Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Велогонка Montenegro Mountain Madness 2024 (Александр Столяров)

Отчет о многодневной велосипедной байкпакинг гонке с самообеспечением по Черногории "Montenegro Mountain Madness 2024". Маршрут на 740 км (из них 640 км гонки) 60% горных грунтовых дорог, 16500 метров набора высоты. Меньше 4 суток на всё.

Montenegro Mountain Madness

Александр Столяров



Даты: 5-8 июля 2024
Общий километраж: 740 км, из них 640 км гонки (60% грунтовых дорог, 40% асфальт)

Набор высоты: 16500 метров (из них 15 тысяч метров гонка)

Время прохождения гонки: 3 суток 6 часов
Полный фактический трек можно скачать здесь.

Ссылка на сайт гонки: montenegromountainmadness.com
Результаты: montenegromountainmadness.com/results-2024.
Посмотреть запись трекеров: montenegromountain2024.maprogress.com.


период времени км набор высоты сон
сутки 1 217км 6200м 1час
сутки 2 197км 4800м 1 час45мин
сутки 3+6часов 289км 5000м 1 час
на электричку (8.5часов) 97км 1500м
Сутки отсчитывались от времени старта (утром)

Многодневная велосипедная байкпакинг гонка с самообеспечением по Черногории "Montenegro Mountain Madness" проводилась в 2024 году в первый раз. Маршрут на 640 километров организаторы проложили очень извилисто внутри границ Черногории со стартом в Подгорице и финишем на берегу Которской бухты в Рисане. В маршруте чередовались постоянные подъемы на высокогорье (максимум до 1900 метров) и спуски в глубокие долины, плюс бесчисленные промежуточные наборы и сбросы высоты. Такому маршруту способствует очень сильно пересеченный рельеф Черногории. Отсюда большой набор высоты - в среднем 1000 метров набора на каждые 42 километра дистанции.

По подсчетам организаторов, 40% было по асфальтированным дорогам, 40% маршрута - по грунтовым. Большинство горных дорог в Черногории покрыты крупными камнями, часть из которых с узкими краями, часть - круглые и катятся.

Погода в июле была жаркой. В долинах архивы погоды показывают 30-35 градусов жары в течение всего дня. Но это в тени. При этом - безоблачное небо. И ветер эти дни был совсем слабый. На высокогорье номинальная температура меньше, но солнце такое же. При этом ночами было холодно, приблизительно 5-10 градусов в зависимости от высоты. К холоду добавлялись густые туманы.

Еще одна сложность гонки по Черногории - отсутствие источников воды на карстовых плато. В таких местах при жаре и подъемах воды необходимо набирать с собой много и экономить. Но возможности пополнить запасы еды или поесть в ресторане на маршруте встречались регулярно, без длительных автономных участков.

Предыстория

Поездка на гонку в Черногорию оказалась достаточно неожиданной. Уже достаточно давно у меня сложилась практика раз в год ездить в какой-нибудь многодневный скоростной заезд с самообеспечением.
В 2024 году был план поехать Ascend Armenia во второй раз, гонка предполагалась в начале сентября, и к ней планировал постепенно начать готовиться летом. Однако, в середине июня, через пару дней после возвращения из семейного похода по Черногории, получил тревожное письмо от организатора Armenia Ascend, что она может не состояться. Мой единственный в году безмятежный мужской отдых оказался под угрозой.

Иду снова смотреть календарь на bikepacking.com на предмет альтернатив. Альтернатив особо не видно. География ограничена тем, что мы живем в эмиграции, при этом я не хочу делать шенгенскую визу. Единственный вариант, который не требует визы - гонка по Черногории "Montenegro Mountain Madness". Которая всего 640 км - на мой вкус, маловато для качественного отдыха. И до гонки всего 2 недели (если ли там вообще места еще?). И что будет, если Ascend Armenia таки не отменят? Я променяю 1200 км на 640?

Сомнения разрешила жена, предложив все-таки поехать в Черногорию. А если Армению не отменят, то и туда тоже. Кате пришлось взять на себя еще больше времени одной с детьми, плюс отказаться от дополнительных выходных, которые мы могли бы провести в семейных ПВД. Проехать две гонки за сезон при наличии семьи и эмиграции получилось действительно очень напряженно. Но получилось.

Что ж, по крайней мере, в Черногорию была предельно простая заброска из нашего съемного дома на тот момент - одна электричка. А благодаря быстрой заброске и короткому маршруту, удалось обойтись всего тремя днями отгула на работе за свой счет.

