Справка: Париж-Брест-Париж (ПБП) это марафон длиной 1230 км, от Парижа до Бреста (на западе Франции) и назад, с максимальным лимитом времени 90 часов. Проводится клубом Audax Club Parisien.
Исторически ПБП появился раньше Тур-де-Франса, и сначала в нем участвовали как профессионалы, так и любители, потом произошло разделение любителей и профессионалов между ПБП и ТдФ. Сейчас ПБП является самым известным любительским марафоном в мире, в котором принимает участие до 6000 человек.
Если говорить в общем об ощущениях, то для меня марафоны состоят из чередования периодов fun и периодов torture. Время между ними делится примерно наполовину. Torture легче описать, и оно вполне понятно. Но катаюсь я, конечно, ради fun. И этот fun тем ярче, чем сложнее его было «заслужить». Ведь когда после длинной кошмарной ночи выходит солнце – это солнце намного ярче, чем солнце после ночи спокойного сна. Мое счастье – это чувство «растворенности» во времени и пространстве, ощущение моральной и физической поддержки со стороны моего безумно любимого Masi, не-одиночество рядом с людьми, разделяющими со мной дорогу, и множество маленьких радостей по пути. И оно всегда стоит приложенных усилий.
Если в общем насчет torture в этом марафоне – так трудно мне в жизни не было. Я всю дорогу пыталась понять почему, так как километраж сам по себе это еще не причина для трудностей. В качестве объяснений получилось - неизбежная потеря времени на контрольных пунктах (суета, путаница, незнакомый язык, очереди), очень некатящий асфальт (без больших ям, зато часто крупнозернистый), из-за первых двух факторов – отсутствие времени на сон, и также тот личный фактор, что весь месяц до ПБП я проболела (из-за идущего тяжелого развода) и не то что не каталась, а ходила мало. Так что, с одной стороны, я понимаю, что 1230 км за 88.5 часов - это обективно не так уж трудно, но для меня даже такое время было серьезной победой.
Значительную часть пути я ехала в компании Жени Седых. С одной стороны, делить дорогу с постоянным попутчиком это приятно, с другой, я остаюсь при мнении, что группирование людей по искуственному принципу, а не по скорости, приводит к падению эффективности всех участников. В любом случае, спасибо за поддержку :)
Старт я выбрала вечерний, в 8 вечера, с лимитом времени 90 часов. Что было не самым лучшим выбором, так как, по сравнению с утренним стартом, увеличивается количество темного времени суток, плюс день до старта, естественно, мы не спали. Зато большой плюс вечернего старта – очень красиво, по дороге движется широкая светящаяся лента, красных фонариков, если смотреть вперед, белых – если назад, извивается вверх-вниз по холмам, местный народ стоит вдоль дороги и активно желает хорошей дороги, дети протягивают руки, полный праздник и восторг, умноженный на несколько тысяч человек. Уже одного этого момента мне было достаточно, чтобы ни разу не пожалеть об участии.
Первая ночь после старта была в общем похожа на следующие, мне дико хотелось спать. Я думала, что сильно, но тогда еще не знала, что такое «сильно хочется спать». Пили часто кофе и с него несколько часов вполне позитивно катило, потом снова накатывала усталость.
Основные впечатления от ночи – фонарики вокруг, спуски на 40-50 кмч по серпантинам (вне ПБП я бы никогда не решилась на такое), темные поля, чередующиеся с маленькими освещенными городками. В городках извилистые улочки с сильным рельефом, сказочно подсвеченные церкви, уютные домики и пожелания бон вояжа от тех, кому не спится.
Начало марафона в памяти запечатлелось мало. Ехали, ехали, на первом КП (140 км) поели, я полчаса поспала, потом снова ехали, пили кофе в кафе, я выпросила у товарищей еще 15 минут сна, снова ехали. Наконец рассвело, и все стало лучше.
Места в Нормандии и Бретани очень уютные и жизнерадостные – поля, холмы, милые домики, везде цветы, ехала и радовалась. Иногда шел дождик, но он особо не мешал. Каждые примерно 90 км были КП, где что-нибудь ели и ехали дальше.
К вечеру мне стало хуже, я устала до слез, особенно меня очень тяготило то, что я отставала от Жени и его швейцарского друга Робина, а они меня ждали. Пыталась не отставать, от этого еще сильнее выматывалась. Просила оставить меня одну, но они не соглашались и все равно меня ждали, мне было стыдно, поэтому приходилось выжимать из себя невозможное, чтобы меньше их задерживать. Это было не очень хорошо.
