Содержание главы: | ||
День 3. 31 декабря 2010 | 16 км | Пешком с велосипедами по древней римской дороге вдоль берега (strada romana Nora - Bithia и дальше). Ночевка в палатке на берегу. |
День 4. 1 января 2020 | 50 км | По шоссе SP71 и SS175 до Sant'Anna Arresi - Porto Pino - дальше вдоль берега - ночевка в палатке на берегу. |
Вернуться к общей части |
День 3. 31 декабря 2010
16 км
На 10-километровом участке берега в районе городка Chia шоссе проложено немного в отдалении от моря. На берегу чередуется - то к морю подходят горы, то местность выполаживается в пляж. Везде по горам вдоль моря ведет тропа. Пляжи тут песчаные, пройти можно, а вот на груженом велосипеде не проехать - уклон берега достаточно большой, колеса вязнут. Только фэт-байк пройдет.
Таким образом, на этом участке можно целиком пробраться вдоль берега с велосипедами, получается около 15 километров. Но с грузом они будут в значительной мере пешеходными. По времени это должно занять почти день (а у нас с ребенком заняло бы, наверное, целых полтора). Но и награда за эти труды будет шикарная - можно любоваться диким морским побережьем и наслаждаться уединением среди природы. По шоссе это же расстояние проезжается за пол-часа - быстро, конечно, но только не увидишь вообще ничего.
Также здесь регулярно есть выходы от моря на шоссе (собственно, от большинства пляжей), так что можно разработать некий компромиссный вариант на такое время, которое у вас есть свободное. Так мы и сделали. Весь этот день мы посвятили прогулке (местами переходящей в откровенное таскалово) с велосипедами по тропам, но чтобы мероприятие не слишком растянулось, один кусочек этого берега все-таки проскочили по шоссе.
Утром мы как обычно позавтракали и собрались еще до рассвета, а с первыми утренними сумерками уже отправились в путь. Сам рассвет отправились встречать к морю - на небольшой мыс. Волны с грохотом разбивались о крутой берег, вздымая бурные брызги. Было очень красиво. А также интерактивно — и Сашу с Виталиком, и меня облило с головой, и даже не раз. Ушли с мыса мы только когда солнце встало, а мы были хорошенько промокшими :)
Фотографий этого утра у меня получилось много — уж очень было красиво! Один из лучших рассветов в моей походной жизни, это точно. В полный размер те же фото можно увидеть в фотоальбоме вКонтакте, начиная отсюда.
Выходим со стоянки еще до рассвета по тропе.
"За секунду до катастрофы" :)
Сашу и Виталика так накрыло, что даже не видно!
Волна схлынула, ребенок в полном восторге!
Пенный взрыв
Рассвет и брызги
А вот и маму с фотиком залило :)
Солнышко тем временем спокойно поднялось над горизонтом
Уходим мокрые и счастливые
Встретив рассвет, мы отправились дальше. К морю на следующем участке вплотную подходят горы. Шоссе огибает их вокруг. А вдоль моря можно пройти по тропе. И не просто тропе, а по старинной римской дороге, которая когда-то соединяла город Nora (про него я писала в прошлой главе) и соседний город Bithia (strada romana Nora - Bithiae). Римляне строили на века, так что кладка местами до сих пор цела. Но на крутых участках за прошедшие 20 с лишним столетий дорога, конечно, уже превратилась в каменистую тропу.
Чем хорош велотуризм, так тем, что он легко превращается в пешеходный. Не все доступно человеку с груженым велосипедом, но тропа, по которой более-менее нормально идти без велосипеда, проходима и с велосипедом. К счастью, наш мальчик уже достаточно подрос для того, чтобы его тяжеленькую тушку не нужно было тащить в велокресле вместе с велосипедом и прочим грузом, как мы делали это раньше - идти он теперь может сам. А так как это была не просто тропа, а древняя римская дорога, то шел Виталик с огромным энтузиазмом.
