В прошлые выходные мы уже ездили по маршруту Радофинниково-Оредеж через Тесовские болота, и нам так понравилось, что мы решили поехать таким же образом еще раз, но немного другими дорогами. Все равно за один раз эти места не охватить. Да и за два тоже.
Трек поездки можно посмотреть на gpsies (2 дня, 116 км)
Вылезли мы опять в Радофинниково, так как дальше поезд не идет. Обратили внимание, что здесь железная дорога лежит еще на деревянных шпалах, тогда как дальше ее положили на бетонные. Недолго этой красоте осталось жить, так что полюбовались.
деревянные шпалы в Радофинниково
От Радофинникова на юг в этот раз мы решили пробраться по дороге, предложенной Русланом Руссо, вдоль правого берега реки Рыденки через деревню Поддубье.
От станции к дороге на западные радофинниковские садоводства мы пробрались ради интереса 2 с небольшим километра через лес. Сначала дорога идет через свалки. Все поселения в Новгородской области стабильно окружены свалками, пропорционально размеру. А после свалок идет дорожка с лужами по старой насыпи узкоколейки.
дорога от станции Радофинниково на запад по старой насыпи узкоколейки
Миновав садоводства (вполне приятные и чистые), мы выбрались по старой дороге к просеке ЛЭП.
дорога от радофинниковских садоводств к просеке ЛЭП
брод перед выходом на просеку ЛЭП
Дорожка по просеке ЛЭП на данный момент отличная, накатана слабо, но без колей и грязи. Спешивались на ней мы только несколько раз, в местах пересечения ручьев. Проехали по ней километра три. Но, наверное, можно по ней вообще садоводства объехать.
дорога по просеке ЛЭП
один из пересекающих просеку ручейков
классика весеннего жанра - медовый месяц у лягушек. взгляды-то какие томные!
Ради интереса мы проехали по просеке ЛЭП на юг до самой Рыденки. Летом, предполагаю, реку можно пересечь и благополучно выбраться на накатанную дорогу по ее левому берегу. Но по весне, даже учитывая очень низкий уровень воды в этом сезоне, без брода выше колена было ну никак не перебраться.
Саша пытается подойти поближе к Рыденке. Безуспешно.
Не перейдя Рыденку, мы вернулись назад на дорогу, идущую по правому берегу реки. Первые километра полтора-два этой дороги весьма подтоплены, но все лужи легко обходились по краю. Потом была раскатанная лесовозами поляна (фото), а оставшиеся 2 км до Поддубья мы уже ехали.
дорога на Поддубье по правому берегу Рыденки
командой Экстремум здесь повсеместно установлены такие вот стрелки, призванные помочь заблудшим гражданам выбраться из леса.
дорога возле Поддубья и памятник жертвам войны
В Поддубье мы свернули опять в лес на 2 километра по генштабовскому пунктиру, чтобы выйти коротким путем к Тесовским болотам через ур. Чаща. Эта дорога была чисто пешеходная, но вообще симпатичная :)
дорога Поддубье - урочище Чаща
урочище Чаща
жаба, сидящая в цветах, в урочище Чаща. цветы под цвет глаз!
После пересечения с грейдером Р-41 мы двинулись в болота, сначала по довольно раскатанной любителями оффроада дороге, тоже пунктир на генштабе. У развилки эти любители как раз устроили пикник, а одну машину мы видели заглохшей в торфе по пути. А мы там в основном ехали.
Потом дорога закончилась, и мы поехали по народной тропе вдоль канавки. Потом и тропа закончилась, и еще около километра мы тащили велики просто по кустам вдоль канавы. Вообще в северо-западной части тесовских торфоразработок, в районе озера Бебро, узкоколеек проложено не было, поэтому и с дорогам тут туго. Мы двигались как-то наугад. По пути не раз пересекали канавы, через них всех народом были сделаны мостики. Но на случай, если мостика в нужном месте вдруг не окажется, в этих местах полезно иметь топорик, чтобы кинуть пару стволиков и идти себе дальше.
