Участники: Костюхина Екатерина, Столяров Александр, Столяров Виталий (6 месяцев)
Ходовых дней: 7
Километраж: 95 км
Дипазон высот: 500-1500 м.н.у.м.
Маршрут: пер. Вратник - г. Чумерна - г. Бутурский Чукар - пер. Республики - ст. Кръстец - ст. Бъзовец - ст. Плачковци
Трек можно посмотреть на gpsies.
Сходив с нашим младенцем в пеший поход по Финляндии в июле и поход по Заонежью в августе, в октябре мы решили догулять оставшийся у Саши отпуск по пешеходным тропам где-нибудь в более теплой (но не слишком далекой) Европе. Нашему Виталику к этому моменту как раз исполнялось пол годика.
Выбор маршрута
Вообще, размеченных пешеходных троп в Европе огромное количество, но найти информацию по ним в интернете - задача не из легких. Обычный максимум информации – у нас тут есть тропы, сотни километров троп, они такие супер-пупер, вот вам десять фотографий, а так приходите в визитор-центр в городе N, и там вам обязательно расскажут, откуда и куда они вообще идут. Но такой формат для нас был совершенно невозможен – с младенцем на руках просто необходимо в точности и заранее знать, куда именно ты идешь. Конечно, можно просидеть много часов в интернете и собрать-таки по крупицам информацию, но с младенцем мне несколько не до того.
Также мы хотели пойти именно с палаткой и в свободном режиме, что возможно лишь в ограниченном количестве европейских стран. Использование горных хижин или радиальные выходы позволяют обойтись без тяжелого рюкзака, но, на мой взгляд, с младенцем куда удобнее путешествовать с палаткой. Ребенок непредсказуем, погода тоже, в любой момент нужно иметь возможность остановиться на привал или завершить ходовой день. Пройти даже пару километров до хижины, если младенец вот прямо сейчас хочет на свободу, верещит и вырывается – мало приятного. А уж если при этом, предположим, пошел дождь – тогда просто кошмар. К тому же, с хижинами часто необходимо договариваться заранее, что для нас тоже из разряда утопии. Возможно, бывают более «удобные» для переноски младенцы, но я пишу про нашего конкретного.
В результате единственной тропой, по которой мне в разумные сроки удалось найти информацию и где можно ночевать с палаткой, оказалась тропа Ком-Емине в Болгарии. Хорошие болгарские люди на горно-туристическом форуме planina.e-psylon.net собрали и систематизировали все необходимое о ней – треки, точки, отчеты, фотографии. С помощью этой информации можно успешно планировать маршрут.

Сама тропа Ком-Емине – эпический и исторический 600-километровый маршрут, пролегающий по Балканскому хребту (Стара Планина) через всю Болгарию, с горы Ком на западе до мыса Эмине в Черном море на востоке. Не буду пересказывать подробности, лучше почитать отчеты и посмотреть видео на форуме. Честно скажу, они меня очень впечатлили! Сразу же возникло острое желание пройти такой маршрут. Но, к сожалению, от неспортивного человека он требует не много не мало, а целого месяца времени. Нам с маленьким ребенком вообще о таком думать неуместно. Но пусть мы прошли всего одну десятую этого маршрута, прикоснуться к великому было тоже очень круто. Мечтаю когда-нибудь пройти еще кусочек, уже оставив ребенка дома.
Для нас я выбрала 60-километровый участок, в направлении с востока на запад, пролегающий от перевала Вратник до станции Кръстец. После Кръстеца мы добавили еще немного уже не по маршруту.
Природа
Выбранный мной участок - относительно плавные лесистые горы, высота которых колеблется от 500 до 1500 метров. Выше в октябре уже слишком холодно, ниже - безлесые холмы с дорогами, больше подходящими для велосипедного, чем пешего похода. От перевала Вратник до горы Бутурский Чукар тянутся буковые леса, от Бутурского Чукара до станции Кръстец идет частично лес, частично луга плюс кусты. Леса очень красивы сами по себе, зато с лугов можно оглядеть окрестности.

