Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Две мамы, три ребенка: пеший поход по Западному Кавказу. Ноябрь 2020. Глава 3

Пеший поход двух мам и троих детей (4, 5 и 7 лет) по Западному Кавказу, Краснодарский Край, последняя глава. На седьмой день похода мы спустились с Главного Кавказского хребта вниз к поселку Адербиевка, чтобы докупить продуктов в магазине. Оттуда прошли вдоль реки Адерба и поднялись на Маркхотский хребет. Там красиво, но сильные ветра вынудили нас спуститься в поселок Виноградное. За последние полтора дня мы прошли пешком от Геледжика к Кабардинке вдоль моря и посетили выброшенный на берег сухогруз Рио.

Вернуться к общей части отчета
День7._9 ноября 11 км спуск с Главного Кавказского хребта - пос. Адербиевка (магазин) - вдоль реки Адерба - ночевка на берегу
День8._10 ноября 7.8 км подъем на Маркхотский хребет у горы 717 м - по хребту - ночевка на хребте
День9._11 ноября 13 км спуск с Маркхотского хребта - пос. Виноградный (магазин) - мимо горы Дооб - ночевка у Черного моря
День10._12 ноября 12.4 км вдоль Черного моря - сухогруз Рио - пос. Кабардинка

День 7. 9 ноября 2020.
11 км, время в движении 3 часа, набор высоты 100 м, сброс 570 м, много бродов

Всю ночь наши палатки на горе Вербовая освещала луна. Но к утру натянуло облаков, и рассвет получился совершенно серый. Как же нам вчера повезло с красивым рассветом!

В свой аудио-дневник я записала, что утро было утомительным. Хотя если бы не дневник, то спустя месяц, когда я пишу этот отчет, уже забыла бы почти все. Память быстро стирает трудности - и так легко становится изображать идеальную картинку. Поэтому я и записываю дневник на месте, чтобы в отчете не врать.
А было так: ВСЕ утро без перерывов, пока мы с Леной готовили завтрак и собирали вещи, дети хаотично бегали, снося все на своем пути, выясняли отношения, дрались и по-очереди громко рыдали, потому что кто-нибудь кого-нибудь опять ударил.
Я хотела сделать общую фотографию перед уходом с хребта, старательно устанавливала в качестве штатива свернутые коврики... и три раза какой-нибудь пробегавший мимо мальчик мои коврики сшибал. Хорошо хоть, без фотоаппарата - я не успевала его даже поставить, как мой "штатив" уже лежал на земле. Лишь на четвертый раз фотография получилась. Но на ней совсем не видно, скольких усилий она мне стоила :)
Честно скажу, это очень, очень, ну очень тяжело! Когда ты мама в походе и должна переделать утром кучу дел, начиная со старательного одевания ребенка в теплую одежду и заканчивая упаковкой своего огромного рюкзака. А вокруг скачут три мальчика, больше похожих на трех диких кабанчиков, переполненных энергии. Они не только все сшибают, не только лупят друг друга (в лучшем случае руками, а в худшем - палкой по лицу, что весьма опасно), но при этом еше и настоятельно требуют внимания и сочувствия!
И это реально невозможно остановить. Со своим сыном, когда он один, я без труда могу установить эмоциональный контакт и обо всем договориться. Точнее, наш контакт никогда и не прерывается. Но когда бегают, визжат и дерутся трое маленьких мальчиков одновременно, то ребенок даже не слышит, что ему говоришь. Растащить детей в стороны? Так себе идея, потому что они увлечены этим своим выяснением отношений. И растащить их можно только силой. А потом на успокоение потребуется очень много времени. А кто будет при этом готовить завтрак и собирать наши вещи?! В общем, приходилось делать все, что необходимо, в такой вот атмосфере. И поневоле на глаза навертывались слезы!
Но, конечно, так было не всегда. Потом мы отправились в путь, и дети настроились на другой лад, и мы все снова получали удовольствие от общения, похода и гор. Так что чувства наши в походе были весьма контрастными! Зато ОПЫТ!

Мы с Леной утомленно улыбаемся.