До такой степени с энтузиазмом, что стер себе ножку до крови, но даже не заметил этого... О стертой ножке мы узнали только на следующий день - и залепили ее пластырем. Для меня это был очень впечатляющий момент. Ножку жалко, конечно... Но ведь так трудно иногда понять, что твоему ребенку действительно нравится, а где ты его силком тащишь, и он покорно повинуется... Но если ребенок не заметил стертую ножку - значит, речь не про принуждение, а ему совершенно точно был интересно, и он находился в настоящем потоке эмоций. Ну а ножка - заживет! А вовремя замечать натертости нашему ребенку тоже пока еще надо научиться :)
Всего длина этого участка римской дороги составляет примерно 2.6 км. Наверное, примерно половину этого расстояния можно при должных навыках проехать на груженом велосипеде в седле. Мы же шли в основном просто пешком, чтобы не сажать/доставать ребенка из велокресла лишний раз.
Начинаем первый подъем по тропе вдоль моря. Подъемы тут всего по несколько десятков метров в высоту, но их много, и с груженым велосипедом это очень даже высота :)
Местами римская кладка видна очень хорошо.
Здесь был мост.
Перекусываем на римских камнях.
Зеленые дикие склоны, поросшие кустами (такой тип растительности называют маквис), по ним вьется тропинка, внизу синее море... Красота какая!
Тропа прямо над обрывом. К счастью, ребенок у нас осторожный (и всегда такой был), и его спокойно можно пускать идти самостоятельно.
Мы в райском лесу!
В конце тропы открывается вид на башню Torre de Chia, под которой находился античный город Bithia. В основном этот город оказался потом затопленным наступившим морем, так что раскопана лишь его небольшая часть на горе. Внизу под горой - красивый песчаный пляж.
Слева виден маленький островок - в отлив на него можно пройти по песчаной косе. Но у нас был прилив.
Выйдя с тропы на пляж, мы хотели пройти по песку и выйти к следующему пляжу (который виден на фото) пешком. Но путь нам преградила речка Rio Chia. В отлив ее можно пересечь, но в прилив - слишком глубоко. Только если раздеваться полностью, что нам было лень делать. Пришлось вернуться и объехать пляж по шоссе. Так же по шоссе мы проскочили следующий маленький "горный" участок и часть пляжа spiaggia sa Guideu. А потом решили вернуться к морю, чтобы посмотреть пляж.
Пляж spiaggia sa Guideu находится за обширной лагуной Stangioni di su Sali. От асфальтированной дороги вдоль лагуны к морю проложена деревянная дорожка. Ехать по ней очень приятно, но недолго. Потом утыкаешься в рыхлый песок. Вдоль моря пройти можно, даже в прилив, но это именно пешком, волоча велосипед по песку. Зато можно полюбоваться на местные небольшие дюны. А так вообще это все можно мигом объехать по дороге вокруг :)
Хороша дорожка! Жаль, короткая :)
Вдалеке пасутся фламинго.
Волны так и норовили захлестнуть нам ботинки!
За пляжем spiaggia sa Guideu дорожка (теперь уже не асфальтированная, а крутая грунтовка) продолжается вплоть до маяка Faro Capo Spartivento. К западу от маяка остается только тропа. Судя по виду, она является продолжением римской дороги, по которой мы шли с утра. В середине в нее вливается доступная только для джипов и квадроциклов дорожка к пляжу spiaggia di Ferraglione, небольшой участок по ней можно проехать на велосипеде в седле. А потом вдоль берега снова продолжается чисто пешеходная тропа. По пути есть несколько весьма крутых подъемов, куда велосипед можно затащить, не снимая груза, но попотеть приходится.
Ну а вокруг - дикий берег моря. Красота!! Так что, на наш взгляд, потраченные на таскание велосипедов усилия более чем окупились. Нам всем очень понравилось, и взрослым, и ребенку.
Также на этом участке берега есть несколько красивых труднодоступных пляжей, где можно ночевать в палатке. Летом тут наверняка гуляет много людей, и, наверное, можно нарваться на неприятности, но зимой проблем точно нет. А к одному из пляжей (spiaggia dei Solitari) даже тропинки никакой не видно.
Покидаем маяк Faro Capo Spartivento. Народ, который там гулял, аж столпился, чтобы посмотреть, как по тропе пойдут груженые велосипедисты с ребенком. Ну а мы взяли и пошли :)
Невероятная картина открылась перед глазами - совершенно дикий, незастроенный берег! Только вдалеке видна башня Torre di capo Malfatano (17-й век) - одна из целой цепи защитных башен на этом берегу Средиземного моря.Никакая фотография этого простора не передает, конечно... А в реальности у нас был полный восторг!
