Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Tour Unite 1200 км Конаково-Сортавала 2020 (Костюхина Екатерина)

Рассказ о сольной поездке на велосипеде по маршруту Тур Юнайт Конаково - Сортавала. 1200 км разных дорог, 8 дней 9 часов в пути. Эмоциональный рассказ не столько про дороги и события, сколько про мое восприятие.



Цитируя организаторов, Tour Unite — это серия длительных велосипедных нон-стоп заездов на время по всем типам покрытий (асфальт, грейдер, грунт). Подробнее можно почитать в группе мероприятия в ВК здесь. На этом сайте получается уже пятый отчет на эту тему (открыть все здесь).
В августе 2020 мой муж Саша проехал масс-старт сегмента Конаково — Сортавала 1200 км. Приехал вторым, пройдя этот маршрут за 4 суток и 2.5 часа. Его рассказ о скоростном прохождении, где довольно подробно про маршрут, про снаряжение и без лишних "чувств" можно прочитать здесь.

Я несколько лет назад уже ездила сегмент Петрозаводск-Конаково, но с тех пор участвовать в Тур Юнайте не планировала. Однако, после того, как я мысленно проследовала за Сашей весь путь, мне (совершенно неожиданно) захотелось тоже съездить.
Муж всегда поддерживает мои желания и никогда не советует "поберечь себя". Поэтому при первой возможности подготовил мне велосипед и проводил на вокзал. У нас на велосипедах одинаковые рамы Salsa Fargo, Саша поставил мне колеса с бескамерными покрышками, который собирал для своей поездки, также отдал лежак. С собой я взяла 45-литровые велоштаны ПИК, куда убрала палатку-однушку Big Agnes Fly Creek, толстый пуховый спальник на минус много (осень все-таки), кухню и много всего запасного. Ничего особенного в моем снаряжении не было. И на этом формальную часть закончу.

А в этом отчете мне захотелось написать не только про то, что происходило в реальности, но и про то, что я при этом чувствовала. Решиться на это было непросто... Я понимала, что большинство читателей совсем не интересую я и мои чувства, а интересует "инфа" - дороги, стоянки, магазины, опыт по снаряге и прочая практическая дребедень, от которой меня саму уже подташнивает (учитывая количество написанных отчетов со всеми необходимыми полезностями). Что же, читать я никого не заставляю. Но все же надеюсь, что кому-то будет интересен и важен именно мой душевный опыт. Ведь велопоход - это не обязательно только кручение педалей или осмотр достопримов...


Общая карта маршрута Конаково-Сортавала

Дороги и условия на разных участках маршрута очень отличались, поэтому километраж такой разный по дням, а по усилиям дни у меня все были примерно одинаковыми.

День 1. 6 сентября
163 км Конаково - Тверь - ночевка перед Торжком
День 2. 7 сентября
148 км Торжок - Вышний Волочек - ночевка перед Мстой
День 3. 8 сентября
169 км Мста - Боровичи - Любытино - ночевка перед Неболчи
День 4. 9 сентября
170 км Неболчи - Будогощь - Кириши - ночевка за Глажево
День 5. 10 сентября
117 км Шум - Шлиссельбург - пос. им. Морозова - ночевка перед Коккорево
День 6. 11 сентября
131 км Ладожское озеро - Сосново - ночевка на гряде Вярямянселькя
День 7. 12 сентября
115 км Заказник Раковые озера - Вещево - Каменногорск
День 8. 13 сентября
97 км Зайцево - озеро Ястребиное - Куркиёки - ночевка на острове Койонсаари
День 9. 14 сентября
105 км Лахденпохья - Сортавала

День 1

163 км, трек на Strava

Дорога в Конаково была тяжелой - четыре вида железнодорожного транспорта и один водный. Особенно неприятным был прыжок с велосипедом из дверей электрички прямо на рельсы, когда на пересадке в Решетникове неожиданно для меня оказалась короткая платформа. Поездка могла закончиться уже в этот момент :) После этого всего я переночевала на берегу водохранилища в Конаково. И утром отправилась в путь.
C совершенно чистой головой и безо всяких целей. Просто покататься. А дальше посмотрим....


Стартовая фотография у пристани парома

Первый день пути, из Конаково в Тверь и далее Торжок, получился у меня очень расслабленным и тотально приятным. Стараниями разведчиков, трек от Конаково до Торжка достиг абсолютной прекрасности. Искренне спасибо тем, кто помогал его делать! Он идет по очень комфортным, простым и тихим дорожкам — то по сосновым лесам, то вдоль Волги, потом вдоль реки Тверца. А ещё здесь много тропинок! Удивительно было видеть тропинки в автомобилизированной России - ощущение как будто в Финляндию какую-нибудь попал.
Я задумчиво крутила педали, радуясь дорожкам и красоте вокруг и ни о чем не думая. В Твери пообедала в столовой Сковородка, которую заранее высмотрела в интернете. И дальше поехала.

Вот немного фото-иллюстраций этого дня:


Вдоль великой реки Волга.


На лесной тропинке.


Через Тверь трек проводит по всяким тайным тропинкам вдоль реки.


Новенький мостик - для пешеходов и велосипедистов!


Вдоль Волги много бывших пионерских лагерей, часть заброшена, но здесь девушки в свежих красных платочках.


