Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Две мамы, три ребенка: пеший поход по Западному Кавказу. Ноябрь 2020. Глава 2

Пеший поход двух мам и троих детей (4, 5 и 7 лет) по Западному Кавказу, Краснодарский Край. На четвертый день пути мы поднялись от скал Монастыри на Главный Кавказский хребет, его высота тут 900 метров. Склон этот называется Хохотунчик - он и правда оказался очень крутой и скользкий! А на хребте нас встретила осень - густая облачность, моросящий дождь и плюс пять, как в настоящем ноябре. Мы уже думали, что так и не увидим никаких пейзажей с высоты, но на наше счастье облака разошлись - и мы встретили идеально красивый рассвет в горах прямо рядом со своими палатками!

пеший поход по Кавказу с детьми

Вернуться к общей части отчета
День4._6_ноября 6.2 км скалы Монастыри - подъем на Главный Кавказский хребет у горы Тхаб (905 м) - по хребту - ночевка в ур. Голубая Гостиная
День5._7_ноября 11 км по Главному Кавказскому хребту - ночевка на горе Абин (723 м)
День6._8_ноября 10 км по Главному Кавказскому хребту: рассвет на горе Абин - через гору Боцехур (716 м) - ночевка на горе Вербовая (670 м)

День 4. 6 ноября 2020.
6.2 км, время в движении 2 часа 15 минут, набор высоты 730 м, сброс 180 м

С утра мы отправились смотреть на скалы Монастыри (Краснодарские столбы), у подножия которых ночевали. Это длинная и очень узкая скальная гряда, около 2 км, прерванная в месте Мельничного водопада. Как я понимаю, здесь произошел разрыв в одних породах и через щель вышли в жидком виде на поверхность другие, затвердели и потом оказались более устойчивы к выветриванию - и теперь торчат из земли высоким гребнем. Я совсем-совсем не геолог, но мне интересно, как оно все так получается - буду благодарна за поправки в моих рассуждениях!
В скалах Монастыри занимаются скалолазанием, но мы с Леной от скалолазания бесконечно далеки - обе боимся высоты и не имеем никакого опыта на эту тему. Поэтому мы просто прогулялись по тропе вдоль линии скал, так как нам в ту сторону и было надо. А кроме того, залезли по веревке на седловину между двумя скалами. Я увидела точку подъема на карте OSM, подошла посмотреть - а там веревка висит. Подергала веревку, вроде держит, а скала крутая, но вряд ли совсем смертельная. Залезла :) А потом и Лене предложила. Интересно же! Хотя с точки зрения опытных горных туристов это, наверное, совершенно неправильно - лазать по какой-то ничейной старой веревке. На сами вершины (на одной, пишут, стоит стул) мы не лазали.

скалы монастыри, кавказ, краснодарский край

На фото трудно передать, насколько гряда тоненькая!

Вид наверх со стоящей там Леной.

А так эта вервка выглядит вниз.

скалы монастыри, кавказ, краснодарский край
Вид на седловине на соседнюю скалу. Видно, как веревка привязана. Скала, на которой я стою, такая же узкая, как и вертикальная. А в обе стороны отвесный обрыв. У меня там голова кружилась, но без съемки со стороны передать это невозможно! Только можно заметить, что вершины растущих справа деревьев на одном уровне со скалой.

золотая осень на кавказе в ноябре
Вид вокруг стремительно затягивало облачностью.

Насмотревшись на скалы Монастыри, мы двинулись наверх. Сегодня у нас важное дело - подняться на Главный Кавказский хребет. Тут он совсем небольшой, не выше 900 метров высотой - малюсенький хвостик великих гор. Но и вокруг тут горки тоже небольшие, а сам хребет явственно выдается на местности, так что он действительно тут главный. Между речками Пшада и Адегой со Скобидо хребет тянется без разрывов целых 35 километров. Здесь его называют хребтом Коцехур. На него мы и нацелились, причем в его самой высокой точке, гору Тхаб 905 м.
Всего от скал Монастыри до перегиба хребта надо набрать 400 метров высоты (с 440 до 880 м.н.у.м.). Подъем этот в народе называют Хохотунчик. Потому что он довольно крутой. Не настолько крутой, чтобы быть рискованным для детей, но достаточно крутой, чтобы подъем потребовал усилий.

Подниматься надо было без проволочек - с севера валили облака. Формально дождя не было, но облака оседали на листьях и проливались градом капель с деревьев. Так что склон быстро становился все мокрее и мокрее. Земля тут глинистая, и когда намокает - очень скользкая.  Как же многое в этих горах зависит от погоды! Если бы прошел дождь посильнее, то не факт, что мы вообще справились бы с подъемом при таком весе рюкзаков и необходимостью подталкивать скользящих детей!

