Эти ноябрьские праздники мы с Сашей решили провести в Псковской области, как и прошлом году. Написали заранее объявление на Велопитере - присоединиться решили 4 участника, в результате с нами ехало двое - Андрей (он же andromedushqo) и Николай (nicl).
Маршрут проходил от станции Дедовичи до Пскова с "внедорожными" петлями в Вышегород и Слободу, а также посещением высшей точки Судомской возвышенности - горы Судома.
Ходовых дней: 3
Длина: 230 км
Набор высоты: 1766 м
трек маршрута на www.gpsies.com
День 1.
Мы высадились с великолукского поезда в Дедовичах в 3 часа ночи и поехали в сторону Красных Горок. Через 4 километра остановились на досыпание, не въезжая в деревню, в еловом лесу рядом с кладбищем. Соседний лагерь оказался очень тихим, зомби ночью нас не беспокоили :)
Улеглись спать в 4 часа, а утром договорились выйти в 9.30. Сна мне показалось многовато, учитывая, что в поезде мы тоже поспать успели.
Утром поехали в Красные горки (они же Княжьи горки). Во-первых, там есть церковь Ильи пророка, во-вторых, рядом же расположена старинная усадьба Мещерских и Строгановых. Также здесь можно осмотреть прилегающие к усадьбе хоз-постройки и остатки некой мельницы, но на это времени у нас не хватало.
От церкви сохранились стены и колонны у входа, а потолок провалился. На стене можно увидеть остатки барельефа.
Возле церкви имеется склеп, где сначала была похоронена графиня Марья Строганова, потом его разграбили, потом похоронили управляющего имением Константин Михайловича Перна, и его тоже разграбили. Но сам склеп остался.
Усадьба производит больше впечатления, чем церковь. Сама по себе она выглядит неожиданно для этих мест - сделана в готическом стиле. Рядом с нею имеется старинный парк и пруд. Как же тут когда-то, наверное, было уютно! От самой усадьбы сохранился только фасад, внутри все разрушено. У входа, по русской народной традиции, была наложена куча, так что внутрь заглядывать нам не захотелось.
В бывшем приусадебном парке.
Ради интереса до дороги Р-57 мы проехали по старой дороге через деревни Дороганец и Базыково. Милые деревни, на дороге остатки старой мощенки, ехалось хорошо.
После пересечения с Р-57 двинули по дороге на Жедрицы. Хотя в сухую погоду это должен быть нормальный грейдер, даже не разбитый, нам он дался трудно - ехали на скорости 7-10 кмч, настолько колеса увязали в песке. Не знаю, то ли дело в дождике, который периодически нас поливал, то ли эта дорога всю осень такая. В результате только 8 км до поворота к Вышегороду заняло у нас час движения. Фотографировать грейдер не стали - он реально выглядит как прекрасная дорога, только ехать очень медленно.
Срезка между дорогой на Жедрицы и Вышегородом велосипедистами посещается активно, но конкретного трека или описания у меня не было. Так что мы пошли по ЛЭП, решив, что там хотя бы пройдем. Отворотка туда выглядела очень мило, и сначала мы даже ехали, но недолго - дальше земля под ЛЭП оказалась свеже взрытой, ну и залита водой. Коля и Андрей нацепили резиновые сапоги (процесс был долгим - все-таки сапоги это очень невыгодная трата времени в походе!), а мы с Саней не паримся. Мне кстати удалось пройти, не промочив мои МТ-91, в чем мне помогли гамаши. Саня воды черпнул и дальше уже не беспокоился насчет мокрых ног.
Хорошая дорожка по ЛЭП заканчивается
По пути вдоль ЛЭП пришлось пересечь один ручей. Но без брода - очень удачно там была бобровая плотина, по ней и перешли.
Когда ЛЭП начала заворачивать в сторону, мы сдвинулись немного западнее, и там оказалась дорога, по которой почти везде можно было ехать. По умному, значит, идти надо было по ней... Но я ж не знала!
