Нам с Сашей так понравилась наш небольшой велопоход по Псковской области на ноябрьские праздники, что Саша взял один день отпуска и, пока не поздно, мы снова двинули в сторону Новгородской-Псковской. Так как маршрут подразумевал дополнительный день, объявления на Велопитере мы не делали, отправились вдвоем.
Ходовых дней: 3
Длина: 217 км
Нитка маршрута: Уторгош - Сольцы - ур. Лячка - ур. Шавково - Морино - Дно - Боровичи - Лудони - Струги Красные
Погода: 2-7 градусов, пасмурно, на 3й день небольшие дожди, на 2-3й день сильный, в основном встречный, ветер.
трек - на жпсиес
До станции Уторгош мы добирались сначала на электричке до Оредежа, потом пересели на подкид в Дно. Мест для велосипедов в нем нет - ни доступного тамбура, ни места в вагоне, ни даже багажных полок для подвески. Но так как был несезон, то загрузка двух велосипедов проблемы не составила. А в сезон, говорят, все набито - в подкиде всего два вагона.
Саша:
Катя, там было два совершенно не используемых тамбура. Я не стал нести велики в тамбур просто потому, что не было нужды таскать туда-обратно через весь вагон. А так в данном конкретном случае в подкид можно было упихать группу как минимум в 15 человек с великами. Не летом, разумеется.
В Уторгоши мы были в пол-двенадцатого, давно уже рассвело. Сели на велосипеды и покрутили вдоль железки к Сольцам. Дорога здесь почти без трафика, асфальт, на данный момент весьма разбитый жизнью. Попадаются деревеньки.
дорога на выезде из Уторгоши
в дер. Водосы
в дер. Лубино
в дер. Лубино
река Мшага в дер. Лубино
В Сольцы мы решили въехать по боковой дорожке через Большое Заборовье. Перед деревней путь нам преградил ручей Крутец. Саша брод переехал, я с сашиной помощью переползла по бревну рядом.
двуцветный домик в дер. Большое Заборовье. интересен градиент в покраске чердака :)
частично ушедшая под землю каменная изба, как на Валдае
а вот эта как будто вполне новая
В Сольцах мы решили проехать мимо военного аэродрома, который хорошо виден на спутниковых снимках. Но лезть куда нельзя не планировали - вступать в переговоры с охраной ничуть не люблю. Обнаружили старую ветку жд и бетонку вдоль нее, поехали.
Саша: Надо добавить, что ветка жд - вполне действующая.
Вдоль бетонки - остатки столбов с фонарями, какие-то развалины. Потом дорогу нам преградили наваленные плиты, мы их перелезли и дальше поехали.
Саша: Не перелезли, а прошли между. А то "перелезли" - звучит как проникновение :)
Рядом потянулся древний забор из колючей проволоки, но ненавязчивый, через него от соседних домов протоптаны многочисленные тропы. Потом подъехали к каким-то военным сооружениям, явно действующим, свет там горел. Проехали по центральной дороге, посмотрели на схему аэродрома (совсем как на спутнике) и гордо выехали через КПП на главном входе, сказав охраннику, что мы случайно здесь оказались. Он как-то вообще и не возражал. И правда ведь не огорожено.
Саша: Фотке раскрывают военную тайну. Нас посодют! :)
Выехали на А116, там обнаружился ларек с выпечкой, устроили на остановке перекус.
Вдоль А116 идет велодорожка
велодорожка даже с отдельными мостиками через речки, по проезжей части ехать не надо.
проезжали мимо достопримечательности - Ильинского собора.
Потом дорога идет по центральной улице, мимо старинных одно/двух-этажных зданий.
вид на р. Шелонь с моста. собор, жаль, не на берегу, поэтому с моста его особо не видно.
После Сольцов 9 км проехали по дороге Р-48, это асфальт невысокого качества, с весьма небольшим трафиком. С него свернули уже на грунт через деревни Доворец, Светлица. Грунт хороший, не размокший даже в ноябрьскую погодку.
старинная каменная изба классического вида в дер. Угоща
речка Иловенка рядом с дер. Долга
Последняя живая деревня - дер. Долга. После нее на запад уходит отвилка в Захонье и Илеменку. Потом следуют некие Клевицы и Лячка. Клевицы уже на генштабе обозначено как урочище, ничего там нет, только поле. Там основная дорога петлей уходит на дер. Гряда, лишь бы границу областей не пересекать :) Более маленькая отвилка идет в сторону точки Лячка, она на генштабе и в яндексе обозначена как деревня. Мы туда приехали уже в темноте, пошарились, но на то, что здесь была жизнь, намекали разве что обгоревшие стволы и холмики.