Усадьба Раек с потрясающей круговой колоннадой очень впечатлила меня в прошлый раз, когда трек выводил к ней через кусты и крапиву. Продираешься, продираешься, а потом раз тебе - и круг белых колонн! Новый трек (видимо, после жалоб участников) ведет в усадьбу радильно по дорожке, эмоций намного меньше, но все равно я навестила усдьбу с удовольствием.




Вдоль реки Тверца.





На ночевку я остановилась прямо на берегу Тверцы, немного не доезжая до Торжка. За день проехала всего 160 километров - мало для таких хороших дорожек и первого дня. И силы еще оставались, но уж очень хотелось после теплого дня искупаться в речке! Она так призывно журчала. Позвонила мужу, он сказал, что все равно меня любит. А он-то сам за раз проехал все 600. Непросто мне находить оправдания для своей лени, глядя на его пример! Поэтому я сама никак кроме "тошнить по 150" (выражение, которое с Сашиной подачи уже пошло в народ) свои покатушки не называю.

Ну а у меня был чудесный теплый вечер у реки. Я нежно отношусь к Тверце еще с прошлой поездки, и хотела с ней рядом побыть. И такой прекрасный день позади, прозрачно-радостный, с идеальной чистотой в мыслях и чувствах... Еще не зная, что уже начиная со следующего, дни у меня будут куда более сложные и противоречивые.



День 2.
148 км, трек на Strava

Трудности начались сразу - с утренней грозы, которую прогноз совсем не обещал. Мне выходить - а оно вдруг как польет! Пережидать смысла не было. Но ехать под этим холодным сильным дождем мне оказалось тяжко сразу по нескольким причинам.
Во-первых, после двух перенесенных в молодости пневмоний у меня проблемы с легкими, а воздух был холодный и очень влажный - и в легких начала накапливаться жидкость. Дождей этим летом хватало, но почему-то именно в это утро с грозой мне было ну совсем тяжело дышать. Я пыталась прокашляться, но ничего не получалось, и для дыхания оставался рабочим лишь небольшой объем... А катание на велосипеде требует кислорода, тут еще и горки были!
Во-вторых, трек перед Торжком много виляет по всяким маленьким дорожкам. Из-за низких темных туч день не спешил наступать, мои очки на -7 заливало потоками воды, и я с трудом могла рассмотреть даже стрелочку в навигаторе, постоянно ошибаясь на поворотах.
В результате 10 километров до центра Торжка я ползла час с лишним, задыхаясь и беспомощно пытаясь что-то разглядеть в потоках воды. Если бы знала заранее, что будет так трудно, проехала бы эти километры с вечера и не заметила...

А вот сам Торжок совершенно прекрасен! Второй раз тут, и опять восторг. Тем более, что обновленный трек ведет целиком вдоль реки самым красивым образом.


Торжок показался в дождях и туманах





После Торжка и ливень, и хитросплетения дорожек закончились. Но как-то уже не катило! Хотя до Вышнего Волочка 85 км очень хорошие лесные дорожки и маленькие грейдера, а в Волочке - вкусный Макдональдс.
А вот после Вышнего Волочка начинается жутко муторный грейдер на Мсту. Там вроде всего около 25 километров собственно грейдера, но он такой разбитый, что кажется намного длиннее! Конечно, если бы я на нем оказалась после всех тех приключений, которые ждали меня впереди, он бы мне наверняка показался отличным :) Но в этот второй день ехать по нему было тяжело.
Все потому, что на этом грейдере у меня проявилась еще одна проблема, специфического свойства - по неизвестной мне причине на коже на попе пошла инфекция. Я об этом не знала. И только вечером при переодевании обнаружила, что со всего того, на чем мне полагалось сидеть, "покрытие" уже все облезло и вообще ужас-ужас, обойдемся без дальнейших подробностей. Первый раз со мной такое. Причем всего за каких-то два дня и 300 километров!
На эту тему я вспоминала историю c Transcontitental Race 2019 года, когда один из лидеров (Björn Lenhard) вынужден был сойти с гонки - из-за попы! Если даже таким крутым и опытным велосипедистам их попы иногда преподносят неожиданности - значит, со мной все нормально :) Просто не повезло.
Забегая вперед, у меня конечно был с собой антибиотик (банеоцин в порошке), и когда я поняла, в чем дело, с его помощью удалось быстро остановить воспаление. После этого, с активным участием правильного детского крема и бальзама Спасатель, дней через пять кожа выросла новая, и проблема полностью ушла еще до окончания поездки. Ну а в процессе надо было просто потерпеть: попа - дело наживное :)
Однако, на тот момент, еще не зная в чем дело, ехать по ямкам этого грейдера ехать мне было, м-м-м, несколько некомфортно. Так что не очень-то хватало воли заставить себя крутить педали, и я пассивно перекатывалась из ямки в ямку, из ямки в ямку... Долго. И с очень яркими ощущениями!


Объехать эти все ямки невозможно! Бдыщ-бдыщ-бдыщ...

Однако, все заканчивается, и этот грейдер тоже сам собой закончился, хоть я почти и не крутила педали. Дальше пошла прекрасная дорожка через леса и зарастающие поля. Не знаю, у кого как, а у меня утомление только повышает интенсивность восприятия (на которую я и так, мягко говоря, не жалуюсь). Тем более, после этой тысячи ямок, которые взбили мне все внутри, включая душу :) Все свое детство я проводила летом в деревне в 150-ти километрах от  того места, где сейчас ехала. И тут такие родные запахи вокруг были, обостренные вечерней влажной прохладой - леса, травы... Этот вечер был прекрасен до слез!