Гора Monte sa Guardia Manna над нами. Всего 174 метра высотой, но относительно уровня моря - очень даже гора.
Карабкаюсь с велосипедом в один из локальных подъемов.
А теперь спускаюсь.
Небольшой пляжик Spiaggia di Ferraglione
В очередной раз вверх.
Вот такие узорчатые камни вокруг.
А теперь очень круто вниз!
Спускаемся. Крутизна действительно большая.
Уже незадолго до "выхода в цивилизацию" мы спустились на небольшой пляжик Spiaggia Cala Antoni Areddu. Там мы и остались, хотя еще три часа у нас до темноты было. Но уж очень место хорошее, лучше из такого не уезжать!
Здесь не совсем дико, так как до домиков довольно близко (но их совершенно не видно). С шоссе сюда ведет каменистая грунтовка. Летом по ней, понятное дело, приезжают отдыхающие, но зимой, к счастью, никто не приехал. Человек десять гуляющих за вечер мимо нас прошло. Некоторые из них отдохнули на пляже и пошли дальше. Но они нам не мешали, и мы им тоже. А вечером приплыла яхточка и бросила якорь в заливе, так как в заливе было тихо, а на море волны ходили сильные. Обитатели яхточки вели себя очень тихо, мы только слышали, как снасти скрипят. В общем, прекрасное у нас получилось место, чтобы встретить новый 2020 год!
Кстати, тут есть и источник воды - в залив впадает крошечный ручеек. Но я бы не стала на него рассчитывать. И за водой надо идти куда-то выше по течению, так как нижняя часть ручья разливается и там гниют водоросли - вкус у воды отвратительный! А мы воду на ночевку набрали в какой-то сезонной лужице немного раньше.
Виталий отдыхает на солнышке
Елочку мы сделали из сухого кустика. Нарядили ее взятыми из дома шариками и колышками для палатки (красные - это широкие колышки для установки палатки на песке).
Наша семейная новогодняя фотосессия со стильной южной "елочкой" :)
Вид на пляж и нашу палатку вечером.
Силуэт Torre di capo Malfatano на полуострове напротив.
До ночи Виталик развлекался тем, что как настоящий Робинзон строил забор из палок вокруг нашей палатки. Еле уговорили его оставить проход напротив дверцы :)
День 4. 1 января 2020
50 км, 4 часа в движении по велокомпу
Сегодня нам без вариантов пришлось выйти на асфальт, в поселочке Perda Longa. Но это была уже не трасса SS195, которая шла от Кальяри, а параллельное ей и мало загруженное зимой шоссе SP71. А утром 1 января там вообще было совершенно пусто. И мы спокойно катили, поглядывая на морские пейзажи то сверху, то на уровне воды. Ехали мы куда быстрее, чем вчера шли по тропам, но насыщенность впечатлениями была в той же мере меньше. Так, с вчерашних 16 километров по тропам у меня осталось около 55 фотографий (то есть разнообразных впечатлений, которые хотелось запомнить), а с 16 километров по шоссе - всего 5. Природа вокруг как бы та же, но на шоссе все куда менее внимательно воспринимаешь... Ну а в целом, я стараюсь в маршрутах для велопоходов чередовать разное - иногда увлекательные, но медленные грунтовки и тропы, а иногда гладкие дороги, по которым после троп очень приятно просто прокатиться. Сардиния как раз прекрасно позволяет делать такие вот сбалансированные маршруты (и вообще маршруты на любой велотуристический вкус).
Вид на мыс (capo) Malfatano в утренних туманах. Тут тоже есть несколько душевных пляжей, но к ним нужно делать радиалку.
Дорога то плавно поднимается над морем, то опускается к самой линии берега.
Сверху на нас посмотрел мощный козел.
Еще одна башня - Torre di Piscinni, сестра предыдущей. Внизу пляжики хорошие, куда ведут тропинки.
Дальше приходится расстаться с берегом моря на 20 километров, так как целый большой полуостров принадлежит военной базе Нато. Поэтому шоссе SP71 сначала отворачивает от моря, а потом сливается с трассой SS195.
