Небольшая поедка на велосипеде по Вологодской, Новгородской и Тверской областям между Устюжной, Пестово и Лесное. 2.5 дня, 330 км, преимущественно по грунтовым дорогам. Самый лучший участок маршрута - по берегам реки Молога с сосновыми борами.
Автор: Костюхина Екатерина
Длительность: 2.5 дня (26-28 августа 2020)
Расстояние: 335 км (преимущественно грунт)
Маршрут: Устюжна - Усть-Кировское - Пестово - Ладожское - Борисовское - Лесное - Пестово - Быково - Даниловское - Устюжна
В это лето я уже съездила в сольный 7-дневный велопоход от Устюжны к Белому озеру и назад, когда мои родные оставались с сыном (ведь мама пятилетнего ребенка не может поехать кататься просто так - всегда надо решить сложный организационный вопрос, кто и где останется с ребенком). Поэтому, когда появилось свободные три дня, я снова поехала покататься.
Стартовала я, как и я прошлый раз, от города Устюжна, где у нас рядом дом. Маршрут выбрала по берегу реки Молога на том участке, где еще не бывала - между Устюжной и Пестово, а дальше к югу от Пестово. Так как эти места находятся на стыке областных границ, то за один маленький 300-километровый велопоходик я из Вологодской области въехала в Новгородскую, потом в Тверскую, потом назад в Новгородскую и наконец вернулась в Вологодскую :)
Важной особенностью маршрута вдоль Мологи является песок. В геологической истории Молога собрала вокруг себя значительные отложения мелкого песка. Это делает ее берега очень красивыми, обрывистыми, с шикарными сосновыми лесами. Однако, в сухую погоду хорошо катить по этим прекрасным местам можно только на фэт-байке. Велосипед с обычными покрышками там будет вязнуть. Другое дело, после умеренного дождя - тогда песчаные дорожки превращаются в идеальные!
День 1. 26 августа. 155 км. Трек на Strava
Стартовала я только после обеда. Не так-то легко вырваться из потока жизни, общения с ребенком и бытовых дел! Едва добралась до Устюжны, как полил проливной дождь - пришлось пережидать. Но потом дождь, к счастью, перестал.
В Устюжне я пересекла по мосту реку Молога, и покатила на запад по шоссе на Мочалу. Там есть автомобильное движение, так как дорога выводит к трассе на Вологду.
Вид на Мологу с моста в Устюжне.
Вид с моста в Устюжне на один из разрушенных храмов.
Бетонка Устюжна-Мочала идет через сосновые леса.
Через 10 километров я свернула с бетонки на постепенно уменьшающуюся дорожку, которая ведет вдоль берега Мологи через границу Вологодской и Новгородской областей. Так получилось, что в этих местах я еще никогда не бывала. А они просто замечательные! По такой дороге катить по такой на велосипеде - одно удовольствие. Главное, как я писала выше - только после дождя! Движения, естественно, тут нет. Вокруг стоят сосновые леса, только в районе деревни Кузьминское дорога немного идет по полям. По пути дорога пересекает небольшие речки, притоки Мологи, которые проточили себе в песчаных почвах красивые обрывистые берега.
Проезжая деревню Кузьминское. Красивая деревня с традиционными деревянными домами.
Дом с деревянным балконом.
Вдоль дороги стеной стоит папоротник орляк.
Конец августа, и листочки папоротника местами уже пожелтели.
Дорога по сосновым борам идет идеально ровно! Здесь совсем нет рельефа.
Абсолютно идеальный сосновый бор растет на моложских песках.
Река Колодня.
И я тут, совершенно довольная.
Очень красивое место - три больших, стройных, замечательно сохранных деревянных дома (Поддубье хутор) с традиционной хозяйственной частью. Если что, средний дом продается. При строгом условии, что забор не строить. Но у нас свой дом есть :)
Незаметно дорога пересекает границу с Новгородской областью. Часто дороги между областями проблемные, так как ни одна из областей за них не хочет "отвечать", но здесь можно отлично проехать. Последняя большая деревня в Вологодской области - Поддубье, а первая в Новгородской - Усть-Кировское. Там наконец дорога выходит к самой Мологе, и можно полюбоваться на речку.
В деревне Усть-Кировское.
Столик и часовня над рекой в Усть-Кировское.
Вид на излучину Мологи.
Красивая радуга над рекой.
Основная дорога из Усть-Кировского к Пестово идет на удалении от берега Мологи. Машин тут, видимо, ездит больше, а песок от дождей размокает, поэтому дорога местами была вязкая.
Ехать по такому тяжело, колеса вязнут.
Поэтому я выбрала другую дорогу, маленькую через лес вдоль берега Мологи. Там все идеально!
Дорожка мечты для велотуриста!
Там я и остановилась на первую ночевку. Выбрала себе очень красивое место над песчаным обрывом, на берегу Мологи.
Ночевка мечты для велотуриста!
Впадающий в речку ручей.
День 2. 27 августа. 128 км. Трек на Strava.
Про мое утро сложно рассказывать словами, настолько оно было красивым и кайфовым, так что покажу фотографиями - думаю, они лучше все расскажут :)
Утром я готовила себе завтрак, сидя в своей палатке и любуясь на Мологу.
Над водой стелился легкий туман.
Дорожка мечты, продолжение.
Я очень довольна маршрутом!
Местами Молога образует такие вот романтичные старицы с мутной водой, заросшие кубышками. Жаль, солнце светит прямо в объектив!
Когда солнце заглянуло в лес, ночная роса стала испаряться - и дорога окуталась светлым туманом.
Классика ранне-осеннего утра: роса на паутине
Крошечные водяные бусы
Несмотря на неспешное фотографирование росы на паутинках и рассматривание стариц Мологи, я наконец добралась до Пестово. Это небольшой городок, ничем не примечательный, можно закупиться продуктами. Место для велопоходов ключевое - через Пестово проходит много дорог, а также имеется один из немногих автомобильных мостов через Мологу. Также сюда ходит раз в неделю поезд.
Молога в Пестово.
Молога в Пестово.
В Пестово я пересекла Мологу по мосту и дальше двинулась на юг - в Тверскую область и поселок Ладожское. Дороги непосредственно вдоль Мологи там, судя по всему, нет. Путь преграждают болота и несколько рек. Так что от Мологи пришлось далеко забрать на восток. Сначала идет хороший старый асфальт без трафика, потом грунтовка. Преодоление границы областей опять не составило никакой сложности - отличная дорожка!
Привет, Тверская область!
Местность здесь была совсем другая, чем вдоль Мологи - я забралась на край Овинищенской возвышенности. Никаких песков, никаких сосновых лесов, только лиственные, зато появились пологие, но все же холмы. Дорога превратилась в идеальный, ровный грейдер. Вот это мне везет в этом походе с дорогами!! И деревни здесь замечательные.
По дороге с облаками
Деревня Зарека.
Река Семытинка.
После пересечения нескольких речек, дорога наконец снова вывела меня к Мологе, возле деревни Тюхтово. Молога здесь образует несколько больших стариц, а берега снова радуют песчаными обрывами и сосновыми лесами.
Дорога из Тюхтово к Мологе.
Одна из стариц Мологи.
Я и Молога. Мологу невозможно не любить! Очень красивая река!
Хорошее место, чтобы сварить себе горячий обед. Возможно, горячий обед в таком мини-велопоходе - это лишнее, но мне уж очень не хотелось отсюда уходить!
После Тюхтово, небольшая грунтовая дорожка продолжается вдоль Мологи на юг до деревни Борисовское по сосновым лесам, а местами дорога подходит прямо к берегу, и это очень красиво.
На картах за деревней Борисовское было нарисовано, что дорога продолжается и дальше вдоль Мологи. Однако, местные жители мне сообщили, что она разъезжена лесовозами.
Надеюсь, как-нибудь я прокачусь на велосипеде дальше, к Максатихе и Бежецку, в районе которых Молога берет свое начало (река очень извилистая!), и тогда неприятная дорога будет логичным этапом пути. Но в этот раз я все равно не успевала туда доехать, чтобы вернуться домой в Устюжну в необходимые сроки. А раз так, то после всех тех замечательных дорог, по которым я уже проехала 150 километров, возюкаться в грязи по лесовозке мне совершенно не хотелось. Так что я тут же передумала и покатила назад к Пестово другой дорогой. Заодно включила в свой маршрут замечательный подвесной мост через Мологу в Борисовском. Насколько мне известно, это единственный пешеходный подвесной мост через Мологу! И он прекрасен.
Определенно, в сольных велопоходах по своему маршруту есть своя прелесть - куда хочу, туда и верчу :)
Заброшенный храм в Борисовском. Как же красивы эти колонны!
Из Борисовского в районный центр Лесное ведет идеальный грейдер. Гладкий и пустой. При слове "грейдер" (это у нас в Питере так говорят) или "гравийка" (так говорят в остальном мире), велосипедисты обычно представляют себе не самые приятные вещи - стиральную доску, ямы, рыхлый песок или вязкую грязь, пыль от проносящихся мимо машин. Ведь обычно бывает именно так. Однако, в этом маршруте у меня получилось собрать только хорошие грейдера - такие, какими они в идеале должны быть.
Хочу, чтобы все грейдера были такими :)
После Лесного я вышла уже на более загруженный грейдер в Пестово. Движение по нему умеренное, но было - все-таки два районных центра дорога соединяет. Однако, я наверное попала на него после ремонта, но и по нему катило на велосипеде прекрасно, никаких ям. Единственное, что с местами для ночевки там вокруг было как-то не очень - все какие-то поля да лиственные перелески, которые не очень привлекали. Но я нашла хорошее местечко в небольшом сосновом бору недалеко от речки Полонуха. Вероятно, там можно отыкать место прямо на берегу этой речки, но дело шло к вечеру, пошел долждь, и у меня не было желания что-либо искать. И так в сосновном лесу прекрасно! А воду набрала из речки.
День 3. 28 августа. 132 км. Трек на Strava.
Мой третий день похода был кромешно дождливый. Такое уж это было лето - каждый второй или третий день шел дождь хотя бы пару часов. Но прогноз обещал мне такую погоду заранее, поэтому я как раз рассчитывала проехать красивые и интересные места по хорошей погоде, а под дождем просто возвращаться домой по дорогам без особых красот. К сожалению, Новгородская область стремительно зарастает борщевиком, местное население это игнорирует (а ведь можно с ним бороться, что я и сама делаю возле Устюжны), мне смотреть на это больно, и некрасиво, и пахнет отвратительно.
Аллея "Путь в космос" по дороге к Пестово. И я мимо ехала как космонавт, в одежде от дождя, по которой лупил дождь.
В Новгородской области недавно положили много нового асфальта. И на дороге Лесное - Пестово тоже, при пересечении границы областей начинается асфальт.
Типичный пейзаж здесь такой, к сожалению.
В Пестово я во второй раз пересекла Мологу по мосту и двинулась вдоль железной дороги в сторону Сандово по небольшим дорожкам. Сначала шел тихий асфальт, а ближе к деревне Быково начался грейдер. Теперь ехать было немного сложнее из-за того, что сильный дождь размочил грунт, но в целом нормально.
Деревня Быково.
Романтичное болото у дороги.
В деревне Дуброва можно было свернуть с основной дороги и проехать к Устюжне маленькими грунтовочками, я там уже каталась. Но в этот раз правильный поворот пропустила, другой нарисованный на карте поворот оказался напрочь заросшим борщевиком, так что пришлось выехать на шоссе Сандово - Устюжна. Это неровная бетонка без обочины, которая идет по довольно внушительным холмам Овинищенской возвышенности, при этом машин там много. Ничего приятного, а по сравнению со всеми остальными дорогами в этом походе так и просто полный отстой. Мне по ней пришлось протошнить 16 километров.
207 метров над уровнем моря - это высоко для этих мест!
В деревне Даниловское находится усадьба Батюшковых. Это двух-этажное деревянное здание, в котором сделан музей. У меня оставалось свободное время, и я решила посетить музей. Человек я необразованный и ничегошеньки не знаю про Батюшкова и гостившего здесь Куприна, а вот что было интересно - порассматривать мебель и предметы быта 19-го века. В этом смысле, музей однозначно стоит посещения.
На стенах висят пейзажи авторства тех, кто здесь жил или гостил.
В Даниловском можно и нужно покинуть шоссе Сандово-Устюжна, которое ближе к Устюжне становится совсем уж неприятно загруженным, и через поле выехать на параллельную ему дорогу Любегощи - Устюжна. Там тишина!
Асфальт без машин.
По этой дороге я доехала до Устюжны, не заезжая в город, свернула на Модно, а вскоре была дома - в деревне Александрово-Марьино. Вовремя.
По результатам этого похода, могу очень рекомендовать для велопохода дорожки вдоль Мологи между Устюжной и Пестово и далеее в Борисовское. Там прекрасно! Не советую дорогу Сандово-Устюжна. Ну а остальные дороги в моем треке - ничем не примечательные в плане природы или красоты, но нормальные спокойные дорожки, чтобы просто куда-то по ним доехать на велосипеде.
- Просмотров: 2366
Комментарии