К ночи началась гроза. Я вообще-то очень боюсь гроз и по доброй воле ни за что бы не поехала на велосипеде в такую погоду, но тут выхода не было. В этом, на мой взгляд, один из смыслов марафонов – едешь в таких условиях и состояниях, в которых без «тикающих часов» никогда бы не поехал. Так что сначала мне было очень страшно. Но потом наступил полный восторг от дождя, грома, молний. И мой панический страх перед грозами явно вылечился :)
В эту ночь мы планировали нашу первую «ночевку» в Лудеаке на 450-м километре, в палатке поддержки. По дороге мы задержались из-за того, что у меня сначала прокололась камера, а когда ее Женя заменил на новую, то прокололась и следующая, из-за дырки в покрышке. Но когда покрышку заклеили, следующая (наша последняя) камера продержалась нормально. Это конечно необычный опыт - заниматься с велосипедом на такой степени усталости, да еще и в блеске молний. Хорошо еще, что дождь к тому моменту уже прекратился.
В результате на сон в лежачем положении в Лудеаке у нас остался один час. Немного для двух дней пути. Но надо было вставать и ехать дальше в темноту.
С этого момента вплоть до последнего КП началась гонка за контрольным временем на КП. На каждое следующее КП мы успевали за 15-30 минут до «закрытия». Хотя нас утешали, что не обязательно вписываться во время на каждом КП, отставать было страшно, и правильно - временного запаса создать так и не удалось. В тот момент впасть в полное отчаяние было легко - времени на сон как не было, так и нет, из последних сил вписываешься во время в одно КП, чтобы тотчас начать опаздывать на следующее. Когда знаешь свою нормальную скорость и время на заданный километраж, а оно по необъяснимым причинам не соответствует – это очень тяжело. Мне лично приходилось прикладывать реально все свои усилия для поддержания средней около 20-21 км/ч. Особенно убивало ехать с горы, с усилием крутя педали, на каких-то 25 км/ч. Было также непонятно, будет ли ухудшение в дальшейшем, потому что если бы скорость упала еще, то даже вообще без сна проехзать марафон вовремя мне бы не удалось. Так что второй день пути для меня прошел в панике и довольно мрачно. Хотя иногда и удавалось отвлечься и порадоваться жизни, все мысли были – доехать до Бреста (620-й км). Нам говорили, что после 600 км лимит начинает увеличиваться...
По дороге от Лудеака до Бреста мне понравилась гора, на которой лежало облако, и все было окутано густым туманом. Из него навстречу выныривали те, кто кто уже побывал в Бресте и возвращался назад. Перед Брестом - большой спуск к океану, где мне удалось вписаться в большую группу и скатиться на скорости около 60, не притормаживая на виражах. В самом Бресте – посмотрели на Атлантический и на порт, сфотографировались на мосту и у знака Brest, поели на КП и поехали назад. Половина пути была позади. Но обещанное увеличение лимита как-то совсем не чувствовалось.
Ночью ощущения снова стали весьма яркими. Даже с нормальным фонариком видны были лишь дорога и тени деревьев. Шоссе было вообще без разметки, со значительным рельефом, как и везде, на спусках тормозить не позволяла спешка, не сбиться с асфальта требовало постоянного внимания. Холод, очень медленно тикающие километры, глюки. Когда сознание совсем терялось, мы с Женей падали у дороги, лежали 5-10 минут, снова вставали и ехали. По всей обочине рядом со своими велосипедами лежали такие же многочисленные «трупики», кто как упал. С одной стороны, это выглядело страшновато. А с другой, был какой-то восторг, который и помогал мне не уснуть на ходу – ощущение, что вот она, настоящая жизнь, самый яркий и реальный момент, когда отступает все лишнее. И ощущение «я могу», конечно. Хотя в данном случае «могу» было на пределе.
Кое-как мы доехали до Лудеака, где на 750-м километре была еще одна «ночевка», опять примерно на час. После такого непродолжительного сна мне стало ну совсем плохо. Силы закончились настолько, что организм уже не мог себя обогревать. Мне реально казалось, что я умру от холода. На ногах я почти не могла держаться, сознание не подчинялось, но я решила, что если умирать, то вместе с любимым велосипедом, и поехала дальше. Кстати, на этом марафоне прочувствовала еще один плюс контактных педалей – в подобных состояниях, не пристегнувшись, невозможно удержать равновесие, как при старте, так и по ходу. А так одну ногу встегнул, оттолкнулся, вторую встегнул - и падать некуда, раз все закреплено.
Мне очень не хотелось, чтобы Женя видел мои слезы и сопли, а без них не получалось, так что я категорически заявила ему, что еду одна, а он пусть едет вперед по своей скорости. Когда я наконец осталась вдвоем с велосипедом и больше не пыталась успевать за Женей и не плакать, мне сразу стало легче. А потом наконец вышло солнце, ночь закончилась, и все стало даже неплохо.