Перед выходом мы посчитали нашу еду и оставшиеся в запасе дни, и сделали вывод, что мы не можем идти дальше по Главному Кавказскому хребту, так как у нас закончатся продукты. Всего мы взяли с собой продуктов на 6 дней. Ужин от добрых людей и две пачки макарон от охотников позволили нам не спускаться на шестое утро вниз в цивилизацию, а провести еще день на просторах хребта. Но теперь все же пора было спускаться. Поэтому мы пошли к поселку Адербиевка (немного завернув назад от места нашей ночевки). А если бы у нас было больше продуктов, тогда бы мы пошли дальше по хребту на запад до горы Чубатая, западнее которой лугов становится сильном меньше (так как начинает прикрывать от ветра с моря Маркхотский хребет), и спустились бы вниз только там, чтобы сразу подняться на Маркхотский хребет, минуя цивилизацию - этоо самое логичное. Но нести еще больше еды мы не могли.

Спуск от горы Вербовая шел полого, по диагонали к склону, и идти было легко. Дорога вела нас то по лугам мимо красивых видов на долину реки Адерба, которая течет между Главным Кавказским и Маркхотским хребтами, то по золотому дубовому лесу.

пеший поход по кавказу с детьми

Вид на долину Адербы.

листья дуба на кавказе осенью
Дубы - это так красиво! Особый у них цвет, благородный.

золотая осень на кавказе
Очень красные кустики.

За половину ходового дня мы достигли поселка Адербиевка. В центре имеется небольшой магазин. Магазин оказался на удивление "жлобский", хотя место не курортное: цены в два раза выше обычных, при этом качество продуктов так себе. Например, гречка была какая-то порченая, так что нам пришлось ее просто выбросить. А сгущенка - слишком жидкая (но ее мы хотя бы скормили детям). Но все же это был магазин с едой :)
Удивительно, что никакой голодухи после недели автономки у нас не было. Детям купили мороженое. Мне захотелось пакет сливок и творожных сырков. Лене захотелось чипсов и пива. А больше ничего, кроме стандартного набора продуктов для еще пары дней похода, мы брать не стали.
Потом мы долго обедали возле магазина. Хотя мне, честно говоря, хотелось убежать оттуда как можно быстрее. В горах было так чисто! А в цивилизации все вызывало брезгливость. Особенно лежащая возле магазина какашка, на которую хаотично бегающие дети рисковали наступить. А Лене было нормально, она не нервничала.

Наконец все закончили есть и возиться, и мы пошли на запад вверх по течению реки Адерба (а вниз - это в Геленджик). Поселок тянулся еще два километра. Несколько машин остановилось, водители с нами здоровались - они видели нас на хребте. "Многих я видел, но таких - еще не видел!", говорили они. Чувствовали себя местными звездами :) На Кавказе мы, две женщины без мужчин, чувствовали себя в полной безопасности! Местность сельская, тут все на виду.

Дорога за поселком идет вдоль Адербы - и, конечно, множество раз ее пересекает. Течь прямо здешние реки не могут :) Но Адерба намного меньше, чем Пшада, так что мы с Леной перепрыгивали броды по камушкам, а у детей не заливалась вода в сапоги (но это не беда - они ее себе сами залили вечером на ночевке). Ну а в целом эта дорога совершенно ничем не примечательна, идет вдоль вырубки под небольшой ЛЭП, красот никаких.

дорога вдоль реки Адерба от Адербиевка
Типичный брод через Адербу.

На ночь мы остановились на берегу в местечке, где Адерба делает петлю и немного отходит от дороги. Автомобильное движение по дороге небольшое, но было, так что лучше было отойти. В этом месте когда-то вырыли экскаватором в русле яму - получилось мини-озеро, в котором можно купаться. Вечер был солнечный, и мы не удержались - полезли плавать. На улице было +15, но без ветра, вода прохладная. Девятое ноября - а мы купаемся! Удивительно! Виталик и Рома тоже немного искупались. А Ваня отказался. Он любит купаться в любой воде - но только полностью одетым в сапоги и мембранные штаны :)

Это я там бултыхаюсь в воде.

День 8. 10 ноября 2020.
7.8 км, время в движении 3 часа, набор высоты 600 м, сброс 210 м

Внизу у реки хорошо тем, что есть вода, и нет ветра. Но нам напоследок хотелось еще просторов! Так что мы покидаем долину и поднимаемся на Маркхотский хребет. Маркхотский хребет начинается с востока на уровне Геледжика и тянется на запад вдоль моря до Новороссийска параллельно Главному Кавказскому хребту - до самого конца Кавказских гор. И по высоте он такой же, как Главный. Но растительность отличается - здесь по верху почти все луга и поля, только с небольшими перелесками в понижениях. Это связано с сильными ветрами, которые периодически дуют с моря и ударяются как раз в Маркхотский хребет.