Когда мы достигли зоны насыпей узкоколеек, стали двигаться по ним. Они были самого разнообразного состояния от весьма заросших до накатанных до почти гладкости. С каждым поворотом тип дороги менялся. Ну и вообще здесь столько насыпей, накатанных дорог и троп, что для составления полного "путеводителя" по Тесовским торфоразработкам понадобилось бы кататься туда-сюда и все документировать не один день. Если кому-то вдруг понадобится посмотреть конкретные фото дорог по нашему треку, можно открыть мой альбом на яндекс-фотках (ссылка), там типовые фото с привязкой. А так в тех же направлениях можно проехать и по-другому.
дорога в Тесовские болота из урочища Чаща. велосипед как всегда показывает свою высокую проходимость по сравнению с ведром.
тропа вдоль канавки
одна из многочисленных канав
мост через канаву
прогулка по торфу
просто болото
идем вдоль озер
последние остатки снега
еще один мост
продираемся вдоль канавы по кустам. не всегда был такой проспект как на фото :)
вот такая получается дорога на тофоразработках, если она не по насыпи и не на шпалах.
заехали посмотреть, не осталось ли чего-то от рабочего поселка Отлизно, но никаких следов не увидели.
вот пример очень заросшей насыпи узкоколейки, от урочища Отлизно. еще пару лет - и тут будет не проехать.
Саша стоит на перекрестке, дороги идут во все стороны
еще одна весьма заросшая дорожка по насыпи. ехать по такой было прикольно, но скоро она зарастет.
видны шпалы
Потом мы проехались по накатанной насыпи, ведущей по северо-восточной стороне озера Тигода. Здесь узкоколейку сняли относительно недавно, а раньше дорога была кольцевой. На берегах Тигоды есть несколько домиков для охотников, в охотничий сезон машин стоит куча. Так что мы ночевать на озере не стали, проехали чуть дальше и встали просто на берегу канавки. Вода в канавке была стоячая и пахла болотцем, в отличие от южного края торфоразработок, где берет начало Луга и все канавы проточные. Так что чай мы заваривали удвоенным числом пакетиков, чтобы посвежее был :)
дорога по северо-восточному берегу озера Тигода
фотофакт озеро Тигода.
один из домиков для охотников
наша ночевка на берегу канавки
вечерний фен-шуй на озерце поблизости
ДЕНЬ 2.
Утром мы двинули дальше по маршруту к Тесово-Нетыльскому.
Перед поселком выехали на участок неразобранной узкоколейки, идущей за домами. Естественно, она вся была завалена горами мусора. Исследовать куда она идет, нам не захотелось.
В поселке мы подъехали к депо узкоколейной железной дороги, посмотрели (уже не в первый раз) на разнообразные вагончики. Их обзор можно почитать по ссылке на uzd.spb.ru. Потом мы пробрались вдоль узкоколейки до основной железки. По дороге видели пару как-то работающих цехов по обработке торфа, множество развалин, а также кучи мусора и металлолома. Где есть жизнь, там лают собаки, и задерживаться не хочется. Места вообще не приятные для прогулок, но мы для себя галочку поставили, больше тут гулять не будем.
утро, движемся к Тесово-Нетыльскому
рельсы на окраине поселка
депо с вагоном-"утюгом"
типичный торфовозный вагончик. нижние створки открываются - торф высыпается.
разные образчики узкоколейной техники, доведенные до состояния металлолома
живое торфопредприятие Тесово-1, цех по переработке торфа. это дело обнесено с одной стороны забором, так что мы с трудом выбрались отсюда через буераки и канавы
ну вот как-то так все там выглядело. таких цехов больше десятка, разной степени разрушенности. и металлолом вокруг, и бытовым мусором все завалено жутко. если разрушенность - это нормальное финальное состояние всякой постройки, то вот мусор - результат деятельности конкретных жителей, и очень неприятен.
тут была платформа для перегрузки.
почти дойдя до переезда основной железной дороги, узкоколейка теряется в сараях.