Дополнительным вдохновением послужило то, что две недели назад мы катались по Черногории всей семьей и неожиданно пересеклись с гонкой Trans Balkan Race. Ехали встречными курсами, пообщались с участниками. Montenegro Mountain Madness - это гонка от тех же организаторов, только покороче, внутри Черногории.
Частично маршрут гонки пролегал по тем же дорогам, где мы ехали с семьей, но на гонке совсем другой формат и впечатления.
Много фотографий летней Черногории можно посмотреть в отчете про семейный поход: "Летний велопоход по Черногории с детьми (1.5 и 9 лет). Июнь 2024".

Подготовка и снаряжение

Так как решение было принято за две недели до старта, то подготовки, как таковой, не было. Но я все же успел накатать до старта 4000 км и  60 тысяч набора в этом году. Семейные выезды, коммьюты в магазин, несколько соло покатушек в плохую погоду и ночные заезды типа “поехал на электричке по делам в Белград, обратно своим ходом”. А учитывая, что жили мы недалеко от Черногории в горах (хоть и более “лайтовых”, чем на маршруте), можно считать, что накат был достаточным.

А вот снаряжение достаточным не было. Точней, с вещами и сумками всё было в порядке. Поехал с уже отработанным в прошлом году в горах набором. Бивачный мешок OR Alpine, без спальника и коврика, для согревания - 170г пуховый анорак, флис и мембранная куртка. Это оказалось как раз, с небольшим недобором по теплоте (написал эту фразу - и от воспоминаний некоторых эпизодов даже дома за компьютером стало холодно).

Велосипед к поездке был совершенно не готов. Осмотр показал, что износ большинства компонентов близок к критическому. Самые принципиальные “косяки” успел устранить: потратил день на поездку в Белград, чтобы обзавестись новыми покрышками, герметиком, цепью и тормозными дисками. Но сами тормоза (механические) туго останавливали на спусках. “Пистолеты” на руле норовили развалиться. Точнее, левый уже частично развалился (хотя пока и продолжал работать). Передняя динамо-втулка перестала давать ток (как потом оказалось, это были первые признаки ее погибели). Осталось надеяться, что эти компоненты доживут до финиша.



Но главное: есть только жёсткая передняя вилка, с которой мы ездим в семейные велопоходы. Ехать по местным дорогам без амортизации хотя бы спереди - это очень сильное замедление. Но за 2 недели мне никак было не успеть заказать и получить вилку…



Перед стартом

Ночной поезд Белград-Бар - довольно удобный по времени, но во многом бестолковый. На него нельзя купить билеты онлайн, только в кассе. Съездить в которую мне еще надо было найти время - 40км и 1000м набора. Так что были сомнения, будут ли вообще билеты - в летний-то сезон. Нашёлся один - полка на третьем ярусе 6-местного купе (да, тут такие бывают). Поскольку мы жили рядом с железной дорогой на пути в Черногорию, погружался я уже в ночи в спящий поезд. Багажных полок или багажного купе нет. Но добрый проводник позволил запихать велик в какую-то микро-каморку. Велик туда влез впритык вертикально. При чем, дверь открывалась внутрь, так что я опасался, что он в пути может сместиться так, что дверь будет не открыть. Обошлось.



Традиционно для ночных поездов между странами есть нюанс: поспать мешают 2 длительные остановки на границах. Местные пограничники при этом не особо интересуются пассажирами. Сербские так и вовсе заглянули и спросили, кому нужен штамп в паспорте. При желании можно было бы выехать без документов. В итоге за ночь поспал чуть больше 2 часов. К счастью, это был еще не стартовый день, а день аккредитации.

По регистрации было видно, что организаторы - бывалые. Всё подготовлено, всё чётенько. Выдали мешок с рекламным мерчем, при чем некоторые вещи были даже полезны. Например, взял оттуда себе монтажки на замену. Еще там была качественная футболка с логотипом, носки и спасодеяло.

Пообщался с Сергеем Вострецовым, знакомым по Ереванскому чату. А на предстартовой поляне внезапно встретился Tom Quirk - американец, живущий в Швейцарии. За год до этого мы довольно долго пересекались с ним на прошлой Ascend Armenia. Расставаясь, никогда не знаешь, когда и где можешь встретить человека.

Сутки 1

Подгорица - это хоть и столица, но маленький тихий городок с населением всего 150 тысяч. Но старт гонки все равно расположили на большом пустыре за окраиной города - возможно, чтоб уж совсем не пересекаться с городским трафиком. На старте собралось 34 участника. Это учитывая, что гонка проводилась в первый раз и вскоре после более крупной гонки по этим же местам Trans Balkan Race (хотя некоторые участники участвовали в обеих).



