в магазинчике высказал интерес, чем это я тут занимаюсь. Всегда не очень хочется рассказывать как есть, т. к. часто у мирных жителей читается недоверие или непонимание, когда говоришь про 1200 км по грунтам нон-стоп. Но ведь не врать же или молчать. Мужик явно был не в курсе, что такое Сортавала, но столько раз нажелал мне хорошей дороги, что, кажется, хватило до Киришей.
Пока заправлялся, мимо проехал один участник. Иван Нежданов? Видимо, он где-то дальше остановился перекусить и больше я никого кроме Александра Овчинникова уже не встречал. Все остались где-то позади.
Участок Тверь-Торжок полностью переделали после 2017 года, по другому берегу реки Тверца. Выезд из Твери — по приятной тропинке вдоль редко используемой железной дороги, и железнодорожный мост через р.Тверца. Где-то тут меня снова догнал Александр, и до Торжка мы проехали в целом вместе. Тут было довольно много лесных дорожек и троп, перемежающихся ненапряжными грейдерами. Здесь же был участок в пойме реки, отмеченный «в высокую воду затопляет». Видимо, имелось в виду весеннее половодье. У меня были некие опасения, т. к. например в Рыбинском водохранилище сейчас вода стоит довольно высоко. Но нет, до воды оказалось довольно далеко, да и, похоже, там есть объезд по верху.
Переправа по железнодорожному мосту.
К усадьбе Раек трек делает маленькую радиалку
Перед Торжком мы разделились с Александром, и договорились встретиться в столовой, которая была отмечена на треке. Увы, столовая оказалась закрыта (до 17:30). Других кафе рядом с треком я не нашел, а искать дальше не хотелось. Но, как потом оказалось, другие участники что-то таки нашли.
Зашел в Магнит закупиться на ужин и едой на ночь. И потерял много времени в очереди! Супермаркеты коварны! Зато здесь был куплен первый холодец, который потом стал мемом среди сочувствующих ТурЮнайту. Надо сказать, холодец не был импровизацией. Я давно думал про «запасной» вариант питания из магазина на тот случай, когда не нашел кафе (а горелку с собой не вожу). Раньше пробовал рыбные консервы и колбасы, но все это не очень хорошо идёт. Булки сухие тоже не лезут. А нормальная еда нужна, не ехать же несколько дней на сникерсах! И вот однажды на бревете Катя купила в Пятерочке холодец, и оказалось - то, что надо. Вкусный, мясной, жевать легко, хорошо заходит после нагрузки. Главное — ложку с собой прихватить.
После Торжка начинаются затяжные грейдера со «стиральной доской». В 2017 году долбежка по ним меня здорово вымотала. Но тогда это было ближе к концу маршрута, и у меня был прямой руль и жесткая вилка. В этот раз по ним проехалось без особых неприятностей.
Постепенно стемнело. Спать совершенно не хотелось — качественный сон до старта сработал. Так что эту ночь еду без сна.
Но когда полевая дорога нырнула в лес, а там грязь и лужи во всю дорогу, света от моей фары на динамо втулки стало не хватать. Динамо втулка имеет какой-то конденсатор, но после остановки света становится совершенно недостаточно. Необходим дополнительный фонарик, чтобы посветить в поисках обхода лужи - прикрепил его к шлему. Но как ни обвешайся фарами и фонарями, все равно человек с плохим зрением в темноте видит мало. Здесь Александр от меня оторвался - зрение у него явно лучше, так как даже со слабым налобным фонариком он двигался в темноте по грунтам быстрее.
В 2017 году тут было воды по памперс!
Пересекаю трассу: маленький островок света среди тьмы
Еще один перегон по грейдеру — и дорога выходит на мост через р.Шегра. У меня с ним связаны ностальгические воспоминания: по предыдущему треку при движении с севера перед ним были серьезные преодоления с бродами, кустами и дикими толпами комаров. Первое свободное от гнуса место — как раз этот мост. К тому же, в 2017 году именно здесь меня окончательно отпустило отравление, и я смог перекусить пряниками. Так что в этот раз решил уделить немного времени и порелаксировать на этом памятном месте, подкрепившись йогуртом и булкой.
