
трек этой поездки можно посмотреть на gpsies. длина 120 км.
Наш маршрут мы начали в Радофинниково - сейчас (апрель 2014) эта остановка у дизеля конечная, так что до Огорелья мы планировали добираться вдоль железной дороги.

После Радофинниково мы проехали на юг мимо садоводств до конца дороги, вместе с многочисленными дачниками на автомобилях.
Сворачивать к железной дороге надо немного не доезжая последней линии садоводств, но мы в этот раз свернули ради интереса позже - сначала идет тропа, потом просто лес, но пройти там недолго. В апреле бонус - подснежники :)

идем через лес к железной дороге

фотофакт подснежника

фотофакт подснежника-2
Последний раз на железной дороге Радофинниково-Огорелье мы были осенью 2012 года (ссылка). Тогда дорога еще лежала на деревянных шпалах, которые летом 2012 были частично заменены на новые. Деревянные шпалы сами по себе были очень красивы, к тому же вдоль дороги можно было весьма комфортно ехать по тропинке. Но, видимо, частичный ремонт дороги оказался неудовлетворительным (ну и зачем его было тогда делать?), и дорогу отремонтировали уже по полной, насыпав щебня и уложив бетонные шпалы. Но, подозреваю, вскоре после пуска поезда, если его вообще пустят, дорога снова потребует ремонта. Так как уложено все очень неаккуратно, нередко встречаются пропущенные или перевернутые 1-2 шпалы, а насыпь узкая и высокая, так что щебень должен быстро посыпаться в стороны.
Сначала нам еще удавалось ехать по шпалам, но дальше отсыпка пошла такая кривая, что и тащить-то велики было муторно. Но болота вокруг все равно замечательные.

первые полтора километра ехали

оставшиеся 4 километра вот так и шли. иногда было удобнее по краю, иногда по центру, но в целом никак не удобно.

пример пропущенной шпалы, еще и на стыке
На станции Огорелье мы свернули с железной дороги и 3 километра проехали по старой дороге через деревню на восток. Очень приятная дорожка оказалась, жаль, потом заканчивается, упираясь Т-образным перекрестком в тупиковую дорогу к урочищам Щелковка и Нанежно.

домики Огорелья рядом со станцией. уютное местечко, особенно если подкид бы ходил.

старая дорога от Огорелья на восток

местами еще лежал снег, и лед на лужах выдерживал велосипедиста

поля за Огорельем. весна, красота!

просто камень во мху

здесь в лесах везде нарыто множество канав.
Дальше мы проехали по грейдеру Огорелье-Любань, с него свернули на Тесово-Нетыльский. Так как по этому грейдеру мы катались множество раз, то немного разнообразили его, проехав пару маленьких петелек по старой, более извилистой версии дороги. Кстати, увидеть эту дорогу в старом варианте можно не только на генштабе, но и на яндекс-картах, уж не знаю как их так составляли :)

На картинке малиновым - дорога как она сейчас есть, а красненьким - как мы проехали по старой версии.

поворачиваем с основного грейдера на старую версию

вот такая милая дорожка. жаль, коротенькая!

фото называется "бобры добры" - в одном месте дорога была преграждена свеже-поваленным большим деревом.

вдоль дорожки - болото бобрового произодства

старая труба для ручья еще сохранилась. И почему бобры ее еще не забаррикадировали?

вдоль придорожных канавок вовсю цвели подснежники.

вторая петелька старой версии дороги на Тесово-Нетыльский. Подумали, что тут можно было бы разместить на ночевку большую группу в длину :) Воду можно брать из канавы
Доехав до деревни Финев Луг, окруженной горами мусора, мы ради интереса свернули на полевую дорожку к Керести. Первые 4 километра она хорошая, прокатанная, так как идет к используемому кладбищу. После кладбища - еще 2.5 километра обычной лесной дороги с лужами, там шли пешком.

первая часть дорожки на Кересть

кладбище на месте деревни Любань

вторая часть дорожки на Кересть вся такая

красивая болотинка у дороги

выехали к деревне Кересть
От Керести когда-то шла в лес узкоколейка, также на спутнике просматривается дорожка до Глухой Керести. Но сейчас это все было раскатно лесовозами, никакой красоты, так что от Керести мы поехали к Чауням.

