Наш опыт начинается с возраста год с лишним, когда ребенок уже не только сидел, но и уверенно ходил. Необходимо напомнить - катание в велокресле и велоприцепе производители рекомендуют начинать не раньше 9 месяцев. Это связано с возможностью синдрома детского сотрясения (википедия) при торможении или ДТП, который может привести к инвалидности или смерти ребенка. Конечно, случается он редко, но зато очень страшно. Конечно, нет ничего ужасного в том, чтобы покатать младенца в велоприцепе неспешно по паркам или велодорожкам, но под словом "велопоход" обычно понимается нечто большее.
На момент последнего редактирования этого текста, наш опыт велопоходов с ребенком - это двухнедельные велопоход по Альпам, велопоход по Андалусии, велопоход по Сербии и велопоход по заполярной Скандинавии, плюс многочисленные более мелкие поездки, общим километражом более 3500 разнообразных километров.
Содержание этого поста: |
1. Варианты перевозки маленького ребенка в велопоходе. Общий краткий обзор способов перевозки. |
2. Особенности использования велоприцепа в сравнении с велокреслом. Чем удобен велоприцеп по сравнению с велокреслом. |
3. Зачем нам кресло? Чем удобно велокресло по сравнению с велоприцепом. |
4. Как мы все это везем в самолете. Распределяем 80-90 килограмм вещей на двоих в бесплатную норму. |
1. Варианты перевозки маленького ребенка в велопоходе
Это все очевидные вещи, но меня нередко спрашивают о них, так что придется сделать здесь небольшой обзор способов перевозки ребенка на велосипеде. Для этого имеются два основных средства — велоприцеп и заднее велокресло. Все остальные способы перевозки или существенно ограничивают возможности по скорости и проходимости, или откровенно опасны, так что обсуждать их у меня нет никакого желания.
Задние кресла могут крепиться двумя способами - на раму на гибких ножках или ставиться на багажник. Часто бывают модели, которые можно прикрепить и так, и так. Мы подробно изучали вопрос кресел на багажник, но амортизация у имеющихся в продаже вариантов нас совсем не устроила. Это или две просто пружины (которые качаются не меньше, чем подвесное кресло), или вообще ничего. Для паркового катания кресло на багажник — отличный нетребовательный вариант, но в походах, где бывают самые разные дороги, мы не готовы подвергать малыша такой тряске. А вот к плавной качке на подвесных ножках маленькие дети, мне кажется, обычно адаптированы. Проблема укачивания начинается у них позже — мы лично до этого пока не дожили. Так что сейчас наш выбор - велокресло на раму.
Прицепы для велосипеда бывают двухколесные и одноколесные. Наиболее распространены двухколесные, тогда как одноколесные - редкая и дорогая штука со своими особенностями использования. У нас прицеп обычный, двухколесный.
И у кресла, и у прицепа существуют свои возможности и свои ограничения. Как правило, в походы ездят с чем-то одним. Если хотят больше проходимость, меньше груза и меньше финансовых вложений — берут кресло. А если есть возможность и желание потратиться на прицеп — то едут с ним. Если детей двое, то без вариантов придется каждому брать что-то одно.
У нас ребенок один, но требовательный, так что мы для себя выбрали третий вариант - везти и кресло, и прицеп. Потому что это обеспечивает ребенку максимальный возможный комфорт в разных обстоятельствах, пусть и ценой некоторых усилий и ограничений у взрослых. Если у вас и вашего ребенка все хорошо с одним только велокреслом или велоприцепом - это прекрасно! Мое дело - написать про наш личный опыт.
Наш велопоезд в велопоходе по Альпам
Наш велопоезд едет по берегу Атлантики в Андалусии.
2. Особенности использования велоприцепа в сравнении с велокреслом
В этом разделе я постараюсь описать использование велоприцепа и велокресла в нашем опыте.