подъем хохотунчик от скал монастыри с детьми
Ну конечно, крутизны склона вообще не видно по фото. Так что поверьте на слово!

горный лес в облаках
Заоблачный лес.

Наиболее трудный участок пути - уже перед самым финишем, где тропинка немного идет траверсом склона. Склон не смертельно крутой, хотя падать все равно крайне нежелательно. Проблема в другом - там было совсем скользко. Ну просто не оттолкнуться! Пытаешься сделать шаг - и скатываешься назад. И вбок тоже легко можно укатиться. Хорошо, что у нас трекинговые палки, без них не справились бы. Детям тоже было очень непросто, мы им помогали. Зато даже Ваня совершенно не выкрутасничал! Все мальчики старались и шли аккуратно.

подъем хохотунчик от скал монастыри с детьми
Опять по фотографии непонятно, какое серьезное препятствие перед Леной. Ей придется очень-очень постараться, чтобы забраться на этот корень!

Наверху наконец-то можно было спокойно передохнуть и пообедать (воду на обед мы притащили с собой снизу). На саму вершину Тхаб, которая осталась чуть в стороне, мы подниматься в такую погоду не стали, а устроились на обед прямо на дороге, ведущей по хребту. В этом месте она как раз шла по южному склону чуть ниже хребта, так что нас хорошо скрыло от северного ветра.

дети обедают в походе
Обед на дороге. Не самое приятное местечко, но зато не дует.  А мальчики как обычно болтают и дурят, как будто совсем не голодны!

На хребте мы оказались в самом настоящем ноябре. Не южном, а нашем привычном питерском. Температура - плюс четыре градуса (а к вечеру опустилась до плюс двух). Деревья полностью облетели. В предыдущие дни нам не верилось, что может похолодать. Так тепло было! И мы даже думали, что, может, зря тащим с собой по 2-2.5 килограмма теплой одежды на каждого... А вот и не зря, все пригодилось!
Густая облачность окутывала все вокруг, видно вперед метров на 15, а дальше - одно молоко. А мне так хотелось показать Лене красоты! Ведь мы три дня шли по реке, наконец вышли на простор - а простор в сплошных облаках... Причем, вполне возможно, внизу по небу плыли легкие облачка, сквозь которое просвечивало солнышко - погодный радар показывал именно такую картину. А на наших 800-900 метрах высоты в облаках не было ни малейшего просвета! Впрочем, в этом была своя романтика. Хорошо, что у нас еще было время, чтобы погулять по хребту и подождать улучшения погоды!
А чаще люди тут ходят так, что поднимаются на Тхаб - и сразу спускаются вниз, вдоль реки Тхаб или через гору Казачья. И тогда, в случае облачной погоды, вообще никаких горных пейзажей не увидишь за поход.

Бедная Лена вынуждена буксировать Ваню за собой на палке. Пока мы шли вдоль реки, Ваня в основном шел все-таки сам. А вот когда пошли просто дороги, сам идти отказался.

главный кавказский хребет (коцехур) в ноябре
Ноябрьская романтика.

Последний листочек застрял среди ветвей.

В этот день после обеда мы прошли на запад по хребту в тумане еще 3.5 километра. А на ночь остановились в урочище Голубая Гостиная. Там охотничий домик, а мы прошли за него и поставили палатки в молодом лесу. Вообще-то на хребте достаточно куда более уютных мест, как в лесу, так и на лугу, без всяких охотничьих домиков рядом. Но уж очень хорошо именно это место было прикрыто перегибом с севера, поэтому я выбрала его.
Оставив Лену с детьми, я пошла искать воду - на карте рядом был обозначен ручей. И тут очень оценила наше место для ночевки! У нас не было ветра, не было дождя. А буквально рядом, в 150 метрах, но с северной стороны хребта, откуда шли облака, творилась настоящая буря. Ветер гнул деревья, деревья протяжно гудели, с них лились потоки воды от оседающих облаков. Усыпанный густой листвой глинистый склон размок до состояния болота, только не горизонтального, а под крутым наклоном. И все это было закутано в густой-густой туман. Честно говоря, мне было страшно шагнуть вниз в ревущий и сумрачный лес... Но кто, если не я - мы же без мужчин! К счастью, ручей был не очень далеко, воды в нем в такую погоду было достаточно, и я вскоре вернулась в нашу уютную голубую гостиную, чтобы готовить ужин.
Непростой был день. Физически в этом походе я выкладываюсь по полной программе! Вечером такое чувство, как будто меня слегка били. И Лена устает точно так же. Но это поход, так и должно быть!

