Общая информация по походу
Участники: Костюхина Екатерина (автор), Столяров Александр, Столяров Виталик (4.5 года, в велокресле)Даты похода: 29 декабря 2019 - 4 января 2020, 7 дней (первый и последний неполные)
Расстояние: 272 км
Маршрут: аэропорт Cagliari - Pula - Tratalias - Carbonia - Villaperuccio - аэропорт Cagliari
Фотографии в полный размер и с привязкой к местности, но без комментариев, можно посмотреть в фотоальбоме вКонтакте здесь.
Наш маршрут и его подготовка |
||
Общая табличка по ходовым дням: | ||
День 1. 29 декабря 2019 (неполный) |
37 км | Выезд из аэропорта Кальяри - грунтовки по насыпям через болота - ночевка в палатке на краю поля. |
День 2. 30 декабря 2019 | 41 км | По грунтовкам вдоль берега Средиземного моря на юг - нураг Sa Domu 'e s'Orcu - город Pula - археологический музей Nora - по дорожкам и тропинкам вдоль моря - ночевка в палатке на берегу. |
День 3. 31 декабря 2010 | 16 км | Пешком с велосипедами по древней римской дороге вдоль берега (strada romana Nora - Bithia и дальше). Ночевка в палатке на берегу. |
День 4. 1 января 2020 | 50 км | По шоссе SP71 и SS175 до Sant'Anna Arresi - Porto Pino - дальше вдоль берега - ночевка в палатке на берегу. |
День 5. 2 января 2020 | 34 км | По насыпям через лагуны с фламинго в районе города San' Antioco - старый город Tratalias vecchia - нураг Tratalias (полуразрушен) - Domus de janas of Locci Santus (закрыт) - пешая прогулка в некрополь Domus de janas di Monte Crobu и к пещерам на горе Monte Crobu - ночевка в горах |
День 6. 3 января 2020 | 41 км | Perdaxius - пешая прогулка по Necropolis di Montessu - менгиры возле Villaperuccio - древнее захоронение Tomba dei Giganti di Barrancu Mannu |
День 7. 4 января 2020 | 55 км | До горам и сельским дорожкам к аэропорту Кальяри |
Наши визовые сложности
Объясню, как же так вышло, что мы поехали с велосипедами так далеко всего на 7 дней. Мы уже много раз благополучно получали шенгенскую визу в Финляндию длительностью 1-2 года, в том числе всей семьей. Однако, в этот раз с визой вышла проблема — в одной из трех наших виз (а именно детской) вместо разрешенных 90 дней на пол-года оказалось всего 15 дней (из которых 7 у нас уже было потрачено на открытие визы в Финляндию). И узнали мы об этом только в аэропорту, отправляясь на Сардинию — заметила ошибку внимательная тетенька, пропускающая пассажиров на регистрацию.
А мы этого не замечали. Саша проверял наши визы при получении, но смотрел прежде всего на паспортные данные и сроки действия. Количество дней он тоже, наверное, посмотрел, но не во всех трех визах, так как они должны быть для всей семьи одинаковыми, и вообще двухлетние мультивизы дают только на 90 дней. Мы сразу подумали, что это просто ошибка консульства. Но не решились нарушать то, что написано в визе, потому что не последняя же поездка в Европу.
Так что мы все-таки улетели на Сардинию, эта тетя нас пропустила после переговоров, а больше никто не увидел. А там удалось поменять билеты назад, чтобы вернуться не через 2 недели, как мы хотели, а через 7 дней. По возвращении домой Саша обратился в финское консульство, и там ему детскую визу сразу заменили на правильную. Это действительно оказалась ошибка, но стоила она нам дорого...
Впрочем, нашего похода по Сардинии могло бы не случиться совсем, если бы мы наткнулись еще на кого-то внимательного, но при этом принципиального, при перелете или на границе. Даже страшно подумать, каким ударом это было бы для Виталика, который очень ждал поход... Так что все закончилось не так уж и плохо. Желаю всем проверять свои шенгенские визы самым тщательным образом! Уж очень высока в этом вопросе цена невнимательности.
Наш маршрут и его подготовка
Как я писала выше, изначально наш поход планировался на две недели новогодних праздников. Так как на Сардинии, судя по отчетам, очень неплохо работает железная дорога, я запланировала после прилета сесть на поезд и проехать на нем ближе к северному концу острова, без пересадок до станции Ozieri-Chilivani. А оттуда уже скатиться на западный берег острова и ехать вдоль него на юг к Кальяри, по дороге сделав петлю внутрь острова напротив города Ористано, чтобы посетить сосредоточенные там памятники доисторических культур.Но когда вместо 14 полных дней у нас осталось 7 сильно неполных, почти от всего этого пришлось отказаться. Маршрут стал, во-первых, коротким, а во-вторых, кольцевым, так как тратить драгоценное время на поезд мы уже не могли. Кроме того, только половина маршрута пошла по проработанной дома части, а половину я импровизировала уже на месте. Но при этом в получившийся мини-маршрут удалось понемножку включить все то, ради чего мы ехали на Сардинию — Средиземное море и доисторические памятники. А территориально охватили мы только самый юго-западный кончик острова, учитывая извилистость и сложность нашего пути :)
Трек можно посмотреть и скачать на nakarte.me или скачать с этого сайта здесь.
Поход мы провели максимально интенсивно, учитывая всего лишь 9-часовой световой день. Но интенсивность у нас была не про больше километров по дорогам попроще, а про больше эмоций и впечатлений по интересным нам дорогам - и вокруг них.
В маршрут были включены и всякие грунтовки (не всегда скоростные с ребенком в велокресле), и целый день прогулки с велосипедами (часто переходящей в откровенное таскалово) по древне-римской дороге, теперь превратившейся в горную тропу, и многочисленные радиалки пешком без велосипедов к интересным нам доисторическим памятникам. Но уж точно времени мы зря не теряли - выходили со стоянки еще до рассвета, собравшись и позавтракав в темноте, и не "тупили" в течение дня.
Из моих домашних "заготовок" у нас был участок трека вдоль юго-западного берега Средиземного моря. В его подготовке мне очень помог сервис Strava Heat Map, где можно увидеть, где именно катаются местные велосипедисты, заносящие свои треки в Страву. Понятное дело, там смешиваются треки всех на свете, от шоссеров до даунхильщиков, и уж конечно все они налегке и без детей. Но если сопоставлять карты, спутниковые снимки и Strava Heat Map, то можно продумать такой маршрут, какой нужен для своего конкретного случая.
Нам лично нужны маленькие дорожки, где интересно и разнообразно, а также нет машин. Причем хотелось бы, чтобы в основном можно ехать, но это не строго обязательно. Строго у нас только требование того, чтобы по дорожке точно можно было протащить груженые велосипеды без надрыва. А в целом затащить велосипед в крутой подъем или по каменистой тропе мы проблемой не считаем :)
При этом именно Strava Heat Map подсказывает, где можно почти гарантированно пробраться по маленьким дорожкам-тропинкам, не уткнувшись в какой-нибудь забор (весьма вероятное явление в окрестностях большого города!), тогда как просто по карте или спутниковому снимку этого не узнаешь ни за что. А также Strava Heat Map подсказывает пути, которыми велосипедисты пользуются, но которые еще не занесены или не могут быть занесены (например, пляжи) на карту OSM.
Ну а вторая половина нашего трека назад в Кальяри на отдалении от берега рисовалась мной уже на месте, впопыхах, так что она менее логична. И там есть "косяки", касающиеся некоторых достопримечательностей, к которым мы ехали, но посетить которые не смогли (закрыт доступ или ошибка в местоположении). Но в целом этой частью мы остались довольны.