На этой дорожке тоже было несколько мини-бродиков, но они все обходились или объезжались. Правда, с разным успехом :)
Андрей потерял управление в луже.
После выхода к деревням Уза и Петрово дорога лучше не стала. Но вот впереди, наконец, показался храм Михаила Архангела в Вышегороде. Но мы больше знали, что он там есть, чем его видели, такой стоял туман. В хорошую погоду с горы открывается вид на окрестные озера, но для нас это было неактуально, так что на храм мы посмотрели издалека, а забираться на гору не стали.
В Вышегороде мы остановились на горячий обед на остановке. С обедом затянули - было уже три часа, проголодались мы с Саней к этому времени ужасно. Рядом, кстати, есть магазин.
Андрей на обеде и его резиновые сапоги.
11 км дороги из Вышегорода назад на Р-57 показались нам немного лучше, чем дорога в Жедрицы. Но возможно это потому, что тут мы ехали больше вниз. Гнали аж 11-13 кмч :)
В Пожеревицах мы вышли на Р-57 и проехались по асфальту 15 км по Сорокино. Правда, ехал народ очень медленно - видимо, предыдущие дорожки вымотали. Но хоть как-то вперед мы продвинулись... По начавшемуся грейдеру от Сорокино, который был еще чуть-чуть лучше, но тоже не очень, мы протащились еще 4 км, и было принято решение завалиться спать, хотя было всего шесть часов вечера. Что мы и сделали на ближайшем поле среди луж.
Коля готовится к ночевке.
День 2.
Так как за предыдущий день мы проехали всего 60 км, и на большее народ был явно не готов, надежды на прохождение всего запланированного маршрута мне пришлось оставить. Однако я решила не думать о будущем и пока ехать как намечено, а думать уже потом.
Вышли мы в пол-девятого, вскоре как раз рассвело. Впрочем, из-за пасмурной и дождливой погоды рассветание было весьма относительным.
Через 12 км мы доехали до поворота на дер. Лихачево. Там у меня было запланировано 7 км радиально на гору Судома. Так как первая часть нашей поездки была посвящена собственно Судомской возвышенности, то посетить самую ее высокую точку (300 метров) мне очень хотелось, как бы мало времени у нас ни было. Андрей сказал, что ехать в нашем темпе ему тяжело и усвистал вперед в Лютые Болоты (обогнав нас в результате на 14 км), а Коля халявить не стал, так что к горе мы поехали втроем.
Сама дорожка к Лихачево очень приятная и стоит посещения - петляет между высокими холмами.
Оставив велосипеды на склоне, на гору мы полезли пешком, по тропинке, попутно обсуждая легеду про золотую цепь, которая тут когда-то висела и судила людей, и гнусного цыгана, который цепь обманул, и она с тоски больше не показывалась.
Издалека гору нам было особо и не видно, возможно из-за тумана, а на самом деле она весьма высокая - аж 100 метров круто вверх. Наверху имеется полянка с костровищем и небольшая вышка. Насчет вида сказать не могу - вокруг нас был сплошной туман. Но место мне понравилось, в тумане выглядело весьма романтично.
Тропинка наверх.
Сказочно-туманный ноябрьский лес.
Вышка на вершине.
Поляна на вершине.
Идем вниз.
После посещения горы мы двинулись дальше по грейдеру в Лютые Болоты. Грейдер со временем постепенно все улучшался и постепенно перешел в качество "обычное" вместо "ужасного" :) Рельеф на всей дороге стабильно холмистый.
Коля и я.
Через 36 км от возвращения с горы на дорогу мы добрались до Лютых Болот, где посетили магазин и устроили горячий обед на остановке.
Коля и Саша позируют возле указателя.
Из Лютых Болот мы свернули на деревню Слобода. В деревню ведет асфальт, хоть старенький и узкий, но не разбитый. Хотя деревня очень маленькая. Улицы деревни тоже, кстати, заасфальтированы.
Мы прокатились по деревне в поисках старой цервки, ради которой в Слободу и ездят. Точка у меня была неправильная, поэтому церковь мы нашли не сразу (правильное место - N57°30'37,16" E29°03'18,18", в конце асфальтовой дорожки).