Ближе к полуночи въезжаю в Вышний Волочек. 260 км за 15 часов. От многих слышал, что городок неприятный. Но это неправда, очень даже хорошенький старинный городок. Но увы, всё впечатление о нём портит трасса М-10, проложенная прямо через центр! В городах по правилам можно ехать любым путём, но я старался все же придерживаться трека. В Волочке он делает какую-то странную загогулину, я не сразу нашел, где спуститься под мост на пешеходную дорожку. Возможно, днём там довольно красиво. Через трассу теперь высоченный надземный переход вместо светофора. Бедные местные бабушки, которым теперь приходится карабкаться по всем этим лестницам! Велосипедистам, правда, тоже так себе. Но, перебравшись через шоссе, увидел, что местные перебегают дорогу просто так. По крайней мере, ночью.
В Волочке есть Макдоналдс. Зал был закрыт, но Мак-Авто работает почти круглосуточно. Так что закупил еды на перекус, и еще с собой в дорогу с запасом.
От Вышнего Волочка до Боровичей — один из самых красивых участков на маршруте, вдоль реки Мста, еще и сильно улучшенный по сравнению с вариантом 2017 года. Правда, у меня большая его часть пришлась на ночь. Зато сейчас тут полностью можно ехать. Но самая приятная часть пошла уже засветло: трек виляет с одного берега на другой по подвесным пешеходным мостикам. По многим мостикам можно даже ехать (но по некоторым не решался, т. к. доски мокрые от росы). Спасибо тому, кто перепроложил трек таким образом!
Пирожок из Макдака помогает в пути
Боровичи: 408 км, сутки в движении. Очень приятный городок, но самые интересные места в стороне от маршрута. Особенно рекомендую старинный арочный мост! Движение по главным улицам одностороннее, ушел с трека на соседнюю улицу, но хотя ехал по главной, машины на перекрестках не спешили пропускать. Пару раз приходилось экстренно оттормаживаться. Это усугублялось тем, что дорога шла на спуск, так что велик норовил разогнаться, а движение было довольно интенсивным. Я не планировал добывать еду в Боровичах (и так слишком много времени потратил), так что двинул сразу на Любытино.
Боровичи - Любытино — неприятный перегон. Просто пилилово по асфальту, еще и с траффиком. Фуры иногда близко проходили. Это усугубляется пусть плавным, но подъёмом, а в этот раз еще и некий встречный ветер попался.
Любытино: 469км, 27 часов. Главная достопримечательность — легендарные еще с первых заездов на ТурЮнайт пирожки. Может, они не так круты, как холодец, но их можно набрать с собой много, что я и сделал. Еще тут есть древние сопки, но еду быстро без семьи, так что мне не к ним по пути.
Любытино - Неболчи — тоже перегон по свежему ровному асфальту, но тут, по крайней мере, не такое интенсивное движение. После Неболчей — грейдер, но по началу довольно ровный, не трясучий. Я тут был за 3 месяца до этого в «изоляционном» велопоходе с ребенком в велокресле. Участок через Тальцы - «объездной» от основной дороги. В мае мы тут видели множественные медвежьи следы и заночевали под красивыми обрывами реки Колпинка.
А вот в Ленинградской области на грейдере начинается и рыхлость, и трясучка, движение сильно возрастает.
Дорога в ремонте, но это как бы не радует.
Тут меня догнал Александр Овчинников, хотя он и успел поспать пару часов в гостинице. Вот насколько я, видимо, теряю в скорости на грунтах ночью, плюс несколько остановок. Надо больше есть на ходу и меньше созерцать.
Обсудили планы: мой план-максимум был в том, чтобы остановиться на ночевку перед Будогощью, а ночью проскочить трассу около Киришей, когда там нет траффика. Но последнюю плановую точку ночевки мы проехали в 6 часов вечера, так что терять светового времени не хотелось. Но это означало, что оптимальное время для ночного привала придется на трассу и промзону после Киришей, где ночевать не хотелось бы. Да и в темноте уже искать ночевку тоже плохо. Так что я был в сомнениях...У Александра же были проблемы с гамаком — он не мог в нём спать из-за холода, так что планировал ехать дальше и искать гостиницу.
Я в целом тоже решил ехать сколько можно, а там посмотреть. Однако, после Будогощи траффик начал угнетать слишком уж сильно. Было неприятно, и я сильно терял в скорости из-за движения по обочине, потому что по асфальту там ехать опасно. Так что, увидев заманчивую отворотку вдоль поля, решил остановиться.
Перед стартом я действительно хорошо выспался, так что к этому моменту меня в сон еще не клонило, несмотря на 34 часа в поездке и 600 преодоленных километров. По ощущениям, пары часов сна было бы достаточно. Но установка и сборка палатки занимает существенное время, к тому же я решил переодеть велошорты для более комфортного сна (дальше так не делал). А если вдруг недостаточно посплю сейчас, что потом придется раньше времени останавливаться и снова тратить время на установку палатки? К тому же, если поспал бы слишком мало, то вышел бы на дорогу еще до того, как движение успокоится. Так что поставил будильник для 4:15 часов сна. Проснулся чуть раньше.
Выбрался на дорогу в 1:30 ночи. Движение уже стихло, и вместо обочины можно было спокойно двигаться посередине полосы. За оставшуюся дорогу до Киришей, мимо проехала всего пара машин.
Перед Киришами надеялся перехватить хот-дога на заправке. Но она оказалась закрыта, вопреки расписанию. Ну и ладно! Ну и не очень-то и надо было! И так кто-то слишком много останавливается. Еще один небольшой перегон через мост и по все еще пустому шоссе — и поворот на небольшую дорожку.
Свернул с трассы, стало хорошо, остановился сфотографировать.
Постепенно дорожка мельчает и позже переходит в грязную лесовозку - «спец-участок». На подходе к «спец-участку» как раз начало светать.
Он действительно оказался довольно гаденьким, как и обещали. Грязища с колеями по колено и выше. Предупреждали, что эта грязища еще и липкая.
Всего участок длиной 7 километров, но на самом деле сложность представляли около 2 километров ближе к началу. Я несколько раз в жизни попадал в такое залипалово, где велик потом и не поднять, и нормально не очистить, так что на всякий случай перестраховывался и катил велосипед или там, где посуще, или по траве, а между этими местами переносил его. Возможно, и зря — так понял, что большинство пробрались без переноса, не такая уж была липкая там глина. Но это после нескольких недель сухой погоды.
Периодически попадались твердые подсохшие участки, или участки с глиной желтоватого цвета, по которым можно было даже ехать. А потом уже ехалось почти полностью. Надо сказать, что сейчас там активно работают лесовозы, они эту дорогу разбивают, но они же ее и ровняют периодически и подкладывают доски. Так что тут может и повезти, и будет относительно ровно. Но может и не повезти, а что там творится после дождей — страшновато представить. Рано или поздно лесовозы вывезут все, что оттуда хотели, и дорожка начнет уплотняться и зарастать. Может, через 2-3 года там будет вообще нормально.
Обходить-обносить не всегда нормально получалось, местами было трудно найти проход без жижи. В одном из мест неудачно поскользнулся с велосипедом - и шкваркнул себе педалью по лодыжке. Тогда не придал этому значения, постоянно же чем-то бьюсь. Но, похоже, с этого момента нога у меня начала опухать.