Дорог наверх от Адербы несколько. Можно начать подъем раньше, чем мы, а можно позже, с перевала Бабича (304 м). Но я была довольна именно нашим вариантом. Дорога сначала была довольно накатанной и, возможно, в дождь становится грязной. Но скоре и почти до самой вершины пошла по сути тропинка по лесу, просто замечательная! А если подниматься от перевала Бабича, то весь путь придется идти именно по дороге.
Кто пойдет туда в поход, обращаю внимание, что подниматься на Маркхотский хребет на его восточном конце, который прямо над Адербиевкой, не надо - над Геледжиком имеется какой-то большой парк развлечений, огороженнный забором. И еще куча всяких других развлечений для отдыхающих на море со всеми вытекающими особенностями. Именно поэтому мы вчера шли по низу вдоль Адербы, а не полезли наверх сразу. Кроме того, в восточной части Маркхотского хребта вообще нет родников.
И в этом месте тоже с водой сложно: до ближайшего родника (на перевале Кабардинский) нам по хребту надо было топать еще 12 километров. Поэтому воду на следующую ночевку нам пришлось набрать еще в самом начале подъема, в одном из ручьев, которые составляют Адербу. И тащить наверх. Снизу казалось, что должны быть ручьи и выше... Но нет, карты не соврали - больше воды на подъеме мы не встретили.

пеший поход по кавказу с детьми

сухие дубовые листья
Какой тут ковер из листвы! В составе в основном дуб, клен и бук. И много еще всякого, чего я не различаю.

поход с тяжелым рюкзаком
Рюкзак тяжелый!

Ваня на подъеме много капризничал, Лена сердилась. Старшие мальчики могли уйти в свои фантастические разговоры - придумали, например, поезд Сапсаллегро с пятью этажами и туалетом в каждом купе :) И еще балконами. На такой животрепещущей теме куда угодно можно забраться! А Ваня на такие разговоры не способен, так что почувствовал себя брошенным, когда все стали дружно пыхтеть, поднимаясь вверх по склону... Я не описываю эти истории в своем отчете подробно, так как они не про мою семью, и я старалась не особо вмешиваться. Но вот, упоминаю, что такие трудности у нас бывали. Они, конечно, сказывались на скорости группы и требовали сил от всех.

Поднявшись, мы оказались на обширных лугах Маркхотского хребта. Там сразу стало сильно холоднее, чем внизу. Мы надели куртки, капюшоны. И трудно было поверить, что вчера мы купались!

пеший поход с детьми по Маркхотскому хребту
Последний этап подъема.

На просторах Маркхотского хребта.

Пройдя по хребту 2 километра, мы остановились на ночевку под перегибом хребта. Ветер был довольно сильный, и мне сначала показалось, что там потише. Но только показалось. По хорошему, надо было бы пройти дальше - в расчете на обозначенный на карте лесок. Но усталость накатила, я тупила - и очень быстро передвигаться на другое место стало уже поздно.
Так что остались ночевать на ветру. Палатки очень сильно шумели, так что заснуть у меня почти не получилось, но вообще стояли крепко. А для готовки очень кстати внизу на склоне было несколько дубочков, из-под них хоть горелку не уносило :)

вид на Геленджик с Маркхотского хребта
Вид на Геледжик сверху.

вид на Новороссийск с Маркхотского хребта
Дождь над Новороссийской бухтой.

День 9. 11 ноября 2020.
13 км, время в движении 4 часа, набор высоты 320 м, сброс 710 м

К утру ветер стал еще сильнее, и мы поняли, что дальше по Маркхотскому хребту нам не пройти - за рюкзаки нас просто разворачивало! Так что пошли вниз.
Ветер толкал нас ровненько в спины, но даже так спускаться было тяжело всем. Ох, уж эта горная погода!
Но я не зря прорабатываю дома разные варианты маршрута: из-за ветра у нас не получалось пройти к Кабардинке по Маркхотскому хребту - значит, пойдем вдоль моря, прикрытые горой Дооб. В результате вариант вдоль моря оказался даже лучше, чем основной.