Вечером гостиная стала действительно голубой.

Дети играют в поезд в сказочном лесу.

А вот что об этом пишет Лена:
"Вершина это почти всегда ХОЛОДНО. И очень часто облачно. Что очень и очень хорошо.
Во-первых, в облаках нет ветра, и во-вторых, ррюкзак становится легче в 3 раза (когда с двумя детьми идёшь) – вся одежда достаётся и одевается. А вот когда спускаешься вниз – за тепло приходится платить в 3 раза дороже. Такова походная жизнь в горах. И это тру.
"

День 5. 7 ноября 2020.
11 км, время в движении 3 часа, набор высоты 350 м, сброс 430 м

В ночи в охотничий домик приехали на пяти машинах охотники, но я этого ожидала (охотничий сезон и вечер пятницы), и мы специально поставили палатку сильно вдалеке, так что их было практически не слышно и точно не видно. Но и мне, и Лене ночью снились тревожные сны с участием охотников. Плохая у них энергетика... В качестве компенсации, мы от них взяли две банки тушенки, буханку хлеба, печенья и пачку макарон. Еда для нашей прожорливой группы нужна всегда, а они все равно привезли много лишнего на машине.

К утру ветер стих, но оставалась глубокая облачность. Температура плюс два. Уж лучше бы подморозило, чем такая сырость! Но погода нас не спрашивает, остается принимать ее такой, как она есть :) Палатки пришлось паковать полностью промокшими - плюс килограмм к каждому рюкзаку. Но зато теплая одежда почти вся одета. Как хорошо, что одежды у нас достаточно, чтобы никто не мерз! Легкоходству в таких условиях не место.

Мы двинулись дальше на запад по дороге, ведущей по хребту Коцехур. Вокруг царил прекрасный Ноябрь. Благородство красок - и ничего лишнего! Из облаков выглядывали только пожухшая трава, высохшие и почерневшие луговые цветы, почти облетевшие ветви кустов и деревьев.

пеший поход с детьми

Привал с видом на туман.

Лишь изредка попадались яркие аккорды желтой листвы.

И вдруг облачность начала прямо на глазах приподниматься - и за час поднялась на несколько сотен метров, открыв нам весь хребет. Наконец-то мы увидели, что находимся в горах!

поход с детьми по главному кавказскому хребту в ноябре

На обеденном привале мальчики очень серьезно играют в карьер.

пеший поход по кавказу с детьми
Мы в горах!

Вид вперед.

Дорожка вела нас по изгибам хребта. Мы видели далеко вперед, а также оглядывались на Тхаб, который вчера был полностью в облаке. Хорошо, когда детям можно показать, что мы не просто тупо переставляем ножки по дорожке, а движемся: вот там-то были, вот туда придем.
Но, несмотря на красоты и хорошую ровную дорогу, дети шли сегодня очень ту-у-уго. Не могу сказать, кто именно тормозил - таким было общее настроение детской части группы. А все потому, что дорога без препятствий. Казалось бы, иди себе да иди, а вот нет! По бродам было намного проще. Детские походы - это гарантированный вынос мозга и взрыв опыта :) А как ужасно тяжело идти с 20+ килограммами за спиной ме-е-едленно!

Зато проосторы радовали глаз. Мне, жителю лесистой Ленинградской области, погулять на просторе удается нечасто. И я просила походных богов подарить нам тихий вечер, чтобы на просторе и ночевать! Погода и правда оставалась достаточно тихой, и для ночевки я выбрала уступ горы Абин (728м), прикрывший нас от имевшегося небольшого ветерка. Там мы и поставили свои палатки.

Гора Абин впереди.

Последний вечерний подъем.

Однако, с водой в этот вечер я ошиблась. Мне очень-очень не хотелось нести с собой воду на ночевку три километра от последнего родника, обозначенного на карте. Потому что и так очень тяжело было идти из-за медленного темпа, а лишние 4 килограмма - это критично. И я понадеялась на авось - рядом с Абином с востока был нарисован исток ручья в глубоком, располагающем к накоплению воды распадке. Хотя непосредственного дождя сегодня не было, все вокруг просто сочилось водой. Поэтому я надеялась, что уж в таком ручье вода будет. А вот и нет! Ни единой капельки. Там не было камней, которая могла бы удержать воду - и очень толстая подстилка из опавших листьев впитала в себя вообще все. Я попробовала сходить в другое место, к западу от горы, где был нарисован не просто исток ручья, а родник - но когда поглядела на уходящий вниз, заросший кустами, заваленный стволами и скользкий склон, поняла, что 360 метров от дороги до этого родника я буду идти час, а наверх выбраться сил уже точно не хватит. Пришлось вернуться к палаткам ни с чем, оставив в качестве плана сухой ужин и поход за водой на чай к сторожке возле места съемок фильма на соседней горе Шахан, там горел свет.