Высота Подгорицы - почти на уровне моря. Но от моря удалено, так что к 9 утрам уже была очень существенная жара. Архив погоды показывает 29-31 градусов весь тот  день. Плюс палящее солнце при очень слабом ветре. А маршрут прямо со старта поднимается на высоту 1800 метров, к озеру Риковачко. Первые две трети этого подъема - асфальт, а дальше - грунтовка постепенно ухудшающегося качества.

Первые 20 минут ехалось отлично, но потом силы резко покинули. Возможно, последствия адаптации к семейным походам, где короткие периоды интенсивного вкручивания в гору с грузом чередовались ожиданием и расслабоном. Возможно, сказалось отсутствие адаптации к жаре. Возможно, то и другое плюс личные особенности: обычно для меня самое тяжелое время - с 30 по 90 минуту поездки. Так или иначе, но было ощущение полного отсутствия энергии, впред полз еле-еле. За это время меня обогнали больше половины участников, сполз на 19 место.

Montenegro Mountain Madness

Под конец второго часа начал постепенно восстанавливаться, так что к концу асфальта приехал уже бодрячком. А тут уже и грунты начались, да и стало заметно прохладней из-за набранной высоты - жизнь налаживается.

Ближе к верху, правда, грунты совсем “очерногорились”. Крупные каменюки на сыпухе. Значительную часть прошел вверх пешком. Встреченные наверху организаторы успокаивали, что это, по их мнению, самый сложный участок гонки. Успокаивали, видимо, потому, что другие жаловались. Я их тоже успокоил - объяснил, что, по мнению врачей, прогулки пешком полезны для здоровья.

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Потом с высокогорья - вниз до тысячи метров, в район деревни Матешево. Спускаться по этим катящимся каменюкам тоже было тяжело. Я справился съехать в седле, но это было непросто из-за жесткой вилки и погибающих механических тормозов.

Montenegro Mountain Madness

После спуска маршрут выводит в Матешево к финальному участку Великой Черногорской Автомагистрали, которая известна тем, что чуть не обанкротила страну. Практически достопримечательность: гигантская трасса высоко на виадуках, обрывается в окрестностях одинокой горной деревни, дальше идет узкая извилистая асфальтовая дорожка.



На перекрестке у финиша этой трассы - магазин, у которого откисали участники гонки. Вид у них был неважный - утомились, что ли. Мне удалось раздобыть себе плескавицу (сербский “гамбургер”). Загрузил ее в кормушку и поехал дальше. Как раз дело к вечеру, да и подвернулся асфальтовый участок с плавным подъемом - самое то для ужина на ходу.

Вместе с доеденной плескавицей, закончился и асфальт. Возможно, подействовала еда. Возможно, начавшаяся приятная грунтовка. Но, наконец-то, вошел в ритм, появилось ощущение, что начал по-настоящему кататься. Первая сотня километров и 3300 метров набора - пора бы уже. Вероятно, удручающий вид оставленных у магазина коллег тоже придал неких моральных сил.

Montenegro Mountain Madness

Вечером начало холодать. Стемнело как раз, когда был на высокогорье (1800 мнум) над городом Колашин. По этому высокогорью вели в основном достаточно ровные по черногорским меркам дорожки. Правда, с постоянным набором и сбросом высоты. Поговорили о холодной ночи с одним из участником. Я поделился с ним, что впереди предстоит существенный спуск в долину у Биело Поле на 600 метрах высоты. Он на это покивал, но отстал и заночевал где-то на высоте. Судя по тому, что таких, как он, было несколько, возможно, они остановились в каких-то домиках. Еще нескольких любителей поспать объехал уже в долине.

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

У меня была некая надежда, что будет работать фара от динамо-втулки. Она не оптимальна на такой короткий маршрут: втулка очень тяжелая. Но другого колеса у меня все равно не было, и перед поездкой втулка, казалось бы, снова заработала. Но в эту ночь она проработала всего несколько часов и перестала уже окончательно. К счастью, с собой была обычная фара с запасом сменных батареек. Не очень удобно - пришлось экономить, используя на подъемах самый минимальный режим, но в итоге ее хватило.

Во втором часу ночи спустился в долину. Там маршрут пересекает шоссе в Сербию (продолжение той самой “стройки века”). Прежде чем начать снова подниматься по грунту, пришлось проехать 6 километров по шоссе. Я думал, посреди ночи там будет спокойно. В целом, трафика было действительно не очень много. Но дорога же узкая, и фуры, да после 150 километров в тишине и уединенности гор - было очень неприятно. Пожалуй, это самый плохой участок за всю гонку!

Я планировал остановиться на ночевку вскоре после отворота с шоссе. Это было бы оптимально: минимальная высота (т.е. потеплей), как раз накопилась усталость и начало слегка клонить в сон. Да и если уж спать, то лучше ночью (в темноте едется медленней). Но удобного места все не подворачивалось - всё в каких-то заборах.