Однако, на волне моего восторга быстро спустились сумерки, и я остановилась на ночевку на берегу маленького озерца у дороги, немного не доезжая поселка Мста. Не то чтобы красивое место, но зато можно помыться. Помылась, сварила ужин - тут и дождь пошел. А я пошла спать.



День 3.
169 км, трек на Strava

За ночь дождем налило пол-котелка воды, при том, что котелок стоял в сторонке. Это уже не миллиметры осадков, а сантиметры. Как же много воды вокруг! И утром дождь продолжался. Между Мстой и Боровичами сотня километров, а маршрут идет так или иначе вдоль реки Мста. Дороги были включены в трек разные - иногда я утопала в сыром песке, иногда был хороший асфальт, иногда снятый асфальт, а часть пути идеальная лесная дорожка, которая меня больше всего и порадовала. По пути много чудесных подвесных мостиков через реку, и трек несколько раз провел с одного берега на другой по ним. Мостики такие хорошие, что можно проехать в седле.







В середине дня приехала в Боровичи, пообедала в знакомой Пельменной (N58° 23.474' E33° 54.759'). Дальше трек ведет 55 км в Любытино по новенькому асфальту.

Я надеялась, что сейчас отлично втоплю по гладкому, тем более после хорошего обеда силы были. Но не тут-то было - в лицо мне ударил сильный встречный ветер! И так как трек следующие много сотен километров вел все время в одном направлении на северо-запад, а ветер дул очень стабильно с запада, то и все последующие дни прошли под знаком борьбы с ветром и тем дождем, который этот ветер с собой нес...
На тот момент, правда, дождь временно перестал. Но и без дождя первая встреча с этим выдающимся западным ветром была непростой. Это так трудно морально - средняя 19 км/ч на идеальном асфальте с приложением всех сил! А вокруг асфальта еще и смотреть особо нечего, и плеер я из соображений безопасности не включаю на больших шоссе, так что отвлечься не на что. Так, уткнувшись носом в лежак, отданный мне любимым мужем после его Тур Юнайта, и стараясь думать о чем-нибудь возвышенном, а не о своей унылой скорости и встречном ветре, я докрутила до Любытино.

В Любытино я даже в этом году уже второй раз, и раньше бывала. И всегда с удовольствием покупаю пирожки у дядечки слева от ларька (N58° 48.838' E33° 23.560'). У него реально хорошие пирожки, сделанные со вкусом. И котлеты еще. Хозяин меня вспомнил, решил, что я похудела (это ему показалось :)) и в довесок к купленным мной пирожкам досыпал бесплатно еще мешочек, как и в прошлый раз. Что ж, приятный и вкусный подарок - все они мне пригодились! Не без помощи всех этих прекрасных пирожков, со своего Тур Юнайта я вернулась еще более упитанной, чем стартовала :)



После Любытино трек ведет по новому асфальту в Неболчи, там 40 км. Это на север, а не на запад. Как же хорошо было ехать БЕЗ встречного ветра! Как будто крылья за спиной выросли, несмотря на стабильный подъемчик из долины Мсты. И само шоссе тихое, машин очень мало. Ох, а ведь всего несколько лет назад там был умопомрачительно разбитый грейдер :)

Но, естественно, дело уже пошло к вечеру - сентябрь, темнеет рано. Уже в густых сумерках увидела, как по полю у дороги гарцует и громко хрюкает пара упитанных кабанчиков. Такие классные! Редко удается встретить их вот так живьем, обычно мы только следы видим или максимум ночью из палатки слышим топотание. Так что я обрадовалась встрече, сочла это за хороший знак и осталась ночевать на соседнем поле, уместив палатку среди высокой мокрой травы. Это не легко было сделать, но вообще мне нравится почувствовать себя дюймовочкой, когда трава - выше палатки. Ночью снова начался дождь.



День 4.
170 км, трек на Strava

Утром четвертого дня я без остановки проехала заливаемые дождями Неболчи и двинулась на Будогощь. Там 75 километров грейдеров с редкими вкраплениями асфальта. Грейдера в целом неплохие. Места вокруг болотистые, пустынные. Очень медитативно. Компанию мне составляли только дождь и скрежет песка в трансмисии велосипеда.


Вот такой пейзаж всю дорогу.


Хороший способ себя подбодрить - забив на дождь, сесть на сырой обочине, достать термос с горячим чаем и дядечкины пирожки из недр велоштанов и провести десять минут в полном уюте! Как будто дома на кухне. Определенно, термос был совсем не лишней вещью в этой поездке!


После Будогощи трек неизбежно ведет в Кириши, чтобы пересечь там Волхов. Трасса обычно очень загруженнная, но мне повезло - фур в середине рабочего дня было немного, а машины нормально объезжали. Ехала и вспоминала, как мы тут пробирались в мае с ребенком в велокресле - полностью по грунтовой обочине, потому что по асфальту было просто невозможно из-за потока машин... зато на ветке у дороги сидела самая настоящая сова... а потом пошел жутко холодный мокрый снег! (отчет). А у меня всего лишь дожди.
В Киришах пообедала в KFC. Дальше трек идет по шоссе по западному берегу Волхова и далее через бывшие торфоразработки к поселку Шум. Лесовозка меня ждала на следующий день, а в этот надо было перетерпеть шоссе. Вот вдоль Волхова и машин, и фур было очень много! Так что трек идет не очень удачно, но я помню, что раньше это шоссе не было таким загруженным, да и лесовозки на торфоразработках не было.
Ну а я успела до вечера проскочить это неприятное место и с облечением свернула на маленькую асфальтовую дорожку в Криваши. Там же и осталась на ночь, так как уже темнело. Просто в хорошем еловом лесу.