Но в этот раз неразумному руководителю похода крупно повезло :) Оказалось, что неподалеку местные жители устроили пикник. И накормили нас всех в этот вечер!

Вот что об этом пишет Лена:
"Я думала, что в кипятке в любом случае не откажут, если Катя вернётся без воды. Я не успела подняться, а навстречу мне уже шла голубоглазая и очень добрая женщина. Видимо в тот момент, пока я снизу смотрела вверх, выглядывая запахи, меня изучали сверху. А так как я была лишь красной точкой, сложно было понять кто я и что тут делаю, оттого и интересно. Мне сразу же предложили горячего чаю, а потом и ухи.
– Я не одна! Нас много!
– Зови всех.
– Там дети, и моя подруга ещё не вернулась из леса. Она пошла за водой к ручью.
– ......
И я начала очень аккуратно и медленно рассказывать нашу историю, чтобы сильно не шокировать.
А когда прибежали дети, НЕ шокировать стало очень сложно. И я расслабилась. Уха оказалась очень и очень вкусной. Дети съели всё. Потом мне предложили коньяк. И я выпила за здоровье, бесконечно повторяя слова благодарности. А потом хозяин Денис достал целый тазик шашлыка и пообещал нас накормить.
– Мы итак уже сыты. Но мы можем съесть весь этот таз и вам не достанется. Так что лучше мы пойдём, только подруге возьму несколько кусочков если она не успеет вернуться к окончанию банкета.
На меня посмотрели очень строго все. Велели замолчать и есть, пить и отдыхать. Я повиновалась чувствуя себя Винни-Пухом в гостях у Кролика. Мой голодный друг Пятачок успел вовремя, когда шашлык только сняли с костра. И да, Катя не нашла воду в этот вечер. Но нас накормили сами горы, Бог, Вселенная и звали их Денис и Ольга, они отдыхали с друзьями на Абине в этот холодный и ветренный ноябрьский вечер. И я безмерно им благодарна. И буду благодарить и помнить и рассказывать. Потому что в этот вечер я встретилась с благодатью на высоте 728 метров. И каждый раз вспоминая твержу себе – всё возможно, всё!!!
"

Честно скажу, в семейных походах с мужем, мы бы отказались от такого предложения - мы рассчитываем все запасы, а общенияа ищем только с природой. Но в этот раз, "мы" - это две мамы с тремя детьми. И мы физически не можем утащить на себе много, так что когда у нас закончится еда, обязательно должны будем выйти в цивилизацию. А благодаря этому подарочному ужину, мы смогли переночевать на хребте еще один раз. И хорошенько подкрепили силы своих весьма потрепанных организмов. Спасибо добрым людям!

День 6. 8 ноября 2020.
10 км, время в движении 3 часа 20 минут, набор высоты 500 м, сброс 520 м

Ночью вокруг нас топтались лошади - они тут пасутся на свободном выпасе. Пришлось прятать котелок с гречкой в палатку, чтобы лошади его не перевернули. Зато очень классно слушать лежать и слушать гулкий топоток по земле.
Утром мы проснулись как обычно до рассвета - и снова в густом тумане. Плюс два градуса.

Доброе утро!
Романтика холода и сырости.

Готовится завтрак. Дети, как обычно, толпятся вокруг горелки, где им вообще-то совсем не место :)

После завтрака я занималась бытовыми делами, мыла котелок, ставила кипятиться чай. И тут слышу, Лена, которая отошла "в кустик", вопит "Катяяяя!". Оглядываюсь - а там облака начали рассеиваться! Произошло это очень резко. Пелена тумана вдруг начала опускаться вниз - сначала показалось чистое предрассветное небо, потом вершинки соседних горок. Быстрым ветром туман уносило по распадкам и в долины - и к моменту рассвета мы оказались в солнечном сиянии над морем облаков.
Это был рассвет моей мечты! Еще до поездки на Кавказ я сказала Виталику, что моя мечта - это оказаться в палатке над облаками. И он спрашивал меня несколько раз, исполнилась ли моя мечта. А я говорила, что все нет и нет... И только на наше 19-е утро в горах (считая прошедший семейный поход) мечта сбылась: мы были на горе, а облака остались внизу, и над этим всем поднималось солнце. Хотя подобных пейзажей на фотографиях в интернете встречается много, на самом деле это утро было редким подарком!