вид с Маркхотского хребта
Наш дальнейший план как на ладони - спуститься по дорожке вниз в поселок Виноградное, потом обогнуть слева лесистую гору Дооб, пройти по ее краю вдоль моря - и выйти справа, где видна Кабардинка. Кажется, что близко, но это 24 километра - два дня старательного пути с детьми.

Магазин в поселке Виноградное оказался в сто раз лучше, чем в Адербиевке. И цены нормальные, и продукты, и детская площадка рядом, где можно комфортно покушать. Там же рядом есть кран, где мы набрали воды на ночевку - возле моря воды не будет, а по дороге речка есть, но уж очень заселенная, не хочется из такой пить.
Дорога из поселка Виноградное выводит прямо на трассу Дон. Пешеходы там, конечно, вообще не подразумеваются. Движение на трассе активное, с тремя детьми перебегать было бы опасно. Но, если нет дождя, можно пролезть под трассой через ход для пересыхающей речки Яшамба, что мы и сделали.
Грунтовая дорога на другой стороне ведет более двух километров через садоводства, вытянувшиеся вдоль речки и далее в пригород Геленджика - поселок Голубая Бухта. Но туда нам не надо, и мы свернули на грунтовку, которая ведет прямиком к морю. По пути надо преодолеть небольшой подъемчик с 50 до 240 м.н.у.м. на отроги горы Дооб, по хорошей лесной дорожке.

Поднимаемся по лесной дороге...

... и спускаемся к морю!

От Геленджика в Кабардинку вдоль моря вьется грунтовая дорожка. Идет она траверсом склона, не набирая высоты, а огибая каждую долину и отрог, поэтому по прямой она вся меньше 10 километров, а в реальности около 20. Ну а мы вышли в ее середину.
Места там очень красивые! Внизу видно море. Дорога к морю здесь не выходит, но пешком спуститься в паре мест можно, просто у нас на это уже времени не было.

Также здесь на берегу находится дача Пригожина, которая жестко охраняется (кому интересно - гуглите). Но с дороги туда в любом случае не свернешь.
К огромному сожалению, недавно на берегу у Геледжика произошел пожар. Смотреть на последствия очень больно. Скорее всего, пожар произошел не без помощи любителей пожечь летом костры. Впрочем, и коррупция тут наверняка сыграла роль. Мне вообще не хочется об этом всем писать, но я должна повторить тут мысль, очевидную мне, но совершенно неочевидную многим "туристам", у которых в мозгу поход обязательно связан с костром: не надо жечь костры там, где тепло и сухо! Приготовьте еду на горелке, подышите свежим воздухом. Такие костры всегда рано или поздно заканчиваются пожаром: это просто вопрос вероятностей. Точно так же сгорел большой кусок леса у скал Монастыри, и там-то точно коррупция была совершенно ни при чем.

Пожар уничтожил большую часть леса со стороны Геленджика, но западнее лес сохранился. Там просто прекрасно! Такие сосны, такой аромат! Мы совершенно не пожалели, что спустились с Маркхотского хребта. На склонах мест для палатки почти нет, но есть у дороги там, где в море выдаются мысы. Также есть поляны ниже, но они небезопасны с тремя бегающими детьми, поэтому мы выбрали вариант у дороги. Все равно никого в ноябре на этой дороге не было.
И вот в таком прекрасном месте мы встретили идеальный закат над морем. Подарок нам на последнюю ночевку похода! А потом внизу зажглись огоньки многочисленных кораблей, которые стоят здесь на рейде перед Новороссийском... И дети, и мамы были в восторге.

пейзаж на море между Геледжик и Кабардинка

Если немного спуститься вниз, можно полюбоваться на белые слоистые обрывы вдоль моря.

ночевка в палатке между Геледжик и Кабардинка
Палатка над морем - это прекрасно!

пейзаж на море между Геледжик и Кабардинка

В свете закатного солнца цвет у опавшей хвои становится ярко рыжий!

чаепитие в походе
Вечернее чаепитие.

корабли на рейде у Новороссийска на закате

После заката.