В этом походе нам был очень важен вопрос исторических (и доисторических) памятников. Сардиния - совершенно выдающееся в этом плане место (тогда как природа в целом достаточно обычна для Средиземноморья). Здесь есть и древние каменные башни нураги, построенные много тысяч лет назад, и склепы разных цивилизаций, менгиры и дольмены, античные руины, и многое, многое другое. Всего этого сосредоточено на маленькой Сардинии в невероятном количестве. И это очень круто! С возрастом я стала совсем не безразлична к древней истории, плюс этим очень интересуется наш сын.
Описывать, что можно увидеть на Сардинии, я тут, конечно, не буду - только то, что можно увидеть конкретно на нашем, реализованном маршруте. А здесь расскажу, как я искала информацию по достопримечательностям. В целом это оказалось совсем не просто. Вроде бы информации в интернете море, но это такое огромное море, что совсем не легко фильтровать.
Во-первых, информацию про более известные, крупные достопримечательности можно смотреть просто в Google и Tripadvisor. В обоих сервисах есть карты. Причем гуглить информацию и отзывы надо обязательно! Как бы это ни было утомительно. Потому что режим посещения может быть самым разным - от свободного доступа до полной невозможности попасть в рамках велопохода. Приехать специально в интересное вам место, чтобы там уткнуться в забор, на котором висит листок с предложением посетить сию достопримечательность в строго определенные дни месяца в составе забронированной экскурсии - совершенно реальная и малоприятная перспектива! Так что лучше сначала погуглить.
Часть точек археологического значения есть на картах OpenStreetMap, и с ними очень удобно работать (достоинство open source!). Собственно, я изучение вопроса начала именно с выкачивания базы этих точек. Но - там есть далеко не всё.
Ну а наиболее полно археологические памятники Сардинии представлены на карте Wikimapia. Судя по истории правок, несколько человек очень постарались и залили туда огромнейшее количество координат и, что еще важнее, аккуратно проставили к ним тэги (бывают же энтузиасты, которые вот так стараются не для себя, а для всех!). Чтобы увидеть именно точки нахождения древних памятников, нужно выбрать соответсвующую категорию - "археологический памятник/раскопки". Есть и более конкретные категории - нураг (nuraghe), гробницы гигантов (giants' tomb), дома фей (domus de janas), менгир, и всякое другое.... Часто в описании наиболее известных точек есть фотография или даже ссылка на сайт - это удобно.
Но в случае с обеими этими картами, точки - это просто координаты. Само их распределение познавательно, и они помогают сориентироваться при рисовании трека. Но вот что именно из всех этих точек достойно посещения и доступно к посещению - это в любом случае надо выяснять прицельно.
Карта Википамии показывает на Сардинии много тысяч! точек археологических памятников. По мере увеличения масштаба карты становятся видны все новые и новые... Открыть эту карту можно по ссылке.
Ну а на местности с информацией для туристов на Сардинии дела обстоят довольно плохо. Схем, посвященных тому, что можно увидеть в том районе, куда мы приехали, почти нет. Указателей с дороги на интересные места - тоже почти нет. Так что, если вам важна историческая тема, информацию придется собирать довольно кропотливо в интернете. Иначе все проедете мимо, даже не заметив.
И, конечно, чем больше вы почитаете про древних жителей Сардинии и то, что они оставили после себя, тем большее впечатление получите. Краткую информацию (но не претендующую на научную достоверность!) я постаралась дать и в этом отчете. Про нурагическую цивилизацию могу посоветовать небольшую книгу "The Nuragic Civilization" Paolo Melis, которую можно найти и для чтения, и для скачивания в интернете.