Небольшой кусочек трассы мы срезали по грунтовке. Там вокруг на Викимапии обозначено много нурагов. Целое большое поселение было, наверное... Но места сельские, везде домики, все тут перегорожено заборами (причем с закрытыми на замок воротами!). Видимо, сказывается близость трассы... Так что никаких нурагов не посмотреть. Увидели мы только один, не обозначенный на картах - через забор возле дороги. От него сохранилось только нижнее кольцо валунов, внутри непроходимые заросли. А прямо посреди нурага возвышался столб электропередач, и вокруг стояли комушки для коз. Судя по фотографиям, которые я смотрела перед походом и нашему скромному опыту, такая картина - это наиболее типичное состояние нурага. Я понимаю, конечно, что нурагов на Сардинии несколько тысяч... Но ведь это ценнейшее наследие многотысячелетней давности, которое к тому же привлекательно для туристов, зачем же с ними так обращаться?!
Типичное состояние нурага...
Трассу постарались проехать побыстрее, и добрались до городка Sant'Anna Arresi. Там есть магазин, но 1 января в городке было закрыто абсолютно все.
А еще, прямо в этом городке находится довольно крупный нураг Nuraghe Arresi, похожий по плану на нураг Sa Domu 'e s'Orcu, который мы посещали два дня назад. Но, к сожалению, я не заметила его на картах, когда готовила этот поход. И указателя никакого на него при въезде в городе не было. Так что мы его не увидели, хотя были совсем рядом. Ужасно обидно, потому что я и Виталик очень бы этого хотели. Но что поделаешь, подобные неувязки были неизбежны из-за того, что маршрут пришлось срочно перекраивать из-за ошибки финского консульства и нашей невнимательности...
Напротив Sant'Anna Arresi зона Нато, наконец, заканчивается, и можно возвращаться к морю, в городок Porto Pino. Туда даже некая велодорожка ведет, построена она пока частично. К западу за Porto Pino берег моря довольно дикий, но не очень доступный для груженого велосипеда. Местами есть только совсем пешие тропы вдоль берега. А дорожка, которая идет чуть на отдалении от берега через поля, оказалась очень песчаная, частично пришлось по ней идти пешком.
Виталик очень заинтересовался южным братцем наших дубов.
Листья у этого средиземноморского дуба колючие, желуди заостренные, по форме куст. Встречаются тут и другие виды дубов.
Дорожка между кактусами.
Дальше мы выехали к очередному скоплению лагун вдоль моря - Stagno di Baiocco, Stagno di Porto Botte, Stagno di Mulargia. Судя по всему, эти лагуны - натурального происхождения и образовались из-за песчаных дюн, которые набило волнами, и они отгородили залитые водой низины от моря. Здесь проложен какой-то туристический маршрут. Есть стоянка для кемперов, там кран с водой, где мы набрали воду себе на ночевку. А дальше уже только тропинка идет по песку между береговыми дюнами, поросшими хвойными кустами, и лагуной, где пасутся бесчисленные фламинго.
Это не тропинка, а одна длинная песочница. Так что Виталик играет по пути в трактор :)
Фламинго везде.
Там мы и решили остаться на ночь, на диком берегу моря. Весь вечер Виталик играл с водорослями (точнее, с выброшенными морем листьями растения посидония) - копал, кидал, прыгал. А я сидела за нашим планшетиком, срочно придумывая план на оставшиеся три дня похода. Ведь нам пора уже было поворачивать назад, к Кальяри... Нужно было рассчитать, как приехать к аэропорту вовремя, не опаздывая и не теряя времени.
Ну а самой главной задачей для меня было найти на этом участке пути древние гробницы! Ведь при подготовке похода я обещала Виталику, что мы их увидим, и мальчик их очень ждал. Те гробницы, которые я мечтала посетить, из-за укорочения сроков похода стали для нас недоступными. Но мне удалось найти другие по пути к Кальяри! Причем именно характерные для Сардинии и даже разных эпох. Потому что концентрация древностей на Сардинии настолько велика, что в радиусе несколько десятков километров их можно отыскать почти в любом месте острова! Но дальше об этом - уже в следующей главе отчета. А пока - наши вечерние фотографии.
Дикий пляж, заваленный листьями посидонии
Вечернее солнце
Нашему ребенку нравится в походе!
Мама рисует маршрут. Серьезнейшее дело!
Вечер у моря. Вдалеке видны огни большого города Sant' Antioco, который находится на острове. Но туда мы уже не попадем...
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