Потом нашел заросшую отворотку. Улёгся там, поставил будильник на два часа сна. Как только начал засыпать, услышал треск задней втулки и тяжелое дыхание. Предположил, что это Tom Quirk: уклон там позволял ехать, но Том, по своим трейлраннерским привычкам, предпочитает пешком. Впрочем, у меня тоже колени начали тянуть под нагрузкой, так что я периодически тоже шел пешком в заезжабельные подъемы.

Проспал минут сорок. Проснулся, решил, что не надо себя заталкивать обратно в сон, и двинулся карабкаться дальше - опять из долины на высокогорье, с 800 до 1500 метров.

Вскоре после рассвета на одном из промежуточных спусков в овраг ручья неожиданно чуть не налетел на Тома. Он с печальным видом чинил колесо, расположившись поперек дороги. Крупный порез боковины - не удивительно при местных камнях. Но ему особенно не повезло тем, что ниппель застрял в ободе, мешая поставить камеру в покрышку, которая теперь уже не могла служить бескамерно. И вот Том занимался тем, что пытался отпилить застрявший ниппель чем-то похожим на кусочек дамской пилки для ногтей! Я прикинул, что он меня обогнал в начале моего сна, а двигался чуть быстрей меня - значит, ремонтом занят уже больше часа! Пожелал ему удачи в этом нелегком деле.

Сразу после рассвета еще в пол-шестого, южное солнце начало жарить со всей своей мощью. Снял с себя все утепляющий слои. Но вскоре поднялся туман. Какой-то жутко леденящий! Надел на себя все теплые вещи, включая мембрану, и все равно подмерзал даже на подъемах. При этом из тумана периодически выезжал - и там снова пекло, а потом опять леденящий кости туман. Такой “контрастный душ” продолжался часа полтора.

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness
В долине холодный туман.

После этого пекло стабилизировалось уже до вечера. По низине весь этот день температура в архиве указана 31-34 градуса. По верхам немного меньше, но все это под безоблачным небом лишь с легким ветерком.

Уже  на высокогорье обогнал еще одного участника. Он утверждал, что спал, но ему это не помогло. Сказал, что плохо себя чувствует. Потом меня догнал более бодро выглядящий, выспавшийся участник (Emil Jonson), и мы с ним забурились в ресторан уже на спуске к мосту Джурджевича. У меня были проблемы: сильно тошнило, толком не мог в себя ничего затолкать. В предыдущий день думал, что дело в жаре, но ночью не полегчало. Плескавицу вечером еще как-то съел с трудом, а потом даже чтобы сникерс съесть, нужно было бороться с тошнотой. Поэтому решил поесть в ресторане, а не на ходу, пожертвовав временем. В результате на это час ушел, так как даже “готовую” еду они несли более 20 минут. Тем не менее, потихоньку “утрамбовал” в себя крупный горшок гуляша и суп. Сначала есть было тяжело, а потом получше. В итоге всё влезло, и как будто эта обильная еда решила проблему с пищеварением. Так что ресторан — это было хорошее решение.

Мне показалось, что Эмилю было еще хуже. Он ни на что конкретное не жаловался, но явно утомился. Так что я, даже не смотря на такой долгий завтрак, выехал из ресторана сильно раньше его. А раскисший участник, которого обогнал до этого, доехал до ресторана и окончательно потерял мотивацию - сошёл. Пока мы доедали, мимо пролетел Том - т.е. поломка ему обошлась почти в 2 часа времени!

Итого за сутки: 217км, 6200 набора, час сна (с 2:12 до 3.37 остановка на ночевку)

Сутки 2

В этом день по километражу было больше половины асфальта. Но, несмотря на это, километраж получился не очень большой. Наборы никто не отменял - всю гонку так и чередовались спуски в глубокие долины с подъемами на высокогорья, почти без ровных участков. В этот день как раз был подъем на самую высокую точку - перевал 1900 метров в массиве Дурмитор. Другие перевалы были немногим меньше. При этом они чередовались с регулярными спусками в ущелья на 600-1000 метрах высоты. И более мелким рельефом.

Да и самочувствие было не очень - может, из-за жары, но не факт. Днем подремал пару раз по 10 минут. Очень хотелось бы где-то искупаться: покрыт коркой соли из-за жары. Но мест подходящих не встретилось. Хорошо, что в Черногории еда соленая - как-то восполняется соль (изотоники не использую из-за вкусового отторжения).

Montenegro Mountain Madness
Вид на ущелье с озером Сушичко. 370 метров вниз и тут же 250 вверх, само ущелье всего километр в ширину.

Montenegro Mountain Madness
Рельеф с карстовыми впадинами.