Вскоре после Лячки дорога уходит в лес и становится пригодной только для ходьбы с велосипедом, но без стволов через дорогу. Там было довольно болотисто, но по кочкам пропрыгать при желании можно было, ног не замочив. Впрочем, в ноябре мокро везде :)
Вокруг Саши вода, но со вспышкой этого не видно
дорога без вспышки
обнаружен артефакт - здесь была жизнь!
По этой дороге мы прочапали 3 км и вышли на поле на месте бывшей дер. Шавково. Поставили палатку и, взяв фонарики, отправились на романтическую прогулку по бывшей улице. По железной дороге рядом, с иллюминацией и шумом, периодически проходили поезда.
От деревни и здесь обнаружилось немного. Ради интереса запротоколировали все наши ночные находки. Их всего три.
колодец вот был
бочка
бетонное основание от столба линии электропередач
наша ночевка
утром мы не торопились на маршрут, вышли мы уже после рассвета. в бледном утреннем свете осмотрели остатки яблоневого сада, на краю которого мы ночевали. яблок там, впрочем, не было.
вид на бывшую деревню Шавково при свете
по дороге к железке обнаружили еще один колодец - этот выглядел просто как небольшая яма в земле. глубина, однако, выше человеческого роста. вся эта палка ушла. вот бы было плеску, если туда, не увидев, провалиться!
потом мы вылезли на железку и по ней пересекли таки границу Новгородской и Псковской областей. интересная это вообще тема, пересечения областных границ, ведь там все второстепенные дороги заканчиваются петлями и тупиками. надо бы заняться этим более прицельно, попересекать туда-сюда...
Вдоль железки можно в основном даже ехать, есть небольшая тропинка, но скорость у меня получалась все равно километров 5 в час, идти так же, только не трясет. Саша на найнере спокойно мог ехать и между рельсов, у меня так не получалось.
Саша и знак "начало опасного места". мы его перед поездом не поднимали, не подумайте :) так просто попридуривались
Прошли по железке 2 км, но до станции идти поленились, решили свернуть к деревне Морино по пунктиру. Там тоже пешком по заросшей травой дороге через поле. Перед деревней, естественно, обнаружился ручей, но рядом же обнаружился и мост. Кстати, не один.
Деревня Морино довольно большая. Есть магазин, действующая школа и даже военкомат.
От Морино мы поехали на запад, по грейдеру вдоль реки Полонка. Грейдер средненького качества, довольно размокший в честь ноября. Но тут нам еще с ветром не повезло - весьма интенсивно встречным. И ехалось медленно, и холоднее на ветру как-то.
фотофакт грейдера и остановка деревни с милым названием Поцелуево. Но на ветру губы обветренные, не до поцелуев, так что мы там просто перекус устроили.
В деревне Михайловский погост, переходящей в Панкратово, заехали посмотреть на красивую церковь с голубыми куполами. С дороги туда вела тропинка, проходящая через чей-то участок, мы хотели было вернуться, но старушка из соседнего дома посоветовала нам не обращать внимания на забор :) Так что вот, треспассировали чужой участок :)
Сама деревня Панкратово - с целым "районом" кирпичных домов советской постройки в весьма упадочном состоянии.
конец земного пути...
один из мостов через р. Полонку в дер. Егольское
вид через речку на Егольское
деревянная церковь над рекой Полонкой в дер. Корьхово
замшелый домик в дер. Межник
вагончик в дер. Староселок. we all live in a yellow submarine, yellow submarine, yellow submarine :)
Река Полонка стала понемногу расширяться, так как мы приближались к маленькому водохранилищу на ней.
Мы подъехали посмотреть и на плотину. Сейчас вполне себе водопад есть, но сквозь бетонные плиты уже пробивается вода, значит, стоять плотине уже не очень долго. Само здание ГЭС полностью разрушено и через него прокатана дорога на мост к соседней деревне.
Следующим нашим пунктом было посещение бывшего аэродрома рядом с Дном. Историю этого аэродрома и находившегося там же немецкого концлагеря можно поискать в интернете по ключевым словам Дно, Гривочки и Колотушино (www.sgvavia.ru/forum - обсуждение, imf.forum24.ru - фото времен ВОВ и пр.), а я просто приведу фотографии, как оно выглядит сейчас.