Велоприцеп у нас фирмы Thule, модель Chariot Cougar (ссылка на сайт производителя для тех, кто не знаком), велокресло той же фирмы. Подробный отзыв на модель велоприцепа можно прочитать в отдельном посте "Наш отзыв на велоприцеп Thule Chariot Cougar". Но этот прицеп совсем не единственный в своем роде, так что здесь я буду писать про аспекты использования двухколесного велоприцепа как такового. Велокресло у нас Thule Ride Along, но, думаю, в плане использования для ребенка все велокресла примерно одинаковы.
Дневной сон.
Комфорт дневного сна — основная причина, по которой мы используем в походах прицеп. В прицепе ребенок находится в комфортном полу-лежачем состоянии, а чтобы голова не болталась, мы положили под нее обычную надувную U-образную подушку. Когда ребенок спит в прицепе, нам вообще не приходится снижать скорость.
Конечно, в кресле ребенок тоже может спать, если получится зафиксировать ему голову. Основные методы - привязать веревочкой за шлем или закрепить U-образной подушкой за шею. Многие успешно так ездят, но все-таки это удобно не всегда и не всем. У нас веревочкой за шлем не получается совсем, а подушкой за шею получается нормально. Но пришли мы к этому далеко не сразу.
Резкое торможение во сне также небезопасно для ребенка. Одна мама мне рассказывала, что ее дочку еле спасли врачи после того, как папа резко затормозил, и голова спящего в кресле ребенка резко дернулась вперед. А в прицепе действие инерции намного меньше, так как ребенок почти лежит. Чем ребенок меньше, тем это актуальнее.
Спальный вагон вело-поезда в действии. Один раз в таком виде мы доехали с ребенком от Финляндского вокзала до Витебского, погрузились в электричку, доехали до Павловска, где мы живем, выгрузились из электрички, доехали до дома, поднялись на 5й этаж - и там перегрузили ребенка спящим в кроватку! Не разбудив!
Многие кресла в той или иной мере можно откидывать назад. Но с этим все не так просто, ведь чем дальше откинуто кресло — тем больше оно раскачивается, даже по ровной дороге - просто от педалирования. Особенно эта проблема возникает с заниженными рамами. Мы сами невысокие, а ездим на колесах 29’’, так что это наш случай. Велокресло на такие рамы можно повесить только через удлиненные ножки и приходится сильно отводить его назад. Так что в реальности с откинутым креслом ехать нам просто невозможно, настолько оно качается. Ребенок при этом бьется головой, руль трудно удержать в руках. Но не покупать же новые велосипеды ради кресла!
Спасение от непогоды.
Второй очень существенный бонус прицепа — возможность укрыть ребенка от непогоды.
Проливной дождь или леденящий спуск с перевала — не проблема, закрываешь прозрачный экран и едешь дальше. Кроме того, в прицепе ребенка можно дополнительно укрыть спальником или теплой курткой, так что можно кататься хоть в мороз.
В велокресле тоже можно укрыть ребенка от дождя, купив специальную накидку, изготовив самостоятельно или применив взрослую. Да и хорошая мембранная одежда на ребенке дождь не пропускает. Но от холода особо не укроешь, и лицо в любом случае остается открытым.
Мы лично в походы любим ездить в «несезон», когда уже (или еще) довольно холодно, при этом совсем не готовы сидеть и ждать, пока потеплеет или закончится дождь. Поэтому прицеп нам очень важен.
Перед спуском с перевала с Альпах при отрицательной температуре мы укрыли ребенка спальником. Взрослые аж посинели от холода, а ребенку было тепло.
Возможность погрузить дополнительный вес.
Если использовать в походе только велоприцеп, то у велосипедиста остается полностью свободным багажник, и проблема перевозки вещей перед ним вообще не стоит. А вот если использовать только велокресло, то все становится сложно — на велосипед с креслом вещи можно будет погрузить только в сумочки, развешанные по раме, или на передний багажник. Некоторые пользователи умудряются все-таки повесить багажник с велоштанами под велокресло, но это зависит от рамы, модели кресла и в любом случае дает очень высокий центр тяжести. На наши велосипеды и так кресло еле влезает, без всякого багажника.