От Жабляка маршрут делает длинную узкую петлю к границе с Боснией и Герцеговиной - оба раза “перепрыгивая” через горный массив Дурмитор, конечно. Причем, к границе наша узкая грунтовая дорожка выходит на шоссе между пропускными пунктами вне видимости с них! Т.е. для сербских пограничников это выглядит неотличимо от того, как если бы мы въехали из Боснии. Тем не менее, они даже не стали смотреть паспорт - поверили на слово, что я с въехал с боковой дороги.

Рядом с границей - несколько гостиниц с ресторанчиками. Как раз время ужина. Учитывая утренний опыт и всё еще нестабильное самочувствие, решил потратить время, но плотно покушать. Впрочем, уложился в 40 минут.

Выезжая от ресторана, застал двух участников (Fabricio Quinones и того же Emil Johnson) во время диалога взаимной поддержки. Эмиль что-то говорил, что хочет хотя бы душ, а Фабрицио отвечал “мужик, отдохни, ты это заслужил”. В результате Эмиль остался отоспаться в гостинице у границы, а Фабрицио проехал еще 3 часа до следующей. Судя по всему, отдых Эмилю пошел на пользу: в итоге он гонку доехал, причем почти на сутки быстрей более бодрого в тот момент Фабрицио.

Когда пишу эти строки, сверяюсь с записью с трекеров на maprogress. Удивительно, но уже через 1.5 суток после старта на такой короткой гонке участники оказались разбросаны практически по всей Черногории! Многих разделяли сотни километров пути.

От границы по каньону реки Пивы ведёт очень красивая дорога со множеством туннелей. В том числе участок, где из тоннеля выезжаешь на мост, а с него - снова в туннель. Поскольку вообще-то это шоссе, ведущее из другой страны, обвешался фонариками и надел светоотражающий жилет. Но большую часть дороги движение не напрягало. Движение легковое и без спешки. Ехал и наслаждался. Однако, под конец туннели стали более длинными, мне разонравилось: машины все-таки есть, шумят очень.

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness
Вид с моста назад на дорогу.

Но самым удивительным за эту ночь оказалось начало подъема из ущельяе. Тоннели не закончились, начальная часть серпантина так и шла, петляя через туннели. Туннели изогнутой формы, выбитые в скале.



Время было еще не очень позднее, и я думал таки проехать большую часть подъема прежде, чем остановиться на ночевку. Но на очередном повороте с перевала донесло порыв ледяного ветра, напомнив мне, что ночевать лучше пониже. Остановился в ближайшем прикрытом от ветра месте.

Снова поставил будильник на 2 часа сна. Спал крепко, без дискомфорта, но через 1:45 проснулся с ощущением, что сейчас просто сдохну от холода! Все-таки этот ледяной ветер периодически доносило и задувало в бивик. Чтобы быстрей согреться, пошел пешком, не смотря на плавный асфальтовый подъем. Впрочем, вскоре маршрут увел с асфальта на странную частично заросшую срезку.

Montenegro Mountain Madness

К рассвету как раз поднялся к перевалу Седло (1907 м) на Дурмиторе. К счастью, в эту ночь тумана не было, но все равно холодно, особенно на спуске.

Дурмитор - возможно самое популярное место в горах Черногории. Конечно, на гонки я езжу не для любования достопримечательностями - этого хватает в семейных походах. Как раз этот участок полностью повторял то, где мы были за 3 недели до этого (только в обратном направлении). Можно было повспоминать:  вот тут у нас был привал, вот тут мы ночевали, пол-ночи отбивался от наглой лисицы. А еще я оказался там удачно по времени: на рассвете все туристы, конечно, спали. Так что удалось проехаться по классному месту в тишине без машин.

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Вскоре после рассвета на меня как обычно навалилась сонливость, так что пришлось раскатать бивик на мокрую траву и задремать на 10 минут.

А потом солнце снова взялось за свое. Помимо жары, к этому времени я уже сильно обгорел. Не ожидал такого: уже много был на солнце этим летом, сильно загорел, и в недавнем походе по этим местам не было ни намека на обгорание, хотя и не мазался кремом. Но тут все-таки сильно прожгло сквозь загар, так что все болело. Потом в ближайшей аптеке купил большую банку крема (другой не было).


Итого за сутки: 197км, 4800 набора, 1:45 сна (c 22:37 до 00:58 остановка на ночевку)

Сутки 3 + финиш

К исходу вторых суток пути поднялся из очередной долины и оказался в знаковом месте. Здесь мы с семьей три недели назад встретили первых участников гонки Trans Balkan Race, и одну из машин организаторов - которая потом наглухо застряла прямо возле нашей палатки. Гонка была другая, но организаторы те же, и это было одним из факторов, почему я оказался на гонке в Черногории (этот момент в семейном отчете здесь, там же выше есть много фотографий местности).