День 1. 29 декабря 2019 (неполный)
37 км
Вечером до забронированной гостиницы у нас было всего 4 километра, но прилетели мы уже поздно, собирать велосипеды в аэропорту и ехать куда-либо своим ходом сил никаких не было, так что до гостиницы доехали просто на такси. Их стоит у ворот аэропорта множество, нам тут же подогнали микроавтобус, и в него мы спокойно влезли вместе с упакованными великами. К тому же, водитель такси очень помог нам попасть в гостиницу — это было небольшое B`n`B без опознавательных знаков, и без знания итальянского и местной симки для звонков мы бы наверняка долго там мыкались…
Уставшие, я и Виталик завалились в гостинице спать, а Саша перед сном смог собрать один из велосипедов. Утром встали по будильнику, Саша закончил собирать велосипеды, я перепаковала сумки. Как ни старайся делать все быстро, сборка и перепаковка вещей после перелета требует не один час времени. А если не паковаться нормально в самолет, то могут пострадать велосипеды и не получится уместиться в бесплатный багаж.
Собравшись, мы отправились назад в аэропорт, чтобы купить новые билеты домой. На наш питерский рейс через Рим билетов на нужное число не было, зато были билеты на Москву, причем в более выгодное нам время — вечером, а не утром. Только на смену билетов в кассе времени ушел час! Хорошо, что мы были единственными клиентами в этот момент! Потом Саша докупил на сайте Аэрофлота отдельные билеты из Москвы к нам в Петербург.
В результате, на все эти дела, как бы мы ни спешили, у нас ушла половина светового дня. К счастью, в аэропорту Кальяри продается пицца, так что мы смогли пообедать, не тратя лишнего времени, и наконец выдвинулись на маршрут.
Первой целью нашего укороченного маршрута был берег Средиземного моря к юго-западу от Кальяри.
Кальяри (Cagliari)— большой город с обширными промзонами, к тому же находится на берегу крупной лагуны. На запад вдоль берега, по мостам и дамбам через лагуну, выходит лишь одна дорога — крупная трасса SS195. Катание на велосипеде с ребенком в велокресле по таким дорогам мы категорически не допускаем.
Но есть и другой способ пробраться из Кальяри на запад — всякими маленькими дорожками в объезд лагуны. Так как аэропорт как раз находится за городом, из него можно выехать на эти дорожки, вообще не заезжая в сам город. Главное, как всегда - это подумать :)
Потому что на самом деле выехать на велосипеде из аэропорта Кальяри можно очень удобно — прямо от центральной развязки начинается дорожка по полю, потом переходящая в некий веломаршрут. Аналогичным способом можно добраться из аэропорта в сам Кальяри без трасс, свернув с той же развязки на маленькую дорожку, ведущую в другую сторону - вдоль лагуны к городу.
Дорожка по полю от аэропорта
Если вы только прилетели и нуждаетесь в еде и топливе, то по пути потребуется свернуть в поселок Elmas, где есть и супермаркет Lidl (работающий все дни недели без перерыва на сиесту!), и заправка. Про газ для горелки ничего сказать не могу, так как мы очень давно перешли на мультитопливную горелку Primus, для которой достаточно обычного бензина с заправки. Использование бензина вместо газа быстро окупает стоимость самой горелки, и не надо тратить время на поиски газа в походе.
Ну а мы в магазине и на заправке уже были с утра, так что из аэропорта сразу двинулись прочь. Сначала ехали по веломаршруту, который идет вдоль laguna de Santa Gilia. Приятное тихое место! А нас особенно впечатлила ондатра, которая деловито плавала в канале. По пути обратно, кстати, в этом же месте мы видели множество крупных рыбин. Сколько же тут жизни, в отличие от нашей суровой Ленобласти!
На веломаршруте
Плывущая ондатра.
Веломаршрут вскоре закончился, и дальше мы ехали по довольно тихим асфальтовым дорожкам через пригороды, а потом по большому мосту через несколько болотистых речек. После пересечения этих речек мы свернули в очень интересное место — дорожки по насыпям среди болот, окаймляющих laguna de Santa Gilia. На этих дорожках немало ворот, но все эти ворота были закрыты на веревочку или на проволочку, а не на замок. Главное, не забыть их после себя закрыть, чтобы скотина не разбежалась.