мы туда не пошли

едем по деревне

остатки техники

видели несколько таких вот двухэтажных домиков. кстати, у большинства домов в этих краях традиционный цвет ставень - синий.
От Керести через переезд, потом к Чауням, через основное шоссе и далее к Пятилипам ведет старенький асфальт.

Пятилипы когда-то были рабочим поселком при Тесовских торфоразработках, которым была посвящена дальнейшая часть нашей поездки. Копипастить длинную историю этих торфоразработок, одних из самых обширных и передовых в свое время, я не буду. Хорошую и подробную статью можно почитать на сайте uzd.spb.ru, ну и много просто отчетиков в сети тоже есть.
Торфоразработки были начаты в 1933 году, работали там тогда заключенные. Потом разработки использовались немцами. А вот после войны началось масштабное строительство - построена сеть узкоколейных железных дорог (в сумме их длины составляла до 179 километров), отстроены и/или благоустроены рабочие поселки - маленькие (Недомысли, Отлизно), побольше (Пятилипы, Клепцы) и большие (Тесово-2 и Тесово-4), а в Тесово-Нетыльском располагалось депо и станция по перегрузке торфа на основную железную дорогу. Строились эти поселки уже совсем не для заключенных, а наоборот были престижными. Здесь, как и в других подобных рабочих поселках, можно найти множество домов сталинских времен, добротных, обильно украшенных лепниной, колоннами и прочими декорациями. Все они объединены одной идеей, и при этом разные. Не знаю кому как, а на меня эта архитектура производит большое впечатление.
И все это оказалось заброшенным, так как после перестройки бывшие заказчики отказались от работы на торфе. В цели данного маршрута осмотр всего связанного с торфоразработками не входило, так что здесь у меня только фотографии того, что проезжали по треку.

здание с колоннами использовали под пилораму
В Пятилипах мы выехали на грунтовку, накатанную по бывшей насыпи железной дороги. Если посмотреть на карту (ссылка), то видна целая сеть из насыпей, между которыми располагаются различной формы пруды, образовавшиеся при разработке торфа. Места пусть и антропогенной природы, но очень интересные и красивые.

вот пример дороги по бывшей насыпи



вид на один из прудов. растительность тут везде такая. к сожалению, весной большие площади травы пожжены (ну что за идиоты этим занимаются!)

на прудах можно увидеть бобровые хатки. для бобров тут рай, ничего и запруживать не надо. также удобны для жилья мягкие торфяные берега канав.

вода здесь не стоячая, а перетекает между канавами и прудами. она прозрачная и вкусная. местами вода сама прорыла себе ходы - на фото прыгаю через ручей между двумя отсеками канавы.

на минутку вышло солнце и удалось сфотографировать один из прудов в цвете (для чего я собственно и прыгала :))

наши велосипеды в вечернем свете

на берегу этой канавы мы остановились на ночевку
Перед сном прошли еще немного прогуляться. Надо сказать, что за одну двухдневную поездку (учитывая, что до болот надо доехать и потом уехать), осмотреть здесь все нереально, площади огромные. Пешком так вообще гулять и гулять, отличные должны быть места для пеших походов.

во время прогулки нашли всяких артефактов. вот, например, кусок рельса. насыпи здесь нет, но, видимо, когда-то прокладывалась временная ветка железной дороги

еще находка - сани. рядом с санями - ведро и лопата без рукоятки. мы долго гадали, зачем это все сюда притащили и оставили. труп??

наша стоянка, вечер
ДЕНЬ 2.
Утром мы поехали к поселку Тесово-4.
Проехали через урочище Недомысли - там был холм, теперь его почти срыли на карьер. Вокруг валяется ржавая техника.


такая вот дорожка ведет к Тесову-4 от карьеров.
Проехали деревню Заболотье.