После этого развлечения уже нормальная дорога выводит в поселок Шум, где есть и Магнит, и Пятерочка (но мне не надо было). Затем каньон реки Лава. Там есть что посмотреть, и некоторые участники даже ночевали, но я еду не в том режиме. Затем по полу-заросшим дорожкам выбрался к пересечению через Мурманскую трассу. Тут какое-то грандиозное строительство чего-то похожего на развязку, и какая-то странная загогулина в треке, которая вывела в тупик к вагончикам с рабочими. Ну а пересечение с трассой пока на одном уровне, так что пришлось перебегать.
Зато на той стороне — кафешка на заправке с нормальной едой на подогреве. Двое суток, 700 километров — и первая еда на тарелке.
Я доволен!
Перегон до Шлиссельбурга идет вдоль Ладожских каналов. Жаль, что трек затрагивает каналы только слегка, но что поделать, всего не включить. Подумать только: на Ладоге от штормов тонули корабли в таком количестве, что это оправдывало строительство канала не куда-нибудь, а просто параллельно озеру. Длиной 111 километров, с несколькими шлюзами. А копали его вручную, лопатами!
Наш же маршрут до Шлиссельбурга — в основном по грейдеру. Многие его отметили как один из самых неприятных моментов маршрута, но у меня такого не отложилось. То ли повезло со временем, когда я там был, то ли просто как-то быстро пролетелось. Там же встретил Льва Гордиенко, который выехал навстречу участникам из Шлиссельбурга до Киришей, чтобы посмотреть, кто где едет. Потому что почти никто не отписывался с маршрута, и «зрителям» и организаторам приходилось гадать о том, где находятся участники. Точней, ну как встретил... Лев меня сфотографировал, я не придал этому значения, потом поприветствовал, тут мне он показался знакомым, но к тому моменту я уже проехал и останавливаться не стал. Только потом уже узнал, что это было.
Благодаря Льву Гордиленкову есть это единственное фото на ходу.
Кроме грейдера, есть небольшой перегон по тропинке вдоль Новоладожского канала. Я спустился умыться, но вообще там и купаться можно. В самом Шлиссельбурге трек тоже частично идет по тропинке, которая красивая, но узкая, и на ней было много народу, приходилось протискиваться. Надеюсь, подкорректируют.
Вообще-то в Шлиссельбурге есть пиццерия, но у меня был с собой хот-дог с заправки, который есть на ходу не удобно («френч-догов» у них не было). Так что я устроился на набережной для поедания, стараясь не уделаться уже изрядно потрепанным продуктом, который истекал соусом.
Дорога на мост через Неву — сложная загогулина по развязкам, а хотелось уже убраться от цивилизации побыстрей. Но вниз с моста в этом направлении надо спуститься по лестнице. Лестница узкая, длинная, и довольно крутая. Кажется, тут я второй раз получил педалью по лодыжке… После нее — маленькая тропка через овраг, над которым кто-то повесил указатель с расстояниями до Конаково и Сортавалы. Круто! Правда, я бы его не заметил если бы не присел после подъема снять наколенники — становилось уже довольно жарко.
Машин в цивилизации слишком много!
Лестница с моста.
Дальше был кусочек по тропе вдоль пожарной канавы. Взгляд на крепость Орешек по другую сторону устья Невы.
Потом начинается неприятный участок с довольно активным движением. Ленобласть — она такая! Впрочем, ничего опасного, просто многовато машин и шума. Шоссе "дорога жизни" заканчивается на станции Ладожское озеро. У платформы стоит электричка на Питер... Опасное место!
Потом военный полигон, объезд военной части, дальше полигонные дороги. А вот и первые несколько луж во всю дорогу, которыми так известен Карельский перешеек!
Дальше маршрут выходит на песчаные дороги вдоль Ладоги. На треке отмечены точки «можно по берегу». Имеется в виду, что по берегу может быть или более красиво, или более твердо, если отлив. Но для меня Ладога - не диковинка, а насколько там лучше едется, неизвестно. На треке известно, что - сухой глубокий песок. Но я к этому времени уже сбросил давление в колёсах, так что вполне себе ехалось. Правда, надо быть внимательным и не делать резких движений.