Эти открытые ворота сразу настроили нас позитивно по отношению к Сардинии. По своей доброй воле или по указке «сверху» хозяева земли оставили все ворота открытыми - это нам совершенно не важно. Главное, что проезд велосипедисту свободен!
И вообще эти места нам очень понравились. Везде вода, а в воде - огромное количество всяких птиц, прежде всего цапель и фламинго. И приятное чувство приключений — так вот пробираться тайными тропами нам куда увлекательнее, чем пилить по большим дорогам.
Кстати, если вам нужно переночевать не слишком далеко от аэропорта Кальяри в тихом спокойном месте, то здесь можно найти полянку под палатку. И вряд ли кто-либо побеспокоит - мы там не встретили ни единого человека, только коров. Впрочем, можно и куда ближе к аэропорту место найти. На Сардинии (по крайней мере, в той ее части, что мы успели посмотреть) даже на плотно населенных низинах есть на удивление много тихих, ничейных местечек, где можно спокойно переночевать с палаткой.
Ворота закрыты на веревочку
Первые фламинго, которых мы встретили в этом походе. Но совсем не последние :)
Дальнейший наш путь состоял из тихих асфальтированных дорожек и грунтовых связок между ними. Целью было пробраться вдоль берега, не забираясь в идущие рядом горы и при этом не выходя на трассу SS195. Грунтовые связки эти были разные, иногда попроще, иногда посложнее, небыстрые с ребенком в велокресле. Но интересные. И вроде места там населенные, плюс много промзон, а кругом - сплошная зелень! А над зеленью - яркое синее небо. После питерской декабрьской сырой тьмы у нас аж дух захватывало!
Симпатичная дорожка вдоль кактусов.
Местные мтб-шники катают именно тут :)
На ночевку мы остановились за час до заката, просто на краю поля. Место было не слишком романтичное — неподалеку трасса, видны линии электропередач. Но при этом очень укромное. За поворотом были места с шикарным видом на залив и на Кальяри, где тоже можно было бы встать, но там до самой ночи собирали оливки, а мы знакомиться ни с кем не хотели, так что поставили палатку в уголке поля, без вида.
День 2. 30 декабря 2019
41 км (из них 2 км пешком без велосипедов)
Вид на залив и на Кальяри недалеко от нашей палатки.
Утром мы продолжили виться между огромными промзонами на берегу, трассой SS195 и горами по маленьким дорожкам. Как и вчера, ехать получалось не быстро, учитывая локальные подъемы, но интересно.
Трасса идет прямо, а мы обходим ее то снизу, то сверху.
Вдоль промзон.
Открываю очередные ворота.
Немного по заросшей тропе
Очередной тайный лаз.
За пару часов доползли до важной доисторической достопримечательности — каменной башне Nuraghe Sa Domu 'e s'Orcu (Sarroch). Он расположен рядом с грунтовой дорожкой, проходящей по склону небольшой поросшей кустами горки.
Что такое нураг
Нураги (nuraghe) - характерные для Сардинии круглые башни, построенные людьми в доисторические времена. Изготовленны они методом сухой кладки из слегка отесанных камней. Нураги выполняли одновременно роль жилья и оборонительных сооружений. На острове (при его совсем небольших размерах) насчитывается несколько тысяч нурагов, но большинство из них сейчас находится в разрушенном состоянии.
Постройка нурагов относится примерно к 18-му до 5-го столетия до нашей эры, Бронзовый век. Потом нураги постепенно перестали строить, а позднее на остров приплыли сначала карфагеняне, а потом и римляне, и пошла уже совсем другая история. В честь этих башен цивилизацию, которая существовала на Сардини в те времени, так и называют - нурагической.