В церкви ведутся восстановительные работы, но явно не быстрые - про восстановление писали уже несколько лет назад, но особо восстановленным строение и сейчас не выглядит. Мне хотелось расспросить у работников подробности, но к разговорам они были категорически не склонны.
После Слободы у нас начался второй запланированный внедорожный участок длиной 7 км, до деревни Ушарнево через Объезды и Девонисово. Его я включила, чтобы не возвращаться из Слободы назад тем же путем, да и просто ради интереса.
Сначала дорога шла вполне нормальная, во многом по ней можно было ехать. Правда, передвигались мы медленнее, чем я рассчитывала - Андрей и Коля оказались менее приспособлены к велопоносам, чем мы с Саней. Но к вечеру и на следующее утро они двигались уже намного бодрее и поджидать уже не приходилось - натренировались, не иначе :)
Но через три километра мы обнаружили, что наша дорога расходится с треком, который я нарисовала дома. Мой трек вообще был очень приблизительный - хотя на всех картах дороги там есть во множестве, на спутнике их не видно. А я предпочла рисовать маршрут не по картам, а больше наугад по спутнику, где мне казалось, что что-то такое есть. Наверное, и правильно - мы по пути пересекали и теоретические генштабные дороги, и теоретические гарминовские пунктиры - ничего там было. Но, может, и можно было бы проехать как-то проще, не знаю.
Как мы потом узнали от местного жителя, карты, рисующие дорогу Слобода-Девонисово как нормальную грунтовую, не врут – лет 10-20 назад она вполне себе была. Но со временем дорога заросла и потерялись, а несколько лет назад деревня Девонисово и вовсе сгорела.
Когда мы обнаружили расхождение с треком, то приняли решение свернуть с нашей более-менее накатанной колеи, хотя она и была очень даже неплохой, и искать трек. Испытывали при этом сомнения – мне казалось, что лучше идти дальше как шли, авось куда выведет, а Саша был за то, чтобы придерживаться пусть абстрактного, но трека. Спутниковый снимок местности под рукой нам бы очень не помешал :)
Дома я уже смогла посмотреть, что прав был Саша. На 250-метровке эта колея есть пунктиром, но на картах Генштаба есть много того, чего нет в жизни. На самом деле, на спутниковом снимке видно, что колея ведет на ближайшие поля и в болото вокруг реки Невля, после чего ну совершенно пропадает.
Итак, мы покинули накатанную колею и двинулись в нужном направлении просто по лесу. Через 400 метров вышли на трек - им оказалась совсем уж малозаметная колея. Поэтому мы и пропустили, когда она ушла в сторону. Сразу тут же обнаружили, что дальше путь преграждает вода. Потаскав велики туда-сюда, все пришли таки к выводу, что надо идти в брод. Нежелание людей лезть в воду заняло у нас весьма много времени, а весь вопрос был ни о чем – воды было примерно по колено, и никто от холода умереть не успел :) Погода стояла чуть выше нуля.
Дорога уходит в болото.
После того, как все разобрались со своими ногами, дело пошло быстрее. Еще километр с лишним мы прошли по болотистым лугам, перемежающимся кустами. Лужи там были везде, но собственно брод только один (на треке это примерно точка N57°29'52,70" E29°00'45,58"). В этот ручей Саша провалился в воду по памперс, а так воды было по колено, нормально все перешли.
К сожалению, у меня были проблемы с новым фотоаппаратом, поэтому заснять нашу прогулку нормально не получилось. Очень жаль, там было мило, только уже темно.
Коля в болоте.
Саша форсирует брод.
Андрей снял свои сапаоги и идет босиком. Ну и мороки с этими сапогами!
После пересечения ручья мы вышли на то, что когда-то было полем. На спутнике еще видны проходившие по этому полю колеи - в реальности их уже нет. Забредя в потемках в какой-то тупик, мы остановились на ночевку там - в темноте ориентироваться сложно.
Уставший Коля.