дер. Заболотье
После деревни поизучали некую машину, стоящую заброшенной в поле. На ней написано АВМ-065РЖ. Я так поняла, что этот аппарат должен был что-то сушить и формировать брикеты или гранулы. Но мы в технологиях ничего не понимаем, так что просто посмотрели с тупостным любопытством :)


вид в машину сверху
Въехали в Тесово-2. Первым делом увидели трубу котельной, из которой валил черный дым. Потом мы зашли в магазин и поинтересовались этим вопросом у продавщицы. Так как тема явно наболевшая, мы прослушали целую историю про то, почему дым. Дело в том, что раньше котельные работали на торфе, который тут же и добывали. Их тут 3 штуки, по всем сторонам поселка. Но потом по мере отказа от торфоразработок перестали изготовлять топливный торф даже для котелен, так как это не самая простая технология. Котельные пришлось перевести на уголь. Причем только котлы переделали, а никакой очистки не поставили. Еще и уголь привозят сюда самого низкого качества, который больше дымит, чем горит. Так что в отопительный сезон весь поселок посыпает черным осадком. "Вы не думайте, у нас тут не Освенцим какой-нибудь, это у нас котельные!".
Также в Тесово-2 есть заброшенная ремонтно-механическая мастерская и не заброшенный санаторий для детей с проблемами позвоночника (ссылка) в здании бывшей больницы. Остальной поселок - улицы когда-то шикарных домов...

дымящая труба котельной и ворота бывшей РММ

здание бывшей РММ

на стене в бывшей РММ памятки для работающих сверловщиком, слесарем и др.

заброшенная пекарня

Я не смогла не пофотографировать эти дома. Ведь все разные!



Из Тесово-4 мы проехали еще по грейдерам мимо карьеров.

отличные там оказались дорожки!


перекусываем купленными в Тесово-2 свеженькими кексиками

в Тесовских болотах берет начало такая большая и важная река как Луга. Но точно установить место ее истока невозможно - вода собирается по канавам, и болото Луга покидает тоже в виде такой вот канавы.

карьер. когда это все отстоится получше, народ наверняка купаться будет

опять какие-то тут сложные технологии для добычи то ли песка, то ли гравия
10 километров проехали по многократно езженному нами грейдеру Вольная горка - Вольные Кусони. Сейчас он в хорошем состоянии, ехать очень приятно.

грейдер Вольная горка - Вольные Кусони

очень нам нравится деревня Велегоши. ни одного дурацкого новостроя, все дома традиционные, красота

домик в пять плюс три окна. представляю, какой он огромный внутри! а снаружи глаз радует сохранившаяся резьба.
Ради интереса мы решили свернуть с дороги и пройти 200 метров через лес, чтобы выйти напрямую к урочищу Каменные поляны. Лес болотистый, с кустами. В конце пришлось даже строить мост, чтобы пересечь канаву.


наш мост через канаву
Выбравшись из леса, мы двинулись по красивым полям урочища Каменные поляны к островку леса, который скрывает старинное кладбище. Большинство могил здесь уже сравнялись с землей, но кое-где стоят крестики, за некоторыми могилами родственники пока следят. По краю кладбище обнесено каменной оградой. Судя по всему, на полях здесь было много камней, вот их и собирали - отсюда название урочища.
Место это нас очень впечатлило своей умиротворяющей атмосферой - старые деревья, замшелые камни, простор полей вокруг.... Грустно, конечно, что жители больших городов оказались лишены такого вот образа смерти как тишины и покоя, получив вместо этого - ну, все знают, как выглядят кладбища больших городов...

впереди виднеется островок леса с кладбищем


замшелые камни, вдалеке Саня сидит отдыхает


могилы времен войны, судя по датам. а об остальных ничего не известно.


С полей мы выбрались на основной грейдер Вольные Кусони - Тесово-4.

Чуть дальше - полуразрушенная и очень старинная церковь Рождества Иоанна Предтечи (ссылка).


за церковью тоже небольшое кладбище. рядом - скотный двор и водонапорная башня, не менее заброшенные.

домик в деревне Хрепелка
В Тесово-4 мы поъехали к насыпи узкоколейки - там тоже добывали торф, и тоже сохранились насыпи. Однако дорожка оказалась не очень удобной для езды из-за ям, оставшихся между шпалами, так что поездку по ней мы решили отложить до следующего раза, а сами двинулись по очень пустынному асфальту в Оредеж на электричку, немного пофотографировав по пути дома Тесово-4.

насыпь узкоколейки рядом с Тесово-4