Постройка нурагов относится примерно к 18-му до 5-го столетия до нашей эры, Бронзовый век. Потом нураги постепенно перестали строить, а позднее на остров приплыли сначала карфагеняне, а потом и римляне, и пошла уже совсем другая история. В честь этих башен цивилизацию, которая существовала на Сардини в те времени, так и называют - нурагической.
Так получилось, что несмотря на огромное количество нурагов на Сардинии, Nuraghe Sa Domu 'e s'Orcu был единственным, который удалось посетить нам, плюс видели еще пару сильно разрушенных. Потому что на самом юго-западе острова нурагов неожиданно мало. Я так думаю, что это все древние римляне виноваты :) Они селились как раз на берегах, а камни нурагов наверняка использовали для своего строительства. Вот нурагов почти и не осталось в этих местах.
Нураг Domu e's'Orcu был частично порушен уже в недавнее время, при взрыве в каменоломне — камень добывают прямо из той скалы, на которой он стоит. Никакого уважения к истории… Но позже нураг восстановили, укрепили бетонным столбом и проложили туда туристические тропинки. Камень, правда, явно продолжают добывать.
Положение у нурага было очень стратегическое — вид с горы открывается обширный. В нурагические времена под горой расстилался лесистый берег моря, а теперь расстилаются огромные промзоны…
Со стороны нураг выглядит приземистым и небольшим. Однако, внутри кроются две крупные башни и прямоугольное пространство между ними.
Вид на нураг со стороны. Когда-то он был выше...
Вход в одну из башен высокий и узкий, а в другую (виден вдалеке) низкий квадратный - две распространенные формы в доисторической архитектуре.
Провалившийся потолок одной из башен, сделанный по принципу ложного свода (камни просто лежат друг на друге со сдвигом).
Виталик позирует в одной из боковых ниш, которая умещается в очень толстой стене башни. Это характерная деталь, которая есть во многих крупных нурагах. Это судя по описаниям, так как нам самим больше увидеть целых нурагов в этой поездке не удалось.
Зеленые листья на древних камнях.
Ну и мы тут сфотографировались все вместе. Потрясающее место, если в этот вопрос вникнуть.
Индустриальный пейзаж внизу.
Скатившись с горки, мы прокатились по асфальтированной дорожке через всякие поселочки к городу Pula. Там зашли за продуктами в большой супермаркет, расположенный возле моста через речку. А потом отправились в археологический музей Nora.
Археологический музей Nora
- это развалины большого римского города. Точнее, до римлян тут было поселение нурагической цивилизации, камни которого частично использовались для строительства (под водой пруда рыб-хозяйства скрыта целая крупная деревня нурагической цивилизации - ссылка). Потом здесь был финикийский город (с 8-9 века до нашей эры), ну а после завоевания Сардии римлянами в 3 веке до нашей эры город стал римским. Просуществовал он примерно до 8 века нашей эры.
Часть города за века оказалась затоплена, так как море наступает на этот берег Сардинии. Еще часть города не раскопана, так как земля принадлежит армии. Но и того, что на земле и раскопано, остается немало!
В основном на доступной посещению части Норы можно увидеть остатки жилых зданий и улиц. Из более крупных строений можно увидеть небольшой восстановленный амфитеатр, остатки богатого дома с колоннами и мозаиками на полу и развалины терм, тоже с мозаиками. Еще в одни бани проход был закрыт.
Вход в музей платный. И это как раз хорошо для велотуриста, который не может точно подгадать время своего прибытия, потому что за деньги музей работает стабильно каждый день и без сиесты. В интернете пишут, что смотреть Нору можно только с экскурсоводом. Возможно, летом так и есть, но зимой нас спокойно пустили гулять самостоятельно так, как нам хотелось.