Оставив ребят отдыхать в палатках, мы с Сашей пошли искать дорогу пешком с фонариком, надеясь сообщить народу хорошие новости. Часа полтора шарились по кочкам и воде, следы какой-то колеи обнаружили, но куда она выходит - нет. Мы даже слышали как лают собаки, но как выйти к этим собакам попроще было мало понятно.
Генштабовская дорога Слобода-Девонисово, кстати, на спутнике в этой зоне видна. Но в реальности же это как раз наименее проходимое место в этих полях! Мы несколько раз пытались на нее выйти и обнаруживали просто непроходимые заросли.
День 3.
Утром мы вышли в восемь утра и двинули по обнаруженной вечером колее.
Выбирая траекторию между кустами в поисках следов хоть какой-нибудь из обещанных картой дорог (не нашли ни одной), к рассвету мы таки вышли к останкам коровника у деревни Девонисово. А больше от деревни ничего и не осталось.
Бледный рассвет.
Там, к нашей радости, было проезжено трактором, и мы даже ехали.
Через полтора километра мы выехали к реке Лиственке (точка N57°28'33,07" E28°58'10,33"). Хотя там была нарисована дорога и раньше это был основной проезд к деревне Девонисово, речка выглядела непреодолимо - широкий и бурный поток. Видимо, летом это дохлый ручеек, но в ноябре - совсем другое дело.
Мы грустно уселись на берегу. Саша полез в воду, пытаясь замерять глубину, но тут же ушел ниже колена.
Саша позирует с велосипедом.
Потом Саша убежал на разведку и немного в стороне обнаружились лавы (N57°28'34,38" E28°58'01,64"). В общем, я подозревала, что они там могут быть, так как на спутнике просматривался вполне жилой домик. Но могло и не быть, конечно...
Так что мы мирно перешли речку по мостику под бдительным присмотром хозяина. Он рассказал, что как-то по мосту шли три электрика сразу, бревно сломалось, и нога у одного электрика тоже.
Хозяин нам рассказал много интересного, в том числе про то, что река периодически вообще разливается так, что кусты, которые на фото выше, все оказываются в воде, и тогда через нее приходится плавать на лодке. Вывод - не стоит при планировании маршрута верить летним фоткам полузасушенных речек!
После перехода через Лиственку возможность выехать в Псков вовремя стала реальной. От запланированного маршрута по незнакомым мне местам пришлось отказаться, хотя теоретически он был бы короче.Мало ли какие там дороги и реки в такой сезон! А поехали по основным дорогам, по ним до Пскова оставалось всего 90 с небольшим километров.
Сначала мы проехали по весьма побитому жизнью грейдеру через дер. Верхний мост, потом - по дороге, которая картах значится как А116. Однако, ничего от уровня "А" мы там не обнаружили - все такой же грейдер с практически нулевым трафиком. Потом был участок очень приятного пустого асфальта - мы по нему ехали одной линией втроем, все равно никто не ездит. Никак не ожидала такой ситуации :)
Потом мы свернули с А116 на Славковичи и дальше до дороги Порхов-Псков. Весь этот участок был очень пустынным в смысле трафика и в основном грейдерным по покрытию.
Такой вот трафик.
Наконец, выехали на финишную прямую - дорогу Порхов-Псков. Я по ней ездила уже не раз. Трафик сначала был умеренный, но ближе к Пскову, конечно, уже интенсивней.
Андрей занервничал и уехал вперед, а мы с Сашей ехали в подходящем для Коли темпе.
Въезжаем в Псков под проливным дождем.
На вокзале были к четырем - как раз чтобы успеть купить билеты, пирожки и загрузиться в экспресс. Двери открыли за пол-часа и туда сразу ломанулась толпа народу. Но места мы успели занять, и велики в тамбуре нормально поставили, так как двери у псковского экспресса открываются только на правую сторону. А Андрей, кстати, простоял в тамбуре всю дорогу - он заблудился и успел влезть в поезд в последний момент.
Коля
Я и Саша. Маршрутом довольны!
- Просмотров: 3273