Собственно, машина тогда застряла неспроста. Это было начало очередного особенно сложного участка по очень каменистым дорогам. Все эти крутящиеся каменюки здорово мешали ехать, с жесткой-то вилкой. Я пытался подобрать давление в покрышках. Если качнуть побольше, то велосипед совсем не едет - в каждый встречный камень колесо буквально втыкается с ощутимой потерей скорости. А камней очень много. Объехать или аккуратно переехать с переносом массы тела можно только самые большие. Но если давление скинуть, то на спусках удары о камни начинают пробивать до обода - есть риск его повредить. В итоге остановился на достаточно высоком давлении, хоть это и сильно более утомительно. Надежность важней.

За этим невесёлым занятием с насосом меня и застал Том Кирк, который снова отоспался и теперь догнал меня. Он мне посочувствовал - у него-то двухподвес. И поинтересовался, не отбил ли я себе руки. Пока он не спросил, я об этом даже и не задумывался! И правда: ведь если что-то и должно отбивать руки, то что как не жесткая вилка на предельно каменистой дороге? Но нет, с тех пор, как я перешел на руль баран, об этой проблеме напрочь забыл. Держу на тряске руль совершенно расслабленно, так что по рукам и не бьет. На прямом руле так тоже насколько-то можно. Но на баране, из-за его формы, мне не стремно его почти совсем отпустить, не боясь, что на очередной яме он вылетит из рук.

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Невеселья добавлял еще и микрорельеф: короткие резкие подъемы и спуски. Если бы такой градиент был на длинных участках, я бы их шел пешком. Но ради коротких слишком уж неэффективно спешиваться и потом обратно запрыгивать в седло, так что приходилось форсировать их спринтом. А еще - в жару (да на солнце без малейшей тени) хочется много пить, а на карстовых плато Черногории источников почти нет, приходится везти много с собой и экономить.

Спустился по грунтовке с высокогорья в город Колашин. Там направился прямиком в знакомую пиццерию, где мы обедали в семейном походе. Но почему-то тогда еда была вкусная, а в этот раз пицца попалась не особо съедобная. Ну что ж, затолкал в себя то, что было.

Montenegro Mountain Madness

Зато другая “инсайдерская информация” из семейного похода как раз очень пригодилась. Я знал, где после городка можно свернуть на речку. Там в укромном месте наконец-то смыл с себя наслоения соли от уже почти трех дней жары.

После купания и с какой-никакой едой в желудке было более радостно снова карабкаться вверх из Колашина. 800 метров набора высоты на то же плато, с которого буквально только что спустился. Обратный маршрут наверху проходит в паре километров от пути до спуска! Взгляд на карту демонстрирует, что организаторы постарались обеспечить нам максимально активный отдых.

Качество “обратной” дороги по плато не очень отличалось. Те же скачки по катающимся камням, да вдобавок еще на спуске была пара эпизодов, когда при зажатии тормозов велосипед начинал съезжать вниз вместе со слоем почвы.

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Ночью поблуждал немного. Трек не везде логичный. Местами ведет по частично заросшей дороге. А в одном месте - уходит прямо в картофельное поле. Видимо, появилось уже после разведки организаторами.

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness
То самое картофельное поле, в которое утыкается трек.

Подумал, надо ли мне спать этой ночью - оставалось-то не так уж много ехать. Но посмотрел трекинг: Том уже довольно далеко впереди, и, похоже, спать не планирует. Мне его с его двухподвесом догнать - без шансов. Остальные - на много часов сзади. Ну а раз это мало на что повлияет, то почему бы не поспать как следует.

Остановился под гудящими и перемигивающимися ветряками. Выбрал место, манящее высокой мягкой травой. Но после расстеливания бивика оказалось, что там высокие кочки. Что ж, изогнулся между ними и комфортно проспал около часа.

Montenegro Mountain Madness

Ранним утром - приятный спуск в город Никшич. Там удалось раздобыть полноценный завтрак, который отлично зашел.

Montenegro Mountain Madness

Последний этап из Никшича на финиш в городок Рисан на берегу моря вызвал смешанные чувства. Начался с очень неприятного шоссе с активным движением, вверх на выезд из города. Потом еще были участки с движением - чем ближе к морю, тем машин больше. С другой стороны, большинство найденных организаторами дорожек были тихими и неожиданно ровными грунтовочками - на контрасте с тем “садом камней”, по которому пришлось ехать большую часть гонки.

Montenegro Mountain Madness
Озера возле Никшича.