палатки в тумане
Уже светло, но туман еще не рассеялся.

пейзаж главный кавказский хребет в ноябре
Первые предрассветные виды.

палатки и дети на кавказерассвет в горах и облака
Рассвет!

рассвет в горах и облака
Море из облаков.

пеший поход по кавказу с детьми

Вид на Главный Кавказский Хребет, на запад - туда мы пойдем.

рассвет в горах и облака
Туман несет через перегиб хребта.

Когда солнце уже встало, между горами все еще лежали пласты тумана. Подумать только, были бы мы внизу - и у нас было бы обычное пасмурное утро, возможно, еще и с моросящим дождиком!

лошади на хребте коцехур
Лошади несколько мешали нам фотографировать, оккупировав вершину горы. Вели себя навязчиво, а одна лошадь даже укусила Лену!

В это утро мы долго любовались на рассвет, и начали собираться только тогда, когда солнце было уже высоко в небе, а туман начал рассеиваться даже в долинах.
Наш путь лежал дальше на запад по Главному Кавказскому хребту. Там, где дорога шла по лугам, мы любовались просторами, хотя в резком свете полуденного солнца они были уже не столь прекрасны, как с утра. Солнце вообще хорошо припекало, поэтому еещ утром нам пришлось в несколько этапов переодевать детей из укутанных для плюс 2 до раздетых для теплого дня. И вся тяжелая теплая одежда снова отправилась к нам с Леной в рюкзаки... Ну никак не обойтись для такого похода без тяжелого груза! А дети опять идут медленно-медленно...

Спускаемся с горы Абин.

В этом месте автомобильная дорога идет кругом, а над склоном можно пройти по красивой тропинке.

Вид вперед.

поход с детьми по главному кавказскому хребту в ноябре

цветок безвременник в ноябре на кавказе
Изредка у дороги встречались единичные цветы безвременника. Похож на крокус, но цветет не весной, а осенью, откуда и название.

Там, где дорога шла через лес, мы утопали в грязи. Удивительно: полноценный дождь последний раз шел 7 дней назад, и даже с облачного моросилова прошло уже 2 дня, а на дороге грязища и лужи! Очевидно, что глинистая почва не уводит воду совсем никак. И лужи могут высыхать только путем испарения. То есть, практически никогда не уходят. Дети скользили, падали прямо в грязь. Да и взрослым идти по такой дороге было непросто, ноги разъезжаются в грязи, глина налипает - нас с Леной спасали только треккинговые палки. Естественно, смыть грязь с детей тут негде, надо просто дожидаться, пока она сама высохнет и осыпется.
Так что будьте морально (и в смысле одежды) к этому грязи, если пойдете по этому маршруту. Грязи на хребте меньше, чем где-либо, но вообще грязь в этой части Кавказа неизбежна. Разве что на практически целиком луговом Маркхотском хребте можно без нее обойтись.

Виталик очень переживал из-за того, что падал и весь покрылся грязью. А я там и сама еле шла, не могла ему помочь.

По пути мы прошли вершину горы Боцехур (716 м). Место популярное, засиженное, так как там можно посмотреть на пейзаж с краю горы, аж не вылезая из машины. Или выйти - и тут же сделать шикарное сэлфи, расправив платье и распустив волосы. За этим процессом мы и наблюдали, пока сидели в сторонке и перекусывали. В целом здесь вообще популярные места. Даже мусор встречается. Летом, наверное, тут вообще толпы. Но в ноябре вполне нормально, а в совсем дикие места я с нашей группой идти и не рискнула бы.
Внизу под Боцехуром даже есть кафе. Но работает оно только летом. Внизу имеется родник, но в кафе можно набрать воды прямо из крана. В этот раз, после вчерашнего опыта на Абине, мы набрали воды на ужин заранее, а на ночевку встали через четыре километра, на горе Вербовая (670 м). Выбрали место за перегибом, где нас прикрывало от ветерка.

поход с детьми по главному кавказскому хребту в ноябре
Впереди справа виден перегиб горы, где мы и остановимся.

Вечером быстро похолодало. Мы надеялись на такой же яркий закат, каким был наш сегодняшний рассвет, но нет - солнце садилось в облака над морем, и лишь краешком осветило желтым светом горы перед тем, как скрыться в тумане. Но все равно было очень красиво! Вторая ночь на просторе - ура!

Рома читает младшим мальчикам свой дневник.

пейзаж главный кавказский хребет (коцехур) в ноябре
Вид на соседнюю гору Острая (629 м).

Ужинаю в пуховике - на улице прохладно!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

You have no rights to post comments

Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!