Дорога частично брусчаточная, частично бетонная. Строили ее русские военнопленные, о чем гласит памятная табличка и надпись на бетонной плите - "I. V. 1934 строяли дорогу русские в/п". Дорогу и все прочее частично своровали (как я читала, камушки тырили для бань очень мило, учитывая тысяч 25 непосредственно там погибших людей).
Часть дороги оказалась затоплена водой, но благодаря сашиному руководству мне она в ботинки не залилась, а он набрал - в воде встречались ямы.
Саша: Это было не руководство, а разведка боем :)
Прокатились также туда-сюда по самой взлетно-посадочной. Она была когда-то асфальтированной, но значительно заросла, проехать можно только по проложенной через нее дороге.
Облазав доступное, мы вернулись на асфальт и двинули в Дно.
Трафик после Дна оказался средне-интенсивный, значительно больше, чем на предыдущих дорогах. Асфальт при этом сильно битый. Выехали на дорогу А116 - хоть по ней трафика было и больше, но ехалось приятнее, так как асфальт нормальный и обочина есть, не надо вилять никуда. Правда, тут мы снова развернулись против ветра и начало выдувать мозг, ну и стемнело уже. Так что мне резко захотелось спать, и мы без лишних сомнений остановились на ночевку в кустах на берегу болота, метрах в 150-ти от дороги.
На третий день нам оставалось доехать 45 км до Лудони по Р-63, чтобы по полигонному грейдеру добраться до станции. Трафик на этой дороге присутствует, правда, без фур, в общем не слишком напрягал. Сначала асфальт был битый и неприятный, но потом стал хороший, и машины совсем мешать перестали.
Уголок на 4.5 км мы объехали через деревни Коломно и Краснодубье - там оказалась на удивление приличная грунтовочка.
Посетили известное геокешерам место встречи Пушкина и Кюхельбекера в дер. Залазы. Там имеется часовенка и памятная табличка, гласящая о том, что в 1827 году здесь случайно пересеклись Пушкин, который ехал к себе в Михайловское, и Кюхельбекер, которого везли в ссылку в Сибирь. Так как оба люди были знаменитые, история факт этой встречи до нас донесла :) Подробнее можно почитать на странице тайника на www.geocaching.su. Рядом,кстати, стоит сарай, а в нем - пожарная машина!
Саша: Дык это ж не сарай, это пожарная станция!
В другой раз мы хотели сократить участок асфальта, проехав через деревни Всини и Ягодно. Но ехать по нарисованному дома треку, конечно, недостаточно интересно :) Поэтому, когда мы увидели, что на гармине нарисована жирная дорожка на Всини, уходящая с асфальта чуть раньше приготовленного трека, а также что туда указывает большущий указатель, то решили поискать приключений там. Так как у меня, конечно, были причины не рисовать трек по этой дороге, то во Всини она нас и не привела, а привела в тупик у речки Ситни. До Всиней оставалось меньше километра, но погодка к купанию не располагала, так что форсировать эту немаленькую речку мы не стали. Зато там было красиво, как в парке прямо, только без людей, поэтому мы с удовольствием побродили вдоль берегов. Нашли также и то место, где когда-то был мост. Да, у поездок вдвоем есть этот плюс - можно забуриться куда угодно и не надо придумывать никакую причину, кроме того, что нам там уютно и весело :)
лес такой влажный, что везде много разнообразных представителей лишайников (или розовое - это грибы, даже не знаю)
насыпь в месте бывшего моста
взгляд назад, указатель на Всини. а они совсем не там :)
По настоящей дороге во Всини времени у нас ехать было уже недостаточно, так что мы двинули к Лудоням, приделав еще два маленьких объездика перед ними. Первый был через деревни по прекрасной песчаной дорожке, а второй, вокруг Лудоней по полям, был больше пешим.
ферма, радует!
объезд Лудоней по полям
От Лудоней нам оставалось 14 км песчаного грейдера через танкодром до Струг Красных. К счастью, сейчас никакой деятельности на танкодроме не проводилось, и он был совершенно пустынен.
Так что мы согласно плану приехали в Струги к половине шестого, сварили горячий обед и спокойненько загрузились в довольно пустынный (так как был понедельник) экспресс до Балтийского.
- Просмотров: 3346