Можно также прикрепить сзади дополнительную "тачку" на дополнительном колесе - экстравил. Но раз все равно что-то крепить - тогда почему бы не прицеп? Конечно, прицеп так не нагрузишь, как экстравил, но рюкзачок размером с ребенка везти можно. Также на прицеп можно повесить объемные свернутые пенки и что-то положить под ноги ребенку. У нашего прицепа еще есть багажник, куда мы убираем еду на перекусы. Все остальные вещи вполне реально погрузить в одни велоштаны на свободный багажник второго родителя. Так что прицеп выполняет у нас не только функцию перевозки ребенка, но и функцию экстравила.
Безопасность.
Прицеп более заметен на дорогах по сравнению с просто велосипедом. Прицеп выглядит ярко, необычно и сразу понятно, что там едет ребенок. А вот разглядеть ребенка в велокресле водители могут лишь вблизи. Нам нередко приходится проезжать через центр Петербурга, чтобы добраться от одного вокзала до другого, и даже если ребенок у нас при этом сидит в кресле, с прицепом за спиной мне ехать по городу намного спокойнее.
Кстати, если выбирать между креслом и прицепом, то, на мой взгляд, ребенок в прицепе находится в более безопасном положении, чем в кресле. Он пристегнут, алюминиевая рамка защищает его от сильных воздействий, а от летящих мелочей он защищен экраном. Благодаря поворотному механизму у прицепа Thule, даже при падении велосипедиста прицеп, скорее всего, не перевернется. А даже если перевернется, ребенок отделается максимум испугом. Падения в кресле — тоже не трагедия, если не на скорости, но вероятность удариться или сильно испугаться объективно выше.
Проходимость.
Конечно, наличие двухколесного прицепа существенно снижает проходимость велосипеда по сравнению с просто велокреслом. Но на самом деле это относительно. Наш прицеп, который мы доработали более толстыми покрышками, и со встроенной амортизацией, прекрасно едет и по плохим дорогам. Серьезных препятствий для него два — узкая тропа и крупные камни или колеи. В узкую тропу он просто не впишется, а камни и колеи создают перекос, который может опрокинуть прицеп. Причина перекосов кроется в самой двухколесной конструкции - на неровностях одно колесо оказывается ниже другого, и прицеп наклоняется. У нас даже бывало, что прицеп мы случайно переворачивали, когда обходили камни или о паребрик тротуара.
Но, конечно, прицеп не становится новее от того, что его таскают по грунтовым дорогам. Всегда есть беспокойство, что он возьмет и сломается. Однако, наш так и не сломался, несмотря на наше жестокое обращение.
Так что, да, прицеп объективно понижает вашу проходимость, но ведь и с одним велокреслом не получится ехать так, как без него — за спиной ребенок!
С велопоездом вполне можно "огребать" по грязи. Велоприцеп мирно едет сзади.
Езда с велопоездом по каменистой горной дороге в Андалусии Саше вполне удавалась. Но не быстро, конечно.
Еще одна ситуация, когда прицеп сильно сказывается на скорости передвижения - это когда нужно не просто вести велосипеды, а перетащить их на себе. Например, через брод, канаву или бурелом. Когда нам сейчас нужно через что-то перелезть, я несу на руках ребенка, а Саше приходится сделать аж 3 ходки — для моего велосипеда, его велосипеда и прицепа. А без прицепа ходить туда-сюда не пришлось бы - разница существенная!
Через речку велоприцеп приходится переносить отдельно.
Транспортировка.
При транспортировке прицеп является дополнительным крупным и тяжелым местом багажа. Но при полной разборке прицеп обычно можно запихать на багажную полку (пришлось один раз делать это в испанском поезде, где к велосипедам отнеслись хорошо, а к коляске — нет), или упихать к велосипедам на третьи полки плацкартного вагона. В самолете прицеп разбирать не надо, только складывать, потому что он едет в качестве коляски. С ним как раз даже удобно возить ребенка по аэропорту.
А вот если нужно сесть в пригородную электричку летом утром в выходные, то прицеп точно лучше оставить дома. Там он совсем не в тему!
Прицеп на багажной полке в поезде.