Наверное, человеку, который мотается по экскурсиям и взгляд уже замылен "достопримечательностями", тут вряд ли сильно понравится. А нас очень впечатлило! Гуляли полтора насыщенных часа. Такж посещение Норы стало важным моментом в нашем мини-походе - прикосновением к античной истории Сардинии. На Сардинии от римских времен осталось немного, несмотря на относительную близость Рима. Часть города за века оказалась затоплена, так как море наступает на этот берег Сардинии. Еще часть города не раскопана, так как земля принадлежит армии. Но и того, что на земле и раскопано, остается немало!
В основном на доступной посещению части Норы можно увидеть остатки жилых зданий и улиц. Из более крупных строений можно увидеть небольшой восстановленный амфитеатр, остатки богатого дома с колоннами и мозаиками на полу и развалины терм, тоже с мозаиками. Еще в одни бани проход был закрыт.
Вход в музей платный. И это как раз хорошо для велотуриста, который не может точно подгадать время своего прибытия, потому что за деньги музей работает стабильно каждый день и без сиесты. В интернете пишут, что смотреть Нору можно только с экскурсоводом. Возможно, летом так и есть, но зимой нас спокойно пустили гулять самостоятельно так, как нам хотелось.
Ну и вроде бы я уже писала - наш ребенок очень интересуется историей, естественно, в ее материальном воплощении. Так что нам очень приятно было показать Нору своему сыночку!
Мощеная улица
Фундаменты жилых районов. Их продолжают откапывать и сейчас.
На мысу защитная башня, уже куда более поздних времен, подход туда закрыт.
Амфитеатр, отреставрированный.
Четыре разных кладки в составе амфитеатра. Типичная картина для древних памятников архитектуры, ведь все перестраивалось и переиспользовалось веками.
Четыре колонны, оставшиеся от когда-то богатого дома - самая красивая часть Норы.
Тут был богатый дом на берегу моря...
А здесь были бани. Стены очень мощные!
Еще одна простенькая мозаика.
Остатки водопровода. У римлян все было организовано!
Виталик прикасается к фундаменту древне-римского дома - и по лицу видно, как много это для него значит. Фото не постановочное!
Античная улица обрывается прямо в море.
Семейное фото на римской улице.
В Норе мы впервые вышли на берег Средиземного моря в этом походе, и следующие два дня старались ехать максимально вдоль него. А также везде, где это было можно, не выходить на большое шоссе SS195, которое идет вдоль юго-западного берега Сардинии. 30 декабря это шоссе не было сильно загружено, так как после Рождества жизнь в целом затихает на несколько дней. Но в любом случае, такие шоссе - точно не то, что мы ищем в велопоходах с ребенком.
Так что и после Норы мы не поехали на шоссе, а решили пробраться вдоль берега, по дикому пляжу Spiaggia di Porto d'Agumu.
В этом месте к морю подходит низменность. Летом там наверняка совершенно сухо, а вот в декабре стояла вода. Мы прошли пешком по пляжу, где волнами набило большие валы водорослей.
Благодаря низменности тут ничего не построено. И за низменностью продолжается дикий полуостровок Punta d'Agumu с развалинами большого здания по перегрузке угля и минералов 19-го века и военными объектами времен второй мировой. Вот что меня удивляло на Сардинии - это то, что мы постоянно встречали совершенно дикие, уединенные уголки даже в самой населенной местности. Вот как-то они тут умещаются! Свободных мест для спокойной ночевки в палатке, в том числе на берегу моря - огромное количество! По крайней мере, зимой. Подозреваю, что летом народ набивается тут вовсюда... Ну так и не надо ездить в курортные места в поход в сезон!
Особенность морского берега Сардинии - это огромное количество выброшенных морем бурых шариков из высохших водорослей. На самом деле, это не водоросли, а такое морское растение - Posidonia oceanica (Посидония океанская, трава Нептуна). Листья у этого растения лентовидные, и из кусочков этих листьев местами образуются целые валы на берегу. Как и на этом пляже за Норой. А вот шарики - это плоды Посидонии. Водится Посидония только в Средиземном море, причем именно в чистой воде. Вода в море тут действительно очень прозрачная!