Вот такой получился день - дождливый и нейтральный. 170 километров просто катания на велосипеде.

День 5.
117 км, трек на Strava

Утро традиционно началось с выхода под дождь. Я пять дней в пути - и уже четыре из них собираю палатку под дождем. Есть в этом моменте что-то такое очень особенное! Вот это вылезание из теплого спальника и уютной палатки - в предрассветный дождливый мир. И вперед по маршруту. В первые минут 15-30 на велосипеде после тепла и сухости, дождь ощущается особенно ярко. Пробирает до глубины души!
А для меня утренний дождь - история про любовь. Ведь никто меня не гонит. Я люблю кататься и походы. И дождь мне об этом напоминает, спрашивая утром - хочешь дальше, вместе со мной? Конечно, хочу!!

В этот день мне предстояла важная интрига - лесовозка на бывших торфоразработках у Назии. Это место сильно впечатлило многих участников масс-старта. Но они ехали в глобальную засуху, а вот для меня за прошедшие дни на землю вылилось просто огромное количество воды. Так что я опасалась - что же меня там ждет?
Однако, драмы не случилось: это оказалась самая обычная лесовозка. Глине не липкая, не "кембрийская". И ещё хуже размокать там было больше просто нечему. Поэтому дожди на нее не повлияли.
Я не пыталась играть в крутого велосипедиста, так как я не он, много шла просто пешочком. Ну идёшь себе и идешь. Весь раскатанный лесовозами участок (полностью он километров 6-7 длиной) занял час с небольшим без усилий. Естественно, не с сухими ногами, я шла прямо по лужам. Но с этой погодой ноги у меня все равно не просыхали уже четвертый день, так что я ничего не потеряла.


На фотографиях масс-старта присутствовали колеи по колено. Но то ли они были скрыты под водой, то ли вылившиеся неумеренные осадки  немного сгладили рельеф дороги, но я такой фотографии сделать не смогла.


Пейзаж на бывших торфоразработках.

Дорога через торфоразработки вывела меня к поселку Шум, далее провела мимо знаменитого каньона реки Лава и по маленькой грунтовке через Путиловскую гряду. Это красивые, необычные геологически и природно места. Дальше трек меня повел вдоль Ладожских каналов, местами по грейдеру, местами по тропинке, местами по грязной грунтовке. Опять-таки, Ладожские каналы - это исторически замечательное сооружение. Но в этот раз я смотрела вокруг исключительно в движении. И подробно описывать тут не буду - эти места заслуживают отдельного походика с внимательным рассматриванием. Я тут бывала не раз и при возможности вернусь снова, с сыном.

Местами по тропе вдоль канала и особенно по грунтовке пришлось идти пешком - размокшая земля оказалась ужасно скользкой! Я там даже один раз упала, несмотря на то, что успела выстегнуться - но поставленная нога тоже поехала. Ударила коленку. Пришлось вести себя осторожнее.


Дорожка и лиственничная роща на Путиловской гряде.




Новоладожский канал


Ну а главным впечатлением этого ходового дня стала погода. Жители Петербурга любят хвалиться тем, что у них постоянно ветра и дожди. Но это свидетельствует только о том, что они плохо знакомы с другими климатами :) Потому что на самом деле климат у нас мягкий, сглаженный, а сильные дожди и ветра случаются реально редко. Ну может пару раз в год. И вот в это самое "редко" я и попала!
Дома уже посмотрела городские новости по 10 сентября - шторм разыгрался не на шутку! В Петербурге повалило немало деревьев, валило и в Шлиссельбурге, куда я направлялась. Сестрорецк вообще затопило нагонной волной. МЧС прислало смс-ку: усиление западного ветра в восточной части Финского залива до 25-27 м/с. Все это сопровождалось сильным дождем. Сначала дождь накатывал волнами, благодаря чему я сделала фотографии выше, а потом полил уже непрырвной стеной.
А трек мой ровной линией вел прямо на запад! Так что дорога в Шлиссельбург произвела на меня большое впечатление - я ехала против мощного вентилятора с душем, направленным мне в лицо.


Какое постоянство!


Это вот все с бешеной скоростью летело с запада.


Поломанное дерево на площади в Шлиссельбурге



Я под впечатлением от погоды :)

В Шлиссельбурге я смогла передохнуть и поесть в тепле Додо Пиццы (N59° 56.759' E31° 01.894'). Конечно, в штормовых обстоятельствах на этом можно было с чистой совестью остаться ночевать в городе. Но оставаться в цивилизации категорически не хотелось - мне нравится двигаться вперед и ночевать в своей палатке в любую погоду. И уж тем более в такую особенную погоду! Казалось, что мир уделил мне внимание и преподнес такой вот необычный подарочек :) Что же, спасибо!