Последний, третий, день пути прошел в целом хорошо. Вопреки ожиданиям, еще ниже скорость у меня не упала, так что страх не проехать в лимит прошел и можно было ехать спокойно. Иногда ехала одна, иногда болтала с кем-нибудь, изредка садилась в группу на колесо.
В середине дня я, конечно, снова устала, и свалилась немного поспать в кусты. Тут же рядом остановилась машина, из которой вылезли французы и давай вопить bon route у меня под ухом. В тот момент мне очень хотелось кого-нибудь убить. Особенно когда я поехала дальше, а местные сидят за столиками, закусывают и смотрят на нас, как на кино. Но не успела я проникнуться человеконенавистничеством, как мне попалась местная поддержка. И эти люди с такой искренней радостью напоили меня кофе и накормили очень вкусными блинчиками, что я плакала от благодарности, с ними прощаясь. Так и чередовались мои fun и torture.
Оставалась еще одна ночь. Мне всегда было интересно, где проходит граница моего упрямства, но до этих пор достигнуть ее не удавалось. Теперь удалось. Потому что в эту ночь все во мне сошлось на одном очень четком ощущении, что спать - это вообще самое, ну самое главное в жизни. Падая у дороги без сил, я чувствовала, что ничего лучше быть не может, чем вот так лежать, и все прочее, что мешает мне этим заниматься, есть неправда и «происки врагов». Оставалось 200 километров – такая маленькая цифра, но по факту они казались абсолютно непреодолимыми, особенно при пересчете в часы. Мой временной расчет вдруг стал таинственным образом показывать, что у меня еще масса времени, что не надо никуда спешить, хотя я и знала, что на самом деле времени было взяться неоткуда. Дорога стала еще страшнее, чем в прошлую ночь, за одним или двумя людьми приехала скорая, и от звука сирены во мне возникала уверенность, что в следующий раз скорую будут вызывать мне, потому что я таки улечу на скорости в кювет. Травмы на этом участке получили вообще очень многие. Какая-то это была гонка на выбывание.
Возможно, желание сна победило бы остатки моего слабого разума, если бы у меня очень кстати не пробилось колесо. Привычное дело, пусть и дрожащими руками, на удивление вернуло меня к реальности и придало силы ехать дальше. Еще подбодрило то, что рядом со мной остановилось несколько мужиков, но они оказались еще более усталыми, чем я, и помочь физически не смогли. А я, отправив их дальше, все-таки смогла накачать колесо!
Позже мне также очень помог один пункт местной поддержки. Там люди были явно «в теме», разговаривали на общечеловеческом языке и все очень разумно организовали. А когда помогают «свои», это намного эффективнее, чем когда просто желающие. Спрашивали у каждого приехавшего, из какой они страны, что тоже возвращало в реальность из галлюцинаций. Я немного поболтала с народом, съела несколько долек апельсина и выпила наконец не кофе, а чаю, и с печеньем. Настроение резко поднялось и до утра у меня был сплошной fun, хотя сна в эту ночь не предполагалось больше, чем полчаса в кустах. Сомнений, что доеду, уже никаких не было.
Правда, на последнем КП, которое случилось уже утром, я получила еще один стресс. Потому что оказалось, что на предыдущем я потеряла свою карточку. Попыталась узнать, что мне делать в таком случае, но ни один человек не разговаривал на английском, даже тетенька с футболкой translator. Просила Женю, с которым мы там встретились, спросить у них про карточку на французском, но он совершенно ничего не соображал. Когда я была уже более чем близка к истерике, выяснилось, что карточку им привезли, но они решили пошутить и сделать мне сюрприз. Так что было одновременно возмущение, что люди настолько непонимающие, с другой стороны радость, что кто-то таки привез эту карточку.
Оставшиеся 60 км я доехала спокойно, не прикладывая усилий, но и не останавливаясь. И на финише была согласно запланированным полутора часам до лимитного времени, то есть мое время пути составило 88 ч 40 мин. Итак, цель была достигнута, при этом травм и негативных последствий для здоровья я не получила. Как раз наоборот, длительная нагрузка на колени поспособствовала их восстановлению, и на целый год избавила меня от боли, которая до того серьезно меня мучила. Кроме того, марафон стал для меня важным жизненным этапом. Три таких долгих дня позволили мне многое переосмыслить и наконец уйти из давнего и эмоционально насыщеного, но несчастливого брака, к действительно любимому человеку.
Фотографии с моим участием можно посмотреть в фотоальбоме в контакте.
- Просмотров: 3011
Комментарии