Вот такие шерстистые шарики! Очень прочные, не порвешь.
Целые горы перемолотых морем листьев Посидонии - копать можно до бесконечности :)
Водорослевое веселье у ребенка
На этом участке путь нам преградила речка. В отлив перейти ее, скорее всего, не представляет сложности, но у нас был прилив. Мы с трудом нашли место, где речку пересечь, так как в основном ее дно представляет собой непроходимую трясину из гнилых листьев Посидонии. Конечно, это все легко можно было объехать по шоссе за минуты, даже не узнав о существовании этого тихого заваленного водорослями уголка. Но ведь мы ехали на Сардинию не ради шоссе, а именно ради вот таких мест!
В прилив вода хлещет из моря в речку
После дикого пляжа и речки путь вывел нас на зеленые улицы куротного поселка Foxi 'e Sali. Зимой он был довольно пустой. Везде были видны следы урагана, который прошел там, видимо, недавно - сосен повалило много. Как хорошо, что нас при этом не было :)
Следы урагана.
Естественно, что многие курортные поселки здесь сделаны так, чтобы машины не ехали через них сквозняком. Въезд осуществляется с трассы, а внутри улицы тупиковые. Но, к счастью, заборов у большей части (но не у всех) этих поселков нет, поэтому на велосипеде можно в них пробраться и из них выбраться, продолжая движение вдоль моря, а не по трассе.
Так и в этот поселок мы въехали по маленькой грунтовке, а выехали вообще по тропинке. Ни на какие карты эта тропинка не нанесена, но ее, как и все остальное, я высмотрела на сервисе Strava Heat Map, о котором уже писала раньше. Тропинка позволила нам не только не выходить на шоссе, но и сама по себе оказалась сказочная!
Необычное место!
Небольшой брод через речушку rio Palaceris. Ботинки пришлось опять снимать, но Виталика перевозят в велокресле.
Преодолев речку, мы снова выбрались на дорогу, асфальтированную, которая ведет 4 километра вдоль моря. Здесь расположено несколько кемпингов, зимой один был явно закрыт, в другом теплилась какая-то жизнь. В целом же надо сказать, что практически все кемпинги на Сардинии зимой закрыты (чем Сардиния сильно отличается от, например, Португалии и Испании, где как минимум треть кемпингов работает круглый год и в общем-то не пустует). Но зачем нам кемпинги, если диких мест для ночевки предостаточно?
Еще по пути полюбовались на Torre di Cala d'Ostia - защитную башню 17-го века, построенную для защиты от морских набегов арабов.
Эвкалиптовая алллея.
Torre di Cala d'Ostia
Следующие 3.5 километра пришлось все-таки проехать по трассе, так как там у моря капитально огороженный курортный поселок. При первой возможности мы снова свернули с трассы, в следующий поселок Pinus Village, закрытый для проезда машин, но с открытым проходом для пешеходов и велосипедистов. Вот это правильно!
Сразу за выходом из поселка мы и остались на ночевку второго дня. Там есть участок незастроенного берега, где тропинка вьется над обрывом. Несколько человек мы там видели гуляющими, но никто нас не побеспокоил. Наша палатка стояла красиво над обрывом, а Виталик с удовольствием копался на песчаном пляжике внизу. Мне очень хотелось и палатку поставить на песке, поближе к воде, но мы испугались возможного прилива. Зря пугались - посмотрев утром на песок, мы поняли, что приливы тут вообще почти отсутствуют. Ну то есть они как бы есть, но заметно это только в случае, если к морю подходит низменность. Но если на пляже есть хоть какой-то уклон, то вода поднимается очень незначительно. Так что на следующей ночевке мы уже спокойно ставили палатку на песке.
Моя мечта исполнена - переночевать в палатке на берегу Средиземного моря!
Вечер над морем
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