Конечно, скорость у меня была просто "никакая" - я ехала теперь больше не против ветра, а с боковым, но на шоссе с машинами приходилось проявлять большую осторожность и во многом трястись по неровной грунтовой обочине, так как из-за дождя стемнело заранее, и ветер не давал мне ехать достаточно ровно. В этот вечер у меня получилось пробиться 30 км по мосту через Неву и далее через поселок им. Морозова в сторону Ладоги. А перед Коккорево очень кстати попался маленький участок хорошего леса - густого, без высоких и старых деревьев и, что самое главное, не заболоченного. Там я и осталась на ночь.

Какое это волшебное ощущение - когда после целого дня дождя и ветра ставишь свою палатку, забираешься туда, распаковываешь из гермы теплый пуховый спальник. А снаружи все так же шумит ветер и хлещет дождь в мокром осеннем лесу... Определенно, я совсем не хотела бы провести эту ночь в какой-нибудь душной гостиничной комнате среди города!

В итоге километраж за день маленький, 117 км. Но из них много пешки, а остальное - борьба с ветром. Зато исключительно позитивный по настроению!





День 6.
131 км, трек на Strava

К утру тучи разогнало. И, быстро позавтракав, я понеслась к Ладоге - как раз успела к началу рассвета. Солнце вставало прямо надо водой, а вдалеке темными горами громоздились тучи уходящего циклона. Ах!
Да, я стояла на хорошо знакомой мне Ладоге. Не где-нибудь в далеких краях, а всего в 50-ти километрах от дома. И рассвет над тучами был очень красивым, но уж конечно не уникальным. Однако, имеет значение не только "где" и "что". Намного важнее оказывается путь, которым ты пришел. Я ехала сюда пять дней, ярких и сложных. Пробивалась по-честности через шторм, и эти тучи на горизонте мне были не чужими. Поэтому в это утро солнце искрилось над водой совершенно особенными для меня лучами!
Ну а самое главное счастье было в том, что мой путь пока еще не заканчивался, впереди ждал Карельский перешеек. Тоже, казалось бы, родной и знакомый. Но я понимала, что в этот раз я увижу и почувствую его каким-то абсолютно новым образом и проживу новый опыт. И с нетерпением ждала встречи - вне зависимости от того, будет ли мой опыт радостным или тяжелым.


Как будто горы вдали!





С утра маршрут был легким и приятным, 30 км вдоль Ладоги по лесным дорожкам. И даже кусочек прямо по берегу! В сухую погоду здесь на лесных дорожках глубокий песок, однако, после дождей хотя бы этой проблемы у меня не было :)



Но когда маршрут вывел меня на новенькое шоссе мимо озера Волоярви к Гарболово, я снова столкнулась со встречным ветром. Потому что тучи ушли (временно, как оказалось), но вот ветер меняться точно не собирался. Я старалась изо всех сил - и выжимала среднюю скорость меньше 20 км/ч. Снова предполагаемый скоростной участок, который должен был легко и быстро продвинуть меня вперед к предстоящим грунтовым приключениям, превратился в совсем не отдыхательное "тошнилово". После утренних радостей, на этих унылых 37 километрах я вымоталась конкретно! Учитывая, что и предыдущие дни не совсем отдыхала.
По пути встретила Алексея Миролюбова, который ехал этот же сегмент Тур Юнайта в противоположном направлении. Но в противофазе на спуске-подъеме мы успели только помахать друг другу ручкой. Впрочем, я не уверена, что тогда вообще была способна к конструктивному общению :)

Ну а потом начались грунтовые дороги и тропинки к Сосново - самая классика Карельского перешейка. Саша рассказывал мне про этот участок очень позитивно - там была куча вело-следов, и он по ним ехал без необходимости думать о траектории. Но у меня впереди на мокрой дороге тянулся только единственный след Алексея. Который явно справился тут получше меня...
Крутые горки. И лужи. Бесконечные лужи и ручьи. Неудивительно после этих всех дождей! Но от этого не легче... Уставшая от борьбы с ветром на шоссе, там я совсем поползла. В горку - пешком. Постоянные обходы водных препятствий. Каждые метров сто - ну или так мне казалось. Я же не вижу, что там под водой, а там часто камни и бревна - и боялась не справиться с управлением. У каждой лужи надо было принимать решение, ехать ли через нее. А пока я тупила, велосипед уже останавливался, и надо было обходить пешком - и думать, где-е-е-е... Два раза я даже умудрилась выронить велосипед прямо в воду, обходя лужу, и потом с трудом извлекала его глубин!


Пример типичной лужи. Вроде маленькая, но глубины и препятствий издалека не видно.

У меня по жизни не очень надежные границы личности и реальности... А во время длительного эмоционального и физического напряжения, когда я больше не могу четко удерживать границы усилием разума, они начинают совсем размываться. Мир внешний и внутренний смешиваются, становятся чем-то единым. То, что таилось где-то глубоко в подсознании, выходит наружу и начинает жить своей жизнью. А то, что я вижу снаружи, становится как будто частью меня самой.
Так и в тот момент, реальность внешняя и внутренняя начали постепенно смешиваться... Во внешней реальности я тащилась с велосипедом через лужи Карельского перешейка. Но в моем воображении при этом стал постепенно возникать образ попутчика. Я назвала его Лёгким и Сильным Байкпакером. Просьба любителей тех или иных сумочек не относить к себе, это мои фантазии :) Хотя и не без реальных прототипов, к сожалению.
Он легко вкручивал в горки. Ловко скакал по корням. Греб по лужам, не выстегиваясь. И скептически смотрел на меня, 36-летнюю подслеповатую, неуклюжую, слабую тётку с тяжелым рюкзаком, поджидая на каждом подъёме. Я видела его все более реальным, и как же печально было отражаться в этом презрительном взгляде... Одно радовало - я была совершенно одна, и хотя бы настоящих людей в лесу не было.

До вечера я таким образом протащилась через Сосново и достигла гряды Вярямянселькя. Там и осталась на ночь, поставив палатку на берегу озера.



День 7.
115 км, трек на Strava

Проснувшись во тьме седьмого утра, я чувствовала себя все так же предельно печально. Но что делать - я поехала дальше, глотая слезы…
На гряде Вярямянселькя не было ни души. Это очень, очень красивые места с крутыми холмами и прячущимся между ними лесными озерами. Протяжно гудели в предрассветных сумерках сосны. Плескали мелкие волны о песчаные берега. Над этим всем неслись с дикой скоростью тучи.
И я задумалась из глубины своей печали: а зачем мне кататься, зачем силы, которыми я так недовольна? Что самое главное? Уж явно не угодить этому воображаемому Байкпакеру, нам все равно не по пути!
А шум сосен подсказывал: самое главное, самый смысл моей жизни в это утро - двигаться вперед через этот лес и эти холмы, вбирая в себя их красоту. Наклониться и напиться воды из ручья, темной, с резким вкусом железа - живой. Заглянуть в озеро. Слушать шум сосен.
Ну и что, если на горки я иду пешком. Но иду же! Ну что, если перетаскивать велосипед через бесчисленные препятствия мне тяжело - но получается же. И слезы полились с новой силой, только уже не от печали, а от счастья. Ведь здесь и сейчас я проживала свой смысл жизни.







А дороги в этот день в треке оказались ну очень трудные. Через гряду, потом через заказник Раковые озера, а дальше совсем полный мрак мимо Градуевских озер к Каменногорску. Да, там красиво. В сухую погоду - отличные дорожки. Для кого-то другого (того, кто не я!) - возможно, даже и с лужами вполне нормальные.
Но для меня количество воды было запредельным... Десятки луж по втулки, одна за другой. Часто с бревнами и корнями внутри. Грязь, часто скользкая. Иногда вообще было проще просто идти пешком и все, а не пытаться ехать в седле, постоянно останавливаясь!
Так что задумалась о смысле жизни я очень вовремя. И пойманная эмоциональная волна помогла прожить почти весь этот непростой день хорошо и радостно. Лёгкий и Сильный Байкпакер вылез уже только ближе к вечеру с очередными супер-ценными советами о том, как надо правильно проезжать лужи. Но в этот раз мало что успел сказать - дождь полил с такой силой, что стало не до разговоров. И он молча смотрел, как я гребу через бесконечный ливень к Каменногорску, а лесовозы обдают меня водой с ног до головы… Как будто даже зауважал.


Дорога через Раковые озера.


Дорога мимо Градуевских озер. Вода и грязь. Грязь и вода.


Такая каменистая красота тоже была по пути, но в памяти она целиком утонула в лужах, только на фото осталась.


В Каменногорске я поужинала в кафе и отправилась ночевать в лес. Поставила палатку, даже не дожидаясь темноты. Сил больше не было. Лежала и слушала шум сосен. И этот бесконечный дождь, который все стучал и стучал по палатке. Всего 115 километров за день. Но больше было просто нереально! Если уж даже мой воображаемый анти-герой так считал...

День 8.
97 км, трек на Strava

Серьезные проблемы у меня начались еще вчера - Каменногорск я покинула с сильной болью в ахилловом сухожилии. Ночной отдых не помог, и утром дела мои оказались совсем плохи.
Иногда у меня бывают проблемы с этими сухожилиями даже в пассивной жизни. Началось это после ужасов беременности, когда все связки и прочее поменяло свое положение и перестало работать как надо. Но в эту поездку все с ногой было хорошо... до седьмого дня.

Проблема могла бы быть решена хорошим согревом. Как раз на предыдущем Тур Юнайте я придумала намазывать ногу мазью Капсикам и заворачивать ее в компресс из пакетиков. Этот метод реально лечит. Но как согреть ногу, когда она все время в воде?!! Я попыталась утеплить щиколотки, как могла, но чувствовала себя каким-то врачом в окопе: пока я постоянно в холодной воде, действовать мой компресс не сможет...

Кстати, еще насчет мокрых ног. Тогда я думала, что у меня плотная кожа, и я отдыхаю в спальнике по 9 часов, так что хотя бы со ступнями все должно быть нормально, и "окопная стопа" мне не грозит. Ничего не болело. Лишь когда я приехала домой, то увидела, что вся кожа со ступней потемнела и сходит хлопьями. Так что, возможно, я была уже на грани проблем еще и по этой части. Такое у меня первый раз, хотя к мокрым ногам не привыкать. Но 8 дней подряд в постоянной сырости! Кстати, на том же Transcontinental Race 2019 второй лидер сошел как раз из-за того, что у него "дезинтегрировались ступни" из-за сырости, так что это бывает серьезно.