Montenegro Mountain Madness
Такие дорожки в сто раз лучше, чем то, что было раньше.

Финишный участок прямо очень-очень порадовал. Заброшенная и начавшая зарастать старая асфальтовая дорога в горах выводит на перевал, за которым открывается шикарнейший вид на море, на Которскую бухту! Тут и жгучая солнечная погода (в этот день внизу было плюс 35 градусов) даже к месту оказалась. Прямо ощущение: вот ты доехал, и вот твой приз! Очень важно, когда у мероприятия классный финиш! Это окрашивает в целом всё впечатление от гонки.

Montenegro Mountain Madness

Montenegro Mountain Madness

Александр Столяров



Приятный спуск с перевала по тихому серпантину к морю - и я на финише в Рисане. Несколько человек приветствуют. Организаторы арендовали большой дом с садом, в котором расположились их родственники (итальянцы) - отдыхают на море и заодно дежурят. Хозяева накормили “домашней” пастой. Настоящая паста от настоящих итальянцев. Впрочем, судя по подмигиваниям других участников, вкусовые предпочтения у людей бывают разные... Ну, я был достаточно голоден, чтобы съесть с удовольствием.


Финишная фотография.

За финишным столом Том поделился историей о своей поломке, с которой он провозился 2 часа. Сохранил трофей - обгрызенный “пилочкой для ногтей” ниппель. Впрочем, я так и не понял полностью, что там произошло. Как будто, застряла гайка на резьбе. Но при этом он умудрился отпилить ниже гайки - как будто она начала откручиваться, и потом застряла. Если бы она закисла в полностью закрученном положении, отпиливать ему бы пришлось еще сложней. Ниппель-то еще и толстый - Шреддер.

Удивила история, которую рассказала Markéta Marvanová. По ее словам, она сошла не из-за каких-то проблем, а из-за того, что другая участница ехала слишком быстро. Якобы так не было драйва, адреналина, соревновательности, вот этого всего. Как-то странно ставить свой кайф от поездки в зависимость от того, как едет кто-то вообще другой!
А между тем, Urszula Żuchowicz, которая приехала первой в женском зачете и четвертой в общем (за 2 дня 10.5 часов), из-за отклеившейся подошвы ботинок проехала почти всю дорогу без возможности пристегнуться на контактных педалях, по таким-то камням.

Итого за 30 часов: 289 км, 5000 набора, около часа сна (с 2:20 до 4:02 остановка на ночевку)

Добавочка на электричку

Многие оставались отдыхать в деревушке в ожидании финишной вечеринки. Но до неё еще несколько дней, пока все доедут, а я же оптимизирую выходные дни, надо спешить на работу.

Финиш на берегу моря - это отлично. Но до ближайшей станции, от которой можно доехать домой - сотня километров через перевалы. Мне выдали контакты таксистов. До ночного поезда в Сербию получалось как-то впритык по времени. И, по моим представлениям, на него не будет билетов. Есть ещё электричка в 10 утра. На неё я заранее купил билет, потому что это был крайний по времени вариант общественного транспорта, с которого я успевал доехать до дома и выспаться перед работой.

Но электричка в 10 утра, а еще только вечер… И гонка короткая, у меня ощущение, что не накатался. Я не спешил с решением. Хотел убедиться, что желание еще покататься - не эффект каких-то финишных адреналинов. Народ разошелся, я вздремнул минут 20, оперевшись на стол.

Проснулся и понял, что действительно совсем не хочу унылое такси, хочу кататься. Забрал вещи из баг-дропа, притянул их кое-как стропой сбоку багажника (иначе они не помещались - ведь там был в том числе и толстый чехол для велосипеда). И поехал потихоньку вдоль залива. Параллельно спросил совета как лучше ехать у “коллективного разума” в чате русских велосипедистов в Сербии - обсуждал на ходу, благо можно было уже не спешить.

Участок вдоль Которского залива - довольно приятный кусочек. Как ни странно, траффик был, но очень медленный, поскольку дорога виляла по маленьким туристическим поселкам. Дальше вдоль моря ехать не стоит - там не обойти довольно напряженную трассу. А вот в конце Которской бухты - отличный серпантинчик наверх с шикарными видами на море и спокойным движением.



Но до заката уже не долго, а я не ужинал (финишная паста уже давно “сгорела”). При этом если я потрачу время на ужин у моря, то подниматься придется в темноте, виды оценить не получится. Посмотрел, что наверху есть пара ресторанчиков с указанным временем работы до 23 часов. Попробуем.

Основной серпантин от моря  - 900 метров набора. Плавненький асфальтовый градиент. После пары часов отдыха на финише, да на контрасте с теми дорогами, что были на гонке, заскочил практически “на одном дыхании”. Поначалу было жарко - температура за 30. Но солнце уже не палило, и виды действительно порадовали. То, что постепенно темнело и вид менялся, только добавляло кайфа.