Несмотря на то, что середина вторника, но погода хорошая, так что народу разъезжает на машинах немало. К счастью, в песок поглубже многие заехать не могут, так что хотя бы на более сложных дорожках не надо было с ними разъезжаться.
По выходу от Ладоги я при подготовке к поездке поставил себе точку «телепорт»: на дороге А-120 лежит свежий идеально ровный асфальт, так что я предполагал, что после песка по нему буду просто лететь. Но нет — скорость всего около 23 км/ч… Конечно, там и небольшой набор, и чуть встречного ветра, но все равно слишком медленно! Поэтому, увидев полянку с какими-то развалинами, решил попробовать взремнуть на солнышке минут 15. Конечно же, через 5 минут рядом остановилась какая-то машина и начали хлопать дверями. Там, где есть машины, кто-нибудь обязательно останавливается, стоит попробовать передохнуть. Эх, ну ладно…
К этому времени уже побаливали ступни. На подвернувшемся подъеме в горку по бетонке решил пройтись, разувшись. Действительно, такой «массаж» несколько помог.
Под вечер маршрут вышел на лесные дороги рядом с Орехово и Сосново. Вот по ним получилось просто сказочное катание! Песчаные горки, извилистые дорожки, а внизу — объезды луж. Но всё накатано велосипедистами, так что спешиваться не нужно, и «препятствие» - только возможность порулить. К тому же горки почему-то были влажными с той стороны, по которой надо было заезжать. В итоге всё проезжалось в седле, и довольно весело. Потом узнал, что это простой участок кросс-кантрийной трассы.
К Сосново подъехал уже в сумерках. День получился не быстрый, +270 км за сутки, всего 870 км за 60 часов. В Сосново уже были закрыты кафе-шавермы, так что купил в Пятерочке большую порцию холодца и устроился его поедать на остановке. Заодно надо было переодеться. Я на ночь утепляюсь — в первую очередь, на колени идут утепленные беговые штаны + наколенники. Иногда еще и дождевые штаны поверх. А еще я всегда в темноте езжу в светоотражающем жилете. Даже на грунтах это нужно — не всё же по укромным лесным дорожкам.
К этому моменту у меня стала плохо выстегиваться правая нога, та самая, которую я раньше ударил, и теперь она стала как кабачок. Проблемы с выстегиванием бывают, когда шип подстачивается, но еще — когда он не так повернут или болтается. Расковырял его и попробовал повернуть. Слегка помогло, но не сильно. Так что каждое выстегивание стало проблемой - а впереди ждала грядя Вярямянселька, где выстегиваться пришлось часто.
Еще начали побаливать от холода места, куда задувает холодный воздух: запястья, шея, лодыжки. Последнее было особенно неприятно, т. к. давало суммарный эффект с ушибом и плохо выстегивающейся педалью. Странно, раньше никогда такого не было. К счастью, «рабочие» суставы (то есть колени) утеплены, и с ними всё прекрасно… А вот шею или запястья утеплить было особо нечем (даже бафф забыл), так что оставалось только ждать солнца… Да подмазывать Вольтареном - он какое-то время действует.
Гряда Вярямянселька ночью будто вымершая: ни людей, ни зверей, ни птиц, ни даже комаров! И темнота. Блуждания по «Вермишельке» можно охарактеризовать так: «ёжик в тумане». Сильный рельеф, тропинки совсем не быстрые, периодически ныряют к водным препятствиям, через которые надо переходить, балансируя на палках. В некоторых местах было не очевидно (по крайней мере, ночью) - куда же надо двигаться? Пару раз даже приходилось возвращаться.
Фото размазано, но на самом деле вот примерно так все и выглядело для меня.
Ночное канатоходство. А на треке это называется "мостки".
Я решил, что отсутствие комаров — прекрасная возможность вздремнуть без палатки. Расстелил пенку, забрался в спальник, не переодеваясь, и накрылся тентом от палатки (роса потому что). Поставил будильник на 1.5 часа сна, проснулся через час. Интересный опыт: я первый раз спал без палатки. Время на установку палатки экономится, но все равно есть затраты на всякое «ковырялово»: достать-убрать спальник из глубин сумки, достать тент из палатки, потом это всё тщательно утянуть.
Рассвет застал меня уже в другом заказнике - «Раковые озера». После небольшого перегона по грейдеру там довольно приятные лесные и полевые дорожки.
Когда солнце стало достаточно подогревать, привалился на травку подремать. Будильник на 20 минут, просыпаюсь через 15. Почему-то меня клонит в сон именно по утрам, а такой короткий привал заряжает бодростью довольно надолго. И главное — не надо ничего ни откуда доставать, просто лёг, и голову на сумку. Лишь бы погода позволяла.
Дальше — петля через заброшенный военный аэродром Вещево. Примечательное место, хорошо, что сюда завели маршрут. Через него у нас даже шоссейные бреветы иногда прокладывают — по дальней части, через песочек в качестве «изюма».
Бывшая взлетно-посадочная полоса среди леса.
Вскоре после «Вещево» случилось забавное. После спуска остановился чтобы обойти лужу, вдруг слышу глухой удар, поворачиваюсь на звук, а там как будто силуэт медведя за деревьями и тяжелое дыхание доносится. Ну я такой «ладно, я поехал». Через некоторое время — опять глухой удар. Думаю «что это он там делает, по пню бьет, зачем?». Но когда подобные звуки доносились и через 2 километра, стало понятно, что по крайней мере бУхал не медведь. Возможно, карьер какой-то. Надо сказать, что некоторые участники писали, что видели множество медвежьих куч. Я видел только одну, а много — куч помёта лосей. Возможно, не все разбираются в сортах…
Дальше до дороги на Каменногорск шли классические дороги Карельского перешейка. Приятные, по красивым местам. Но часто с лужами во всю дорогу. Этот участок довольно популярен среди нас, «местных». Я тут бывал несколько раз, так что узнавал многие лужи. До старта 2 недели было без дождя, так что дороги были просохшие, и вообще-то многие из оставшихся луж можно было проезжать, не спешиваясь. Это было бы логично при однодневной покатушке. Но мне хотелось по возможности сохранить ноги сухими, т. к. иначе при таком продолжительном движении без долгого сна кожа на ногах раскиснет и получится «окопная стопа». Больше суток такого лучше не практиковать, иначе проблема будет прогрессировать. Есть какие-то способы с намазыванием жирными кремами до поездки — надо будет как-то попробовать...
К полудню выбрался к Каменногорску. Это примерно 1000 км маршрута, со старта 3 суток и 3 часа. Темп продолжает падать. Во многом из-за более сложных и рельефных дорог, частично из-за болячек и накопившейся усталости (пусть она особо не ощущается, но она определенно есть).
Перед Каменногорском надеялся раздобыть хот-дог на заправке, т.к. по карте кафе не нашел. Но там — только кофе. Другие участники опять где-то нашли кафе, но я не тратил время на поиски и сразу отправился в магазин. Там совершил серьезную ошибку: вместо холодца для разнообразия решил купить пачку Оливье. Как-то оно совершенно не зашло. А еще потратил там кучу времени на кассе.
Вскоре после Каменногорска — один из лучших участков на сегменте. Резкие подъемы и спуски по крупным, но не острым камням. Красиво: частенько мне казалось, что я в Финляндии. Не удивительно — она довольно близко. На многие из подъемов я бы предпочел подняться пешком (по времени примерно то же, зато разнообразие по нагрузке). Но к этому времени из-за ноги пешком идти было конкретно больно, так что здесь и дальше заезжал почти всё в седле. Был, правда, и тут не очень приятный участок с грязными лужами и лосиными вшами.
Ну а дальше — дорога к озеру Ястребиное. Все оказалось как и ожидал: таскалово с велосипедом по скалам и куча народу. К счастью, был рабочий день, поэтому народу было не так уж много, как могло бы быть. Но всё равно попсовость очень ощущалась. Ощущалась еще и тем, что многие граждане оставляют лучшую часть себя прямо рядом с тропинкой, не удосуживаются ни отойти до ближайшего кустика, ни прикрыть чем-то. Ну а я не унывал, т.к. еще дома заготовил веселую песенку «в гробу видал я это ваше Ястребиное», напевая которую про себя, спокойно карабкался по скалам. Трека старался придерживаться и тут, хотя вообще можно было пройти по тропе, на которой карабкания поменьше.
После Ястребиного дорога мимо карьера выводит в депрессивный поселок Куликово - «пригород» Кузнечного. В мелкий магазинчик набилась толпа каких-то ханыг. Неприятно, но мне надо было закупить припасов — в последний раз уже. Еще пора было отписаться в интернет, где я нахожусь, но тратить лишние секунды рядом с алкашами желания не было. А буквально через километр от поселка связь пропала.
Уже смеркалось, и я стал задумываться: взремнуть или уже ехать до финиша. Оставалось всего около 140 километров, но я не знал, каких. По опыту предыдущих, это могло занять довольно много времени. Так-то спать не хотелось, но организм подавал признаки, что ему нужно восстановление. А останавливаться лучше до того, как окончательно стемнеет.
Укрылся в небольшом леске буквально в нескольких метрах от шоссе. Тут было некоторое количество комаров, так что палатку пришлось поставить, но тент просто набросил, не натягивая, без колышков, и в спальник опять загрузился, не переодеваясь. Проснулся через 1:45. В первый раз не сам, а по будильнику — значит, утомление действительно накапливается, не зря ложился. Впрочем, это четвертая ночь на маршруте — не удивительно.
В полночь подъехал к Хийтола. Тут была связь, так что специально остановился, чтобы отписался в интернетах — больше привалов не планировал, да и не известно было, как там дальше со связью. Поначалу ехалось неплохо: асфальт, нормальный грейдер на Куркиеки. Но потом дорожка измельчала, и от плотины старой ГЭС пошла какая-то колея с лужами. Впрочем, вскоре снова трек вернулся на грейдер. Широченный такой! Я думал, что он так и идет на остров Койонсаари, и радостно вкрутил по нему. Да так, что не заметил и проскочил Y-образную развилку аж на километр, да еще со сбросом высоты. Вернувшись, попытался понять, как я мог ее пропустить, хотя отворотка тоже очень широкая. Видимо, из-за всей этой ширины в темноте даже и не видно было, что дорога раздваивается — на периферию не попадал свет фары, а на навигатор я в это время особо не смотрел.
Попсовость острова Койонсаари ощущалось еще на подъездах: в темноте поблескивала длиннющая вереница машин. Вскоре трек свернул на южную часть острова. Хотя было около 2 часов ночи, из одной из палаток доносилось какое-то музло. Может, днем тут можно и можно было ехать, но в темноте мне на вытоптанном побережье было не разобрать, где там тропа, так что во многом пришлось идти пешком. Причем трек проходит порой прямо по стоящим на берегу палаткам. Можно себе представить, каково было обитеталям, когда по палаткам шарашили 2 фонаря со всеми этими люменами. Ну а что делать!
Иллюстрация Койонсаари.
Возможно, Койонсаари сейчас — самая бессмысленная часть даже не сегмента, а вообще всего глобального маршрута Тур Юнайта! Потому что это не просто петля, а радиалка, с которой ты возвращаешься на то же место. И было бы ради чего! Место красивое, но не уникальное (особенно для человека, который сюда доехал с Рыбачьего), и очень уж попсовое. Но я не расстраивался, т.к. это было известно заранее, и у меня была заготовлена весёлая песенка (см. выше про Ястребиное). Да и по факту оказалось проще, чем я думал: после южной части назад трек возвращался уже по нормальной дороге.