3. Зачем нам кресло?
Выше я перечислила немало достоинств велоприцепа в походе. Может возникнуть вопрос — зачем же вам тогда кресло? Для ребенка, конечно же.
В отличие от прицепа, до которого можно разве что докричаться (а если ветер в ушах свистит, то и не докричишься), велокресло позволяет полноценно общаться с ребенком в пути. Ребенок не болтается где-то там сзади, а находится рядом с родителем, и ему лучше видно, что происходит вокруг.
В общем, если наш ребенок бодрствует, и погода приемлемая, он у нас обычно едет в кресле. В прицепе он спит. Но иногда предпочитает наоборот посидеть в прицепе. По ощущениям, со временем прицеп стал нравиться ему больше, появилось ощущение своего домика, тогда как в начале своей «велокарьеры» в прицепе малыш соглашался только спать, но ни за что не сидеть.
Наш ребенок очень любит сидеть в кресле, когда мы продираемся через кусты.
Честно сказать, иногда я чувствую смущение, что мы возим собой целый поезд, тогда как другие велотуристы вполне обходятся чем-то одним... Но наш ребенок неусидчив, а мы не хотим мучить его ради нашего развлечения, пристегивать силой и ехать под вопли. Поэтому и стараемся сделать все, что в наших силах, чтобы обеспечить малышу выбор и комфорт!
А если кому-то удается успешно обойтись или только прицепом, или только креслом, не ущемляя ребенка - прекрасно! Возможно, в будущем мы и сами сможем перейти на что-то одно.
4. Как мы все это везем в самолете
Вещей у нас, мягко говоря, получается немало - 2 велосипеда, велоприцеп, велокресло и походное снаряжение на семью из троих. Это 80 с лишним килограмм!
В этот вес у нас входит:
1) Велосипеды - по 14-15 кг, стальные найнеры с тослстыми покрышками.
2) Велоприцеп со штангой и колесиком - около 12 кг.
3) Велокресло с удлиненными ножками - 6 кг.
4) Остается 33+кг вещей. Мы в целмо не склонны экономить на вещах, предпочитаем взять больше, зато чувствовать себя комфортнее и независимее от внешних условий. В наши вещи входят велочехлы для перевозки - весьма объемная и тяжелая штука, надо сказать. Ремнабор. Одежда с учетом возможнной холодной погоды (мы ездим обычно весной или осенью, так как не любим жару) и длительных привалов для выгуливания ребенка. 2 комплекта одежды для ребенка (ну мало ли что). Кое-что из еды берем с собой из дома.
Объясняю, как мы это все везем на самолете.
Очень выгодные условия для велотуристов предлагает компания Аэрофлот. Все наше снаряжение по их правилам мы можем провозить бесплатно. Главное, эти правила внимательно почитать. Билеты Аэрофлота обычно не самые дешевые, но если включить стоимость провоза груза, получается всегда дешевле, чем у прочих конкурентов.
Схема упаковки такая:
1) 2 велосипеда разбираем сколько хватит сил. Сил с ребенком у нас мало, поэтому мы только снимаем переднее колесо и защищаем всякие хрупкие торчащие детали специальными насадками или вещами. Этим ограничиваемся. К велосипедам приматываем пакетики с вещами, чтобы "догнать" их до разрешенных 23 кг каждый. Убираем в чехлы, и сдаем как багаж на взрослых.
2) Велокресло никак не упаковываем, просто сдаем как багаж на ребенка. Ребенок до 2 лет летит бесплатно, но ему все равно полагается бесплатное место багажа. Ребенок после 2 лет летит со своим местом, и ему тем более полагается место багажа.
3) Велоприцеп мы сдаем как коляску у трапа, тоже бесплатно.
4) Оставшееся снаряжение берем с собой в салон. Рюкзак-велоштаны складываем одну штанину в другую, чтобы получилась сумка.
Все наши вещи.
Упакованный велосипед.
UPD: Нашу следующую статью о перевозке ребенка (2.5 -3 года) в велокресле в длительном велопоходе можно прочитать ЗДЕСЬ.
Комментарии