Наверху ждал облом: рестораны действительно работали, но кухня во всех оказалась уже закрыта. Предложили только холодный сандвич. Спасибо, давитесь сами! Сухая еда у меня и у самого есть. Ну да оставалось уже не так много - набрать сотни три, а дальше по асфальту преимущественно вниз.

В полтретьего ночи добрался до вокзала Подгорицы. Замкнул круг от старта! Наконец появилось ощущение, что теперь-то накатался. Возможно, окраски добавило то, что финишировал в ночное время.





У меня была надежда на то, что у вокзала есть круглосуточная гостиница, и она оправдалась. Правда, попасть туда удалось не сразу, и я уже подумывал идти спать на скамеечку на вокзале. Но потом по боковой лестнице спустился сонный охранник, и меня обустроили. Всё-таки на электричке ехать было еще часов 6, так что хорошо было не только поспать, но и помыться-переодеться.

Итого за вечер: 97 км, 1500 набора



Итоги

Итоговое время на гонке получилось 3 дня 6 часов (640 км, 15 тыс м набора)
Всего до финиша гонки добрались 27 участников из 34 стартовавших.
Результаты: montenegromountainmadness.com/results-2024.
Посмотреть запись трекеров: montenegromountain2024.maprogress.com.


У лидера Zbigniew Mossoczy время прохождения 2 дня 1.5 часа. Он почти не останавливался: по трекингу видно, что за всю гонку у него четыре остановки от 10 до 20 минут и одна на 35 минут. Очевидно, сон и рестораны в такой график не особенно вписываются. Высокая тренированность плюс хороший двухподвес на такой гонке обеспечивают время прохождения, позволяющее обойтись без сна. А это дает возможность не брать снаряжение для ночевки - и добавляет еще немного скорости.

Я приехал восьмым. 8 часов до предыдущего, 5.5 часов до следующего участника. Я никогда не ставлю целью с кем-то гоняться, но результат относительно других можно оценивать как некий индикатор физической формы.

Всего гонка плюс покатушка после финиша заняли 89.5 часов (включая тусу на финише). Проехал 740 км, 16600 метров набора высоты.


Очено доволен. Отлично покатался. Удалось оптимально использовать выходные дни. Хоть и короткая гонка со стартом среди недели, но получилось обойтись тремя отгулами. И ведь на подготовку особо не было затрачено времени, поскольку решение участвовать принято спонтанно за 2 недели до старта.

Думаю, что мой результат относительно Тома Кирка можно использовать как ориентир для сравнения велосипедов на этой гонке. В предыдущем году мы с ним оба ехали Ascend Armenia, на сравнимых велосипедах. В первый день шли примерно наравне, потом он постепенно отстал - в результате на 9 часов. В этот раз я ехал на ригиде, а Том - на двухподвесе. Разные края спектра в плане амортизации. И тоже сначала  (больше половины маршрута) шли примерно наравне (Том чуть быстрей ехал, но больше спал), но потом сильно отстал я - если добавить 2 часа на его ремонт, то выйдет аж 10 часов. И отставание сформировалось как раз на сегменте, который был сложным преимущественно из-за каменистой поверхности, а не градиента. Вот прямо иллюстративно, что он меня обогнал, когда я с насосом пытался подобрать какой-то компромисс по давлению! Думаю, из всего этого можно предположить, что наши физические возможности довольно близки, а такую огромную разницу во времени дала именно разница в велосипедах. Так что если кто собирается ехать в каменистые горы - берите двухподвес! Или хотя бы переднюю аммо-вилку.

У меня были большие опасения по поводу буквально разваливающихся компонентов велосипеда. Но в итоге у меня-то как раз всё доехало, ничего не сломалось.

Многие говорили, что падали по нескольку раз, кто-то даже с травмами. У меня было несколько эпизодов, когда из-под колес уезжали камни, и колёса начинали лететь куда-то вбок. Но всё достаточно легко корректировалось, не было ни одного эпизода даже уровня “чуть не грохнулся”. Ну да, я езжу аккуратненько, меня семья дома ждет!

Отчет о второй велогонке в 2024 году можно прочитать тут: "Велогонка Ascend Armenia 2024 (Александр Столяров)"
Пожалуйста, не воруйте! При использовании наших материалов - давайте активную ссылку на наш сайт!
Если вам пригодилось или понравилось - мне будет приятно об этом узнать!
Вопросы по маршрутам - спрашивайте!
Связаться с нами: почта hotaru111@yandex.ru, вКонтакте, Телеграм