К сожалению, там, где есть лес, есть и вырубки. Местами дорога разъезжена лесовозами. Но вырубок не так много, и они не столь жутко выглядят, как вырубки в России, обычно вырублены лишь отдельные деревья.
Удивительно, но мусора в горах совсем мало, мусорят только лесорубы. После заваленной мусором Ленобласти это очень приятно.
Разметка
Маршрут Ком-Емине хорошо размечен полосками на деревьях и табличками. Разметка тропы – сама по себе историческая достопримечательность, более старые таблички уже вросли в деревья. Старые таблички датированы аж 84-м годом, но на маршруте можно найти и более ранние свидетельства пешего туризма. К тому же тропа натоптана, не заблудишься.
Хижины
На маршруте Ком-Емине расположено много горных хижин. Некоторые из них работают всегда, другие работают по звонку заранее, а часть, к сожалению, заброшена. О кормежке в большинстве хижин надо договариваться заранее. Мы воспользовались только один раз, хижиной Чумерна, так как оказались рядом с ней как раз вечером, и она была открыта. Еду ели свою, ведь мы не заказывали питание заранее.
Вода
С форума я скачала треки с проставленными точками источников воды. На самом деле их оказалось куда больше, причем народом указаны не всегда самые надежные. Я проставила на нашем треке точки, скачанные с форума, и добавила наши – список для интересующихся под спойлером. И это, конечно, еще не все. Но нужно учитывать, что в период засухи многие источники наверняка будут сухими или потребуется рыть ямку, чтобы зачерпнуть воды.
На многие источники воды есть указатели с тропы, чтобы люди мимо не проходили.
У нас были с собой емкости, чтобы нести с собой воду на случай внезапного обеда или ночевки – предсказать такие вещи с ребенком невозможно. Но если нет связанных с ребенком непредсказуемостей, то носить с собой воду на этом участке не в засуху никакой необходимости нет.
Список источников воды на нашем маршруте:
На участке Ком-Емине от перевала Вратник до станции Кръстец: 1,2,3 – точки с форума, мы не посещали 4 – очень маленький ручеек, еле течет (фото) 6 –сразу много ручьев в понижении рельефа (фото). они пересекают тропу, а с севера от нее, чуть ниже, сливаются в более крупные. 7 – немного ниже тропы речка, достаточно крупная для того, чтобы там помыться (фото). в сторону горы Чумерна тропа идет вдоль этой реки до точки water8 8 – чешма на склоне горы Чумерна, рядом исток реки 9 – хижина Чумерна. около хижины есть указатель на источник, мы там не были. 10 – хижина Буковец, рядом с ней чешма (фото). в наше посещение вода из крана не текла, но была в ванне, оттуда и набрали. 11 – исток ручья внизу по склону, примерно в 60 метрах от тропы (фото). 12 – исток ручья неподалеку от тропы, на тропе есть указатель 13 – целый водопад на склонах горы Бутурский Чукар (фото). Там же много других источников. 14 – источник рядом с хижиной Химик, у дороги (фото) 15 – краны возле хижины Грамадлива 16 – очень маленький ручеек на склонах горы Клъшка Чукара, примерно в 70 метрах от тропы (фото) 17 – на тропе стоит указатель на воду. на треках точки там нет, а мы не проверяли. 18 – тропа идет вдоль небольшой речки Радова (фото) 19 – ручей возле станции Кръстец, течет вдоль асфальтовой дороги за домами На участке Кръстец-Бъзовец-Креслювци-Плачковци: 20 – чешма Царското кладенче, колодец и столы под навесом (фото1, фото2) 21 – чешма и столы под навесом возле станции Бъзовец 22 – чешма в дер. Креслювци (точка примерно) 23 – река рядом с дер. Креслювци 24 – река идет вдоль шоссе на Плачковци, в верховьях она достаточно чистая. Также вдоль шоссе регулярно попадаются чешмы |