Ехать по дороге я смогла совсем недолго - вскоре началась не совсем дорога, а нечто залитое водой, скользкое и заросшее. Возможно, если бы мне не было так больно, я бы ещё могла там порулить. Но в моей действительности я лишь жалобно всхлипывала про себя - я не могу тут ехать, это невозможно, просто невозможно… и шла пешком по бесконечным лужам.
Не знаю, сколько именно километров было совсем пешки. Много. Может, семь. Ну а мне казалось: вечность.


Мне в этот момент ну очень нелегко!


Ехать тут я НЕ могла.


Именно эта дорога стала самым тяжелым и мрачным моментом моей поездки. И ровно поэтому - ключевым для меня.

Мне было очень больно. Боль разная бывает. Когда попу натерло, то физически больно, но не очень напрягает - ты знаешь, что это ерунда и не важно, просто новая кожа вырастет. Боль в сухожилии, необходимом для движения — совсем другая. Она вбуривается в сознание, от нее не отмахнешься и просто терпения недостаточно.
Мне было тяжело морально. Я была незнакома с этой частью трека и не знала, когда закончатся такие дороги. А ведь дороги были тяжелыми и вчера, и позавчера… Сколько можно грести по воде и грязи?! Ну сколько?! Мне казалось, что весь мир уже залило лужами. Что ничего больше не будет. Что я так и буду тащиться еще двести километров до финиша, утопая в грязи...

Но самая жуть творилась у меня в тот момент в душе. Я была совсем ослаблена и уязвима — и из глубин подсознания и печального жизненного опыта на меня пополз мрак. Уже не один надменный, но вполне вежливый воображаемый герой составлял мне компанию. А целый хор из множества голосов кричал мне в уши в тишине осеннего леса унижающие и оскорбляющие слова.
Я слышала эти голоса как полную реальность. А ведь раньше и не догадывалась, что они во мне живут вот так. На полном серьезе. Совсем настоящие. И ведь наверняка они год за годом тихим незаметным шепотом обесценивают все то, что у меня получается... А тут осмелели и перестали стесняться, зная, что мне точно некуда от них сейчас бежать.

Возможно, при этом чтении возникает вопрос — а зачем вот это все? Почему нельзя было на все забить, уехать домой или хотя бы проваляться день в гостинице в Каменногорске? "Поберечь себя" и все такое?
Но ведь я оправилась в путь, чтобы узнать, что он мне принесет. И он принес мне, в том числе, вот эту грязную дорогу и боль в ноге. Да, жесть. Но вообще-то всякая настоящая встреча с собой и своей "тенью", как бы это ни происходило — это всегда жесть. Но для меня, оно стоит того. Ведь теневые стороны нашей психики не исчезают от того, что человек о них не знает. Наоборот, именно в неведении они обретают максимум власти. У кого-то их значение, возможно, совсем невелико. Но я провела во тьме многие годы своей жизни, и эта тьма ждет меня всегда, совсем рядом. Поэтому я обязана уметь справляться с тенями, если хочу жить - для себя, для мужа и сына.
А движение во внешнем пространстве помогает осознать расплывчатые душевные материи в более конкретной и понятной форме. И самое главное - прочувствовать то, что из темноты можно выйти. Надо просто продолжать двигаться по намеченному маршруту. И темнота обязательно закончится!

Так и я выплыла из грязи в поселок Зайцево. Пообедала у магазина. А дальше, о чудо, дорога не была залита грязью - трек повел к Ястребиному озеру по отсыпанным гравием лесовозным дорожкам. Вроде писали, что там сильный рельеф… но я не заметила. Потому что как же легко на велосипеде ехать, а не тащить его по грязи!!!
Там же мне наконец удалось начать прогревать ногу. Конечно, на этой стадии боль уже так просто не прошла и сопровождала меня до финиша, но хотя бы нога перестала опухать. Терпеть стало значительно проще.



Потом трек повел меня на гору Парнас возле озера Ястребиного. Затащить велосипед на Парнас тоже было совершенно легко. Мне показалось, что обрадованный сменой покрытия велосипед запрыгал по камням туда сам, потому что от меня усилий никаких не потребовалось. И мы с ним радостно сфотографировались на самом высоком пупырышке над озером, любуясь просторами.


Вид на Парнас со стороны озера. Мне туда!


Забираемся на самый верх, он виден впереди.



Дальше от Ястребиного уже идут обычные карельские грейдера. Вокруг красота северного Приладожья. Ехать легко. А к вечеру я как раз прибыла на остров Койонсаари. Летом здесь было не протолкнуться, но в рабочий день в сентябре народу на острове не было совсем, только пьяный сторож на входе.
Как там красиво и хорошо, когда только природа! Огромные пляжи, величественный простор Ладоги...


Классический грейдер Приладожья - какие спуски, такие и подъемы.


Идеально!


Ночь над Ладогой.

Вот такой у меня получился день. Всего 97 километров... Но каких! Я прошла через полное отчаяние и мрак - и вышла с другой стороны. На душе было легко и по-настоящему светло. А прекрасная Ладога стала дополнительным призом :)

День 9.
105 км, трек на Strava

Последний, неполный день пути пролетел незаметно и легко. Я встретила рассвет на Ладоге, а дальше трек повел меня к Сортавала всякими петлями и маленькими дорожками. На них встретилось еще немного луж по колено, и скользкой грязи, на которой я пару раз шлепнулась, и супер-крутых горок. Но после вчерашнего все это было совсем не сложно. И наконец-то не было дождя!