главная улица Тесово-Нетыльского
заброшенная столовая в Тесово-Нетыльском. перед ней когда-то был фонтан.
главная площадь в Тесово-Нетыльском
Насмотревшись до тошноты на Тесово-Нетыльский, мы двинулись назад в болота, теперь вдоль единственной оставшейся в живых ветке узкоколейки. Там, где ветка покидает поселок, расположен домик "Тесовской группы". Это люди, занятые таким великим делом, как восстановление узкоколейки и старой техники. Не буду копипастить, заходите сами в группу по ссылке vk.com/tesovo1 - все это очень круто и интересно. Можно ребятам написать и покататься в форме экскурсии по узкоколейке. Но нас они катать не стали, так как мы заранее не договаривались.
восстановленная техника
От поселка мы проехали/прошли около 7 километров вдоль узкоколейки. Точной ее схемы у меня не было, так что прогулка была не запланированная. Просто добрались докуда время позволяло, а потом повернули назад. По началу вдоль рельс идет набитая тропа, но потом она постепенно хиреет и вообще местами не пригодна для проезда на велосипеде из-за ям, образовавшихся при замене старых шпал.
От железки периодически отходили в сторону накатанные по торфу малопроезжабельные дорожкиа, но я не обнаружила варианта, по которому мы могли бы выйти с узкоколейки в южную часть болот (а в северной мы уже были в первый день). Поэтому нам пришлось вернуться назад тем же путем до первой перпендикулярной насыпи, так и не добавшись до конца узкоколейки.
по тропе вдоль узкоколейки
упавшие торфовозные вагончики
пожарные тушат домик в Клепцах. у пожарных в это время горячий сезон, ведь все жгут траву, а от травы загораются дома.
замена старых шпал - дело полезное, но на веле по таким кочкам ехать не особо приятно
памятник погибшим партизанам
дальше мы не пошли.
В сторону Оредежа мы двинулись по накатанным насыпям южной части болота, здесь все так же красиво, но ничего принципиально нового в пейзаже нет. Зато на этих насыпях мы получили необычный опыт общения с гадюками. Тепло было оба дня выходных, но в субботу гадюки видимо еще не раскочегарились, а вот в вокресенье повылезали на дорогу массово. Были там и обычные сероватые с ромбовидным рисунком, и чисто черные. Все бы ничего, но они были очень агрессивны. Велосипедисты вообще привыкли, что на них кидаются собаки. А в этот раз на нас кидались гадюки! Они лежали на обочине довольно незаметно, особенно когда быстро едешь, а когда поравняешься – прыгали, и весьма резво! Одна даже умудрилась меня на ходу кусить за ботинок. Уж сколько лет по Ленобласти катаюсь - такое вижу в первый раз... Хорошо что ботинки были крепкие :)
образчик обычной гадюки
образчик черной гадюки
Из болот мы выезжали через деревню Ушницы. Как-нибудь в следующий раз попробуем проехать по бывшей насыпи дальше, до торфоразработок Тесово-4. По крайней мере до грейдера дорога выглядит проезжабельной.
Но и сами Ушницы стоят посещения - деревня хороша, а особенно хороши два дома с сохранившимися балконами.
фотофакт перекрестка перед Ушницами. мы приехали с правой дорожки по насыпи, налево она продолжается в стороны торфоразработок Тесова-4. вперед, куда Саня повернут, дорога на Ушницы. назад, где я стою, идет тупиковая дорожка к болотам. есть где покататься :)
дорога Ушницы-Замостье
Оставшееся время мы просто ехали в Оредеж на электричку, сначала по грейдеру, потом по новенькому гладенькому асфальту. Более подробное изучение этого участка проведем как-нибудь позже. Разве что по пути зарулили посмотреть на обрывы реки Оредеж в Ям-Тесово. Хороший там вид. А вот никакого мостика через реку (который видно на яндекс-спутнике) мы там не нашли. То ли смыло его давно, то ли под водой он был, не знаю.
- Просмотров: 5761
Комментарии