Рассвет застял меня снова на мелких приятных дорожках. Последняя часть трека петляет вокруг трассы А-121, периодически выходя на нее. Многие участники характеризовали его как чуть ли не самый сложный на сегменте. Мне так не показалось. Возможно, потому что ехал его уже засветло. А может, потому, что никакие грунтовки не напрягают меня так, как автомобильный траффик, которого тут почти не было. Конечно, горок довольно много, и резких. В одну я даже зашел пешком, хотя идти из-за лодыжки было уже очень больно. В остальные заехал, хотя некоторые — стоя и на передаче 22-34. Некоторое количество обходов луж, но это нормально для Карелии. После дождей будет сложней. Вообще, места очень красивые, это облегчает движение. Но времени на это все ушло немало!
В Сортавала трек делает почетную петлю по городу. Вроде как, по правилам по населенным пунктам можно ехать произвольным образом, но это финишный город, да и я все же старался придерживаться трека.
Финишировал в 12:16. Итоговое время: 4 суток 2 часа 46 минут на 1200 с небольшим километров.
Итоги
Приехал вторым: Александр Овчинников финишировал существенно раньше. Я этим очень доволен, как и результатами остальных участников. Было бы не так интересно стараться ехать побыстрей, если бы остальные только расслаблялись. К счастью, в этом году подрос и уровень участников, и их желание ехать сосредоточенно. Это очень ценно: формируется достаточно активная «движуха» в интересном мне формате.
Результаты других дают некий ориентир, но все же моя цель — ехать настолько быстро, насколько могу именно я. В целом, результат соответствовал середине моих ожиданий. Задача-максимум была вписаться в 90 часов, задача-минимум — финишировать до конца четверга (при старте в воскресенье утром). Ну а я доехал в полдень четверга. С другой стороны, получилось неравномерно: первая половина была быстрее плана-максимум, а вот на второй существенно замедлился. Впрочем, замедлились на ней все, потому что дороги там намного сложнее, вопрос насколько — надо будет проанализировать треки. Не похоже на влияние физической усталости: на асфальтовых участках ближе к финишу достаточно легко держал 26-27 км/ч, что довольно неплохо на низком давлении. Конечно, сказались ушиб и отек лодыжки, но от этого не застраховаться.
Но главное, темп получился существенно быстрей, чем в 2018 году Воронеж-Конаково, хотя дороги там в среднем сравнимые по сложности. Возможно, там даже проще (в сухую погоду). В пересчете на такое же расстояние — примерно на сутки быстрей!
Еще хотелось бы отметить:
- Сколько бы ни было опыта, опыт не будет крутить за тебя педали, не гарантирует от происшествий и от ошибок. Хотя я ехал подобный «скоростной велопоход» четвертый раз, все равно столкнулся с неожиданностями со стороны организма. Например, в этот раз начал отекать, причем довольно сразу. Через несколько дней после финиша отек сошел. Так и не узнал, что это было.
- Зато опыт говорит, что практически любые болячки пройдут. Многие — прямо по ходу поездки. Другие через неделю, что-то может и дольше. Когда заболела ножка, попка или мотивация, можно сойти, а можно напрячься и доехать. В первом случае это "слив", во втором — поставил цель и добился. А через недельку-другую все равно будешь примерно в одинаковом состоянии.
В качестве иллюстрации предыдущего пункта: в Сортавала помогал грузиться в поезд велосипедисту. Сам он не мог поднять велосипед, так как сломал ключицу, заезжая на поребрик в соседнем поселке. И это не заживёт за неделю. Вот чем может обернуться расслабленная покатушка. Расслабленно кататься — опасно :)
Послесловие
Ну а после своевременного финиша от недели отпуска оставалось еще четыре дня. Так что продолжил походничать уже с семьей, дополнив Тур Юнайт черникой, купанием и прочими неспешными радостями. Хороший получился отпуск!
Пост-Тур Юнайт. Хотя катался один, отдыхать приятно вместе.