корабли на рейде у Новороссийска ночью

палатка под звездным небом

День 10. 12 ноября 2020
12.4 км, время в движении 3 часа 20 минут, набор высоты 310 м, сброс 400 м

Последний день похода. Встали до рассвета, чтобы успеть сегодня все: в четыре часа у нас поезд из Новороссийска, а до Кабардинки еще далеко, плюс хочется показать детям выброшенный на мель у Кабардинки сухогруз Рио. Ради корабля мальчики согласились поднапрячься :)
А так многое еще хотелось! Мы бы с удовольствием спустились здесь к морю и посмотрели на каменные обрывы, переночевали бы еще один раз, глядя на воду... Вот поэтому в походах я никогда не делаю дневки и стараюсь зря не тупить. Потому что опыт говорит: обязательно в конце будет что-то очень замечательное, и время очень-очень пригодится! Если ты не тупил, то сожалеть не о чем: хороший маршрут похода всегда должен включать простор из вариантов, и некоторые из этих прекрасных вариантов просто обязаны не реализоваться. А вот если ты протупил и прощаешься с мечтами по своей вине, то... то я так не хочу!
Ну а у нас все рассчитано идеально. Все дни похода были ходовыми, насыщенными и разнообразными, и даже сегодняшний день отъезда - тоже полноценно ходовой.

дорога между Геледжик и Кабардинка
Сначала делаем еще пару петель по склонам.

Здесь лес сохранился.
Как меня радуют такие картины!

корабли на рейде у Новороссийска

Потом дорога покидает склоны над морем и лезет вверх. Как раз здесь внизу и есть дача Пригожина, подходы охраняются (но нам это было кстати - попросили у охранников воды). Дальше дорога становится широким грейдером, местами даже асфальт. Солнце раскочегарилось вовсю, тени там нет, и было жарко. Не хотела бы я оказаться на этой дороге жарким летом, если даже в ноябре упариться можно.
Наверху начинается коттеджная застройка. От нее можно напрямик выйти в Кабардинку, а мы сделали петлю, спустившись к морю у сухогруза Рио. Спуск крутой, надо сбросить 240 метров высоты - до самого-самого нуля!

спуск к сухогрузу рио у кабардинка
Спускаемся к морю возле Кабардинки. Теперь уже окончательно!

Последние метры сброса высоты идем уже по тропинкам в сосновом лесу.

Маленькие ножки Виталика прошли за месяц 220 походных километров по Кавказу - и теперь напоследок купаются в море.

водоросли на черном море
Мальчики играют с водорослями. А купаться не стали - вода холодная!

Водоросли Черного моря.

Сухогруз Рио - достопримечательность Кабардинки. И возможность показать детям, насколько огромны корабли, которые мы видели сверху на рейде. Также на кораболь можно подняться, но стоит это 500 рублей. На долгую экскурсию у нас времени не было, а платить столько за короткую - это слишком, так что мы наверх не стали подниматься.

сухогруз рио на мели в кабардинке
Вид сверху.

Виталик и корабль.

По берегу мы прошли в сторону Кабардинки, поднялись наверх по лестнице и прошли через кемпинг Скала. Вход в кемпинг с моря не загорожен, а вот на выход калитку нам открыл охранник. Насколько я вижу, других способов подняться с берега в Кабардинку нет - везде сплошные заборы элитных коттеджей и заведений.
Наверху находится памятник погибшим в кораблекрушении - и прямо к нему я вызвала такси. За тысячу рублей такси доставило нас всех на вокзал Новороссийска, время в пути пол-часа, если без пробок. Такси - идеальный вариант выброски из Кабардинки, так как от восточного края идти до автобусной станции еще целых четыре километра, вдоль шоссе мимо бесконечных баз отдыха.

На этом мы закончили наш поход. Один день ехали в поезде Новороссийск - Пермь вместе, потом Лена с детьми продолжили до Ижевка, а мы с Виталиком пересели в Россоши на поезд в Петербург. Дома наш ждал холодный и темный северный ноябрь - и совсем другие походы.
Все выводы и ответы на часто задаваемые вопросы я уже писала в общей главе. Про маршрут все в отчете я подробно рассказала, трек с важными точками берите и пользуйтесь на здоровье для своих походов.
Ну и вывод для мам: если вашему ребенку или младшему из детей больше четырех-пяти лет, то вполне реально взять и пойти с детьми в настоящий горный поход без помощи кого бы то ни было. Хотя не буду лукавить - это нелегко :) Западный Кавказ для такого дела как раз прекрасно подходит!

пеший поход с детьми по Кавказу

ЭТО КОНЕЦ ОТЧЕТА! ЧИТАТЬ ОТЧЕТ ПО СЕМЕЙНОМУ ПОХОДУ НА КАВКАЗ - ЗДЕСЬ.