Воду набираем по капельке!
Еда
На выбранном нами участке «цивилизация» встречается только в одном месте, на перевале Республиката. Там горы пересекает большое шоссе, есть несколько кафешек и микро-магазин. После гор, это место неприятное, грязное и шумное. Буквально в нескольких метрах от столиков стоят фуры, внутри жарко и душно. В магазине можно купить чего-нибудь химического сладенького, чипсы и продукты местного производства (молочные, фруктовые сладости, варенье). Мы купили пару пачек печенья и овечий сыр, и побыстрее покинули это место.
Всю остальную еду мы несли на 8 дней с собой. Еду заготовили и развешали еще дома, в Болгарии купили только сыр и батон на первое время, и сырокопченую колбасу. Колбаса в Болгарии очень вкусная, в России такую не купишь. Состав нашей походной раскладки можно посмотреть в посте "Наше снаряжение для пешего похода с ребенком".
Люди, которые ходят цельный маршрут Ком-Емине, конечно же, еду с собой почти не носят. Но в день они проходят не 10 километров, как мы, а 30, 40 или даже 50! километров и могут запланировать свой график движения под хижины.
Быт с ребенком
Наш походный быт с ребенком в целом я подробно описала в общем посте "Как ходить с младенцем в походы. Наш опыт". Здесь кратко перечислю основные моменты.по конкретно этому походу.
Одежда для ребенка в этот поход - 4 хлопковых комбинезончика (памперсы периодически у нас протекали и требовалась стирка), два флисовых комбеза, флисовая шапка-шлем, просто шапочка, шерстяные носки и накидка от дождя. Температура у нас колебалась от +5 до +15 (на солнце выше), и такого набора было совершенно достаточно. Ребенок или грелся об меня при переноске, или грелся в движении, или был укрыт.
Спала я с Виталиком, накрывшись спальником. В более холодные ночи одевала флиску для кормления. Так как ребенок от избытка впечатлений требовал питания каждый час, я кормила его во многом во сне. Ночи в Болгарии темные, так что я всю ночь держала включенным фонарик, чтобы ребенок лучше справлялся с поиском еды. Повезло, что заморозков не было, а то нам бы пришлось спальник частично застегивать и тесниться.
Питание у нас пока было чисто грудное, прикорм ребенку я начала вводить только после похода, в 6.5 месяцев.
Гигиена – памперсы и влажные салфетки (взяли мы с собой около 3 килограмм этого дела, ушло примерно две трети). Мытьем ребенка мы не занимались, проблем с кожей у него не было. Использованные памперсы – серьезный вес, мы два раза их жгли, а два раза выбросили, в хижине Чумерна и на перевале Республики.
Для переноски ребенка, как и в предыдущих походах, мы использовали рюкзачок Emeibaby со слинговой тканью. В этом походе сидеть в переноске Виталик соглашался лишь во время кормления и сна, а оглядывать окрестности ему надоедало минут через 15. Спать к своим шести месяцам он стал меньше, чем раньше. Особенно потому, что в этом походе был в целом доволен и заинтересован жизнью, поэтому меньше плакал и как следствие меньше уставал. Поэтому ходовое время у нас было небольшим и непредсказуемым изо дня в день. Мы старались использовать это время по максимуму, не применяя никакого насилия над ребенком.
Когда ребенок начинал проявлять признаки возможного засыпания, мы быстро-быстро собирали вещи, сажали его в переноску, и я его кормила на ходу. Если ребенок при этом засыпал, то в среднем часа полтора мы могли пройти, с кормлением по требованию. А если мы ошибались в наших рассчетах, например, кормила я его не вовремя, или ребенок успевал задремать на несколько минут, то мы проходили 15 минут и снова нужно было делать привал на пару часов. Так что, несмотря на небольшой километраж, мы с Сашей совсем не расслаблялись :)

Несу Виталика на ручках, а он еще и возмущается
Кстати, насчет веса рюкзака - стартовый вес без воды у нас получился около 30 кг, а на взвешивании в аэропорту по дороге домой было 16 кг.
Подробности по нашему снаряжению и продуктовой раскладке можно посмотреть в общепм посте "Наше снаряжение для похода с младенцем".
Транспорт
С обоих сторон Балканского хребта проходят железнодорожные ветки. Железная дорога в Болгарии бедная, но, в отличие от российских железных дорог, она продолжает работать, пусть и не идеально. Вагоны снаружи выглядят развалинами, а внутри уютно. По нашему опыту, опоздания – норма, но когда-нибудь поезд все же приходит или же его заменяют автобусом.
Расписание поездов можно посмотреть на официальном сайте Болгарских железных дорог bdz.bg. Существует также сайт bgrazpisanie.com – он, конечно, красивый, но предупреждаю - ничего общего с действительностью не имеет!
Мы прилетели в Бургас последним прямом рейсом Аэрофлота из Петербурга, а наутро должны были ехать на поезде в Сливен. В этот раз нам не повезло, поезд заменили автобусом. Сначала мы мучительно ждали этот автобус с ребенком на руках на маленьком пятачке перед ремонтируемым вокзалом. Потом долго ехали, измучившись еще больше. И только последнюю четверть пути проехали таки на поезде. Но автобус - это куда лучше, чем если бы поезд просто взяли и отменили.
До точки старта из Сливена мы ехали на такси, они стоят прямо у вокзала.
Назад мы планировали уехать по замечательной железной дороге Стара Загора-Горна Оряховица, идущей через горы – и это у нас, к счастью, получилось. Сейчас эта дорога функционирует не полностью, так как ремонт, а только от станции Плачковци до станции Горна Оряховица. Нам этот участок как раз и был нужен. В Горна Оряховице мы пересели в поезд, идущий на Варну. А ремонт применили на пользу маршруту – по самому интересному участку прогулялись пешком.

я и Виталик едем в Горну Оряховицу на ЭР25
▶ ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ |