Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Наш день в велопоходе по Португалии и Испании с ребенком

В этом посте я расскажу о том, как проходили наши дни в 80-дневном велопоходе по Португалии и Испании с ребенком в велокресле зимой-весной 2018. Как утром выгоняли ребенка из палатки, сколько ехали днем, где останавливались на привалы, что ели, во что ребенок играл и все такое по порядку.

Наше утро

Виталик всегда просыпается с улыбкой!

Утро начинается у нас тогда, когда проснулся Виталик. Иногда он просыпается пораньше, иногда спит долго. В начале нашего похода, в январе, просыпались мы, как правило, еще до рассвета и собирались при свете фонарика, а к концу похода, в апреле — уже при полном свете. С утра на улице обычно было холодно, ведь типичной ночной температурой в этом походе было плюс 2 (а диапазон от минус 5 до плюс 10).
Первым делом Саша выносит ребенка пописать. Так как ненадолго, то ребенка мы для этого дела не одеваем, только ботинки. Пусть закаляется :) Да он и не против! Потому что потом следует очень приятный момент — пулей влететь назад к маме в теплый спальник.
Потом Саша кипятит воду на бензиновой горелке, которую ставит рядом с палаткой. А я с Виталиком продолжаем валяться в спальниках, очень довольные жизнью :) Вода вскипела, папа разводит мюсли маме, а сам кормит Виталика, потом разводит себе, а мама докармливает Виталика. Мюсли - хороший завтрак, легко купить, легко приготовить, мне совсем не надоели за 80 дней, и Виталику тоже нравится. А себе Саша "дорабатывал" их орехово-шоколадной пастой, чтобы было послаще.

готовка еды на горелке, не вылезая из палатки
Утром в январе в Португалии на улице минус и темнота, но наш папа мужественно высовывается из палатки, чтобы накормить семью завтраком

Потом папе надо вскипятить чай, а мне собрать спальники. Виталик обычно всячески саботирует этот процесс. Хотя сам уже вылез из спальника! Каждый раз, когда мне удается убрать спальники в мешки без борьбы, я облегченно вздыхаю. Но это бывает редко. Чтобы отвлечь ребенка, я играю с ним в подъемный кран или бульдозер — Виталик должен поднять упакованный в компресс-мешок спальник и погрузить его сначала в один полиэтиленовый пакет, а потом в другой (чтобы не промокли, если пойдет дождь). Но часто ковш не работает, и сначала надо убедить бульдозер, что он способен все-таки как-нибудь выполнить эту работу. Не быстро все это, в общем :) Потом еще более трудная задача — ребенка надо одеть, чтобы выгнать из палатки. В этот поход мы взяли одежду так, чтобы не нужно было надевать кучу кофточек и штанишек, а можно было одним махом надеть теплые штаны и теплую куртку. Но даже одеть на Виталику одну куртку, одни штаны и два ботинка - долго и трудно.
Наконец, после долгой возни и уговоров мы все вылезаем. Родители продолжают собираться. Уже после пары недель похода все бытовые дела делаются очень быстро - каждый знает свою работу, у каждой вещи есть свое четкое место. Но Виталик все равно нас всячески торопит и недоумевает — почему мы продолжаем возиться, ведь он уже собрался! Иногда даже уходит и садится у выхода с поляны ждать.
Когда все наконец собрано, мы выходим со стоянки. У нас правило — с дороги к стоянке и от нее ребенок должен идти сам, так как часто нужно пройти по кустам или в резкий подъем, где ребенка в кресле все равно не протащить. Несколько раз было, что Виталик посопротивлялся по этому поводу, но обычно он не возражает. Наоборот, сам рвется вперед!

Виталик утром на тропе валит быстрее всех!

Наш день

Первая часть нашего похода пришлась на январь и февраль, так что светового времени у нас поначалу было немного. В конце января в центральной Португалии длина светового дня составляла у нас около 10 часов, а к концу февраля на юге Португалии и Испании достигла 11.5 часов. По сравнению с зимним Петербургом, это очень много. Но ночевку мы начинали искать обычно за 2 часа до наступления темноты. Пока Саша ее находил, пока мы обустраивались — и так дела приходилось заканчивать при свете фонариков. Что не очень-то хорошо — фонарики ночью видны очень далеко, а мы вовсе не хотели, чтобы кто-нибудь нас увидел. А утром до рассвета вылезать из палатки мы не спешили из-за холода, ведь теплеть начинало только после того, как солнце уверенно поднималось над горизонтом. Поэтому еще минимум час светового времени у нас занимали утренние сборы. Так, за вычетом ночевки оставалось уже не 11, а 8 световых часов.
Но по мере наступления весны дни становились все длиннее, и к концу нашего похода в Каталонии в апреле мы получали уже целых 13.5 световых часов, так что можно было и утром вставать уже после рассвета, и вечером заканчивать все дела засветло.

Перегоны длились у нас обычно длились по 40-60 минут, которые я отсчитывала по велокомпьютеру. Наверное, Виталик бывал не против покататься и подольше, особенно под интересные разговоры. Но мы не ждали, пока он будет проситься на выход, а старались поддерживать стабильный ходовой режим - в длинном походе это важно. За день мы проводили в седле около 3-4, максимум 5 часов. Все остальное время, кроме сна, ребенок гулял и играл, так что в походе движения у него было на самом деле куда больше, чем дома.

Во время перегонов на велосипеде мы много разговаривали с Виталиком, рассказывая про то, мимо чего проезжали. Особенно Саша, конечно, так как он вез ребенка. Если было что-то интересное, Саша останавливался и показывал ребенку поподробнее. Интересного было много, а Виталику все важно, он все запоминает, и эти разговоры ему очень нравились. Ни о какой скуке при езде в велокресле и речи не было! Разве что бывали занудноватые для ребенка моменты, когда мы, пыхтя, медленно тащились в гору, но Виталик относился к этому философски и развлекать себя обычно не требовал. Просто напоминал, что он, вообще-то, хочет ехать вниз, а не вверх. А Саша раз за разом рассказывал ему, что для того, чтобы поехать вниз, надо сначала забраться вверх, а также о том, что в горах мы почти всегда едем вверх, ведь вниз проносится быстро, а вверх подниматься долго. Такова жизнь :)

Остановка ,чтобы показать Виталику цветочки

Места для привалов выбирали разные. В первый месяц похода Виталик был настолько увлечен обилием всего нового, что на привалы мы останавливались только на природе. Но позже проснулся интерес к детским площадкам, и тогда мы стали стараться останавливаться на привалы именно там. Детские площадки в Испании есть даже в очень небольших городках, но не всегда легко их найти. Некоторые площадки были отмечены на OSM, другие мы находили методом расспроса местных (по-испански детская площадка - parque infantil)
Ассортимент на испанских детских площадках обычно стандартный — горка, качели на пружине, просто качели. Но единообразие Виталика совсем не огорчало, а может быть, ему как раз даже нравилась эта стабильность. Ну а главное для него было в том, что детская площадка - это территория именно для детей! Попав на площадку, он с восторгом хозяина подбегал к каждому приспособлению по очереди, иногда по многу раз. Это давало нам с Сашей хоть какую-то возможность позаниматься своими делами. Но, конечно, далеко не всегда Виталик был столь самостоятелен, и бывало, что он весь привал висел на нас и что-нибудь канючил.

детская площадка в маленькой горной деревне в Испании
Детская площадка в маленькой горной деревушке. А Виталик нашел себе игрушку - бревно!

Раньше в походах мы всегда готовили днем горячий обед, но в этом походе было как-то не до того, дневного времени постоянно было мало. Кроме того, и Виталику больше доставляли удовольствия короткие, но зато частые привалы во всех интересных ему местах (и на всех детских площадках). Так что днем мы обычно просто перекусывали - бутербродами с сыром Филадельфия и хамоном, фасолью в томате, ну и пили чай из термоса со сладостями. Честно сказать, достаточной сытости от этих перекусов я не ощущала. Но ничего лучшего мы придумать не смогли. Еда и готовка — определенно не наш конек... Только вот Саша и правда может питаться чем угодно, а я очень завишу от полноценного разнообразного питания.
В первый месяц похода я чувствовала себя нормально и без обедов, а вот потом мне стало очень важно пообедать в ресторане. Мы научились находить недорогие и быстро работающие рестораны далеко не сразу, только месяца через полтора. Ведь на таких ресторанах в маленьких испанских городках часто даже нет вывески! Но во второй половине похода мы нередко обедали именно в них — мясом, картошкой, салатом, который я по максимуму заливала оливковым маслом, плюс запивали это все кока-колой. В те дни, когда мы не находили подходящего ресторана или пропускали обед потому, что не хотели тратить на это время, во второй половине дня я чувствовала упадок сил. Зато после хорошего обеда была очень бодрой, а ужин часто оказывался уже не нужен.

Очень довольные велотуристы в маленьком ресторанчике

В магазины мы заходили раз в 3-5 дней. Старались пореже, так как на одно посещение супермаркета уходит минут 40, хоть ты тресни. Шли в магазин Саша с Виталиком, а я сторожила велосипеды, так как у меня от магазинов одна паника.
Закупка продуктов происходила довольно сумбурно, и за весь поход мы так и не составили никакой системы. Саша покупал стандартный набор, чтобы просто было с запасом. Конечно, часто каких-то продуктов оказывался «перебор». Ну а в следующий раз в магазин нам надо было идти тогда, когда закончились мюсли — завтракали мы всегда, в отличие от ужинов и перекусов, и мюслей каждый день стабильно уходило по пол-кило. Думаю, если бы мы ввели систему учета, то с сашиного багажника можно было бы стабильно убрать несколько килограмм или сделать посещения магазинов реже. Но наших интеллектуальных и волевых ресурсов на это так и не хватило :)

Наш вечер

Перспективные места для ночевки мы прикидывали еще днем по картам и спутниковым снимкам, которые мы залили перед походом в наш планшет. Этот метод мы использовали первый раз в жизни и оказалось очень удобно. А вот конкретное место для палатки старались начинать искать часа за 2 до заката. Саша оставлял меня с Виталиком гулять у дороги, а сам бежал на разведку.
Бывало, что место находилось легко и быстро. А бывало, что бегал Саша долго. Потому что одно дело — хорошая местность в целом, а другое дело — найти конкретную полянку, где встанет ровно наша немаленькая палатка, мы будем укрыты от ветра, никому не будем видны и где нам будет уютно. Конечно, Саше было непросто — он один должен был выбрать место, которое понравилось бы и мне (Виталик, к счастью, требований не выдвигал). А меня при этом посылать бесполезно, я хожу намного медленнее. Я знаю, что это очень нехорошо с моей стороны, но иногда я бывала недовольна тем, что у Саши получилось. Прежде всего тогда, когда он старался найти место во что бы то ни стало, вместо того чтобы проехать дальше и поискать в новой области, и/или убегал слишком далеко, а потом нам надо было туда тащиться. Но вообще опыт поиска уютных и укромных полянок у Саши накопился просто огромный, и обычно он находил их мастерски.

дикая ночевка в палатке в Испании
Умещаемся на маленькой полянке

После установки палатки и готовки ужина (если до того не было плотного обеда), у нас оставалось еще немного времени до заката. Лично у меня дел всегда была куча — подумать о подробностях дальнейшего маршрута, записать события дня в дневник, написать в группу вКонтакте. А Саше периодически надо было уделять внимание велосипедам.
Виталик проводил вечернее время по разному. В первый месяц похода он любил поизучать окрестности нашей стоянки, убегая довольно далеко. Мы слегка приглядывали за ним, объясняли ситуацию, если видели риск, что он не сможет сам найти дорогу назад, но в целом старались не мешать ребенку исследовать мир самостоятельно. А вот во второй половине похода из зоны видимости Виталик уже обычно не уходил. Видимо, понял, что с родителями спокойнее. Если куда-то хотел пойти, то канючил, чтобы мы пошли с ним. А мы, наоборот, пытались его отправить одного куда подальше, чтобы поделать свои дела :)

Что касается игрушек, то мы в поход взяли немного — совочек, большой пластмассовый грузовик, набор копательной техники и пару машинок. Нужны они Виталику были примерно раз в несколько дней, обычно там, где было что покопать. А играть он мог и просто с подручными предметами — палками, шишками, землей, проживая ситуации больше в воображении. Но, конечно, далеко не всегда Виталик занимал себя сам. Так же часто он висел на нас, что-то канючил и умудрялся не давать ничего делать сразу нам обоим.

К закату мы загоняли Виталика в палатку. В палатку он шел с энтузиазмом, а вот с укладыванием спать обычно были сложности — ребенок бесился, крутился и угомонить его было очень трудно. При этом стоило Виталика иммобилизовать минут на 10, как он засыпал. Применяли мы для этого все возможные методы — от мирного «давай поговорим, что сегодня было» до жесткого «физически не давать скакать». Честно сказать, это было самое тяжелое для меня время. Я обычно полностью выматывалась за день и вечером дико хотела спать, но спать, пока ребенок бесится, бессмысленно — все равно же придется просыпаться, чтобы его уложить, а это еще хуже.

чем занимается ребенок в палатке в походе
Любимое развлечение Виталика в палатке - скакать по родителям. Этим он может с восторгом заниматься часами. Жаль, что мы не можем :)

Наконец, Виталик засыпал. Мы с Сашей ложились поплотнее, чтобы было тепло, и наконец-то можно было уснуть! Ночи в первой половине похода у нас были длинные (13-14 часов) и холодные. Так что спали мы часов по 11. Но мне совсем не казалось, что это много - я засыпала сразу же после ребенка. Ведь что может быть лучше, чем крепкий сон в палатке после насыщенного походного дня!

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:

Показать все записи по этому походу

Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Мысли в целом и наши чувства в большом семейном велопоходе

Подробный отчет по дням:

Часть 20. По береговому хребту Каталонии
Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода

Фотоальбомы:
Просто покликать фото в полном размере.
Местоположение - жать на i.
Берега Атлантики
Андалусия
Мурсия и Ла Манча

Валенсия и Каталония

Другое:

Скачать наши треки.
Полный размер, но разведки и выбросы вырезала.
Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!