Утром на карельском грейдере. В начале пути меня бы такой грейдер огорчил, а теперь я крутила по нему легко и комфортно.


Последние лужи моего Тур Юнайта отражают синеву неба.






И ровно к четырем часам дня я уже стояла у финишного камня на берегу Ладоги в Сортавала. 8 дней 9 часов в пути.



Послесловие
Нога у меня поболела еще недельку. Но через три дня после финиша, замотав ногу, я уже катила вместе с мужем 200-км от клуба Балтийская Звезда, тоже по непростым грунтам Карельского. Уж очень хотелось кататься еще :) Там я смогла наконец полностью принять душой пешку по лужам, когда мы долго полу-ехали, полу-шли в ночи к финишу после 180-ти километров за плечами - это было очень психотерапевтично!
А еще через неделю я собрала пеший рюкзак, взяла сына, и мы отправились в поход на пять дней на гряду Вярямянселькя - именно это место впечатлило меня в пути больше всего. И в этом походе в полной мере насладилась неспешным созерцанием, фотографированием и всем таким прочим (отчет есть тут). Отдельно от Тур Юнайта - но под ярким вдохновением от него.

И еще личного
Незадолго перед поездкой по маршруту Тур Юнайта я съездила в свой личный небольшой велопоходик (отчет есть тут), и у меня была возможность сравнить ощущения. Так вот, хорошо и то, и другое. Но по-разному.
В своем личном походе я ехала как хотела и куда хотела. Сочиняла свою собственную историю — и проживала ее в комфортном для себя ритме. Это было радостно, интересно и всячески приятно. Но не более того.
На Тур Юнайте идея у меня была другая. Во-первых, проехать НЕ по своему треку, а по тому, который создали другие люди. Пройти путь, который придумала не я. Таким, каким мне его подарили. И, таким образом, выйти за свои привычные рамки. Спасибо организаторам и разведчикам за такую возможность!
Во-вторых, я хотела двигаться несколько интенсивнее, чем мой уровень комфорта. Я не была готова к катанию с ограничением сна, а тут как раз сентябрьский световой день удобно отсчитывал время — на темноту приходились 8 часов сна, плюс завтрак и ужин на горелке и сборы. Такой долгий сон - это, конечно, вполне себе "матрасный" ритм. Но в течение дня я честно старалась. Опять-таки, когда ориентируешься не на свой комфорт, а на некие заданные (пусть и самим собой) условия — это выход за рамки. Кроме того, выталкивала меня из зоны комфорта и штормовая погода.
Ну а без выхода за свои рамки развитие невозможно... Без преувеличения скажу, эта поездка дала мне огромный заряд вдохновения и важный жизненный опыт, которым я буду пользоваться в дальнейшем.

Еще меня спрашивали, почему мы с Сашей поехали не вместе. Во-первых, нам это было бы крайне сложно организационно, ребенка же надо с кем-то оставлять. Во-вторых, никакого смысла! У нас с Сашей очень разные возможности и разные цели. Он умеет вкручивать сутками практически без сна и может закатить по полной программе, как это достойно мужчины. Я им очень восхищаюсь, однако сама так не могу... А я по пути проживаю сложные эмоциональные процессы, тогда как Саша целиком отдается только движению.
Если бы мы поехали вместе, то каждый потерял бы возможность прожить свою историю, и мы бы вынужденно скатились в усредненный формат матрасного велопохода по чужому треку. А поехав по-очереди, мы потом вспоминали наш очень разный и при этом ставший общим опыт. Ну а для общения у нас остается достаточно времени - в походах всей семьей.

Так получилось, что именно две поездки на Тур Юнайт, первая в 2018-м году и эта в 2020-м, обозначили важные вехи в моей нелегкой жизни с тревожно-депрессивным расстройством. Что не удивительно, конечно — пусть обе эти поездки были всего на 7-9 дней, но зато очень интенсивных дней.
Первый мой опыт получился трагическим. Сыну тогда было три года, и решившись поехать одной, я сделала отчаянную попытку справиться с обострившимися после рождения ребенка проблемами. Найти себе снова место в мире людей. Почувствовать, что я что-то все еще могу.
Однако, в итоге я не только не нашла и не справилась, но стало значительно хуже. Зато был поставлен ребром вопрос, как мне жить дальше. Отрицать свои проблемы с психикой, пытаться пересилить их волевым рывком, ругать себя - все это только усугубляло. Вылечиться лекарствами, как показала практика, тоже невозможно. А пытаться найти себе такой место среди людей оказалось нереально.
Целых два года понадобилось мне для того, чтобы выработать новый способ справляться со своими психологическими особенностями, а именно, полностью осознать и принять их. Как раз этим летом я почувствовала, что эта работа завершена. И поехала в свою вторую сольную поездку по треку Тур Юнайта уже с новым отношением. В сложившихся сложных условиях, я смогла прочувствовать, что намного увереннее иду вперед. Глубоко погрузилась в свой личный мрак - и вышла из него, как будто заново родившись.

Поэтому я и рассказала об этой поездке не только в практическом плане, но и в плане эмоциональном. У каждого свои задачи и способы их решения... Однако, маршрут на тысячу с лишним километров — это, определенно, возможность не только покрутить педали и посмотреть вокруг, но и пережить для себя что-то новое или понять что-то важное, далеко выходящее за рамки непосредственного катания на велосипеде.
Tags:

You have no rights to post comments

Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!